Азиатские белые горы,
Раз увидел – так это навеки,
А забудешь – так это не скоро.
Эти строки Визбора влезли в голову на второй день пути и избавиться от них не удалось до конца путешествия, да и сейчас, глядя на фотографии они звучат в голове.
“Ушной червь” – так называют этот эффект ученые.
Не скажу, что я первый раз в горах – наоборот, бывал много, и в разных, и на разных высотах. Но последнее восхождение было примерно 30 лет назад. Это если не считать Килиманджаро 2 года назад и Кинабалу (на о. Борнео) 1,5 года назад. Но эти 2 последних саммита (как сейчас модно называть восхождения) почему-то не затронули душу – так, сходили и сходили. Наверное, потому, что обе горы какие-то обособленные, нет того антуража и какой-то особой горной атмосферы. Я уже решил, что все забылось. Но Гималаи – это нечто совсем другое, хоть и не было восхождения, а просто путешествие по тропе матрасников, но запало в душу.
Когда-то в молодости я занимался альпинизмом, попасть тогда в Гималаи да и вообще за границу было нереально – мы об этом даже не мечтали. Да и сейчас мысль посетила случайно за пару недель до возможности поехать, когда понял, что можно выкроить пару недель. Не было никаких предварительных тренировок, а после принятия решения – времени, чтобы нормально потренироваться. Короче – из кабинета в горы.
Выбора по маршруту тоже особо не было – сезон резко снизил варианты. Спасибо Дай и Вермут за подсказки. Решили пойти “вокруг” Аннапурны, откуда получится и до Джомсома с заходом на оз. Тиличо.
А сейчас – по порядку.
Поехали вдвоем с сыном. Летели из Варшавы через Доху из-за очень удобных стыковок. По цене было вроде немного лучше из Москвы FlyDubai, но, во-первых еще до Москвы добраться из Бреста поездом почти 100 баксов в одну сторону, а, во-вторых – стоит почитать отзывы об этой компании, как сразу расхочется с ними связываться.
Ну, короче, прилетели. Отель Everest Nepal в Катманду забронировали заранее.
Тут же насел местный управляющий со своими предложениями. Немного погрустнел, когда понял, что мы в курсе цен, маршрутов и всего прочего (спасибо forum.awd). Но предложения его в целом, после небольшой торговли, нас устроили. Еще дома решили до Бесисахара добираться на машине, чтобы попробовать за один день добраться до куда-нибудь повыше, цена в 100 американцев была приемлема - так и планировалась. От Бесисахара было решено смотреть по месту. Взяли через настырного управляющего билеты на самолет Джомсом – Покхара, автобус из Покхары в Катманду (с договоренностью сдать или перенести, если погода нелетная или по времени не успеем), отель в Покхаре и портера.
Портера тоже планировали заранее, вещей было много лишних – ботинки, спальники, свитера, которые ни разу не пригодились, поэтому они благополучно проехали всю дорогу в рюкзаке у портера. В результате отдали мы ему килограмм 15, а сами балдели с 7-8 кг за спиной. Тащить все самим даже мысли не возникало – я за свою жизнь натаскался рюкзаков больших и очень больших, хотелось расслабухи на старости лет, а взвалить все на сына и самому идти налегке - тоже не вариант. Но портер оказался находкой – знает 5 языков (непальский, индийский, английский, китайский и корейский), в сезон работает гидом с китайцами, а в несезон с радостью пошел носильщиком. На вопрос, сколько раз он ходил по этому маршруту, прозвучало число – о-о-о-о-очень много. Молодой парнишка, 22 года. По сути он, где надо было, он и вел себя как гид.
В будущем он избавил нас от многих проблем: договариваться с джипом в Бесисахаре, возвратом авиабилетов, переносом автобусных из Покхары и поиском транспорта из Джомсома в Покхару. Но хитрый, гад – очень ему не хотелось идти на Тиличо и он уверял нас, что в несезон Tilicho Bace Camp закрыт. Да и гесты приходилось искать наперекор предлагаемых им.
Поскольку мы идем как бы с гидом, пермиты с Тимсом обошлись нам по 30 долларов в сумме, и принесли их нам прямо в отель.
