21.12.2013. Суббота. Бегом по БарселонеВ связи с выходными днями завтраки в нашем богоугодном заведении начинались в 8.00 (что по Москве уже 11.00). Так что получилось выспаться, подкрепиться и со свежими силами броситься на покорение Барселоны. Начинаем с центральной части города. Для экономии времени до площади Каталонии едем на метро.
Транспортная система Барселоны чудесна. При населении в 1,6 млн человек схема метро выглядит внушительней, чем московская. Билет на одну поездку стоит 2 €, мы купили проездной, который называется Т10 (за 9,80 €) и дает право на десять поездок (не только на метро, но и на других видах транспорта) в пределах одной зоны. Билет Т10 можно брать один на всех и пользоваться по очереди. Центральная часть города и все основные достопримечательности находятся в Зоне 1.
Желающие могут также приобрести специальную карточку «Barcelona Card», которая действует определенное количество дней, дает право бесплатного проезда и позволяет получать скидки на вход к достопримечательностям. Стоит она недешево, пользоваться ей может только один человек, так что для себя в приобретении такой карты мы особого смысла не увидели. Еще в Барселоне есть, конечно, двухэтажные туристические автобусы. Но это совсем уж для пенсионеров.
Площадь Каталонии (Plaça de Catalunya) – это «пуп» Барселоны. Здесь пересекаются три ветки метро и линия городской железной дороги. У площади берут начало маршруты туристических автобусов, а также автобусов, едущих в аэропорт. Фонтаны и скульптуры – неизменный атрибут крупной испанской площади.
13.JPG
От площади Каталонии берет свое начало Рамбла, куда мы и направляемся, чтобы спокойно пройтись по бульвару и осмотреть его при свете дня. Наиболее интересные здания, на мой взгляд, это театр (Teatre del Liceu) и католический собор. Зашли в собор и, как дети, развлекались, бросая монетки в специальное устройство, зажигающее маленькие электрические свечки. Вот так вот, по-современному и в соответствии с требованиями пожарной безопасности, тут решена проблема продажи и установки свечей за здравие и за упокой.
14.JPG
Старинная часть Барселоны, конечно, красива. Я представляю, что могут почувствовать, попав сюда, люди типа моей мамы, которые в жизни нигде не были, и для которых Барселона – первый крупный заграничный город. Обморок от восторга. Нам тоже вроде все понравилось, но только как-то тут, как бы мягче выразиться, слишком чисто. Как в аптеке. Так нализано, что аж плюнуть хочется. Такое впечатление, что, как нализали перед Олимпиадой, так до сих пор остановиться не могут. Все для туристов, все напоказ. Не ощущается истинного духа местности. Ходишь, как в декорациях.
Для прогулки по центру Барселоны мы воспользовались пешеходным маршрутом из путеводителя «Lonely Planet» (LP), который увел нас в сторону от Рамблы, чтобы показать
дворец Гуэль (Palau Güell) – первое из увиденных нами и одно из наиболее ранних творений прославленного архитектора Антонио Гауди.
15.JPG
Раз уж зашла речь о Гауди, то сразу выскажу о нем свое мнение. Подозреваю, что для своего времени это был прорыв, как в плане дизайна, так и в плане строительных технологий. Но итог, на мой взгляд, достаточно безвкусен. У нас вон в каждом подземном переходе такой вот «гауди» из битой керамической плитки. Собираясь в Барселону, я ошибочно полагала, что она чуть ли не вся «от Гауди». Но, к счастью, или, к сожалению, он успел тут построить всего несколько домов. Возможно, будь тут целые кварталы, выдержанные в едином шизофреническом стиле, это было бы оправдано и смотрелось бы совсем по-другому. А отдельные вспышки «гаудизма» выбиваются из общего архитектурного ансамбля города.
16.JPG
Дальше мы направились в
Готический квартал (Barri Gòtic) - исторический центр Барселоны. Эта наиболее старая и интересная часть города располагается между бульваром Ла Рамбла и проспектом Виа Лаетана (Via Laietana).
17.JPG
18.JPG
19.JPG
Безусловной жемчужиной Готического квартала, да и, пожалуй, всей Барселоны, является
Кафедральный Собор Святого Креста и Святой Евлалии (La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia), построенный, разумеется, в готическом стиле. Во дворике собора обитает всякая живность. Как я потом прочитала, белые птицы символизируют чистоту Святой Евлалии.
