Период: 3-14 мая 2013
Особенность: путешествуем БЕЗ автомобиля, т.е. исключительно общественным транспортом.
Полный отчет – с впечатлениями, фотографиями и т.д. здесь:
Норвежские фьорды в начале мая. У природы нет плохой погоды?
Маршрут:
3 мая. Киев-Осло (авиа). Ночуем в Осло.
4 мая. Осло.
Музеи, парк скульптур. Ночуем в Осло.
5 мая. Осло-Флом (поезд)
Утренним поездом выезжаем во Флом. 13. Поселяемся, гуляем по окрестностям.
6 -8 мая. Флом
Прогулки по Фломской долине, поездки на Stegastеin, Stalheim, в Borgund.
9 мая. Флом-Гудванген (паром)
Переезд и поселение в Гудвангене. Прогулка в Bakka и подъем на Rimstigen.
10 мая. Гудванген – Берген (автобус)
Переезд и поселение в Бергене. Прогулка по Бергену.
11 мая. Берген
Прогулка по городу и окрестностям.
12 мая. Берген- Ставангер-Прекестулен
Автобусом Берген-Ставангер, паромом и автобусом Ставангер- Прекестулен. Поселяемся в хостеле возле Прекестулен.
13 мая. Прекестулен
Поход на Кафедру. Прогулка по окрестностям.
14 мая, вторник. Прекестулен -Ставангер-аэропорт Sola.
Днем выезжаем в Ставангер, оттуда вечером на автобусе в аэропорт. Ночь в аэропорту.
15 мая. В 5.40 утра улетаем в Киев.
Итак, опробованный нами маршрут и практическая информация для «бесколесных» путешественников, которые стремятся вложиться в разумный бюджет.
Виза в Норвегию
Документы подавали самостоятельно через сайтhttps://selfservice.udi.no в посольство Норвегии в Киеве. Во время заполнения анкеты онлайн пусть не пугает и не останавливает сообщение о том, что на ближайшие 90 дней свободных часов (слотов) для подачи документов нет. Как только вы оплатите визовый сбор (35 евро), эти слоты чудесным образом могут появиться, как это было у нас. Мы смогли подать документы через 3 недели после заполнения анкет и оплаты сбора. Сообщение о том, что визы открыты, получили СМС-кой на четвертый день после подачи документов. В общем, все было чинно, благородно и быстро. Один нюанс. Работающие пенсионеры получают визу бесплатно наравне с неработающими, нужно лишь показать пенсионное удостоверение. Мой муж, например, – работающий пенсионер, и ему проще было взять справку с места работы, чем простаивать в очередях в пенсионном фонде. Деньги за визовый сбор вернули на карточку.
Перелет Киев–Осло (3.05.2013)
Билеты бронировали через интернет сразу после новогодних праздников, т.е. за 3,5 месяца, выбирали эконом-вариант: basic, non refundable. Сначала планировали лететь туда и обратно AirBaltic https://tickets.airbaltic.com. Но за 3 недели до вылета они начали перетасовывать свое расписание, в результате чего рейс из Киева в Осло оказался очень неудобным. Мы от билетов отказались (деньги на карточку в полном объеме вернулись дней через 10) и в Осло полетели на Norwegian http://www.norwegian.no (2 билета + 1 оплаченный багаж = 190 USD). Оказалось на 40 USD дешевле и быстрее (рейс прямой, без пересадки в Риге).
Регистрация в аэропорту Борисполь, у стоек регистрации. Все очень быстро, без очереди и излишней суеты. С собой нужно иметь распечатку электронного билета с бар-кодом и квитанцию об оплате. Norwegian указывает номера мест в посадочных талонах, или же места можно зарезервировать заранее, при бронировании онлайн (услуга платная). Мы этого не делали. Приехали в аэропорт к началу регистрации и получили хорошие места у окошка.
Как и все лоукосты, Norwegian прописывает ограничения на багаж.
Ручная кладь: 1 место весом до 10 кг и максимальными габаритами 55x40x23 см. В дополнение к этому можно пронести небольшую вещь, например, ручную сумку, камеру или ноутбук.
Оплаченный багаж (checked baggage): сумка, чемодан или рюкзак весом до 20 кг и габаритами 90х75х55 см.