Запланировали выезд завтра в 5 утра и пошли гулять по Катманду. Хотелось в этом слове последнюю букву поставить “е”, но побоялся, что почетные и абсолютные забанят, но это название подходит куда больше – такого грязного города я еще не встречал, может только Ханой да Найроби и то на окраинах. Но, с другой стороны, такого чувства безопасности (может я и ошибаюсь) и безвредности окружающих тоже я еще не ощущал нигде.
Денежки мы поменяли в отеле по гораздо лучшему курсу, чем в городе. Еще в Катманду удивил практически одинаковый курс во всех обменниках. Погуляли, покушали мо-мо и пошли спать.
День 2 (19 июля 2017г). Катманду - Чаме.
Оставили дорожную одежду и обувь в отеле, встретились с портером, вручили ему наш драгоценный груз, сдуру не спросили про ботинки и спальники и пришлось им сделать почетный круг за спиной у портера. Он, кстати, цивилизованный – никаких налобных лямок, одел рюкзак по-нашему и так шел всю дорогу.
Выехали почти по плану в 5:30. До окраины добрались довольно быстро, а на выезде огромная пробка, простояли около часа, но зато всю остальную дорогу ехали без задержек.
Правда с соляркой в это время были большие проблемы и заправиться смогли только когда уже решили, что на сегодня приехали, примерно на десятой заправке из тех, на которые заезжали.
Вот такой вид на долину при выезде из Катманду.
Дорога, как только отъехали от Катманду, приняла человеческий вид – неплохое покрытие, хорошие виды, вялый трафик.
Удивило только огромное количество грузовиков. Вернее - ГРУЗОВИКОВ.
Они все большие и разукрашенные.
До Бесисахара добрались за 5 часов 45 минут в 11:45 с учетом пробки, одной остановки для поесть водителю и поисков горючего. Положились в поисках джипа на нашего портера, а сами пошли перекусить.
В результате через 40 минут уже ехали дальше. Кроме нас и нашего портера был только один пассажир, так что, можно сказать, что почти индивидуальный трансфер. Обошлось нам это по 3500 рупий.
Правда, это был на сегодня последний джип (время около 12:30). Конечная точка – Чаме. Ну, нам без разницы – Чаме так Чаме.
Уже на выезде из Бесисахара обогнали пару трекеров, очень им посочувствовал – грязь, моросящий дождик и раздолбанная дорога. Но после Бульбуля и сам был не против выйти и пойти пешком – езда, мягко говоря, не совсем комфортная, а места вокруг обалденные. Если кто-то располагает временем, то рекомендую начать топать ножками пораньше.
Радует то, что в это время трекеров немного. За всю дорогу до Чаме обогнали может чуть больше десятка.
А этот подвесной мостик просто ошеломил - так захотелось подняться к нему и пройтись. А ведь кто-то ходит по нему каждый день за хлебушком или за солью, ведь не для трекеров же его делали. А у нас иногда через канаву мост построить - проблема.
До Чаме (каких-то 160 км) добрались уже в полной темноте в 20:40, затратив на дорогу 8 часов 35 минут. Это время вместило и мелкий ремонт, и остановку на чай, и ремонт моста под дождем в темноте и выгрузку 30 мешков цемента (больших) из-под тента, и остановка над свалившимся в реку буквально перед нами грузовиком.
А основным результатом стало безмерное восхищение индийским автопромом. Как эти железяки выживают на таких дорогах, просто диву даешься.
А иногда, хотя движения почти никакого, надо было разъезжаться со встречными.
Ну и, как на большой дороге, без пробок не обошлось.
Остановились в первом же гесте на въезде слева. Розетка есть, но разбита, WiFi платный и никакой, душ платный и тоже никакой. Еда – ниже среднего. Зато в одном из туалетов на улице стоит унитаз.
День 3 (20 июля 2017 г). Чаме – В. Писсанг.
Утром – солнце, аж слепит. Знать бы тогда, что это практически единственное утро без облачка. Забегая вперед скажу, что часа через два все наладилось – небо затянуло облаками, как и положено в период муссонов, а то мы уже начали волноваться.
