Идея.
Я понимал, что апрель – не самое удачное время для осмотра красот Горного Алтая. Кроме того, 9 дней на все путешествие по Алтаю – это мало. Поэтому я решил показать два совершенно разных куска республики: 1) Среднее течение Катуни, где живут старообрядцы, алтайцы и русские переселенцы и 2) приграничную с Монголией территорию, где живут теленгиты и казахи.
План поездки
1 день. Прилет в Барнаул. Переезд в Горно-Алтайск. Осмотр музея имени Анохина.
2 день. Встреча в аэропорту Горно-Алтайска прибывших из Москвы друзей. Переезд до Тюнгура. Осмотр по дороге Усть-Канской пещеры. Размещение на Турбазе «Высотник».
3 день. Переезд в деревню Верхний Уймон. Посещение музея Старообрядчества и музея Рериха. Поездка по Уймонской степи.
4 день. Прогулка по горе Верблюжонок. Осмотр деревни Тюнгур.
5 день. Осмотр деревни Кучерла. Прогулка по долине реки Кучерла.
6 день. Переезд до поселка Кош-Агач. По дороге остановка напротив устья Чуи. Осмотр петроглифов Калбак-Таш. Размещение в Кош-Агаче.
7 день. Поездка к петроглифам Елангаш. Посещение поселка Бельтыр, где был эпицентр мощного землетрясения.
8 день. Посещение Тархатинского исторического комплекса. Переезд до Горно-Алтайска.
9 день. Вылет в Москву.
Подготовка.
Перед поездкой я позвонил в Питер моей старой знакомой - директору турбазы "Высотник" в Тюнгуре и забронировал нам номера.
Также я договорился о том, чтобы нам на турбазе готовили еду 3 раза в день.
Еще я попросил Галину Александровну (директора турбазы), чтобы она нашла для нас большой комфортный микроавтобус с вежливым водителем, имеющим большой опыт работы с привередливыми клиентами.
Что почитать перед путешествием.
1. Кубарев В. Д. Петроглифы Калбак-Таша I (Российский Алтай). - Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2010 г.
2. Кубарев В. Д. Путешествие в страну «стерегущих золото скифов»: Из полевого дневника археолога. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.
3. Кызласов И. Л. Новости тюркской рунологии, вып. 1. Енисейские над60. писи на горе Ялбак-Таш (Горный Алтай). М.: Гуманитарий, 2003.
4. Лебедев А. А. В горах Алтая. М.: издатель И. В. Балабанов, 2006.
5. Лебедев А. А. Алтайскими тропами. М.: издатель И. В. Балабанов, 2007.
Кстати
Это мой второй отчет о путешествии по республике Алтай. Первый отчет: Легенды Горного Алтая (на лошадях к подножью Белухи в июле)
Также я выложил отчет о путешествии по Монгольскому Алтаю Дороги Монголии (Монгольский Алтай в сентябре)
8 апреля. День 0. Вылет из Москвы.
9 апреля. День 1.
07.10. Прилетел на утреннем рейсе в Барнаул.
Аэропорт находится за городом. Поэтому я в аэропорту взял такси за 400 рублей, чтобы добраться до автовокзала. В зале прилета из-за меня чуть не подрались два таксиста. И это всего за 400 рублей! Хорошее начало.
07.25. Сел в такси. Погода отличная: солнце и голубое небо.
07.50. На автовокзале не увидел никаких автобусов, которые едут в сторону Горно-Алтайска. Но мне тут же предложили поехать на машине вскладчину. Цена вопроса – 1000 рублей с человека.
08.07. Стартанули. В машине, как водится, играет идиотская музыка.
Не был в этих местах 9 лет. Дорогу украшают бигборды с призывами от ЛДПР. Видно, что местный народ здесь не жирует и копейку считать приучен.
08.30. Переезжаем по мосту Обь. По реке еще во всю идет лёд. Переехали на левый берег и оказались в совершенно другой погоде: пасмурно-облачной.
08.42. Указатель показывает, что до Бийска 138 км. Замечаю много праворульных машин.
Приятно ехать по трассе и видеть здоровые, то есть не больные деревья, стоящие вдоль нее. Не то, что у нас под Москвой.