При регистрации никто ничего не взвешивал и не измерял, ни сумку, которую мы сдавали в багаж, ни ту, что взяли с собой в салон. Правда, и сумки у нас были очень-очень скромные.
Перелет Киев-Осло занимает 2 ч. 45 мин.
Неподалеку от Осло 2 аэропорта: Гардермёэн (Gardermoen) в 47 км на север и Торп (Torp) в 120 км на юг. Мы прилетели в Гардермёэн. До Осло добирались Flybussen — экспресс-автобус, который отправляется каждые 15 — 30 минут в зависимости от дня недели и времени суток (расписание http://www.flybussen.no/en/Oslo). Дорога до центрального автовокзала занимает 40 мин. Билеты покупали у стойки при выходе из здания аэропорта. Стоимость билета 150 крон. Расплачивались картой Visa Classic.
Кстати, оплату картой Visa Classic у нас принимали везде, кроме городских автобусов-троллейбусов.
Еще до Осло можно добраться поездом Flytoget, отправляется из здания аэропорта с подземного этажа. Время в пути — 20 минут. Информацию можно посмотреть здесьhttp://www.flytoget.no/eng.
Время в Норвегии на час отстает от киевского, не забудьте перевести часы!
Осло
В Осло был забронирован Anker Hostel http://www.ankerhostel.no/en/ через сайтhttp://sp.booking.com .
Мы везде (кроме Бергена) бронировали двуместные комнаты в хостелах, потому что стоимость гостиниц в Норвегии шокирует. Отдельные комнаты в хостелах по нашим меркам тоже вещь недешевая, но все же получается намного экономней. Кроме экономии мы получили прекрасную возможность пообщаться с народом. По вечерам многие выползают посидеть в общую большую комнату – что-то типа гостиной (у них это называется lobby), и если вы можете связать пару слов по-английски, то всегда найдете интересного собеседника. Везде, где мы жили, был бесплатный доступ до интернета (Wi-Fi).
Anker Hostel стоит 640 крон за номер за ночь. Постельное белье и полотенца нужно брать в аренду (50 крон за 1 комплект) или пользоваться своим. Завтрак (шведский стол в соседнем кафе) – 55 крон на человека. Впечатление от хостела среднее. Его достоинство – удачное расположение: почти в центре города, 20 мин. ходьбы от автобусной и железнодорожной станции или подъехать автобусом 12. Здесь http://sp.booking.com/directions.en.html?id=812204767;hotel_id=23746 можно посмотреть дорогу к хостелу.
Во всех норвежских городах, где мы были, ж/д и автобусные вокзалы находились рядом, называется это Byterminalen – городской терминал. Очень удобно!
Недалеко от хостела, на той же улице по направлению к центру, есть 3 супермаркета с низкими ценами – 2 KIWI и еще один, названия не запомнила.
В Осло мы провели неполных полтора дня. В первый вечер погуляли по городу, на второй день было запланировано 3 музея на полуострове Бюгдой (Bygdøy) – Музей викингов, Фрам, Кон-Тики, и парк скульптур Вигеланда. Все три музея маленькие, но очень интересные. Парк скульптур тоже произвел впечатление.
Стоимость билетов в музеи:
Фрам: 80 крон (50 для Senior – старше 67)http://www.frammuseum.no/default.aspx?lang=en-us
Исторический: 50 крон (25 для Senior)http://www.khm.uio.no/english/
Музей викингов: 60 крон (35 для Senior) http://www.khm.uio.no/english/
Кон-Тики: 80 крон (50 для Senior) http://www.kon-tiki.no/e_aapning.php
В Норвегии, в отличие от многих других стран, скидки для пенсионеров (Senior, люди старше 67 лет) распространяются не только на граждан страны, но и на приезжих. Скидки работают в музеях, на пассажирском транспорте – городском и при дальних переездах, но, как правило, не работают на туристических маршрутах (например, Флом-Гудванген, Флом-Стегастейн). Мы всегда просили 1 ticket for adult and 1 for senior, а там уж как получалось.
На полуостров Бюгдой ходит автобус 30 (остановка рядом с Anker хостелом). Выходить возле музея Викингов (Vikingskipene). В парк скульптур можно доехать на автобусе 20, трамвае 12 или на метро – остановка Majorstuen station и пройти пешком минут 15.
