Большой отчет по Балканам: 14 дней, 5 стран, 2200 км.

Впечатления, отчёты о стране от побывавших в странах Балканского полуострова: Сербия Косово Македония Босния отзывы, горы и треккинг, Исторический и гастрономический туризм

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Форум Винского рекомендует
Отели на Балканах : Бронирование отелей на Балканах по умным ценам без предоплаты с отзывами туристов, оценкой, горящие предложения ежедневно. Скидки до 75% цены отеля!
Отели: Белград ||| Нови-Сад ||| Скопье, Македония ||| Охрид, Македония ||| Тирана, Албания
Апартаменты: Поиск и аренда апартаментов в Словении - быстро, без предоплаты, для компаний и семьи
Апартаменты в Сербии - гостевые дома, апар-отели, кондоминимум на побережье. Выбери нужный город или просто посмотри расположение апартаментов на карте
Аренда авто: Найти и забронировать автомобиль поиск и аренда любого автомобиля
Страховка: Оформление туристической страховки онлайн

Большой отчет по Балканам: 14 дней, 5 стран, 2200 км.

Сообщение: #1

Сообщение snus71 » 01 ноя 2017, 16:37

Расскажу вкратце об основных моментах нашего автопутешествия по Балканам в октябре 2017 года. Было «охвачено» пять стран: Черногория, Босния и Герцеговина (БиГ), Албания, Македония и Косово.
Стартовали и финишировали в Тивате, до которого добирались обычным рейсов а/к «Победа» из Москвы (Внуково). Билеты брал за пару месяцев до поездки, стоили они по 12 тысяч рублей за туда-обратно на человека. Не дешево, но и вменяемых альтернатив не было.
Подробный маршрут по дням:
Тиват (прилёт) — Котор (ночлег) — Пераст (Perast) — Херцег-Нови — Требинье (Trebinje) — монастырь Тврдош (Tvrdoš ) - Почитель (Počitelj) — Меджугорье (Međugorje) (ночлег) — водопады Кравица (Kravica) — Благай (Blagaj) — Мостар (Mostar) — Сараево (ночлег) - Плужине — национальный парк Дормитор- Durdevica tara bridge (мост Джурджевича) — Никшич (ночлег) — Подгорица (Pavlova strana) — Шкодер — Тирана (ночлег) — Golem (пригород Durres) (ночлег) – Берат (Berat) (ночлег) — Охрид (ночлег на две ночи) — Маврово — каньон Матка — Скопье (ночлег) — Призрен (Prizren) — Шкодер (Shkodra) (ночлег) — озеро Коман (Komani) – Шкодер (ночлег) — Ульцин — Будва (две ночи) — Тиват (вылет домой).
На карте google это выглядит примерно так


https://www.google.ru/maps/dir/%D0%90%D ... !3e0?hl=ru

Длительность: 14 полных дней. Можно было при текущем маршруте уложиться и в меньшее количество, но специально выделил по полному дню в Албании и в Черногории, чтобы поваляться на пляже, ибо только ехать и смотреть без перерыва две недели — тяжело не столько физически, сколько морально.
Погода. Была очень разная. От дождей небесная канцелярия нас почти уберегла, но температурный разброс немного шокировал, да оно и понятно — от побережья мы ехали в горы и наоборот.
В Будве и Дюрресе (точнее в Големе, который его пригород) на пляже были комфортные +23+24 С, мы даже успели немного обгореть на солнце. С морем было сложнее, вода +18+19 С скорее позволяла окунуться, чем полноценно купаться, но мы были не одиноки в стремлении предаться во власть Посейдона: на пляже Яз в Будве, к примеру, купающихся было достаточно.
В то же время, в горах Косово и Македонии лежал снег и температура была +7+8 С, да и в Охриде мы словили денёк с +7+8 и холодным ветром. В среднем же за время путешествия стояла вполне комфортная солнечная погода в +18+20 днём и +15+16 утром и вечером, позволяющая ходить максимум в легкой летней «ветровке» или тонком свитере, а то и в футболке. Так что грех жаловаться.
Авто и условия его проката. Прокатная контора www.sitngo.me Списался с ними за месяц до поездки. Встретили в аэропорту без проблем. Брали Судзуки Балено «на автомате» (такая маленькая машинка с 1.2 литра в движке, в РФ не продается), 2017 года выпуска, фактически новая, наезжено было 17 тысяч км. Очень шустрый пепелац. На двоих с минимум вещей самое то даже по горам, а я погонять ой как люблю. 95-го бензина машин жрал 5.5 литра на «сотку», что вообще очень гуманно.
По условиям проката:
- 19 евро в сутки (не сезон, однако);
- залога нет, предоплаты нет;
- грин-карта (ОСАГО) на выезд за рубеж и доверенность (фактически это договор проката с указанием в нём, что разрешен выезд авто за границу) — бесплатно. Тут Косово - отдельная песня, об этом позже;
- КАСКО без франшизы - 7 евро/сутки, на всякий случай заплатил;
- если возвращаешь немытую, то +10 евро (поленился и заплатил, а зря, на заправке помыть можно за копейки);
- топливо: политика «как взял, так и отдай», которую я лично не приветствую. Бензина дали «на нуле», вернул чуть больше, не поедешь же с пустым баком в аэропорт, так что пятерку евро на бензине точно подарил.
В целом, контору могу рекомендовать. Ребята русские, адекватные, всегда на связи: на границе Албании и Македонии загорелся какой-то сигнал на панели приборов, позвонил — всё объяснили. Оказалось, что глючит датчик давления в шинах. Так и ездил с горящим.
Стоимость топлива:
- Черногория 1.25 евро везде (видимо, государство устанавливает цену);
- Босния и Герцеговина 1.7-1.9 КМ (0,85-0,95 евро);
- Албания 168-175 lek за литр (1.24-1.31 евро);
- Македонии везде 63.5 денара (1.04 евро);
- в Косово не заправлялся, а на заправках там ценников не висит.
Дороги, полиция и стиль вождения.
Тут можно сказать про все страны одинаково: дороги почти везде хорошие, в некоторых местах дак просто идеальные. Везде асфальт (впрочем, грунт я навигатору запрещал). По качеству лучшие трассы, как ни странно, в Албании. Худшие — в Македонии (да-да, в Косово дороги лучше !). Если брать проселочные дороги, то в Албании они плохи (особенно разбита дорога от Тираны до Дюрреса), в Македонии не лучше, а Черногория тут, наверное, выделяется в лучшую сторону. Про БиГ не запомнилось ничего ни плохого, ни хорошего. Откровенно плохая дорога от Шкодера до Коман, там 35 км, из них последние 15 км убиты вусмерть, я их ехал час. Но надо понимать, что это горная и особо никому не нужная трасса.
Ездил по навигатору iGo и параллельно тестировал Maps.me (включали два смартфона). Дак вот maps.me ведет себя куда как адекватнее при прокладке маршрута. iGo часто уводит на сомнительные дороги вместо того, чтобы ехать по трассе.
Платные трассы попадались пару раз (при построении маршрута разрешал их навигатору):
- от Мостара до Сараево есть платный участок километров в 30 стоимостью в 1.25 евро;
- после Маврово до Скопье платная трасса где-то на 70 км аж с четырьмя пунктами для сбора денег, в общей сложности заплатили 140 денар (где-то 2.3 евро);
Полиция. Тоже примерно одного замеса везде. Камер на скорость не видел (да и мне было все равно на них). По старинке стоят засады из живых полицейских «с феном». Особенно часты в Черногории. Встречные водителя во всех странах традиционно мигают, так что будьте бдительны и удачи вам. Ограничения скорости очень лютые, особенно в Черногории. Максимум 80 км в час и вроде как ехать без штрафа можно только плюс девять км. В населенных пунктах и на горных дорогах зачастую стоят знаки 50, 40, а то и 30 км/ч, что очень «вымораживает»: отличная дорога, препятствий нет и ограничение в 30 ! Вот как его соблюдать ? Конечно, не соблюдал.
По трассам всё лучше, особенно в Албании. Сколько помню, знаки 90-100 км/ч. По платным, ясно дело, что никто не стоит, поэтому гнал не задумываясь до 150-160 км/ч.
Парковки и пробки. Запомнилась Тирана — одна большая пробка в любое время дня и огромные проблемы с парковкой. Сложная ситуация на дорогах в Шкодере: при фактически трёх полосах в одну сторону, все едут по одной крайне левой: правая занята припаркованными машинами (неважно, есть там знак запрещающий остановку или нет), средняя — едущими велосипедистами, которых именно в Шкодере какое-то безумное количество и теми, кто остановился «на аварийке», так как нет места в правой полосе.
С парковкой вообще всё плохо практически в любом городе. В Мостаре и Призрене пришлось парковаться на недешевой платной, ибо других вариантов в центре просто нет.
Ну и строго надо брать отели с собственной парковкой, конечно.
Стиль вождения. Часто читал отзывы, что албанские водители сумасшедшие и водят агрессивно. Ну не знаю. Я вот вожу агрессивно, это факт и местные везде шарахались от безумной красной машинки с черногорскими номерами. Как мне показалось, они-то везде ездят очень спокойно.
Автопарк. Албания — страна «мерседесов». Это факт. Каждая третья машина — точно этого немецкого производителя. Причем, можно смело изучать историю всего производства «мерса» за последние лет тридцать: очень много машин из 90-ых годов. Как так вышло — эт отдельная история, про которую, наверное, лучше расскажет европейская криминальная полиция.
В Македонии большое количество местного автохлама, оставшегося с соц. времен: Yugo. Как ни странно, вполне себе на ходу.



