В Германии - орднунг, в Голландию и Польшу пока почему-то совсем не хочется. Во Франции отпугивали шлюзы - сможем ли мы справляться с ними вдвоем? Читая отчеты путешественников и перебирая маршруты на сайтах по аренде катеров, я обратил внимание на Ирландию. Во-первых, мы там еще не были, а это всегда интересно. Во-вторых, щас вроде как кризис, а в Ирландии аренда самая дешевая. Ну и в-третьих, там шлюзов мало (у нас на маршруте было всего 4). Так вот и был сделан выбор.
В венецианском отчете я уже писал о мыслях, которые приходили мне в голову при подготовке первого путешествия - это ужасно дорого; у нас нет лицензии; управлять лодкой трудно и мы не справимся; это скучно и нам надоест; это трудно организовать; жить на лодке некомфортно и т.д. Ну и снова, как и тогда, скажу - все эти страхи - полная ерунда. Не буду писать все до мелочей, потому что всех интересует разное (на работе даже спрашивали, куда, простите, в туалете продукты жизнедеятельности деваются), так что если вам хочется что-то узнать поподробнее - спрашивайте.
В этот раз мы путешествовали по реке Шеннон и озеру Lough Ree. Недельная аренда самого комфортного катера в мае обошлась в 1500 евро. Взяли самый дорогой и шикарный не потому, что мы крутые и денег девать некуда, а потому, что кораблики поскромнее к моменту нашего "ну давай забронируем, что ли" уже разобрали более проворные клиенты. После завершения аренды сделали круг по ирландской глубинке (Athlone - Doolin - Limerick - Cashel - Kilkenny) и полтора дня погуляли по Дублину.
Фото с комментариями - ниже.
01. У корабликов нет номеров, как у автомобилей. У них есть имена. В Венеции у нас был "мальчик" по имени Лео, в Ирландии - "девочка" Катарина. Знакомьтесь. Мы с Катариной ждем, когда откроется шлюз и можно будет плыть дальше, жена с фотоаппаратом носится по окрестностям ("Like a Japanese", - сказал несколько лет назад иорданский проводник Мохаммед, глядя на ее перемещения с камерой). Голубые фиговины на берегу - цепные механизмы, которые разводили ворота шлюза еще в 18 веке (во всяком случае, на них выбиты такие надписи). Теперь они не используются, все делает электричество, и вот именно этого электричества нет и два часа не будет. Так что ждем и пользуемся преимуществом отдыха на кораблике - банка ирландского пива всегда под рукой.
02. В отличие от прошлого катера, управление на этом было только с верхней палубы. С одной стороны, это хорошо. Если дождь, можно полностью зачехлиться, если солнце - за секунду эту кабинку раскрыть. С другой стороны, чтобы полностью снять и сложить такую кабину, нужно достаточно времени, и просто так делать это не будешь. А с установленным тентом очень страшно идти под некоторыми мостами - уж больно низкие бывают под ними пролеты, боязно, что крышу снесет. Кстати, фразы типа "крышу снесет", "отдать концы", "намотать на винт", "гнать волну", "раскачивать лодку" иногда нужно понимать в прямом смысле. После двух путешествий на кораблике мы это поняли ))
03. А вот, собственно, само управление. Не сложнее, чем у автомобиля, хотя приноровиться нужно. Руль и газ, тормоза нету - есть "газ назад" )) Ближе к штурвалу - очень полезный экран - электронная навигационая карта. Весьма пригодилась, когда попали в дождь и шторм(!) на озере Lough Ree - реально было ничего не видно. Справа у ручки газа - другой очень полезный девайс - глубиномер. Когда у тебя семь футов под килем, чувствуешь себя прекрасно )) В Венеции такого не было, в результате там как-то раз 10 минут с мели задним ходом слазили.
04. Внутри просторно, для комфортной жизни все есть. 220 вольт и в движении, и в порту на стоянке (это есть не у всех корабликов). Мощный обогреватель - утром за 10 минут теплым воздухом все каюты надувает. Я внутри в шортах и майке ходил, хотя на улице погода как у нас в Москве была - 15 градусов максимум. Единственный недостаток для корабля такого класса - до обидного маленький бак с водой. Наливать его приходилось каждый день. Спасало то, что в Ирландии вдоль реки колонки на каждом шагу и с этим проблем вообще не было. Но как с таким баком плавать вшестером (корабль на 6 человек рассчитан) - я просто не понимаю. Вряд ли еще раз будем брать его в аренду.
