Из многочисленных буклетов.
норвежцы и финны, ведем себя одинаково. Мы, может быть, и не пьем
каждый день, но уж если пьем, то пьем так, чтобы напиться вдрызг,
а напившись мы, перед тем, как свалиться с ног и заснуть, некоторое
время шляемся на нетвердых ногах, нанося словесные оскорбления
и причиняя физический вред самим себе и окружающим…»
Эрленд Лу. «Лучшая страна в мире».
Вот так вот. Аж два эпиграфа. И это не случайно. Большего винегрета из чувств и впечатлений, чем после этой поездки мне, похоже, не удалось испытать ни разу.
Сначала, по разным причинам, отвалились все попутчики, и, как в известном фильме про 10 негритят, «… их осталось двое». Затем я внезапно сообразил, что Trysil, куда мы собирались, гораздо южнее, чем привычный Yllas ( Yllas-2012. Горнолыжная весна и Aurora Borealis.), и полез смотреть погоду.
Выяснилось, что в это время в Trysil-е по ночам уже плюсовая температура, а по мокрому снегу я в этом сезоне уже накатался в Bansko (Банско. Март 2013. Горнолыжка по-балкански.). Отказываться от Норвегии второй год подряд желания не было, и осталась единственная альтернатива – Hemsedal. По статистике, в марте – начале апреля там по ночам держится минус, опять же, как в свое время подсказал Trolll, недалеко до фьордов, может, удастся съездить, посмотреть.
Однако, зайдя на соответствующие сайты по бронированию жилья, я обнаружил, что, во-первых, предложений почти нет, а во-вторых, ценник на предлагаемое жилье какой-то космический. Причем неделей раньше или позже цены падали вдвое. Промучившись пару недель, удалось - таки забронировать «апарт», про который было сказано, что он «очень популярен у молодежи». В тот момент мы не придали значения этой фразе, да и выбора у нас не было.
Постаравшись поскорее забыть сумму, заплаченную за жилье, стали готовиться к поездке. Подготовка заключалась в том, чтобы закупить по интернету все, что можно – билеты на паром, скипассы, а также составить список продуктов, которые нужно купить, до того как мы покинем Финляндию (там, говорят, дешевле).
Как обычно, привожу список участников:
1. Я (он же Сергей, Серега и пр.) – любитель горных лыж и пешего хождения на лоне природы.
2. Жена (Евгения, Женя и пр.) – любитель того же, что люблю и я, чему я очень рад.
3. Слон - Mitsubishi Pajero Sport New 3,2DI-D AT, участник всех наших путешествий, за исключением авиа-, потому что не влезает в самолет.
Текст в форме дневника написан женой Евгенией – штатным летописцем нашей семьи. Мои дополнения выделены курсивом.
ДОРОГА ТУДА
Путешествие началось, по сложившейся традиции, глубокой ночью. Почему, собственно, мы обычно выезжаем ночью? Чтобы пройти российско-финскую границу рано утром, без очереди, вот почему. Проще проскочить границу в четыре – пять часов утра и потом остановиться где-нибудь на стоянке, покемарить в машине, чем нервничая и дергаясь, толкаться в безразмерной очереди. А очередь в Торфяновке на этот раз могла быть очень даже безразмерной – ведь мы выезжали в день начала школьных каникул.
Начало выдалось не слишком удачным – муж поехал заправлять автомобиль, и заодно пожелал проверить давление в шинах. При необходимости планировал там же и подкачать их.
Уезжал на заправку приличный мужчина, предвкушающий долгожданный отпуск, интересную дорогу и т.д. Вернулся разъяренный огнедышащий дракон. Оказалось, наконечник для проверки давления на АЗС оказался сломанным, и вместо того, чтобы просто проверить давление, он радостно выпустил и без того не лишний воздух из камеры. На АЗС только плечами пожали – а, ну да, сломанный…
Гм. Темнота. Ночи пока не белые ни разу, и единственный источник света – то и дело гаснущий «умный» светильник над дверью подъезда (или «парадной»? ) Собственный электрический насос долго не подавал признаков жизни, чем довел путешественников до умоисступления, но потом в нем проснулась совесть, он затарахтел, и закачал в колеса положенное количество воздуха.
Когда мы повернули с КАДа на Выборгское шоссе, стало можно выдохнуть и счесть путешествие воистину начавшимся.
Границу проехали без малейших задержек, в "дьютике" были осторожно куплены 2 литровых бутылки виски – больше брать не стали, так как не собирались задерживаться в Финляндии более 3 суток. На финской границе нас ни о чем этаком не спрашивали. Куда направляетесь? В Турку, ответствовал муж.
В принципе, все документы - бронирование парома, жилья в Норвегии – были на руках, готовы к предъявлению. Но никто больше ни о чем не спросил, а мы сочли, что не обязаны выкладывать весь маршрут. Впрочем, вряд ли финские пограничники не догадывались, зачем русские едут в Турку.