Отечественная «Нива» и «классические» модели «Автоваз» встречаются редко, но во всех странах, включая Косово.
Дорожные инциденты. Слава богу, от серьезного господь миловал. В Шкодре за городом на очень узкой дороге не разъехались на скорости с каким-то местным «фольксом», покалечил ему немного зеркало. Вышли. Водитель понял, что я турист и по-албански «ни в зуб ногой», горестно пожал мне руку и уехал.
Пересечение границы на авто. Везде быстро, практически без очередей, не выходя из машины. Будка, окошко, подъехал, отдал документы (паспорта, техпаспорт машины, договор на аренду машины, страховку), уехал.
Примерно на полчаса были очереди на границе Черногория-Албания при выезде со стороны Подгорицы в сторону Шкодера и при выезде из Албании в Македонию в районе города Qafe Thane (Кафасан).
Визы и печати в паспорт. Россиянам в указанные страны (кроме Косово) виза не нужна. Албанцы каждый год отменяют на сезон необходимость виз.
Печати албанцы не ставят. Я очень хотел в паспорт албанский штамп «для коллекции». Просил поставить на въезде из Черногории. Пограничник вышел из будки, долго куда-то ходил, потом пришел и, разводя руками, сказал, что у них нет печати. Совсем. На выезде из Косово в Албанию я таки уговорил пограничника сходить за печатью, которую принесли специально для нас.
Черногория. И на въезде и на выезде вы получите, как правило, печать в паспорт. Исключение: почему-то не поставили на границе с Албанией при выезде из Черногории. Теперь у меня в паспорте пять черногорских печатей. Пограничники ляпают печать как попало и где попало, не глядя, где паспорт открылся — там и печать. Запороли два чистых разворота.
Македония: получили печать и на въезде и на выезде. Аккуратно, на одной страничке.
БиГ: поставили печать на въезде, а на выезде — нет.
Косово. Нужна шенгенская виза. Многократная и уже открытая. Это обязательно. Первое, что сделал пограничник — это нашел в наших паспортах «шенген» и рядом с ним аккуратно поставил печать. На выезде в сторону Албании косовского контроля нет вообще, только албанские пограничники. Но они, я уверен, не пустят в Косово без шенгенской визы. С машиной при въезде в Косово сложнее. Международная greencard не действует. Поэтому перед будкой пограничников стоит вагончик местной страховой компании, где нужно оформить ОСАГО. Минимальный тариф для легковой машины — на 15 дней за 15 евро, оформляют за минуту, оплата либо налом, либо по карте.
Регистрация иностранцев. В Черногории и Македонии обязательна регистрации прибывающих иностранцев по месту их жительства.
В Черногории эта регистрация называется «белый картон», она теперь электронная, но должен выдаваться чек об оплате услуги (цена вопроса разная в разных округах, её регулируют местные муниципалитеты) и её нужно сделать в течение суток с момента прибытия. Два раза мы успешно проскакивали мимо, так как на следующий день выезжали за пределы страны (первый раз в БиГ, второй раз в Албанию), но в конце маршрута пришлось делать, так как остановились в Будве больше, чем на двое суток. Тут решилось всё просто: хозяйка апартаментов взяла наши паспорта и за 1 евро с человека в сутки сходила и в течение пары часов сделала эту регистрацию. При этом никакого подтверждающего документа нам не принесла, так что делала она или нет — неизвестно. Но при вылете никто у нас ничего не спросил.
Македония. Делали регистрацию два раза: в Охриде, где останавливались на две ночи и в Скопье, где только на одну ночь. Оба раза хозяева апартов просто сфотографировали наши паспорта, но в первом случае хозяйка принесла утром от руки заполненные бланки с нашими данными и печатями, а во втором случае была распечатанная с сайта бумага о нашей регистрации (электронный вариант). В обоих случаях инициаторами получения регистрации были мы: при заселении просили об этом. На выезде в Косово македонский пограничник ничего с нас не потребовал.
Курсы валют и обмен. Сразу оговорюсь, что всегда везу с собой нал. Банковская карта тоже всегда есть, но «светить» ей не люблю. Итак:
Черногория — евро;
БиГ — конвертируемая марка (KM), курс везде и всегда равен две марки за евро, т.е. все ценники делим на два и получаем евро. Очень удобно. Все цены всегда везде стоят в марках, но почти везде принимают евро, поэтому евро на местную валюту не менял. Но сдачу получите в марках. Единственный раз не взяли евро — где-то в горах на заправке, пришлось платить банковской картой.
Албания — леки (lek). Курс в обменниках 133.5 лека за евро. Везде берут евро без проблем, но считают курс по 130 лек, так что выгоднее сразу поменять евро на местную валюту. Обменников много в Тиране, в Берате тоже проблем не возникло. Но в мелких городишках искать замучаетесь. Комиссии при обмене нет нигде.
Македония — денары (ден). Курс 61.3 денара за евро — лучший курс, который нашёл в Охриде в одном обменнике, в остальных от 60 до 61. Обменников много и в Охриде и в столице. Комиссии нет. Евро могут принять в частных магазинах (впрочем, у нас и в аптеке взяли), но посчитают по курсу 60 и сдача точно будет только в денарах. В супермаркетах и на заправках евро не возьмут, так что идите в обменник.
Косово — евро, местная валюта отсутствует.
Население и язык. Язык общения везде использовали начальный английский, это было в принципе достаточно. Везде, кроме Македонии. Там тоже люди, занятые в сфере туризма знают английский и знают его точно лучше меня. Просто македонский язык настолько близок к русскому, что я понимал всё, что говорят македонцы, а они понимали меня. К тому же, использование кириллического письма в стране значительно облегчает жизнь. Не всегда, правда …