05. Туалет и душ аккуратные, всего 2 туалета и 2 душа. Электрические, каких-то запахов, как в биотуалетах или на даче, в помине нет. Душ мог бы быть и побольше - жена помещалась легко, а мне мыться сидя приходилось, хотя я не гигант - 180 см ростом. В прошлом году такой проблемы не было. И еще одно следствие маленького бака с холодной водой - бак с горячей водой тоже маленький. Так что вечером у вас выбор из трех вариантов - 1) моются оба, но на посуду горячей воды не остается, 2) моется кто-то один и посуда, а второй рискует домываться холодной водой, 3) после мытья кого-то одного и посуды наливается вода и полчаса греется мотором. В кораблике Лео в Венеции с этим было гораздо лучше - на нем 5 дней о воде можно вообще не думать.
06. Спальни и в носу, и в корме комфортные, с широкими двуспальными кроватями. Реально двуспальными, а не составными, которые выбешивают в некоторых отелях (спишь и в дырку проваливаешься). Мы почему-то снова устроились в кормовой каюте, а в передней была гардеробная. Ну или чемоданная, как кому нравится. Спать было тепло )) А утром вылазишь из постели, включаешь обогрев, и снова под одеяло запрыгиваешь. Через 10 минут можно подниматься, в лодке уже тепло.
07. Утро в порту в городе Athlone, первом крупном городе рядом с базой прокатчика.
08. Мы завтракаем, а рядом кое-кто делает зарядку.
09. Птиц вокруг реки вообще водится много, чувствуется, что им там хорошо.
10. Погода была разная, менялась буквально каждые 15 минут. Ирландцы, кстати, переживали по этому поводу. В любом разговоре - в отеле, в баре, если видели наши мокрые от дождя куртки, обязательно спрашивали - как вам тут, как погода? Впрочем, может, и не переживали - просто о чем еще с незнакомым туристом говорить )) Услышав в ответ мое "итс окей, зе везе ин раша из абсолютли зе сейм" - очень радовались. Так что было и пасмурно, как тут:
11. И ясно, как тут. Переверните снимок - и небо от воды не отличите. Даже умудрился обгореть - нос и уши красные были, как у рака. Эээ... уши как у рака... что-то я заврался совсем, завязываю ))
12. На берегах полно коров и овец. Многие пасутся на островах. Удобно - никаких оград не нужно, пастуха тоже не нужно. Только морока, чтобы утром стадо на остров привезти, а вечером - обратно домой. Однако, возят.
13. Полно рыбаков. И на берегу, и на лодках, и на таких катерах, как у нас. В баре видели фото с метровыми рыбинами в руках у счастливых рыболовов. Во всех окрестных деревушках магазины с рыбацким снаряжением, видимо, этот бизнес тут неплохо себя чувствует. В разных лавках рядом с объявлением "пополним мобильник" можно увидеть и объявление о продаже лицензий на рыбалку. Когда нужно их покупать, сколько стоит - не интересовался, нам это было не нужно.
14. Не ожидал, что река Шеннон такая широкая. Из-за этого, если ветер, поднимается довольно приличная волна, и дворники на стекле работают не выключаясь. Зато от таких брызг можно радугу поймать.
15. А это один из шлюзов, за прохождение которых мы так беспокоились перед поездкой. Оказалось - совершенно ничего страшного. Запросто справлялись вдвоем с женой, она еще и фотографировать успевала.
16. В деревнях вдоль реки множество пабов. Все симпатичные, непохожие друг на друга. Было забавно в самых разных концах Ирландии видеть вывески "The oldest Irish pub", и только приписанный рядом с вывеской год менялся. Дикий капитализм, борьба за клиента ))
17. Внутри все бары тоже разные. Кормят вкусно, порции большие, ужин на двоих с Гиннесом для меня, Джеймсоном для жены и десертом напоследок - в районе 40 евро. Часто играет живая музыка, причем не покидает ощущение, что играют они для себя, а не для клиентов - просто отдыхают.
18. Посетили одно весьма интересное место - вискокурню в городе Kilbeggan. Экскурсий на русском языке там нет, но это и не нужно. Тебе дают в руки переведенную с английского языка распечатку листов на двадцать, в которой все подробно описано. Все экспонаты пронумерованы и есть схема - куда зачем идти. Так вот ходишь и читаешь - сам себе экскурсовод. Заодно и настроение от чтения перевода здорово повышается. Как вам такое: "Несколько из долгосрочных рабочих имели очень скрытную утечку, которую они подстроили от основания приемников алкоголя. Это предоставляло им и их друзьям запастись Первым выстрелом". Или вот - "Загон в бочку и хранение виски - чрезвычайно важная часть целого процесса". Очень живо представляется этот загон - лай борзых, красные флажки, горны сигнальщиков ))
19. Пытаюсь перевести объем баков в привычные русскому поллитры, получается с трудом.
