Порт-Артур: легенды и мифы

Впечатления, отчеты, фотографии из Китая, Тайваня. Путешествие по Китаю. Поездка в Китай. Достопримечательности Китая. Маршруты по Китаю. Путешествие по Тайваню

Сейчас этот форум просматривают: Mussa и гости: 0

Форум Винского рекомендует
Жильё в Китае:Бронирование отелей по выгодной цене без предоплатыОтели и апартаменты в городах Китая: Пекин ||| Ченду ||| Чуанчжоу ||| Ханчжоу ||| Шанхай ||| Тайвань, Тайбэй
Аренда дома : Аренда виллы или бунгало на Тайване - мгновенное бронирование без предоплаты
Авиабилеты : Дешевые авиабилеты Москва - Пекин купить ||| Дешевые авиабилеты Москва - Шанхай купить
Туристическая страховка : Оформление туристической страховки онлайн

Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #1

Сообщение SB-13 » 11 июн 2017, 23:12

Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур. Город, ставший символом русской воинской славы и одновременно сыгравший роковую роль в истории Российской империи. Мечта побывать здесь у меня зародилась очень давно, ещё в школьные годы, после прочтения известного романа А.Степанова. Но тогда эта мечта была абсолютно несбыточной, и прошло несколько десятилетий, пока она не стала реальностью.
И вот вид с Перепелиной горы (Байюйшань) на Тигровый полуостров и Западный бассейн. Береговая линия за 100 с лишним лет почти не изменилась, только справа, сразу за устьем реки Лунхэ, насыпан участок с причалами для крупных военных кораблей:
Порт-Артур: легенды и мифы
Сегодня в Порт-Артуре, носящем китайское имя Люйшунь или Люйшунькоу, туристы из России не редкость. В Интернете немало отчётов и фоторепортажей о посещении этого знакового для русской истории города. Но все рассказы чрезвычайно похожи друг на друга, словно написаны под копирку. И содержат одни и те же ошибки. Поначалу меня это удивляло, но потом я понял: русские или китайские гиды водят туристов по одним и тем же местам, а их рассказы зачастую базируются на опубликованных китайских источниках. Но для китайцев русская (как, впрочем, и японская) история Порт-Артура – это чужая история. И разбираться в ней они не очень-то и хотят. Отсюда и мифы, которым верят туристы и которые потом тиражируются в многочисленных публикациях в печати и сетевых ресурсах.
Я не буду здесь повторять общедоступную информацию о Порт-Артуре – при желании каждый найдёт её в Интернете (или хотя бы в Википедии). Я постараюсь рассказать преимущественно о мифах и заблуждениях, связанных с русской историей легендарного города. Думаю, эта информация будет полезна тем, кто соберётся отправиться в путешествие на берега Квантуна – самой южной окраины несостоявшейся Желтороссии…
Это карта Квантунского полуострова с городами Порт-Артур и Дальний. Красные цифры на железной дороге ЮМЖД – расстояние в вёрстах от Харбина:
Порт-Артур: легенды и мифы

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
Аватара пользователя
SB-13
полноправный участник
 
Сообщения: 327
Фото: 1840
Регистрация: 07.03.2015
Город: Химки
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 60
Страны: 62
Отчеты: 6
Пол: Мужской
китай отзывы

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #2

Сообщение SB-13 » 11 июн 2017, 23:16

Начну с железнодорожного вокзала – едва ли не самой главной достопримечательности Люйшунькоу. Ни один турист из России не обходит его стороной. Вокзал действительно необычен. Он невелик, но по-своему изящен. Некоторые блогеры находят в нём черты «русского стиля».
Вид на вокзал со стороны железнодорожных путей. На заднем плане – Перепелиная гора с башней Байюй (о ней я ещё расскажу):
Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы
Вид со стороны привокзальной площади:
Порт-Артур: легенды и мифы
Интерьер: билетная касса. Сейчас с вокзала Люйшунькоу ходят лишь местные поезда – всего два в сутки. Поэтому здесь не по-китайски пустынно:
Порт-Артур: легенды и мифы
Здание вокзала деревянное, что для здешних мест крайне необычно. Согласно книге-альбому «The Charms of Lushunkou», сегодня это единственное русское деревянное здание в Китае. А русскоязычный сайт туристического департамента Даляня сообщает, что «в 1985 году здание было включено в список объектов, охраняемых муниципальным образованием, рекомендуется туристам для посещения».
Порт-Артур: легенды и мифы
По китайской версии, вокзал построен «царской Россией»; его сооружение началось в 1901 году. Официальный китайский сайт туристического департамента Даляня даже приводит точную дату его ввода в эксплуатацию - 14 июля 1903 года (хотелось бы узнать, откуда они её взяли?). Табличку на стене здания я прочитать не смог, но там присутствуют две даты: 1900 и 2002. Последняя – это, наверное, дата реконструкции вокзала: Порт-Артур: легенды и мифы
Аватара пользователя
SB-13
полноправный участник
 
