Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Вопросы, связанные с историей России до 1917 года, историей стран куда ездим, и куда хотим поехать. Делимся предпочтениями в плане исторического туризма. Дополнительный дискуссионный клуб адекватных людей.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Делимся предпочтениями в плане исторического туризма. 1917 год является крайней точкой истории государства Российского. Все события в мире и нашей стране, произошедшие после этой даты, считаем нашим временем, к истории не относим, и не обсуждаем. Соблюдаем все правила приличия, присущие нашему форуму

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #1

Сообщение Denis_Wanderer » 08 ноя 2011, 23:24

Совершенно случайно на днях наткнулся на описанную ниже историю:

13/26 октября 1914 года «Жемчуг», крейсер Сибирской флотилии, с началом военных действий откомандированный в союзную англо-французскую эскадру, вернулся в порт Пенанг, на острове того же названия в Малаккском проливе, откуда в конце сентября ушел в поход на поиски немецкого крейсера «Эмден». Командир «Жемчуга» капитан 2 ранга барон И.А.Черкасов получил от английского адмирала Джерама, в подчинении которого находился, разрешение на семидневный заход для переборки механизмов и чистки котлов. В связи с действиями в этом районе «Эмдена», командиру русского крейсера было рекомендовано принять все меры предосторожности, стоя на якоре в бухте Пенанг. Но кавторанг Черкасов должных мер не принял, практически не подготовив корабль к возможному нападению «Эмдена». Сам же вечером 14/27 октября съехал на берег к жене, вызванной им в Пенанг из Владивостока на время стоянки «Жемчуга».

Рано утром 15/28 октября в Пенанг вошел рейдер «Эмден», который, как утверждал в своих воспоминаниях его старший офицер Хельмут фон Мюкке, надеялся застать здесь французские броненосные крейсера «Монкальм» и «Дуплекс» и атаковать их во время стоянки на якоре. Немцами была предпринята военная хитрость: поставлена четвертая фальшивая труба из брезента, так что при плохой видимости «Эмден» мог сойти за английский крейсер «Ярмут». Французский миноносец «Муске», несший охранную службу, попался на эту уловку и в предрассветных сумерках пропустил «Эмден» в бухту, даже дав «добро» световым сигналом.

В бухте среди освещенных «купцов» «Эмден» обнаружил лишь один темный силуэт военного корабля. Подойдя почти вплотную к его корме, немцы установили, что это — русский крейсер «Жемчуг». Тот же X. фон Мюкке вспоминает:
«На нем царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчетливо было видно все, что делается на русском крейсере. Но ни вахтенного начальника, ни вахтенных, ни сигнальщиков не было заметно. С дистанции около одного кабельтова (185,2 м —авт.) мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части «Жемчуга», где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Корму подбросило из воды, а затем она стала медленно погружаться. Только после этого русские обнаружили признаки жизни...

Между тем наша артиллерия поддерживала бешеный огонь по «Жемчугу»... Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег.

Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и открыли по нам огонь. Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. «Эмден», проходя мимо «Жемчуга», развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера. Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. Но «Эмдену» было не до них».

Навстречу уходившему «Эмдену» ринулся французский миноносец «Муске», поздно понявший свою трагическую ошибку. Его атака была жестом отчаяния — тремя залпами он был потоплен «Эмденом». Находившийся в воде раненный лейтенант Л.Л.Селезнев видел это: «На месте «Муске» поднялся столб черного дыма, и все было кончено.»

«Жемчуг» и «Муске» стали последними жертвами «Эмдена», общее число которых, не считая этих двух военных кораблей, составило 22 парохода (в том числе русский пароход «Рязань», ходивший из Владивостока в Гонконг). Обнаруживший себя немецкий рейдер уже 27 октября (9 ноября) был настигнут австралийским крейсером «Сидней» у Кокосовых островов и потоплен. Кстати сказать, уцелевшая часть команды спаслась на берегу, а позже на джонке совершила плавание по Индийскому океану, добравшись до материка. Прибыв в Германию после своей одиссеи, команда была принята кайзером, который в ознаменование заслуг прибавил всем вторую фамилию — Эмден.

В результате нападения на «Жемчуг», который был потоплен за пять минут, погибли один офицер и 80 нижних чинов, семь моряков позже умерли от ран. Погибшим офицером был мичман А.К. Сипайло (1891 -1914), занимавший на «Жемчуге» должность вахтенного начальника.