Очень хороший планировщик маршрутов по Осло здесь http://ruter.no/en/Travel-planner/Network-maps/. По этой же ссылке есть карты маршрутов городского транспорта.
На остановках общественного транспорта, по крайней мере в центре города, на электронном табло указывается номер маршрута и сколько минут осталось до прибытия автобуса. Иногда вместо трамвая или троллейбуса ходит автобус, или наоборот. Нужно смотреть не на вид транспорта, а на указанный на нем маршрут.
С учетом программы на второй день, мы купили карту Oslo Pass. Экономия получилась очень хорошая! Стоит она 270 крон для взрослого и 120 крон для детей и пенсионеров. Oslo Pass дает возможность бесплатно ездить по городу в общественном транспорте (автобусы, троллейбусы, метро) и бесплатно посещать почти все музеи. Стоимость билета в общественном транспорте точно не знаю, ездили по Oslo Pass, но мне показалось, что не меньше 50 крон, если покупать билет у водителя.
Информация про Oslo Pass здесь: http://www.visitoslo.com/en/activities-and-attractions/oslo-pass/.
Oslo Pass продается в информационном туристическом центре, который находится в центре города, недалеко от City Hall (адрес: Fridtjof Nansens plass 5, время работы с 01/05/2013 по 30/09/2013 Monday-Sunday 09:00-18:00). Здесь же можно бесплатно взять карты, путеводители и т.п. Обратите внимание, что в больших информационных центрах у входа стоит автомат, в котором нужно зарегистрировать свою очередь – просто нажать на сенсорную панель и автомат выдаст талончик с номером. Этот номер высветится на табло возле стойки, куда вам нужно будет подойти, как только придет ваша очередь.
Туристический сайт Осло http://www.visitoslo.com/en. Кроме того, нашла в интернете ресурс, на котором указаны адреса дешевых кафе в центральной части Осло. Мы не пользовались, но кого интересует – пишите, вышлю.
Переезд Осло – Флом (5.05.2013)
Во Флом (Flåm) отправились 8-часовым утренним поездом с пересадкой в Мюрдаль (Myrdal). Билеты покупали заранее через интернет (minipris). Посмотреть расписание и купить билеты онлайн здесь https://www.nsb.no/.
При покупке через интернет доступна опция minipris, что получается в полтора-два дешевле, чем покупать билеты на вокзале. Наши билеты стоили по 529 крон при стандартно цене 930 крон.
После покупки через интернет на ваш e-mail приходит номер заказа (reference number) и код получения (pick up code). Перед поездкой следует получить бумажные билеты. Рядом с информационным бюро на вокзале находятся билетные автоматы (Ticket vending machine). Процедура получения билетов простая: выбираете на экране английский язык, дальше на вопрос, есть ли у вас travel card, отвечаете «Нет», затем вводите свой pick up code. Если возникнут трудности – обращайтесь к юношам и девушкам в оранжевой униформе, которые дежурят у информационного бюро, помогут.
Поезд отправляется с центрального вокзала. Номер платформы будет указан на электронном табло примерно за полчаса до отправления. Ищите поезд Осло-Берген – это ваш, идет через Мюрдаль, где нужно сделать пересадку. Выход на платформы – по левую и правую стороны от информационного бюро.
От Мюрдаль поезд идет по знаменитой Фломской железной дороге (Flåmsbana) http://www.flamsbana.no.
20 км пути занимает около часа времени. Поезд делает несколько остановок, в том числе возле водопада Чосфоссен (Kjosfossen), где все выходят на перрон и фотографируют. Вся дорога видовая, туристы носятся с фотоаппаратами от одного окна к другому. Если вы любите пощелкать камерой, занимайте место в первом вагоне возле открывающегося окна – сможете фотографировать не через стекло и успеете выскочить на пару минут на остановке Береквам, где выход только через первый вагон. Аудиогид, в том числе и на русском языке, на протяжении всего пути рассказывает, где на что смотреть из окна. На мой взгляд, более интересные виды открываются с левой стороны по ходу поезда.
Флом (Flåm)
Хостел во Фломе, он же Flåm Camping og Vandrarheim, был самым лучшим за все наше путешествие: красивое место в 7 минутах ходьбы от ж/д станции и центра деревни, приветливые хозяева, идеальная чистота, прекрасно оборудованная кухня со всей необходимой утварью. Вот сайт кемпингаhttp://www.flaam-camping.no. Бронировали через сайт http://www.hihostels.com.
