Так сложилось, что в октябре все лететь отказались, поэтому я, недолго думая, отправился один. Подобный опыт уже был, да и логистикой поездок в любом случае занимаюсь я, так что никаких проблем это не вызвало.
Итак. Авиабилеты были куплены с 3 по 13 октября, в Японии получалось 9 полных дней и, сначала маршрут был элементарным - Токио, Киото, Осака, все по три дня. Но, после анализа информации на форуме Винского, захотелось все и сразу, что в 9 дней никак не впихнешь (Не читайте форум Винского! Шутка)). Начал разбираться, что и как можно впихнуть, с использованием форума и зарубежных сайтов с информацией.
В результате получился подробный маршрут, с указанием всех достопримечательностей к посещению и примерной разбивкой по времени. Он был составлен так, что, при желании, какие-то достопримечательности можно было из него выкинуть, что, в общем-то и получилось неоднократно, и график мой был все равно довольно плотным, зачастую я успевал на поезда впритык, но успевал. Ноги тоже не скучали, километраж, преодоленный ими, исчисляется сотнями километров, и, несмотря на треккинговые ботинки, я приобрел порядочное количество мозолей. Но это норма, я люблю походить пешком на отдыхе.
На все траты в Японии ушло порядка 100000 иен, хотя на деле я рассчитывал на большую сумму, так что некоторое количество иен вернулось со мной в Россию. Апартаменты на ., авиабилеты и семидневный jr-pass сюда не входили, затраты на них составили еще около 65000, но уже рублей.
Маршрут получился такой (вот карта, которую я использовал в поездке (https://www.google.ru/maps/@35.6805379,138.9534594,9.71z/data=!4m2!6m1!1s1qcgEbuAhK30s7wz0Kwcc192d1fM?hl=ru)) :
3 октября. День 1. Прилет в Токио / Токио
4 октября. День 2. Токио / Токио
5 октября. День 3. Хаконе / Кавагутико / Токио
6 октября. День 4. Никко / Токио
7 октября. День 5. Токио. Вечером переезд в Киото / Киото
8 октября. День 6. Киото / Киото
9 октября. День 7. Киото / Киото
10 октября. День 8. Химэдзи утром, вечером переезд в Хиросиму/паром на Миядзиму / Миядзима
11 октября. День 9. с утра Миядзима, после обеда музей Мира, вечером переезд в Осаку / Осака
12 октября. День 10. Осака / Осака
13 октября. День 11. До 12 дня - Осака, после 12 аэропорт, затем вылет
Паспортный контроль после перелета пролетел очень быстро, очередь была небольшая, а я сидел в начале салона, так что к стойкам успел одним из первых. Вопросов ко мне не возникло, в отличии от российского паспортного контроля, где две девушки так долго сличали мое лицо с фотографией, что я уже забеспокоился. Ну да, похудел немного.
Только на таможенном контроле спросили, с какой целью я приехал в Японию, "holiday" или "business". Я согласился на "holiday", и таможенник не стал меня больше задерживать.
Таким образом, оба контроля были пройдены минут за десять, и я оказался в самом аэропорту Нарита, структура которого никаких особых проблем для людей, знакомых с другими крупными аэропортами, не вызывает.
Первым делом была приобретена условно-безлимитная симка от U-mobile вот в таком вот автомате (фото взято из гугла):
Обошлось это удовольствие в 4000 иен за 15 дней. Условно-безлимитная - потому что на нормальной скорости в день доступны 200мб, потом скорость падает, что, впрочем, не мешает пользоваться гугл-картами, но вот просматривать что-то в браузере может быть напряжно. Сим-карту в этом автомате можно взять и на 7 дней, что будет несколько дешевле (3000 или 3500, не помню), плюс выбрать из трех вариантов размеров - стандартный, микро и нано. В комплекте идет инструкция, где на английском написано, что нужно настроить в телефоне после вставки карты. Какой-либо активации через интернет для нее не нужно, вставил, настроил - работает. Возвращать тоже не нужно.
Забрав симку, я понял, что совсем забыл взять с собой штырек, который открывает в телефоне лоток для сим-карт, а в комплекте с симкой такого не было. Эту проблему я решил уже в автобусе, разогнув кольцо для ключей. Мой телефон поддерживает 4g, так что симка все время без проблем работала в этом режиме. Сигнал за всю поездку терялся несколько раз, и каждый раз это было где-то в горах - в Хаконэ, Химэдзи.
Половина валюты у меня была в баксах, я обменял ее на иены тут же в аэропорту, и больше не парился по поводу этого вопроса. Но могу сказать, что в аэропорту это делать совершенно не обязательно - практически во всех туристических местах я встречал вывески "Currency exchange", где обменом занимались либо специальные автоматы, либо обычные кассиры.
Тут же за одной из стоек с надписью "Keisei" за 1000 иен у девушки-продавца был приобретен билет на ближайший автобус до Токио стейшн. Вроде как здесь же можно приобрести безлимитные билеты на метро на 1, 2 или 3 дня, но по моей логистике они абсолютно не окупались, потому я пользовался обычной суйкой, приобретенной в одном из автоматов на Токио стейшн.
По скоростным автобанам, расположенным высоко над землей, мы без каких-либо пробок домчались до Токио стейшн. Кстати, автобус на саму станцию не заезжает, а останавливается на противоположной стороне улицы. Чтобы попасть в здание Токио стейшн, нужно перейти дорогу, пройти чуть вперед, и ты попадешь в этот гигантский человеческий муравейник, в котором довольно просто запутаться. Такие здоровые станции, типа Токио, Сибуи или Синдзюку, меня здорово бесили, и я старался их избегать, потому как зачастую внутри попадаешь в поток медленно ползущего стада, которое мешает тебе быстро переместиться к нужной линии.