День предстоит недлинный, поэтому особо не загонялись с ранним выходом – вышли в 8:40. Параллельно идут несколько трекеров. Запомнилась одна женщина европейского вида средних лет – идет в платье и кедах с треккинговыми палками, идет шустро, а сзади семенит маленький портер-китаец с рюкзаком.
Дорога сначала идет по красивому лесу. Дорога широкая и уезженная и если бы не красивый лес вокруг идти было бы довольно тоскливо.
Примерно в 1 км. от Чаме, там где к дороге справа почти вплотную подходят скалы, навешены веревки и тренируются скалолазы. Ихняя палатка стоит тут же. Скалы сложные, отвесные и уходят далеко вверх, а веревки навешены в нижней части и легкого подхода к местам крепления я не увидел, хотя наверняка он должен быть, просто снизу не видно.
Вся дорога до Братанга простая, широкая, без каких-нибудь подъемов.
Немного переживали из-за пиявок, но не всякая пиявка доползет до середины дороги – так мы ни одной за все время пути и не увидели, хотя, все то, что читали до отъезда, обещало их полчища. Наверное, и живут они на меньших высотах.
Перед Братангом огромные огороженные яблоневые сады. Яблок пока нет.
Чаме – Братанг: 7 км, 1:55 часа.
Работающих гестов нет, зато на входе - уютная терраска для чайку попить. И даже там не нашлось яблочка на продажу.
Братанг - Диккур Покхари – 1:30 часа.
Сначала по широкой дороге, а за подвесным мостом – крутой подъем, но короткий, наверное, метров 100 по высоте. Хотя ниже подвесного моста был автомобильный и дорога куда-то уходила. Скорей всего по ней идти гораздо положе, но дальше.
Первый ходовой день, поэтому себя особо не мучаем – посидели в гесте, поели чесночного супчика, попили чайку и только через час выдвинулись дальше. На выходе из поселка – развилка с указателем на Нижний и Верхний Писсанг. Сразу пошли на верхний. До самого В. Писсанга легкая дорога по широким полям и только в конце небольшой взлет прямо в арку у розового геста. Хотели подняться повыше, но портер сказал, что в это время работает еще только один гест и гораздо хуже этого. На этот раз ему еще поверили – остались.
Гест, в принципе, очень неплохой. Довольно просторная комнатка, розетка, WiFi, вкусная кормежка, удобная терраска, хозяева понравились. Единственный недостаток – он ниже остальных и в хорошую погоду оттуда вид менее интересный, но не будешь же все время смотреть на горы, да и подняться немного ради снимков труда не составит, и завтра целый день идти от гор по другой стороне улицы – насмотришься. Но это все в сезон, у нас этот вопрос остро не стоял, по крайней мере вечером – небо уже давно затянуло, хотя дождя и не было сегодня целый день.
Гест большой, но мы здесь единственные постояльцы. Сходили наверх к монастырю. Прикольно, насколько там все отличается от того как живут остальные. Полированный мрамор на целый двор, чистота, хорошие ступеньки – приятно глазу. Внутри 4 чела в нирване, мешать не стали. От монастыря хороший вид, когда он есть конечно. По дороге видели еще один работающий отель и там кто-то остановился – сидели на террасе. Как оказалось назавтра – аргентинцы, а больше никого во всем В. Писсанге. Вот преимущество несезона. Назад до геста решил спрямить через какие-то огороды ну и чуть не покувыркался, прикольно, ведь это все - одна маленькая деревушка, а перепад высот в ней почти 200м.
Вечером ненадолго выглянула Аннапурна (по-моему 2я или 4я), но для съемок уже было темновато.
День 4 (21июля 2017 г). В. Писсанг – Мананг.
День предстоял долгий, так как запланирован переход до Браги, а у нас только второй ходовой день. Раз Tilicho Base Camp закрыт, то решили остановиться в Браге, а оттуда сходить завтра на Ice Lace и к пещере Миларепы или только в одно место, а выходы на эти радиалки из Браги поближе. Поэтому хотели выйти пораньше.
