1. Отчёт написан осознанно в стиле “how to”. Чтобы отправлять сюда всех, кто задаёт мне вопросы «КАК ты получил лицензию частного пилота за 2 недели?!!11»
2. По тексту отчёта я использую англоязычные авиационные термины. Связано это не с тем, что я выпендриваюсь, а с тем, что я просто не знаю русских эквивалентов: до курсов в США я ни то что ни разу не был за штурвалом, я вообще никогда не летал на одномоторных самолётах даже на месте пассажира.
Ожидания
Всегда считал, чтобы стать пилотом нужно много времени, денег и здоровья. Но наткнулся на статью habrahabr.ru/post/167093/ и понял: пусть не пилотом, но немного порулить за мои деньги точно пустят!
Реальность
Реальность же превзошла все мои самые смелые ожидания. За 3 недели отпуска:
1. сдал все необходимые экзамены,
2. налетал 63,5 часа,
3. получил лицензию частного пилота (US PPL),
4. посетил несколько тематических парков (включая Диснейленд), космический центр имени Кеннеди, несколько авиационных музеев на открытом воздухе и т.п.
5. познакомился с огромным количеством интересных людей
Checklist
Впрочем, обо всём по порядку. Начну с checklist. Привык я к ним, за последнее время . Для получения лицензии необходимо:
1. Иметь нечётное количество голов, и чётное количество конечностей (для прохождения медкомиссии). А вот зрение не имеет значения. Главное чтобы в очках или линзах вы видели нормально;
2. Английский на уровне разговорного Intermediate (для переговоров с диспетчером и сдачи экзаменов);
3. 500 тыс. руб. лишних денег (это включая билеты из Москвы, проживание, питание, аренду машины, Диснейленд и т.п. Соответственно, если экономить – то вполне реально уложиться и в 400 тыс.);
4. На выбор:
4.1. Или 2 недели отпуска + много вечеров дома за книжками
4.2. Или 3 недели отпуска (хотя ознакомиться заранее с авиационной терминологией всё-таки не помешает)
Выбор школы
Здесь мне круто повезло. Я выбрал первую ответившую на моё письмо школу во Флориде: Tailwheels etc. ( http://www.tailwheelsetc.com/ ). Уже потом я поговорил с другими, более опытными студентами, и погуглил, из интереса. Понял: и правда, дуракам всё-таки везёт.
Tailwheels etc. оказалась небольшим (по меркам американских лётных школ) семейным бизнесом. С фантастическим отношением к клиентам. У меня возникало устойчивое убеждение: они хотят чтобы я успел получить лицензию, сильнее чем я! Ну а мой инструктор во время устного экзамена и check-ride точно переживал сильно больше меня (и это при том, что все деньги за курс я УЖЕ заплатил, и они могли спокойно дождаться, пока мой отпуск закончится и я улечу домой).
Таким образом, при выборе школы:
1. У вас интенсив, поэтому даже 1 нелётный день в неделю очень и очень плохо скажется на ваших шансах получить лицензию. Выбирайте штат, и время года исходя из этого. Во Флориде можно летать любое время года почти каждый день VFR (но не во всех штатах такая же солнечная погода). Таким образом, зная, когда у вас отпуск, вы определите список возможных штатов.
2. Летать вам нужно 7 дней в неделю. Столько времени, сколько будет лично для вас эффективно (я летал до 6 часов в день). Соответственно, школа должна иметь возможность вам гарантировать наличие закреплённого за вами самолёта и инструктора на всё время курса (де-факто это почти эксклюзивное использование самолёта, за две недели кроме меня, у самолёта был налёт 1 час – при этом, сделано это было таким образом, чтобы не вмешиваться в моё расписание полётов).
