Прошло уже некоторое время после моего Главного морского путешествия - невозможного и немыслимого.
С тех пор добавилось еще нечто совсем невозможное.
И вот тему с флагманами надо закрывать уже, а главный рассказ никак не помещается.
Не могу подобрать рамки.
В результате он ни в какие рамки не лезет.
Всю свою жизнь пересказывать нет возможности, да и интернет не для этого.
Но тогда не будет понятно, почему я (и сопровождающие лица - дальше всё от первого лица, чтобы не мудрить) оказался там, где я оказался, и что это вообще для меня значит.
Поэтому... не знаю.
Наверное, лучше покороче, побольше визуальной информации, поменьше слов.
А как без слов?
О том что и как было - у меня и до меня.
Что наболело за время тут на форуме.
О Королевах и "портах захода" - не могу - начал смеяться, как вспомню читаемое..
Да нет, друзья, всё нормально.
Читать всегда интересно, даже если немного, по верхам.
Во всяком изложении есть момент творчества. И это замечательно. И всё за спасибо. За это только спасибо.
Ну а поскольку мы все разные, то не всегда удается с аптекарской точностью установить, что же всё-таки лучше: два килограмма или два квадратных метра.
Всё-таки постараемся разложить гири в одну сторону, а метры ("будь они неладны") в другую.
Рискнем потратить еще какое-то количество нашего с вами времени.
Лайнеры, пароходы, корабли, суда, плавсредства...
У англичан, у морской нации, есть одно замечательное слово - a ship - корабль.
Этим словом они обозначают практически всё - и парусники, и лайнеры, и круизные суда.
Есть у них и более формальное слово - a vessel, т.е. это уже буквально "судно". Таким словом хорошо обзываться во всяких документах, в юридических и налоговых конторах...
"A ship" в английском языке - это совершенно особое слово.
Кто знаком с английским, заметит, что там почти что нет существительных мужского и женского рода, кроме непосредственно самих мужчин и женщин - мама, папа, жена, сестра, дочь, сын, он, она ...
А вот "a ship" удостоен особой чести быть включенным в число одушевленных предметов, причем нежно любимых, т.е. женского рода.
Так что же такое "a ship" (уберем артикль - эту болезненную трудность английского языка)?
Ship - корабль.
Battleship - линкор.
Steamship - пароход.
Sail ship - парусник.
Cruise ship - круизное судно.
Так что вот такая складывается обстановка.
Как ни крути - корабль он и есть корабль.
Многие из профессиональных моряков (русскоговорящих) нам скажут, что корабль - это исключительно военная штука.
Но, при всём понимании этой в некоторой степени терминологической традиции, великий и могучий русский язык, при попутном ветре здравого смысла и психологической поддержке дружественного исконно морского английского языка, всё-таки снимает с нас такие ограничения.
Плаваем мы или ходим?
Те же суровые моряки могут сказать, что плавает только говно в проруби.
Еще раз оценим величие и мощь русского языка, куда деваться.
Тем не менее, корабли уходят в плавание и идут, идут - а смотрите-ка - действительно идут ("привет мальчишу").
При этом есть великие мореплаватели.
Плывут по морям пароходы - это пойдет, если совсем широкими мазками.
Пароход приплыл вовремя - ой, извините. Он пришел.
Мы плаваем в бассейне, а по морям мы...?
Нет, ходят по морям только моряки. Например, под парусом.
Ходят по воде только в фильме "Бриллиантовая рука".
Пароход идет, а мы на нем едем.
А также мы на нем плывем.
"Ура, мы плывем на "Авроре"!" Это годится.
"Мы идем на "Авроре" - вот это уже дудки. Сначала получите диплом судоводителя в мореходном училище либо справку, что вы лунатик.
"Идем в круиз" - это уже бурлаки, тянущие Руби Принцесс. Зовите Репина!
С судном не легче.
Есть суда.
Есть судоходство.
Есть судоводители.
Есть также горшок, который подкладывают больному в кровать...
Ах, русский язык...
