1 Испанский в Испании - школа ENFOREX
1.1 Общежитие
1.2 Школьный Вавилон
1.3 Начало
1.4 Уроки
1.5 Эффективность
2 Прогулки по Мадриду
2.1 Прилет, первые впечатления (02.06.2012)
2.2 Зоопарк в парке Каса де Кампо (03.06.2012)
2.3 Пуэрта дел Соль как исходный пункт (04.06.2012)
2.4 День музеев (05.06.2012)
2.5 Королевский дворец вместо Площади Паха (06.06.2012)
2.6 Направление выбирали ноги (07.06.2012)
2.7 Розарий в парке Оэсте (08.06.2012)
2.8 День площадей и музея Прадо (09.06.2012)
2.9 Парк Ретиро и ЖД станция Аточа (10.06.2012)
2.10 Музей Королевы Софии (11.06.2012)
2.11 Парк Ретиро. Дубль 2 (12.06.2012)
2.12 Район Летрас (13.06.2012)
2.13 Еще парки - не бойтесь, не Ретиро! (14.06.2012)
2.14 Площадь Паха нашлась! (15.06.2012)
2.15 Барахас (16.06.2012-17.06.2012)
3 Жизнь в Испании
3.1 Что едят испанцы
3.2 Немного об инфраструктуре
3.3 Магазины и цены
3.4 Люди
3.5 Разное непривычное
1 Испанский в Испании - школа ENFOREX
1.1 Общежитие
Я жила в студенческом общежитии в 10 минутах ходьбы от школы. По приезду нужно было оставить залог и получить ключи в другом месте и только потом идти в общежитие. В тот момент мне показалось, что идти долго, но когда гуляла налегке, увидела, что там все близко. Под общежитие, скорее всего, приспособлен многоквартирный дом - там имеется подъезд, со входом по ключу, домофон, которым студенты не пользуются, лифт. Двери в подъезде ведут в квартиры-общежития. Вход в "свою" квартиру тоже по ключу. А внутри комнатки, отведенные под одного-двух студентов, 2 общие ванные, кухня, и общая комната с диваном, телевизором, сушилкой для белья. На кухне стиралка, которой можно было пользоваться в любой момент, несмотря на условия с сайта про раз в неделю. Вот только порошок нужен свой.
И даже немного "вида из окна на Мадрид" в кадр попало - там другой дом жилой почти вплотную построен. Внизу дворик был закрытый и использовался под стоянку для машин.
Пожалуй, единственное, что напрягало связанное с общежитием - то, что дверь в свою комнату на ключ не закрывалась. А там деньги и документы. Ничего не случилось, так как соседи были хорошие, но могло ведь и не повезти...
Одна из дверей в квартиры-общежития, ничем не отличающаяся от прочих, вела в столовую для тех, кто купил питание от школы. Нужно было просто приходить в определенное время и открывать своим ключом. Кормили завтраком в промежуток с 8ми до 11ти, а ужином в 8 часов. Ну это по местному времени. Женщина, которая готовила для нас, оказалась с Украины . Завтрак был по принципу залей хлопья молоком, пожарь тосты и съешь с джемом, соки, растворимый кофе. Ужин - полноценный.
График школа-туризм-общение с семьей-домашние задания оказался таким плотным, что я была рада, что купила там питание. Если еще и готовить... я не представляю.
1.2 Школьный Вавилон
В необходимости введения "действующих лиц" я убедилась после того, как мне задали вопрос: "Там были только донецкие?" :-D
Так вот, школьную географию определяли соседи по общежитию и по столовой, те, кто приходил на школьные экскурсии, ну и, конечно, одногруппники.
В соседней комнате жил итальянец Франческо. Он каждый вечер что-то напевал или насвистывал! А еще болтал по телефону, по-итальянски быстро-быстро. Хотя по-испански у него тоже хорошо получалось. Он как раз закончил курс и устроился на работу, так что в общежитии не только ученики школы живут.
С другой стороны соседа Лука звали. Он по-испански вообще не говорил. Представлялся по-английски, и как-то коряво. Не знаю, откуда он. В столовой его не было, на экскурсиях - тоже. Его всего пару раз видела.
Еще одна соседка - Ванесса из Бразилии из Рио. Красивая немного смуглая девочка. Она вечно мерзла по ночам при мадридских 20 градусах.
Француженка Одре (из небольшого города возле Парижа) - соседка по столовой. Студентка иностранных языков, приехала практиковаться.
Вообще в столовой 10 человек ужинали, но всех имен я так и не узнала. Кроме Франческо, Одре, Ванессы и меня был еще бразилец и тоже из Рио - весьма приветливый, болтал много и хорошо, француз Пьер, американец, итальянка, 2 русские.
В группе я училась с четырьмя американками Мишель, Пейдж, Айрин, Элизабет, бразильцем Федерико, японкой Асами, китайкой Сак, индианкой Ритой, арабом Хасаном и китайкой Марсой.
Пейдж, Айрин и Элизабет - американские учительницы, приехали по какой-то 5тинедельной программе миссисипского университета. Для них делали в середине недели (в середине их курса) экзамены. Беспокойные они какие-то, вечно у них была куча, вопросов, вечно с чем-то вылазили.
