То что словам королевы Великобритании можно верить я убедилась в моей поездке в Швейцарию, осенью 2016 года. Она- Швейцария, была частью нашего семейного маршрута Испания-Италия.
Мои впечатления о севере Италии вы можете прочитать здесь.
Озеро Лаго-Маджоре и его "королева"- город Стреза
В Италии мы останавливались в городе Стрезa, который является крупным, транзитным узлом и через который следуют поезда в Швейцарию, по направлениям Милан-Базель, Милан-Женева.
Мой план посещения Швейцарии был очень прост. Поездом из Стрезы добраться до города Бриг; неспешно прогуляться по городу, совершить экскурсию по замку Stockalper, оценить швейцарскую кухню пообедав в ресторане и... вернуться в Стрезу. Но, потом, уже находясь в Бриге эти планы были спонтанно подкорректированы мною и о чем я, совсем, не жалею. Об этом чуть позже.
План поездки, со стороны, покажется незатейливым. Многие сочтут, что тратить один день на небольшой швейцарский городок это глупо, учитывая, что система железнодорожного сообщения в Швейцарии очень продуманна и удобна; к тому же и функционирует как часы. Расписание поездов составлено таким образом, что в любой город можно отправиться примерно раз в пол часа, поэтому увидеть как можно больше мест в Швейцарии вполне осуществимo за те 11 часов которые были у меня в распоряжении.
Но должна сказать, что я не любительница галопирующих экскурсий. Пару раз, в Испании, я воспользовалась однодневным, автобусным, экскурсионным туром и мне этого оказалось достаточно, чтобы сказать себе- нет! Это не для меня!
Неспешно гулять, созерцать, впитывать ощущения, запахи и энергетику места и потом дома, после возвращения вспоминать эти ощущения выстраивая ассоциативный ряд. Таковы мои предпочтения при знакомстве с новым местом. И теперь, после посещения Швейцарии, с этой страной у меня возникла устойчивая ассоциативная связь : кристально-чистый воздух, белые, снежные шапки гор и синее-синее небо. Ассоциации были яркими и легко запоминающимися .
Билеты на экспресс-поезд EuroCity Стреза-Бриг я купила заблаговременно, по интернету, находясь еще дома, в Испании (билет можно приобрести до трех месяцев до даты поездки) .
EuroCity (EC). Это высшая по скорости и комфорту категория скорых поездов. Требования к международным поездам EuroCity включают обязательное следование на максимальной разрешенной на данном участке скорости, среднюю скорость не ниже 90 км/ч (считая и остановки), остановки не длиннее трех минут, и прочее.
Я воспользовалась услугами компании "Captain Train", который продал мне билеты без дополнительной комиссии. Покупка обошлась 19 евро за место в вагоне второго класса. Процедура покупки была простой и понятной. Я зарегистрировалась на сайте, оплатила билет банковской картой и получила его в электронном виде на мой электронный адрес. В марте 2016 "Captain Train" был куплен британской компанией поездной магистрали и стал называться "Trainline".
Швейцарские поезда, как и весь транспорт в Швейцарии, вещь очень удобная и не зря являются гордостью этой страны. Эта гордость была отчетлива написана на лицах пассажиров поезда Милан-Женева, в который я вошла в Стрезе в 9.40 min .
Поезд был заполнен на 10 процентов и редкие пассажиры, с важным видом, уткнувшись в свои ноутбуки, сидели возле больших окон. Места в вагоне второго класса рассчитаны на 4-х пассажиров с общим столиком. Кресла -удобные и эргономичные, а столики оборудованы розетками для ноутбуков.
Если вам, к примеру, наскучит пялиться в окнo, то в поезде можно арендовать DVD-плееры и DVD-диски. Где? Признаться, честно, - не знаю. Это я так, для общей информации. Еще одна немаловажная и не менее приятная вещь в скоростном поезде- туалет. Xод у поезда плавный, туалет чистый; можно даже и журнальчик почитать сидя на европейском унитазе. А для всех остальных пассажиров, которые ждут своей очереди попасть туда, над проходом к туалету имеется световой индикатор и они могут, не вставая с места, определить свободен ли он или вы все еще продолжаете там читать журнал. Путешествовать на поезде по Швейцарии легко и приятно, даже в вагоне второго класса и в туалете.
Итак, через 55 мин (столько едет поезд от Стрезы до Брига) я буду в раю. У ворот Pая небесного, всех прибывших, встречает апостол Петр с ключами, а у ворот земного рая- таможенный сотрудник и пограничник, тоже с ключами, но от наручников, которые многозначительно висят на ремне таможенника.
После пересечения поездом условной границы Земля-Рай (Италия-Швейцария) в вагоне материализуются , почти из воздуха, невидимые ранее, ангелы в униформах таможенной службы
и начинается идентификация грешников и безгрешных.
Чтобы стать безгрешным для сотрудника швейцарского рая (пограничника и таможенника ) достаточно не быть нелегальным мигрантом и задеклари́ровать денежную сумму (если она у вас имеется) превышающую 10000 CHF ( ну и еще несколько правил, по мелочи).
