Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Путешествие в Монголию, отзывы о Монголии, отдых и рыбалка в Монголии, Монголия фото

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Поиск и бронирование отелей, апартаментов в мире: Бронирование отелей по выгодной цене и без предоплаты Лучшие предложения с отзывами туристов, круглосуточная русскоязычная поддержка, гибкий настраиваемый поиск вариантов с возможностью сортировки по заданным параметрам (цена, оценка, местоположение), "умные" и "горящие" предложения каждый день
Собираетесь путешествовать на арендованном авто? : Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агентствах по выгодной цене Лучшие предложения от Rent Car компаний, горящие предложения, хорошие скидки, возможность взять в одном месте, а сдать в другом, различные виды страхования.
Ищите дешёвые авиабилеты? : Поиск и покупка авиабилетов по самым низким ценам
Расчет и оформление страхового полиса онлайн Расчет и оформление страхового полиса для подачи документов на Шенгенскую визу. Расчет и оформление страхового полиса для горнолыжников, альпинистов, дайверов, спортивные страховки, страховки экстремального туризма...

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #21

Сообщение АЛебедев » 30 янв 2014, 07:08

Эта ночь была, пожалуй, самой холодной за всё путешествие. Утром на градуснике было минус 15°С. Не согревал даже горячий кофе с алтайским бальзамом. Собрали лагерь и поехали вдоль реки Кобдо-Гол.
Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Дорога выходит на морену. Справа курган и много балбалов. С левого борта долины в Кобдо-Гол впадает сухое русло ручья Дугдэгын-Гол.
Дорога сносная, но всё равно разогнаться не получается. Проехав километров 5, на берегу реки увидели бортовой «ЗИЛ-131» с десятком весёлых людей в кузове и помятый «УАЗ»-«санитарку». Оказалось, что «УАЗик» с американскими туристами попытался вброд пересечь глубокую реку и, как и можно было ожидать, заглох посередине русла. На счастье, в этом месте оказался «ЗИЛ-131». Туристам крупно повезло: самим им бы не выбраться, а мы вряд ли смогли бы помочь, так как от берега было около 20 м при глубине до метра. Да и самого брода мы не знали. Из щелей «УАЗа» всё ещё выливалась вода. Вокруг были разбросаны мокрые вещи и багаж туристов. Весёлые пассажиры «ЗИЛа» с шумом загрузились в кузов и резво, разгоняя волны Кобдо, покатили назад на левый берег.

Мы наблюдали за этим цирком вместе со стариком-тувинцем. Он одет в длинный синий верхний халат, запахивающиеся по-монгольски, глубоко на правое плечо и застегнутые на пуговицу-шарик.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Забыл сказать, что в верховьях реки Цаган-Гол и в верхнем течении реки Кобдо (Кобдо-Гол) живут тувинцы.
Интересно, что монголы называют тувинцев из долины Цаган-Гол и Кобдо-Гол урянхайцами. Но сами местные тувинцы себя урянхайцами не считают. Кто же такие урянхайцы?