20. А это не пепелацы, а котлы для перегонки. В конце экскурсии - дегустация. Жена стала пробовать, а я был за рулем. Когда работница это услышала, тут же выдала сувенирный пузырек с напутствием - употребить вечером.
21. Вообще вокруг реки жизнь есть. Хотя это и глубокая ирландская провинция, но нет такого ощущения глухоты и заброшенности, которое порой возникает в какой-нибудь турецкой или итальянской глубинке (я уж не говорю о российской).
22. Было интересно посетить воскресный лошадиный рынок в городке Ennistymon. Как таковой территории у рынка нет - просто в один день вся центральная улица оказывается во власти продавцов и покупателей, и между ними осторожно пробираются машины.
23. После сдачи корабля сели на арендованный Polo и отправились к скалам Moher. Ну что могу сказать... Не хуже, чем в Исландии на мысе Dyrhólaey, и местами очень даже похоже. Мы поселились в деревушке Doolin в пяти километрах по прямой от Visitor Centre и тут же пошли туда пешком. Пять километров до скал вылились в восемь, потому что дорожка петляла, да по скалам походили, да обратно столько же - итого, думаю, километров 18-20 прошли. Но усталости не заметили, потому что было на что посмотреть.
24. Если присмотреться, то увидите бессчетное количество птиц на скалах. Телеобъектива нет, поэтому - извините )
25. А здесь маленькие точечки - это люди. Позируют нам для масштаба )
26. Народ развлекается по разному. Видели мотопробег владельцев Harley-Davidson. Сидели с ними в пабе - милые люди, никакой агрессии, спокойствие и доброжелательность. Сфотографировали автопробег раритетных Mini Cooper - хозяева были очень рады, что их фотографируют, сигналили, приветственно махали в окно.
27. А вот эти ребятки почему-то были рады не очень (один даже лицо спрятал - их трое там). Ребята катались на пони в городе Лимерик, лошадка бежала довольно резво, но сзади за ними все равно скопился приличный хвост из автомобилей. Обгонять через сплошную по встречке никто не пытался, все терпеливо ехали следом. Жена поставила фото в инстаграмм и написала - "Лимерик, наноирландцы на нанолошадке". Народ в комментариях сразу резвиться начал, лимерики писать:
Раз наноирландцы в Лимерике
Решили проехаться в скверике.
Плелась их лошадка
Ни валко, ни шатко,
А очередь билась в истерике.
Отлично, я считаю ))
28. Ирландский поэт Майкл Хоган граффити, похоже, осуждает.
29. А вот что меня реально удивило (прошу знатоков Ирландии простить мое невежество) - так это разница между ирландским и английским языком. Почему-то до поездки я считал ирландский чуть ли не диалектом английского. Думал, они похожи, как русский и белорусский или украинский, к примеру. Ага, щас. Иногда вывески читаешь - ни одной буквы одинаковой нет. Сравните сами на фото - все фразы наоборот строятся и даже корни общие с большим трудом видны. Посмотришь, как пишется Дублин (Baile Átha Cliath) или какое-нибудь Ballinasloe (Béal Átha na Sluaighe) - и обалдеешь. А произносить такое вообще страшно. Кельты они такие кельты ))
30. Старые кладбища и замки - красивые, даже когда заброшенные.
31. А из этого городка Kilkenny я привез с собой в Москву незакрытый гештальт. Так и не удалось попробовать их собственное пиво. Мы в этом городке были проездом, в обед понедельника, все соответствующие заведения были закрыты. Есть повод вернуться )
32. Дублин, конечно, хорош, но после глубинки меня в столицы как-то не тянет. А жена довольна.
В заключение могу сказать следующее. "Показатель качества" любого отпуска для нас - это желание его повторить. Так вот - нам понравилось. Нет, не так - ПОНРАВИЛОСЬ. Если же сравнивать "приспособленность" страны к путешествиям на арендованном катере (что лучше - Италия или Ирландия?), то сразу дать однозначный ответ я затрудняюсь. И там, и там хорошо, и там, и там есть нюансы. В Италии гораздо проще навигация. Там просто парковаться, а в Ирландии порой приходится делать это при сильной волне и быстром течении. Если бы не наш венецианский опыт - побили бы корабль запросто. Так что начинать, пожалуй, лучше все-таки не с ирландских маршрутов. С другой стороны, в Италии есть проблемы со свободным местом в порту и с заправкой катера водой, а в Ирландии с этим замечательно.
А еще в Ирландии есть волшебство - там друиды живут с эльфами. Так что еще вернемся
Ах, да, забыл.
Посмотрев на название отчета, вы спросите - а при чем здесь холодильник?
Ну-ну.
А где же вы без холодильника лед для виски морозить будете?
Так что был он у нас, да. И очень пригодился.