У англичан горшок, который "утка", называется bed pan (бывает слитное написание) - т.е. ну никак не корабль.
"Сестра, утку!" - просите, даст.
"Сестра, корабль!" - это больной бредит.
Суда в принципе у нас везде, кроме военно-морского флота. Тут уже точно никаких судов.
Если не думать о горшках, то вполне хорошее слово, хотя, возможно, как-то это буднично, сухо - судно.
Торговый корабль - конечно это парусник.
Торговое судно - может быть и парусник, и пароход.
Как же быть?
Корабль - завсегда.
Круизное судно - чуть формально, но вполне приемлемо (с четким отличием от "утки").
Пароход - отлично, красочно, даже если это о теплоходе.
Теплоход - годится, но звучит, согласитесь, как-то мельче, чем пароход.
А лайнер?
Вот тут, друзья, я бы попросил выбирать выражения ...
Самый знаменитый, самый красивый, самый большой, самый быстроходный, самый заслуженный, самый счастливый...
"Расписание обязывает",- сказал де Бодеан, капитан французского лайнера Иль де Франс (SS Ile de France), прощаясь с участниками операции по спасению пассажиров и экипажа тонущего в Атлантике лайнера Андреа Дориа, и увозя (возвращаясь) в Нью-Йорк большую часть спасенных.
В этом ключ.
Расписание.
По расписанию может ходить любое судно.
Не всякое может выдерживать расписание.
Основное качество транспорта - скорость.
Поэтому через океан нужно ходить по расписанию и быстро.
А шторм?
А туман?
Не волнует.
Расписание обязывает.
Если они придут раньше - пассажиры будут у них.
А у нас - дырка от бублика.
Нет, отставать нельзя.
Поэтому проектировались и строились лайнеры таким образом, чтобы, пройдя через любой шторм в бушующей Атлантике, прибыть в порт назначени по расписанию.
Огромная экономическая потребность в морском сообщении Европы с Америкой, острая конкуренция судоходных компаний, вытекающий из первого и второго технический прогресс, славные традиции морского флота привели к тому, что 20-й век увидел примерно 25 выдающихся призведений техники (каждого для своего времени) - океанских лайнеров, которые перевезли немыслимое количество пассажиров и попутных грузов, уходили на войны, перевозили войска, совершали подвиги, выживали, трагически погибали.
Самые счастливые потом возвращались к мирной жизни, модернизировались, перестраивались и в конце концов уступали дорогу новым лайнерам.
Продолжала работать главная судьбоносная океанская дорога всех времен и народов - Ла-Манш (т.е. Саутгемптон и Гавр) - Нью-Йорк.
Из двух европейских портов, конечно же, основной был Саутгемптон.
Поэтому если ставится задача выбрать на земном шаре два порта и провести между ними линию, это будет Саутгемптон - Нью-Йорк.
Дальше попозже будет видеоролик из эпизодов моего обожаемого фильма детства, в котором французские жандармы едут в Нью-йорк на суперлайнере...
Там в эпизоде прибытия в порт видно, какие лайнеры стоят у пирсов.
Сразу можно понять, в каком году снимался фильм, если Куин Мэри (RMS Queen Mary) еще в эксплуатации, а Рафаэлло и Микеланджело уже в эксплуатации, т.е примерно 1966 год.
Да, в это время в мире оставалось 6 суперлайнеров: две Королевы Кунарда (Англия), SS France (Франция), SS United States (США), Рафаэлло и Микеланджело (Италия). Эту категорию судов называли "лайнерами скорости и национальной гордости". Ну вы и сами видите - одни названия чего стоят.
Но.... Боинги и Дугласы сделали лайнеры нерентабельными.
А закон капитализма суров.
На рубеже 80-х в работе были только Куин Элизабет 2 (RMS Queen Ekizabeth 2 - построен в 1969), которая упорно продолжала работать на североатлантической линии, и Франс, перестроенный в круизное судно Норвэй.
Четыре года назад Куин Элизабет 2 выведена из эксплуатации. В том же году прекратил существование Франс/Норвэй.