Небольшой экскурс в историю. Урянхайцы являются одной из известных и прославленных народностей Монголии, оставивших яркий след в ее истории. Они делятся на монголоязычных и тюркоязычных. Откуда возникло языковое разделение?
Первые достоверные упоминания этнонима «урянхай» были сделаны в ХIII в. в «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина. Этот ученый находился на службе у монголов и написал книгу, которая сегодня является одним из основных источников по монгольской средневековой истории. Рашид-ад-Дин отметил существование у монголов двух племен, носивших один и тот же этноним. Одно племя - урянхайцы - жило в Онон-Керуленском междуречье среди ононских монголов (этнос Чингисхана). Они считались одним из монгольских племен группы дээрлэгэн (дарлекин). Рашид-ад-Дин отметил и другое племя, названное им ойн урянка, что по-монгольски означает «лесные урянхайцы». Эти жили где-то к западу от Байкала.
Урянхайцы всегда были на стороне Чингисхана. Как известно, в избранном круге Чингисхана было всего четыре предводителя: Хубилай, Зэлмэ, Зэбэ и Субээдэй.
Зэлмэ из рода урианхай зарчигудаев (жарчиуд-урянхайцев) был темником урянхайцев. Он завоевал для Монгольской империи территорию современной Тывы, на которой в то время кочевали ойраты Хутуга-бэхи, дубо (тувинцы) и хиргисы (киргизы). В ХVII-ХVIII вв. маньчжуры захватили Тыву и включили ее в состав Цинской империи. Они назвали урянхайцами этнос, который ныне зовет себя тывалар (тувинцы). Впоследствии Тыва попала под протекторат России, и первое время (1914-1921 гг.) русские называли местное население урянхайцами, из чего и поныне некоторые тувинцы думают, что они и есть древние урянхайцы.
Субээдэй (Субээдэй-багатур) также принадлежал к роду урианхай зарчигудаев. Этот знаменитый полководец совершил беспрецедентный кавалерийский рейд от Хорезма через Персию и Кавказ до донских степей, где его разведывательный корпус разбил на р. Калке объединенную русско-половецкую армию. После смерти Чингисхана в 1227 г. Субээдэй сопровождал тело Великого хана на север. Сын Субээдэя - Урианхадай - также был знаменитым полководцем в послечингисовом периоде.
Еще одна тысяча ойн-урянхайцев под командованием Удачи-нойона охраняла родовое захоронение монгольских Великих ханов.
Ко времени распада Монгольской империи в состав Халхи входило шесть туменов (тумен - это объединение кочевников, которое во время войны выставляло десять тысяч всадников), из которых один тумен состоял из жарчиуд-урянхайцев и ойн-урянхайцев.
В начале ХVI в. урянхайцы проявили самоволие. В 1524 г. их предводители Дури-нойон и Гэрболод-чинсан собрали войско и напали на отоки (родовые союзы) Бэсуд и Хурээ Халха-тумена. Боди-Алаг-хан разбил урянхайцев в местности Балжи. Остатки восставших во главе с Дури-нойоном и Гэрболод-чинсаном ушли в горные районы Хангая и там, скрываясь в густых лесах, продолжили борьбу. В 1538 г. Боди-Алаг-хан направил большое войско на подавление восстания. Несмотря на то, что урянхайцы сдались, Боди-Алаг-хан лишил их права именоваться туменом, и урянхайцев расселили по всей территории Монголии.
Во время завоеваний Галдан-хана часть халхаских урианхайцев была уведена к оз. Тумурт-Нор (Иссык-Куль) и была там расселена. В 1756 г. они изъявили желание перекочевать на свои прежние места в Гобийский Алтай. Их переселили к сородичам - к халхаским урианхайцам в Засактухановский аймак, образовав один хошун. Ныне это сомон Цэцэг аймака Ховд.
В 1756 г., после захвата Цинской империей Джунгарии, маньчжуры создали Кобдоский пограничный край, состоящий из 32 административных единиц - хошунов. В семи хошунах кочевали монголоязычные (если быть точным, то ойратоязычные - их язык очень близок к торгутскому языку) ойрат-урянхайцы (их еще называют алтайские урианхайцы). А два хошуна состояли из тюркоязычных тёлёсов и теленгитов Горного Алтая, которые в 1755 г. добровольно перешли к китайцам. (Тёлёсский зайсан Ярынак, контролировавший Улаганское плоскогорье и долину Чулышмана, и теленгитский зайсан Телбек, кочевавший по долине Чуи, добровольно пришли к цинскому амбаню и попросили принять их вместе с подчиненным им населением в цинское подданство). Тёлёсов и теленгитов китайцы называли урянхайцами алтан нуур, т. е. «урянхайцы с озера Алтын (Телецкое. - Прим. авт.)». В 1864 г. по Чугучакскому договору тёлёсы и теленгиты были переданы в подданство Российской империи.
В современной Монголии монголоязычные алтайские урянхайцы живут в Хубсугульском аймаке (аданхан урянхайцы), в Гоби-Алтайском аймаке (урианхан) и в Баян-Ульгийском аймаке (урянхайцы-ойраты).

Продолжаем наше путешествие. Через 39 км проезжаем скалу, исписанную тувинцами. За ней, справа от нас, начинается широкое урочище, окруженное скальным цирком.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Еще через 1,5 км дорога подходит к скале, которая ограничивает урочище с северной стороны. Под ней находятся три современные могилы и небольшой невысокий курган, в который воткнута палка с лентой. Лоскуты материи называются залама (джалама, чалама, салама, яалама). Это слово произошло от древнетюркского корня шал (яал) - «грива». Монголы конскую гриву обозначали словом зала.

