Безвиз! Дождались! Невероятно! Не зря делали биометрические паспорта еще год назад и теперь не придется ждать несколько месяцев. Безвиз застал нас при возвращении из Шри-Ланки, и очень хотелось его опробовать чем раньше, тем лучше. Подходящими датами оказались начало июля, но билеты в Грецию внезапно подорожали, а в Турцию и раньше был безвиз, и вдруг возникла идея поехать в Норвегию. И с билетами неплохо сложилось, еще и день в Литве можно было провести между пересадками. Решено, летим!
Угадать прямой поезд для удобной доставки себя в Киев со стыковкой к самолету становится все сложнее, поэтому путешествие начинается с электрички Краматорск-Харьков, $0.8 за человека, дети не в счет. Люблю я украинские цены...
Кстати, опытным путем оказалось, что наш туристический манеж идеально влазит между лавками в электричке. Рай перфекциониста! Что-то напрягает пара красных точек у Миши на лице, про случай взял зеленку...
По пути вспоминаем, что не взяли рюкзак-переноску для Миши... Грусть-печаль, носить-то двоих надо. Решено - купим еще один Deuter Kid Comfort в Норвегии, там-то они наверное на каждом углу продаются.
Вот и Харьков, Кира в одиночестве ждет своего поезда
Харьков-Киев-Борисполь, аэропорт, вот уж и самолет, а красных точек все больше... Самолет - маршрутка:) Думал только нам такое в диковинку, но нет - фоткали это чудо половина пассажиров
Перелеты в Европу волшебны - час из Киева, час из Риги и ты в Осло! Это не Сидней, куда 4 часа тарабанить из Москвы и 14 из Дубаи. С детьми самое то! Но цена конечно космическая, возможно потому, что билеты покупали за полторы недели до вылета.
Не испытывая судьбу, по привычке машину берем в Hertz. Цены на аренду по-норвежски сногсшибательны, за 460 баксов на ручке я еще не ездил (аренда на 6 дней). Но автомат в полтора раза дороже, так что, пожалуй, покатаемся на ручке! Детские кресла тоже поставили по себестоимости кресел, еще и ждали их почти час на парковке. Ох уж эта Норвегия...
На сегодня у нас запланирована прогулка по Осло. В Норвегию мы прилетели точно не города смотреть, но пробежаться пол дня все же можно. Время уже вечернее, но еще успеваем заехать в музей кораблей викингов. Туда и держим путь! По пути на заправке решил купить MyCall для интернета. Купил, попросил помочь продавца с активацией. Сказали там все написано! А там первый пункт - попросите продавца о помощи :-D Пришлось вернуть, даже деньги отдали налом, хотя платил и картой. К слову, это был единственный нал, который у нас появился в Норвегии! Невероятно, но даже придорожные тёти в какой-то глуши сидят продают клубнику с терминалами!!!
Каждая страна приносит свои сюрпризы для автопутешественников. И как бы мы ни думали, что видели уже "очень много", очередная поездка снова и снова ломает все твои стереотипы. В Норвегии движение относительно спокойное, но непонятно по какой религии они почти никогда не включают поворотники! Нет, едут они спокойно, из ряда в ряд не прыгают, но поворачивают просто так, наобум, и так же ездят по кольцам. Жутко напрягает, электроэнергию чтоли экономят на поворотниках...
Другим сюрпризом автопутешествия по Норвегии стали платные дороги. Цены довольно высокие, платных участков много, многие тоннели платные. Но и это не беда! А беда в том, что Норвегия - страна тоннелей, а навигатор в тоннеле не работает. И вот едешь ты по тоннелю, за тоннелем кольцо, а куда ехать непонятно - навигатор еще не поймал GPS. Едешь наугад в другой тоннель, оказывается не туда. Итог - баксов 15 за тоннель туда-назад, не говоря уже о том, что проехал лишних километров 20. Да! В Норвегии есть ОЧЕНЬ длинные тоннели! Самый длинный, по которому мы ехали - 23 км!!! Еще один печальный случай из личного опыта - выезжаем с парковки на дорогу (2 полосы, посередине сплошная), нам налево, хотели культурно объехать найти разворот, а оказалось через 100 метров платный тоннель:( Туда-назад - $12 и 40 минут покатушек. Ошибаться на норвежских дорогах больно и дорого!
