И вот 12 по 16 июня 2015 года совершили поездку по Норвегии на арендованном авто. Вдвоем. За две недели до даты поездки купили билеты Москва-Осло, арендовали автомобиль, разработали маршрут поездки по отчетам с этого форума. Собственно, все как и хотели получилось посмотреть. Жилье не снимали заранее. Взяли палатку и автомобиль компакт-класса, чтобы если, что , поспать в нем)). Да и вообще, предполагалось что совершим поездку бюджетно.
Итак, днем 12го июня приземлились в аэропорту г. Осло(Gardermoen), долгий паспортный контроль, затем сразу же обменяли немного денег в кроны, купили симкарту для интернета(300NOK nano-sim), сняли автомобиль. Всё в аэропорту. Собственно, наличку можно и не применять -везде принимается к оплате карта. Автомобиль достался Citroen C4 дизельный. Нашли повреждения, не описанные в спек-листе.Попросили занести их и двинули в путь. Время было примерно 15:30.
Вообще маршрут выглядел так. Цифрами отмечены дни ночёвки.
Из аэропорта мы поехали по Е16 на север к снежной дороге . Машин на дороге довольно много и первые 150км получалось что едем в среднем 60-70км.ч Все едут неторопливо, а мы привыкали к местному движению. Встретили одну едиственную за всю поездку засаду полиции. А так везде по Норвегии стоят камеры, а перед камерами предупреждение. Так что скинуть скорость легко можно успеть. Да и стоят они редко и только на основных дорогах.
Чем дальше мы уезжали от Осло, тем меньше становилось машин и тем выше становились горы.
Примерно через 200км пути пейзаж был таким:
Уже вечереет.
Едем дальше - оп . Дорога Е16 в районе Nystuen закрыта. Объезд по 53 ей. Ну поехали по 53ей, которая взмыла сразу вверх в горы. Пропала зелень, на высоте 800-900м и выше уже снег лежит.
Городок Øvre Årdal на пути объезда:
Тут внизу долины тепло, все цветет и +15 град., а буквально 15 минут назад в горах лежал снег и было +3.
Итак, доехали до Lærdalsøyri , где и начиналась такая достопримечательность как снежная дорога. На самом деле, в это время года таких снежных дорог в Норвегии очень много. Но мы этого не знали))
Указатели везде показывали что снежная дорога Fv243 закрыта. Указателей 5 точно было)) Но мы все равно поехали туда -ну а вдруг забыли убрать, ведь только июнь едва начался. Так и оказалось - проехать можно, шлагбаум открыт. Дорога начинается от фьорда и всё время идёт вверх примерно на высоту 1300м. Дорога узкая, и кривая из-за корней деревьев, растущих под асфальтом. Но как началась тунда -дорога стала ровной.
Несколько фотографий оттуда:
Автомобилей - ни одного не встретили за 50км. Время 22:00- 22:30 белые ночи))
В конце дорога спускается к фьорду и на пути известная смотровая площадка:
Время 23:00, но светло:
Много овец везде кстати:
Естественно, скорость движения стала больше , чем около Осло. И вообще, передвигаться вечерами очень комфортно - никого нет, никто не мешает на дороге и при этом светло. Все дома спят, видимо)
А сами мы захотели спать уже к часу ночи. Да и стемнело всё-таки к этому времени. А еще тоннели начали надоедать: 500м, 2 км, 5км, 11км тоннеля. Решили лечь спать прямо в машине . Нашли около озера карман трассы , разложили задний диван авто и легли спать.
Проснулись вот так:
Погода была без дождя, а это значит, что нужно спешить покорять язык Тролля. Время 9 утра.
Вот такая развязочка прямо внутри горы, после которой платная дорога 150 крон с легкового автомобиля:
Хотели заехать в какой-нибудь супермаркет купить еды, но ни одного работающего супермаркета так и не попалось, в том числе и в Tyssedal. Поехали наверх к началу маршрута -дорога очень узкая- разьехаться можно лишь в специальных карманах -чуть влево - окажешься в скале, чуть вправо -в каменном отбойнике или вниз с обрыва.
Есть лишь на парковке на начале маршрута к языку магазин, в котором из еды ничего нет кроме чипсов).
К 10:30 мы были на парковке у языка, а в 11:00 начали восхождение. Народу было очень много. Это была суббота.
Парковка стоит 120крон на 16 часов . в паркомате берется оплаченный талончик и кладется под стекло.
Есть бесплатный туалет, питьевая вода. А вот душ закрыт был(или его нет совсем).
Хотели лезть по лестнице фуникулера. Но его больше нет. Глядите:
То ли делали какие-то взрывные работы, то ли еще что-то. Старейший фуникулер теперь походу больше никогда не поедет.
Вот в помощь карта маршрута:
Начальный подьем выглядит примерно так:
Начинался лежать снег:
Лежит:
Вот этого мы не ожидали в середине июня. Далее 90% маршрута -это снег. Можно очень глубоко провалится в него. Текут под снегом ручьи -они и вымывают его. Кое-где полости под 2м глубиной видны. Нужно быть осторожным.
Как потом оказалось, в этом году было холодно и выпало очень много снега.
Обернулись на первом перевале:
Видите ручьи? -вот всё так и течет. Мы в кроссовках и довольно налегке- взяли консервов и немного верхней одежды. Большинство туристов несет с собой 20ти киллограммовые рюкзаки, некоторые на лыжах, со снегоступами. Честно говоря не знаю нафига такие тяжести таскать так далеко -какое в этом удовольствие? Идут они с ними очень медленно, постоянно делают перерыв на отдых. Некоторые идут с годовалыми детьми( в специальном рюкзаке). Тоже для меня загадка -зачем????