На сегодняшний день единственным океанским лайнером является Куин Мэри 2 (RMS Queen Mary 2), построенная в 2004 году.
Я поздно родился. Большинство из великих лайнеров ушли раньше, чем я оказался в состоянии предпринять какие-то активные действия в их сторону.
Мне посчастливилось побывать всего на двух из них. Еще один видел довольно близко. И еще один разглядел с самолета.
Поэтому в этой части истории будет больше фоток из морской литературы и интернета, чем моих собственных.
Самый знаменитый.
Тут гадать не надо - Титаник (RMS Titanic).
Наверное, это моя самая любимая фотография Титаника.
На ней всё так, как его описывают.
Красивые пропорции надстройки, заостренный нос (редкость для того времени - тогда были прямые носы), изящная вытянутая корма.
Верняя палуба "чистая", без торчащих раструбов вентиляторов.
"Родной брат" Титаника, старше на 1 год, почти близнец - Олимпик.
Тоже люблю это фото.
Олимпик в море.
Только фрагмент, но какой силуэт!
Олимпик уходит на войну (Первую мировую).
Этот лайнер таранил и потопил немецкую подводную лодку, которая его атаковала.
Два брата вместе в Белфасте.
Титаник еще достраивается.
Ближе к нам - Олимпик.
Казалось бы - старомодные пароходы, да еще стоят на месте.
А какие силуэты - как клиперы, летящие по волнам.
В те далекие времена на Титанике, среди прочего, был бассейн, турецкие бани (спа), альтернативный ресторан, лифты, электрические картофелечистки, опреснительная установка, промышленные холодильники, электрическое отопление кают, вентиляция в туалетах, горячая вода, были устройства, аналогичные сегодняшним вакуумным унитазам, только использовались для удаления золы из топок котлов. В порту для этого подгонялась баржа, в океане - на кого бог пошлет. Как хорошо известно, на Титанике также была самая мощная по тем временам радиостанция.
От темы Титаника так просто не отойдешь. Время от времени она будет возвращаться - так или иначе.
Это работы Кена Маршалла - главного портретиста темы Титаника.
На этой картине Титаник в Шербуре принимает пассажиров, пожелавших сесть на пароход во Франции.
Рядом с лайнером тендерное судно Номадик, специально построенное для Олимпика и Титаника для обслуживания в Шербуре.
Номадик - историческое судно, которое пережило все времена.
У меня с ним произошла встреча в Париже. Тогда он использовался в качестве примерно плавучего клуба или кафе на Сене. Стоял на приколе почти напротив Эйфелевой башни.
Ехали на прогулочном теплоходике. Проплываем мимо, смотрю - корма какая, ну прямо Харланд энд Вулф (где был построен Титаник).
Ба, да это же Номадик!
Чтобы его сфотографировать, пришлось залезть на баржу напротив - чью-то собственность. Как получить разрешение?
Когда очень надо, начинают вылезать французские слова (я не говорю по-французски). Каким-то образом склепал два предложения, и разрешение было получено. Первая попытка спросить по-английски провалилась - тогда по-английски в Париже говорили гораздо меньше, чем сейчас.
Судьба Номадика благоприятная.
Англичане добились, чтобы его забрали в Англию и отреставрировали.
Самый красивый.
Здесь тоже двух мнений не бывает: Нормандия (SS Normandie).
Нормандия действительно считается самым красивым лайнером, когда либо построенным. При этом учитывают тот факт, что это было новаторское во всех отношениях.
Абсолютно другое, резко отличающееся от всего вокруг.
На фото выше видны совершенные обводы корпуса - по ватерлинии практически не было прямого борта.
В двух словах по внешнему облику.
- Стремительный, обтекаемый корпус.
- Мачта перешла с носовой части на надстройку позади мостика - там она с тех пор и до сей поры пребывает на всех современных судах.
- Чистые нос и корма - всё швартовочное хозяйство упрятано под палубу, где оно с тех пор и до сей поры пребывает на всех современных судах.
- Характерный нос Нормандии - дополнительный "волнорез" для случаев, когда нос будет нырять в штормовую Атлантику.