Подвязывание материи (ленты, лоскута, платка) или конского волоса является одним из древнейших культов тюркских и монгольских народов.
Интересно познакомиться с историей этого древнего обычая. Во времена Чингисхана кочевники уходили на войну вместе с духовным знаменем - сульде, которое состояло из девяти грив лучших жеребцов, привязанных к кончику копья. Знамя воздвигалось как опознавательный символ и хранило дух воина под священным Голубым Небом, которому поклонялись монголы. Лоскуты гривы развевались под неустанным степным ветром, вбирая в себя силу ветра, неба и солнца. Сульде передавало эту природную силу батыру. Ветер воодушевлял воина и давал ему силу для движения к неизведанному. Союз воина и его духовного знамени становился таким крепким, что после смерти батыра его душа навечно оставалась в знамени сульде. При жизни воина лоскуты знамени воплощали его судьбу. После смерти они превращались в его дух. Тело доставалось природе, но его душа навечно жила в его знамени, воодушевляя будущие поколения.
У Чингисхана было два знамени. Одно называлось йисун кхёльт чагаан таг («белое знамя с девятью ногами»). Оно состояло из девяти бунчуков, т. е. из девяти грив белых жеребцов, и использовалось в мирное время. Его поднимали в мирное время, или в месте, далеком от войны. С древних времен монголы предлагали мир с белым знаменем в руке. Кстати, на войне парламентеры, которые несут белое знамя, используют идею древних монголов.
Другое знамя Чингисхана состояло из гривы черных жеребцов и было предназначено для военных походов.
Белое знамя исчезло, а черное долгое время удавалось сохранить. В ХVI в. лама Занабазар построил в долине Лунной реки у подножия черных гор Шанх специальный монастырь, в котором ламы хранили черное знамя Чингисхана.
В 1937 г., во время уничтожения монгольской культуры и религии, сталинисты захватили знамя Чингисхана. По некоторым сведениям, его тайно переправили в Улан-Батор, где оно исчезло. В настоящее время в Монголии черное знамя называют бых цергиин хар туг и иногда показывают его. Только вот никто не знает, копия это или подлинник.
По сей день тюркоязычные народы верят, что жизненная сила хранится в волосах. Волосы ассоциировались с плодородием, размножением, жизнью. На свадьбе невеста всегда желала иметь длинные волосы. У баятов, живущих в Убсунурском аймаке, есть интересный свадебный обычай, когда у жениха и невесты распускают косы и соединяют их на левом плече жениха и правом плече невесты. Затем их расчесывают, украшения с девичьей косы прикрепляют к косе жениха, и наоборот.
Считается, что отрезание чужих волос означает «обессилить, лишить магической силы». Такие представления имеют глубокие корни. В хуннских захоронениях у покойника всегда отрезали косу.
Под влиянием буддизма люди конский волос заменили тканью. Во многих армиях словом «знамя» (в смысле стяг) называли воинское подразделение, имеющее свое собственное знамя. Сразу приходит на память Восьмизнаменная армия маньчжуров, у которых корпус именовался гуса - «знамя». У европейцев можно вспомнить банда - конное подразделение в византийской армии (от слова бандон - «кавалерийский стяг»), потом всякие баннереты, гонфалоньеры, пенноньеры во Франции и Италии и т. д.
У современных казахов, тувинцев и монголов кусок материи является обязательным элементом многих праздников. Так, на монгольской свадьбе перед тем, как войти в юрту свекра, необходимо повязать специальный платок (хадак) на палку, преграждающую вход. А родственники невесты должны подарить жениху платок, который он будет носить за поясом. Тувинцы, живущие в Тыве, во время мора домашней скотины выставляют по углам загона высокие шесты, на концах которых привязывают куски белой ткани (я такое видел в Тыве в долине р. Улуг-О). Ленты также подвешиваются к гриве жеребца-производителя. Раньше ленты можно было увидеть на одежде шамана и на его рабочих «инструментах», а также на священных животных.

Блин, опять отвлекся! Через 43 км и два часа пути от нашей ночевки въезжаем в пос. Цэнгэл.

Внимание! На монгольских картах этот поселок обозначен как Хошоот, или Хушуут (хошоот - «место с каменным изваянием», или «место с какой-нибудь стелой»).

Поселок Цэнгэл является районным центром одноименного района. В этом сомоне, то есть районе, проживают этнические тувинцы, которые называют себя дыва (в Республике Тыва тувинцы называют себя тыва).

Не удержусь, и скажу еще несколько слов о том, как тувинцы попали в Северо-Западную Монголию.
В 1753 году, перед самым разгромом Джунгарии, дэрбэтские нойоны (князья) Цэрэн, Цэрэн-уваш и Цэрэнмунхэ поссорились с джунгарским ханом Давачи и в знак протеста перешли в подданство Цинской империи. Подвластное им население переселили поначалу с верховьев Черного Иртыша в долины рек Кобдо, Туйн-Гол, Заг и Байдраг. А в 1757 году переселили еще дальше - в район оз. Убса-Нуур. А живущих там тувинцев переселили в горы Монгольского Алтая (современная территория сомона Цэнгэл).
В результате тувинцы, кочевавшие к югу от линии монгольских караулов и получившие наименование алтайские урянхайцы, оказались оторванными от основной массы тувинцев в административном и территориальном плане.
В отличие от российских тувинцев цэнгэльские не подвергались русификации и советским этническим экспериментам, поэтому они в большей степени сохранили национальные обычаи, старый тувинский язык и религию. Их можно назвать «тувинскими старообрядцами».
Песня цэнгэльских тувинцев Мен Тыва мен («Я - тувинец») стала неформальным гимном тувинского народа в ХХI в.