Мы провели там 4 дня, заплатили за двухместную комнату 2544 кроны. Постель включена. Полотенца, если нет своих, – платные, 20 крон, горячая вода в душе тоже – 10 крон за 5 мин.
Флом – сказочно красивое место, деревушка лежит на берегу фьорда и окружена горами. Сайт Флома http://www.visitflam.com. Офис туристической информации – в здании ж\д вокзала. Там можно купить билеты на паром, на экскурсии, взять карту Фломской долины и другую полезную литературу. Единственный в деревне супермаркет тоже рядом со станцией.
Не знаю, что там и как в высокий сезон, но в начале мая было тихо, спокойно, никакой суеты. Даже несмотря на то, что почти каждый день в гавань заходили круизные лайнеры, груженные толпами туристов. Но мы отправлялись в дальние прогулки вдоль берегов фьорда или уезжали куда-нибудь рейсовым автобусом и круизных туристов практически не видели. Напротив, в несезон заход круизников можно использовать себе во благо. В эти дни ходят экскурсионные автобусы на видовые площадки Стегастейн (Stegastein) и Сталхейм (Stalheim), куда без машины добраться очень проблематично.
Здесь http://www.visitflam.com/upload/walking_in_flam_nor-eng.pdf лежит карта пешеходных маршрутов по Флому. Первоначально планировали походить по этим маршрутам, особенно по самым дальним и высотным. Но поскольку весна была очень поздней, долина в первых числах мая выглядела еще голой и малопривлекательной, в районе Мюрдаль лежало много снега (люди ехали туда на лыжах кататься) и было холодно, мы свои планы откорректировали.
За 4 дня успели вот что:
1. Поднимались к водопаду Брекефоссен (Brekefossen), с верхней площадки которого открывается замечательный вид на долину (маршрут 3 на карте); погуляли по деревне.
2. Ходили к селению Оттернес (Otternes) (маршрут 5 на карте), информация http://www.otternes.no
3. Поднимались по лесной тропе мимо Оттернес и дальше вверх вдоль берега фьорда. По тропе можно подняться вверх до дороги, которая спускается в городок Аурланд (Aurland), и вернуться во Флом по автомобильной дороге, идущей вдоль берега фьорда.
4. Ездили с экскурсионным автобусом к отелю Сталхейм (Stalheim), билет 300 крон. Билеты в офисе туристической информации. Информация здесь http://www.visitflam.com/fjord-tours/st ... ghtseeing/
5.Самостоятельно рейсовым автобусом ездили смотреть деревянную церковь в селе Боргунд (Borgund). Билеты туда-обратно на одного около 200 крон, покупали у водителя, расплачивались картой. Расписание и планировщик маршрута здесь http://www.rutebok.no. Автобус отправляется с остановки на площади возле ж/д станции во Фломе.
6. Ездили с экскурсионным автобусом на видовую площадку Стегастейн (Stegastein). Билет 200 крон, можно купить в офисе туристической информации или в находящемся рядом офисе компании Sognefjorden – стоимость одинаковая, но во второй выдают информационный буклет. Остановка на видовой площадке минут 20 – и назад. Мы договорились в офисе, чтобы вернуться обратно с другим автобусом. Побродили там несколько часов по горам, полюбовались видами. Информация http://www.visitflam.com/sognefjorden/b ... viewpoint/.
Переезд Флом-Гудванген (9.05.2013)
Из Флома в Гудванген (Gudvangen) можно ехать автобусом через тоннель – минут 20, или паромом. Мы отправились классическим маршрутом – на пароме через Аурландс-фьорд (Aurlandsfjord) и Нерёй-фьорд (Nærøyfjord). Маршрут потрясающе красив, занимает около 2-х с небольшим часов. Расписание паромов здесь http://www.fjord1.no/eng/. Билет стоит 285 крон, покупали в туристическом офисе во Фломе.