- Чистые верхние палубы - всё вентиляционное хозяйство хитро упрятано с дороги и с глаз долой - как с тех пор и до сей поры делается на всех современных судах.
- Комбинированная силовая установка: турбогенераторы и электродвигатели, которые приводят во вращение гребные винты. Стоит ли добавить, что практически все круизные суда сейчас с электродвигателями (в разных вариантах).
- Ну и последнее, но едва ли не самое значительное - небывалые интерьеры, Версаль в стиле арт деко.
Вот такое чудо было создано во Франции в самом начале тридцатых годов.
Конструктор ходовой части - русский инженер, живший во Франции, Владимир Юркевич.
Большой обеденный салон на Нормандии. Расположен он так, как сейчас располагается внутренний "променад" на больших пароходах Royal Caribbean.
Однако разница...
Нормандия сразу же получила Голубую ленту Атлантики - звание самого быстроходного лайнера, отобрав его у немецкого лайнера Bremen.
Затем уступила Куин Мэри, потом отбрала у Куин Мэри, перейдя через океан со скоростью более 31 узла, потом Куин Мэри опять вырвалась вперед...
А потом началась Вторая мировая война.
Война застала Нормандию в Нью-Йорке.
На картинке, которую я нашел в сети (кто-то отлично поработал с красками), Нормандия у своего пирса French Line №88.
Флот Кунарда (1934 - 1950 компания называлась Cunard White Star) к тому времени уже надел "военную форму".
Дальше на картинке - Куин Мэри.
Еще дальше видны четыре трубы.
Это Аквитания.
Аквитания - кунардовский лайнер, который по времени постройки и по размерам соответствует Титанику. По этой картинке можно представить, как выглядел бы Титаник у этого пирса.
Вообще-то эти пирсы были построены для лайнеров 30-х годов размеров Нормандии и Куин Мэри.
До этого времени использовались чуть меньшие пирсы Челси, ниже по Гудзону.
Затем случилась трагедия.
В 1942 году во время переделки Нормандии в войсковой транспорт в результате безалаберности работников вспыхнул пожар.
Как бывает при крупных катастрофах, наложились разные факторы, которые не позволили справиться с пожаром вовремя.
Дальнейшие действия пожарных привели к тому, что из-за огромной массы воды, залитой в верхние помещения, корабль опрокинулся прямо у пирса №88.
Кошмар, которого Нью-Йорк не видел ни до, ни после - до самого разрушения WTC.
При всём этом был сам Юркевич, как писали, со слезами на глазах...
Фотографии я не хочу вставлять, потому что они ужасные.
Сейчас от этого пирса отправляются круизные суда.
Вот мы стартуем от исторического пирса:
А это Carnival Triumph у бывшего пирса French Line:
Раз уж упомянули WTC, добавлю одну из моих фоток.
Это церковь на Бродвее. Если будете там, посмотрите на неё. Будет четкое представление о том, что собой представляла северная башня WTC.
Самый большой лайнер...
В этой роли побывали многие знаменитые лайнеры.
Новое судно - новый чемпион.
Самое большой лайнер 20 века - Куин Элизабет (RMS Queen Elizabeth).
Куин Элизабет могла бы быть и самым большим пассажирским судном 20 века, если бы в 1995 году её не превзошло по тоннажу первое круизное мега-судно Сarnival Destiny, которое таким образом вошло в историю.
Но к тому времени этой второй по счету королевы Кунарда уже не было на свете - годы жизни 1940-1972.
Справедливости ради нужно отметить, что превосходство Куин Элизабет по размерам над своими великим современниками было чуть-чуть.
По размерам и тоннажу Куин Мэри, Нормандия и Куин Элизабет были практически равны.
Куин Элизабет - lдалеко не близнец, но усовершенствованный близкий вариант первой королевы (Куин Мэри) - покинула верфь в Шотландии, когда уже началась Вторая мировая война.
Лайнер с неопробованными машинами и некомплектной командой в обстановке секретности в 1940 году пересек Атлантику и благополучно прибыл в Нью-Йорк.
