Отчетов на этом сайте море, и тем не менее, в благодарность тем, кто уже написал и благодаря кому у нас замечательно удается запланировать путешествия, а также, может быть в помощь тем, кто еще только собирается и планирует – мой отчет.
Предисловие.
2015 год. Сидим на заправке. Еще не в Швеции, но уже почти не в Норвегии… Позади 13 дней восхитительных пейзажей и ночевки в кемпингах в дождливую и не очень погоду, позади холод и жесткий пол в палатке, каждодневный сбор – разбор палатки, трамбование огромного количества вещей в машину… И конечно же куча эмоций!!!! Потратили последние норвежские кроны на дорогую еду на заправке и как бы отмечаем день рождения сына… Муж с сожалением: «Эх, вернуться бы, покататься на лодочке в озере, искупаться во фьорде….» Тогда это воспринялось мной с содроганием…. Нет, спасибо, теперь только на теплое море и пляж.
Но… Норвегия не отпускает… Она снится ночами и вспоминается как сказка… И спустя полгода уже забывается все тяжелое и неудобное в путешествии. Вспоминается только самое лучшее и восхитительное. А спустя еще год, после моря и пляжей, начинается планирование новой поездки по пройденным маршрутам и новым, еще не изученным нами, пропущенным в прошлую поездку, и вычитанным на форуме….
Начало. Подготовка. В этот раз было решено выпросить у начальства месяц. Уточню: живем мы в Самаре, ехать до одной только границы в одну строну 2 дня и 2 000 км. Поэтому решено расширить диапазон и посмотреть не только Скандинавию, но и часть Европы.
Визу мы уже делали в прошлый раз сами, поэтому идем по накатанной. Поднимаю переписку, меняю даты и рассылаю по кемпингам. Все, виза готова!
Докуплены вещи и снаряжение, опять же исходя из опыта прошлой поездки. Куплены более прочные трекинговые ботинки, докуплены куртки-безрукавки, приобретена палатка меньшего размера (в этот раз вдвоем - я и муж, Игорь, без сына). Хотелось бы побольше ночевать дикарями дабы сэкономить и уложиться в бюджет поездки.
Составлен маршрут. Наш трек такой: Финляндия-Швеция-Норвегия-Швеция-Дания-Германия-Австрия-Чехия-Польша –Белоруссия. Основной акцент на Норвегию и Баварию.
План минимум по точкам:
Норвегия: Трек Besseggen в Норвегии, водопады Vettisfossen в Долине Utladalen, водопад Vøringfossen, пещера The Magic White Caves, долина Водопадов недалеко от языка Тролля, ледник BUERDALEN, тропинка у двойного водопада Латефоссен, прокатиться на поезде во Фломе, пройти трек вокруг озера Рингедалсватн и заночевать на языке тролля, взобраться на кьерагболден - камень застрявший в горах (KJERAGBOLTEN), переночевать на Прекестулене, посетить местечко Сталхейм, подняться на гору Гаустатоппен (пешком или на фуникулере - сколько хватит сил после пеших маршрутов ранее) - говорят, отсюда видно то ли 1/6 то ли 1/8 часть Норвегии.
Посетить Копенгаген
Германия: города - Бамберг, Ротенбург - на - Таубере, Нюрнберг, посетить замки и дворцы Баварии - Зеехоф (Schloss-Seehof), Лихтенштейн, Гогенцоллерн, Нойшванштайн, Хоэшваншгау, Линдерхоф и руины руины замка Хоэфрейберг, покататься немного по романтической дороге в Фюссене, подняться на гору Цугшпитце
Австрия : пройтись по подвесному мосту Highline 179, побывать в Гальштате, увидеть обзорную площадку "5 пальцев", ледяную пещеру Айсризенвельт (Eisriesenwelt), покататься и релакснуть на озере Кёнигсзее
Чехия: увидеть, наконец, Прагу и Костницу.