Грачи во всю занимаются сооружением своих гнезд.
10.15. Бийск.
11.30. Горно-Алтайск.
11.45. Заселился в гостиницу «Игман».
Одноместный номер стоит 1800 рублей. Это, наверное, лучшая гостиница в городе. Находится в 100 м от автовокзала и в 15 минутах езды от аэропорта. Имеет 2 корпуса.
В стоимость проживания входит завтрак – шведский стол.
Гостиница чистая. Нормальная звукоизоляция. В коридоре стоит кулер, где всегда есть холодная и горячая вода.
От гостиницы примерно в 10 минутах ходьбы есть нормальные кафешки и рестораны.
Подозреваю, что в сезон все номера в этой гостинице могут быть заняты. Поэтому имеет смысл бронировать. Я бронировал места по телефону. Администратор мне понравилась.
13.00. Зашел пообедать в ресторан El`Gran.
Народу - никого.
Заказал целую сковородку маралятины с жареными овощами за 450 рублей. Чай и кофе. Всё понравилось.
Минус ресторана – в выходные дни он открывается только в 12 часов дня.
14.00. После трапезы я пошел в мой любимый музей имени Анохина. Несколько лет назад Газпром, который собирался тянуть из Западной Сибири ветку газопровода в Китай через Горный Алтай (а только здесь имеется небольшой участок общей границы), построил новое здание. В нем я еще не был.
14.20. Пришел в музей. Он имеет три этажа.
На первом этаже: геология, животный и растительный мир.
Еще здесь можно заказать индивидуальную экскурсию.
По опыту предыдущих моих посещений этого музея, могу сказать, что экскурсии проводят научные сотрудники на высшем уровне.
Итак, иду на второй этаж. Подхожу к стенду, где рассказывается об интересной для меня афанасьевской культуре.
Эта культура возникла в середине III тысячелетия до н. э. Она условно названа по горе Афанасьевой на Енисее вблизи с. Батени, где впервые были раскопаны могилы этой культуры. Эту культуру на территорию Саяно-Алтая и Северной Монголии создали пришедшие с запада европейцы.
Афанасьевцы были скотоводами. Они также занимались земледелием, охотой и рыболовством.
Около 4,5 тыс. лет тому назад, жившие на территории Горного Алтая афанасьевцы научились изготовлять первые металлические орудия.
В поисках кремней и кварцитов для изготовления каменных орудий, древние мастера собирали на отмелях рек и испытывали различные каменные обломки.
Случайно они наткнулись на необычные камни, которые имели новое свойство - ковкость. Это были самородки золота, меди, серебра, а также метеоритное железо.
Сначало орудия изготовлялись путем ковки из самородков меди. Появились кузнецы, работающие по металлу холодным способом.
Через некоторое время кузнецы начали разогревать медь на огне.
В третьей четверти III тыс. до н. э. появились литейщики-металлурги, которые выплавляли медь из окислившихся руд, залегающих на поверхности.
В Горном Алтае были найдены древние копи афанасьевской культуры, рудокопные орудия и каменные сверленые топоры.
Металлурги в ямных печах плавили металл в горшках-тиглях и льячках и затем отливали в каменных и глиняных формах разнообразные медные орудия и украшения.
В середине III тыс. до н. э. Южная Сибирь стала древнейшим местом обработки металлов.
Даже высокоразвитые земледельческие племена Китая, начали получать бронзу только в ХVIII - ХVII вв. до н. э.
Огонь и Солнце для афанасьевцев было священным. Они совершали воскурения в специальных глиняных курильницах на поддонах.
У них был своеобразный ритуал захоронения.
Дно могилы сначала выкрашивали охрой в красный цвет, и только затем тело покойного укладывали на спину, причем ноги обязательно сгибали коленями вверх.
Лицо умершего раскрашивали краской: надбровные дуги - черной, лицо и лоб - красной.
Рядом помещали ритуальные сосуды с острым дном.
Перехожу в следующий зал.
Здесь рассказывается об очень интересной (во всяком случае, для меня) каракольской культуре.
В 1985 г. в центре с. Каракол, рядом со средней школой новосибирский археолог В. Д. Кубарев сделал уникальное археологическое открытие.