Итак, выбрав неправильную платную дорогу уже в Осло ($5 стоимостью и столько же за возврат), в конце концов попадаем в музей кораблей викингов. На вид - музей на отшибе, места вокруг много, но парковка, очевидно, платная. Ок, заплатили, идем...
Не особо весело тут, пара больших корабликов, неплохое видео с проектора на 3 стены с "эффектом присутствия" и сувениры. На улице все здорово, зелено и солнечно, даже подумать сложно, что музей через 10 минут уже закрывается
Что еще в этом Осло поделать? Съездить в центр чтоли... В центре с парковками вообще ничего не понятно, мы по привычке решили припарковаться в паре кварталов от предполагаемого места назначения, но цена подземной парковки там оказалась 44 доллара в час (350 NOK)! А первые 15 минут "всего" $10 (80 NOK)... Пока разбирались что к чему закончились наши 5 бесплатных минут, хорошо подвернулся какой-то парень который сам вызвался свиснуть персоналу парковки и нам открыли шлагбаум. В конце концов искали парковку на улице, там она оказалась дешевле. Маразм конечно, но потратили около часа просто чтобы найти где стать:(
Центр Осло мы видимо угадали на вид по навигатору. Брусчатка, фонтаны, сувениры, кафешки, барахолки... Все эти города уже не отличаются в памяти!
Венцом центра конечно становится Королевский дворец. Дворец и дворец, как миллион других. Вокруг парк, написано, что надо обнимать деревья. Что поделаешь...
Единственное, что здесь впечатлило - размеры чаек (или бакланов, не могу сказать наверняка)! Они там просто огромные!
Неинтересный этот Осло, и дорогой к тому же. Бежим к машине, попутно пытаясь поймать рабочий вайфай в кафешках. Ведь интернета все нет, а без него совсем плохо: ни навигатора, ни достопримечательностей. В магазинчике по пути решаю второй раз испытать счастье с MyCall. После 20 минут тыканья в монитор и звонков куда-то продавщица сообщает, что в центральном офисе MyCall можно получить рабочую карточку сразу, в то время когда в других местах продавец должен заполнить какую-то форму и отправить ее в центральный офис на рассмотрение, что займет какое-то время и карточка не будет работать сразу. Почему-то еще и не каждый продавец такое может сделать, она не смогла. Говорит, что центральный офис уже закрыт и лучше пойти именно туда, но уже завтра. Облом...
Наивно полагая, что мы это будет рациональным решением, я, как обычно, забронировал место ночлега на первую ночь по пути нашего следования. Это оказался Sandvika. Но увы из-за сумбурности происходящего (задержка от Hertz, ловля Wi-Fi вместо интернета в кармане, блуждания по дорогам из-за предыдущей причины) такое решение уже не выглядело самым рациональным. Дело к вечеру, интернета нет, да и желания нет менять что-то прямо сейчас (к тому же жилье на . и оно уже оплачено), поэтому едем в Sandvika и будет что будет!
К 9 вечера добираемся до места обитания, оказывается у нас тут целый полуподвальный этаж в огромном доме! Еще решили заехать в супермаркет, и какой же кирпич был на моем лице, когда и там оказалась платная парковка!!! Чтобы было понятно - город мелкий, частные домики, места много... Блин, у них наверное и в собственных гаражах паркоматы стоят!
Уже к 11 вечера, после обеда-ужина и отправки детей спать, можно и прогуляться. Белые ночи - вы прекрасны!
Белые ночи как таковые мы уже наблюдали прошлым летом в Карелии, но здесь, в нордических пейзажах, солнце за сопкой в середине ночи выглядит просто невероятно!
Нет сомнений, у Миши началась ветрянка... Проследовали тренду наших широт и разукрасили его в зеленые точки. Может и зря, но пусть будет
Так, наконец есть интернет и можно проверить что к чему. Трагедию с MyCall мы уже осознали. К тому же Deuter Kid Comfort не так уж и на каждом углу, нашел всего пару магазинов в Осло, а дальше - только в Бергене. Решено - увы, но мы снова едем в Осло!