До Турку добрались без приключений. Дорога отличная, сбиться невозможно. Новый Garmin шепелявит, но подсказывает правильно.
В Турку нашли место, где происходит регистрация на паром «Силья лайн», и поехали искать продуктовый «гипер». В наши планы входила закупка продовольствия в Финляндии по максимуму – норвежские цены, по отзывам очевидцев, устрашающе высоки. Так оно и оказалось впоследствии.
В К-Маркете накупили с десяток мешков продовольственных и хозяйственных товаров, распределили их в багажнике, и осознали, что до начала регистрации на паром еще часа три, которые надо куда-то девать.
Прибыли снова в порт, и обнаружили, что над портом возвышается крепость или замок, явно имеющая музейный статус. Так оно и оказалось – музей, и очень даже интересный.
ЗАМОК ТУРКУ
По отремонтированной части замка проложена так называемая туристическая тропа, ведущая доверчивого туриста то вверх, по парадной лестнице, то вниз, по узеньким и высоким ступеням,
заводящая то в дворцовые церкви,
то в пустые побеленные залы с кирпичными сводами,
то в маленькие комнаты с каким-нибудь одним-единственным роскошным резным предметом меблировки,
то в галерейки с цветными волнистыми стеклами.
Тропа позволяет заглянуть мимоходом, то в полностью восстановленные интерьеры 19-го века,
то в старинные кухни с огромными печами и гигантскими сосудами для воды и медными начищенными сковородками и кастрюлями на стенах,
то в темницы, где томились заключенные, развлекая себя картами,
(Картежник увидит, что на доске расчерчена таблица, похожая на преферансную «пулю», а рядом лежат шестерки, в преферансе не используемые, отсюда вывод – колода все еще в деле! Похоже, призраки заключенных не прочь при случае расписать партейку, другую, позвякивая цепями…)
то в светлые девичьи комнаты и мрачные оружейные.
Попались нам и интересные выставки – например, замечательная экспозиция, на которой представлены предметы старинной одежды и аксессуаров от 18 в. до начала 20 в.
Удивительно, что одежда – вообще говоря, недолговечная вещь – так сохранилась. Жаль, что все подписи к экспонатам были по-фински. Увы, увы, кроме римских цифр, было не понять ни единого слова.
Долго рассматривали выставку старинных игрушек – всего одна небольшая комната с четырьмя стеклянными витринами – а сколько всего представлено! Лично меня потряс набор кукольной посуды, а еще я, наконец, увидела, какие же они есть, настоящие оловянные солдатики, в полном вооружении и раскрашенные.
В нескольких церковных помещениях выставлены деревянные (дуб, ясень, береза) резные скульптуры святых, резные распятия.
Судя по всему, они были собраны в замок из окрестных церквей. Возраст некоторых экземпляров внушает почтение – 15 век! Некоторые просто потрясли – при довольно наивном исполнении добиться такой выразительности!
Была также выставка, посвященная играм-стратегиям – шахматы, го, многочисленные игры с кубиками и большими картами-маршрутами (в т.ч. игры на тему победы Финляндии над СССР),
ролевые игры, компьютерные стратегии – от «Марио» до продвинутейших новомодных с неизвестными мне названиями. «Марио» был представлен на настоящей i286, с выпуклым толстым монитором и древним «джойстиком». Можно было поиграть при желании. Комментарии к выставке были в том числе и по-английски, что очень облегчало понимание.
Были и макеты замка в разные периоды,
был и прекрасный макет «в разрезе» - с фигурками людей: кто-то пирует, кто-то танцует, кто-то спать пошел, а кто-то на кухне у мартена работает. Одежда, интерьеры – весьма тщательно выполнены, любопытно посмотреть.
Когда мы как следует втянулись в туристическую тропу по замку, сами стали ощущать себя героями компьютерной игры. Квеста, к примеру. Найди брошюру на русском или английском языке. Пойми, что это такое перед тобой. А может, мы уже были в этом белом зале, только зашли через другую дверь? Впрочем, заблудиться нет никакой возможности…
Был и неожиданности – в частности, в одном из залов шла подготовка большого банкета – сноровистые, расторопные женщины расставляли красивые тарелки, украшали столы цветами.
Мы, разумеется, подумали – ну, раз на частном обслуживании зал, то нас сейчас попросят отсюда. Однако, на нас не обратили никакого внимания, продолжали заниматься своими делами, ну а мы сочли, что можем продолжать маршрут в соответствии с направлением путеводной стрелки. Видимо, банкет был назначен на время после закрытия музея, а до этого туристы могут идти, пожалуйста.
Старых картин в замке не много, но они есть. Похоже, здесь размещены полотна, сюжет которых как-то связан с замком. Меня, в частности, привлекла картина, где главный персонаж дергает за бороду какого-то джентльмена в гробу. Ужасные, видимо, были времена!