Было найдено очень любопытное погребение людей, необычную культуру которых впоследствии назвали по имени пос. Каракол.
Всего в Горном Алтае было найдено три места, где люди этой культуры оставили свои памятники:
- в селе Каракол;
- с. Озерное;
- с. Бешозек.
Что же эта за культура?
С помощью радиоуглеродного метода были определены даты двух каракольских захоронений, разница между которыми - 700 лет.
Дата одного захоронения - 2720 г. до н. э. (Это, возможно, приход каракольцев на Алтай, когда здесь еще жили афанасьевцы).
Вторая дата - 1990 г. до н. э. (Это, возможно, был расцвет каракольской культуры и начало миграции каракольцев в Минусинскую котловину).
Понятно, что для неспециалиста какая-то там "каракольская культура" - это пустой звук.
Через несколько дней мы будем проезжать через село Каракол.
И в сообщении #16 данного отчета я приведу фотографии рисунков, сделанные людьми того, Богом забытого, времени.
Уверен, что эти рисунки произведут впечатление!
Дальше я попадаю в залы, где рассказывается о Тюркском периоде.
Родина тюрок – Центральная Азия. Сохранилась легенда о первом предводителе тюрок. В ней говорится, что когда-то в горах Кара-Таг, расположенных на границе Китая, вода затопила пещеру и замыла в ней глиной грот, имевший формы человека. Этот грот все время был освещен солнцем, и через 9 месяцев после наводнения в нем родился человек. Имя его было Ай-Атам (ай - «луна»; ата - «старший мужчина»), и прожил он 120 лет.
На 6-й день нашей программы мы будем проезжать через ручей Куяхтанар. Название его происходит от слов хуяг - «панцирь, кольчуга» и танар - «привяжет». В давние времена в долине р. Куяхтанар делали ножи, топоры, треножники, котлы. В устье р. Куяхтанар была обнаружена домница, в которой древние тюрки выплавляли железо. Железный шлак из нее можно увидеть в экспозиции Горно-Алтайского музея.
На нижней фотке, если приглядеться, то можно заметить древнюю тюркскую надпись, прочерченную на камне.
Впервые неизвестные письмена обнаружила экспедиция Д. Г. Мессершмидта, которую Петр I послал в Сибирь изучать местные народы, их языки, религии и культуру.
В 1721 г. на берегу р. Уйбат (кстати, на этом месте раньше находился знаменитый манихейский храм) молодой ученый обнаружил высокую каменную стелу, которая со всех четырех сторон была покрыта неизвестными письменами. Фотоаппаратов тогда не было, поэтому экспедиционный художник К. Шульма зарисовал непонятные надписи.
Позже в Абаканском остроге местные кладоискатели передали через Мессершмидта в дар царю-батюшке обломок бронзового зеркала, по краю которого были прочерчены похожие знаки.
Привезенные письмена походили на руны - древнюю письменность германских народов. С легкой руки Мессершмидта сибирские письмена древних тюрков стали называть руническими.
Долгое время их никто не мог расшифровать.
В 1889 г. путешественник Н. М. Ядринцев нашел на территории нынешней Монголии (тогда это была территория Цинской империи) каменную стелу, на которой была высечена эпитафия на двух языках: на неизвестном руническом и на китайском.
С помощью китайского текста были разгаданы рунические письмена древних тюрков.
Возникнув в V-VI вв., руническая письменность получила распространение на всей территории Тюркского каганата. А после его распада продолжала сохраняться на протяжении нескольких столетий на Алтае, в Тыве и Хакасии.
Интересно, что на территории Южной Сибири и в Центральной Азии одновременно существовало три самостоятельных рунических алфавита: орхонский, енисейский и еще не расшифрованный южноенисейский.
Надпись, которую я сфотографировал, выполнена знаками орхонского алфавита. Его в качестве официальной письменности применяли в двух центральноазиатских каганатах - во Втором Восточнотюркском (683-744 гг.) и Уйгурском (745-840 гг.).
На Алтае большинство рунических надписей выполнено иной рунической азбукой - енисейским письмом. Такая письменность использовалась в Кыргызском каганате, в состав которого входило население Горного Алтая в IХ-Х вв.