Но сейчас я был просто обязан туда заглянуть, ибо сознательно не стал менять ваучер на jr-pass в аэропорту, прослышав об очередях. В офисе jr на Токио стейшн передо мной было всего пару человек, которые, к тому же, пришли не ради jr-pass'а, так что к стойке я попал очень быстро. Обменяв ваучер на jr-pass, я поинтересовался у девушки, может ли она мне заранее забронировать места. Услышав одобрительное "Yes, sir. Where are you going?", я подсунул девушке заранее составленный список направлений, чему она вряд ли обрадовалась, но виду не подала, и тут же забронировала мне все на неделю вперед.
Насчет размеров jr-pass'а - после чтения форума я сделал вывод, что мне выдадут какой-то объемный лист картона, который-то и таскать с собой будет неудобно, но, видимо, японцы прислушались к отзывам, и сейчас это компактная книжка раскладушка, размером чуть больше паспорта.
Кстати, ваучер для него приобретался на сайте https://www.japan-rail-pass.co.uk/jr-pass, с оплатой в британских фунтах. Получилось на ~1000р. дешевле, чем если покупать в офисе H.I.S. во Владивостоке. Мелочь, а приятно. Ваучер пришел из Франции, где-то в течении десяти дней. Спасибо пользователю, который поделился ссылкой на этот сайт на форуме Винского.
Логистика токийского метро по сравнению с сеульским (в отчете периодически будут сравнения с Южной Кореей, потому что в последней я провел достаточно много времени) мне не понравилась, она дурная. Можно запутаться в линиях метро разных компаний, переходы между ветками не слишком удобны, карты станций и схемы линий далеко не всегда представлены где-то на видном месте, карты окрестностей, которые в корейском метро висят на каждом выходе, хрен найдешь. Разная структура вагонов разных годов приводит к тому, что каждый раз на разных ветках при входе в вагон озираешься в поисках схемы/табло с остановками. К счастью, большинство звуков в японском языке схожи с нашими, поэтому в конце концов я перестал запариваться насчет схем, и начал на слух определять остановки.
В автоматах на станциях можно сразу приобрести карту Suica/Pasmo, и указать желаемый номинал на ней. Эти карты теоретически будут работать на большей части транспорта в Японии, но всегда есть шанс, что на каком-то транспорте они не сработают. Например, в Хиросиме на трамваях работают только местные карты - Icoca, если не ошибаюсь. В Токио, Киото и Осаке Suica работала без проблем. Обязательно используйте все деньги на карте до прохождения паспортного контроля - в Duty Free зоне возможности использовать IC-карты я не нашел, и у меня осталось еще порядка 600 иен на суйке.
Уладив все эти нюансы, я, наконец, отправился в сторону забронированных апартаментов. Студия находилась в шаговой доступности от Токио Тауэр и Радужного моста. Чтобы попасть внутрь, предстояло выполнить интересный, но не очень приятный с рюкзаком на плечах квест - найти ключ, спрятанный через несколько домов от самих апартаментов. Но с gps и гугл картами этот вопрос оказался вполне решаемым, и домой я попал почти в соответствии с планами. После прохладной владивостокской погоды в жарком Токио я в джинсах просто офигевал, потому переоделся в шорты и отправился шляться по окрестностям.
Кстати, что касается еды - в ней я достаточно неприхотлив, разносолы и гурманские штучки мне нафиг не нужны, стандартный рацион состоит из каши и мяса. Желательно тушеного/вареного. По всей Японии раскиданы заведения четырех крупных сетей японского быстрого питания - Yoshinoya,
Matsuya,
Sukiya
и Nakau.
Одно из главных блюд в этих заведениях - gyudon, как раз-таки рис с тушеном мясом и приправами. Бонусом можно заказать например мисо-суп, тофу, и еще что-нибудь. У каждого из этих заведений есть сайты, на которых можно подглядеть меню на английском, впрочем, и в самих заведениях оно зачастую есть. В основном я питался именно в них. Где-то заказ блюда происходит посредством общения с сотрудником заведения, а где-то нужно выбрать нужное блюдо в автомате, там же расплатиться, и подсунуть сотруднику полученный от автомата чек. Заказ подается вам в течение нескольких минут, а цены начинаются от 350 иен (~150-200р).
Конечно, в питании были и исключения, допустим, на Миядзиме я пробовал устриц, в Хиросиме и Осаке окономияки и т.д. Но, если нужно быстро позавтракать/пообедать/поужинать, лучший выбор - ближайшая круглосуточноработающая Yoshinoya/Matsuya/Sukiya/Nakau. Япония - это единственная страна, в которой я ни разу не заглядывал в Макдональдсы/Бургер Кинги/Пицца Хаты и т.д.
Вот типичный пример моего ужина:
Что сказать о стране? Страна, безусловно интересная, своей историей, сочетанием традиционного с современным, отлично сохранившимися древними местами, культурой. По-моему каждый найдет для себя здесь что-то по душе. Но вот пропасть между местными и гайдзинами - она чувствуется, и очевидна. По крайней мере, мне так показалось. Нет, в плане товарно-денежных отношений, которыми, в общем-то, туристы с аборигенами и занимаются, все отлично и все вежливо. Но вот в остальном - ты никому не интересен, и местные стараются держать дистанцию, что проявляется в разных мелочах. Как-то - лишний раз с тобой никто не заговорит, место рядом не в час пик будет пустовать и т.д. В Японии я как-то это особенно четко почувствовал.
Дальше уже пройдусь по дням путешествия и добавлю фото.