Небольшая историческая справка: первое упоминание о Чернигове датируется 907 годом в договоре князя Олега с Византией, где Чернигов назван вторым после Киева, но результаты археологических раскопок указывают на более раннее его основание - примерно VII век. В 992 году столица Чернигово-Северской земли становится центром огромной епархии, которая до 1118 г. включала в себя территории современных Черниговской, Курской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Московской и частично Могилёвской и Смоленской областей. В городе, территория которого к концу двенадцатого столетия достигала 200 га, а население - 20 тысяч человек, разворачивается интенсивное храмовое строительство. К сожалению, многие из возведённых тогда церквей и соборов не дожили до нашего времени, но и сегодня в Чернигове возвышается 5 храмов XI-XIII ст., что составляет 1/6 часть от общего числа сохранившихся до наших дней памятников древнерусской монументальной архитектуры. Чернигов имел мощные укрепления, о деревянные стены которых неоднократно разбивались орды воинственных степных соседей. Но в 1239 году воины монголо-татарского хана Батыя после семидневной осады штурмом взяли Чернигов. Город был разграблен и разрушен. После этой трагедии он надолго приходит в запустение. Размеры и население Чернигова к началу XIV ст. значительно уменьшились. Архиерейская кафедра переводится в более безопасный Брянск. О былом могуществе остались лишь воспоминания. Город постоянно переходит из рук в руки: в 1320 г. его захватили поляки: в 1340 г. он становится владением киевских князей; в начале 60-х годов XIV ст. беззащитный Чернигов переходит под власть Литвы, а с 1503 г. на целое столетие входит в состав Московского государства. В 1618 году по соглашению между Варшавой и Москвой Чернигов переходит под юрисдикцию Польши. В 1623 году король Сигизмунд Третий даёт ему Магдебургское право (городское самоуправление), что положительно сказалось на развитии Чернигова. В то же время происходит процесс окатоличивания местного населения. В костелы превращаются древние Борисоглебский и Успенский соборы. В начале 1648 года город осадили казаки под предводительством старшего сотника Родака, и вскоре он находился в руках восставших. В 1649 году по Зборовскому договору Чернигов включается в число городов, подчинённых гетману Богдану Хмельницкому. Образуется Черниговский полк. 28 января 1654 года черниговцы присягнули на верность московскому царю. В это время в городе насчитывалось всего 1078 жителей. Чернигов вновь становится центром епархии, возобновляются древние храмы и монастыри. Возводятся новые церкви и соборы. Город интенсивно развивается вплоть до Великой Отечественной войны, во время которой он переживает период двухлетней оккупации, - население сокращается на 2/3. Сегодня Чернигов - небольшой город, занимающий площадь 7800 га, на которой проживают около 300 тыс. жителей, тем не менее являющийся одним из культурных и промышленных центров Украины.
Итак, выехав на поезде с Киевского вокзала вечером 24 декабря, около 5 утра 25 декабря мы прибываем на черниговский вокзал, где нас уже встречают родственники. С погодой крайне не повезло: температура поднялась до +2+4 градусов, идёт дождь, снег тает с огромной скоростью и улицы за считанные часы превращаются в сплошные лужи. Это обстоятельство, тем не менее, не может помешать нам совершить планируемые прогулки с целью осмотра достопримечательностей Чернигова. Так как дядя живёт совсем неподалёку от Красной Площади, первым делом мы направляемся к ней. Площадь разбита на месте, которое раннее называлось Пятницким полем по названию близлежащей церкви. На восточной стороне площади расположено здание театра имени Шевченко. Хорошо сфотографировать его не удалось из-за открытого в десяти метрах от входа ледового катка, ограждённого совсем не живописным металлическим забором. За зданием театра расположена Пятницкая церковь конца XII века, ныне переданная Киевскому патриархату. Чуть дальше вниз по парку спиной к церкви, театру и площади стоит памятник Богдану Хмельницкому.