А еще визитной карточкой замка являются гномы. Они сидят совершенно бессистемно в глухих тупичках замка. Такая вот вневедомственная охрана.
Фотографировать можно везде, нам никто и слова не сказал. Кстати, в одном из помещений развешаны и разложены доспехи, шлемы, бутафорское оружие, шерстяные цветные плащи и платья, головные уборы с перьями – все это можно примерить, и сделать фото, и – не поверите – никто не приставлен собирать по 15 евро за «снимок своей камерой»!!!
В сувенирный магазин, которым логично заканчивается тропа, мы ввалились, уже не чуя под собой ног.
Обзавелись первыми приятными и ненужными вещами, и отправились на регистрацию.
ПАРОМ
На пароме мы ехали впервые, так что все нам было в новинку, все удивляло. При регистрации попросили распечатку о бронировании, а также загранпаспорта и свидетельство о регистрации автомобиля. Выдали электронные билеты, они же ключи от каюты.
Кстати, как мы выяснили на обратном пути, можно прямо у будки «check-in» поменять каюту – при наличии свободных. Скажем, пожелали ехать не в классе В, а в более комфортном классе А – сообщили об этом «сотруднику Будконену», он поискал в системе свободные каюты, и если таковые имеются, то можно прямо тут же и доплатить разницу – в евро, шведских кронах или по карте (терминал имеется).
Когда к пристани подошел наш паром, я преисполнилась детского восторга. Он огромен! Далее я не успевала добавлять к восторгу новые впечатления: разгрузка – сколько же фур, автобусов и легковых машин вмещает это судно! И как быстро все выехали! Погрузка – за 35 минут в этот паром въехало столько же других фур, автобусов и легковых машин, и все уместились. Подумала о логистах, которые должны оперативно анализировать габариты и количество зарегистрированных транспортных средств и действовать по обстановке - респект, просто не представляю, как это все просчитать.
Пока мы удивлялись и делились впечатлениями, настала и наша очередь заезжать. Мы были практически последними. Вот уж Слон ползет по откидной аппарели, вот, повинуясь жестам регулировщиков, мы находим свое место. У мальчиков, помогающих парковаться, очень наметанный глаз – устанавливают машины ровно так, чтобы можно было без особого вреда для окружающих открыть двери, но весьма плотно. Вот мы и на борту! Запоминаем место, где стоит автомобиль, поднимаемся на лифте на 8-ю палубу, отыскиваем каюту.
Право, лучшего и пожелать нельзя. Ну, наверное, можно, но чтоб за такие деньги! Большое круглое окно-иллюминатор, две койки (обе нижние), белоснежное белье, санузел в каюте… Мне не с чем сравнивать, на круизных лайнерах не доводилось бывать, и путешественник я не слишком взыскательный, но по мне – отлично, просто отлично.
Поужинали в кафетерии на 6-й палубе,
потом посидели немного в музыкальном баре, привлеченные живой музыкой.
Аккордеон, бас-гитара, соло-гитара - небольшой ансамбль очень душевно исполнял танго, фокстроты, вальсы и медленные вальсы. Несколько финских пар танцевали – дамы не забыли захватить с собой туфельки, ну и кавалеры были не в болотных сапогах. И танцевали они по-настоящему, то есть исполняя все положенные па танца. Скользили по паркету, сохраняя аутентичную финскую серьезность. Кавалеры, невзирая на очень разную комплекцию, ловко и решительно вели в танце, дамы изящно следовали за кавалерами… Полюбовавшись на финнов, и – что уж говорить – изрядно им позавидовав, отправились отдыхать.
Единственное, чего мы напрасно не сделали на пароме – это не зашли мы в "дьютик" и не докупили положенное нормальное количество алкоголя… Легкомысленно подумали, что и в Норвегии можно будет прикупить, ну, подороже, да и ладно. Об этом эпик фейле речь впереди.
Прибытие в Стокгольм состоялось секунда в секунду по расписанию. Швартовка в 6.15, еще десять минут - и вот мы уже катим по улицам шведской столицы.
СКАНДИНАВСКИЕ ДОРОГИ
В такое время, да еще в выходной день машин на улицах еще не было – кроме тех, кто выехал вместе с нами с парома – так что город мы миновали идеально легко и быстро.
Дальше всё было без приключений, кроме, пожалуй, инцидента, описание которого я уже встречала в интернете и, по-моему, на awd тоже, но прочно забытого мной. Когда заправлялись на автоматической заправке по банковской карте, то система сперва забронировала максимально разрешенную сумму – 500 шведских крон (и мне пришла СМС о списании этой суммы), а потом списала 424 кроны – точную стоимость залитого топлива.