Польша: посетить город Вроцлав
Белоруссия: Брестская крепость
Забегая вперед - не все, конечно же, было так, как планировали. Что-то пришлось исключить, на что-то потрать меньше времени. В итоге в Норвегии получилось меньше дней, чем планировалось изначально и прежние эмоции были не такие, как в первую поездку… Но… пока еще свежи воспоминания и не исключаю, что когда-нибудь снова вернемся в нее….
А мой отчет в итоге не только о ней.
День первый и второй. 8 и 9 июля 2017 года.
Повторили опыт многих путешественников, оставивших отзывы здесь. В прошлую поездку как -то дотянули сборы до последнего и в итоге собирались до 2х ночи. А в 6 подъем. Дали себе слово, что в этот раз мы заранее все вещи соберем, накануне хорошенько выспимся и такие свежие, отдохнувшие, радостные поедем в дальний путь. Обещания на то и обещания, чтобы их не выполнять. Собирались ночью. Подъем в 11 ночи и до 6 утра сборы.... По списку, чтобы ничего не забыть.
Вся запретная тушенка, рыбные консервы, сыры с колбасами и алкоголь запиханы глубоко в машину. Машина загружена по самую крышу.
6.00 - выезд из Самары.
К вечеру второго дня приехали в Кронштадт.
Небольшой, провинциальный город с богатой историей. Военно-морская тема буквально на каждом шагу. Огромное количество военных кораблей в гавани, памятники адмиралам и пушки… Запомнился морской собор. В него не просто стоит зайти, в него НАДО зайти. Вам повезет, если попадете на службу. Хор из трех человек доводит до мурашек, чистые голоса звучат на весь собор. А собор огромный. И красивый.
Доехали до дерева желаний, нашли памятник рыбке - колюшке. Памятник не впечатлил, а желание – на всякий случай загадала.
Чтобы желание исполнилось, нужно три раза обойти вокруг дерева, забросить монету в гнездо на дереве и прошептать в ухо дерева заветное желание. Ну, для 100% исполнения желательно потереть нос рядом стоящему олененку и оседлать его. Процедура выполнена. Желание загадано. Пока не исполнилось. Жду )))).
Следующий город по плану – Выборг. Приехали уже ближе к 11 ночи, поэтому быстро пробежались по площади. В прошлый раз навигатор завел в центр города, в этот раз знаем, как ехать и стараемся избежать брусчатки – сзади трясутся два велосипеда. Белые ночи - совсем не белые, оттого фото получились не очень. Выкладывать не буду.
К полуночи подъехали с границе, предварительно заправившись последним "дешевым" бензином. Спрятали антирадар. Начитавшись отзывов об ужесточении проверки машины именно на этой границе и всем найденным антирадарам и последующим штрафам, спрятали его в корпус. Ни один таможенник не найдет. Остался лишь торчать провод. Его никуда не денешь.
День третий. 10 июля 2017 года
Как ожидалось, машин было мало. Перед нами стояло две машины, водители и пассажиры которой проходили контроль в здании. Английский немного знаю только я. Таможенник более тщательно осмотрел машину, чем в нашу прошлую поездку. Не найдя антирадар, но увидев провод от него, что-то говорил на английском и финском. И ломанном русском. Мы друг друга не понимали. Ясно было одно: есть провод, значит, где-то есть запрещенный предмет. Докопался в итоге до ножа, найденного в бардачке. Искренне хлопаем ресницами. Не в самолете же, явные туристы. Как без ножа-то? В итоге, швырнув нож в багажное отделение на сумку с вещами, таможенник разрешил нам двигаться дальше. Время на границе - 30 минут.
И урра!!! Мы снова в Финляндии, еще на шаг ближе к желанной Норвегии!
Честно скажу, тяжелая рабочая неделя, двое суток в пути (с короткой ночевкой в Москве) - это крайне сложно. Как для водителя, так для пассажира. И то ли от усталости, то ли от того, что не было новизны поездки - пересечение границы и нахождение в Финляндии не воспринялось как событие. Уж не знаю, как доехали до парома, но мы это сделали. 360 км
Паром Турку-Стокгольм был забронирован заранее. Дневной - чтобы не терять время. По плану: вечером прибытие в Стокгольм, который смотрели в прошлый раз, поэтому его пропускаем. Еще в Самаре Игорь нашел на карте место для первой ночевки изумительной красоты. Место между двух озер, с высокими елями и раскидистыми деревьями, с красивыми цветами. Недалеко от дороги, но из-за деревьев шума не слышно. Место по красоте себя полностью окупило. Погружение в природу 100%.