20.JPG
21.JPG
22.JPG
Дальше мы немного вышли за пределы старинного квартала и мимо музея Пикассо прошли к дворцу Каталонской музыки. В музеи не заходили, среди моих попутчиков не оказалось ценителей прекрасного, да и во времени мы были ограничены. Для музеев надо организовывать отдельную поездку. Маршрут LP закончен, возвращаемся к кафедральному собору, проходим сквозь ряды торговцев рождественскими сувенирами и чередой узеньких старых улочек вновь выходим на Рамблу.
23.JPG
24.JPG
Вообще-то, когда на улице тепло и солнечно, приближение Рождества и Нового года не чувствуется. Наряженные елки на улицах Барселоны выглядят нелепо. Но вот рождественский базар привнес в окружающий мир немного новогоднего настроения. Сувениры тут интересные, сильно отличаются от наших. В первую очередь, все на религиозную тематику, всякие там маленькие зверьки, человечки и прочие и детальки для рождественских вертепов. Очень популярен «каганера» - фигурка какающего человека, по приданию, приносящая удачу. Сегодня в позе каганеры изображают известных людей - футболистов, политиков, певцов. Еще продают много красивых букетов и растительных композиций.
25.JPG
На Рамбле наши пути разошлись: товарищи отправились на старинный продуктовый рынок Бокерия, который тоже считается достопримечательностью города, а мы, питающие к рынкам врожденное отвращение, зашли в супермаркет изучить ассортимент вина, а потом за неимением лавочек на улице, присели отдохнуть в уже знакомом нам католическом соборе.
26.JPG
На этом первый, преимущественно готический, этап сегодняшней экскурсии завершен. Далее у нас по плану сплошной Гауди. Начинаем с квинтэссенции работы мастера -
Парка Гуэль (Park Güell). Парк расположен на холме в стороне от центра города. Едем туда на метро до станции «Lesseps», от которых по указателям еще идти пешком минут 15-20 минут. Парк создавался с 1900 по 1914 гг. по инициативе богатого покровителя Гауди каталонского промышленника Эусебио Гуэля, уже известного нам по одноименному дворцу. До недавнего времени вход в парк был бесплатным, теперь же нам пришлось выстоять небольшую очередь и купить билеты (8 €). В билетах четко указывается время входа в парк. Гулять можно хоть до закрытия, но если вышел за пределы, а хочешь вернуться, придется покупать новый билет.
27.JPG
Как и предполагалось, собранные в одном месте причуды архитектора выглядят достаточно гармонично. Тут вам и знаменитая изгибающаяся скамья-парапет, и «пряничные» домики, и фонтанчики с фигурами животных, в том числе разноцветный мозаичный дракон, ставший одним из символов Барселоны, и Зал Ста Колонн и т.д. и т.п.
28.JPG
29.JPG
В общем, парк Гуэль мог бы быть прикольным местом, если бы не одно «но». Став музеем, он перестал быть, собственно, парком. Это не то место, куда люди приходят погулять и отдохнуть. Сюда приходят, чтобы сфотографироваться. Мы попали в парк Гуэль после часа дня, когда все туристы уже проснулись и начали толпами посещать достопримечательности. Если сейчас здесь столько народу, боюсь себе даже представить, что в парке творится летом. Задерживаться тут не захотелось. Быстренько пробежались по аллейкам и поспешили за периметр. Получили ли мы удовольствие на 350 рублей? Сомневаюсь. Скорее, просто отметились. Однако и рекомендовать вычеркнуть парк Гуэль из экскурсионной программы я не могу. Приехали в Барселону – мучайтесь. Это один из лидеров в списке «must see».
30.JPG
Направляемся мы в сторону очередного и, пожалуй, главного шедевра Гауди - Храму Саграда Фамилия, башни которого видны практически по всей Барселоне. Из парка мы прикинули, что проще будет дойти туда пешком, чем возвращаться в метро. Прогулка себя оправдала: мы попали в райончик, куда редко ступает нога туриста, и вкусно пообедали в милом маленьком ресторанчике для местных, где не только по-русски, по-английски понимали с трудом.
31.JPG
Церковь Святого Семейства (Sagrada Família) – визитная карточка Барселоны и прославленный долгострой. Антонио Гауди начал работу над проектом еще в 1883 г., приняв эстафету у другого архитектора, и был занят почти исключительно храмом вплоть до самой смерти в 1926 г. При его жизни был частично завершен только фасад Рождества. Строительство продолжается по сей день и должно ориентировочно закончиться в 2030 г.