Военно-морской суд, состоявшийся в августе 1915 года во Владивостоке, признал виновными в гибели крейсера и людей командира, капитана 2 ранга Ивана Черкасова и старшего офицера, старшего лейтенанта Николая Кулибина, заменявшего съехавшего на берег командира. Они были лишены «чинов и орденов и других знаков отличия», исключены из военно-морской службы и «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдавались в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства»: Черкасов — на 3,5 года, а Кулибин — на 1,5 года. По Высочайшей конфирмации приговора Владивостокского военно-морского суда оба они были разжалованы в матросы и отправлены на фронт. ... Архивы содержат информацию — и достаточно полную — об их дальнейшей судьбе. Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско-Ванской озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Известно, что И.А.Черкасов умер во Франции в марте 1942 года и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине. Вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем «Подвижный».


Цит. по: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1004/

В связи с изложенным, к уважаемым знатокам нашей морской истории (коих, судя по соседней "цусимской" ветке здесь немало), есть вопрос: к стыду своему признаюсь, что о действиях русского флота на тихоокеанском ТВД в составе союзных ВМС Антанты в Первой мировой войне, практически ничего не знаю. Было бы интересно восполнить пробел, посему прошу поделиться имеющейся информацией, возможно, рассказами об эпизодах, связанных с этой войной. Хотелось бы узнать о более "светлых" для нашего флота, чем история "Жемчуга", страницах истории Тихоокеанского флота в тот период.

Второй вопрос хотелось бы адресовать широкому кругу читателей форума. В Малайзии ежегодно бывают тысячи "авдэшников" (я в том числе, был в январе 2010 г. на Лангкави и в КЛ), на Пенанг заруливают многие. Дело в том, что:

В декабре 1914-го для производства водолазных работ на затонувшем «Жемчуге» в Пенанг зашел вспомогательный крейсер «Орел». Скорее всего, именно моряки «Орла» привезли и установили на могиле погибших соотечественников чугунный крест, сохранившийся до наших дней ... В начале 70-х годов, с согласия правительства Малайзии, было принято решение о восстановлении обветшавшего памятника. В 1972 году начальник Главного штаба ВМФ сообщил советскому послу в Малайзии, что памятник готов и судном торгового флота будет доставлен в Пенанг. Открытие памятника состоялось только 5 февраля 1976 года ... В октябре 1979 года, в годовщину гибели «Жемчуга», в Пенанге состоялось возложение венков, ... а в мае 1990 года с официальным визитом в Пенанг зашел большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц», команда которого возложила венки к памятнику погибшим морякам-тихоокеанцам.[В наше время] представители российского посольства и бюро военного, военно-воздушного и военно-морского атташе посещают могилы павших матросов в Пенанге дважды в год — 9 мая (в День Победы во Второй мировой войне) и 28 октября...


Недавно об этом памятнике писала малайзийская пресса: http://www.nst.com.my/nst/articles/22hero/Article

Таким образом уже около 100 лет на Пенанге существует памятник русским морякам. Есть ли у кого-нибудь фото этого места? Может ли кто-нибудь поделиться историей мемориала, подтвердить (либо опровергнуть) сведения о его нынешнем состоянии, изложенные в СМИ?

Мне кажется, что в перспективе можно подумать и о каком-либо символическом действии (повторюсь, в Малайзии бывают или живут даже многие) от Форума Винского - возложить цветы, например. Или венок. По-крайней мере, силами активных участников исторического подфорума.

Что думаете, коллеги?
Аватара пользователя
Denis_Wanderer
путешественник
 
Сообщения: 1336
Регистрация: 04.02.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 185 раз.
Поблагодарили: 227 раз.
Возраст: 52
Страны: 41
Отчеты: 8
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #2

Сообщение voyager1970 » 09 ноя 2011, 10:14

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
На последнем фото подожженное английское топливное депо в Мадрасе(из немецкого альманаха)
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #3

Сообщение voyager1970 » 09 ноя 2011, 10:50

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Эмден топит Жемчуг
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Фрегаттенкапитан Мюллер
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Крейсер Жемчуг
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #4

Сообщение Denis_Wanderer » 09 ноя 2011, 11:19

Влад, спасибо за фото! Я их тоже гуглил ... Просто решил, что Пенанг довольно посещаемое место и у кого-то есть свои Кстати, а есть где-нить фото капитана "Жемчуга", барона Черкасова?