Если кому интересно, координаты точки 60.20065, 14.8667
Увы, не учли и минусы соседства с озерами. А также забыли, что Швеция - это не только страна бессчетного количества озер, а также такого же количества комаров и мошек. Ужинали в палатке, т.к. невозможно было спокойно есть. Средства от комаров не помогали, мошки лезли прямо с рот. Потом я чесалась до крови и образовались огромные шишки. Шведские комары - это нечто ужасное.
Поэтому быстро перекусили и спать. Завтра снова длинный путь.
Итог дня: пройдено 619 км.
День четвертый. 11 июля 2017 года. Финляндия-Норвегия
Ночью накрапывал первый дождь, истошно орала какая-то птица на озере. Это все не помешало нам нормально выспаться и отдохнуть.
Выглянули из палатки, светит солнце и вроде бы жизнь налаживается...
Но... Как же без этого вездесущего "но". Мошки и комары снова облепили нас, не давая полностью насладиться природой и тишиной. Быстро собираемся и едем дальше. Спасибо этому дому, поехали к другому. Старт - в 10 часов. Температура + 16.
Сегодня по плану ночуем рядом с треком Бессеген. Уже в Норвегии. По возможности дикарями. Экономии для.
Красота наступает отовсюду. Она везде. И чем ближе к Норвегии, тем выше становятся горы и ели.
По дороге окунулись в озеро Grocken. Светило солнце, семья с детьми радостно плескалась в воде. На улице уже +20-22. Решили повторить за ними. Лето, тепло, мошек нет, поплескаться в воде - самое то. Какие же они, местные, закаленные. Вода - ледяная. Мы окунулись. Нам хватило. Замерзнуть не успели, но взбодриться самое то. Есть кабины для переодевания, столики, чтобы перекусить и немного отдохнуть, что мы и сделали. К сожалению, просто фото озера нет, только с нами.
И вот она, граница. Скромный заброшенный домик. Небольшой покосившийся столбик и каменная насыпь - вот и все, что свидетельствует о границе между двумя странами.
Чем дальше от Швеции, тем пасмурнее, небо заволокло тяжелыми тучами, пошел дождь, который то почти угасал, то становился сильнее. С каждым километром мы выше и выше над уровнем моря, деревья ниже, больше камней и мха. И чем выше мы, тем ниже температура. Уже смеркалось, когда мы подъехали к началу трека Бессеген.
Моросит дождь и холодно, + 8. Выяснили расписание парома. Ходит достаточно часто.
К этому треку мы пришли неподготовленными. Не ожидали, что начало трека уже с высоты 1000 м над уровнем моря, не думали мы, что ночевать придется там, где в прошлую поездку с содроганием смотрели на другие палатки. И тем не менее, деваться некуда, ищем место. Которое найти, между прочим, не так просто. Палатки везде. Машины вдоль дорог, неровная поверхность, болотца, лужи... Кое-как нашли.
"Любой, кто побывал на Байкале, знает значение слова "бурханить". Иными словами - это воззвать к Бурхану и попросить, чтоб Бурхан обеспечил рыбой, погодой, спокойным морем, а главное - дорогой на Байкал без происшествий. "Бурханить" или "побурханить" означает задобрить местных богов подношениями, которые делаются на святых местах по дороге к Байкалу и на землях Байкала. Здесь все приемлемо: бросить монетку, оставить сигаретку, все что угодно, что ознаменует ваше желание поделиться с местными духами каким-то даром. Будем честны - бурханят водкой!" - выдержка из сайта.
Погода не располагала к гуляниям, если завтра будет такая же погода, то смысла в походе нет- все будет в тумане и красот не увидишь. Решили "побурханить" - задобрить местных троллей. Налили немного водки в рюмочку, положили конфеты и выставили за палатку. Утро вечера мудренее. Посмотрим, услышат ли нас местные боги и ниспошлют солнышко.
