Остановка первая: Мадрид
Вот Мадрид, с которым мы так и не поняли друг друга. Ну в самом деле, что хорошего можно ожидать от города, где есть метро в час пик и пасмурное межсезонье. Видимо, как была испанская столица транзитным пунктом (чемодан - Барахас - Аточа - Севилья), так и останется. Конечно, я немного утрирую. И даже сознательно перегибаю палку. Может быть, виною моего нерасположения к городу стало то, что во всем квартале Чуэка в восемь утра негде было позавтракать (меж тем в Севилье у меня семь любимых мест для завтрака, и проблема состоит только в том, чтобы выбрать). Или то, что тяжеловесный пафос Мадрида Бурбонов не тянет против игривого андалусского барокко. Впрочем, в Мадриде нашлось немало мест, от которых меня просто пёрло, не подберу другого слова. И я даже составила их небольшой рейтинг. Для таких, как я, транзитных...
1. Во-первых, это, конечно, Las Ventas . Конечно, пустая Вентас - это как скорлупа от съеденного ореха. Тишина. Малолюдно. Но не побывать на главной арене Испании я тоже не могла. Когда мы пришли, Вентас лениво готовилась к началу сезона - рабочие мыли внутренние помещения, нанесли свежую краску на бурладеро, исчерканные ударами бычьих рогов.
Трибуна сомбра с королевской ложей
Ворота в патио де кабайос
Унылый лик Эдриана Броуди (зачёркнуто) Манолете встречает на входе.
Кстати, от местного гида я почерпнула свежее знание о том, почему на Вентас никогда не выступали женщины, и не будут. На арены первой категории выпускают быков весом не меньше полутонны. Считается, что женских сил на убой такой скотины не хватит...
Напротив Пуэрта гранде стоит памятник 21-летнему матадору Хосе Куберо Санчесу, Эль Йийо, погибшему на арене. У быка своя орбита, у тореро - своя, и соприкасаются они в опасной точке, где сфокусирована грозная суть игры, говорил Лорка. В своем последнем бою, завершив фаэну и убив быка, он повернулся к нему спиной и поднял руки вверх в знак окончания боя. И был заколот рогом агонизирующего быка. Этот памятник называется "умер тореро, родился ангел". При арене есть еще музей со множеством всяких культовых тематических экспонатов, вроде залитой кровью рубахи Манолете, искусно вышитого лика Христа на парадном плаще матадора - капоте де пасео, и жизнерадостного вороньего профиля другого великого матадора Хуана Бельмонте в бронзе. В общем, для фоннатов и афисьонадо музей - место, чтобы посмотреть на реликвии. А для людей со стороны музей интересен тем, что показывает, сколько разных искусств породил мир корриды, что это большой, хоть и замкнутый мир, и тут трудятся кузнецы, портные, вышивальщицы, кожевенники, поднявшие свое ремесло до высоты искусства.
2. Морской музей. Это место, где у меня, человека сухопутного по сути и по рождению, спирает дыхание от близости к чудесам. К чудесам я отношу, например, карту Хуана де ла Коса, которая расстелена под толстым стеклом в одном из залов:
Хуан де ла Коса - человек, который первым нанес на карту берег свежеоткрытой Америки. Картограф, мореплаватель и конкистадор, капитан и владелец "Санта Марии".
Дважды участвовал в экспедициях Колумба по поиску западного пути в Китай, заведшего аж в Америку. По возвращении в Испанию он осел в городке Эль Пуэрто де Санта Мария (я бы тоже там осела) и создал свою Mappa Mundi, карту мира - с зеленой Америкой, охристой Европой, замками, королями, безголовыми антиподами, людьми с пёсьими головами и нарядной, лучистой розой ветров. Третье плавание в Вест-Индию оказалось для него последним - капитана убили и съели (зачеркнуто) индейцы.
В музее еще много волшебных артефактов:
Астролябия
В зале, посвященном Трафальгарской битве, в витрине стоят фигурки участников битвы с проигравшей испанской стороны (дар писателя Переса-Реверте, написавшего роман "Трафальгар". Горячо рекомендую, - сама не предполагала, что книга, где так много раскаленного железа, крови, брани и чужих поражений читается на одном дыхании, без перерыва на сон):
А в оружейной комнате я стояла - рассматривала искусно сделанный эфес (орудие убийства всегда выглядит прекрасно) и вдруг - этот зазубренный клинок, в котором — все ожесточение битвы, и ее ярость, упрятанные теперь в музейную витрину:
3. Музей Тиссен-Борнемиса. Я его выбрала потому, что хотела посмотреть портрет главной блондинки Возрождения — Джованны Торнабуони Гирландайо. А еще там есть венецианские ведуты от Гварди и Каналетто. Наверняка еще много прекрасного имеется. Но конкретно сейчас мне хотелось смотреть итальянцев.