Вообще, мне показалось, что история германского "Эмдена" сильно распиарена. Тут тебе и орудия, стоящие в Сиднее, и мемуар фрегаттенкапитана Мюллера ... Вот из Вики:

Особо отмечалось строгое соблюдение законов и обычаев войны на море командой и командиром крейсера, гуманное отношение к пленным. В результате действий крейсера не погиб ни один человек из числа команд и пассажиров захваченных торговых судов


Может, дело в этом? Последние романтики морских баталий?
Аватара пользователя
Denis_Wanderer
путешественник
 
Сообщения: 1336
Регистрация: 04.02.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 185 раз.
Поблагодарили: 227 раз.
Возраст: 52
Страны: 41
Отчеты: 8
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #5

Сообщение voyager1970 » 09 ноя 2011, 11:23

Denis_Wanderer писал(а) 09 ноя 2011, 11:19:Влад, спасибо за фото! Я их тоже гуглил ... Просто решил, что Пенанг довольно посещаемое место и у кого-то есть свои Кстати, а есть где-нить фото капитана "Жемчуга", барона Черкасова?
Может, дело в этом? Последние романтики морских баталий?

У меня свои фото тоже есть,но не знаю где они лежат.Я был на Пенанге пару месяцев назад.Могилы видел еще лет 10 назад,так как имею привычку бродить по старинным кладбищям всего мира.
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #6

Сообщение voyager1970 » 09 ноя 2011, 12:26

В заключение — дополнительно к названным выше именам погибшего мичмана Сипайло и семи умерших от ран матросов — приводим список нижних чинов команды крейсера "Жемчуг", погибших в бою 15/28 октября 1914 года (список хранится в РГА ВМФ.) Вот эти 80 имен и фамилий:

Аверьянов Петр, Акимов Сергей, Александров Александр, Алексеев Николай, Бабкин Иван, Баев Николай, Баранов Федор, Бойко Афанасий, Вавилов Егор, Вагин Георгий, Дедов Анисим, Демин Андрей, Жеребцов Петр, Калинин Степан, Кириллов Даниил, Кирьянов Федор, Кистенев Афанасий, Ковальчук Моисей, Колесников Алексей, Колесников Михаил, Колобов Трофим, Колпашников Александр, Корнеев Филипп, Костырев Яков, Косырев-Колесников Павел, Куприянов Яков, Курбатов Пимен, Левашов-Лушкин Евдоким, Леусь Гурий, Лобанов Дмитрий, Логинов Кузьма, Мальцев Яков, Меркулов Федор, Мусьяк Афанасий, Негодяев Илья, Нифонтов Феоктист, Новиков Григорий, Огарышев Иван, Панин Петр, Пекшев Сергей, Пермыкин Михаил, Пичугин Василий, Пожитков Алексей, Пономарев Игнатий, Попов Яков, Прохоров Александр, Савин Василий, Савинов Диомид, Садов Иван, Семкин Алексей, Серовиков Дмитрий, Сигай-ло Артемий, Симагин Иван, Ситьков Герасим, Судоргин Петр, Сухих Яков, Сысоев Петр, Сычев Егор, Телегин Федор, Теников Роман, Терентьев Арсений, Тинтяков Лаврентий, Томкович Александр, Третьяков Илья, Федоров Андриан, Федосеев Степан, Фоминых Илларион, Фролков Алексей, Хорошков Иван, Христофоров Захар, Христофоров Степан, Чадов Иван, Чуланов Семен, Шебалин Сергей, Шепелин Афанасий, Шишкин Дмитрий, Щеглов Андрей, Шмыг Василий, Яковлев Иван, Якушев Игнатий.
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #7

Сообщение sergniform » 09 ноя 2011, 16:30

Denis_Wanderer писал(а) 08 ноя 2011, 23:24:есть вопрос: к стыду своему признаюсь, что о действиях русского флота на тихоокеанском ТВД в составе союзных ВМС Антанты в Первой мировой войне, практически ничего не знаю. Было бы интересно восполнить пробел, посему прошу поделиться имеющейся информацией, возможно, рассказами об эпизодах, связанных с этой войной. Хотелось бы узнать о более "светлых" для нашего флота, чем история "Жемчуга", страницах истории Тихоокеанского флота в тот период.