3. Если вы не являетесь лётчиком «от рождения», то выгоднее брать пакетный курс. При этом без «звёздочек» (большинство школ радостно делают «выгодное» предложение, в котором мелким шрифтом написано, что стоимость дана из расчёта «минимальных» 35 лётных часов, а всё что выше – за отдельные деньги). Например, в моём случае потребовалось 60 часов чтобы научиться летать. Расчёт дополнительных возможных затрат в моём случае при средней стоимости часа в 200$ оставлю читателю в качестве домашнего упражнения Кроме этого, в первом случае школа заинтересована в наискорейшем получении вами лицензии, во втором – чем дольше вы будете учиться, тем больше школа заработает (я не говорю, что они СПЕЦИАЛЬНО будут вас плохо учить или не давать получить лицензию, уверен что это не так, но заинтересованности у школы при почасовой оплаты явно меньше).
Получение визы
Обычная туристическая виза вам не даст права обучаться. Вам нужна специальная виза для неакадемических курсов M1.
Процесс подготовки документов несколько замороченный, но описан на сайте посольства. Первое что необходимо – получить по DHL от школы приглашение. Приглашение серьёзный документ, который будет проверен как в посольстве (и сверен с их электронной базой), так и на границе (без него не пустят даже с действующей визой в паспорте!). Школы за прохождение бюрократических формальностей берёт фиксированную сумму. В моём случае это было 500 долларов.
Далее нужно зарегистрироваться на сайте различных министерств и ведомств США (здесь уже школа вам поможет ничего не забыть). Везде проплатить сборы.
Далее со всем ворохом документов подтверждающих регистрации и оплаты заполняете анкету и записываетесь на приём к консулу.
Виза легко получается, если у вас уже есть действующая туристическая виза. А вот если нет действующей американской визы, могут быть проблемы. Например, консул может начать проверять знания вашего английского.
Ground School
Первая неделя – подготовка к письменному экзамену (так они называют компьютерный тест, который, когда-то давно, действительно, сдавался письменно, а не на компьютере). Готовил меня Nik Verrecchia (facebook.com/nik.verrecchia ). Позитивный человек и замечательный преподаватель с энциклопедическими знаниями.
За эту неделю Nik гарантированно не только подготовит вас к тесту, но вы действительно начнёте понимать, что и как работает в самолёте, и почему существуют те или иные правила полётов. Даже в том случае, если до начала занятий вы всё никак не могли понять: почему самолёты летают, а крыльями не машут? В конце концов, ему платят деньги не за часы, а за результат - сданный вами экзамен. А у него мало денег и дорогое хобби (летать). Поэтому, сами понимаете, шансов «не сдать» у вас нет Знания он доносит не только с помощью объяснений на английском, но и на моделях, на реальных самолётах, изображениями и даже с помощью пантомим. Поэтому, мне кажется, что его объяснения можно понять вообще не зная ни слова по-английски.
Первый тестовый прогон экзамена у меня дал результат 97%. Поэтому решили, что второй не нужен (для сдачи экзамена достаточно 70% правильных ответов). В итоге написал экзамен на 86%.
Также на первой неделе нужно:
1. Сдать отпечатки пальцев. Самая долгая и непредсказуемая процедура, так как выполняется авиационным агентством США. Сделайте её первой!
2. Пройти медкомиссию (это просто, но без неё к полётам не допустят)
Тем, кто решил первую неделю не тратить на ground school и вызубрить билеты дома – придётся заранее слетать в Швейцарию, и сдать отпечатки там. Это ближайшее место к нам, где можно сдать отпечатки. И на первый день утром запланировать визит к врачу. Тогда сможете летать в первый же день уже после обеда.
Первый полёт
Незабываемые впечатления. Жутко страшно, интересно и красиво. Но собственно наслаждаться красотой особенно не получается. Мой инструктор, Jerry Butt, рассказал и объяснил всё ещё в офисе. Сейчас по шагам идём по чеклисту, Jerry терпеливо поясняет по шагам, но делаю всё сам. Taxi checklist завершён. Теперь начинается страшное: переговоры с диспетчером. Инструктор говорить «за меня» отказался, и сказал, что говорить должен я сам. При этом любезно согласился на первый раз подсказывать, что и когда нужно сказать
Разумеется, сразу после того как диспетчер ответил, назвав мой бортовой номер, я всё забыл. Благодаря подсказкам инструктора и бесконечной лояльности диспетчера я всё-таки сказал кто я, где я и что хочу. Ветер небольшой, и диспетчер не стал гнать меня через весь аэродром, дал ближайший runway 9, до которой мне катится по прямой по taxiway C. Спасибо!