Мишель заканчивала свой полугодичный курс в школе одновременно с моим 2хнедельным и искала работу в Мадриде - не хотела возвращаться в Бостон.
Рита из Индии - внимание! - католическая монашка. Она в школе с нуля начинала учить язык, уже там 2 года с перерывами училась. Жила в монастыре.
Асами - тихая японочка. Преподаватели ее постоянно просили говорить погромче.
Сак из Китая, хотя несколько лет жила в Сингапуре. Рассказывала, как тяжело получить высшее образование в Китае. У них в ВУЗы одного из 100 принимают. Она программу подготовки проходила по 10 часов в день и все равно ей баллов не хватает. Тихая девочка, но из тех, про которых говорят «в тихом омуте черти водятся».
Федерико – ну, бразильцы как-то сразу выделяются и внешностью и приподнятым настроением. На вопрос преподавателя, кто виноват в его пропусках ответил, что Мадрид. Ходить по барам и клеить испанок ему было интереснее, чем посещать занятия
Хасан из Саудовской Аравии – еще один прогульщик. Типичный араб. Смуглый по внешности и какой-то жесткий по сути.
Китайка Марса присоединилась к нам на 2й неделе. Еще одна монашка - изучает теологию. Год училась в Риме. Кто бы мог подумать, что в школе испанского может быть такая высокая плотность монашек?..
На уроках культуры была частично другая группа, там был немец Тим, бразильянка Мелисса, китаец Луис (его настоящее имя для европейца непроизносимо ), японка, имени которой так и не узнала.
Все везде общались между собой на испанском – в столовой, на экскурсиях, даже американки между собой на переменах. Было забавно слушать разговор между японкой и китайцем о похожести японского и испанского языков! И конечно, это был праздник акцентов. Французы с их характерной р, бразильцы с несвойственной испанскому твердой л и характерными португальскими гласными, американки, тянущие а и э, индианка, говорящая слегка напевно, немец, говорящий прерывно, что плавному испанскому совсем не присуще. Оказалось трудновато понимать бразильцев почему-то, несмотря на схожесть языков, а вот итальянцы говорили четко, акцента не чувствовалось. Но может это мне такие продвинутые итальяшки попались.
1.3 Начало
Начинался 1й понедельник с определения уровня (теста и беседы с преподавателем) и всяких оргмоментов. Тест писали 17 человек, еще 8 человек приехали с уровнем "с нуля". Это озадачило, поскольку неясно было, как из 17 учеников разного уровня собираются группы комплектовать. Оказалось все просто - людей присоединяют в уже имеющиеся группы их уровня. Я попала в группу, которая занималась на 40й странице учебника хоть и не знаю, сколько это в неделях. Но точность их тестирования - высокая. По крайней мере я попала в группу своего уровня. Оргмоменты состояли из входного пакета с картой центра, списком и расписанием экскурсий от школы, предложением оформить студ. билет и телефонную карточку, выдачей расписания занятий. Информация дублировалась на английском, чтобы поняли начинающие. Экскурсий школа предлагает немного – 2 в неделю. Нас сопровождала преподаватель Мария. Платить нужно было только за проезд. Вход в музеи был по студенческому билету бесплатный.
1.4 Уроки
Когда готовилась к поездке, искала отзывы о школе и нашла их только на уровне: "Было очень интересно, 2 недели пролетели мгновенно, спасибо учителям". Подписываюсь под этим словами, но хочу рассказать подробнее для таких как я.
Схема обучения построена так, чтобы охватить все компоненты языка. Первый 2хчасовой урок посвящен пониманию текстов, грамматике и словарю, а также письму, но это дается на дом, 2й - разговору и аудированию. Эти занятия проводят разные преподаватели. Учебник очень хорошо составленный, рабочая тетрадь - я бы по такой не занималась. Но говорят, ее будут менять.
С преподавателями мне повезло! Мне даже подумалось, что тут экзамен на чувство юмора при устройстве на работу сдают!
Первое занятие вел Фаусто, второе - Эстеван.
Фаусто объяснял термины и делал это виртуозно. Не каждый человек вообще может приводить столько синонимов, а это необходимо, так как кто-то знает одно, кто-то другое слово; объяснял грамматические моменты и задавал сочинения. Он так и говорил "Я - ваш словарь".
Первое занятие, на которое я попала, состояло в чтении текста по кругу (по несколько предложений). Дальше Фаусто прерывал и спрашивал, какие слова непонятны. Люди называли слова, он объяснял синонимами или даже показывал в лицах. В частности, "чтобы вам объяснить, мне придется изобразить голубого, ну ладно, я сделаю". Сложил платочек, поднес ко рту и изобразил жеманство и кокетство так, что, ей Богу, ему в театр надо. Или в тексте идет, "но сейчас не время и не место спорить" и он тут же предлагает поспорить. В данном случае о тяжкой доле женщин и о виноватых в этом. "Вот я лысый и я могу подробно рассказать, как это быть лысым и когда я вижу лысого, я знаю что он чувствует, а вы мне можете объяснить, что значит быть женщиной?" (на тот момент были только девочки).