Отношение местных. Не чувствовали нигде ни малейшего негатива. Как правило, люди нормально относятся к туристам, которые привезли деньги и неважно из какой они страны.
Единственное исключение: на выезде из Косово на албанской границе внезапно один пожилой пограничник (не тот, который нас проверял) на приличном русском языке стал мне говорить, что «Россия — это не хорошо». Сказал не со злостью, а как бы рассуждая. Я, конечно, ввязываться в спор не стал и просто сказал (тоже на русском), что в разговоры о политике не вступаю. На чем беседа и прервалась. Может ему было просто скучно.
Что касается религиозных тенденций, то я не заметил какой-то сильной исламизации Албании и даже Косово. Очень редко можно встретить женщину в хиджабе, например (уж точно не чаще, чем в Москве). Да, много новопостроенных мечетей, но больше всего их … в небольших городках Македонии. Вот тут реально видно как православие уступает место исламу. И также сигнализируют о непростых отношениях местных жителей указатели с наименованиями населенных пунктов. В Македонии, например, они дублированы: кириллицей на македонском и латиницей, видимо, на албанском. Дак вот, во многих случаях краской из баллончика зачеркнуто либо то, либо это название, что, как я понимаю, говорит о предпочтениях населения этого конкретного места.
По безопасности хочу сказать, что везде чувствовали себя полностью «в своей тарелке», в том числе в Косово. Везде достаточно много туристов из Европы, постоянно мелькают немецкие и швейцарские номера. Китайцы, как обычно, вездесущи. А Тирана, например, вообще оставила впечатление чистого европейского модного современного города. В отличие от унылого и гразноватого Сараево, например. Но об этом позже.
Уровень жизни. Вопреки данным Всемирного Банка https://data.worldbank.org/data-catalog ... -PPP-table , мне лично показалось, что страна с лучшим уровнем жизни — Албания, за ней ,безусловно, следует Черногория, затем Македония и БиГ. Про уровень жизни и цены в Косово что-либо сказать сложно, были мы там не полный световой день, не слишком погружаясь в местную действительность. Скорее всего, конечно, эти умозаключения - просто мимолётный взгляд туриста.
Цены. Я имею ввиду цены на отели, на поесть в ресторане и на купить еды в супермаркете. Ничем другим, собственно, мы озабочены особо не были (про цены на топливо писал выше). Безусловно, самая дорогая страна — Черногория. Туристический поток явно тому причиной. Дешевле всего в БиГ и Македонии. Албания тоже, к счастью, пока недалеко ушла от них — на местные товары и услуги цены примерно в два раза ниже, чем в Санкт-Петербурге, к примеру. Но туризм в Албании развивается бешеными темпами, о чем свидетельствует, например, полностью застроенное отелями побережье Дюрреса. В Черногории примерно на четверть-треть дороже, чем в указанных странах.
Общепит и еда. В среднем, вкусно поужинать в приличном ресторане в Албании, Македонии или БиГ — примерно 20 евро на двоих. Это суп (или салат), второе, какой-то безалкогольный напиток или пиво. В Черногории эта сумма возрастет до 30 евро. В местной кухне практически везде всё прекрасно как с мясом любого вида: свинина (кроме мусульманской Албании и Косово), баранина, козлятина, так и с рыбой (в основном, почему-то озёрной). В Албании кухня представляет из себя некий симбиоз турецкой и итальянской: в одном и том же ресторане будет вам и кебаб и пицца с пастой. Везде ощущается сильное, я бы сказал даже — тотальное, влияние сербской кухни: слово «плескавица» одинаково знакомо в Македонии и в Албании, а в Косово в ресторане кебаб вообще по вкусу был один-в-один как плескавица. Порции, как правило, большие и ходили в заведения общепита мы обычно один раз в день — что-то среднее между ужином и обедом. Больше просто не помещалось в организм.
Завтракали или в отеле, если завтрак был включен в цену, или в апартаментах тем, что покупали вечером в супермаркете: выпечка, фрукты, сыр, сок, чай, кофе. В супермаркетах полно вкусного сыра, причем не только коровьего, но и козьего, и овечьего. А вот местные йогурты нам откровенно «не пошли»: либо не вкусно, либо похоже на кислый кефир, а не на йогурт. С выпечкой также всё прекрасно в любой стране: пекарни на каждом углу. В Албании, правда, они больше специализируются на пицце, которая тут составляет подавляющую часть фастфуда. Про спиртные напитки, увы, ничего дельного не скажу, ибо не употребляю. В Черногории несколько раз пробовали местное пиво «Никшевич»: ничего особенного. На этом и ограничились.
По конкретным ресторанам и кафе напишу, когда перейду к маршруту и достопримечательностям, буду просто давать ссылку на Tripadvisor, где сам оставлял отзывы об этих местах. Отдельно скажу для чаеманов, Балканы — это территория кофе. Его тут много, он вкусный и очень дешевый: стоимость чашки «эспрессо» в кафе или ресторане редко превысит 1 евро. А вот с чаем беда-беда. За ту же цену вы получите в маленькой чашке стандартный пакетик непонятно чего (это даже не Lipton). Или даже растворимого чая Citron (может помнит кто эту гадость, что продавали в пластиковых банках в 90-ые годы). Доходило до того, что на завтрак в отеле мне приносили отдельно чашку чая, так как на «шведском» столе его просто не было.
Фрукты. Сезон инжира и винограда. Недорого и на каждом углу. Гранаты еще не толком дозрели. Что удивило: оказывается на Балканах выращивают киви чуть ли не промышленных масштабах. А я и не знал.

Натуральные пакетные соки в супермаркете. В основном, сербского производства. Не даром (в районе 1.5 евро за литр), но у нас таких нет. Вообще, очень много продуктов из Сербии во всех посещенных странах, даже в Албании, у которой с православными соседями не самые простые отношения. В Македонии много болгарских продуктов (вплоть до выпечки).
Отели. Представлены в очень разной ценовой категории, но в целом характеризуются одним словом: дешево ! Я бронировал всё заранее на booking.com, чтобы не метаться и не искать на месте, но в несезон это не обязательно, конечно. Свободных отелей полно. Брал варианты уровня около 3* или апартаменты с минимальным набором посуды (чтобы был чайник и пара чашек). Результаты оказались разные, о чем я оставил отзывы на «букинге», куда и буду давать ссылки при описании маршрута. Всё-таки это профильный ресурс по отелям. Скажу только, что самый дорогой вариант у нас был в Скопье — 40 евро за ночь и это была шикарная двухкомнатная квартира со всем, что душа пожелает, с собственным паркингом и в самом центре города, буквально в 50 метрах от памятника Македонскому, а самый скромный вариант едва превышал 20 евро за ночь за двухместный номер, но все равно там было чисто и было всё необходимое для проживания. Тут опять-таки немного выбивается из общей струи Черногория — там места проживания существенно дороже остальных стран. Особое внимание я обращал на наличие у отеля или апартаментов собственной (!) бесплатной парковки, о чем уже говорил выше. Тут надо понимать, что если на booking.com в описании значится «бесплатная общественная парковка», то место там не гарантируется и его, скорее всего, не будет. Поэтому только собственная.
Связь. У МТС неожиданно отказался работать роуминг в Албании — нет партнера, видимо. У Мегафон работал. Местную sim-ку не брали. Что касаемо WiFi в отелях, то есть везде и часто очень приличного качества.
На провокационный вопрос «Где больше понравилось ?» однозначного ответа нет. Физически проехать все значимые места пяти стран за две недели не реально, да мы такой целью и не задавались. Из того, где были по маршруту:
- точно нет ничего хорошего в Боснии и Герцеговине, ни в плане природы, ни в плане рукотворных достопримечательностей;
- горы в северной части Черногории прекрасны !
- Албания имеет свою привлекательность как в городах, так и в горной части и на побережье, немало этому способствует низкая цена вопроса, да и изучили мы её более основательно, чем другие страны;
- Македония самобытна, особенно «доставило» Скопье с разнузданным памятникостроением (как тут не вспомнить Стругацких «Град обреченный» !), а виды на Охридское озеро — наверное, лучшее из увиденного в поездке;
- в Косово были мельком, но горный край там не менее прекрасен, чем в Черногории, а цены еще ниже, чем в Албании.
Теперь перейду непосредственно к маршруту и достопримечательностям. Постараюсь быть максимально краток. Итак,