Во время войны Куин Элизабет перевозила войска.
Самый быстроходный - Юнайтед Стейтс (SS United States) компании Юнайтед Стейтс Лайн.
Лайнер построен с условием возможного использования в военно-морском флоте (при необходимости).
Этот корабль был способен развивать фантастическую скорость, по разным данным - до 38 узлов. В первом же рейсе в 1952 году получил Голубую ленту, показав более 34 узлов.
Ситуация со скоростью была примерно следующая. Если пароход с двигателями мощностью 50 000 л.с. дает 20 узлов, то чтобы он дал 25 узлов, нужно добавить еще 50 000. А чтобы добавить еще 5 узлов, потребуется еще 100 000 л.с.
Чем выше скорость, тем выше цена каждого узла в лошадиных силах и в расходе топлива.
Юнайтед Стейтс - последний обладатель Голубой ленты Атлантики. Был еще рекордный переход катаматана, но это другая история.
Этот уникальный пароход закончил службу в 1969 году.
С тех пор на приколе.
Были попытки начать его переделку в круизное судно. Он побывал в Турции (на буксире) и даже в 1993 году в Севастополе, где удалили асбестовую противопожарную изоляцию.
Проект провалился.
Лайнер в настоящее время стоит в Филадельфии. Видел его с самолета - знаменитые огромные ярко красные трубы сейчас едва бледно-розовые, но
все равно видны.
По поводу Голубой ленты Атлантики.
Это звание неофициальное, правила нигде не писаны. Была только традиция, которая крепче всех правил.
Рекордный переход Юнайтед Стейтс занял 3 дня 10 часов и 40 минут.
Предыдущие попеременные победители - Куин Мэри и Нормандия показывали чуть меньше четырех дней.
Последний раз Куин Мэри опередила Нормандию на 1 час 25 минут - вот такие соревнования!
Нужно отметить, что эти результаты рассчитывались между определенными точками при выходе из Ла-Манша и при подходе к Нью-Йорку.
То есть это не от пирса до пирса.
Лайнеры ставили рекорды, но вообще-то они ходили по расписанию - возили пассажиров.
Пассажирам не всегда нужен был рекордный рейс, чтобы приехать в Нью-Йорк, скажем, в 2 часа ночи, когда всё закрыто и ничего нет. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее, и ночью все-таки поспать.
Поэтому на период, когда в Атлантике царствовали Куин Мэри и Нормандия, между Кунард Уайт Стар и Сосьетэ Женераль ТрансатлантИк была договоренность о сбалансированном расписании. Лайнеры выполняли рейсы за четыре с половиной дня.
Позднее и у Юнайтед Стейтс был достойный напарник - лайнер Франс - тоже ничего себе давал 34 узла.
Остался самый заслуженный и самый счастливый.
Оба титула принадлежат Куин Мэри - первой, 1936 года.
Лайнер прослужил 31 год, севершил невозможное в годы войны и... до сих пор принимает пассажиров!
Но, прежде чем перейти к этой королеве Кунарда, еще несколько интересных персонажей...
Преамбула растянулась.
Надо бы сразу по делу - Queen Mary 2 - предъявить несколько фотографий и комментарий.
Не хотелось растягивать, но так получается.
Оказывается, что столько ниточек тянется к Куин Мэри 2 от её самых разных знаменитых предшественников, что не обозначить их просто невозможно.
Ну как не вспомнить Лузитанию и Мавританию.
В начале века эти лайнеры впервые для таких крупных судов были оснащены турбинами Парсонса и произвели революцию в скоростных переходах через Атлантику.
Кунард лайн была традиционно осторожна с новинками. Были постоены два относительно небольших однотипных парохода - один с прошневыми машинами, втрой с турбинами. Второй показал преимущество в скорости.
Лузитания в 1907 году отобрала Голубую ленту у немцев, после их 10-летнего лидерства.