Мы промочили ноги, укутали их в целлофановые пакеты и пошли дальше. Температура примерно +10. если остановится -мерзнешь, идёшь -жарко. Облачно. Когда появляется солнце очень ярко от снега,смотреть невозможно, а солнцезащитных очков не взяли. Как итог -мы обожгли глаза(были красные от яркого снега пару дней потом).
Примерно середина маршрута:
К 16:00 мы не спеша и с перерывами дошли
стандартное фото меня))) :
Кстати находится на нем не страшно - из-за небольшого подьема не видно края.
Людей много. Нужно занять очередь на фотографию:
С другой стороны язык выглядит довольно бесформенно:
Находились мы там примерно час. Покушали и посушили ноги:
Народ берет различные костюмы и в них фотографируется, палатку ставят для фотографии, потом убирают и прочее. Видимо, это и тащат в 20ти килограммовых походных рюкзаках.
Насмотревшись на всё это мы двинули обратно. Такая вот тропинка , по ней все и идут. Заблудится невозможно:
Внизу у машины были в 22:00 .
Поехали в Одду. Там нас ждал норвежец, у которого мы и переночевали, предварительно договорившись с ним через сайт коучсерфинга.
Проснулись утром в воскресение 14 июня и поехали в Берген. Погода была непонятная - то дождь, то солнце, то одновременно всё.
Типичный тоннель на пути:
Типичный паром на пути:
Воскресение -ничего не работает. Всё закрыто. На всё пути нашли лишь единственную автозаправку где можно было купить еды.
Однако, в самом Бергене всё не так. Большинство магазинов работает. Хотя... вот мне нужна была аптека, но все были закрыты. Вот так, можно не вылечиться в выходной.
И вот мы в Бергене:
Город красивый, очень много туристов.
Центральная туристическая улица Бригген:
Купили сувениров и мясо кита. Мясо кита сильно похоже на говядину, но пожирнее на вкус и имеет жесткие прожилки. Погуляли. Начался дождь сильнее и мы уехали по дороге Е16 на 13 на юг . По сути здесь мы повторили маршрут. Но сделано это всё было не просто так. Мы подбирали хорошую погоду для восхождения на язык Тролля. Соответственно, т.к. во второй день путешествия была хорошая погода, мы и поехали на язык, иначе бы, поехали в Берген, а на язык в следующий день.
По пути двойной водопад Låtefossen :
После водопада дорога взяла выше на высоту 700-900м над ур. моря. Началась тундра и даже пошёл небольшой снег . Плохо видно, но присутствует радуга:
Доехали до Røldal . Там мы должны были найти в кемпинге ребят, с которыми мы познакомились при восхождении на язык. Но кемпинг по описанию так и не нашли. Сам городок Røldal состоит из кемпингов, и под описание попадало много из них)
Решили тут и переночевать. Отдельных домиков под сдачу уже не было. Нам предложили чердак с кроватью за 200 NOK.
Такой вот кемпинг:
Проснулись часов в 9 и поехали на Прекестулен по дороге 13. Виды, конечно, в этой части Норвегии потрясающие. На пути был один паром, который час пришлось ждать.
Примерно к 15:00 добрались к парковке Прекестулена. Парковка конечно же платная, машин и людей много. 100 NOK.
На будущее тем, кто полезет туда:
По сравнению с языком, лезть на кафедру проще раза в 4. Я был с больным коленом , нога не сгибалась после языка Тролля(была травма уже до этого), однако, залез за 1,5 часа. Вобщем, не сложно и снега нет)).
Вот самый крутой подьем/спуск на маршруте:
Долезли. Народу не много , т.к. уже вечер и все пока мы шли туда - шли обратно. Однако, все равно минут 10 пришлось ждать чтоб сделать фото и никто в кадр не попал.
Некоторые туристы косят под тупых не знающих английского/жестов и пытаются лезть без очереди сфоткаться на край.
Спустились с кафедры и поехали в сторону Осло по 13й. Еле успели на паром до Lauvvik. Потом на дорогу 45 и далее через какие-то деревни где нет ни души. За 200км примерно автомобилей 20-30 лишь встречных было. Тут уже гнали по полной дабы как можно ближе подьехать к Осло и поспать. Еда закончилась и требовалось найти где ее купить. И это было нереально. Ничего не работает, никого нет. Время 20:00 понедельник. лишь через эти 200км нашли заправку круглосуточную, там и поели.
Примерно такая дорога 45 :
Далее ехали в том числе и высоко в горах:
Наша последняя еда, взятая с родины. Внизу городок Dalen, где никого нет. ничего не работает. Время правда уже 22:30
Легли спать в 100км от Осло в кармане трассы опять у озера. Проснулись и поехали смотреть город Осло.
Заезд в город платный и делится на кольца -заезд в каждое кольцо оплачивается. Все в автоматическом режиме.
Вобщем, город ни о чем. Хельсинки напоминает. Примерно 60% неселения Осло это арабы, пакистанцы, индусы . Посмотрели здание оперы, парк скульптур, королевский дворец. В целом ничего интересного.
Поехали в аэропорт, сдали автомобиль и улетели обратно в Москву. Всего проехали 1600км за 5 дней.