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
Аватара пользователя
snus71
активный участник
 
Сообщения: 926
Регистрация: 28.10.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 151 раз.
Поблагодарили: 200 раз.
Возраст: 46
Страны: 61
Отчеты: 35
Пол: Мужской
отзывы туристов об отдыхе на островах адриатики

Re: Большой отчет по Балканам: 14 дней, 5 стран, 2200 км.

Сообщение: #2

Сообщение snus71 » 01 ноя 2017, 16:38

День первый. Прилетели в Тиват в районе полудня, взяли машину. Парковка в аэропорту Тивата стоит 0.8 евро в час, кстати. Заправились на ближайшей заправке и покатили в сторону Котора:
- первая остановка: крепость-форт Горажда (GPS 42.3961, 18.7642). Сама крепость (это скорее небольшой форт) в полностью заброшенном виде, но с её бастиона открываются виды одновременно на Тиват

и на Котор.

Полчаса на фото и дальше в путь;
- Котор (Kotor). Припарковаться рядом со старым городом бесплатно — то ещё занятие, еле нашли место рядом с каким-то жилым зданием. Везде платные парковки, причем стоимостью от 1 евро за час. Поищите место вот тут 42.4272, 18.7733, если повезет. Днём всё было занято, а вечером мы чудом нашли свободное место на ночь. Зато бесплатно. Тут же (GPS 42.427164, 18.773636) начинается тропинка вверх к крепости Святого Джованни. Ходьбы минимум полчаса в гору. При этом открываются виды не хуже, чем от форта Горажда.

Вообще-то, это тропа для треккинга в горы, но по ней можно проникнуть через небольшое окно в крепость, при этом спокойно обойдя контроль и не заплатив по 3 евро «с носа», которые требуют за посещение крепости, если заходить из старого города. Из самой крепости такие же виды, само-собой.

Всего на это мероприятие уйдет часа два минимум. Спуск нисколько не легче подъема и, конечно, спуститься имеет смысл уже в сам старый город, который, впрочем, ничего необычного из себя не представляет. Таковых сотни в Европе по побережью Средиземноморья: старая застройка, испоганенная многочисленными ресторанами и сувенирными магазинами.
Поужинать сходили в ресторан Ladovina (GPS 42.4215, 18.7682) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g295381-d10512754-Reviews-Ladovina_Kitchen_and_Wine_Bar-Kotor_Kotor_Municipality.html Рекомендую.
Ночлег в Apartments Đukić (31.5 евро за ночь, не рекомендую). https://www.booking.com/hotel/me/apartm ... wn.ru.html
Советы:
- крайне не рекомендую ночевать в старом городе, народ в ресторанах колбасится до полуночи, шумно;
- купить поесть рядом со входом в старый город можно в торговом центре «Камелия» (GPS 42.4276, 18.7704), там есть супермаркет, который работает до 10 вечера.

День второй. В 9 утра выезжаем в Пераст (Perast) (GPS 42.484, 18.7081 — координаты парковки перед городом, город малюсенький, в него лучше не заезжать). В самом городе ничего интересного нет, а вот в море рядом есть два острова. На один их них, остров Богородицы на рифе (Госпа од Шкрпела), возят туристов.

Можно доехать на лодке-маршрутке от центра города за 3 евро с человека за туда-обратно. Мы же до центра даже не дошли, нас поймал мужичок-частник на лодке и предложил за десятку с двоих скатать нас туда-обратно. Привёз, оставил минут на 40, забрал. Всё посещение города заняло у нас часа полтора. Остров посещения точно стоит, он невелик, но фотогеничен.

Тут есть церковь, в которой весьма шикарно расписан потолок, вход в неё бесплатен. Предлагают зайти в музей при церкви за 1 евро, но не ведитесь. По отзывам оно того не стоит.
Едем дальше. Херцег-Нови. Сначала панорама на город от крепости Шпаньола (Spanjola) (GPS 42.4563, 18.5338), смело можно пропустить, никаких особых видов тут нет, а крепость разрушена и запущена.

Сам город может и стоит посетить ради выпить кофе и 15 минут провести в старом городе, но проехав мимо не пропустите ничего. Запарковались бесплатно где-то на улице, не доезжая до площади с парковкой (GPS 42.4533, 18.5312).
Едем к границе Черногории и БиГ. Внезапно, за пару километров до пограничников Черногории, стоит стационарный пост, который собирает деньги за проезд: с легкового авто 3 евро. Мы так и не поняли за что. Границу проходим без проблем.
К часу дня уже были в Требинье, точнее в монастыре Херцеговачка Грачаница (Hercegovačka Gračanica) (GPS 42.7108, 18.3604). Отсюда отличные виды на окрестности,

да и сам монастырь как на картинке: чисто, ухожено. Рекомендую заехать.

Едем обедать в ресторан Tarana (GPS 42.7206, 18.3521). https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g303196-d8099714-Reviews-Restoran_Tarana-Trebinje_Republika_Srpska.html Рекомендую.
После чего едем к монастырю Тврдош (Tvrdoš) и только зря теряем время. Смотреть там нечего абсолютно. Для глубоко верующих людей, может быть, место знаковое, но мы к таковым не относимся.

С трудом успеваем к последней точке сегодняшнего маршрута: крепость Почитель (Počitelj) (GPS 43.135727, 17.730768 — бесплатная парковка). Приезжаем сюда уже в шестом часу вечера, за час до захода солнца, но успеваем таки посетить оба крыла крепости и встретить закат. Заехать в Почитель крайне рекомендую и именно вечером: меньше народа.

Сама крепость не особо чего из себя представляет, но виды вокруг великолепные, в том числе с одного крыла на другое, да и на сам городок, зажатый между крепостями.