Но, естественно, лень победила и вышли только в 7:15. Если честно, то все-таки хозяева немного задержали с завтраком, а мы вроде и не причем, хотя и самим спешить было влом и мы были только рады задержке. Но все равно от этого отельчика осталось самое хорошее впечатление.
Сначала дорога 45 минут по склонам, затем по красивому лесу до подвесного моста.
Вдали виден Верхний Писсанг и синеет макушка монастыря.
Идем не спеша. Мимо нас на огромной скорости проскочила четверка молодых и быстроногих аргентинцев. У моста мы перекурили и начали подъем в 8:15.
Подъем оказался самым крутым, длинным и тяжелым за все время нашего маршрута. Хотя мы лезли напрямик, даже у тропы были срезы и мы срезали по ним, а где-то недалеко широкими серпантинами петляла дорога. Подъем занял 1 час и 05 минут и вывел прямо к Гьяре. Потрясающие виды со смотровой площадки, хотя и снежные вершины нам не открылись, но даже долиной внизу можно любоваться бесконечно. Только через минут 20 выползли взмыленные аргентинцы. Кроме любования видами в поселке делать нечего. Гесты не работают, но в один удалось заглянуть по пути в туалет. Это был первый справа и там были распахнуты двери в ихние “номера” – такой убогости я больше нигде не встречал, хотя и место тут, наверное, не очень популярное для ночевок.
Побалдели 40 минут с чайком и фотиком и вышли дальше в 10:00. Аргентинцы еще отходят от подъема, а больше никого нет. Хотя из Чаме выходило еще несколько человек – наверное пошли нижней тропой на Нижний Писсанг.
До Нгавала дошли за 1 час 50 минут. Тропа интересная – по склону, виды великолепные, уклона почти нет – так слегка вверх-вниз, чисто по-гималайски. Хотя это и не тропа, а самая настоящая дорога – только в одном месте пересыпана свежим обвалом, поэтому в данный момент не проезжаема, но, думаю, это ненадолго – чинят дороги там быстро.
А вот Нгавал понравился. Очень симпатичная деревушка. Даже захотелось заночевать здесь, но у нас плановая экономика, надо идти дальше. Попили чайку на входе, пофоткали "травку", которая здесь растет вдоль забора, как у нас крапива и пошли дальше. Многие писали, что блудили на этом участке, но нас как-то дорога вывела прямо к Браге, хотя шли без портера – он где-то своим ходом. Дорога через красивый хвойный лес, даже шишек прихватили на память. Такое ощущение сложилось, что от Нгавала шли примерно на одной высоте, ну может немножко сбросили.
В Браге неприятная новость – ни один гест не работает. Придется идти в Мананг, а завтра возвращаться. А тут еще дождь пошел и идти надо по совсем-совсем дороге. Благо – недалеко. Пока одевал ветровку, отстал, а догнать сил уже и не хватает - все-таки прилично вымотались за день.
Остановились в Tilicho Hotel. Довольно большой лодж со внутренним двориком, комната со своим туалетом. Плохо, что негде просушиться – дворик открытый, а дождь все не кончается. Здесь уже полюднее, хотя для путешествия в сезон 8 человек на весь большой лодж – это, наверное, вакуум. Хороший WiFi, вкусная еда, приятные хозяева.
От Нгавала до Мананга чистого хода получилось 3 часа 55 минут. Но за день устали прилично – все-таки только второй день, да и высота под 3 с половиной тысячи. Да и не молоденький я уже. На завтра – неопределенность, решили – проснемся, а там и решим куда идти.
День 5 (22июля 2017 г). Мананг – Шри Кхарка.
Вчера вечером не было ни сил ни погоды прогуляться по Манангу, поэтому пошел с утра. Сын еще спит, не стал будить, пошел один. Только отошел от отеля, напротив чек-пост. Дай, думаю зайду спрошу про Тиличо. Нисколько не сомневаясь, совершенно уверенно мне заявляют, что Tilicho Base Camp работает. Вот так новость, мы уже и не рассчитывали. С этого момента слова нашего портеро-гида я стал делить на 48.