И снова дорогие парковки, которые еще и поискать надо, поэтому паркуемся в паре кварталов от места назначения и бежим!
В MyCall нам, наконец, оформляют карточку и ура! Мы с интернетом! Пока ожидали активации в магазине детям выдали солнцезащитные очки с рекламкой MyCall:) Приятно, но это наверное какой-то специальный норвежский стеб :-D Еще бы крем от загара дали...
В паре сотен метров отсюда - большой спортивный магазин, где мы успешно покупаем Deuter Kid Comfort Air! Хоть в этот раз нам со всем повезло. Все, навстречу приключениям!
С дорогами Норвегии и организацией движения мы пока знакомы мало, при примерной прокидке маршрута оказалось, что в некоторых местах не обойтись без паромов. Интересно это все, но посмотрим на месте как оно... Пол дня уже потеряно из-за поездки в Осло, планируем доехать до Stavanger и оттуда в плато Kjerag. Забегая наперед - план несколько провальный:)
Уже через пару часов после грустного урбанистического Осло пейзажи становятся куда лучше. Вот мостик через какую-то речушку с водопадами. Очевидно, что все сделано под выработку электричества
Еще пол часа и начинаются горы и долины. Фьорды, вы ли это? Так воды нет...
А вот и первый снег! Это настолько невероятно - увидеть снег среди лета!
Пока правда вдалеке и на горах, но дети уже в восторге:) По дороге встречаются какие-то мелкие поселения с прикольными крышами
Интересно, это случайно туда земля попадает и трава растет, или они так специально делают? В любом наборе выглядит прикольно, будто эти дома как грибы из земли повылазили.
Едем дальше, выше, снег все ближе
Вот! Вот он! Уже совсем рядом! Недалеко от дороги! И хоть уже вечер, и ехали почти весь день, и дети устали, и очень хочется поскорей добраться до места ночлега, но мы все вчетвером просто не можем удержаться от того, чтобы выйти и походить по этим снежным красотам
И это не просто факт наличия снега, это какие-то невообразимые пейзажи, когда на горах мертвые камни и ярко зеленая трава стоят вплотную с сотнями кубометров снега и холодными прозрачными озерами.
Все эти дамбы и насыпи для электростанций иногда чудесным образом появляются вдоль дороги. Будто в стену едешь:)
Уже глубоким вечером доезжаем до Мечей в камне
Красивые они конечно, но такая себе достопримечательность (особенно учитывая завтрашний день). На закате там много фотографирующих, даже украинцы попались:) Еще пол часа - и мы в очередном доме .. Очередной подвал красивого дома.
У Миши на фоне ветрянки поднялась температура, состояние у него так себе, но пока контролируемое. Демотивирует для продолжения поездки. При поездках с детьми мы всегда морально готовы прервать путешествие и вернуться домой либо скорректировать маршрут каким-либо образом. По крайней мере, у нас такая договоренность между собой, и это тот самый раз, когда это утверждение возможно придется проверить, потому как состояние Миши на грани контролируемого нами.
Приехали мы как всегда глубоким вечером, около 22:00. Ближе к полуночи нам даже удалось завести в доме пожарную сирену из-за пара с ванной комнаты... Изрядно заставили хозяев побегать и потанцевать под датчиком, чтобы исправить положение..
Хозяева - пара, лет 30, переехали в дом недавно. За эти 2 с небольшим дня накопилось много вопросов о жизни в Норвегии, и они стали жертвами моего допроса. Судя по всему, не без помощи родителей, но они таки в состоянии купить такой дом (возможно в ипотеку, но все же). Отопление - электрическое, как и везде в Норвегии. Нас всегда кормят байками о 16 градусах в помещении по Европе, захотел у них спросить напрямую. Вопрос, наверное, выглядел странно в их глазах, но сказали, что топят все настолько, насколько позволяет финансовое положение:) Так что наверное привычная температура в помещениях у них такая же, как и у нас...
Почему электричество? Это же дорого! Но нет, говорят, что у них тут много ГЭС и прочих возобновляемых источников энергии, и стоит она тут адекватно доходам. А круто ведь когда на своей электроэнергии работает все в стране, в том числе и отопление, этакий универсальный интерфейс для каждого дома за вменяемые деньги.