Я долго втыкала в телефон, ожидая, что придет отмена бронирования (так однажды было в Финляндии), но увы и увы. 500 крон оказались заблокированными на неопределенный срок. Я даже волновалась – не списали ли их совсем, но нет. Заблокировали. Райффайзен до сих пор потчует меня неуверенными обещаниями «через пару недель разблокировать». Мне решительно не понравилась такая коммуникация моего банка с АЗС Швеции.
В качестве компенсации, норвежские автоматические автозаправки списывали со сбербанковской карты всегда по одной кроне, при сумме порядка 500 крон за одну заправку. Я пытался затолкать карту второй раз (благо, на норвежских заправках она вынимается вручную, не "зажрет"), но меня пытались заправить вторично! Решил, что потом спишут. Вот уже май настал, а ничего не списали. Щедрые парни!
А вот дороги в Швеции понравились, не слишком широкие, часто разделенные со встречкой тросовыми заборчиками, но всегда ровные и ограничение на большинстве 120 км/час. Это сразу сказалось на средней скорости, причем скоростной режим не нарушался!
Граница с Норвегией была бы пройдена нами практически незаметно, и вряд ли мы догадались бы о том, что мы уже на родине Хейердала, Бьорндалена и Акселя Лунда, но внезапно ухудшившаяся и сузившаяся дорога и изменение написания слов «Добро пожаловать» на магазинах подсказали нам – да, это уже не Швеция.
Повеяло чем-то родным. По сторонам дороги кое-где виднелись заброшенные сараи, с завалившимися крышами. Порой встречались – о, ужас – и старые покрышки по обочинам.
Когда остановились в очередной раз залить дизеля нашему Слону, помещение АЗС внутри живо напомнило родные края – ободранный линолеум, отломанные задвижки, отсутствие «пипифакса» в туалете, перегоревшие лампочки. Ну, разве что у нас, промежду Угличем и Муромом, не продают на АЗС порножурналы так открыто.
Осло проехали, доверясь навигатору – если описывать не азимуты и шоссе, а впечатления – следующим образом. Сперва в пригороде мы нырнули в тоннель. Потом мы вынырнули из тоннеля где-то высоко на склоне горы. Перед нами, сбегая со склона горы в долину, лежал город Осло, освещенный ярким солнцем.
Ошалело пронаблюдав эту симпатичную картину в течение 30 секунд, мы, повинуясь навигатору, круто повернули, нырнули в тоннель,
и после двадцатиминутной нервной подземной езды с угадыванием «вообще направо или не совсем направо, а вот в этой левый (правый) тоннель???» вынырнули уже на окраине города.
Здравствуй, Осло – до свидания, Осло.
На обратном пути мы осознали, как же мы круто проехали Осло в тот день.
Дальше дорога пошла петлять по склонам гор, окружающих фьорд.
Потом мы перевалили в другую долину, и долго петляли и «серпантинили» вдоль длиннющего озера. Потом новая долина и новые повороты.
Лебеди. Голубая вода горных рек. Озера в долинах только начали вскрываться. Лебеди. Сияющая нестерпимым отраженным светом мокрая дорога. Мы взбираемся все выше и выше. И вот – ура! – мы видим по левому борту впереди горнолыжные склоны, знакомые нам по фото и видео из интернета.
ПРО ЖИЛЬЕ
Ошалев от дороги, яркого солнца, сверкающего снега и голубого неба, от легкого, совершенно зимнего морозца (минус 8), мы принялись искать административное здание, чтобы получить ключи от апартаментов. Сперва зашли не туда, в ски сервис. Симпатичный молодой человек нарисовал нам схему – как правильно выехать. Заодно мы забрали у него ски-пассы, заказанные и оплаченные через Интернет.
Потом небольшая очередь в администрации на ресепшн, краткие инструкции шведской барышни Мари-Луизы относительно проживания («не забудьте выбросить мусор и запустить посудомоечную машину перед отъездом»), и вот мы у входа в номер. Самое сердце горнолыжного поселка, Bakken Apartments (в некоторых устаревших источниках они же именуются Totten Apartments).
Позиционировались они как «излюбленное молодежью место отдыха». Меня это еще при бронировании несколько насторожило, но беда в том, что нам пришлось достаточно поздно искать вариант проживания, и потому привередничать не приходилось.
Апартаменты, по-первости, произвели на нас скорее негативное впечатление – длинный узкий коридор, сразу после входа налево – вход в микро-спальню, кровать-подиум.
Следующая дверь налево – санузел (душ, туалет, раковина для умывания, и сушильный шкаф). Прямо – довольно большое помещение, гостиная-столовая-кухня.
Есть холодильник, духовой шкаф, две электрические конфорки, посудомойка. Чайник, кофеварка. Довольно скромный набор посуды – особенно впечатлило отсутствие сковороды в хозяйстве. Пришлось покупать сковороду!