Поселок Цэнгэл состоит из нескольких улиц, вдоль которых стоят деревянные дома без крыш.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Машин почти нет.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Много всадников. В центре открыто десятка полтора мелких магазинчиков, в которых можно пополнить запас продуктов.
На центральной площади всё та же пыль и те же сарлыки. Но в магазине есть настоящее монгольское пиво!

Дорога от Цэнгэла в сторону г. Баян-Ульгий (Улэгей) идёт вдоль телеграфных столбов через перевал Мушгирагийин­-Даба (2251 м; «кривой перевал»), отмеченный культовой кучей камней - овоо с лентами.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Спустились в широкую котловину. В этом месте река Кобдо-Гол течет по широкой, до 10 км, долине.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Проезжаем мост через протоку. Через 200 м - основной платный мост через Кобдо-Гол перед поселком Улан-Хус. Проезд одной машины стоит небольшое количество тугриков.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)
Последний раз редактировалось АЛебедев 14 мар 2015, 15:59, всего редактировалось 6 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #22

Сообщение PFC CSKA » 30 янв 2014, 10:19

Был в этой стране.. тридцать лет назад. Изменений…ну…никаких нет. МНР, мы расшифровывали – Монголы Не хотят Работать. Можно сейчас расплачиваться Российской валютой в магазине или только через обмен ? Какой курс…рубль-тугрик ?
Аватара пользователя
PFC CSKA
новичок
 
Сообщения: 7
Регистрация: 30.01.2014
Город: Москва
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 55
Страны: 35
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #23

Сообщение АЛебедев » 30 янв 2014, 12:09

В магазинах берут только тугрики. И в Улан-Баторе, и в Баян-Ульгии. Мы везли с собой доллары, которые меняли в банке а Улан-Баторе или у менял на рынке. Рубли там тоже меняют, но по "кривому" курсу. Менять рубли нет смысла.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #24

Сообщение АЛебедев » 30 янв 2014, 14:42

Впереди видим не совсем понятный автомобильный след. Явно не от «УАЗика». Через некоторое время встречаем старый «Mitsubishi Galant» с торчащими из-под него ногами. Остановились, спросили, не надо ли помочь. Из­-под машины ответили, что всё в порядке. Позавидуешь бесстрашию местных водителей.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

С перевала Хаар­-Даба (2158 м) уже виден Баян-Ульгий. Как домой вернулись! Цивилизация. По улицам гонят скотину.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Хоть и разбитый, но асфальт, магазины, заправки, отель.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Правда, горячей воды нет.
Вечером сходили домой к нашему водителю Тогоо. Оказывается он отец многодетной семьи.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Наконец-то мы проехали за день аж 164 км!
Последний раз редактировалось АЛебедев 01 фев 2014, 22:41, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #25

Сообщение АЛебедев » 30 янв 2014, 22:41

Ясным утром следующего дня отправляемся в пос. Сагсай, в окрестностях которого завтра начинается красивый праздник беркутчи.

Внимание! На монгольских картах поселок (сомон) Сагсай обозначен как Уужим («просторный»).

Десятки казахов-­охотников с ловчими птицами (беркутами, соколами) собираются в предгорьях и устраивают состязания. Нас встречают и размещают в лагере «Blue Wolf».

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Когда-то на окраине поселка Сагсай был пионерский лагерь. Затем он в лихие 1990-е годы благополучно развалился, и лагерь приобрел Канат. Здесь можно разместиться либо в своих палатках, либо за дополнительные деньги в юртах.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

В каждой юрте стоит несколько кроватей и печка-буржуйка, которую разжигают перед тем, как отправиться спать.

Народу довольно много, в основном – иностранцы.
Мы поставили свои палатки и приготовили обед на примусах.

После трапезы пошли погулять по поселку. Наших фотографов больше всего интересовали дети.

