В августе этого года осуществила свою давнюю мечту – побывала в Норвегии. Так как сама информацию собирала из отчетов путешественников (за что огромное спасибо всем авторам), считаю долгом отчитаться о своей поездке – возможно для кого-то найдется в этом отчете что-то полезное. Это мой первый отчет – не судите строго.
Итак, сразу оговорюсь, что отчасти поездка моя была организованной (автобусный тур). Поскольку большинство окружающих не поняли мое стремление летом рулить на север, собиралась ехать одна, и единственным моим знакомым в дороге была найденная через интернет попутчица из Москвы, ставшая моим другом. Так что друзья, не бойтесь искать попутчиков через сеть (я сама просто очень долго не решалась) и не останавливайтесь на пути к мечте если никто из близких не разделяет ваше стремление.
Маршрут мой выглядел следующим образом:
1. Kiev - Amsterdam - Oslo (авиа)
2. Laerdal (Лаэрдаль)
3. Flam (Фломм)
4. Ulvik (Ульвик)
5. Stavanger (Ставангер)
6. Bergen (Берген)
7. Stryn (Стрин)
8. Ålesund (Алесунн)
9. Hammar (Хамар)
10. Oslo-Tromsø (авиа)
11. Tromsø-Andenes (авиа)
12. Andenes- Narvik-Oslo (авиа)
13. Oslo - Amsterdam - Kiev (авиа)
Вид на карте:
- Загружается GPS трек...
- track_298373
День 1:
В 12.30 приземлилась в аэропорту Gardermoen.
В окошке “Information” вооружилась картой Осло и картой Норвегии
(в Украине с картами-простынями Норвегии полная напряженка – их просто нет, а я бумажный вариант воспринимаю лучше, чем цифровой – я консерватор в этом смысле). Карты раздают бесплатно – если необходимо, можно взять несколько.
Есть 4 способа добраться из аэропорта до центра города:
Такси – 700NOK
Автобус Flybussen – 110NOK
Поезд Express – 130NOK
Local Train (местная элекстричка)) – 90NOK
Местный поезд представляет собой комфортный, быстрый, мягко идущий состав, который долетает до города за 20 минут, так что смысла выбирать иные более дорогие способы «доставки» я лично не вижу. Платформы и билетные кассы находятся прямо в аэропорту из здания выходить-переходить никуда не надо. Билеты на поезд продаются только с указанием направления и пункта назначения, привязки ко времени нет. Поезд отбывает дважды в час с промежутками через 20 и 40 минут.
Итак, мы в Осло. Целью моей поездки в Норвегию было погружение в природу, но не в городские пейзажи – не буду нагружать читателя подробностями – остановлюсь на показавшихся мне самых интересных пунктиках:
1. Парк скульптур Вигелана – это место понравилось мне более всего – красивое исполнение, хорошая задумка, добрый настрой произведений искусства, как и многое в Норвегии (как рукотворное, так и нет)- грандиозно и монументально, я бы сказала…Впечатлил.
В солнечную погоду на газоне можно замечательно позагорать, что и делают местные жители.
Вход свободный, пешим ходом из центра 50 минут занимает дорога.
2. Музейный полуостров Бюгдой – там находятся три самых известных музея – музей Викингов, Музей Фрам (посвящен Амудсену, Нансену), музей Кон Тики (Тура Хейердала). Вход в каждый стоит 90NOK. Для общего развития и ознакомления рекомендую.
На полуострове есть два пляжа, я, к сожалению, не имела времени, чтобы добраться до них, но и возле музеев была возможность неплохо окунуться в воду – чем я и воспользовалась. Вода около 20градусов – дождь преградой не стал. Купальный сезон в Норвегии был открыт!
Первый каменный тролик встретил нас там же)
День 2.
Переезд и ночевка в Леэрдале. По пути в Лаэрдаль (вот не запомнила, где именно, помню только, что специально поехали не тоннелем, а по старой дороге) встретили место, где горная речушка чудным образом пробила себе дорогу в скалах…
Лаэрдаль. Место сказочное. Расположено на берегу одного из рукавов Согне-фьорда. Не смотря на моросящий дождь проснулась в 4 утра - за два часа до планируемого выезда дабы побродить по окресностям.
День 3.
Переезд во Фломм. Фломсбана.
Итак, из Лаэрдаля мы поехали во Фломм. По пути к моей радости проезжали через самый длинный наземный тоннель - сказочным образом подсвеченные пещеры встречаются только каждые 6 км, но от этого впечатлений не меньше)
Возле городка Восс (Voss) остановились у водопада Твиндефоссен (Tvindefossen), попили «молодильной» по преданию водички. То, что это «замануха» для туристов нас не смутило – мы отдыхали и умом и душой))
Фломсбана.