Поразила нас мебель – вся толстая, из цельных дубовых досок, непреподъемная.
Пол во всех помещениях был выстлан шероховатой плиткой. Подогрева не было. Было подобие балкона – то есть, выход прямо из апартаментов на улицу (первый этаж), там пол был застелен досками – хорошее место, чтобы расположиться на стуле или в шезлонге и загорать.
Вид из окна был как яркий пример для сравнения мнений оптимиста и пессимиста.
Пессимист сказал бы – ну е-мое, вид на автопарковку! А оптимист (к коим мы сразу же причислили себя) сказал бы – вид на горы! Фантастика! Да и парковка под окном – не так уж плохо. Твою любимую машину (Слона – в нашем случае) видно из окна – что же плохого?!
Расположились, поужинали, подготовили снаряжение и одежду, и чтобы поскорее настал завтрашний день, легли спать.
ПОЕХАЛИ!
Наутро, от нетерпения роняя на пол ботинки и перчатки, оделись и отправились на склоны. До первого, почти горизонтального подъемника, тянущего лыжника до детских подъемников, около 30 метров. Это, конечно, грандиозный плюс проживания в центре горнолыжного поселка – не нужно загружать инвентарь в машину, не нужно ехать, не нужно переобуваться, прыгая на одной ноге вокруг машины. Оделся дома и пошел…
С детского подъемника можно попасть на Hollvin Express, главный и самый большой подъемник курорта (кресельный, 8-ми местный).
Поднявшись до «Fjellkafeen», лыжник может выбирать дальнейшую стратегию катания – и выбор очень неплохой.
Можно забраться на любую из трех вершин курорта:
Totten, зеленая трасса
Tinden, красные трассы
Røgjin (читается Рони), синие и красные трассы
Можно кататься от «Fjellkafeen» вниз – туда идет много склонов всех цветов и фактур.
Вид на кафе сверху
Вид на склоны снизу, слева - направо: черная, могул (узкая, в тени), синяя и зеленая трассы
Правда, здесь имеется одна серьезная засада. Если от «Fjellkafeen» не ехать по пологим skiroads влево к синим склонам, а сразу свернуть вниз, влетаешь на связку склонов №5 и №6, а это самые черные склоны на курорте, отмеченные тремя «ромбами»! Причем, выехать оттуда уже никуда не удастся! Придется валить вниз. А уклон там такой, что срезанная кантами во время конвульсивного торможения ледяная крошка не держится на склоне, а тихо шурша, ссыпается вниз, добавляя оптимизма. Суммарная длина этого приключения – около 1200 метров. Нас занесло туда в первый же день и, несмотря на неплохой уровень нашего катания, впечатления были богатые!
Вид сверху на черный склон
Вид снизу
Для пущего эффекту внизу поставили ратрак.
Общий вид склона №6 с нарытым внизу тем самым ратраком огромным трамплином для прыжков. Народу на склоне не много.
Есть прекрасный парк с трамплинами и рампами – для ньюскула, есть две могульные трассы для любителей кочек; впрочем, народ катался и между деревьями под подъемниками, так сказать "off-piste". Вообще, разнообразие трасс весьма велико для небольшого, в общем-то, курорта. Длина трасс разная, трассы перетекают одна в другую, рельеф и уклон всюду разный – среднестатистическому лыжнику-любителю соскучиться за две недели невозможно.
Еще добавлю про постоянно действующую трассу гигантского слалома длиной метров 500 со стартовыми воротами и отсечкой времени на финише. Хочешь, борись со временем, сравнивая свои спуски, хочешь – забивайся с друзьями «на пиво», кто быстрее съедет…
Качество склонов – очень хорошее. Жесткие, с ледяной подложкой, с более мягким верхним слоем, который еженощно закатывается ратраками под вельвет, и ежедневно, к концу дня, разбивается, особенно на трассах для новичков.
Можем авторитетно советовать – на склоны следует выходить как можно раньше. Подъемники открываются в 9.30, вот и нужно идти к открытию.
Есть там еще интересная фича – так называемое "утреннее катание", с 7.30 по средам и субботам. Это вообще лучше всего – на это катание выходят острые ценители вельвета, ранние пташки. То есть, народу немного. И все «стадионы вельвета» - в вашем распоряжении. Правда, при утреннем катании открыты только нижние трассы, но они все равно по 1500-2000 м., есть, где укататься.
Людей наверху фактически нет! Ну, кроме нас, конечно!
Плюс к этому, надо добавить, что в 9.30 основная масса еще идет к подъемникам внизу, а вы уже на пол горы поднялись, и новый вельвет на верхних склонах тоже ваш!
Мы вышли на склон в понедельник и до среды катание было совершенно безоблачное. Разминались, шли в кафе«Fjellkafeen» на чашку капуччино с мягкими норвежскими waffles (к ним можно было выбрать джем, сахарную пудру, крем-фреш).