Прощался он с нами обычно в форме "С Богом, или с Дьяволом, что гораздо интереснее".
Еще ситуации и фразы от него: "Рита, начинайте читать задание". Рита читает как написано: "Дополни..." и он неожиданно "Дополни - нет, дополните, эту копию я сделал еще когда обращался к студентам на ты" - Рита продолжает "Дополните текст как можно лучше, как только сможешь " - "Сможешь - нет" - Рита продолжает -"...сможете...".
"Я знаю, что у меня очень красивый голос, под который всегда хорошо спится студентам".
"Что неужели вы никогда не говорите со своим отражением?! Не обращаетесь к нему на ты? Я, бывает, встаю утром, смотрю в зеркало и говорю - Фаусто - ты невыносим".
"Студенты - это враги" - с серьезным видом и смеющимися глазами.
Еще он уменьшал градусы на кондиционере, чтобы нас разбудить.
Один раз он объявил меня предательницей, потому что я смеялась на уроке у Эстевана, а у него была сонная. Сказал, это потому что у Эстевана есть волосы, а он лысый
В общем, очень интересная личность и хороший преподаватель. Все время ждала, что он следующее выдаст.
2е занятие вел молодой преподаватель Эстеван, судя по фразе «у меня были хорошие оценки по арабскому, потому что преподаватель думала, что я знаю предмет, а мне просто повезло – я левша и мне было легче выводить арабскую вязь» - вчерашний студент. Его задачей было все время выводить студентов на полемику, то есть заставлять говорить, с чем он, будучи открытым и общительным, справлялся виртуозно, используя как темы из учебника, так и любые другие, какие на язык подворачивались. Это мог быть просто опрос в начале недели, как прошли выходные или вот запомнился разговор на перемене между Федерико и Мишель: Федерико рассказывал, что купил в Мадриде мотоцикл, потому что ему так дешевле даже с учетом перелета (в Бразилию), Естеван услышал и расспросил его где, почем и т.д. А потом они обсудили насколько отличается португальский в Бразилии и Португалии. Сказал, что ему бразильцев намного легче понять, чем португальцев. Или одна из тем учебника «Судьба - свободный выбор и или все предопределено» оказалась очень продуктивной на полемику. Еще одно занятие проходило в рамках темы «Испания в 17 веке». То есть мы сначала прошлись по вопросам теста, обсудили проблематику (Испания 17 века - внутренняя, внешняя политика и т.д.), потом послушали текст, потом отвечали на вопросы теста, как на самом деле оказалось, то есть какой ответ и почему, потом каждый рассказывал про свою страну в 17 веке. Вообще у Эстевана не такой острый язык, как у Фаусто, но за словом он не лез в карман и обстановку создавать неофициальную у него получалось отлично. Например, когда нужно было новость рассказывать и Асами не хотела выходить в центр и Естеван спросил: "Почему? Мы же тут все девочки! Можно сказать, что у нас вечеринка в пижамах".
Еще у меня было 3е часовое занятие культурой, которое также вел Фаусто. Проходило почти как 1е занятие, только вокруг какой-то темы. Вся 1я неделя была посвящена католической религии. В 1й день Фаусто раздал текст и про католицизм, но до чтения мы так и не дошли, потому что он рассказывал и рассказывал и рассказывал про религию.
Из-за того что Фаусто несколько раз за эти 2 недели отпрашивался, удалось узнать еще несколько преподавателей, благодаря чему могу сказать, что преподавателей организация школы подбирает хорошо. 2 раза культуру проводила Виктория – обаятельная девчонка, преподаватель фламенко. В 1й раз рассказывала про язык вееров, во второй про проблему употребления английских слов в Латинской Америке. Честно говоря, с ней уроки культуры были интересней – я чего-то такого легкого ожидала, когда на них записывалась. Рассказала, что она из Валенсии (или Андалусии), там они не произносят окончания и Фаусто ее каждый раз дразнит по типу адье мухе (вместо адьес мухер).
Еще, наверное, стоит упомянуть Марту, которую я видела только мельком - она должна была сменить Эстевана, но я уже уехала и у нее не занималась. Так вот весьма энегричная и решительная девушка. Она заглянула предупредить, что в понедельник (18.06.2012) играет Испания, поэтому на ее занятии все должны быть в красном и сама перечислила, что на ней будет красное и что желтое. Меня прикололо больше всего: «я надену красную сережку и желтую». Ну и Эстеван: «и на занятии придется стоять, потому что стулья синие», что Марта тут же подтвердила.
1.5 Эффективность
То, что было весело, думаю, понятно. Но на качество занятий это если повлияло, то только в лучшую сторону. Застрять бы там на полгодика! Вообще там ученики учатся месяцами, все друг друга знают. Почти никто как я на 2 недели не приезжает, на меня смотрели озадачено или спрашивали, а чего так мало... Там можно поднять уровень очень быстро. Например, Мишель приехала в феврале с В1 и уезжала в июне с С1.