Лузитания была торпедирована немецкой подводной лодкой в 1915 году. Это было справедливо расценено как зверское злодеяние, в результате которого погибло более 1100 человек. Это единственный случай уничтожения океанского лайнера с пассажирами на борту. Погибло много американских граждан, после чего США вступили в Первую мировую войну.
Мавритания улучшила время Лузитании и держала Голубую ленту с 1909 по 1929 год! 26.25 узла.
Лайнеры однотипные, но Мавританию сразу можно отличить по огромным раструбам вентиляторов на верхней палубе.
Еще было отличие в окраске. Лузитания сначала имела белую полосу в носовой части.
Аквитания (1914 г.) - многолетний популярный английский лайнер. Ответ Кунарда на класс Олипик-Титаник-Британник у конурентов - компании Уайт Стар.
Лайнер не был рассчитан на рекорд скорости, по размерам и комфорту соответствовал Титанику.
У Аквитании чуть более массивная надстройка в районе мостика и опять-таки "кунардовские" огромные вентиляторы по палубе.
Аквитания знаменита еще и тем, что это единственный лайнер (из великих), который участвовал в двух мировых войнах.
К концу 30-х годов все ровесники Аквитании были уже выведены из эксплуатации. Аквитания задержалась в ожидании постройки второй королевы - Куин Элизабет.
Тут грянула война, и Аквитания срочно пригодилась.
Есть одна история. Во время войны Аквитания получила запрос от военного корабля: "Четырехтрубный лайнер, сообщите ваше название!"
На что был ответ: "Вы что, не знаете, что в мире существует только один четырехтрубный лайнер!?"
Другая история - это фильм "Поднимите "Титаник".
Модель Титаника там сделана с двуми раструбами на носу, которых у него отродясь не бывало.
Это было у Аквитании.
Небрежность авторов - с какого-то изображения Аквитании подхватили это дело. Раз четыре трубы, значит Титаник.
В предистории Queen Mary 2 есть и немецкий след. Как было принято в королевских домах Европы - все немножко родственники.
Немцы утратили пальму первенства в скорости - 20 лет никто не мог соревноваться с Мавританией.
Но лозунг Уайт Стар Лайн - "умеренная скорость, но повышенный комфорт" немцы вполне примерили на себя.
Их ответом было трио огромных лайнеров - примерно на 6-8 тысяч тонн (13%) больше английских Олимпика/Аквитании.
Первый назывался просто и скромно - Император (1913 г.)
Выглядел он немного страшновато, с носовой фигурой (как у древних парусников!).
После обнаружившихся проблем с остойчивостью носовую фигуру ликвидировали, укоротили трубы, убрали мрамор из бассейна и заложили балласт.
Второй лайнер из этого семейства Vaterland (Фатерланд) отличался от Импереатора новаторской планировкой.
На нем были устроены раздельные дымоходы. Получалась не сплошная труба посередине через весь пароход от котельного отделения до неба, а два отдельных канала, которые освобождали середину и наверху "домиком" сходились у основания дымовой трубы.
Это позволило красиво и удобно расположить основные общественные помещения по оси корабля.
Такой принцип был повторен позднее на немецких лайнерах-рекордсменах Европа и Бремен.
И конечно же, эта планировка была основой триумфа корабельной архитектуры Нормандии.
Носовой фигуры на Фатерланде уже не было, ограничились орнаментом.
Другая особенность этого семейства - часть шлюпок в гнездах по бортам. Это новшество в дальнейшем, за редким исключением, не прижилось на лайнерах и вернулось уже много лет спустя на круизные суда.
На фото, если присмотритесь, у основания первых двух труб видны такие наклонные ступеньки - это сходятся дымоходы. Третья труба фальшивая (как четвертая на Титанике).
Со вступлением США в войну после чудовищного потопления немцами Лузитании стало ясно, что Фатерланд, который в тот момент находился в Нью-Йорке, никто ни под каким видом оттуда не выпустит.
Судно было реквизировано и передано военно-морскому ведомству США. Немцы испортили на пароходе все, что могли, и уничтожили техническую документацию.
Тем не менее к 1922 году лайнер был модернизирован и вступил в ряды Юнайтед Стейтс Лайн под названием Левиафан.