В основе енисейской письменности лежало арамейское письмо. Алфавит состоял из 38 знаков: 4 знака обозначали гласные, а 34 знака обозначали согласные или сочетания согласных. Знаки отличались геометрическими очертаниями. Большинство согласных имело два варианта начертания. Это зависело от того, с каким гласным переднего или заднего ряда данный согласный сочетался.
В те времена официальной религией в Кыргызском каганате считалось манихейство.
Для того чтобы ознакомить различные племена с новой религией, манихейские миссионеры учили местные языки и обучали простое население каганата, в том числе жителей Горного Алтая, енисейскому письму. Именно этим объясняется тот факт, что на территории Горного Алтая, Хакасии и Тывы повсеместно встречаются рунические надписи, выполненные енисейским письмом.
Продолжаю осматривать зал, посвященный древним тюркам.
Перехожу в этнографический отдел. Это кошки, чтобы лазить на кедр и собирать шишку. Кстати, по рассказам нашего водителя, в прошлом году в Горном Алтае был довольно хороший урожай шишки.
А это шаманский бубен – тюнгур.
В начале 30-х годов XX в. канул в прошлое алтайский шаманизм. В местных музеях сохранились некоторые шаманские атрибуты, в том числе и шаманские бубны. Основные сведения об алтайском шаманизме собрали в начале века алтаеведы А. В. Анохин и Л. П. Потапов.
Шаманский бубен - тюнгур - являлся важным инструментом алтайских камов (шаманов). Материалом для его изготовления обычно служила лиственница, из которой кам делал обод. На обод с внешней стороны натягивалась шкура коня или марала. Внутри обода крепилась вертикальная резная рукоятка - чалу, которая символизировала «хозяина бубна» - тюнгур ээзи.
Тюнгур ээзи - это дух предка шамана. На некоторых рукоятках вырезали личину «хозяина бубна». Известен бубен, у которого по концам рукоятки вырезаны две разные личины. Бубен с двухголовой рукояткой называли каным. Так именовался покровитель тюнгура. Каным - это дочь верховного божества Ульгеня, летающая на птенце беркута. Во время камлания бубен для шамана становился верховым животным, причем тем, шкурой которого был обтянут обод. Некоторые бубны имели даже тюнгурдинг тыны, т. е. «повод бубна», который состоял из двух жгутов черного и желтого цвета и прикреплялся к верхней части рукоятки. Этот обычай перешел в шаманизм от древних тюрок, у которых конь «переносил» своего умершего хозяина в загробный мир. Такого коня специально готовили к захоронению вместе с хозяином и называли койылка.
В представлении шамана, когда он скитался по Верхнему миру, бубен мог использоваться и в качестве боевого лука для отражения нападений злых духов и враждебных шаманов.
Кроме вертикальной деревянной рукоятки внутри бубна также закреплялась железная перекладина, которая символизировала тетиву лука и называлась кириш. На нее надевали металлические подвески, которые назывались ок. Они символизировали стрелы.
Иногда в своих путешествиях шаман встречал море или реку, и тогда бубен становился лодкой. В этом случае колотушка бубна служила веслом. Бубен также служил сигнальным инструментом для созыва духов-помощников к началу камлания и для обозначения готовности шамана к перемещению в Верхний или Нижний мир.
Во время камлания шаман должен был погонять своего «коня». Для этого служила колотушка - орба. Среди шаманов считалось, что хорошая колотушка важнее бубна. Обычно орбу вырезали из куста таволги. Затем ее обтягивали войлоком и шкуркой соболя, горностая или зайца шерстью вверх. Материал для изготовления тюнгура и орбы подсказывал шаману дух бубна - тюнгур ээзи.
Каждому каму его дух-покровитель отводил на жизнь несколько бубнов, причем у каждого бубна был свой определенный срок камлания. Например, дух-покровитель решал: шаману дается 7 бубнов, по три года на каждый. Это означало, что через 21 год шаман должен был умереть. В конце жизни про такого кама говорили, что он загнал семь «коней». Когда кама хоронили, его тюнгур вешали на дерево у могилы. Кожу тюнгура прорезали ножом, а обод надламывали. Считалось, что со смертью кама умирал и его тюнгур.