Гудванген
В Гудвангене бронировали на одну ночь маленький домик в VANG CAMPING http://www.vang-camping.no. Стоит 300 крон, постель и душ – за дополнительную плату. Финальная уборка – либо платная, либо нужно убрать за собой самим. Тряпки, ведра, швабры, моющие средства – все есть. Бронировали так: написали письмо на почту post@vang-camping.no, получили ответ, что все ОК. И действительно, все было ОК. Когда мы явились туда 3 месяца спустя, нас ждали. Оплата при поселении. Домик маленький, одна комнатка, в которой стоит 2 кровати (одна из них двухэтажная), столик, 3 стула, кресло, холодильник. К ней примыкает крохотная кухонька с электроплитой и кофеваркой. Есть минимальный набор посуды, пару кастрюль и сковородка. Душ, туалеты, умывальники, комната для мыться посуды и стирки – в отдельном домике, метрах в 20. Все очень аккуратное, чистенькое. Хороший кемпинг по смешной для Норвегии цене. На территории кемпинга есть место для палаток.
От гавани до кемпинга – примерно 1 км вдоль трассы, идущей через тоннель из Флома на Восс и дальше на Берген. Место очень красивое, у подножия гор с десятком водопадов и ручейков. Где-то на сайтах люди жаловались, что, мол, домики стоят у самой трассы, шум ужасный от машин. Мы от шума особо не страдали, т.к. находились в домике только ночью, когда движения практически не было. Еще кто-то жаловался, что в домиках холодно. Да, когда мы зашли, было очень прохладно. Но там есть электрическая батарея, которая очень быстро нагрела воздух до комфортной температуры.
Гудванген – крохотная деревушка, значительно меньше Флома. Но там есть супермаркет, парочка кафешек и сувенирный магазин. Все возле гавани. Мы ходили на прогулку вдоль берега фьорда к деревушке Бакка (Bakka), дошли до подъема на гору Римстиген (Rimstegen), поднялись немного по тропе, с которой открывается очень красивый вид на Нерёй-фьорд. На форуме хорошо описан маршрут к Римстиген https://forum.awd.ru/viewtopic.php?p=1385690#p1385690. Прогулка у нас получилась продолжительной и очень нескучной. Напишу обо всем в подробном отчете.
Сведения о Гудвангене здесь http://gudvangen.com/
Переезд Гудванген-Берген (10.05.2013)
В Берген отправились автобусом, остановка которого на трассе E16 в 50 метрах от кемпинга. Расписание автобусов здесь http://ruteinfo.net/en/.
Билет стоит 218 крон (195 для senior), покупали у водителя, расплачивались картой.
Дорога занимает примерно 2 часа 40 минут. В окрестностях Восса открываются замечательно красивые виды (слева по ходу автобуса). Вторую половину пути автобус постоянно ныряет в тоннель.
Берген
В Бергене останавливались в частной вилле. Нашли и забронировали ее через сайт .. Мы снимали 1 комнату на 2 дня, заплатили 178 USD. Все, что написано на сайте и фотографии дома – полностью соответствует действительности. Вилла небольшая, ухоженная, условия хорошие. Хозяин – Бернт, интеллигентный, достаточно внимательный и совершенно ненавязчивый. У нас были свои ключи от дома и мы чувствовали себя очень свободно. В стоимость проживания включен завтрак. Готовить вам специально никто ничего не будет, но в холодильнике заготовлен сыр, масло, несколько видов мясной нарезки, йогурты, соки, джем. Кроме того – хлеб, чай, кофе. Все к вашим услугам – берите и пользуйтесь.
Дом расположен на холме, с которого открывается красивый вид на город. Вот только добираться от центра пешком – все время в гору. От вокзала (ж/д и автобусного) идти минут 40-50, а если с сумками… Можно сесть на 11 автобус, но ходит он редко, 1-2 раза в час, а по выходным выходит на маршрут только после 9 утра. Расписание автобусов есть на каждой остановке. От автобусной остановки до дома недалеко, но самим найти дорогу будет сложновато – улочка петляет и разветвляется. Нас Бернт подхватил на своей машине и привез от автобусной станции прямо к дому. Если будете договариваться с ним о таком варианте, не забудьте обменяться номерами телефонов или точно договоритесь, где он вас будет ждать.
Стоимость автобуса по Бергену – 29/15 крон.
В Бергене каждый может найти себе занятие по интересам http://www.visitbergen.com.
Нижняя станция фуникулера находится в 5 минутах ходьбы от набережной Бригген.
