Рим транспортный
Аэропорт Фьюмичино. Это главный аэропорт Рима и самый крупный в стране. Аэропорт имени Леонардо да Винчи — это он же. Имеет четыре терминала, но наиболее вероятно прилететь в Терминал 3: подавляющее большинство авиакомпаний прибывает именно туда. Прилетал я в Roma-Fiumicino в районе шести вечера в Терминал 2. Добраться до города можно несколькими путями:
1. На экспрессе — специальный поезд Leonardo Express, который без промежуточных остановок доставит на главный ж/д вокзал Roma Termini, откуда не составит труда добраться в любую точку города — это единственное место, где пересекаются линии метро. Здесь же автобусы, региональные (и не только) поезда, трамваи и огромная стоянка такси. От аэропорта примерно полчаса езды, €14.
2. На региональном поезде — поезд FL1, который доставит на любой ж/д вокзал города кроме главного: Trastevere, Ostiense, Tuscolana, Tiburtina. Некоторые станции находятся на месте пересечения с линиями метро A и B. Соответственно, можно выйти и пересесть на нужную ветку метро. А с учётом того, что есть ещё и дополнительные остановки, разбросанные по всему городу, этот поезд может оказаться более удобным, чем экспресс. Время в пути — от 30 до 50 минут (если брать вокзалы Трастевере и Тибуртина соответственно). Стоимость — €8 вне зависимости от точки назначения в Риме. Хоть на этом поезде и можно перемещаться по городу с использованием любого проездного, приехать или уехать на нём в аэропорт по проездному не получится. Аэропорт и пара остановок до него — запретная зона для проездных.
3. На специальном автобусе-шаттле: SIT (€6), Terravision (€5), TAM (€6), Cotral (€5) и, возможно, каких-то других (цены указаны при покупке билета заранее и в одну сторону). При покупке билета туда-обратно возможен дисконт. Если же покупать билет на месте, то он может оказаться на 1–3 евро дороже. Некоторые компании имеют промежуточные остановки. Автобус может оказаться удобным, чтобы добраться в/из аэропорта ночью, когда поезда будут недоступны.
4. Зарезервированный трансфер — обычно это микроавтобус, много компаний. Во многих отелях есть такая опция. Меня, например, предлагали доставить в аэропорт за €25 прямо из отеля.
5. Такси — цена зависит от количества багажа, точки назначения и наглости водителя.
6. Пешком до ближайшей остановки общественного транспорта. Не думаю, что это удачный вариант.
Вообще-то я люблю прогуляться пешком после самолёта, если есть такая возможность. Например, можно было бы дойти до Остии, там походить, а потом воспользоваться общественным транспортом. Но хоть Остия и находится в 5 км от аэропорта, дорога туда составила бы около 9 км. Да и как-то не показалась мне эта дорога особо живописной — рядом с автострадой (а частично и по ней). Заранее брать билет на поезд побоялся — мало ли самолёт опоздает. А на месте разбираться не захотелось. К тому же с промежуточных остановок, которые были ближе к моему отелю, как-то не находилось удобного способа добраться до отеля без последующих пересадок. В итоге купил билет на автобус Terravision. Заманили они меня своей рекламой: при задержке самолёта можно воспользоваться более поздними автобусами компании, ошибки в имени/фамилии прощаются, 55 минут в пути до Термини, автобусы довольно часто. Единственное — надо не забыть распечатать билет, электронная версия не принимается.
Мой самолёт не опоздал, а багажа у меня не было. Поэтому я достаточно быстро вышел из аэропорта, дошёл до третьего терминала, где сконцентрирован весь транспорт, нашёл нужную остановку автобуса. Заложенный мною запас на возможное опоздание самолёта и на то, чтобы разобраться, что да где в крупном незнакомом аэропорту, оказался излишним. Как раз подъехал автобус, который по расписанию перед моим. Пропустив всех пассажиров, я спросил у женщины, проверяющей билеты, можно ли мне воспользоваться этим рейсом, если у меня билет на следующий. Она сказала, что без проблем, только должны быть свободные места. Зашла в автобус, проверила — места есть, — Prego!