Итог дня: 570 км, финиш в 21.30
День 5. 12 июля 2017 года.
Вчерашние попытки через местных троллей как -то повлиять на погоду не увенчались успехом. То ли не тем, чем надо бурханили, то ли не тем троллям.
Всю ночь шел дождь, утром проснулись +8, дождь продолжал идти, туман скрывал от нас шапки гор. Решили: пока собираемся, дальше по погоде. Изменится в лучшую сторону - пойдем, не изменится - не пойдем.
Здесь, наверное, надо объяснить нашу такую позицию. Два года назад, в нашу предыдущую поездку, пошли на Кьераг. Шел дождь, тяжелые облака плыли по небу, все было в тумане. С огромным трудом мы дошли до камня, взобрались до него и ... и все. Камень и камень. Под ним - густой белый туман. Настолько плотный, что не видно ничего. Не ощутили мы драйва, высоты, страха. После этого решили, что в плохую погоду не стоит лезть в горы, что все равно ничего не видно.
Итак, Бессеген. Длина трека составляет примерно 16 км. Наивысшая точка на хребте 1743 над уровнем моря. Общий набор высоты на треке Бессеген составит около 1000 метров. Зеркало озера Енде (Gjende) лежит на высоте 1000 метров над уровнем моря. Основная суть Бессегена - проход по узкому гребню между двумя озерами разного уровня, переливающимися из верхнего в нижнее водопадами. При этом сами озера разного цвета: зеленого и синего. Чтобы пройти по маршруту Бессеген, необходимо отплыть от причала Gjendesheim до Memurubu.
Доехали до начала трека. Дождь вроде перестал, даже немного появилось солнце. Прямо перед нами уплыл паром, набитый людьми. Ладно, ходят они часто, поедем на следующем. Только билетов нет. Все выкуплено заранее. Готовясь к поезде, читала на форуме, что билеты в сезон желательно купить заранее, но мы решили, что два билетика уж не проблема купить. Нас ждал облом. Однако трек можно пройти в обратную сторону: вначале пройти по хребту и вернуться обратно от Memurubu до Gjendesheim, где обычно все паркуют машину, здесь есть и остановка общественного транспорта. Стоимость стоянки около озера Енде (Gjende) насколько я помню - 120 NOK.
В общем, стыдно признаться, но мы поленились. За столько дней путешествия в сидячем положении в машине мы немного разленились и, сославшись на погоду, поехали дальше. Так что трек остался непройденным, к моему великому стыду и сожалению. Что ж, будет повод вернуться снова )))).
Напоследок несколько фотографий этого удивительно сурового места.
Дальше ехали в гору, фиксировали высоту. Самая высокая - 1439 м. Там же есть смотровая площадка,а также старт еще каких-то треков, потому что стояло много машин. Снова побурханили. На этот раз троллей решили не баловать (вдруг им не по нраву наша водка или они вообще не пьют) и побурханить одними конфетами ))))). Потому что ветер дул ледяной и тучи так и закрывали небо. А так уже хотелось солнышка и тепла.
На всем пути нам постоянно встречались спортивные норвежцы. Бегали в любую погоду. Бегали утром, бегали вечером, бегали в гору, с горы... Удивительно спортивная нация. Мы в такой холод зябко кутались в куртки, а они бегали.
И велосипедисты. Восхищаюсь ими.
Также на этой высоте (примерно 1 000 м над уровнем моря) ощущаешь всю силу норвежской суровой красоты. Невысокие деревья, мрачное небо, ветер и холод - именно в этот момент почему -то мы осознали, что мы наконец в самом центре страны, в самом суровом месте. Не уверена, что если б было солнце, ощущения были те же.
И снова я не выпускаю фотоаппарат из рук. Столько красивых мест проезжаем. Хочется в каждом остановиться и любоваться и любоваться. Но нельзя. Очень много мест, которые все же хочется посетить.
Итак, следующее по плану место - долина Utladalen. Долина, в которой можно наблюдать три водопада - Hjellefossen, Avdalsfossen и Vettisfossen.