Фото Вячеслава Смилык
Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Поселок Сагсай состоит из юрт и небольших домов с плоскими крышами, на которых летом сушится будущее топливо - кизяк. Его используют только летом и осенью. Зимой же (с ноября по март), когда днем стоит мороз минус 25-30 градусов, а ночью температура опускается до минуса 35 градусов, люди по возможности используют уголь.
Многие абак-кереи, живущие в Сагсае, владеют древним икусством охоты с беркутом. Этот способ охоты с ловчими птицами (орлами, соколами и ястребами) насчитывает тысячелетия.
С чего начинается приручение дикой птицы? Вначале охотник (у казахов его называют беркутчи) отлавливает молодую птицу (ее легче приручить). Как правило, в гнезде выживает один, сильнейший птенец.

Фото Дмитрия Пичугина
Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Его и ищет охотник, лазая по горам, часами ожидая, когда взрослые птицы покинут гнездо. Особой удачей считается найти годовалого беркута.
Пойманную птицу приучают не бояться человека.

Фото Вячеслава Смилык.
Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

На это уходит от одной недели (для ястреба) до месяца (для орла). После этого птицу натаскивают на тот объект охоты, который интересует беркутчи. На добычу напускается голодная птица, которая, конечно же, охотится для себя. Как правило, жертва бывает крупной и птица не может ее далеко унести. Тем более что охотник не дает ей оснований думать, что забирает у нее добычу - он умело отвлекает внимание ловчей птицы и меняет пойманную ею добычу на маленький кусочек мяса.

Фото Вячеслава Смилык
Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Птица полагает, что свою добычу она съела сама, но осталась голодной. Следуют новые напуски, и так до тех пор, пока птица либо устанет, либо насытится. Сытая птица не охотится.
Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова, когда мех пушных зверей в цене. Обычными трофеями помимо лис бывают корсаки (степные лисы) и зайцы. Раньше охотились также на сайгаков и джейранов. Интересно, что заяц, у которого глаза расположены по бокам головы, способен видеть атакующего сзади беркута. Косой делает «свечку» - высоко подпрыгивает вверх - и хищник, пулей пролетая под ним, зарывается в снег.
В неволе беркут живет 40-45 лет, а в природе до 100 лет. Как правило, через десять лет верной службы охотник отпускает свою птицу. Беркут никогда больше не возвращается домой. На его место находят новую птицу. Если питомец погибает на руках охотника, то птицу оплакивают и хоронят с почестями, как члена семьи. Во время голода, который случился в Монголии в 1931-32 гг., беркуты спасли многих людей. Говорят, что некоторые из них ловили до 20 зайцев в день.

Вечером к нам подошли ребята из Израиля, Иордании и Англии, с которыми мы познакомились в Баян-Ульгей, а также друзья из Горно-Алтайска. Опять праздничный ужин. На этот раз день рождения у Андрея Юрченкова.
Последний раз редактировалось АЛебедев 01 фев 2014, 22:21, всего редактировалось 4 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #26

Сообщение АЛебедев » 01 фев 2014, 20:39

На следующий день после завтрака грузимся в машины и минут 20 едем к южному краю котловины, где в 11.00 начнется праздник «Беркутчи».
Охотники со своими беркутами подъезжают с разных сторон.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Большинство беркутчи (так называют здесь этих охотников) одеты в красивую национальную одежду.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Подъезжали и зрители: туристы на машинах, а местные жители – верхом.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Народ приезжал верхом на разных животных.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Так как до открытия еще оставалось какое-то время, то мы гуляли между беркутчи и с удовольствием их фотографировали.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Причем местные охотники не отказывались попозировать и денег никто не требовал.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Как я потом узнал, беркутчи были не только из Сагсая, Баян-Ульгия и близких к ним долин, но некоторые прилетели из самого Улан-Батора. Причем летели они на небольшом пассажирском самолете, где птицы были спеленутыми и лежали как чурки в проходе.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

К 11.00. народу понаехало достаточно много, но праздник почему-то все еще не начинали.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Стоянка транспорта вызывала улыбку. Здесь были и мотоциклы и лошади и верблюды...

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Среди зрителей на фестивале много туристов и детей.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Взрослые в ярких национальных одеждах и школьники в аккуратных пиджачках.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

В конце концов приехало начальство и Канат, как главный организатор фестиваля «Беркутчи», толканул короткую речь, которую тут же перевели на несколько языков.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Затем многочисленные беркутчи образовали строй и прогарцевали несколько раз мимо толпы гостей.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)
Последний раз редактировалось АЛебедев 02 фев 2014, 12:25, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #27

Сообщение АЛебедев » 02 фев 2014, 09:58

Объявили программу. Сначала выступали беркутчи.
Выглядело это так. Один охотник заезжал на холи на лошади. Спешивался. И когда был готов, запускал свою птицу.