32.JPG
Мы вышли к Саграде как раз со стороны фасада Рождества, самого старого и поэтому самого впечатляющего. Здесь чувствуется влияние готики. А еще мне храм напомнил гигантский замок из песка. Масштабы, конечно, поражают. И если бы Саграда Фамилия была достроена сто лет назад, то сейчас, наверное, выглядела бы очень круто. Но теперь это все превратилось в какой-то чудовищный туристический аттракцион. Ярмарка тщеславия и выпендреж. Сама история с бесконечной стройкой кажется ловким коммерческим ходом.
Несмотря на то что стройка века еще далека от завершения, храм открыт для посещений, и в нем проходят богослужения. Очередь за билетами выстроилась чуть ли не вокруг всего здания. А в высокий сезон, интересно, надо накануне занимать? В душу закрались сомнения. А надо ли нам это? Протомимся в очереди, потеряем кучу времени, заплатим деньги. Ради того, чтобы опять разочароваться? Хотя, чего разочаровываться, мы уже особо ничего не ждем. А с другой стороны, мы уже пришли, обидно будет просто пройти мимо и не зайти, чтобы убедиться лично, что ничего бы не потеряли, если бы не зашли. Посмотрели, очередь движется довольно бодро, и решили стоять. Вернее, разделиться по половому признаку: мальчики остались в очереди, а девочки пошли в кафе пить кофе с круассанами. Поначалу мы хотели купить билеты с доступом в башню, но надпись над кассой, что следующий подъем будет только через час, нас остановила. В итоге взяли самые дешевые (13,50 €) - только на вход. Аудиогидов не брали. Кстати, если четко спланировать экскурсии, то билеты в Саграду можно купить заранее по интернету.
33.JPG
Наконец, мы внутри. Как и следовало ожидать. Помещение базилики огромно. Дизайн оригинален. И все. Ничего сакрального в Саграда Фамилия нет. Как храм он абсолютно пустой. Собор Святой Евлалии с его историей и аурой цепляет гораздо сильнее, а вход в него, между прочим, свободный. Потоптались немного, попялились в потолок и вышли.
34.JPG
Как я потом узнала в отдельном зале, посвященном творчеству Гауди, на создание колонн базилики архитектора вдохновили наросты на деревьях. Надо же, а мне они напомнили стрекозиные глаза, а вся обстановка – декорации из советских фантастических фильмов про космос.
Что ж, с Саградой, слава те, господи, покончено. Отправляемся на прогулку по так называемому Новому городу – району Эшампле. Но идем не просто так, а с умыслом вернуться к главной площади города и по дороге посмотреть еще два строения Гауди -
дом Мила (Casa Mila) и
дом Бальо (Casa Batlló). Дом Бальо мне, кстати, даже понравился. Возможно потому, что он находится рядом с другими модернистскими зданиями, которые, надо сказать, не хуже. Этот ансамбль даже получил специальное название - «Квартал раздора» - в честь борьбы между различными направлениями модерна. Дом Бальо находится на улице дорогих магазинов Пассаж Грация (Passeig de Gracia), которая упирается прямиком в искомую площадь Каталонии.
35.JPG
36.JPG
Финальный аккорд сегодняшней программы -
гора Тибидабо (Tibidabo). Это самое высокое место города (512 м), откуда открывается великолепный вид на Барселону. Добраться до вершины можно разными способами, например, используя комбинацию транспорта электричка-трамвай-фуникулер. Мы же избрали самый простой путь и поехали без пересадок на специальном автобусе, отправляющемся с площади Каталонии. Номер автобуса Т2А, билет стоит 2,95 €, ехать минут 20.
37.JPG
На Тибидабо расположен городской парк, а также старейший испанский парк аттракционов. Вот тут и пришло к нам счастье. Людей мало, красота неописуемая. Прошлись немного по парку и оправились к высочайшей точке -
храму Святого Сердца Христова (Temple del Sagrat Cor).
38.JPG
39.JPG
Под самой крышей храма есть смотровая площадка, но здесь таится подвох: путь к площадке лишь частично можно преодолеть по лестнице, дальше – только на лифте за 2 € с человека. Деваться некуда, поехали. И не пожалели. Виды потрясающие. Мы еще и в удачное время приехали. Успели и засветло, и затемно. Полюбовались на Барселону в огнях. Ой, какие же мы молодцы! Не заленились, не побоялись, что будет поздно, и поехали. Тибидабо – самое то для завершения такого трудного и неоднозначного дня.