Приехали на место примерно к двум часам дня.
Есть две парковки. Обе бесплатные (удивительно для Норвегии). Первая - в самом начале пути, вторая, чуть поменьше, уже после первого водопада Hjellefossen. Вообще, сама дорога зацементирована примерно до половины пути и идти по ней легко.
Объясняется это тем, что дорога ведет сначала на ферму Vetti, а уже затем начинается тропа из камней - дорога к последнему, самому мощному из трех водопадов - Vettisfossen.
Сначала пожалели, что не поехали на велосипедах. Во-первых, так легче, во-вторых, быстрее (учитывая, не ранний старт трека). Однако когда дорожка стала круто подниматься в гору, а потом вообще исчезла - решили, что пешком тоже неплохо. До конечной точки точно б не дотащили велосипед. Да и пора уже было размяться. Но если у вас есть велосипеды, все же лучше проехать часть пути на них.
Долина красивая, впрочем, как и вся Норвегия. Впрочем, меньше слов, больше фото:
Первый водопад Hjellefossen:
Второй водопад Avdalsfossen:
Заблудиться невозможно, есть куча указателей.
Еще на все пути до фермы много табличек с какими-то названиями. Попыталась уже дома перевести с помощью интернета, но гугл не нашел перевода. Возможно, это какие -н. названия растений или деревьев, а может, названия троп.
Вода из последнего водопада Vettisfossen, а также из нескольких мелких сливаются в мощную реку, часть пути проходит вдоль нее.
Есть место, где все фотографируются на подвесном мосту.
Водопад Vettisfossen очень мощный. Жаль, когда мы там были, солнце не попадало на него. Уверена, что был бы шикарный вид. Мы дошли только до нижней точки. Учитывая позднее время, искать тропинку наверх не стали. Ночи, конечно, белые, но нам еще искать ночлег. Единственное, был момент, когда мы уже пошли назад, выглянуло солнце и мы решили, что солнечные лучи попадают на водопад. Было бы святотатством не вернуться назад. Нас ждало разочарование. Ничего не изменилось. Но несколько фотографий сделали снова )))).
Весь путь занял в общей сложности 5- 5,5 часов с учетом всех остановок пофоткаться, полюбоваться и перекусить. Маршрут очень легкий. Для начала - размяться, подвигаться, потренироваться - самое то.
Начитались отзывов о том, что это самая прекрасная долина в Норвегии, что место, которое стоит обязательно посетить. В реальности на наш взгляд, место красивое, но пропустив его, вы ничего не потеряете, если уже видели другие места. Если же эта долина будет в начале вашего первого путешествия по Норвегии - то удовольствие от спокойной пешей прогулки получите колоссальное.
Примерно в начале девятого вернулись неспеша к машине. Недалеко от долины есть кемпинг - небольшой по размерам. Заехали в него помыться. Душ платный (как в большинстве кемпингов) - 10 крон с человека. Вообще, в Норвегии нет с этим проблем. Не хочешь заселяться и только принять душ - плати и мойся. Есть автоматы, где нужны специальные монеты. Их нужно приобретать на ресепшене. Есть автоматы, где нужны монеты в 10 или 5 норвежских корон за определенное время-3 или 5 минут. Везде разное время. В этом кемпинге были кроны. Помылись, поехали дальше искать место. Сумерки, становится темнее, время - почти 11 ночи. И тут мы увидели это место!!!!!
В одном из отчетов увидела очень красивое фото. Посмотрела на карте - не по пути. Жаль, но что делать. И тут, уж не знаю каким образом, мы выехали именно на это место. Тролли видимо меня завели сюда, зная, что я очень хочу попасть. Это старая историческая дорога 630. Она идет немного в стороне от основной дороги. Есть указатель. Важно не пропустить его.
Кстати, по этой дороге возят туристов. И именно здесь я впервые увидела местного тролля.... Но об этом завтра ))))Координаты точки 61.055, 7.743
Рядом протекает очень шумная река. Думали, что ночью не сможем спать из-за шума. Спали как убитые. Как всегда поужинали гречкой с тушенкой, доели последние овощи из дома.
