Начало омрачила российская действительность – в прокатной компании не оказалось заказанного за несколько месяцев заранее автомобиля, его отдали другому клиенту. Взяли универсал Toyota Probox на сутки, с условием, что на следующий день мы все-таки сможем забрать обговоренную машину, кое как загрузили в него всю поклажу и решили эти сутки скоротать малым походом к Чертову мосту, недалеко от Холмска. Мост построен японцами в 1928 г. Высота 41 м, с 1994г. движение по нему закрыто. Состояние моста, на мой взгляд, вполне приличное. Особенностью этого строения является петлевой тоннель, проходящий внутри сопки. На фото представлены два фото, 1930 и 2017 годов, если бы не заросли кустарника, то особых отличий не заметно.
Переночевали недалеко от моста, наутро вернулись в прокатную компанию, все-таки поменяли авто на тот, что был заказан ранее, и поехали дальше. Следующей точкой был Южно-сахалинский грязевой вулкан. Дорога так себе, в основном проездная, но есть пара засадных мест, которые можно пройти только на полном приводе. Порадовало наличие указателей, на которых кроме направления давалась различная дополнительная информация о местной природе. Сам вулкан достаточно необычен: в разных местах на поверхность выходит жидкая серая грязь с небольшими нефтяными пятнами. Размеры выходов от нескольких сантиметров, до нескольких метров. В середине виден самый большой по размеру кратер, ок. 30 м в диаметре, но в наше посещение он был сухой, хотя видно, что внутри его происходит движение почвы.
Посмотрели и двинули дальше, на север. Из-за начавшегося дождя оставили на потом Взморские тории и капониры Стародубска и решили остановиться на ночь в бухте Тихой, где встали под сопку, чтоб не сдуло.
Ночью дождь кончился и с утра попробовали поймать рыбки на обед. В устье реки, впадающей в бухту Тихую, было пара подходов горбуши на спиннинг, но вытащить не успел, подошли люди в камуфляже и объявили о том, что рыбалка здесь запрещена. Да и ладно... Быстренько собрали лагерь и двинулись дальше, остановились на 193 км трассы и сходили на Клоковский водопад. Красиво и вполне доступно, единственное неудобство – после дождя очень скользко на дороге, которая довольно круто поднимается вверх.
Следующей остановкой была река Марковка. Дело в том, что 10 лет назад я проезжал по этому маршруту в это же время года и эта река поразила обилием рыбы, горбуша стояла стеной. В этот раз увидел одну. Для сравнения даю два фото, сделанные с одной точки (с моста) 2017 и 2007 годы.
На р.Горянка поймали пару хвостов, проехались до Вахрушева, посмотрели на брошенные предприятия и встали на ночлег на берегу Леонидовки. Приготовили рыбу, икру и с утра попробовали половить уже в этой реке.
Горбуши не было, клевала кунжа, вполне достойных размеров.
После обеда тронулись дальше и следующим пунктом посещения был заброшенный аэродром недалеко от Леонидово. Построен он был японцами в 1943 г. ВВП была с подогревом и для этой цели здесь работала котельная. После войны здесь базировались наши ВВС, а в 2002 г. последнюю часть, базировавшуюся здесь расформировали.
Далее на север заглянули в аэропорт Зональное. Когда-то здесь принимали и отправляли по несколько рейсов в день. Сейчас забвение. Охранник сообщил, что все-таки полностью он не закрыт, иногда летают АН-2- самолеты лесоохраны.
Далее путь в Александровск-Сахалинский с небольшой остановкой на Верхнем Армудане, у памятника репрессированным.
Александровск в прошлый приезд представлял совсем удручающую картину, в этот же раз вид города несколько преобразился в лучшую сторону. Заасфальтировали улицы, покрасили дома, снесли старые деревянные здания и вместо них построили новый квартал.
Первый пункт посещения по традиции это мыс Жонкиер, со скалой со множеством отпечатков доисторических моллюсков, каменоломней, тоннелем и маяком 1897 г. постройки. На маяке встретили смотрителя, он рассказал, что несмотря на разрушенное здание, неработающую линзу и покосившуюся башню, свет на нем ночью включают, но горит обычная лампа. Вроде бы обещают и линзу заменить на современное диодное оборудование, но насколько это реально – точно не известно.
Зашли в порт. Разруха. Уголь за эту цену никому не нужен.
В этот же день съездили на место, где когда-то стояла Воеводская тюрьма. Там недалеко расположен вход в одну из первых шахт Сахалина.
Рядом водопад Воевода или Дуйский – это его современное название. В сухое время воды совсем мало.
На следующий день стояла задача доехать до оз. Октябрьского. Точной дороги не знали, поехали по примерному направлению, через Макарьевские шахты и с первого раза на озеро не попали, доехали до побережья, где раньше, до 1963 г. располагался пос. Октябрьский. От поселения уже ничего не осталось, есть несколько бетонных сооружений, остатки причальной стенки.
На обратном пути от моря застряли. Конкретно сели на грунт всеми нижними железяками и, как оказалось, это был хороший знак. Буквально минут через 15 к нам навстречу выехали два авто, в более чем мы подготовленном состоянии, которые не только вытащили из лужи, но и накормили, напоили, и показали дорогу на озеро. Мы застряли в 50 м от сворота на нее. Честно говоря я бы точно не догадался свернуть туда.
Озеро красивое, относится к запрудному типу и, насколько я знаю, в последнее время очень сильно обмелело. Говорят, что много рыбы, но на спиннинг подходов не было.
На обратном пути заехали в Дуэ, первое русское поселение Сахалина, образованное в 1856 г. Сейчас поселок оставляет грустное впечатление. Оставшихся жителей менее 100 человек, соответственно ничего нет, ни школы, ни магазина.
Так выглядела центральная улица Дуэ в 19 веке