Интересное началось уже по пути. Хотя по моим пометкам по дороге ничего особенного не должно было быть, но вид из окна радовал. Даже несколько точек (великолепная стена, церкви) добавил на карту, чтобы потом посетить. До вокзала доехали менее чем за 50 минут, ещё минут 5 заняло объехать вокзал кругом, чтобы остановиться с нужной стороны. Остановка находится с южной стороны в метрах 300 от главного входа.
Первым делом надо было купить проездной, поскольку перемещаться по городу я планировал с использованием общественного транспорта. Доступны
следующие виды билетов:
― На 100 минут (BIT) — €1.50, неограниченное количество пересадок, но пройти через турникеты метро можно будет только один раз.
― На 24 часа — €7.00.
― На 48 часов — €12.50.
― На 72 часа — €18.00.
― На 10 поездок — €14.00, эквивалентен десяти обычным BIT.
― Недельный (CIS) — €24.00, действителен до 23:59 седьмого дня, включая день первой валидации (даже если до окончания этого дня осталось всего 5 минут).
― Месячный именной — €35.00 на все дни календарного месяца.
― Месячный неименной — €53.00 на все дни календарного месяца.
Билет BIT нужно валидировать каждый раз при смене транспорта, а остальные билеты, как я понял, — только в первый раз, ну и при использовании метро — иначе просто не пройдёшь через турникет. Все билеты активируются при первой валидации и действительны для метро, автобусов (включая ночные маршруты), троллейбусов, трамваев, а также для региональных поездов Trenitalia и автобусов Coral, но только в пределах города. Ни один билет не может быть использован, чтобы добраться в/из аэропорта Фьюмичино. Карту — что входит в город, а что нет — можно найти
здесь. А
здесь можно скачать карты разной степени подробности, в том числе
карту ночных маршрутов. Городские билеты, как я понимаю, также действуют на маршрутах Roma–Lido и Termini–Centocelle. Во всех билетах (кроме месячного неименного и, наверное, BIT) надо до начала поездки заполнить специальные поля: имя/фамилия и дата рождения. Ну и всегда с собой иметь документ, удостоверяющий личность, чтобы контролёры могли сверить эти данные.
Чтобы не заморачиваться с одноразовыми билетами, я решил купить проездной на неделю. Оставался только вопрос — где? В самом здании вокзала ничего похожего на автомат ATAC по продаже билетов общественного транспорта я не нашёл — только автоматы для поездов. У главного входа вокзала ближе к дороге обнаружилась громадная очередь людей с чемоданами. Оказалось, это были желающие сесть в такси. Машины такси непрерывным потоком забирали своих клиентов, но очередь никак не уменьшалась хотя бы до 50 человек. Спустившись под землю, я попал в сеть переходов, ведущих в том числе к метро. У входа в метро обнаружилось только два старых автомата по продаже билетов. Один из них не работал, а у второго была большая очередь. Рядом находился офис ATAC, там было два работающих окна и другая очередь. Решив не рисковать с автоматами — а вдруг там не будет английского или автомату не понравится моя карточка, — я решил пойти в офис. Скорее всего никаких проблем с автоматом не возникло бы, но нужно было отстоять очередь, чтобы это понять наверняка. С людьми уж точно разберусь, решил я. Тем более офис работает всего до 20:00, а раз я успеваю, почему бы и не воспользоваться. Очередь двигалась очень медленно. Все были с какими-то распечатками, документами, а потом ещё долго заполняли какие-то формы. Не знаю, что они там оформляли, но я справился достаточно быстро, и никаких форм заполнять не пришлось. Подозреваю, что они оформляли какие-то специальные долгосрочные проездные, т.к. это как раз был конец месяца и одновременно конец квартала.