Это был самый большой лайнер когда-либо плававший под флагом США. Рекордсмен Голубой ленты Юнайтед Стейтс был по тоннажу чуть меньше.
Левиафан - это тот Левиафан, который описывается у Беляева в романе "Чудесное око".
Третий лайнер этой серии - самый большой по тоннажу - Бисмарк не был закончен из-за начала войны и оставался на верфи.
Постройка завершилась уже после поражения Германии. По репарациям Бисмарк перешел к англичанам (Уайт Стар) в качестве компенсации за погибший во время войны Британник.
Британник - третий близнец из семейства Олимпик-Титаник-Британник. Не перевезя ни одного пассажира, отправился на войну прямо с судоверфи в качестве госпитального судна. Лайнер погиб в Эгейском море, подорвавшись на мине. Детонация угольной пыли деформировала водонепроницаемые двери (в переборках), которые в тот момент были открыты.
Так вот Бисмарк был переименован в Маджестик (по традиции компании Уайт Стар - окончания на -ик).
Это был крупнейший в мире лайнер вплоть до Нормандии (1935 г.) и видимо крупнейшее пассажирское судно, построенное в Германии вплоть до того времени, когда там стали строить современные круизные суда.
Император под названием Беренгария перешел к Кунарду за погибшую Лузитанию.
Эта тройка лайнеров является детищем Альберта Баллина - выдающегося бизнесмена, организатора немецкого торгового флота. Фигура чем-то напоминающая самого Самуэля Кунарда 19-го века.
Баллин покончил с собой, не вынеся утраты своих лайнеров, краха своего великого проекта.
Так войны вершили судьбы всех без разбора - и лайнеров, и пассажиров, и судовладельцев.
Немцы взяли реванш в 1929 году, построив два великолепных однотипных (немного отличавшихся) лайнера Бремен и Европа.
Бремен - это тот самый лайнер, который улучшил результат "старой доброй леди Атлантики" - Мавритании.
У Гитлера был план в тридцатые годы переоснастить эти лайнеры новыми двигателями, чтобы отобрать пальму первенства у Куин Мэри/Нормандии.
Вроде как великий рейх дожен всем дать жару...
Но эти планы не осуществились.
Начало второй мировой войны застало Бремен в Нью-Йорке.
Помня судьбу Фатерланда, немцы на этот раз подсуетились.
Бремену удалось ускользнуть из Нью-Йорка, а шифровки из рейха подсказали, где спрятаться от англичан, готовых его перехватить.
Думаете где прятался Бремен?
В Мурманске!
Впоследствии Бремен погиб в одном из портов Германии во время войны.
А Европа чудесным образом уцелела и была передана Франции по репарациям.
После капитального восстановления и под новым символичным именем Либертэ - лайнер вошел в состав Сосьетэ Женераль ТрансатлантИк, известной как French Line.
Либертэ cоставил пару Иль де Франс - лайнеру, который я уже упоминал в самом начале.
Иль де Франс, первый крупный лайнер, построенный после Первой мировой войны в 1927 г.
Это не был самый большой лайнер, это не был самый быстроходный лайнер. Впоследствии Номандия и Куин Мэри далеко превзошли его по этим параметрам.
Но Иль де Франс имеет особое значение в череде родственников Куин Мэри 2.
Это лайнер - премьера нового стиля арт деко, вошедшего в моду после знаменитой выставки декоративного искусства в Париже.
Снаружи это был вполне традиционный лайнер того времени с одним заметным новшеством: гравитационные шлюпбалки. Шлюпки на Иль де Франс не стояли на палубе, а были подвешены, освобождая дополнительное место для открытой прогулочной палубы.
Дальше по этому пути (подвеска шлюпок) пошли все океанские лайнеры.
Иль де Франс получил огромную популярность не только благодаря совершенно необычным для лайнеров того времени интерьерам, но также превосходной французкой кухне. French Line говорила, что "за нашими лайнерами летает больше всего чаек, потому что наши объедки самые вкусные".