Фото Дмитрия Пичугина
Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Его помощник выезжал метрах в 300-400-х на лошади и тащил на веревке кусок мяса.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Большинство птиц однозначно реагировало на объект охоты и пикировало на приманку.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Но были и такие птицы, которые улетали куда им заблагорассудится.
И тогда в толпе зрителей раздавался смех и соответствующие моменту шутки

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Затем было выступление лучников.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Надо было ухитриться попасть в шары, сделанные из войлока, которые лежали на земле в 30 метрах от лучников. Причем наконечник у стрелы был тоже сделан из войлока, который значительно ухудшал ее аэродинамические свойства. Никогда бы не подумал, что стрелять сверху вниз из лука по шарам окажется так непросто!

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Одежду некоторых лучников украшали какие-то памятные знаки.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

И везде были фотографы.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Среди беркутчи выделялся дед, который судя по стеклам в очках ни шиша не видел. Тем не менее, его беркут выступил отменно, и дед чуть ли не стал победителем!!!

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Вдоль вереницы машин местные умельцы прямо на кошме разложили свои сувениры.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Среди продавцов выделяется пара молодых людей с маленьким ребёнком, явно не азиатской национальности. Оказалась, это семья из США, которая уже три года живёт в Монголии и зарабатывает на жизнь изготовлением и продажей сувениров!
На фестивале с Андреем Юрченковым произошла неприятность - сперли хороший бинокль. Произошло это так. Андрей фотографировал большей частью людей. И местные пацаны попросили, чтобы он их запечатлил. Андрей исполнил их просьбу.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Поболтали (я уже говорил, что Андрей живет в казахском Усть-Каменогорске и прекрассно разговаривает на казахском языке). Затем пришли еще какие-то пацаны и предложили их сфотать, причем один из них попросил у Андрея бинокль. И все. Вещь улетучилась. Андрей бросился к месному полицейскому, который охранял порядок на фестивале. Показал ему цифровой снимок на экране, где был изображен пацан с биноклем. Полицейский начал разыскивать пацанов и опрашивать их, но так ничего и не нашел.

Ближе к вечеру решили не оставаться на второй день фестиваля, а вернуться в Баян-Ульгий. Чтобы не терять время, поехали на юг, на озеро Толбо-Нуур, которое так много описывают все, кто здесь побывал. Оно славится большим количеством рыбы и редкими птицами.
Надо заметить, что в тот раз мы не знали короткой дороги к озеру Толбо-Нур, пожтому и поехали в объезд - через Баян-Ульгий.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

В следующем году мы были умнее, и к озеру пол-дороги ехали по берегу реки Умнэ-Гол, но это уже совсем другая история...

Внимание! В районе поселка Сагсай текут две реки, и обе являются правыми притоками реки Ховд. Та что западнее и полноводнее - это река Сагсай (мы ее в самом начале путешествия переезжали через мост и ночевали на ее берегу). А Умнэ-Гол более мелкая (но тоже фиг ее переедешь в брод) и расположена немного восточнее, именно эта речушка течет через поселок Сагсай.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Уже в полной темноте…

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

…..боясь застрять в батпаке (топкой грязи), ставим лагерь. Утром оказалось, что до более или менее удобного места для лагеря не дотянули каких­то 600–700 м.
Последний раз редактировалось АЛебедев 03 фев 2014, 07:44, всего редактировалось 3 раз(а).
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #28

Сообщение АЛебедев » 03 фев 2014, 07:15

... Первые лучи солнца робко освещают спокойные воды Толбо-Нуура.
Несмотря на холод, фотографы уже за работой.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Небольшой командой отправились ловить рыбу.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Хариус хотя и брал, но не так активно, как на протоке Сыргал.
В 2 км от лагеря видны привлекательные скалки.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Кстати, вчера вечером мы совершили большую ошибку, что решили объезжать озеро с юга. Как раз за скалками, вдоль восточного берега озера идет дорога в город Ховд. И вот в этих скалках и надо было остановиться на ночевку. И место там красивое, и клюет лучше. Но обо всем этом мы узнали во время нашей второй поездки в Монгольский Алтай.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сворачиваем лагерь.