Вход к крепости вроде бы даже платный (1.5 евро), но туристов уже практически не было и мы так торопились, что проскочили без всяких денег.
Купили у местных сушеного инжира (вкусно !) и гранатового сока (невкусно ! разбавлен водой !). Теперь всё, можно уже в наступившей темноте спокойно ехать к месту ночёвки: городок Međugorje. Hotel Luburić (21 евро за ночь) https://www.booking.com/hotel/ba/rooms-luburic.ru.html Очень рекомендую !
По пути огромный мост — трасса, уходящая в Хорватию

Сам город Муджугорье знаменит тем, что несколько лет назад тут произошло явление Девы Марии и с тех пор сюда прут паломники. Что послужило толчком к развитию местной инфраструктуры и теперь отелей тут пруд-пруди, что для нас как раз и важно.

День третий. Позавтракали за 10 евро на двоих у хозяев отеля. Завтрак порционный, но хозяйка вытащила на стол столько, что съесть это всё было нереально. Выехали в сторону водопадов Кравица (Kravica) (GPS 43.1582, 17.6084 — координаты парковки), ехать совсем недалеко. Вход стоит три евро (да-да, уже три евро, а не два, как пишут в отчетах), парковка бесплатна, от неё до водопадов спускаться по лестнице минут 10. Приехали в 9 утра, посетителей ноль, т.е. совсем никого, мы были одни. Кравицу часто сравнивают с Плитвицкими водопадами в Хорватии. Я бывал там, сразу скажу, что все-таки Плитвицкие водопады много круче. То, что увидели в Кравице … немного разочаровало. Да, красиво, но … В общем, заехать нужно, но .. я вас предупреждал.

В 10 утра уже садились в машину и ехали в обратную сторону — к Мостару.
Благай текия (Blagaj tekija) — место отшельничества мусульманских дервишей. GPS 43.246848, 17.9 — координаты платной (!) (2 евро) парковки. Если хотите бесплатно, то оставляйте машину где-то раньше, но сразу скажу, что вариантов там сильно немного. От водопадов ехали час, следовательно, в 11 были на месте. Ну что сказать … Строго не рекомендую. Отзывы восторженные, непонятно почему. Место жутко коммерциализировано. Да, если убрать все лотки продаваек, рестораны и прочую муть, то этот несчастный домик у пещеры, наверное, выглядел бы красиво. А так … смотреть нечего.

В пещеру есть тур на лодке за 2 евро с человека (написано, что длиться 15 минут), но в этот день он почему-то не работал. Да, понятно, что в сам дом (билет 2 евро) идти не нужно, о чём все и пишут честно в отзывах (мы и не ходили, конечно). На речке, где громоздятся все ларьки и рестораны, есть прокат каноэ за 4 евро с человека — полный бред и развод на деньги, там просто некуда плыть на этих самых каноэ. В общем, мой вам совет: мимо, мимо, мимо…
А мы едем в Мостар (Mostar). Город одной достопримечательности — мост (GPS 43.3373, 17.815). И в которой нет ничего такого, ради чего туда стоит ехать.

Это во-первых. А во-вторых, вокруг моста устроен такой балаган и базар, что идти туда вдвойне незачем. Даже сфотографироваться на фоне негде: везде палатки, лотки, зонтики кафе. Есть мечеть с платным (вроде бы 4 евро с человека) подъемом на минарет. Вот я еще в мечеть платно не ходил ! Запарковать машину в центре бесплатно реально только, если сильно повезёт. Нам не повезло и припарковались на платной за полтора евро на час (а больше там и делать нечего). Дошли до соседнего обычного моста. С него хоть какой-то вид на пресловутую достопримечательность и на город.

Вывод: не советую. Мимо, мимо, мимо …
Едем в Сараево (Saraevo). По пути платная трасса, 5 КМ (2.5 евро) за 30 примерно км, зато быстро долетаем. В 15:30 уже в столице БиГ. Еще один город, в котором абсолютно нечего смотреть. БиГ сегодня нас разочаровывает по полной.
Латинский мост (Latinska ćuprija) (GPS 43.8576, 18.4289). Да, здесь Гаврило Принцип убил эрцгерцога Фердинанда, что послужило поводом к Первой мировой войне. И что ? Мост-то от этого краше не стал.

Мечеть Гази-Хосревбея (Gazi Husrev-begova džamija) (GPS 43.8591, 18.429) – снаружи ничего необычного, внутрь вход платный. Принципиально не идём в действующий храм за деньги.
Площадь Башчаршия (Baščaršija) (GPS 43.86,18.4313) — это вообще смех какой-то. Деревянная будка-«фонтан» посреди рынка китайских сувениров.

Всё. Достопримы Сараево кончились. Даже поужинать желания не возникло нигде — кругом ресторанчики с откровенным фастфудом типа «шаверма на тарелке», плюнули, купили еды в ближайшем магазинчике и поужинали в апартаментах.
Кстати, рекомендую Apartman Amaya (30 евро за ночь), но не зимой - замерзнете. https://www.booking.com/hotel/ba/apartman-amaya.ru.html

День четвертый. Позавтракав остатками ужина, выдвигаемся в сторону Черногории. Со стороны Боснии до границы километров 30 убитой дороги и смотреть абсолютно нечего, зато очень много турбаз, которые предлагают рафтинг. Реальные красоты начинаются почти сразу после пересечения границы. Первая остановка (GPS 43.2942, 18.852).

И почти сразу вторая (GPS 43.272885, 18.842525) — непосредственно на плотине, которая дала начало Пивскому озеру.

И третья (GPS 43.249783, 18.831871).

Едем дальше в сторону Плужине. Никогда в жизни я не проезжал по пути столько туннелей. Они небольшие, но их много ! Очень много ! Справа по ходу движения Пивское озеро, которое не похоже на классическое озеро, скорее каньон, заполненный водой. Сам город Плужине не представляет их себя интереса и заезжать в него не нужно, но за пару км до него есть отворотка налево, уводящая в горы (осторожнее, поворот в туннель там совершенно адовый !), по которой мы и поедем дальше, но сначала смотровая площадка вот тут 43.173066, 18.859744 с классическим «открыточным видом».

Дальше едем по горам в национальный парк Дурмитор. Наша цель лежит достаточно далеко — это знаменитый мост Джурджевича (Durdevica tara bridge) (GPS 43.1503, 19.2952). Но по пути останавливаться можно не раз и не два, тем более, что смотровые площадки оборудованы скамейками: сиди и думай о вечном.

Горы, они и в Черногории горы.

Мост оказался просто раскрученной достопримечательностью, трасса в Боснии, которая ведёт в Хорватию и то круче.

Но ! Не поехали бы на мост — не увидели бы всех красот гор, так что зря ничего не бывает.
Едем ночевать в Никшевич. Почему туда ? Ближе всего к нашим завтрашним целям.
Ночуем в Apartment Nikcevic (22 евро за ночь) https://www.booking.com/hotel/me/apartm ... ic.ru.html Рекомендую.
Ужинаем в ресторане Nutricia (GPS 42.7735, 18.9567) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g635649-d4834350-Reviews-Nutricia-Niksic_Niksic_Municipality.html Также рекомендую: просто, без интерьеров, зато очень дешево (10 евро на двоих !) и достаточно вкусно.

День пятый. Завтракаем тем, что купили вчера в ближайшем супермаркете. Никшич на достопримечательности не богат:
- Царёв мост (GPS 42.730446, 18.960327) конца 19-го века, постройка спонсировалась русским царем;

- озеро Крупачко (Krupac lake) (GPS 42.797466, 18.901224) – сюда имеет смысл ехать летом, на пляж. Сейчас же пусто

и многочисленные птицы.

Можно заехать на полчаса прогуляться по берегу.
Едем через Подгорицу на самый «открыточный» вид Черногории: Павлова страна (Pavlova strana) (GPS 42.362042, 19.058334). Неплохо, но воды могло бы быть и побольше.