В Риме всего три линии метро: A, B и C. А всё потому, что в этом городе, куда ни копни, обязательно на что-нибудь исторически значимое наткнёшься. В настоящий момент пересекаются только линии A и B, и делают они это у станции Termini. Линия C в будущем тоже пересечётся с ветками A и B, но будет это, наверное, не скоро. По указателям MA и MB я понял, куда идти, чтобы попасть в метро линии A. Но надо же не только на нужную ветку попасть, но ещё и в нужную сторону. И вот тут возникла проблема. Ничего не поняв, я спустился на первую попавшуюся платформу, заодно активировав свой проездной. Не обнаружив нужной станции, понял, что спустился не туда. А как перебраться на платформу в противоположную сторону, для меня так и осталось загадкой. Ну ладно, хорошо, что купил проездной, а не пачку одноразовых билетов, — значит, легче выйти из метро и поискать нужный вход. Поднялся наверх, где до меня дошло, что нужно смотреть на название конечной станции. А там из относящегося к нужной мне ветке только «MA Anagnina-Battistini». А я-то помню, что мне нужно в сторону, противоположную от Anagnina. Эту станцию я запомнил, т.к. от неё можно легко добраться до аэропорта Чампино. А вот название конечной станции, если ехать в нужную мне сторону, я не запомнил. Немного потупив, я понял в чём проблема. Я почему-то думал, что через чёрточку пишется название одной станции, как, например, Санта-Мария-ин-Арачели на русском. А для присоединения чего-то другого я ожидал косую черту. Здесь же они просто чёрточкой разделили две друг к другу не относящиеся станции, и поэтому это не какая-то Ананинья-Баттистини, а две независимые станции. Значит, это был единый вход в метро линии A, а вот где-то дальше надо было свернуть в сторону Battistini. В принципе, знания названий конечных станций и нужного направления было бы достаточно, чтобы быстро сориентироваться в метро. В дальнейшем у меня никаких проблем с метро не возникало. Теоретически проблемой могло бы оказаться раздвоение на севере линии B на две ветки: B и B1, — но мне в ту сторону было не нужно. Кстати, по мере спуска в метро, но ещё до турникетов обнаружилась группа свободных автоматов по продаже билетов — знал бы, можно было бы в очереди не стоять.
Подземные переходы, ведущие в метро, очень часто украшены мозаикой. Движение поездов почему-то левостороннее. Двери открываются с разных сторон (касается МА), но в вагонах висят схемы, где можно сориентироваться, в какую сторону нужно будет выходить. В часы пик много людей — впрочем, это стандартно для любого мегаполиса. Промежутки между станциями очень короткие, а с учётом долгого спуска на эскалаторах (на некоторых станциях) метро может оказаться не самым оптимальным вариантом перемещения.
Выйдя из метро, я направился к отелю пешком, поскольку на автобусной остановке никого не было и это не предвещало быстрого приезда следующего автобуса. Дорога оказалась крайне неприятной — очень узкая пешеходная дорожка с краю автомобильной дороги, а дальше, в сторону от дороги, — стена. У меня были, конечно, планы прогуляться в центр, но после такого пути они у меня пропали. Редкие автобусы, долгое метро — решил в этот день уже ничего не предпринимать. В какой же тьмутаракани я снял номер? Но оказалось всё проще: надо просто знать расписание автобусов и ехать в центр прямо на автобусе, без каких-либо пересадок на метро. В следующие дни я так и делал: 15–20 минут — и можно начинать туристическую программу. Как раз удобно, чтобы по дороге прикинуть, какие места посещать. Но вообще сейчас я понимаю, что в Риме всё сосредоточено в центре (что, в принципе, логично), а расстояние до центра в 2–3 км по прямой может оказаться на практике очень долгим.
Автобусы. Как оказалось, это не самый плохой вид транспорта. Я ожидал худшего. Правда, я в основном использовал автобусы, чтобы добраться из отеля до центра города и обратно; про другие маршруты не знаю. В пробку на автобусе я попал только один раз, минут на 10. Часто для автобусов имеются не только выделенные полосы, но и целые отгороженные линии посредине дороги, иногда совмещённые с трамвайными путями. Судя по всему, там разрешается ездить только общественному транспорту, такси и экстренным службам. На многих остановках висят табло, которые в большинстве случаев показывают верное время прибытия общественного транспорта. Единственная трудность — достаточно сложно сориентироваться в маршрутах. У меня были как электронные карты, так и печатные, но на практике я ими не пользовался. Значительно легче было заскочить в ближайшее метро и выйти на нужной станции — в двух ветках, которые я использовал, запутаться практически невозможно. Уж очень не хотелось по картам разбираться, в какой автобус нужно сесть, где пересесть, сколько это займёт времени.