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

И, почти не останавливаясь в Улэгее, едем в сторону российской границы. Вот уже наш «старый знакомый» – перевал Оботын­-Даба. На обо оставляем несколько монет в надежде на возвращение.
Заночевали на берегу небольшого озерца Даншиг­-Нуур, которое находится в 13 км от монгольского КПП. Напротив озерка за дорогой стоит летний домик дорожного контролера.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #29

Сообщение АЛебедев » 03 фев 2014, 08:36

Проснулись от рёва тяжелых грузовиков и бензовозов, тянувшихся в сторону границы. Местный житель (дорожный контролер) посоветовал поторопиться, так как сегодня понедельник и после выходных на таможне большая очередь.
Потеряв полдня в очереди, пересекаем долгожданную границу.
Здесь с нами произошел очередной казус.
Дело было так. Мы стоим первыми при выезде с монгольской таможни. Ворота уже открывают. И тут к нам подходит монгольский офицер-таможенник и спрашивает - не подбросим ли мы до Кош-Агача женщину. У нас настроение благодушное, тем более, что помочь братьям-монголам - дело святое. Сумку женщины укладываем в багажник, а ее пускаем в салон. Трогаемся. Скорость пока маленькая. Тут на ходу женщина что-то говорит в открытое окно, открывает дверь, выпрыгивает на ходу и пересаживается в другой УАЗик. Я кричу Андрею, чтобы он срочно тормозил. Андрей боится, так как мы находимся на ничейной полосе и здесь нельзя останавливаться. Все-таки уговорил его. Останавливаемся. Я бегу к багажнику и выкидываю баул тётки. Таможенники орут, что мы нарушаем закон. Мы срываемся с места и газуем...
Переезжаем границу. Всё - Родина!
На Ташантийской таможне нашу машину попросили встать отдельно от всех. И чуть ли не рентгеном обыскивали ее 2 часа. Что нам хотели подбросить в тёткиной сумке для нас осталось загадкой.

Спасибо всем кто читал мой рассказ. Надеюсь, мои приключения вдохновят кого-нибудь. Комментарии и замечания по поводу написанного приветствуются. Буду благодарен если нажмете на кнопку "СПАСИБО".
Последний раз редактировалось АЛебедев 25 янв 2017, 00:05, всего редактировалось 1 раз.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #30

Сообщение АЛебедев » 03 фев 2014, 08:41

Несколько советов.
1) Если вы едете на своём автомобиле, то в Баян-­Улэгии гораздо надёжнее нанять «УАЗ». Свою машину можно оставить на стоянке туркомпании «Blue Wolf Tourism».
2) Бензин в горах есть не везде, и только А–80.
3) Не помешает взять с собой очиститель двигателя и запасные воздушный и топливный фильтры. В холодное время года можно добавлять антигель, т.к. в местной солярке есть парафин.
4) Не помешает и вторая запаска. Шиномонтаж есть только в Баян-­Улэгии.
5) От постоянной пыли выручают влажные салфетки и капли для глаз.
6) Надо учитывать особенности монгольских дорог. В этой стране наиболее используемый транспорт – «УАЗики» российского и китайского производства и наши «ЗИЛ-130», поэтому колея накатана под эти машины. Если вы хотите путешествовать по Монголии на своём транспорте, надо знать, что для «паркетных» джипов это довольно серьёзное испытание.
7) Не оставляйте без присмотра свои вещи. На таможне будьте внимательны, аккуратны, вежливы, спокойны, терпеливы, не поддавайтесь на провокацию, шантаж, вымогательство, не берите чужой багаж и попутных пассажиров.
8) Некоторые монголы знают русский язык. Но лучше всё-таки выучить хотя бы несколько слов по-казахски или по-монгольски.

Счастливого пути!
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #31

Сообщение lesteroid » 07 май 2014, 17:03

Пустовато там, но все равно почему то тянет) после египтов да турций
Последний раз редактировалось lesteroid 06 июн 2014, 04:20, всего редактировалось 1 раз.
WE WILL ROCK YOU!
Аватара пользователя
lesteroid
новичок
 
Сообщения: 10
Регистрация: 27.02.2014
Город: Лос-Анджелес
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 41

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #32

Сообщение АЛебедев » 07 май 2014, 17:22

Я в Египте и Турции не был. Но в Монголии мне понравилось. Там тьма-тьмущая разнообразных исторических памятников, много редких птиц и гостеприимные местные жители, с которыми мне было интересно общаться.
Что еще нужно для отдыха?
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #33

Сообщение АЛебедев » 08 сен 2014, 08:31

Россия и Монголия отменили визы. Наконец-то!
http://пиздит не пердит/news/2014/09/03/mongolia/
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #34

Сообщение Барнаульский » 04 мар 2015, 19:30

Не соглашусь с автором насчет отсутствия смысла брать с собой рубли в Монголию. Если собрались путешествовать по вышеописанному приграничью, то лучше брать именно рубли - без проблем обмениваются напрямую на тугрики в Баян-Ульгии. В Ховде также можно поменять рубли, но значительно труднее и по менее выгодному курсу. Дальше, например, в аймачном центре Алтай - рубли поменять невозможно. Также легко рубль/тугр меняется в Улан-Баторе. Поэтому покупать специально доллары для поездки в Монголию не надо - потеряете деньги на тройном обмене (комиссии банков и менял).
Барнаульский
участник
 