Итог дня: пройдено 223, 5 км.
День 6. 13 июля 2017 года
Ночью моросил дождь. Начали привыкать к постоянному холоду утром. Уже не кутаемся по утрам в теплую одежду и чтобы не намочить обувь от утренней росы и дождя, одеваем на ноги шлепки.
На сегодня запланировано посещение королевской дороги и поездка на поезде в Фломе.
Стали собираться и тут пробежала мышка. Вот он, местный тролль!!! Честно говоря, был шок. Не знаю уж почему, но ни в первую поездку, ни во вторую, не думала почему-то, что в холодной НОРВЕГИИ есть мыши!!! глупо, но до этого спокойно оставляли продукты на улице. Или оставляли открытой дверь в машине. Поэтому всем совет: мыши есть. Их не всегда видно, но они есть. Не оставляйте еду на улице. Мы после этого даже невымытую посуду после ужина переносили в машину.
Сегодня выехали поздно. Необходимо было заняться машиной и велосипедами. Поэтому выехали только в 11.30. Пока Игорь возился с транспортом, я бегала с фотоаппаратом.
Фотографий на самом деле очень много. С разных ракурсов, в разном режиме, но не хочется перегружать фотографиями отчет. Поэтому выкладываю само-самое на мой взгляд.
Историческая дорога и ставкирка в Боргунне совсем рядом.
Ставкирку посещать не стали, т.к. были в прошлую поездку. Это одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей, была построена в начале 12—го века, предположительно в 1150—1180-х годах. Отличительной особенностью ставкирки в Боргунне являются фигуры драконов, которые расположены на коньках церковной крыши. У скандинавов драконы считались зловещими существами, встреча с которыми сулила большие беды. Здесь же, они исполняют ту же самую роль, что и гаргульи на готических храмах, а именно, отпугивают от церкви разнообразную нечисть.
Место, которое надо посетить обязательно. Парковка бесплатная, вход в ставкирку платный. Также рядом есть кафе и магазин сувениров.
Начало королевской почтовой дороги Виндхелла (Vindhella) находится здесь же. Но можно сделать как мы. Проехать минут 10, и вдалеке от суеты, начать дорогу с другой стороны.
The Vindhella Road - идеальное место для прогулки. Она — часть старого Kongevegen (королевской дороги) на перекрестке между Востоком и Западом, которая была закончена приблизительно в 1748 и была во всеобщем пользовании в течение приблизительно 50 лет. Когда почтовые перевозки прекратились, старая «королевская» дорога пришла в упадок, однако позже отрезок дороги длиной от 5 до 10 километров был отремонтирован и теперь используется как туристическая достопримечательность. Мы прошли половину пути. Не стали пешком возвращаться до Боргунна.
Неспешная прогулка среди деревьев. Отличная погода и замечательные виды. Но надо ехать дальше.
Немного расскажу о ней, о норвежской клубнике. Удивительно, но факт, норвежцы выращивают свою клубнику. Это особый сорт, она зреет не за счет тепла, а за счет длинного светового дня. И в результате получается ничуть не хуже нашей, краснодарской. А иной раз даже слаще. Конечно же, не смогли удержаться и купили ее снова. 45 крон стоит небольшая чашка. Вот она, красавица
Приехали в Флом. И снова бесплатная парковка. Мы были в этом месте 2 года назад. И тогда мы не расщедрились на поездку на поезде. В этот раз решили не пропустить такую возможность.
Флом - это небольшая деревушка на берегу Согнефьорда. Сюда приплывают огромные лайнеры и множество туристов. Это очень туристическое место. Поездка на поезде в одну сторону стоит 360 норвежских крон, в обе стороны 480 крон. Мы купили билеты в одну сторону и оплатили велосипеды - 110 крон за каждый. Итого у нас вышло 940 крон. Билеты можно купить заранее на сайте фломской железной дороги.