Железная дорога послевоенного времени. После утраты практического значения из-за красоты маршрута ее стали использовать как туристическую. Поезд выглядит, едет и скрипит как отечественная жд). Стоимость - 49 Евро. Не дешево, но ввиду того, что автомобильных дорого по этому маршруту нет – проехать им стоит. Самые выгодные места в вагоне - это тамбур))) Там окно по пояс и никого нет (разве что постоянно бегающие в туалет китайцы) видно максимум, помех минимум, только что не присядешь, но для меня лично это не было проблемой. Поезд едет 1 час в одну сторону. Наш маршрут был туда и обратно, так что я по пути туда на все внимательно смотрела, а по пути обратно снимала.
На середине пути остановка в минут 15 возле водопада Kjosfossen – чарующее зрелище. При выходе лучше всего идти на левую часть платформы – оттуда можно будет увидеть танцующую Хюльдру (аналог наших лесных русалок) под сказочную музыку. Глядя на эту барышню только осознаешь весь масштаб этого водопада-громадины.
Проехавшись на железке стартуем на круиз по Согне-фьорду.. хихи я по наивности своей предполагала, что это будет прогулка на ЛАЙНЕРЕ по всему фьорду…я вроде взрослая, но все еще верю в сказки))) Все было немного прозаичней (наш борт "Леди Элизабет"), но не менее прекрасно. Стоимость 59 Евро, время в пути 2,5 часа.
Швартуемся в «городке» в 10 избушек под названием Гудванген. Бродим по окрестностям, заглядываем в сувенирные магазины. Кроме пейзажей меня покорил их единственный отель. и что-то вроде одуванчиков))
Стартуем в Ульвик, расположенный так же на берегу фьорда.
В каждом городке есть «Tourist information» где можно запастись картами местности, полезной информацией, взять велосипед напрокат (средняя цена 100NOK). Мне ни разу не посчастливилось воспользоваться их услугами (хотя мечтала о велопрогулке) так как закрываются эти конторки по всей стране около 16.00 (где-то в 15.00, где-то в 17.00). Ульвик не был исключением, а поездить на велосипеде там было где… что же, топали пешком. Попробовать вплавь Ульвик-фьорд не решилась ибо вроде и не замерзла, но продрогла на «круизе», стоя на верхней палубе. Решила не рисковать и поберечься в начале поездки.
День 4.
Переезд в район Люсефьорда. Подъем на Прекекстулен.
Итак, снова в путь, едем мимо Одды (тут я мечтаю о походе на Фолгефонну и Язык Тролля). Чудный Лотефоссен не можем проехать мимо.
Мы на стоянке возле начала тропы на Прекестулен. На форуме очень много, подробно и красиво написано о походах на эту скалу – не буду повторяться. Только обращу внимание на некоторые особенности и свои ошибки в этом подъеме. Настроение мое было в тот день, мягко говоря, окрыленным, и я полетела, а не пошла на кафедру, с такими же крыльями после миллиона впечатлений я спускалась – дорога в общей сложности заняла у меня 2,5 часа. Это ПЕРВАЯ ОШИБКА. Мышцы у меня выносливые – с ними проблем нет, а вот колени были совершенно не готовы к такой резкой нагрузке (особенно на спуске, когда я спрыгивала по камням) – это я поняла ночью, когда не могла уснуть от жуткой ноющей боли, уже думала пить обезболивающее, но потом, как истинный мазохист решила перетерпеть. Слава Богу, все прошло без последствий, к утру боль стихла, но с коленями шутки плохи – это я поняла. Так что, как бы не хотелось и как бы не «брызжила» энергия – НЕ СПЕШИТЕ. На пути следования я не пила воды – это ВТОРАЯ ОШИБКА. Связь с теми же коленями – вода из организма уходит, а соответственно и жидкость из суставов – увеличивается риск повреждения – ПИТЬ В ПУТИ НАДО! А в остальном все было замечательно – ни количество туристов, ни «затрудненный встречный разъезд на тропе» по пути наверх не испортили настроения и впечатления.
По пути вверх я остудилась в озере – водичка очень бодрящая, по пути вниз искупалась в озере возле стоянки – оно такое тихое, темное и спокойное, что ныряешь будто в другой мир.
Для сведения – в нашей группе подъем осилили женщина, которой в этот день исполнилось 74 года и мужчина 75-ти лет – я любовалась…
Далее едем в Ставангер.
День 5.
Экскурсия по Ставангеру.
Ничего особенного (повторюсь, города привлекают меня мало), попробовали местной клубники, черешни – вкусная, понаблюдали за косяком сельди, зашедшим прямо в гавань (интересно, когда водная поверхность площадью в 20-ку кв.м. занята синхронным рыбным плаваньем))) и едем в круиз по Люсефьорду дабы глянуть на места вчерашней боевой славы с воды. Здесь так же не буду повторяться – написано-описано об это фьорде много – одним словом КАСОТА!