Для тех грешников, кто пытается провести контрабандой наличные денежные средства уготована уголовная ответственность и прямая дорога в швейцарский ад, а нелегальных иммигрантов не спасет даже комфортный туалет, где они прячутся, чтобы избежать встречи с швейцарскими погранцами.
Наступила моя очередь для идентификации. Взглянув на мой российский паспорт и даже не открыв его, таможенник молча, но с выражением на лице "с деньгами нужно расставаться легко, без стонов " протянул мне ламинированную картонку с текстом на русском языке: "Везете ли вы с собой денежные средства в сумме более 10000 CHF?"
"Какие деньги? Вы, кажется, спросили меня про какие-то деньги?" - с невинным видом смотрю на него я своими честными глазами. А как иначе мне на него смотреть, если в моем бумажнике только две купюры по 10 евро. "Но моней", - говорю ему я. "Онли банк-кард". https://www.youtube.com/watch?v=nphnp39ITsE Во-во, вижу, вы не верите мне . Вот и он мне, тоже, не поверил. Просит открыть бумажник и показать его содержимое.
Показываю. Опять не верит. "Откройте сумку"- последовало следующее требование, сказанное вежливым и формальным тоном. В сумке, кроме фотокамеры, мыльницы и фляжки с коньяком, больше ничего не было. Это его, почему то, также , не убедило в моей безгрешности. Ну, до чего же придирчивый апостол Peter мне попался. Не хочет пускать меня в рай. И вместо ключей у него наручники, на ремне, подвешены...
" А где ваш багаж? Имеется ли у Вас багаж?"- спрашивает он у меня. "У меня нет багажа" (потому что в вашем раю я задержусь только до 8 вечера, а потом снова вернусь на грешную землю, мысленно добавила я) и показала ему обратный билет Бриг-Стреза. Вижу- колеблется и хочет , что-то еще спросить у меня, но передумал и пошел к другим пассажирам.
Вообще-то провоз контрабандой денег- частый случай на восточно-южной границы Швейцарии, где она соседствует с Италией. И статистика нарушений таможенных правил неуклонно растет.
Вот буквально недавно, в поезде был задержан пенсионер 80 лет, который с сыном 50 лет ехал в Швейцарию. В его карманах было обнаружено 200.000 евро! Честное слово, не преувеличиваю)) Я прочитала это в швейцарских новостях о работе таможни, когда готовила этот отчет.
Ну и для справки, что можно беспошлинно ввозить в Швейцарию.
Без оплаты таможенных пошлин можно ввезти:
предметы личного пользования: одежду, туалетные принадлежности, фото- и кинокамеры, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, ноутбуки
алкоголь: до 1 л крепких напитков или до 2 л вина (крепостью ниже 15%) — только лица старше 17 лет
табак: до 200 сигарет, 50 сигар или 250 г трубочного табака — только лица старше 17 лет
подарки: на сумму до 100 франков
продукты питания: на 1 день
Когда закончился таможенный контроль- началась проверка билетов. В правилах перевозок итальянских железных дорог указано, что "...all Italian tickets, both domestic and cross border must be validated at the machines on the platform before use.." (https://www.italiarail.com/switzerland). Но я не знала о таком нюансе и спокойно предъявила свой электронный билет, распечатанный дома, контролеру. Никаких вопросов и претензий он у него не вызвал, так как в нем былo указанo дата и время поездки, номер вагона и место для меня, и все это вместе взятое отменяло необходимость компостировать билет на поезд. Проверка билета закончилась еще до прибытия поезда в Бриг и я подумала, - "A вот если бы я, к примеру, захотела прокатиться дальше и добраться до Женевы, который был последней остановкой на маршруте, далась бы мне безнаказанно такая авантюра? Или билеты проверяют несколько раз?" Возможно на вокзале существуют турникеты и выйти с перрона в город можно только пропустив билет через турникет. Интересно было бы узнать это у форумчан. Так, ради любопытства , а не ради применения на деле.
БРИГ (BRIG)
В 10:16 поезд без опоздания прибыл в Бриг.
Бриг или Бриг-Глис — город на юге Швейцарии в кантоне Вале, у северного подножья перевала Симплон. Город Бриг расположен на высоте 681 метр над уровнем моря на южном берегу реки Рона,
в долине, разделяющей Бернские и Валийские Альпы.
Город окружён горами Глисхорн (нем. Glishorn, 2 525 м), Фюлхорн Fülhorn (нем. Fülhorn, 2 738 м), Штральхорн (нем. Strahlhorn, 3 200 м) и Шпаррхорн (нем. Sparrhorn, 3 012 м).
Большая часть населения говорит на валийском диалекте немецкого языка. Название «Бриг» происходит от кельтского «briga», означающего «холм, городище».
В Бриге сходятся три железные дороги: Симплонская железная дорога (направление Домодоссола — Милан, Италия), Лёчбергская железная дорога (Симплон — Лёчберг — Берн) и Маттерхорн-Готтардская железная дорога (Дисентис-Андерматт-Фисп — Церматт).
Выйдя из поезда, ступив на асфальтовый перрон и набрав в легкие швейцарский воздух я сказала себе- "Ну вот, ты и в Раю!"