Как обычно, на ближайший поезд билетов не было. Были только на последний, который отходил в 18.40. Поздновато конечно, но раз приехали, надо брать. Не отказываться же от такой возможности. Билеты куплены, впереди 1,5 часа ничего не делания. А делать там, на самом деле есть что. Это такой туристический минигородок.Здесь много суверниных магазинов, где продаются норвежские шапки, свитера с норвежским флагом и/или оленями. Есть много продуктовых лавок, где продают колбасы из оленины, из акулы. Можно продегустировать. И конечно же продается норвежский коричневый сыр. За 100 грамовый кусок просили 100 крон. У них покупать не стала. В сетевом магазинчике рядом купила 250 грамм за 70 крон. В других местах я потом покупала еще дешевле. Все-таки, это же туристическое место, оттого и накрутка есть. На туристах )))). Про сыр - это на самом деле не сыр, а что-то вроде плавленного соленоватого сыра с добавлением карамели. В результате вкус - солено-сладкий. Необычно. Много не съешь, но в качестве сувенира привезти можно.
Фломская железная дорога считается одной из самых главных и красивых достопримечательностей Норвегии. В 2014 году журнал Lonely Planet назвал Фломскую дорогу самым красивым железнодорожным маршрутом в мире. Она
имеет протяженность 20 км. При этом поднимается на высоту 866 м до горной станции Мюрдал. Дорога от высшей точки маршрута — Мюрдалсбергет — насчитывает 21 крутой поворот. Магистраль Фломской железной дороги имеет один из самых крутых в мире уклонов. Почти 80 % маршрута проходит под уклоном 5,5 %. Из окон поезда, который проезжает по живописной местности вдоль Ралларвеген, открываются головокружительные виды на горные пейзажи и бурные водопады. Кроме того, поезд проходит через 20 тоннелей.
Заняли удобные места - поехали. Нельзя рекомендовать занять определенную сторону в вагоне. Сначала вся красота на одной стороне, на другой - скала. Затем пейзаж меняется и в результате вся красота уже на другой стороне. Я бегала туда сюда. Но фото получились смазанными.
А потом и вовсе пошел дождь - как же без него в Норвегии. Одна из остановок - около мощнейшего водопада Кьосфоссен.
Обычно рядом с ним выходит норвежка и танцует. Но то ли дождь помешал, то ли рабочий день у девушки закончился, никто для нас не станцевал. Остановка минут 5-10, на улице никто особо не хотел задерживаться, дождь усилился. Мы заволновались: нам же еще ехать назад, на велосипедах.
Вот он, наш поезд уже на последней станции - Мюрдал. Дождь прекратился. Иногда даже пробивалось солнышко. Похоже, наши дары наконец-то пробились сквозь облака и попали к нужным богам или троллям.
Есть прокат велосипедов
Укутались в теплые одежды, одели теплые перчатки и в путь.
20 км для велосипедистов - несложный путь, а путь, когда единственная твоя задача - не грохнуться на камни на крутых спусках и поворотах - вообще наслаждение. Скорость иногда на спуске была такая, что замерзали пальцы. Но не только от скорости, но и от того, что высота почти тысяча метров, что на улице все же холодно, и вечер. НО КАКОЕ ЖЕ МЫ ПОЛУЧИЛИ УДОВОЛЬСТВИЕ!!! Потихоньку деревья становились выше, становилось теплее. Проехали мимо нескольких водопадов, мимо лугов в коровами, мимо речки, мостиков. Был даже туннель. Езжайте - не пожалеете. Стоимость поездки полностью окупается океаном эмоций.
Уже закат во Фломе. Основная масса туристов разъехались, остались лишь те, кто поселился в гостинице неподалеку.
Попили теплый чай, полюбовались на закат и поехали искать место для ночлега.
Совет тем, кто также хочет ночевать дикарями. Уходите в сторону от дорог, трасс и туристических мест. Чем дальше уезжаешь от них, тем больше шансов найти не огороженное никем не занятое место. Говорят, что в Норвегии, как и во всей Скандинавии, легко можно остановиться даже на частных полях, но нам стремно было. Да и перелезать через забор с вещами как -то не хотелось. К концу поездки мы научились находить места.
Вот и сегодня нашли, немного поплутав по тропам.
Итог дня: финиш в 22.45, общий пробег 106, 5 км.