Эти же ребята рассказали, что владеть машиной в Норвегии очень дорого. У них какой-то Volkswagen седан недорогой, на вид около 5 лет возрастом. Как раз завтра собираются ехать на какой-то европейский контроль, который нужно ежегодно проходить. Стоимость что-то около 400 евро! Плюс к этому еще какие-то налоги на авто есть, жутко это все.
Есть время погуглить планы на завтра, и тут я начинаю осознавать несостоятельность вчерашних планов: хоть Stavanger визуально и близок к Kjerag и Lysefjorden, дорога к нему проходит с другой стороны, и мы вчера ехали как раз по ней. Придется возвращаться А в реальности оказалось все еще хуже - ближайшая дорога перекрыта на ремонт, и ехать аж 4 часа, 3 из которых назад! Это такой себе масштабный облом, учитывая, что мы в Норвегии на несколько дней. Дорогим удовольствием оказалось посещение Мечей в камне...
Но этих фейлов нам было явно мало, поэтому, чтобы еще чуть-чуть добавить радости в жизни, при выезде на дорогу по 1 полосе в каждом направлении была сплошная, нам надо было повернуть налево, и я решил культурно поискать разворот. Увы, через пол километра начался платный тоннель, и еще почти час мы ехали по этому многокилометровому тоннелю туда-назад за свои деньги и искали разворот. Я люблю Норвегию!
Едем в Kjerag, еще не зная некоторых подробностей выше. А вот и перекрытая дорога. Жаль, придется объезжать. Катя говорит, что видит какие-то знакомые пейзажи, но я ее уверяю, что тут мы точно не ехали! Но когда мы видим тот самый поселок с травой на крышах даже у меня лицо стало кирпичом. Наконец осознали...
Итак, доехали до момента, где нужно поворачивать на новую дорогу. Ура, жизнь как с чистого листа
По гугл картам сложно было прикинуть что из себя представляет город Lysebotn и как организован маршрут на Kjerag. Исходя из опыта прошлых путешествий я, в целом, не рассчитывал на какие-либо отличия, но они таки были...
Парковка перед трейлом оказалась платной, что уже не так сильно удивляло. Масштабы парковки конечно удивили. Паркомест много, машин тоже много. Мы приехали во второй половине дня, но даже в это время на парковке готовились к походу на Kjeragbolten. Выглядят все так сурово - специальная походная одежда, трекинговая обувь, палки, шапки, очки, палатки и прочая ерунда... Как-то аж не по себе стало.. Мы как обычно вывалились с машины "в чем есть", закидали детей в рюкзаки, взяли пару печенек, поздоровались с прикольными местными овечками с колокольчиками, которые ходят по парковке, да и пошли...
В начале трейла стоит указатель - до Kjeragbolten почти 5 км!
Эй, меня к такому жизнь не готовила! Вернее сказать готовила, но я как-то не рассчитывал, что здесь так много ходить... Ну и ладно, 5 так 5, погнали. На входе надзиратель парковки неоднозначно улыбнулся, на подсознании небось предрекая нам скорый возврат через 300 метров, про случай спросил откуда мы приехали. И таки запомнил же, что с Украины...
Так, ландшафт тут крут. Я бы даже сказал КРУТ! В некоторых местах по камням приходится без преуменьшения лезть, попутно балансируя ~20 кг рюкзаком с ребенком. Мы пока свежие, 2 дня в машине, размяться - самое то! Залезли на первый подъемчик, чувствуется, что высоко
Каждый новый подъем добавляет новые пейзажи. И показывает сколько еще мотать до следующего еще более крутого подъема :-D
Есть где походить, да и красиво в целом
Некоторые подъемы действительно впечатляют! Да, это именно тот маршрут, который должна пролезть каждая девушка с полуторагодовалым ребенком за спиной на втором триместре беременности!
А вот такие места при виде снизу вообще демотивируют. Особенно когда они появляются на 3-4 километре прогулки
Хорошо хоть попадаются и горизонтальные места с красотами
Это плато бесконечно!