Мне в отеле подсказали приложение — Moovit. Его версией для iOS я пользовался с удовольствием. Нашёл ближайшую к отелю остановку, добавил в качестве избранных те маршруты, которые проходили через эту остановку или недалеко от неё, и в итоге в офлайне я всегда мог посмотреть полный список остановок (которые могли немного отличаться в зависимости от направления движения) и время прибытия автобуса на каждую из них. Интервал движения нужного автобуса мог составлять 20 минут, но я выходил из отеля минут за 5, а поэтому мне не приходилось долго стоять на остановке. То же самое и для направления обратно, особенно вечером, когда некоторые автобусы могут уже прекратить ходить. В общем, это значительно облегчило перемещения из/в отель. Если же телефон подключен к интернету, то можно было рассчитать оптимальные маршруты с пересадками. Этой функцией я воспользовался для нахождения оптимального маршрута в аэропорт Чампино. Вылет у меня был ранний, и мне было очень важно убедиться, что, используя первый-второй автобус, я успеваю, а также что нужная станция метро будет уже открыта и нужный поезд в нужном направлении придёт, когда необходимо. Кроме того, уже после путешествия я получал сообщения, что на таком-то маршруте, который я добавил в избранное, какие-то проблемы (сильные пробки, например), а поэтому мне стоит быть к этому готовым и по возможности найти какую-нибудь альтернативу. Иногда приложение уведомляло меня о забастовках — к счастью, только после поездки.
У автобусов в Риме есть нюансы. Считается, что передняя и задняя двери — для входа, а средняя — для выхода. Некоторые водители за этим следят, большинство — нет. Чтобы кого-то не выпустили через переднюю или заднюю дверь — я такого не видел. А вот обратное случалось. Если из автобуса никто не выходит (никто заранее не нажал на специальную кнопку), то водитель запросто может не открыть среднюю дверь. Один раз пассажиры вышли из средней двери, и водитель закрыл её прямо перед носом немного замешкавшихся китайцев. Если б они поспешили, то успели бы, но они уступали выходившим римским пожилым дамам. Вместо того, чтобы бежать к любой другой двери, они начали показывать водителю, что хотят войти. Водитель же просто закрыл все двери и уехал. Китайцы махали, стучали, бежали вдогонку — ничего не помогло.
На остановках желательно «голосовать», ну или хотя бы всем своим видом показывать заинтересованность в проезжающем автобусе. Иначе может и не остановиться. Если на остановке много людей, то скорее всего остановится, но раз даже в этом случае местные иногда поднимают руку, значит, бывают прецеденты… Если нужно выйти на следующей остановке, то надо нажать одну из кнопок в салоне, чтобы предупредить водителя. Местные это делают сразу после проезда предыдущей остановки. Если кнопку уже кто-то нажал, то загорается соответствующий сигнал — нажимать её 50 раз после этого не стоит. :-) Сначала при входе в автобус я совал свой недельный проездной в валидатор, но потом решил, что если буду это делать постоянно, то от этой тонкой картонки может ничего не остаться. Не в том плане, что валидатор что-то сделает с билетом — нет, он напечатает определённый текст на билете, только если это первое использование, — а потому, что постоянное теребление билета, перемещение его из кармана и обратно в карман может к окончанию путешествия существенно подыстрепать этот билет до состояния невалидности. Но, как я понял, постоянно совать недельный проездной в валидатор и не нужно — лишь турникеты в метро никак иначе не пройдёшь. Местные ничего никуда не суют. Контролёры мне не встречались ни разу. К слову, штраф за безбилетный проезд (или за неактивированный / незаполненный нужным образом билет) — €50. Это в случае, если оплатить не позднее 5 дней. Иначе штраф возрастает до 100–500 евро в зависимости от того, сколько усилий соответствующим службам потребуется приложить, чтобы заставить безбилетника оплатить-таки штраф.
Не знаю, кто производит стекло для римских автобусов, но иногда водители так несутся по брусчатке, а в салоне настолько всё громыхает, что я не понимаю, как там эти стёкла остаются целыми.