Снова катались, часов до 14-15, иногда перекусывали в кафе «Hollvin» у главного подъемника (предлагают пиццу, бургеры, гуляш, выпечку, салаты, различные напитки). Из бургеров особо впечатлил так называемый monsterburger – около 20 см в диаметре, три булки, три котлеты, бекон, сыр, овощи, два-три соуса. Чтоб эта конструкция не рассыпалась, она сколота двумя деревянными шпажками. На тарелке рядом покоится гора картофеля по-деревенски. Одному справиться с этим блюдом невозможно.
Погода все время была прекрасная – мы каждое утро выглядывали в окно и заново удивлялись: как? И снова нежно-розовый рассвет, снова ясное небо, и снова весь день обещает быть как с картинки и обещание это исполняется. Легкий морозец – минус 4-6 (по ночам – минус 12-14), превосходная видимость – любо-дорого рассматривать суровые норвежские горы, забравшись на одну из трех вершин курорта.
Это flash - панорама, ее можно мышкой подвигать.
ПРО МАГАЗИНЫ И ЦЕНЫ
После катания во вторник мы отправились в Hemsedal , проведать местные магазины.
В поселке Hemsedal есть супермаркет SPAR, в поселке Ullsåk, следующем за Hemsedal, если ехать по направлению к Oslo – дисконт-маркет KIWI. Начали с KIWI. Когда вошли, не поверили своим глазам – народу-то сколько! Дефицит выбросили на прилавок, не иначе?
Невозмутимые норвежцы обоих полов, одетые либо в горнолыжные одежды, либо в комбезы для беговых лыж, трамбовали окружающих у каждого стенда, кроме, пожалуй, канцелярских товаров. В силу природной решительности и могучего телосложения, они твердой рукой отодвигали любого, кто мешал им дотянуться до нужного товара. Никаких извинений мне при этом услышать не удалось. Видимо, так принято, что ли.
Хаос, толкотня, грохот ботинок по полу – ого, попробуйте-ка при таких условиях понять, какого черта написано на этом странном языке троллей на очередной пачке неопознанной еды. Что это, из чего оно сделано и сколько оно стоит?!
Впрочем, хотя и не без затруднений, но сковородка, молоко, хлеб, сыр и еще какие-то хозяйственные мелочи типа таблеток для посудомойки, были приобретены и после солидного ожидания очереди в кассу, благополучно оплачены.
По дороге домой мы легкомысленно (и отчасти на взводе после толчеи) проехали мимо SPAR’а, а зря. Только там есть аналог финского Alko, магазин норвежской сети Vinmonopolet.
В среду прибыли пошататься по спортивному магазину (находится в одном здании со SPAR), пошатались, приценились к ряду товаров, ужаснулись ценам, спустились в SPAR, обнаружили там точно такой же ажиотаж, как и в KIWI, из баловства приобрели еще кое-какие продукты (например, роскошную норвежскую треску и шикарные гренландские креветки), и, расплачиваясь на кассе, поинтересовались у кассирши – как пройти в Vinmonopolet. Было видно, что она немного удивилась, но показала направление. И вот тридцать секунд спустя мы стояли перед дверью вино-водочного магаза, взирая на объявление, вывешенное на двери.
Оно гласило, что сегодня, в среду, магазин работает до 15.00 (а было уже 17.00). А в четверг, пятницу, субботу, воскресенье, и – да-да, в понедельник, и – о боже! – во вторник тоже магазин не работает. Закрыт в связи с пасхальными каникулами. Приходите в следующую среду! Собственно, и столпотворение в магазине объяснялось очень просто – норвежцы закупали продукты на пасху.
Мы понадеялись на то, что хотя бы сидра можно будет купить или пива. Ан нет! В течение всех пасхальных каникул под запретом находилось всё, содержащее алкоголь. Кроме конфет с ликером, но это не наш профиль.
Что ж! Пришлось вести скромный, трезвый и максимально здоровый образ жизни. Не было бы счастья, как говорится. Правда, пребывание в счастье никак не помешало нам в первый же рабочий день после Пасхи поехать в Vinmonopolet и купить там три бутылки вина (средняя цена – 100 крон за бутылку).
Так что, господа, во избежание недоразумений, везем алкоголь с собой. Покупаем его если не в "дьютике" на границе (что дешевле всего), так хотя бы в «Алко» в Финляндии, или в "дьютике" на пароме Финляндия-Швеция.
…Что же касается цен – дорого. Всё дорого. Дизель ровно в два раза дороже, чем в СПб. Продукты – все дороже, но коэффициент самый разный. Скажем, меня потрясли куриные замороженные грудки. По акции шёл пакет с двумя килограммами замороженных куриных грудок. Цена в пересчете на наши деньги – 600 руб/кг. Я не рискнула купить, не поднялась рука. Думала – может, это какие-то «фермерские» продукты? Супер-экологичные? Да нет, вроде, знакомого «øcologisk» не видно… Лосось – 700 руб/кг, непотрошеный, цельнозамороженный. Мясо: свинину можно найти от 600 руб/кг, говядину – от 900 руб/кг. И так во всём.
