Южная Африка. Небольшой путеводитель для пилотов-любителей, или “Как я провел зиму 2010”. Пролог. Однажды, проведя с товарищем сутки в машине, пытаясь просто объехать вокруг западной части Исландии, я вдруг понял, что по-прямой до места ночевки - 10 км, а вот по дороге - все 150 наберется. Ну, как известно, именно лень - двигатель прогресса.
Прошло время, уже была и Австралия, где удалось полетать на небольшом самолетике, Европа, которая запомнилась перелетом из Германии до Марокко и шлянием по Северной Африке на двухместном Пайпере с сильно беременной женой, просто Европа, опять Европа, США и окрестности. Но все это было немного не то. Точнее именно то, но в большинстве случаев передвижение на очередном летающем тазике - дань прихоти - ведь можно, не морочась на кучу лицензий, разрешений, аэродромы и так далее - просто взять любую машину и не спеша вкусить все прелести новой страны. Что оставалось - юг Африки уныл для автопутешественника, особенно если это происходит не в первый раз. Опять день за рулем, день прихода в себя, очередные 800 км. автобана позади. Хотелось большего.
Способ и маршрут. Тут все оказалось просто. После 20-минутных изысканий выяснилось, что валидировать (подтвердить) лицензию пилота в ЮАР - дело пары часов. Вертолет в аренду нашелся сразу, причем еще долго была проблема выбора - помощнее, подешевле, где взять, где отдать, куда полететь..
Куда полететь Ну, это целая тема. Фактически, изначально предполагалось использовать вертолет не для того, чтобы перемещаться из точки А в точку Б, а забраться именно в те места, которые труднодоступны для авто или вообще недоступны. Ходить треки я перестал с тех пор, как улыбающийся мужичок в мокрых штанах на вопрос:
- А далеко ли тут еще до водопада?
радостно выдал:
- Не, не далеко. По ручью 8 километров, потом в гору 3 и вы на месте. Только ручей холодный и глубокий...
Дело происходило в августовской Исландии, опять же, температура воды в ручье была градусов 6 и синие ноги “турыста”-европейца, позырившего таки на водопад, окончательно избавили меня от желания дойти до этого водопада. Совсем.
Посему, тщательно изучив тему “10 ништяков ЮАР”, получив рекомендации от бывалых, я понял, что хочу денек проваляться в окрестностях реки Лимпопо, денек - на побережье океана около Мозамбика, заскочить на Wild Coast, тем более, что толком о нем никто ничего рассказать не мог, далее зависнуть в Найсне - устрицы и вино - святое, пару дней провести в гостях у Vumba в Кейптауне, непременно облететь мыс Доброй Надежды, примостить вертолет на мысе Игольный так, чтобы одна лыжа была на стороне Индийского океана, а вторая - в Атлантике.
По дороге в плане было - Свазиленд и Лесото, Дракенсберг (второй по величине водопад в мире), виноградники Кейптауна, Garden Road. Далее планы мутнели. То ли в Намибию податься, то ли в Ботсвану..
Целью поездки было не посмотреть в очередной раз на зверюшек, не посмотреть то, что видел до этого и так, а получить чуть иной угол обзора..
В качестве отступления. Южная Африка с высоты птичьего полета - она другая. Ну сравните - традиционно вы добираетесь до удаленного лоджа, вам ставят стульчик для того, чтобы вы не рухнули, выползая из своих последних стариковских сил из Ленд-Крузера, три пластилиновых улыбки и одна искренняя, бокал какой-нибудь гадости в качестве welcome drink, хреновый сон до 4 утра, чашка кофе в 4.15, стульчак, стульчик и вы снова победитель - т.е. вы едете на Лендкрузере, нюхая по дороге свежее говно для того, чтобы определить - давно ли тут прошел жираф и ломитесь в чащу за ним - чиста позырить.. К обеду, пропотев так, что окружающие уже не ощущают никаких запахов, кроме вашего и только скунс может еще составить вам конкуренцию, да и то, долго не выдержит, вы возвращаетесь обратно в лодж. Время до сумерек традиционно проходит в восторженных беседах:
- Вы представляете, я сегодня видел подкустовного выползня и в книжке о выползнях поставил крестик напротив его изображения!
- О, как это мило!
- Боже мой, восторг и восхищение вашей удачей!
- Давайте же выпьем за нашу удачу!
- Нет, только по чуть-чуть - ведь вечером 2 и 5 коттедж идет смотреть на миграцию черепах из кустов в море!
Гарантирую, что на исходе первого дня вы начинаете аккуратно уточнять, когда прилетит следующий самолет и когда можно будет отсюда вырваться. Ну, или запасы всего, что горит, потерпят сильный урон..
И теперь все то же, только вы и вертолет.. Вы появляетесь в лодже, небрежно плюхаетесь на площадку - обычно это либо поле для игры в гольф (бывает и петанк, но гораздо реже), либо это вид на очередной водопой, чем сразу вызываете массу умиления у постояльцев и пока он мешает всем - идете небрежно, периодически теряя шлепанцы, договариваться о постое с менеджером. Часто у вас даже забывают попросить паспорт, кредитку и даже имя. После того, как вы договорились, можно согласиться и убрать вертолет на теннисный корт, к себе под окно или еще куда. Утром вы не едете ни на какое сафари, спите до обеда, плаваете в бассейне и наслаждаетесь одиночеством. К обеду можно пройтись на бреющем, посмотреть все, что надо - видно гораздо лучше, чем из кустов и вернуться еще до того, как появятся любители подсматривать за черепахами. И пока они отмываются - вы успеете смотаться за 300 км, искупаться в Индийском океане и даже вернуться обратно - если захочется, конечно же...
Именно в Африке я понял, что наша страна - она не совсем для вертолетов. Ну можно пролететь в сутки 2000 километров. И еще неделю подряд каждый день по столько же. И как-раз хватит, чтобы ОДИН раз пересечь страну. А тут - 4 часа лета - и вы за рубежом. 5 часов - и вы любой точке страны. Заправок - почти везде. А уж если вы обленитесь окончательно - то вам привезут на самолете 200 литров топлива в практически любое место. И получится это дешевле, чем тот же бензин в Питере. Раза так в два... Приземление с диспетчером и стоянка сутки в официальном аэропорту, с охраной, пропусками и прочая - 2 евро... за все. Даже топливо - недавно СИЛЬНО подорожало и стало стоить 1 евро за литр.. Многие задумались и решили продать вертолеты..
На всю страну - 4 крупных аэропорта, влетая в зоны которых надо обязательно связываться с диспетчером. Остальное - совершенно свободен. Короче, легкий свод правил полетов в ЮАР для вертолетчиков.
Высоты - от 500 футов до 1500 (над заповедниками). 2000 - над аэродромами. Выше 3000 футов - уже уведомительный контроль. В остальном же... Свобода полная и без особых рамок... более подробно правила могу написать - они несложные.. но вот надо ли... вопрос.
Процесс. Продолжение следует..