Переезжаем в Берген. На дороге мне понравились паромные переправы – на паромах можно относительно недорого перекусить.
Мы в Бергене – самом дождливом городе в мире. Приехали под вечер, но решили, пока нет дождя забраться на фуникулере на смотровую площадку ибо завтра не факт, что погода даст нам такую возможность. Фуникулер находится недалеко от начала Гансийской набережной – места, которое с закрытыми глазами покажет вам каждый бергенец.
День 6
Берген
Мы не ошиблись в решении накануне, так как на следующий день дождь лил как из ведра а ветер подгонял как метлой)) В Бергене известный рыбный рынок – не советую – цены завышены для приезжих. Особенно креветки, крабы и прочее с панцирем – все это добро продается с лодок в два раза дешевле.
Музей Грига – на любителя. Стоимость – 120 NOK. Я бы сказала недешево как для экскурсии по трем комнатам дома композитора (на второй этаж не пускают), в округе красивый парк, выход в залив, место, где запечатан прах. Особенно понравился концертный зал с видом на беседку, в которой творил мастер (вход в нее по завету воспрещен, при жизни туда не заходила даже супруга, по-этому все толпятся у окошка в надежде выхватить вдохновения, наверное))) . Как добраться на транспорте, к сожалению, не подскажу.
Далее едем в Стрюн (Stryn) – район Йостердальсбреена.
Под вечер бродила по окрестностям – очень хотелось заглянуть: «Что же там за горой?»
в этом минус автобусного тура – не заглянешь…но я не жалуюсь – для начала спасибо и на том).
День 7.
Поход на Бриксдаль.
Сутра приезжаем на парковку возле ледника и в путь. Я знаю, что это далеко не самый яркий язык ледника, но выбора у меня не было. К леднику можно подъехать на машине – цена вопроса 200NOK – по-моему, это извращение, если только причина не состояние здоровья. По пути мокнем, но ловим радугу на водопаде Kleivafossen.
С ужасом думаю о том, с какой скоростью тают льды, глядя на таблички, где был ледник в 1880 году, 1970году, когда сегодня он на горизонте от этих табличек…(
Вот мы на месте.
Я немного взрустнула, видя как далеко от меня голубой лед и понимая, что при всем желании без снаряжения мне туда никак. От потаявшего серого остатка ледника меня отделяет заграждение…группа у нас не экстремальная, никто даже в сторону пространства за ограждением не смотрел. Я сидела на берегу и думала, как же мне прикоснуться к этой вечности?...или окунуться…точно! Минут пять я взвешивала за и против (кроме температуры немного смущал порывистый ветер в этот день) и решила начать переодеваться в купальник, а там решение придет само собой)) Собственно…
Получилось только окунуться – глубина по колено – плыть ну никак). Вода похожа на крещенскую.
После этого меня не могло остановить ни одно заграждение. Тут в догонку пришла другая русская группа посмелее, и из нашей группы попутчик нашелся, так что у ледника я уже была не одна. Назад возвращалась с чувством…наполненности, что ли.
Стартуем на Алесунн. По пути еще одно интересное место. Гора Dalsnibba. Въезд на 5-ти км подъем на нее платный - 100NOK, но по-моему оно того стоит. На мой наряд не смотрите – наверху ооочень ветрено и холодно, мы были недолго и я еще согретая Бриксдалем, но по поверхности двигалась активно, чтоб не замерзнуть.
День 8
Алесунн.
Город красивый, удивило отсутствие мостов и присутствие тоннелей под водой. Большую часть нашего пребывания там я провела на горе Аксла, на которую, кроме как на автомобиле, можно замечательно забраться пешком по лесенке, имеющей начало в центре города.
Кстати только наверху вспомнила, что украинский проект «Орел или решка» на Аксле спрятал 100 баксов, если вдруг кому-нибудь пригодится – пересмотрите и гляньте где именно, я об этом вспомнила только на самом верху – проверить не смогла).
В Алесунне есть аквариум – цена вопроса 20 Евро, не могу сказать, что очень впечатлилась – в Норвегии по-моему есть чем заняться нежели по аквариумам бродить…
В круизе по Гейрангеру из семи сестер насчитала только 4)))
Выезжаем в Хаммар. По пути остановка на Стене Троллей. Ох и место, должна я сказать – меня очень впечатлило – все время остановки пролежала на траве созерцая монолит.
А вспоминая историю основателя бейс-джампинга Карла Бениша http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E5%ED% ... A%E0%F0%EB и вовсе не по себе становится…
День 9.