Не претендуя на звание знатока и, более того, рискуя нарваться на очередную порцию обвинений в ренегатстве и фальсификации истории, рискну ответить Боюсь, что и в ПМВ, как и в РЯВ, русскому флоту на дальневосточном ТВД славы снискать не удалось. Кроме гибели "Жемчуга", было еще участие "Аскольда" в операции по вылавливанию угольщиков "Эмдена", но таковых ему не попалось. Справедливости ради, и воевать после утопления "Эмдена" "Сиднеем" там было не с кем. Более того, японцы, ставшие к тому моменту союзниками, настолько доминировали на театре, что держать какие-то заметные ВМС в районе Владивостока у России просто не было необходимости. Этим и объясняется переброска "Аскольда" (единственного, кроме "Жемчуга" крупного корабля Тихоокеанской флотилии) еще в 1914-м на Средиземное море.
sergniform
полноправный участник
 
Сообщения: 363
Регистрация: 19.05.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 34 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Возраст: 48
Страны: 30
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #8

Сообщение voyager1970 » 09 ноя 2011, 17:20

Днем из за сбоев на форуме запостил фото капитана Черкасова и Кулибина,но вместо это скопировался только текст.Фото вынул из 200000 коллекции книг и тепер не помню,где ее нашел.Никто не успел скопировать? В интернете их фото нет.
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #9

Сообщение mantula » 17 дек 2011, 15:12

Большая фотка по размеру - сорри! Место гибели крейсера, практически по горячим следам. Не могу найти фоток офицеров и команды.


Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Специалисты фэн-шуй об этом не распространяются, но чтобы убить человека, достаточно просто поставить кровать не в то место, и концентрация энергии чи будет смертельной
Аватара пользователя
mantula
почетный путешественник
 
Сообщения: 2259
Регистрация: 09.11.2005
Город: Сиануквиль, Камбоджа
Благодарил (а): 115 раз.
Поблагодарили: 66 раз.
Возраст: 65
Страны: 65
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #10

Сообщение aslan » 19 дек 2011, 19:21

А где памятник-то стоит?
Аватара пользователя
aslan
Старожил
 
Сообщения: 4593
Регистрация: 07.10.2003
Город: Москва
Благодарил (а): 86 раз.
Поблагодарили: 100 раз.
Возраст: 49
Страны: 51
Отчеты: 1

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1

Сообщение: #11

Сообщение voyager1970 » 13 фев 2012, 21:00

aslan писал(а) 19 дек 2011, 19:21:А где памятник-то стоит?

На Пулау Джереджак,Пенанг.
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #12

Сообщение voyager1970 » 13 фев 2012, 21:04

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Carpe Diem

"He who controls the present, controls the past. He who controls the past, controls the future."
-- George Orwell
Аватара пользователя
voyager1970
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 5488
Регистрация: 27.02.2004
Город: Коста Рика-Таиланд-Китай
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 85 раз.
Возраст: 53
Отчеты: 18
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #13

Сообщение jemchug » 07 ноя 2014, 18:03

Дед служил на Жемчуге - гальванером, остался жив после взрыва, после служил на Аскольде могу прислать фото, которая раньше висела в военно-морском музее в С-Петербурге. Хочу спросить как получить доступ к архиву ВМФ до сих пор не могу понять как дед попал во флот, т.к. жил в Брянской области. Если кто знает путь к архивам - подскажите. Если у кого есть фото команды - может поделитесь. Отдельное Спасибо за статью!
jemchug
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 07.11.2014
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 68
Пол: Женский

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #14

Сообщение mantula » 08 ноя 2014, 18:16

jemchug писал(а) 07 ноя 2014, 18:03:Дед служил на Жемчуге - гальванером, остался жив после взрыва, после служил на Аскольде могу прислать фото, которая раньше висела в военно-морском музее в С-Петербурге. Хочу спросить как получить доступ к архиву ВМФ до сих пор не могу понять как дед попал во флот, т.к. жил в Брянской области. Если кто знает путь к архивам - подскажите. Если у кого есть фото команды - может поделитесь. Отдельное Спасибо за статью!


http://www.forum.antique-photos.com/top ... %83%D0%B3/ - здесь уникальные архивные фото Жемчуга,но только для зарегистр.участников форума.

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
Специалисты фэн-шуй об этом не распространяются, но чтобы убить человека, достаточно просто поставить кровать не в то место, и концентрация энергии чи будет смертельной
Аватара пользователя
mantula
почетный путешественник
 
Сообщения: 2259
Регистрация: 09.11.2005
Город: Сиануквиль, Камбоджа
Благодарил (а): 115 раз.
Поблагодарили: 66 раз.
Возраст: 65
Страны: 65
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #15

Сообщение mantula » 08 ноя 2014, 18:44

Комендор крейсера Жумчуг

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Николай II на крейсере 1904 г.

Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

см : kreiser.unoforum.ru

http://www.istmira.com/razlichnoe/krejs ... d/page/26/

nashflot.ru/gallery/imperia/zemccyg/3

То jemchug : Вы уж не ленитесь, материалов в Инете полно, на тематических форумах пошукайте, типа Цусима и т.п. Никто за вас деда искать не будет. У самих деды без вести пропавшие
Специалисты фэн-шуй об этом не распространяются, но чтобы убить человека, достаточно просто поставить кровать не в то место, и концентрация энергии чи будет смертельной
Аватара пользователя
mantula
почетный путешественник
 
Сообщения: 2259
Регистрация: 09.11.2005
Город: Сиануквиль, Камбоджа
Благодарил (а): 115 раз.
Поблагодарили: 66 раз.
Возраст: 65
Страны: 65
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #16

Сообщение гальванер » 24 янв 2015, 23:35

Павел Федорович Пакушко - гальванер Жемчуга, один из выживших при взрыве. Поздее - старший гальванер Аскольда
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
гальванер
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 24.01.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 69
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #17

Сообщение jemchug » 26 янв 2015, 19:59

[i][i]" После сдачи каравана конвоируемых судов крейсеру «Сидней», мы прибыли в порт о. Пенанг и стали там на якорь в 7 милях от берега, приняли с подошедших барк уголь и пресную воду, после этого ждали наступления темноты, чтобы начать преследование немецкого крейсера, который по непроверенным сведениям скрывался в группе Никобарских островов, на одном из которых немецкий крейсер имел свою материальную базу.
Когда мы подошли к островам, то в их бухтах «Эмдена» не обнаружили. Спустили шлюпку, в которую сели английский лейтенант, наш офицер и переводчик, знавший английский язык и языки туземного населения. На берегу были обнаружены хижины туземцев, покрытые пальмовыми листьями, заселенные местными жителями. Из расспросов туземцев было установлено, что действительно военное судно, сходное с «Жемчугом» ночевало, как всегда, в бухте этого острова, но, примерно за полчаса до нашего прихода ушло. Мы немедленно последовали за «Эмденом» в направлении Средне Андаманских островов, и прибыв на эти острова, которые являлись местом ссылки английских каторжников, мы немецкого крейсера там не обнаружили. После этого мы прибыли к Бирманскому порту Рангун, где встретивший нас лоцман сообщил, что не более как полчаса назад «Эмден» подошел к Рангуну, утопил угольщик и ушел. После безрезультатных поисков «Эмдена» на ближайших побережьях и островах, мы вернулись в порт Пенанга, израсходовав все топливо и стали на якорь. По распоряжению капитана крейсера барона Черкасова все 32 паровых котла разобрали под промывку. Боеприпасы убрали от орудий в погреба, на которые повешены были замки, ключи от которых Черкасов положил в карман и уехал на берег.
За сутки до этого «Эмден» при посредстве своих шпионов распустил слух, дошедший до нас, что на рассвете следующего дня в наш порт зайдет английских крейсер «Сидней», возвращавшийся в Австралию. Перед этим «Эмден» зашел на свою базу на Никобарских островах и произвел срочную маскировку с целью получения внешнего сходства с крейсером «Сидней», для чего была поставлена дополнительно фальшивая третья дымовая труба, была произведена сходная окраска и т. п.
На рассвете мы увидели шедшее с моря полным ходом военное судно в направлении к «Жемчугу». Утро было необыкновенно жаркое, все офицеры спали в каютах без рубашек, и никто не ожидал катастрофы. Тем более, что старший офицер вспомнил свой разговор с капитаном Черкасовым, который упомянул, что «Сидней» подойдет к месту нашей стоянки.
Было 4 часа утра. Когда на корабле заметили военное судно, причем на этом судне не было походных огней и флага. Старший офицер приказал сигнальщикам посмотреть внимательней и установить сколько труб на корабле и имеется ли на мачте марс (было известно, что «Эмден» имел две трубы, а «Сидней»- три, и у «Эмдена» не было марса на мачте, как у «Сиднея»). Сигнальщик доложил, что у приближающегося судна видны три дымовых трубы и на мачте марс, что подтверждало сходство с «Сиднеем». Посчитав это судно за «Сидней» старший офицер успокоился. За это время подходящее судно поравнялось с нами и застопорило ход параллельно с нами; на мостике «Эмдена» были видны офицеры в белых кителях и какое-то движение. Уезжая на берег Черкасов приказал оставить два снаряда у орудия, направленного в сторону открытого моря и дежурного комендора, причем если бы корабль под влиянием переменного течения менял свое положение, то снаряды приказано было переносить к тому орудию, которое направлено к открытому морю. У нас царило спокойствие, команда еще спала в подвесных койках за исключением сигнальщика и вахтенного офицера. Наш дежурный комендор Пономаренко отнесся с недоверием к подошедшему судну и зорко следил за действиями «Эмдена». Вдруг неожиданно с «Эмдена» была пущена торпеда и ударила в борт «Жемчуга», давшая пробоину в подводной части, и только лишь тогда был дан сигнал боевой тревоги. Мгновенно были сбиты замки с погребов, и команда подавала боеприпасы вручную к орудиям, не ожидая команды неодетых офицеров, выскочивших на верхнюю палубу. Пономаренко влепил «Эмдену» два толовых снаряда, вызвавших пожар верхней палубы «Эмдена». После этого «Эмден» открыл огонь из орудий, причем немецкий крейсер начал разворачиваться в очень трудных условиях для маневрирования среди скал и отмелей, и в результате этого «Эмден» подошел кормой к «Жемчугу»... В этот момент, весьма благоприятный для нас, «Жемчуг» приготовился дать залп, и в этот момент выбежал старший механик и закричал артиллерийскому лейтенанту Рыболтовскому: «Юрий Ильич, не стреляйте, это «Сидней», он в нас стрелял по ошибке». Все остолбенели в замешательстве, и «Эмден» воспользовался этим, набрал ход, развернулся и пустил торпеду, которая к погребу с боеприпасом. Взрывом мгновенно оторвало половину крейсера, и он сразу пошел ко дну. Треть команды находилась в то время в носовой части и погибла вся, а в остальной части команды было много тяжело раненых и убитых. На моих глазах строевой унтер-офицер Дедов выбегая из нижней палубы, попал под неприятельский снаряд, пересекший его пополам, в воде барахталось много матросов, в том числе много раненых, пытаясь спастись....
Это из воспоминаний (написанных в 1957 г., к сожалению не опубликованы, хранятся в семейном архиве) моего деда участника тех событий, старшего гальванера крейсера Жемчуг П.Ф.Пакушко, он к счастью, остался жив... Так, что нельзя сказать, что экипаж крейсера все проспал или бездействовал... Выжившие раненые были отправлены в англ. военный госпиталь, а здоровых - экипировали, кормили и разместили в лагере для военных (англ.), потом переселили в англ. броненосец в Гонконге, а далее у каждого члена экипажа сложилась своя судьба....Если у кого-то тоже имеются родственники с Жемчуга, отзовитесь!!!
jemchug
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 07.11.2014
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 68
Пол: Женский