На этот счёт существует две версии:
1. в 1956 году тогдашний первый секретарь обкома приказал развернуть Хмельницкого лицом к зданию будущего горкома, который так и не открыли;
2. гетман смотрит в сторону Москвы.
Сделав несколько снимков, отправляемся на юг в сторону древнего княжеского двора - Вала. Первое, что встречаем на своём пути, - памятник А.С. Пушкину и нескольких белок по соседству. Далее доходим до Спасо-Преображенского собора XI века с очень красивым и богатым внутренним убранством.
Заходим в соседний Борисо-Глебский собор XII века, который в настоящее время входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника "Чернигов древний" и является музеем.
В Коллегиум, первое учебное заведение высшего уровня на территории Левобережной Украины, построенное в стиле украинского барокко на средства гетмана Ивана Мазепы (его памятник расположен напротив Коллегиума), на выставку икон решили не заходить.
Минут через 10-15 мы "выплываем" к двенадцати пушкам, подаренным городу Петром I в знак признания героизма черниговских казаков во время Северной войны, и панораме Екатерининской церкви.
Тут же находится памятник Тарасу Шевченко.
Спустившись с Вала и перейдя через узкую дорогу, мы поднимаемся к Екатерининской церкви, построенной на средства братьев Семена и Якова Лизогубов по завещанию их отца Ефима Лизогуба в память своего деда, Черниговского полковника Якова Лизогуба, и казаков черниговского полка, отличившихся в 1696 году при взятии считавшейся неприступной турецкой крепости Азов, и освящённой в 1715 году в честь святой Екатерины.
В данный момент церковь передана под патронаж Киевского патриархата, а перед входом разбит походный храм Украинской Православной церкви Московского патриархата. Со слов служителей походного храма, которые, к слову сказать, были очень рады видеть москвичей, в Чернигове идёт довольно острое церковное противостояние, подогореваемое администрацией нынешнего президента Ющенко.
Окончательно промочив ноги и слегка продрогнув, мы возвращаемся домой готовиться к вечернему празднованию юбилея.
На следующий день 26 декабря, позавтракав, мы отправляемся на вторую прогулку. Первым пунктом становится Чёрная могила - один из самых знаменитых древнерусских языческих курганов. По преданию под ним похоронен основатель Чернигова князь Чёрный.
Напротив кургана расположен Елецкий женский монастырь XII века. В период Великой Отечественной войны на территории Чернигова находилось несколько концлагерей. Во время отступления немцы согнали большое количество людей из концлагерей в здание Успенского собора Елецкого монастыря, собор заминировали и попытались взорвать - взрывчатка взорвалась только частично, собор устоял, лишь одна из башен сдвинулась в сторону. Реконструкцию башни до сих пор не осуществили и в настоящее время архитектурные службы не дают открыть собор именно по этой причине; поэтому службы проходят в здании бывшей столовой.
Далее наш путь лежит к Болдиной горе (от древнерусского слова "болд" - дуб). У подножия горы стоит памятник защитникам родины, а выше по ступенькам - вечный огонь на могиле неизвестного солдата.
На самой горе находится огромное количество языческих курганов. Проходим мимо и спускаемся к Ильинской церкви и Антониевым пещерам. Сначала монастырь был пещерным, затем в первой половине XII века возвели одноглавую Ильинскую церковь, в перестроенном виде сохранившуюся до наших дней.
Берём гида и спускаемся в пещеры, вырытые в различные исторические периоды от XII до XIX столетия. Впечатляет.
Времени до поезда обратно в Москву остаётся всё меньше и меньше и мы двигаемся в сторону Троицкого монастыря, на территории которого находится епархиальное управление Украинской Православной церкви.
Времени подняться на колокольню не остаётся совсем и мы, оставляя это до следующего визита, едем на вокзал.
Подводя итог, хочется сказать, что Чернигов очень понравился прежде всего своим историческим богатством, но нам было бы крайне интересно посмотреть на него в тёплое время года, когда город утопает в зелени и краски становятся более насыщенными.