До канатной дороги нужно ехать из центра на автобусе 2, 3 или 12 до остановки Haukeland Hospital. Перейти дорогу, слева обойти большое здание и подняться немного вверх. С обеих гор открывается потрясающий вид на город! На верхней станции канатки продаются карты с пешеходными маршрутами по горе (20 крон).
Переезд Берген-Ставангер-Прекестулен (12.05.2013)
Из Бергена до Ставангера можно добираться скоростной лодкой или автобусом.
Расписание и билеты на лодку на сайте http://booking.norled.no/default.aspx. Если повезет, можете попасть на дешевые онлайн билеты.
Мы ехали автобусом, т.к. в тот же день предстоял еще переезд из Ставангера в хостел Прекестулен (Preikestolen) и мы хотели выехать пораньше (лодка отправлялась только в 12 дня). Искать автобус можно здесьhttp://kystbussen.no/default.aspx или здесь http://www.nettbuss.no.
Стоимость Kystbussen 420 крон при оплате онлайн. На сайте http://www.nettbuss.no нашли автобус Bus4you стоимостью 389 крон. Билеты на этот автобус нельзя купить у водителя – только через интернет или в кассах. Мы покупали через интернет. На посадку нужно явиться с распечатанным на принтере билетом. Как-то можно еще покупать с мобильного телефона, на сайте об этом написано, но мы не пробовали.
Дорога до Бергена занимает около 5 часов, но совершенно неутомительная. Два раза во время маршрута автобус переправляется паромом. Во время переправ пассажиры выходят из автобуса и поднимаются в салон парома, где можно попить кофе-чай и даже пообедать. Первая переправа была минут 40, вторая – 20.
Приехав в Ставангер, мы сразу же с автобуса пошли в гавань на паром. Это недалеко, 15-20 минут ходьбы. Если взять брошюрку по Ставангеру, которая лежит во всех туристических информационных центрах, то по имеющейся в ней карте легко сориентироваться, куда идти.
Чтобы добраться до Прекестулен, нужно сначала переправиться паромом до Тау (Tau), а там пересесть на автобус, который довозит прямо до хостела и начала тропы на гору. Автобус коннектится с паромом. Расписание здесь http://www.boreal.no/route-table-weekdays/category846.html (будни), http://www.boreal.no/route-table-saturday/category847.html (суббота),http://www.boreal.no/route-table-sunday/category848.html (воскресенье).
Стоимость парома примерно 45 крон (билеты продаются на пароме), автобуса – 80 крон. На пароме можно рассчитываться картой, в автобусе – только наличными.
Хостел возле Прекестулен
Ссылка на сайт хостела: http://www.preikestolenfjellstue.no. Мы зарезервировали комнату, написав письмо на адрес post@preikestolenfjellstue.no.
Это было худшее жилье за все путешествие. Наша «smaller 2-bedded room» оказалась узенькой комнатушкой с двухъярусной кроватью, умывальником и крохотным столиком. Стоимость с завтраком и постелью (без полотенец) – 760 крон за ночь. Душ и туалет на этаже, общий для мужчин и женщин. Санитарное состояние оставляет желать лучшего. На первом этаже – большая чистая и просторная комната, с камином, видовым окном на живописное озеро и столиками. Там народ сидит, читает, общается, работает на своих ноутбуках.
Обеды и ужины можно готовить самим, если есть из чего – кухня рядом, в отдельном домике. На территории хостела нет продуктового магазина, только сувенирная лавка. Обедать, конечно, можно в кафе, но цены там…
Завтрак хороший, шведский стол (сыр, мясная нарезка, хлеб, масло, джемы, овощи, фрукты, молоко, чай, кофе).
На ресепшн есть карта маршрутов вокруг хостела. Описание можно посмотреть здесь http://www.preikestolenfjellstue.no/index.php?fo_id=3719. Окрестности живописные, если остановиться там на пару дней, можно хорошо провести время и отдохнуть.
Поход на Прекестулен занимает примерно 2 часа вверх и столько же вниз. Всего около 7,5 км. Идти, перепрыгивая по большим булыжникам, вниз не на много проще, чем вверх. Нужна соответствующая обувь и хотя бы минимальная спортивная подготовка. Домоседам и людям с лишними килограммами будет ой как непросто! О нашем опыте взбирания на гору, превратностях норвежской погоды и жизни в хостеле напишу подробно в отчете.