Кое-что, по супер-акции, удавалось купить примерно по российской цене. Например, как ни странно, креветки. Есть также в норвежских магазинах бренд «First Price» - выпускают относительно дешевую продукцию (бакалея, консервы, овощи-фрукты, напитки, замороженные продукты), можно, в принципе, их и брать. Сэкономить все равно не получится, но хотя бы банкротство будет отложено.
В целом же - то, что мы последовали мудрому совету бывалых, и основные продукты привезли из России и Финляндии – это было очень и очень правильно.
Все норвежские продукты отличного качества, кроме свежих овощей. Свежие овощи ничем не отличаются от наших, импортируются из тех же мест и загнивают с той же скоростью.
В кафе на склонах тоже совсем не дешево. В среднем перекус типа «два кофе, два булочка, стакан лимонада/минералки» нам обходился в 130-150 NOK, т.е, 700-800 рублей. Уж в стейк - хаус мы не рискнули идти, предположив, что, не иначе, там стейк будет стоить, как в России вся корова…
И последнее про цены и товары. Мы стараемся менять горнолыжный инвентарь (периодически приходится - или стареет, или вырастаешь из него по росту – для ребенка, или по уровню катания – для всех) на скидках в конце сезона. Причем скидки «в Европах», как правило, выше, чем у нас.
Так вот выяснилась следующая картина: в Финляндии (точнее – в Лапландии, за полярным кругом, курорт Yllas) скидки в магазинах в марте достигают 70% на весь инвентарь, в Болгарии (курорт Bansko), при заявленных 50 – 70%, реально можно доторговаться (в Болгарии можно торговаться в магазинах!) до 40%, в Норвегии (Hemsedal), как правило, скидки в районе до 35 – 40%, причем не на все. В основном скидывают на лыжи для фрирайда, твинтипы с шириной колодки от 100 миллиметров, весьма популярные в Норвегии. На трассовые лыжи скидок или нет вообще, или они символические в 10 – 15%. В качестве исключения, могут быть скидки на товар прошлого сезона до 50%, я так приобрел себе горнолыжные ботинки в Hemsedal-е.
Но в части подгонки снаряжения – тут норги молодцы! В отеле Alpin Lodge есть магазин спортснаряжения, а в нем «бутфитинг» - оборудование для термоформовки и подгонки горнолыжных ботинок. Куча станков для растяжки, вакуумной формовки ботинок и термоформовки внутренних сапожков. Пришел, обмерился, оставил ботинки, на следующий день пришел, померил, что получилось, забрал.
И в довершение всего – индивидуальный подбор стелек в ботинки. Тебя сажают на «трон», который возвышается над всеми на метр с лишним, специалист обмеряет тебе ногу, приносит кучу стелек, выбирает из них лучшую (у меня, например, получилась стелька 48 размера!), обрезает в размер ботинка, вставляет – иди, катайся. Цена вопроса – около 2000 руб на наши деньги.
Бутфитинг я не делал, новый ботинок сел нормально, а стельки – рекомендую, особенно, если катаешься подолгу.
Так что, если хотите совместить катание с обновлением инвентаря – вам в Финляндию, а если подогнать уже имеющийся инвентарь, то в Норвегию!
ОСТОРОЖНО, PÅSKE!
…В то время как мы грустно читали объявление об изменении графика Vinmonopolet, на курорт стали прибывать городские норвежские жители, чтоб провести в горах – согласно традиции – пасхальные каникулы. Вернувшись из поселка, мы обнаружили, что стоянка забита под завязку.
Апартаменты наполнились постояльцами. (Пиво заносили «клетками», шампанское – ящиками.) С балкона второго этажа юноша с банкой пива в руке рассмотрел российские номера и заорал что есть мочи: «Na zdorovye!!!» И отхлебнул пивка в нашу честь. Помахали знатоку родной речи рукой и ретировались в свой номер.
Apre-ski в среду уже было громче, чем во вторник, раз в пять. Живая музыка, конкурсы (например – попади банкой из под колы в раскрашенный ящик, проезжая над ним в 10 метрах на креселке, призы - неслабые), барбекю… Ближе к ночи в поселке загудели дискотеки. А в апартаментах развернулись частные молодежные вечеринки.
Часа в два ночи я сделала вывод, что все вечеринки, в которых я когда-либо принимала участие, больше не заслуживают звания «громкие» или «шумные». Все они померкли перед децибелами норвежского пасхального веселья.