Такие же мысли возникли и при осмотре следующей достопримечательности: водопада с громким названием Ниагара (GPS 42.3849, 19.28). Сразу вспомнился анекдот: «будете хорошо себя вести — нальём в бассейн воду». Воды нет ни капли, соответственно, нет и водопада.

До этого заехали в деревушку Каруч (Karuc), рьяно рекламируемую путеводителями. Даже координаты давать не буду, ибо нечего там делать совсем, кроме того как ездить по супер-узким дорогам и молиться, чтобы не было встречной машины.
Потерянное время.

Едем уже в Албанию ! Быстро пересекаем границу, причем не получив штампа ни у черногорцев, ни у албанцев и едем сразу в Тирану, где часа полтора тащимся до центра. Заселяемся в Hotel Parlamenti (30 евро за ночь) https://www.booking.com/hotel/al/parlamenti.ru.html (в принципе, рекомендую). Меняем евро в обменнике на леки. Обедаем (а скорее, ужинаем) в ресторане Era Blloku (GPS 41.3201, 19.8146) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g294446-d11837607-Reviews-Era_Blloku-Tirana_Tirana_County.html (также рекомендую). И идем смотреть вечернюю Тирану. Честно говоря, ожидал увидеть что-то типа Сараево: грязновато, бестолково и нечего смотреть, однако, столица Албании оказывается современным, чистым городом, хоть и не наполненными достопримечательностями, но вполне позволяющим нескучно прогуляться по центру вечером.

На площади Скандербега (Sheshi Skënderbej) (GPS 41.3278, 19.8194) сосредоточены все объекты: мечеть, собор, «поющие» фонтаны, часовая башня и памятник собственно национальному герою Скандербегу.
Аватара пользователя
snus71
активный участник
 
Сообщения: 926
Регистрация: 28.10.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 151 раз.
Поблагодарили: 200 раз.
Возраст: 46
Страны: 61
Отчеты: 35
Пол: Мужской

Re: Большой отчет по Балканам: 14 дней, 5 стран, 2200 км.

Сообщение: #3

Сообщение snus71 » 01 ноя 2017, 16:38

День шестой. Завтракаем в отеле, хоть и скромно, но неплохо. Выселяемся и к 10 утра едем на окраину Тираны на канатку Dajti Ekspres http://dajtiekspres.com/v1/ (GPS 41.3506, 19.8603 – бесплатная парковка). Билет стоит 800 лек (6 евро) на человека за туда-обратно, но мы покупаем за 1100 лек комбинированный с другой достопримечательностью (о чём позже) билет. День будний, посетителей нет никого, т. е. никого абсолютно и канатку запускают ради нас. Ехать достаточно долго, минут 15. Наверху шикарные виды на Тирану, посетить стоит однозначно.

Канатка «стоит», экономят электричество. Обратно — такая же петрушка, мы одни, канатка работает для нас.
Теперь тот объект, на посещение которого мы покупали комбинированный билет. Это Bunkart http://bunkart.al/ (GPS 41.3499, 19.8607 — это координаты начала небольшого туннеля, который надо проехать на машине, рядом с ним сидит охранник на стуле и приветливо машет рукой). Место знаковое для истории Албании и я очень рекомендую его посетить (хоть сам и не любитель музеев). Всем известно, что достаточно долгое время (более сорока лет) страной правил про-коммунистический лидер Энвер Ходжа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0 ... 0%B5%D1%80 Можно по разному относится к его деятельности и я не буду тут углубляться в политику и навязывать своё мнение. Одним из «деяний» была, так называемая, «бункеризация» Албании. По всей стране массово строили десятки тысяч (!) (на самом деле более 173 тысяч, а планировалось более 220 тысяч !) бункеров и бетонных дотов на время войны. Их можно видеть повсеместно. Разных размеров, в разных, порой неожиданных, местах. Дак вот Bunkart — это огромный бункер, который был построен лично для Ходжа.

Он там никогда не жил, но всё было подготовлено к его переселению в случае опасности. Сейчас тут музей. Музей, посвященный не только бункеризации, а вообще истории Албании 20-го века и периода Ходжа в частности.

Очень атмосферно и заставляет о многом задуматься. Зайдите обязательно, выделите час времени, не пожалеете. Да и цена вопроса копеечная.

После посещения бункера едем в Голем (Golem). Дорога убитая, но к 13 часам уже селимся в отель Aparthotel Espana (24 евро за ночь) https://www.booking.com/hotel/al/pizeri ... na.ru.html (сложно рекомендовать в несезон) и бежим загорать на пляж.

Народа также практически ноль, лежаки бесплатно от отеля, полотенца тоже, погода отличная, солнце, песочек, загораем и даже с удовольствием купаемся в море. Ужинаем в ресторане при отеле, не лучший вариант, но больше банально негде: не сезон, отели стоят пустые, многие уже закрыты. Попытались вечером прогуляться, но просто некуда — темно и страшновато.


День седьмой. Завтрак в отеле ожидаемо очень слабый, но за такую цену лучше и не ждали. Думали позагорать с утра, но погода портится на глазах, поэтому в 11 утра выселяемся и едем в Берат (Berat), куда и прибываем в районе полудня.
Селимся в White City Hotel (34 евро за ночь) https://www.booking.com/hotel/al/white-city.ru.html (очень рекомендую). Тут пока погода прекрасная, чем сразу и пользуемся: идём смотреть бератскую крепость. Доехать можно на машине (GPS 40.710823, 19.946252 — координаты бесплатной стоянке перед воротами), но лучше дойти пешком, хоть подъем и не легкий. Вход в крепость платный, 100 лек с человека, для желающих сэкономить можно отвернуть с дороги вот тут 40.708376, 19.948722 и зайти в бесплатно.
Крепость и сама по себе неплоха,

плюс отсюда хорошие виды на окрестности.

На всё посещение с подъемом и спуском заложите часа три минимум.

В целом, Берат — милый городок, с удачно расположенными по берегам реки двумя частями, имеющими вид друг на друга. Все туристы хвалят старый город Мангалем (Mangalem), который расположен ниже крепости. Он весьма аутентичен и не так испорчен сувенирками и ресторанами, как его собратья в более раскрученных городах.

Поужинали в ресторане Antigoni (GPS 40.7032, 19.9491) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g469422-d8007794-Reviews-Antigoni-Berat_Berat_County.html с видом на старый город. Рекомендую, с некоторой оговоркой, про которую ниже.


День восьмой. Самый неудачный за всю поездку. Во-первых, нас догнал циклон, который еще вчера принес непогоду на побережье. Первый и единственный раз за всю поездку полил серьезный дождь и температура резко упала. Во-вторых, внезапно с утра нас обоих накрыло жуткое отравление, прям скосило с ног. Непонятно чем и где, вернее так: вариантов могло быть несколько. И вчерашний ресторан (не хочется, конечно, на него думать), и виноград, купленный еще по дороге из Тираны в Голем. Но факт остается фактом: о завтраке речи не могло даже быть, что обидно, так как завтрак в этом отеле очень неплох. Помог экстренный прием всяческих лекарств. Вечером планировали ехать в каньон Osumi, но теперь стало понятно, что добраться бы сегодня до Македонии. В полдень с трудом выехали таки из отеля. Весь день лил дождь и 150 км от Берата до Охрида мне показались бесконечными. Приехали таки в Охрид, температура за бортом +7, ветер, холодина жуткая, да и нас еще трясет от отравления. Всё, что смогли: заселиться в отель, доползти до обменника, до аптеки, до магазина за водой и рухнуть в небытиё.
Место жительства на две ночи: Ohrid Luxury Studios (45 евро за две ночи) https://www.booking.com/hotel/mk/ohrid- ... os.ru.html (рекомендую). Об ужине речь не шла.