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #18

Сообщение AlexGray99 » 15 июн 2015, 21:37

От моего прадеда Башкатова Николая Васильевича осталась фотография
в какие года он служил на Жемчуге не известно, погиб уже в гражданскую войну
Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)
AlexGray99
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 15.06.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 44

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #19

Сообщение гальванер » 15 июн 2015, 23:02

Большое спасибо! С вашего разрешения помещаю его в группе фейсбука "Русский флот на старинных открытках и фото". А его специальность на корабле Вам известна? Бывал ли он в Кронштадте (например, в учебке). В 20-х числах июня планирую посетить архивы ВМФ в Питере в связи с розыском информации о Жемчуге и Аскольде. Посетим так же Кронштадский музей.
гальванер
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 24.01.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 69
Пол: Мужской

Re: Гибель крейсера "Жемчуг" в районе о. Пенанг, Малайзия (1914)

Сообщение: #20

Сообщение AlexGray99 » 17 июн 2015, 20:42

Разрешаю.
Специальность не известна. После службы ходил на гражданском судне в должности механика. Может и на "Жемчуге" занимался тем же. Сейчас сам заинтересовался его судьбой буду пытаться найти следы. Если вдруг встретите в своих поисках его фамилию буду признателен за информацию.
AlexGray99
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 15.06.2015
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 44




Список форумовНе туристические форумы. Форумы за жизньКурилкаИстория стран и народов



Включить мобильный стиль