Вопли и крики, песни и девичьи визги, грохот сокрушаемой мебели, звон стекла и выпадение бутылок и предметов интерьера из окон (Особо креативные отдыхающие мужского пола могут себе позволить и «отлить » с балкона – под окнами лучше не ходить!), пляски, всеобщий «гангнам стайл», норвежский гимн, неопределенный рёв (уж не спустилась ли с гор семья троллей?) снова звон и топот, и ржач, и снова вопли.
Часам к пяти утра весь этот апокалипсис пошел на спад. Ну, ага, можно и поспать…
Не то, чтобы я осуждала местную молодежь – когда ж дурака валять, как не в молодости, да еще и на каникулах. Но было нам, скажем так, непросто. Учитывая наш вынужденно трезвый образ жизни. Они там, стало быть, бухают и орут, а мы, типа, спим, ага.
Наутро нас осенило с недосыпу – мы поняли, какова причина сдержанно-прочного дизайна интерьера в наших апартаментах. Ясный пень! Если молодежь так колбасится еженедельно (а в Hemsedal удобно приезжать из Oslo на выходные), то на месте хозяина я бы не дубовую мебель поставила, а каменную, и «примуровала» бы ее бетоном к каменному же полу. И мыть удобно, и фиг сломаешь, и из окна не выкинешь.
Так мы и жили до понедельника включительно. Весело! Зажигательно! На склонах было довольно много народу, но толчеи все равно не наблюдалось, ни на подъемниках, ни на спуске.
Не до спусков норвегам в Пасху! Во всяком случае, не до горнолыжных. Вот парапланам – спаркам в небе было тесно.
А еще мы слегка завидовали жителям коттеджей поселка Skarsnuten высоко на склоне горы, там наверняка жилось спокойней…
ПРО TV
Пытались порой смотреть местное телевидение. Кое-что удивило. Приятно удивил внешний вид дикторов и ведущих – они все, представьте, похожи на обычных людей, которых можно встретить на улице.
Ни ярко накрашенных чопорных богинь 36-го размера, ни нарочито нелепых хипстеров, ни закованных в галстуки суперменов. Мужчины и женщины обычного среднего телосложения, симпатичные, одетые в обычные повседневные вещи, с совершенно обычной жестикуляцией и манерами.
Приятно удивили и новости – информация подается очень коротко, сжато, не используются тревожные мелодии для сопровождения, не заостряется внимание на катастрофах и происшествиях. О них говорится коротко, и информация сопровождается очень короткими видеозарисовками. Думаю, это правильно – кому нужны подробности, может в Интернете посмотреть.
Почти все программы были посвящены теме Пасхи, правда, священник мелькнул один-единственный раз – в течение своего недолгого интервью он отлично сыграл духовный гимн на кларнете.
В основном, показывали, как детки в школах и детсадах готовят пасхальное печенье, вырезают бумажные фигурки цыплят и кроликов, раскрашивают пасхальные яйца. Мило!
Были и курьезные темы. Я, грешным делом, полагала, что у нас утренние эфиры скучноваты, все эти «Доброе утро, Россия» и т.д. Но когда мы в течение 40 минут наблюдали, как группа норвежских ведущих в количестве пяти человек старательно мастерила пасхальные украшения (точно такие же, как уже упомянутые детки в дошкольных учреждениях), мы поняли, что у нас - динамичное, веселое и увлекательное утреннее TV.
Мы не могли оторваться – ждали, к чему же это все придет. Причем, оператор чаще и дольше всего показывал, как одна из ведущих - пышная восточная красавица с волосами цвета воронова крыла и белой кожей – своими пухлыми ухоженными пальчиками пыталась вылить содержимое сырого куриного яйца, проковыряв в нем две дырочки – сверху и снизу. Видимо, в дальнейшем предполагалось яйцо украсить и определить его в некую законченную декоративную композицию.
Дело у восточной красавицы не спорилось. Белок и желток упрямо оставались там, где их расположила природа. Яйцо потряхивали, слегка катали по столу. В яйце ковырялись тростинками и соломинками. В яйцо, наконец-таки, дули, складывая губы трубочкой – но слишком осторожно. Содержимое оставалось внутри.
Другие ведущие, оставив свои дела (вырезывание «воротничков» для яиц из гофрированной бумаги и довольно-таки неумелое раскрашивание вареных яиц акриловыми красками), стали давать советы. У всех ведущих сделались крайне заинтересованные лица, особенно у мужчин.
Они окружили «восточную ханум» и стояли, на мой взгляд, слишком близко к ней. Хохотали. Ведущей тоже было весело. Через полчаса они сообща победили яйцо.
Судя по жестам восточной ведущей, ей теперь предстояло сотворить такое же чудо еще как минимум с четырьмя яйцами – дабы повторить пасхальную икэбану, стоящую на столе в качестве образца. Но тут мы уже не выдержали, выключили телек и ушли кататься.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.