День девятый. Жизнь внутри себя и снаружи начала стремительно налаживаться: на улице хоть еще и холодновато, но солнце и штиль, внутри организма тоже всё идёт на лад. Вот и славненько, пошли смотреть на Охрид.

Самая главная достопримечательность города, конечно же, озеро ! Виды на него просто шикарны. Для чего стоит подняться к крепости царя Самуила (GPS 41.1145, 20.7913). Вход стоит 60 денар (1 евро). Она невелика, хорошо восстановлена,

но не это в ней главное.

Главное — виды.





Кроме озера, в Охриде есть еще несколько «изюминок», живописно вплетающихся в окружающую действительность:
- церковь святого Пантелеймона (GPS 41.1124, 20.791). Вход на территорию церкви стоит 100 денар (полтора евро) с человека. Не в моих правилах платить за вход в действующий храм, но тут ничего не поделать — саму церковь не увидеть толком без внесения входной платы. Внутри ожидаемо ничего существенного нет.

- самый удачно расположенный храм: Йован Канео Jovan Kaneo (GPS 41.1111, 20.7888). В саму церковь идти не надо (вход 100 денар), а вот виды вокруг ! И ведь как удачно вплетен в них храм !

- закончить прогулку можно обзорной площадкой Лабино Виста (GPS 41.1141, 20.7879).
А вот в церковь Святой Софии (GPS 41.112185, 20.794424) внутрь не пошли (вход всё те же 100 денар). Может быть и зря. По виду она очень напомнила мне православные храмы в Салониках (Греция), что неудивительно: расстояние тут невелико, каких-то 300 км.
Античный амфитеатр (GPS 41.1147, 20.7937), кстати, тоже можно оставить за полем зрения, хоть он и бесплатен.

Теперь время и пообедать. Зашли в ресторан Belvedere (GPS 41.1124, 20.8012) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g303864-d2447282-Reviews-Restaurant_Belvedere-Ohrid_Southwestern_Region.html , не понравилось, но может не то заказывали или еще не окрепшие организмы не воспринимали еду как надо.

День десятый. Утром в 8:40 уже выезхали в сторону Скопье. К 11 часам приехали в Маврово, посмотреть на затопленную церковь (GPS 41.66, 20.7341). Но с водой в реках и озерах не везёт нам в эту поездку. Церковь вполне себе сухопутна.

Но виды по пути очень неплохи, так что не жалеем.

Вскоре после отворотки на Маврово начинается платная трасса до Скопье (где-то километров 70). Пункты оплаты достаточно часты и берут по 30-40 денар, к концу набралось 140 денар, сумма не значительная, а дорога много лучше, чем была до этого. Не знаю каков её бесплатный аналог и есть ли он.
В 12:30 были уже у следующего пункта нашего путешествия: каньон Матка, что уже совсем недалеко от Скопье. GPS 41.953138, 21.297766 — координаты бесплатной стоянки, отсюда до плотины еще полкилометра пешком, там есть небольшая и тоже бесплатная стоянка, но со свободными местами будет очень напряженно, так что бросили машину раньше и потопали пешком.
Тут у меня будет несколько практических советов, дабы вы не ориентировались на восторженные отзывы туристов и не тратили напрасных денег и времени.
Каньон Матка сам по себе неплох.

Стоит заложить пару часов, чтобы пешком туда и обратно прогуляться по благоустроенной тропе, которая ведёт вдоль каньона. С воды вы таких видов не увидите, так как тропа существенно выше.
Если вам хочется, то возьмите на лодке краткий тур по каньону за 200 денар, это не займёт более получаса,

но совет прогуляться пешком не отменяет, но не берите тур с посещением пещеры Врело за 400 денар. Да, пещера эта уникальная. Уникальная своей глубиной, которая даже до конца не измерена и предположительно составляет аж 400 метров. Но ! Она затоплена ! Т.е. вас привезут на место (ехать на лодке вдоль каньона минут 15 от причала), заведут в небольшой подземный зальчик, покажут на небольшое озерцо и скажут: а вот там уууууууу как глубоко ! Всё ! Занавес.

Почему никто из путешественников не пишет, что это, пусть и недорогой, но развод — непонятно.
Тут у меня, кстати, сдох автофокус на объективе и дальше будут фотографии, сделанные «на зажигалку». Так что сильно прошу прощения за качество.
Доехали до Скопье, заселились в ARSS Apartment Skopje Main Square (40 евро за ночь) https://www.booking.com/hotel/mk/arss-a ... re.ru.html (очень рекомендую !), поужинали в Skopski Merak (GPS 42.0011, 21.42) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g295110-d2520160-Reviews-Skopski_Merak-Skopje_Skopje_Region.html (нам не повезло, видимо, но отзывы о заведении очень хорошие, на Трипадвайзере первое место по Скопье) и пошли смотреть вечерний центр города.
Могу сказать, что Скопье рвёт все шаблоны. Есть такое впечатление, что над городом пролетал инопланетный корабль и случайно уронил в центр несколько мостов, зданий и целую охапку скульптур.

Настолько инородно смотрится всё это по отношению к остальному городу.

Хорош только памятник Александру Македонскому с цветным фонтаном в центре площади,

все остальные памятники — какой-то кошмар скульптуростроения. Смотреть прикольно, но безвкусно же ! Я не спец, конечно, но вот за такие произведения, мне кажется, надо у скульптора отрывать все части тела.

Понятно дело, что властям Македонии срочно нужно было сделать столицу, которой Скопье собственно никогда не являлся. Вот они и нагородили во что горазды.

Интересно сколько денег грохнуто на всё это «великолепие».

Особенно «доставляют» корабли на реке, где и плоскодонка-то застрянет

Когда ставить скульптуры стало некуда …


День одиннадцатый. Утром снова бегло посмотрели центр уже при свете солнца.

Зашли в дом-музей Матери Терезы (GPS 41.9939, 21.4305). Мало кто знает, что знаменитая монахиня — косовская албанка, родившаяся и выросшая в Скопье и на самом деле её звали Агне́с Го́ндже Бояджи́у. Вход в музей бесплатный и небольшой. Тут просто и доступно рассказана история жизни этой удивительной и весьма странной женщины. Полчаса на посещение вполне хватит.

Также советую сходить к оригинальному местному православному собору Свети Климент Орхидский (GPS 41.9984, 21.4263).
Выселились из апартаментов и поехали к еще одной значимой достопримечательности македонской столицы: Милениумски Крст (Крест тысячелетия) (высота 66 м, построен в 2002 г).

К нему ведет канатная дорога, нижняя станция которой расположена вот тут 41.9752, 21.4086 (координаты бесплатной парковки). Проезд стоит 100 денар в обе стороны. Канатка не длинная, всего 1.6 км, поднимает на 500 метров, до высоты в 1 км над уровнем моря.

На сам крест есть лифт, написано, что подъем стоит 50 денар, но лифт закрыт: то ли на ремонт, то ли совсем. Так что довольствуемся видами от подножия креста. Они весьма неплохи.