Сообщения: 327
Фото: 1840
Регистрация: 07.03.2015
Город: Химки
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 60
Страны: 62
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #3

Сообщение SB-13 » 11 июн 2017, 23:22

«Не верю!» - сказал я, прочитав всё это. И вот почему. Я занимался историей Порт-Артура всю сознательную жизнь, видел сотни, даже, наверное, тысячи фотографий, но среди них не было НИ ОДНОЙ, датированной периодом до 1905 года, на которой присутствовал бы этот вокзал. А в начале ХХ века о Порт-Артуре много говорилось в прессе, постоянно публиковались фотографии, издавались открытки. Фотокорреспонденты, в том числе иностранные, делали снимки и во время осады крепости, и после её сдачи. Характерное здание с башенкой, стоящее на открытом месте, должно быть видно издалека. Но на фотографиях его нет. На месте нынешнего вокзала – пустырь без каких-либо построек.
Разумеется, это не значит, что в Порт-Артуре до 1905 года железнодорожного вокзала не было вообще. Конечно, он был, и он присутствует на многих снимках. Просто это довольно заурядное сооружение барачного типа, на нём никто не акцентировал внимания. Вот как он выглядел:
Порт-Артур: легенды и мифы
Вокзал представлял собой кирпичное здание фахверковой конструкции (то есть с каркасом из деревянными балок). Он располагался не у железнодорожных путей, а поодаль, через привокзальную площадь. Перрона как такового не было – в вагоны поднимались по ступеням прямо с земли.
Порт-Артур: легенды и мифы
На этом снимке хорошо видна привязка вокзала к местности – устье реки Лунхэ, дамба и склон Перепелиной горы:
Порт-Артур: легенды и мифы
Фрагмент предыдущего фото: 1 – существующий порт-артурский вокзал; 2 – место, где находится вокзал нынешний.
Порт-Артур: легенды и мифы
Слева – здание вокзала, справа – площадь, на которой сейчас стоит вокзал нынешний:
Порт-Артур: легенды и мифы
В ряде публикаций начала ХХ века этот вокзал именовался временным. Вполне логично, что его планировалось заменить современным зданием: как-никак, Порт-Артур был конечным пунктом Южно-Маньчжурской железной дороги… Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Нового вокзала так и не построили – это довелось сделать уже японцам.
Снимок, помещённый ниже, сделан не раньше лета 1903 года. Потому что на нём видно, что вершине Соборной горы на правом берегу реки Лунхэ уже ведутся работы по сооружению фундамента грандиозного Николаевского собора (работы были начаты летом 1903 года и остановлены с началом войны).
Порт-Артур: легенды и мифы
А вот эта серия снимков, выложенных на сайте «Старый Владивосток», имеет точную датировку: 22 апреля 1904 года. На них запечатлены проводы наместника адмирала Е.И.Алексеева, спешно отбывавшего из Порт-Артура ввиду угрозы блокады крепости. На фотографиях видно, вокзал по-прежнему старый, а площадь перед ним всё так же пустынна – если не считать временной палатки с флагом. Ни малейшего намёка на здание вокзала, которое ныне стоит на этой площади! А ведь уже идёт война, до падения крепости осталось всего 8 месяцев – разумеется, о строительстве нового гражданского объекта в условиях осады речь уже не шла.
Порт-Артур: легенды и мифы Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы Порт-Артур: легенды и мифы
Аватара пользователя
SB-13
полноправный участник
 
Сообщения: 327
Фото: 1840
Регистрация: 07.03.2015
Город: Химки
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 60
Страны: 62
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #4