По пути встречается много людей, которые округляют глаза при виде нас. Некоторые даже пытаются подбодрить словами или апплодисментами:) Попался даже парень, который аж попросил сфотографироваться с нами, сказал, что его друзья не поверят... И нас заодно сфоткал
Хоть предстоящие подъемы и не добавляют радости, но в целом темп передвижения вполне удовлетворительный, многих нам удалось обогнать, но и мы не были впереди паровоза. В целом пейзажи повторяются и повторяются, и уже к середине маршрута есть настрой просто дойти до конца
Да, наверху прохладнее, чем на парковке, поэтому детей пришлось упаковывать во все, что есть
Вот уж и к снегу вплотную подошли, осталась всего сотня метров!
Маршрут очень чистый, но в труднодоступных местах иногда просматриваются удручающие вещи
Финишная прямая!
Снег нестабильный, лежит между камнями, местами провалы, которые приходится перепрыгивать... Брр, опасно!
Везде склоны, даже детей сложно оставить просто потому, что почти не найти место, куда поставить рюкзак, чтобы он не уехал... Но не будем о плохом!
Ох и хитрый этот камень! Сбоку от него есть вход, и там совсем не страшно. В тот момент, когда я попал к камню, не было очереди, и я даже не сразу понял, что уже стою на нем :-D
Кира так и рвется погулять по снегу и потрогать его. Язык мой враг мой. Уже через пол минуты, когда ее руки отмерзли, эмоции восторга превратились во что-то похожее на это
Катя постояла в очереди, наверное поэтому она поняла, что стоит на камне
Обрыв чуть дальше Kjeragbolten выглядит не менее масштабно, подозреваю второй указатель на старте был именно к нему!
Чего не сделаешь ради инстаграма
А под камушком действительно все страшно: внушительный обрыв, водопад и груда камней на дне
Катя, осмелев, решилась на второй заход
Больше здесь делать нечего, поэтому идем назад. Вдоль маршрута многие видимо от скуки собирают каменные пирамидки. Весело же
На парковке тот самый парковщик уже аплодирует и кричит Miss Ukraine:) Забегая наперед могу сказать, что по нашим ощущениям маршрут к Kjeragbolten был самым тяжелым в плане подъемов, спусков и преодолевания как такового, хотя он не самый длинный и пришли мы на него еще "свежими":)
Уже почти 7 вечера, а на парковке я узнал, что последний паром с Lysebotn отправляется в 6. Обидно, но в Lysebotn мы все же съездить решили: и на фьорд посмотреть, и себя показать:) Дорога к воде весьма интересная, навигатор тут точно не помощник
Снизу все не менее красиво, чем сверху
Вот он, Lysefjord! Немного постояли и понаслаждались видами, но дело к глубокому вечеру, надо искать ночлег. Взгрустнули по поводу парома мы неспроста, ведь на нем самый короткий путь к Preikestolen, куда мы собираемся завтра. Но спать где-то надо, поэтому снова едем по очень знакомой дороге в объезд...
Не многие места пребывания свободны, адекватны по цене и находятся по пути. Не очень по пути, уже за полночь остановились недалеко от города Sandnes в отеле. Состояние Миши все еще не очень хорошее, но пока стабильное. В любом случае после такого внезапного марш-броска утро было не быстрым... Зато до Preikestolen ехать всего чуть больше часа. Еще и с паромной переправой!
Переправа - как маршрутка. Все налажено и по часам. Ночью не плавают (может, не все), поэтому даже при большом желании и белых ночах выше головы не прыгнешь!
Вот и приехали на Preikestolen. Здесь движняк в разы больше, чем на вчерашнем Kjerag! Вчера было солнышко, а сегодня мерзкий бесконечный дождь в перемешку с туманом, еще и похолодало. Смотря на Мишу нет никакого желания тянуть его из машины в это все:( Но маршрут обещает быть "самым простым в Норвегии", к тому же решено хорошо запаковать детей и купить местные дождевики. Дождь, кстати, был периодически конечным, хотя сильно ситуацию это не спасало...