Этот лайнер перевез больше пассажиров первого класса, чем его более крупные "коллеги по работе".
Стиль арт деко, стартовав на Иль де Франс, достиг апофеоза на Нормандии.
Иль де Франс - ветеран войны. Возил войска вместе с королевами Кунарда и несколько меньшим по размеру Нью-Амстердамом.
После войны лайнер получил новый облик с двумя новыми трубами вместо трех.
Это был кадр из фильма, который снимали на Иль де Франс уже после его списания в 1958 году.
Удалось поймать несколько кусочков интерьеров. Это уже не оригинальные интерьры, а результат послевоенной переделки.
Обеденный салон. Изменилось панно, появились висячие светильники, чего оригинальный вариант арт деко не предусматривал.
Кукольный театр
Те самые гравитационные шлюпбалки в работе (снимали фильм-катастрофу):
Вслед за Иль де Франс говился к отставке и Либертэ, потому что в 1960 заканчивалось строительство нового супер-судна, новой гордости Франции - лайнера Франс.
Франс не был крупнейшим судном в момент своего появления. Королевы Кунарда были чуть более 80 000 т, Франс - около 70 000 т.
Необычность его статуса в том, что он унаследовал титул самого крупного пассажирского судна после ухода Королев, много лет оставаясь флагманом мирового торгового флота.
Не был Франс и самым быстроходным, несмотря на свою бешеную скорость 34 узла - побить Юнайтед Стейтс (меньший по размерам и с более мощными двигателями) было невозможно.
Франс оказался однако самым длинным лайнером - чуть длиннее Королев.
Церемонию спуска провела мадам де Голль, а сам президент Франции произнес патриотическую речь.
Строительству суперлайнера предшествовали большие дебаты, в смысле куда нам такой пароход, не лучше ли два маленьких.
Решение принимало правительство де Голля: после и на фоне всех исторических проблем тех лет Франции нужен символ.
Символ вышел на славу.
Внутри это было стиль того времени - простая элегантность начала 60-х.
Создатели на ставили задачу построить еще один плавучий Версаль.
Судно было по тоннажу меньше Нормандии, развивало более высокую скрость и было построено по строжайшим нормам пожарной безопасности.
Зато снаружи это был бесподобный по грациозности лайнер с двумя высокими красными трубами с черными верхушками, по бокам увенчанными крыльями.
В силуэте все дышало чертами Нормандии, особенно нос, который был просто списан с её портрета.
Фирменный "волнорез" на носу Нормандии также был повторен на Франсе.
Франс выдает свои 34 узла.
Океан - в пыль и в пар!
Впереди у Франса была рекордно долгая для лайнеров карьера - 42 года! Ни один из его великих собратьев по классу не служил столько.
С этим лайнером у меня была короткая встреча. Выпала возможность посмотреть на него.
Это было уже в его второй жизни - в качестве круизного судна Norway.
Но об этом попозже.
На этом фото он вместе с Куин Элибет 2 - лайнером Кунарда, построенным в 1969 году после списания двух великих Королев.
Франс - это лайнер который я ребенком увидел в кино.
К тому времени уже было прочитано много по Титанику и другим кораблям, но именно этот фильм с бесподобной красоты лайнером, показанным "живьём", прочно забил в голову ребенка несбыточную мечту о трансатлантическом путешествии в Нью-Йорк на настоящем океанском лайнере.
Эпизоды из фильма, в котором ребенок увидел прогулку по лайнеру, "учебную тревогу", выход на верхнюю палубу в океане, облет лайнера на вертолете при входе в Нью-Йорк и прибытие в порт.
У соседних пирсов видны ажурные трубы - или Рафаэлло, или Микеланджело; дальше три красные трубы - Куин Мэри.
К сожалению, не оригинальный дубляж. В оригинале и актеры в 3 раза лучше, и текст более интересный. Но это к слову..
Из-за копирайтовских ограничений ролик пришлось убрать.
Фильм "Жандарм в Нью-Йорке", в прокате был под названием "Господин Крюшо в Нью-Йорке".
Продолжение следует...