Надо сказать, что диспетчера во Флориде в маленьких аэропортах очень лояльные, понимающие и всё прощающие. А на родном аэропорте они помнят номера «школьных» самолётов наизусть, и нам, как студентам, прощают и корявый английский, и неверные частоты, и говорят всё очень медленно и очень разборчиво.
Первый самостоятельный полёт
А вот этот полёт забыть невозможно. Прошло уже два месяца, а я помню всё в мельчайших деталях. Начиная с того момента, как дверь самолёта захлопнулась за инструктором и я остался один в самолёте.
Помню, как медленно и внимательно несколько раз перечитывал каждый пункт чек-листа (при том, что помнил его наизусть), как скрупулёзно выполнял все пункты чек-листа. Как связался с диспетчером и запросил разрешение на taxi. Как менял частоту, как запросил разрешение на взлёт.
Помню, как на мгновение стало страшно сразу после отрыва самолёта от земли: в этот момент мне вдруг стало ясно: назад дороги нет, я – один, и придётся посадить этот самолёт самостоятельно, и никто мне не поможет, и не исправит, если я что-то сделаю не так.
Помню, как я ещё до базы начал вслух разговаривать с собой, и говорил до самой посадки
А идиотская улыбка на лице у меня держалась весь оставшийся день.
Спасибо Илье ( facebook.com/ilya.topoltsev ), дал свою камеру, чтобы я мог заснять свой первый самостоятельный вылет. Вот отрывок, первые взлёт и посадка:
Check ride
Следующая неделя прошла очень насыщенно, но в каком-то смысле привычно, меня целенаправленно готовили к экзамену. «Простых» взлётов и посадок больше не было, я доводил до автоматизма свои действия в различных нештатных ситуациях: взлёт и посадка с облётом препятствия, на короткую полосу, на мягкую землю и т.п.
Были дневные и ночные cross country, были самостоятельные cross country. И зубрёжка теории.
По окончании второй недели подготовки – устный и практический экзамен. Мой экзаменатор – Gudrun Davis, американка, немецкого происхождения. Дотошно проверяет мои знания в каждой из областей.
Обычно американские экзаменаторы ограничиваются выборочной проверкой. Поэтому устный экзамен вместо обычных 40-60 минут у меня занял 2,5 часа. Экзаменатор справедлива и даже лояльна. Если я не помню, как звучит какой-то термин на английском, но знаю смысл, и могу продемонстрировать способность применить знания в практических задачах – то термин мне подсказывается, и мы переходим к следующему вопросу.
Устный экзамен сдан. Теперь полтора часа практики. Спасибо Jerry. Нет ни одного манёвра который бы попросила выполнить экзаменатор, и который бы он меня не заставил не просто отработать, а довести до автоматизма.
Я умею делать развороты без потери высоты и удерживая нужный угол как только по приборам, так и только по виду из самолёта, с закрытой картой приборной панелью. Я выполняю действия при аварийной посадке на автомате, и с огромным запасом времени (как сказал Jerry на одном из занятий: ты просто обязан оставить достаточно времени для того, чтобы перед аварийной посадкой приготовить себе сэндвич, кто знает, может это будет последняя еда в твоей жизни!).
В общем, практическая часть далась легко. После очередной посадки «на короткую полосу с облётом 50-ти футового препятствия» инструктор говорит хватит, давай на парковку.
Я спрашиваю про результат. Ответ: я думаю, что у тебя будет лицензия, если, конечно, сейчас не сделаешь что-то экстраординарно глупое, например, заденешь другой самолёт при парковке.
Обратно в родной аэропорт инструктор летит на месте пассажира. И я на полном основании делаю запись в свой logbook:
Маршрут: CGC-LAL
Длительность: 0,9 часа
Роль: командир воздушного судна