Хоть здесь почти и нет отвесных подъемов, погода сыграла свою роль: вода на камнях делает их очень скользкими, не говоря уже о том, что между камнями часто бывают лужи
Маршрут здесь в целом проложен куда лучше, и деревянные мостики-тропинки тебе, и ступеньки... По крайней мере в первой половине пути:)
А вот и дождь, а во время дождя вылазят два человека-улитки с инкубаторами на спине
Ситуацию можно описать в целом одним словом - трагическая. Температура не очень низкая. Но 20 кг за спиной добавляют еще градусов 15 к телу, которое их несет. Дождь просто отвратительный! Он не сильный, но если не одевать дождевик, то через пару минут вот такое
Дождевик, как можно догадаться, расчитан только на человека, без рюкзака, поэтому с рюкзаком он немного елозит и это доставляет дискомфорт. Да и ребенок за спиной то и дело егео цепляет и пытается вынырнуть в какое-нибудь окошко. Но еще больший дискомфорт составляет то, что дождевик прекращает теплообмен и приходится идти как в инкубаторе. В итоге что от дождя, что от пота - все равно мокрый...
Людей на маршруте тьма, будто в магазин пришли
Как и вчера все разодетые в North Face, трековые кроссовки и прочую атрибутику. Встретились по пути и россияне, которые расспрашивали не по донецким ли паспортам мы в Норвегию приехали (комментарии излишни), и несколько человек из тех, с кем мы виделись вчера на маршруте к Kjeragbolten. С ними веселее всего, нас ведь издалека можно узнать по улиткам:) Пара дам азиатской внешности сделали вполне европейские глаза, когда после вчерашнего Kjeragbolten увидели нас здесь:-D Да и мы с ними поздоровались, уже как родные...
Ближе к концу маршрута ступеньки уже кончились, а хоть и небольшой, но все же скользкий подъем заставил ноги очередной раз потрудиться
Дети, жуя печеньки, держались молодцами
Дошли до фьорда, осталось совсем чуть-чуть
На камушке, как ни странно, очередь не большая. Да и туман как по заказу расступился как раз когда мы пришли
И хоть издалека погода выглядит слегка туманной, на самом деле это выглядит вот так
Вид сверху, безусловно, очень крут
Вот такой он Preikestolen. Опять-таки забегая наперед, маршрут к Preikestolen оказался для нас самым простым в плане подъемов и спусков, но погодные условия сделали его не намного проще вчерашнего Kjeragbolten.
На парковке еще и бонус получили в виде такого черного создания внушительных размеров
Наш график похождений понемногу начал смещаться в сторону дня, да и Preikestolen был покороче Krejagbolten, поэтому сегодня еще прокатимся на север, поближе к Языку тролля Trolltunga!
Исходя из гуглений, лучше ехать не по обычному 13 шоссе, а ехать по 520 - должно быть красивее и интересней. А поехали!
По пути встречаются разные водопады
Ко всем есть подходные пути, ступеньки и т д, но их так много, что успевают надоесть! Некоторые уже настроили под генерацию электричества
Жаль туман не дает смотреть вдаль для полноты картины, но все, что вблизи, выглядит холодно и привлекательно
А вот и детская забастовка - требуют снега! Хорошо, найдем, остановимся и обязательно потрогаем!
Я тоже не удержался, хотя выскакивать из теплой машины в футболке - не всегда лучший вариант
Водопады надоело уже даже фотографировать, течет все и отовсюду
Так неспеша к вечеру и приезжаем в окрестности Roldal, в какой-то гестхаус для лыжников и сноубордистов. Да, здесь трассы через дорогу, но сейчас не сезон, поэтому людей тут совсем нет. Уставшие и измученные, уложили детей спать.
На двухъярусной кровати, которая занимает больше половины нашей комнаты, в полусне Катя гуглит информацию о предстоящем на завтра Языке тролля. В завершении дня она выдает уверенное "НЕТ! Я туда не пойду!". Начинаю гуглить и понимаю, что она имеет ввиду... Идти пешком почти 26 километров, по горам, грязи, снегу... К сожалению, я с ней соглашаюсь...
Но вот оно, то самое утро! На небе ни облачка, потеплело, прогноз погоды более, чем отличный!
Да и Мише стало намного лучше!
Но мы придерживаемся вчерашнего разговора: собираемся не спеша
Заезжаем посмотреть на водопад Лотефосс
Сложно его весь охватить без захода в воду...
