!!!
Друзья, если у кого-то в каком-то браузере ("Опере", "Яндексе") не видны фотографии, то:
либо
1) откройте в другом, например, в "Мозилле" (там всё видно);
либо
2) разово проделайте следующую операцию (на примере "Хрома"): открываете chrome://settings/content/insecureContent и в "Разрешить" добавляете forum.awd.ru - после этого всё начинает работать. Подобный механизм действует и в других браузерах (в частности, в "Опере")
..........
Как путешественник, я не являюсь большим поклонником Германии. Однако городок Аахен (или Ахен - кому как больше нравится) уже давно находился в фокусе моего внимания. Главной приманкой для меня был тамошний собор, история которого связана с одной из самых легендарных личностей в истории Европы - Карлом Великим, внесённый в 1978 году одним из первых (за номером 3, между прочим - раньше всех прочих европейских супертоповых достопримечательностей!) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возможно, Аахену (как, боюсь, и Триру...) так и суждено было бы остаться несбыточной мечтой, но тут, как часто это бывает, вмешалась судьба в виде неожиданно нарисовавшейся поездки в Бельгию. Откуда, естественно, сразу потянулись ниточки и к Аахену, тем более, что цена вопроса оказалась необременительной: всего-то 19 евро (конечно, при заблаговременной покупке) и один час за дорогу в одну сторону. Вот так начинался этот вояж на Северном вокзале Брюсселя:
А это, час спустя - уже небольшой, соответственно самому городу, вокзал Аахена:
Судьбе, видимо, очень хотелось преподнести мне Аахен, и она расстаралась даже с погодой: именно этот день оказался единственным солнечным за всё моё бельгийское путешествие, о "летних" особенностях которого я так много попыхтел и повопил в соответствующем рассказе.
Практически сразу от вокзала дорога к историческому центру лежит от ворот Marschiertor, сооружённых в конце 13 века и чудом доживших до нынешних времён; более того, их считают одними из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городских ворот во всей Западной Европе.
Когда-то в центр Аахена через двойное кольцо городских стен вели 11 ворот, а охранялись они преимущественно солдатами из городского ополчения, которые в свободное на посту время частенько продолжали заниматься своим привычным ремеслом. Об этом сегодня напоминает очень "домашняя" скульптура солдата, который, если приглядеться, выстругивает ножом тоненькую деревянную палочку, которая, как я понял, каким-то образом использовалась для починки обуви (zur Schuhbesohlung). В точности своего перевода я совсем не уверен, но сути общей картины это не меняет.
Сразу за воротами Marschiertor начинается территория старого города, который сегодня таковым назвать очень сложно: о Средних веках в нынешнем Аахене за пределами очень небольшого исторического центра не напоминает практически ничего. Самое "несовременное", что встретилось мне на пути - церковь св. Михаила, построенная иезуитами в 1628 году (сами иезуиты по решению Городского совета получили разрешение поселиться в Аахене в конце 16 столетия).
После известного запрета Ордена иезуитов в 1773 году храм был закрыт и превращён в зернохранилище. Потом использовался как приходская церковь, а вот уже в конце прошлого (то есть 20-го) века был приобретён общиной св. Димитрия, и сейчас находится в ведении греческой православной митрополии - чему вполне соответствуют интерьеры церкви:
Сегодня храм официально носит двойное имя: церковь Архангела Михаила и св. Димитрия. Вот так причудливо он отражается в фасаде противоположного здания:
Ещё более причудливым является украшение площади перед церковью:
Ну а моя главная цель совсем близка: впереди уже показался шпиль "святая святых" Аахена - знаменитого собора Карла Великого.
Времена правления франкского короля Карла, ещё при жизни получившего прозвище "Великий", характеризуют в самых превосходных тонах. Их называют и "Золотым веком" европейского средневековья, и периодом христианизации Европы, и даже первой попыткой интеграции европейских народов - этаким прообразом современного Европейского сообщества. Надо сказать, что основания для этого действительно есть, и немалые, хотя по своему размеру Франкское королевство даже во времена своего максимального величия не могло сравниться ни с Римской империей, ни с империей испанского короля Карла V. Конечно, европейским масштабом в сегодняшнем понимании там и не пахло: по сути, королевство франков занимало "лишь" территории сегодняшних Франции, Германии, Бенилюкса и северной Италии. Но вот по своим влиянию и силе государство Карла Великого действительно не имело себе равных в христианском мире на рубеже 8-9 столетий. Недаром не один Римский папа неоднократно обращался за помощью и поддержкой именно к Карлу, который, как и его отец Пепин (вошедший в историю как "Короткий"), объявил себя "оплотом христианской веры" и поклялся защищать интересы Папы в любых ситуациях.
Именно символом такого "всемирного христианского государства" и "вселенского масштаба" города (который ещё формально не являлся столицей Франкской империи) и стал собор, заложенный в Аахене в конце 8 века. Правда, строго говоря, собор тогда собором ещё не был: речь идёт о Дворцовой капелле, или Капелле Карла Великого, являвшейся частью огромного королевского дворца (в германской традиции иногда называемого Императорским пфальцем), построенного Карлом в качестве своей зимней резиденции. Дворец имел воистину монументальный размах и выглядел примерно так:
К сожалению, королевский дворец не сохранился до наших дней. После смерти сына Карла Людовика I (Благочестивого) новые короли останавливались в Аахене всё реже и реже, дворец приходил в запустение, а к началу 14 века и вовсе находился в руинах. В конце концов на его месте была построена городская Ратуша, речь о которой пойдёт чуть позже.
Ну а к Королевской (она же Дворцовая, или Палатинская) капелле судьба оказалась более благосклонной. На протяжении многих веков вплоть до 1531 года в ней короновались ("помазывались на царство", как иногда говорят) короли Германии, в числе которых были и Фридрих Барбаросса, и последний король Кастилии и Арагона габсбург по происхождению Карл V (на нём как раз и окончилась 600-летняя история аахенских коронаций). И сегодня мы имеем счастливую возможность видеть Дворцовую капеллу, как снаружи, так и изнутри, примерно такой же, какой она представала перед современниками Карла Великого.
Королевская капелла - это симметричное в плане восьмигранное сооружение в виде башни с серым "складчатым" куполом, ставшее впоследствии архитектурным центром аахенского собора. Уже значительно позже, когда собор начал расширяться, к ней с разных сторон были пристроены хоры и новые капеллы, в основном - в готическом стиле. Как часто это бывает, наилучшее представление о структуре всего сооружения в целом даёт его макет, установленный рядом:
Вообще число "8", с которым мы постоянно сталкиваемся в соборе Аахена, имеет глубокий внутренний смысл. В христианской нумерологии восьмёрка является числом совершенства, символом нового цикла, обновления, возрождения, Нового Иерусалима. Зачастую Воскресение Иисуса Христа считается восьмым днём творения и началом вечности. Кстати, именно поэтому большинство баптистериев и многие купели имеют 8-гранную форму как место рождения к новой жизни.