4. Крыши. Крыши в Мадриде прекрасны. Две смотровые площадки находятся друг напротив друга: одна на террасе Circulo de Bellas Artes, другая — на верхотуре Паласио Сибелес, бывшей почты. Первый культурный центр взимает по два евро за поглядеть, второй пускает бесплатно.
Смотреть на Мадрид с высоты очень приятно. Внизу остается чад, шум, толпы суетливого народа. А тебе достаются небо и крыши. Крыши в Мадриде населены множеством аллегорических фигур, и это население верхнего города посылает друг другу сигналы — снизу-то все равно никто их не увидит.
5. В Мадриде отличные магазины. Не в прямом девичьем смысле, хотя и в этом тоже. Но еще здесь множество старых, с историей, лавок, мастерских, магазинов, кондитерских. Все эти резные двери, мраморные столики, старые продавцы — вместе и создают ту камерную городскую среду, которая и делает столицу «большой деревней», удобной для человеческой жизни. Так что если я вижу, что за этой дверью сто лет назад была лавка, и сейчас тоже она, - это придает устойчивости и внушает приятное чувство укорененности.
6. Испанский завтрак: гренка, политая оливковым маслом и покрытая томатной кашицей. Люблю!
7. В Мадриде есть немного стиля art nouveau, это мое персональное «не проходите мимо». Паласио Лонгория принадлежит местному агенству по авторским правам и почему-то на этом основании считается частной собственностью. Так, по крайней мере, решил охранник, помешавший нам обозреть внутренности. Поэтому только наружность:
http://farm8.staticflickr.com/7066/6994162579_72c6a10891_o.jpg
Бонусом - двор Каса Америка.
И наконец, в Мадриде есть вечер пятницы. Это тяжело, это серьезное испытание для печени, головы и здорового образа жизни. Это всеобщий отрыв и возвращение домой под утро.
Мы провели специализированный вечер пятницы, сузив ритуал «пасео и тапео» до андалусских таверн, где подают херес и тортильяс де камаронес. Спросите, зачем искать в Мадриде тортильяс? А я их люблю. И камаронесов люблю, но не живых, живые они маленькие, серые и прыгают.
Это они
Старт был дан в таверне Дон Пако. Нет, сначала было пульпо в Пескадоре, а уж потом Дон Пако. Дайте вспомнить: тортильяс, амонтильядо и синяк, поставленный украшением стойки бара - чугунного литья эмблемой ганадерии Миура. Дон Пако - «бычье» заведение с тематическим интерьером и соответствующим амбьянсом — бычьими головами, афишами с минувших коррид. Я всегда обращаю внимание — с ушами ли бык, или трофей забрал матадор.
Потом был рынок Сан Мигель (ребухито и ассорти козьих сыров)
бочки с хересом
ребухито...
Потом «Альамбра» - тортильяс и фино
Потом «Вененсия» - олоросо, одинокий бокал. И оливки, ммм, какие там бочковые оливки.
http://farm8.staticflickr.com/7207/6994 ... acac_o.jpg
Хорошее место, с неприветливой теткой у стойки, которая в перерыве между посетителями нацеживает себе в бокал из бочки, дружелюбными алкашами, и закопченным потолком (когда-то здесь много курили). Но зато какой херес, и какие бочковые оливки!
Потом меня подбило прямым попаданием в Торре дель Оро — пескаитос фритос и какое-то огнеопасное рагу, а потом снова херес.
Здесь хорошо заканчивать вечер. Во-первых, это пласа Майор, и вы точно не заблудитесь. Во-вторых, изобретательные хозяева развесили по стенам фотографии корриды — таких, от которых сжимается и сердце, и желудок. Может, чтобы отвадить посторонних. А может, это у них такое чувство юмора.
Или они просто друзья Эль Кордобеса, - большинство экспонатов связанно именно с ним, включая пунтилью — нож, которым быку наносится «удар милосердия». Мне Coup de grâce был нанесен последним бокалом хереса, поэтому рассказ о Мадриде на этом и заканчивается...
А нет... На прогулке уважаемый коллега обратил внимание вот на это место:
Вон, вывеска Капитан Алатристе за спиной у прекрасного мусорщика. В следующий раз не забыть взять с собой книжку - вдруг получится найти язык с Мадридом...