А вода здесь хоть и нереально красивая, но реально холодная
На другой стороне моста можно даже на камушки к нему залезть
Время уже близится к полудню, и... мы таки решаем идти на Язык тролля! На парковку приезжаем около полудня, место нашли только на задворках, но все равно исправно заплатили по полной... Пакуем детей, себя, печеньки и вперед!
Говорят, туда как-то можно подниматься по лестнице фуникулера, но уж чересчур там много запрещающих знаков, а знаки на маршрут идут совсем в другую сторону. Мы же добропорядочные туристы, поэтому идем куда можно... Увы, но уже начитались об этом маршруте, потому как думали не идти. Не люблю я изучать достопримечательности до их посещения! Вот и первый подъем по лесу
Катя хоть и сама согласилась, но стабильно кидает на меня косяки, будто я заставил ее сюда идти!
Кстати, на многих маршрутах стоит знак о том, что нужна соответствующая обувь. А в интернетах пишут, что обязательно специальная трекинговая и т д.. Мы ходили в обычных кроссовках, на камушках иногда бывает скользко, но в целом не критично. Мои NB вообще держались молодцом, хотя они уже всю Австралию отшагали.
А вот и первая семья - пара с мальчиком лет 5 возвращаются с похода. Рассказывают как тяжело было идти, брали палатку, ночевали, упакованные в теплущие комбинезоны... Я в футболке наверное вообще показался им слабоумным... Сказали очень тяжело и весьма удивились, что мы таким составом идем в один день. Да, на маршруте к Языку тролля есть своя терминология: "в один день" - это сходить за день туда-назад, а "с ночевкой" - это, собственно, с ночевкой. И очевидно, что когда нормальные люди идут в один день, они не стартуют после полудня. Большинство наших попутчиков, которые двигались в том же направлении, шли с ночевкой. Это видно невооруженным глазом: те, кто в один день, несут бутылку воды и рюкзачок для пары бутербродов, а с ночевкой - как навьюченные ослы:)
Есть 2 типа людей. Первые гребут по подъему как на марафоне, но каждые 50 метров делают передышку. Вторые - Катя, монотонное ногошевеление все 13 километров (за исключением остановок из-за детей).
В целом скорость выходит одинаковая. Вот нас догоняет мужичок внешности и одежды будто водитель украинской маршрутки. Надо же, Полтава! :-D Познакомились, говорит сын с Дании пригласил. Пока вошкались с детьми он обогнал и пошел дальше. В это время уже не так много людей выходит на маршрут, поэтому и нас особо никто не обгоняет, и мы не обгоняем никого. На старте маршрута даже написано, что если вы не прошли первые 4 километра до часу дня, возвращайтесь назад! Хотя эта отписка только для походов начиная с сентября, а сейчас ведь белые ночи...
А вот и второй подъем
Писали, что он еще тяжелее первого, но данные наверное немного устарели. Он оказался не тяжелее, потому как там более-менее структурировали валуны под ступеньки. Но есть предположение, что сделали это только недавно, потому как вблизи стоит 3 экскаватора, да и кое где конструкция еще не доделана. Земли вокруг этих ступеней кучи, боюсь даже представить, что там бывает во время дождя.
О, те самые дамы азиатской внешности теперь и на этом маршруте! Здесь они вообще ушли в осадок от происходящего, хотя мы долго смеялись друг над другом:) Надо же было так попасть: третий день, третий маршрут, и одни и те же люди каждый день...
Поднимаемся выше, тут уже начинается снег. И не такой снег, как на Kjeragbolten сотня метров, а здесь приходится грести по снегу около километра! Снег растоптанный, жутко скользкий, дисбаланс в виде ребенка на спине очень доставляет
Да, если предыдущие маршруты были "дойти до цели", то здесь можно сказать с уверенностью - сам маршрут в разы красивее и живописнее. Даже усталость всех прошлых дней не заставит не взяться за камеру...
А вид вниз просто обескураживает
Не удивительно, что по дороге то и дело встречаются палатки и фоткающиеся люди
А вот и нам свезло кого-то сфоткать и попросить того же взамен
Чем дальше идешь, тем атмосфера становится напряжнее. Загустевшие облака добавляют полумрак, камни темнеют, чаще лежит снег, талый снег создает грязь... У некоторых заметна грязь до самой куртки, это ж как надо было шагать...