Сообщение SB-13 » 11 июн 2017, 23:27

Ещё одно фото здания вокзала, дающее привязку к местности – посмотрите на дорогу, которая начинает подниматься в гору:
Порт-Артур: легенды и мифы
А теперь – внимание! Два современных вида на вокзал и дорогу, поднимающуюся в гору. Здание слева с красной крышей вам ничего не напоминает? (Сравните с предыдущим снимком 1903 года).
Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы
Да, это тот самый русский вокзал, доживший до наших дней! Здание несколько перестроено (исчезли печные трубы и чердачные окна), но его месторасположение, габариты, пропорции и форма крыши в точности соответствуют тому, что мы видим на фотографиях 1900-1904 годов.
Порт-Артур: легенды и мифы
Ныне в этом здании располагается полицейский участок:
Порт-Артур: легенды и мифы
Что же касается нынешнего якобы русского вокзала, то оно построено японцами вскоре после захвата Порт-Артура. Трудно сказать, что заставило их строить здание столь вычурной архитектуры, да ещё из дерева. Обратите внимание: здание на фото отличается от современного. На крыше видны печные трубы, а по обе стороны центральной башенки – треугольные фронтоны. Сейчас ни того, ни другого нет.
Порт-Артур: легенды и мифы
Вокзал со стороны площади. Мне встречалась ошибочная датировка этого снимка – 1903 год. Явная нелепость – достаточно взглянуть на столбы с обилием проводов и высокие деревья… Похоже, эта фотография сделана в 1930-е годы.
Порт-Артур: легенды и мифы
Насколько нынешнее здание вокзала в Люйшунькоу соответствует тому, что было построено более века назад, сказать трудно. Скорее всего, мы видим новодел (что-то мне подсказывает): китайцы «реконструкцию» воспринимают именно так. Постройка копий и «вариаций на тему» у них хорошо получается: в Даляне они недавно целый европейский город отгрохали с копиями десятков исторических зданий, каналами, гондолами, площадью Сан-Марко и Колизеем в придачу!
Впрочем, в любом случае нынешняя достопримечательность Люйшунькоу к русской истории Порт-Артура никакого отношения это не имеет, это факт.
Порт-Артур: легенды и мифы
Символичный кадр: вокзал, выдаваемый за российский, а справа видна красная крыша вокзала подлинного, о чём приезжающие сюда туристы даже не догадываются…
Порт-Артур: легенды и мифы
Продолжение следует.
Аватара пользователя
SB-13
полноправный участник
 
Сообщения: 327
Фото: 1840
Регистрация: 07.03.2015
Город: Химки
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 60
Страны: 62
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #5

Сообщение aton » 13 июн 2017, 17:40

Отличный отчет о знакомых местах!Очень поразила глубина изучения вопроса.Пожалуйста продолжайте,очень интересно.
aton
участник
 
Сообщения: 187
Фото: 10
Регистрация: 29.10.2011
Город: Ростовская обл.
Благодарил (а): 17 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 47
Страны: 18
Пол: Мужской

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #6

Сообщение Jek37 » 14 июн 2017, 14:52

Спасибо за интересный рассказ!
У меня тоже в школьные годы родилась мечта побывать в Порт-Артуре после просмотра "Клуба путешественников" и рассказов отца. Он там служил.
Мы там были в 2010 году перед реставрацией русского кладбища, которое так называть не совсем правильно.
Жду продолжения.
Jek37
участник
 
Сообщения: 167
Регистрация: 25.09.2012
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 47
Страны: 4
Пол: Мужской