Рядом активно строят какую-то конструкцию, по размерам не уступающую кресту.

К полудню наконец-то выбрались из города, хотели посмотреть на акведук (GPS 42.0225, 21.4188), но последние пару километров к нему ведёт такая убитая грунтовка, что я просто не рискнул ехать. Поехали к границе с Косово. Македонцев прошли без проблем, косоваров тоже, только заплатили 15 евро за автостраховку, о чем писал выше. Цель посещения Косово была двоякая: во-первых, записать в свой актив очередную страну (у меня это была 61-я по счёту), ведь, как ни крути, а независимость признана 111-ю странами мира. Во-вторых, до Шкодера, куда мы направлялись, через Косово было элементарно намного ближе ехать.
Значительная часть пути от границы до города Призрен (Prizren) идёт по горам. Пейзажи шикарные, много где лежит снег.

В 14:30 приехали в Призрен: пообедать и посмотреть единственную, интересовавшую нас достопримечательность. Припарковаться бесплатно в городе просто нереально. Оставили машину на платной парковке в самом центре аж за 1 евро в час (чуть дальше от центра полно парковок по 0.5 евро, а на въезде в город есть и за 0.3 евро в час). Прогулялись к церкви Богородица Левишка (Zoja e Levishes) (GPS 42.2115, 20.7358). Странно смотрится за колючей проволокой древняя православная церковь в центре мусульманского города. Объект наследия ЮНЕСКО, между прочим.

Зашли и в местную мечеть. Туристов из Европы в центре — пруд пруди. Пообедали в ресторане Besimi Beska (GPS 42.2088, 20.7408) https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g304090-d2155654-Reviews-Besimi_Beska-Prizren.html (рекомендую, дешево и вкусно) и поехали дальше.
После Призрена совершенно пустая и отличная по качеству магистраль вывела нас к албанской границе, дальше по трассе долетели до развилки Тирана-Шкодер и в семь вечера, через три часа после выезда из Призрена уже селились в Hotel Shkodra L (70 евро за две ночи) https://www.booking.com/hotel/al/shkodra-l.ru.html (не рекомендую, лучше поискать что-то получше по этой цене).

День двенадцатый. В самом Шкодере смотреть нечего абсолютно. Местная пешеходная улица — пародия на туризм. Хотя городишко неплохой и как база для выездов вполне подходит — много отелей, магазинов, ресторанов.
Утром вкусили унылый завтрак в отеле (за 35 евро в ночь мог быть и получше)

и в 9 утра выехали в горы: наша цель — озеро Комани (Komani lake) (GPS 42.1086, 19.8263 – координаты пристани). Ехать всего 55 км, из них собственно горной дороги 35 км, но последние 15 из них — разбиты вусмерть.

Всего ехали два с половиной часа с парой очень кратких остановок на фото, из них час ушёл как раз на эти несчастные 15 км.

Доезжаем сначала до электростанции с плотиной, которая и образовала озеро, затем полукилометровый совершенно не освещенный туннель и попадаем на небольшой пятачок земли, зажатый скалами — это и есть пристань, откуда местный паром https://komanilakeferry.com/en/timetables-and-prices/ отправляется по озеру на другой его конец - в город Фиерзе (Fierza), куда идёт три часа, а затем через час — обратно по тому же пути. Это не туристический маршрут и мы не планировали весь день посвятить данному мероприятию. Наши цели скромнее. Туристов сегодня ноль, лишь с десяток местных рыбаков разглядывают нас с интересом. Один из них «подрывается» и идёт к нам предлагать свои услуги, в которых мы как раз и нуждаемся: покататься час на моторной лодке по озеру за 30 евро. Для приличия торгуюсь, хотя читал в отзывах о том, что цена «отбита». Неожиданно местный уступает: 25 евро. Ок, хорошо. Садимся, едем. Лодка, озеро, тишина, отличная погода. Что еще нужно ? Час проходит незаметно.


Тем же путём тащимся обратно в Шкодер. К двум часам пополудни заехали в крепость Розафа (Rozafa Castle) (GPS 42.0466, 19.4937 — координаты бесплатной стоянки прямо у ворот крепости). Вход стоит 200 лек (1.5 евро) с человека, написано, что работает с 8 до 17. Думаю, что до 8 и после 17 вход свободный, так как какие-либо физические ограничители попадания в крепость отсутствуют — ворот-то нет.
Сама крепость в достаточно разбитом состоянии, но виды, виды вокруг.



Вот который раз уже пишу одни и те же фразы — крепость разрушена, виды великолепны. Это на самом деле так, вся поездка прошла под знаком крепостей — почти в каждом городе (а я упоминал только те крепости, куда мы забирались) - Котор, Херцег-Нови, Требинье, Почитель, Шкодер, Берат, Скопье, Охрид, Призрен, Ульцин - есть доминирующая крепость, откуда можно обозреть окрестности.

День тринадцатый. Мы прощаемся в Албанией и возвращаемся в Черногорию. Поехали по побережью. По пути:
- заехали в город Ульцин (GPS 41.9262, 19.2047 – бросили машину здесь, (дальше просто негде), побродили по старому городу, в саму крепость не пошли, ибо вход два евро с человека, а крепостей мы уже наелись досыта;
- сфотографировались на фоне города-отеля-острова Святой Стефан (GPS 42.256269, 18.897608 — стоянка перед рестораном на трассе, написано, что частная, но никто не запрещает просто остановиться для фото);

- проехали стороной Старый Бар (просто устали уже за две недели от впечатлений);
- перед самой Будвой заехали в Бечичи, чтобы посмотреть на старую оливу (GPS 42.293737, 18.87158 – машину лучше оставить где-то тут, а дальше с полкилометра пешком). Рекомендую, если кто вдруг не был в Гефсиманском саду в Иерусалиме, чтобы увидеть до какого размера и возраста дорастают оливы.

Заселились в Apartment Sirena (45 евро за две ночи, рекомендую) https://www.booking.com/hotel/me/apartm ... na.ru.html
Поужинали в Коноба Боцун https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g304074-d6977453-Reviews-Konoba_Bocun-Budva_Budva_Municipality.html (номер один в Будва по мнению Трипадвайзера). Черногорский фастфуд, но рекомендую, вкусно и относительно недорого.

День четырнадцатый. Запланированный «тупняк» на пляже. Конечно же, выбрали самый «крутой» пляж Будвы: Яз (Jaz) (GPS 42.2831, 18.8034). Ехать километров пять от города, народа почти никого, солнце, температура воздуха +24 С, воды +18 С, на дворе 13 октября. За пару лежаков с матрацами, столик и зонтик местный смотритель запросил с нас аж 8 евро, вяло поторговавшись сбили цену до пятерки.
Обедать отправились в достаточно «понтовое» заведение Forsage Gastro Lounge https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g304074-d9741457-Reviews-Forsage_Gastro_Lounge-Budva_Budva_Municipality.html (также рекомендую, тем более, если вы успели устать от местной кухни).
На этом собственно всё, на следующий день доехали с утра до аэропорта, сдали машину и улетели домой.
Аватара пользователя
snus71
активный участник
 
Сообщения: 926
Регистрация: 28.10.2011
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 151 раз.
Поблагодарили: 200 раз.
Возраст: 46
Страны: 61
Отчеты: 35
Пол: Мужской




Список форумовЕвропа ::: туристический форум о ЕвропеСербия Македония Босния и Герцеговина, Косово форумОтзывы Сербия Босния и Герцеговина Косово Македония





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100