40.JPG
41.JPG
42.JPG
43.JPG
Вечером на высоте было заметно прохладнее, чем внизу. Погрелись чайком в кафе и пошли на остановку. А оказалось, либо чай – либо автобус. Который помахал нам хвостом и уехал. Ждать следующего можно было долго, поэтому мы вернулись к храму и взяли там такси до площади Каталонии (20 € по счетчику), чтобы напоследок еще раз зайти на Рамблу.
Но субботним вечером на площади Каталонии было не протолкнуться. Похоже, весь город решил выдвинуться в центр. После тишины и покоя Тибидабо это был слишком резкий диссонанс. Покружили по площади, пытаясь сориентироваться, в какой стороне Рамбла, но подумали, что там нас вообще затопчут, плюнули, спустились в метро и поехали домой ужинать и набираться сил для последнего рывка.
22.12.2013. Воскресенье. Монсеррат на закускуИтак, Барселона истоптана вдоль и поперек, наш самолет вылетает в 23.30, так что весь сегодняшний день мы смело можем провести в пригородах. Выселяемся из отеля, оставляем вещи на хранение и отправляемся на станцию FGC на площади Испании. В данном случае, FGC (Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya) – это пригородные поезда. Станция FGC находится под землей и сообщается со станцией метро. Короче говоря, разные транспортные компании FGC и TMB (Transports Metropolitans de Barcelona) вместе образуют систему метро Барселоны.
Наша цель - бенедиктинский монастырь Монсеррат, расположенный в одноименной горной местности на высоте 725 м над уровнем моря в 50 км к северо-западу от Барселоны. Добраться до монастыря можно на электричке FGC (от станции «Pl. Espanya» по линии R5 «Barcelona-Pl. Espanya — Manresa-Baixador»), затем пересев либо на фуникулер, либо на поезд, едущий в гору по зубчатой железной дороге (Cremallera). Мы выбрали второй способ и купили сразу туда-обратно комбинированный билет «электричка-кремаллера» (17,85 €). Пригородные поезда от площади Испании на Монсеррат оправляются с 8.36 каждый час утром и вечером и каждые полчаса днем. Если нужна канатная дорога, то выходить надо на станции «Montserrat — Aeri», если зубчатая железная, то на следующей - «Monistrol de Montserrat». Сначала электричка едет под землей, потом выбирается на поверхность. Вся дорога занимает 1 ч 45 мин, так что в полдень мы были уже на месте. Тут, кстати, довольно холодно, температура приближается к нулю.
44.JPG
Монастырь Монсеррат (Monasterio de Montserrat) был основан аж в 1025 г. и сегодня является центром паломничества католиков со всего мира. Здесь даже есть специальная гостиница для паломников. В самом монастыре постоянно живет около 80 монахов (мужчин). Но нас интересовал не столько монастырь, сколько место, где он расположен. Название Монсеррат означает «разрезанные горы», монастырь находится на горе и удачно вписан в известняковые скалы причудливой формы.
Первым делом мы отправились смотреть монастырский собор. В его Тронном зале хранится национальная святыня Каталонии - статуя Богоматери с младенцем на коленях, созданная, по легенде, в IX в. За свой темный цвет она получила название «Черная Мадонна». Благодаря заботе верующих статуя уцелела во время разграбления монастыря, ее спрятали в горах, после чего следы ее потерялись. Спустя долгие годы Черную Мадонну нашли в пещере, где теперь построена часовня, а пещеру с тех пор называют «Santa Cova» - святая пещера. Желающих поклониться Черной Мадонне много. Например, считается, что она помогает бездетным женщинам стать матерями. К алтарю в Тронном зале идет отдельная очередь к Черной Мадонне. Мы к ней не пошли, посмотрели издалека. Мало ли что. У нас в группе в среднем по одному ребенку на душу населения, нам пока хватит.
45.JPG
При монастыре также есть хор мальчиков. Вот это было бы интересно послушать, но, к сожалению, не довелось.
Быстренько оценили собор и пошли гулять по окрестностям. Монастырь находится не на самой вершине. Наверх можно подняться на фуникулере. Маршрутов фуникулеров здесь два: вверх (на San Juan) и вниз (на Santa Cova). Купили комбинированный билет и туда, и туда (9,50 €) и поехали сперва на Сан-Хуан.