Сообщения: 96
Регистрация: 04.04.2013
Город: Барнаул
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 24 раз.
Возраст: 45
Страны: 20
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #35

Сообщение АЛебедев » 14 мар 2015, 15:57

Барнаульский писал(а) 04 мар 2015, 19:30:Не соглашусь с автором насчет отсутствия смысла брать с собой рубли в Монголию. Если собрались путешествовать по вышеописанному приграничью, то лучше брать именно рубли - без проблем обмениваются напрямую на тугрики в Баян-Ульгии. В Ховде также можно поменять рубли, но значительно труднее и по менее выгодному курсу. Дальше, например, в аймачном центре Алтай - рубли поменять невозможно. Также легко рубль/тугр меняется в Улан-Баторе. Поэтому покупать специально доллары для поездки в Монголию не надо - потеряете деньги на тройном обмене (комиссии банков и менял).



Это если вы едите в Монголию напрямую. Я же перед визитом в Монголию отработал группу в районе Белухи на Горном Алтае, потом съездил на Байкал, и только потом заехал в Монголию. Таскать лишние килограммы рублей мне было не сподручно.
И еще. Рубли, конечно, дело хорошее. Но во время путешествия по чужбине всякое бывает. И какая-нибудь неприятная неожиданность может случиться в самом начале путешествия, когда вы еще не успеете поменять рубли на тугрики. А доллар, он такой: его в любой стране принимают.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #36

Сообщение Толмачев Дмитрий » 12 май 2015, 14:23

АЛебедев
Спасибо за отчет. Алтай объездил почти весь, знаю его не плохо и очень люблю. Всерьез думаю о Монголии, т.к. она безвизовая теперь. Был там в армии, хотелось бы посмотреть.
....мне нужна одежда, обувь и мотоцикл....
Аватара пользователя
Толмачев Дмитрий
участник
 
Сообщения: 199
Регистрация: 23.11.2009
Город: Новосибирск
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 41 раз.
Возраст: 53
Страны: 14
Отчеты: 5
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #37

Сообщение АЛебедев » 12 май 2015, 14:57

Толмачев Дмитрий писал(а) 12 май 2015, 14:23:АЛебедев
Спасибо за отчет. Алтай объездил почти весь, знаю его не плохо и очень люблю. Всерьез думаю о Монголии, т.к. она безвизовая теперь. Был там в армии, хотелось бы посмотреть.


Вы можете в качестве благодарности нажать в левой части напротив "спасибо" маленький "плюсик"
А если серьезно, то Монголия очень красивая страна. Причем, как восток, так и запад. Цены вполне приличные. Главное, чтобы было достаточно времени, чтобы ее посмотреть.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #38

Сообщение Niomen » 23 авг 2015, 08:22

На вашем пути по Монголии, шаманы встречались? По вашему рассказу в Цэнгел должны быть такие. Или может подскажете где их искать? Еду в Монголию больше за этим, ну красоты посмотреть тоже.
Niomen
новичок
 
Сообщения: 28
Регистрация: 03.11.2011
Город: Одесса
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 49
Страны: 8
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #39

Сообщение АЛебедев » 23 авг 2015, 10:46

Как Вы знаете, я написал 3 путеводителя об Алтае, в том числе 1 - о Монгольском Алтае. Когда я работал над книгами, то тема шаманизма, естественно, мной изучалась. Я понял, что в том районе существуют люди, наделенные некоторыми шаманскими свойствами. В первую очередь, это целители. Но лично мне с ними встретиться не удалось, так как у меня не было на это времени - я ведь работаю коммерческим гидом и в путешествиях 24 часа в сутки привязан к своим клиентам.
Глупец, который рассказывает о том, что видел, лучше мудреца, который молчит о том, что знает.
АЛебедев
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6253
Регистрация: 30.10.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1170 раз.
Возраст: 60
Страны: 19
Отчеты: 32
Пол: Мужской

Re: Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре 2005 г.)

Сообщение: #40

Сообщение Мэргэн » 28 авг 2015, 14:00

Смотрю на фотки, почти все этнические казахи.
Мэргэн
новичок
 
Сообщения: 23
Регистрация: 30.07.2012
Город: Улаанбаатар, Монголия
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 61
Пол: Мужской

Пред.След.



Список форумовАЗИЯ форумМОНГОЛИЯ форумМонголия отзывы, путешествие в Монголию



Включить мобильный стиль