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #7

Сообщение SB-13 » 17 июн 2017, 20:08

Спасибо! Продолжим.
Сейчас уже мало кто помнит такое слово – Желтороссия. Но в начале прошлого века оно было очень популярно. Незадолго до начала Русско-японской войны министр финансов Сергей Витте как-то спросил у военного министра Алексея Куропаткина: «Вы хотите сделать Маньчжурию российской губернией?» Тот ответил: «Нет, но из неё надо сделать нечто вроде Бухары».
В рамках Желтороссии Порт-Артуру отводилась важная роль. Он должен был стать своего рода «Кронштадтом Востока» - главной морской крепостью и незамерзающей базой флота, а вместе с портом Дальний - ещё и «окном в Азию». Поэтому средств на его обустройство не жалели. За пять лет (а русский флаг был поднят над Золотой горой в Порт-Артуре 16 марта 1898 года) захолустный китайский городок неузнаваемо преобразился. Южно-Маньчжурская железная дорога связала его с Харбином и, соответственно, с Транссибирской магистралью. В Артуре были построены электростанция, новый цех Морского завода, крытый эллинг для сборки миноносцев, началось сооружение второго сухого дока. Вместо убогих китайских фанз выросли современные каменные здания европейского типа, появились школы, госпитали, роскошные рестораны, цирк, зоосад, теннис-клуб, пивоваренный завод, приступили к строительству монументального православного собора. В январе 1900 года в Порт-Артуре начала издаваться своя газета «Новый край»: сначала она выходила три раза в неделю, затем – ежедневно. Инвесторы были уверены: Россия пришла сюда всерьёз и надолго. Но, как это уже не раз случалось, наши политики промахнулись в прогнозах…
Расположение собственно Порт-Артура, зажатого между сопками и бухтами, сильно ограничивало возможность его перепланировки. Поэтому на берегу Западного бассейна решили строить Новый город. Как в своё время Петербург, он сооружался на пустом месте, был тщательно спланирован и должен был стать одним из красивейших городов своего времени. В отличие от строившегося одновременно Дальнего (нынешнего Даляня), артурская архитектура была менее вычурной, без обилия шпилей и башенок, но более изящной, с элементами модного тогда модерна. Жаль, что осуществить задумки русских архитекторов удалось осуществить лишь частично.
Самым большим и помпезным зданием Нового города Порт-Артура должен был стать Дом военного собрания. Вот его проектный вид:
Порт-Артур: легенды и мифы
Принято считать, что этот проект, как и Николаевский собор, остался на бумаге. Однако очертания этого здания мне показались знакомыми. Посмотрев спутниковые снимки Google Earth, я сразу же нашёл искомое здание. Развернув план Дома военного собрания в соответствии с привычными координатами «север-юг», получил 100%-е совпадение с музеем Люйшуня (большой полукруглый элемент на чертеже – это балкон над входом, совершенно не принципиальная конструкция):
Порт-Артур: легенды и мифы
Музей Люйшуня (первоначально Музей Канто) открыт японцами в апреле 1917 года. В некоторых китайских источниках упоминается, что его основой послужило недостроенное русское здание, но без каких-либо подробностей. Крупных фотографий, на которых было бы видно, каким Дом военного собрания достался в 1905 году японцам, я не нашёл. Но скорее всего здание было построено до 2-го этажа. Судя по чертежу, японская «отсебятина» началась только на уровне крыши.
Так здание музея выглядит на японской открытке 1930-х годов:
Порт-Артур: легенды и мифы
А так южный фасад музея Люйшуня выглядит сегодня. Несмотря на выросшие деревья, все основные элементы здания хорошо видны:
Порт-Артур: легенды и мифы
Это северный (он же главный) фасад музея:
Порт-Артур: легенды и мифы
Северный фасад крупным планом. Башенка на крыше – это чисто японское добавление. Над входом – нынешнее (кажется, пятое по счёту) название музея, повторяющее рукописный вариант, выполненный в 1954 году писателем и учёным, президентом китайской академии наук Го Можо: Порт-Артур: легенды и мифы
Аватара пользователя
SB-13
полноправный участник
 
Сообщения: 327
Фото: 1840
Регистрация: 07.03.2015
Город: Химки
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 60
Страны: 62
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Порт-Артур: легенды и мифы

Сообщение: #8

Сообщение SB-13 » 17 июн 2017, 20:13

Вход в музей Люйшуня охраняют львы китайские (каменные), а на воротах – львы европейские (металлические):
Порт-Артур: легенды и мифы Порт-Артур: легенды и мифы
Выставочная площадь музея - 6000 кв. м, в залах более 6 тысяч экспонатов, из которых около ста считаются уникальными и имеют статус культурных реликвий высшей категории. Здесь изделия из бронзы, керамики, фарфора, нефрита, древние монеты, книги, картины, каллиграфия, скульптуры, мебель. Музейная экспозиция состоит из нескольких тематических выставок: «Артефакты древнего Шёлкового пути», «Буддийское искусство», «Изделия из камня», «Керамика», «Живопись и каллиграфия», «Ремёсла». В археологическом отделе экспонируются уникальные находки, обнаруженными при раскопках древнего города Muyang (206 - 220 годы до нашей эры). В антропологическом отделе хранятся шесть мумий, найденные японскими археологами в 1901-1910 годах во время экспедиции по территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Возраст мумий - 1300 лет.
Ничего, связанного с Русско-японской войной, да и вообще с военной историей, в музее Люйшуня нет. Военные артефакты находятся в других музеях, мы о них ещё поговорим. А здесь можно увидеть вот такие экспонаты: Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы
Когда я в Голландии увидел знаменитый делфтский фарфор, мне сразу пришла в голову ассоциация: Гжель! Когда в Португалии увидел керамику азулежу, возникла та же аналогия: Гжель! Когда в Люйшуне я увидел эту вазу… Порт-Артур: легенды и мифы
Порт-Артур: легенды и мифы
Аватара пользователя
SB-13
полноправный участник
 
Сообщения: 327
Фото: 1840
Регистрация: 07.03.2015
Город: Химки
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 67 раз.
Возраст: 60
Страны: 62
Отчеты: 6
Пол: Мужской




Список форумовАзия ::: туристический форум об АзииКитай, Тайвань : Туристический форумОтзывы о поездках в Китай, Тайвань





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100