46.JPG
47.JPG
Наверху, как ни странно, оказалось гораздо теплее, чем на уровне монастыря. Очень солнечно и безветренно. С погодой нам, надо сказать, повезло. Если в предыдущие дни в Барселоне с утра было пасмурно, а солнце начинали выдавать только к обеду, то сегодня, вообще, весь день было ясно, и ничто не мешало нам наслаждаться горными пейзажами. Эх, знать бы заранее, что здесь будет так хорошо, можно было бы выехать из Барселоны первым поездом, набрать еды и вдоволь нагуляться по горным тропкам. А так пришлось выбрать самый короткий пешеходный маршрут. Через полчаса мы уже вернулись к станции, отправили наших друзей вниз на фуникулере, а сами пошли к монастырю пешком, чтобы хоть как-то продлить удовольствие.
48.JPG
49.JPG
Встретились возле второго фуникулера и поехали смотреть Санта-Кову. Путь к пещере не близок. Но здесь все культурно. Вымощенная и огороженная тропа вдоль скалы, по пути в строгой последовательности выставлены скульптурные композиции, иллюстрирующие историю Иисуса Христа.
50.JPG
51.JPG
Сама часовенка небольшая, надстроена над пещерой, алтарь представляет собой кусок скалы. Рядом расположена специальная комната, куда благодарные паломники складывают дары Черной Мадонне - свадебные платья, детские фотографии и прочие символы исполнившихся желаний.
52.JPG
К моменту возвращения в монастырь мы порядком проголодались. Но в единственный работающий в это время года ресторан была очередь, поэтому мы присели в кафетерии и схомячили с чаем припасенные конфетки и печеньки. Лучше потерпим и покушаем нормально уже в Барселоне. Последнее, что нам оставалось сделать на Монсеррате – это сходить в музей.
Музей Монсеррат (7 €) небольшой, но в нем собрано много интересного. Здесь есть и археологические экспонаты, включая мои любимые мумии, и драгоценности, и коллекция православных икон, и образчики средневековой и современной живописи и скульптуры, среди которых работы Эль Греко, Караваджо, Клода Моне, Эдгара Дега, Пабло Пикассо, Сальвадора Дали.
53.JPG
54.JPG
55.JPG
Короче говоря, музей как раз для таких поверхностных ценителей искусства, как мы, да еще и вечно жалеющих на музеи время. А тут прямо захотелось задержаться, но, увы, мы спешили на поезд в 16.15 и потому последние залы проходили чуть ли не бегом.
56.JPG
Собираясь на Монсеррат, мы не ожидали, что проведем здесь столько времени. Думали, ну, покрутимся возле монастыря, посмотрим собор и к обеду вернемся в Барселону, а там еще успеем-таки смотаться к морю и погулять по центру. Но в итоге так загулялись на горе, что вернулись в город только к шести вечера. Уже никуда не пошли, поужинали в «Арене» и помчали в отель заворачивать бутылки вина в туалетную бумагу, носки и сланцы, чтобы не побились в багаже…
РезюмеПоездка получилась насыщенная. Бегали, как жареные, и успели посмотреть, в принципе, все самое-самое. Так что должны были вернуться с чувством полного удовлетворения. В целом, конечно, все понравилось, но легкий осадочек остался. Как было предубеждение против поездок в Европу, так никуда оно не делось. Сначала ты на коленях ползаешь, уговариваешь их пустить тебя в свой шенгенский шалман, доказываешь справками, какой ты кредитоспособный, а потом приезжаешь и продолжаешь доказывать это уже на деле живыми деньгами. За три дня мы изрядно промотались, бюджета хватило бы на полноценную поездку в какую-нибудь «нормальную» неевропейскую страну. Поймите, денег на путешествия мы никогда не жалели. Но одно дело, когда ты улетаешь на другой край земли и получаешь эмоциональный шок. Тогда ты знаешь, ради чего такие траты. А тут – легкая прогулка за угол. В другой раз и задумаешься – а стоит ли?
Что касается самой Барселоны, то мой муж, например, считает, что город этот сильно переоценен. Я думаю, что город, в принципе, достойный. Но одноразовый. Это не то место, куда мне хотелось бы вернуться и по которому я буду тосковать. Тема Барселоны для нас закрыта. Наиболее теплые воспоминания остались от посещения гор – Монжуик, Тибидабо и Монсеррат.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.