Ставангер и аэропорт Сула (Sola)
Мы провели в хостеле возле Прекестулен 2 ночи. 14 мая около полудня уехали в Ставангер, чтобы посмотреть город и вечером ехать в аэропорт в Суле (14 км от центра Ставангера, дорога занимает минут 20). На пристани, куда приходит паром из Тау (Tau), есть павильон Kolumbus (компания-перевозчик) с залом ожидания, кассами, справочным бюро и автоматическими камерами хранения. Кассы и справочная по выходным, похоже, не работают. Но зал ожидания открыт. Здесь же, в 20 метрах от павильона Kolumbus, конечная остановка автобусов Flybussen, которые ходят в аэропорт. Стоимость билета 100 крон. Расписание автобусов здесь http://www.flybussen.no/en/Stavanger. Чтобы посмотреть расписание от пристани, в поле From выбрать Fiskepiren (Рыболовный причал).
Камеры хранения и остановка Flybussen есть также на городском терминале (Byterminalen), куда приезжает автобус из Бергена.
Мы оставили сумки в камере хранения (60 крон за ячейку) и отправились смотреть Ставангер. Город меньше, чем Берген, более промышленный (нефть!) и менее интересный. Большинство жилых деревянных домиков выкрашено в белый цвет. Все как-то очень однообразно. Информация о Ставангере http://www.regionstavanger.com, http://www.stavanger-guide.no.
Ночь провели в аэропорту, поскольку улетали рано утром. Аэропорт маленький, зала ожидания, как такового, нет. Есть кресла, которые стоят возле касс и на втором этаже, рядом с зоной вылета, но их немного. Правда, и народа много не было. Кроме нас, ночевало еще 3-4 человека. Ночью на первом этаже работает магазинчик, где можно купить кусок пиццы, выпить чая или кофе, купить открытки или магнитики.
Duty free скудное и такое же дорогое, как и вся Норвегия. Причем тот же шоколад или сувениры в магазинчике на первом этаже существенно дешевле, чем в Duty free!
Летели AirBaltic рейсом Ставангер-Киев с пересадкой в Риге. Билеты покупали через интернет на сайтеhttp://www.airbaltic.com. Стоимость двух билетов + 1 оплаченный багаж – 205 евро. Зарегистрироваться можно онлайн (бесплатно) или в аэропорту (10 евро с чел.) Онлайн регистрация (check-in) открывается за 72 часа до вылета. После регистрации вы получаете посадочные места, которые нужно распечатать и предъявить при посадке. Есть также регистрация mobile check-in, с использованием мобильного телефона. Подробно все написано здесь http://www.airbaltic.com/public/index.html. У AirBaltic ограничения на багаж более жесткие: разрешается 1 место ручной клади весом до 8 кг и максимальными габаритами 55x40x20 см. Ручная сумочка, ноутбук, фотокамера должны быть упакованы внутри ручной клади.
Продукты
Привожу небольшой список показательных цен на продукты. Цена в разных городах и магазинах разная. Самые дешевые цены были в Осло, в супермаркете KIWI.
100 NOK (норвежские кроны) = 17 USD
Буханка хлеба (750 г) 25-37 NOK
Твердый сыр (300 г) 35-44 NOK
Кефир (1 л) 19 NOK
Пачка масла (250 г) 18-24 NOK
Мясная нарезка, типа буженины (100 г) 22 NOK
Плитка шоколада (100 г) 28 NOK
Концентрат супа (на 2 порции) от 20 до 58 NOK
Порция «кофе из термоса» на пароме (сахар, молоко входят в стоимость) 25 NOK
В общем, без комментариев.
Бюджет
Я разбила наши расходы по статьям и перевела в USD, чтобы легче было ориентироваться.
Маршрут: Киев – Осло – Флом – Гудванген – Берген – Прекестулен – Ставангер – Киев
Длительность 12 дней.
Расходы на двоих:
виза 45,5 USD
перелет в оба конца 456 USD
переезды внутри Норвегии 560 USD
жилье 1188 USD
экскурсии и городской транспорт 348 USD
питание 317 USD
мелкие расходы 30,5 USD
ВСЕГО 2945 USD
Т.е., мы вложились в 3 тыс. долларов. У меня такое ощущение, что как для Норвегии, это вполне скромная сумма.