Переезжаем обратно в Осло. На следующее утро нам улетать в Анденес. Мы решаем пойти побродить возле оперного театра.
На нем очень внимательно нужно смотреть под ноги, так как на белом камне кое-где есть маленькие ступени, которых не видно. Из-за одной из них на Север мне пришлось лететь одной – подруга растянула связку и на утро улетела в Москву, так как ступить на ногу было нереально…
День 10.
Ворота Арктики.
Так как в Анденес лететь из Осло В ЛЮБОМ случае с пересадкой, я выбрала пересадку в Тромсе с промежутком между самолетами в 7 часов, дабы иметь возможность увидеть этот город.
Тромсе.
Из аэропорта до центра можно добраться автобусами № 40, 42. Билет на полтора часа на любой автобус стоит 42NOK. Из центра на автобусе №26 можно добраться до полярного собора, а оттуда на фуникулер Фьельхейсен, ведущий на гору Стурстейнен. Фуникулер поднимается каждые 30 минут, цена вопроса – 150NOK. Вот здесь впервые за свое пребывание я бы сказала, что мне не повезло с погодой. С юго-запада на город надвигалась огромная туча, и я еле успела сфотографировать и увидеть северную часть города и потом меня накрыло))) Вот в этот момент я немного пожалела так как знаю какая красота открывается с горы при ясной погоде. Не спеша вернулась в аэропорт и полетела в Анденес.
Из аэропорта в Анденесе до центра города я добиралась аж 10 минут пешком. Останавливалась в отеле Андриккен – не могу рекомендовать – не дешевый (188 Евро) но старый, хотя все как всегда чисто и ухожено.
Чудно было наблюдать как бы живой город с припаркованными машинами и без единой души. Отправившись на маяк только через 30 минут прогулки на горизонте увидела двух людей, если честно, полегчало, а то я уже как человек привыкший к множеству народу вокруг, подумывала, что что-то не так с этим местом)))
Изучив местность, убедившись, что велосипеды не светят мне и здесь (в 15.00 кроме отдельного продуктового магазина закрыто все) отправилась на ночлег.
День 11.
Китовое сафари.
Китовый центр находится недалеко от маяка. В 8.45 началась регистрация. Забронировала сафари заранее, через Интернет. Оплата обычно при бронировке, но мой оператор выбил оплату на месте – 890NOK. В 9.30 началась экскурсия по музею. Я бы назвала его хенд-мейд музеем, но один раз пройтись послушать, раз уж оплачено, можно))) Русскоговорящие гиды только для больших групп у них припасены, а так английский, немецкий, норвежский.
В 12.00 мы стартовали на суденышке из гавани. (От китового центра до гавани ходу минут 15). Отдельно остановлюсь на вопросе морской болезни. В любое время года, при любой погоде кач достаточно сильный и только отдельные счастливчики без особой подготовки могут такое выдержать безболезненно. В море мы были 6 часов и дабы не превратить для себя праздник в «ацкие» муки я (человек, которого обычно укачивает) спаслась следующим образом:
- за пол часа до поездки 1 таблетка Драмины (Авиаморе может не подействовать)
- мятная жвачка в поездке
- утром легкий завтрак
- смотреть только вдаль не фокусируя взгляд особенно на волнах под кораблем
- двигаться на месте, как бы перетаптываться с ноги на ногу не в такт с качем корабля.
Кач особенно сильный по пути в море – судно шло против волны и подпрыгивало «выше крыши». По пути назад уже легче, так как шли по волне.
Еще один вопрос комфорта – холод. При том, что одела я на себя все что было – было очень холодно. Так что не стесняясь надо подходить к сопровождающим и просить специальные костюмы – комбинезоны, которые одеваются сверху на одежду. Ребята потом уже сами начали предлагать такие костюмы туристам. Вот в этом костюме жить становится хорошо))
Собственно о самих китах. Летом в тех местах охотятся кашалоты.
За шесть часов пребывания в море встретили двух китов, радость была неймоверная, так как два часа бродили вокруг впадины, где они обычно лакомятся кальмарами и не встретили ни одного, и тут заветное: «Whale!» Интересней всего было умудриться при качке с рюкзаком за спиной, в этом огромном костюме, придерживая фотоаппарат забраться по лесенке на верхнюю палубу, подобраться к носу и зафиксировать положение))
Не скажу, что фото самое удачное, но фото не были самоцелью для меня – я увидела это чудо – вот главное) По пути назад я с великим удовольствием полакомилась горячим овощным бульончиком и галетным печеньем «Мария» (оно и у них есть)), подчивали еще чаем и булками.
Ну что же, а проводил меня Север вот таким чудным закатом.
Я не прощаюсь, я говорю «До свидания!»