Километре на 10-м уже и со знаком не стыдно фоткаться
Последний километр даже сложно вспомнить: очень много людей идут туда-сюда, много небольших подъемов, луж, снега, начинается ветер. И вот он, красавчик!
Очередь конечно человек 30 стоит, но мы с Кирой проскочили вокруг:) Пожалуй, самым сложным и опасным на маршруте оказалась лесенка, по которой надо слезть, чтобы подойти к языку. Не так-то просто слезть по лестнице с ребенком, если он не в рюкзаке!
Ветер дует, Кира подмерзает, народ ждет
Пора убегать! Теперь Катина очередь. С Мишей она не рискнула, но на пальцах очереди объяснила, что тот предыдущий парень с красной шапочкой с ней в одной команде. Пропустили
Самой ей конечно было где разгуляться... И да, про случай фото из серии ожидание-реальность. Вот так в реальности выглядят 20 метров левее от тех красивенных фоток с Языком тролля
А если цель не только пофоткаться на языке, то отовсюду открывается красивейший вид на ярко-синюю воду
О, каким-то образом в последние пару холодномокрых километров мы обогнали джентельмена с Полтавы и его семью с сыном, они как раз подошли, когда мы уже нафоткались. Оказывается, они тоже с девочкой 4 лет! Но у них 4 взрослых, несли ее по очереди... Отлично, есть кому сделать общий кадр
Тут уже и на меня ветер, наконец, подействовал... пришлось одеться, хотя до этого всю дорогу было комфортно в футболке. По ощущениям температура за бортом была около +5.
Ура! Язык тролля посетили! Теперь всего ничего добраться до машины... Разворачиваемся и отчаливаем в начале 6 вечера. Дети начали подмерзать, а ветер на верхушке выдул из них последнее тепло. Кутаем их во все, что есть и идем назад. Миша начал раскисать, а в катиных предпочтениях нет пункта по переносу кислого Миши, поэтому она забирает более свежую Киру. А Миша тем временем проспал в рюкзаке у меня за спиной все 13 километров! Потяжелевший за спиной Кати ребенок сбрасывает ей 30% скорости, а мои остановки будят Мишу, поэтому приходится идти 20 минут вперед, а потом 10 назад. Со стороны, наверное, выглядит не очень.. будто мне мало походушек оказалось...
Попадаются ребята в спецодежде с фонарями, оказывается это персонал маршрута: они каждый день ходят туда-назад и проверяют, чтобы не было мусора и прочей ерунды. Вот так вот, для кого-то сходить на Язык тролля - подвиг, а у людей такая обыденная работа! Ох уж эти норвежцы...
Назад шлось монотонно и примерно так же по времени. Колено стреляло уже настолько, что больно было наступать на ногу, и это с легким Мишей! Умудрились даже чуть-чуть заблудиться ближе к концу маршрута, но все обошлось. На первом подъеме, который теперь уж оказался спуском, нас догнала компания Полтава-Дания:) С ними мы и пришли к парковке в начале 10 вечера. Неописуемым счастьем и радостью было согнуть колени и усадить свою жаждущую приключений задницу в машину! Ноги хватала неуправляемая дрожь и первое время было даже сложно нажимать на газ и тормоз. НО МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!
Так-с, а жилье у нас не забронировано. Сказать честно, в 10 вечера "на сегодня" я еще жилье никогда не бронировал. А тут еще и глушь, даже сети нет, и интернета... Отъезжаем и по-быстрому бронируем ближайшее адекватное незанятое место аж в Vossevangen, а это почти 2 часа езды! Что поделать, такая она, спонтанность... Мы были не прочь посмотреть на водопад Vøringfossen, но возле него не оказалось жилья в наличии. Когда бронировали думали вернуться к нему завтра, но оказалось, что и ехать туда больше часа, и возвращаться потом тот же самый час, и к тому же по дороге был какой-то дорогой и нереально длинный тонель, по которому еще 2 раза не захотелось ездить. Наверное, к 50-му в своей жизни водопаду теряешь к ним былой интерес...
Вот и первый нормальный норвежский отель, в котором мы побывали. Нормальный - значит просто в 2 раза дороже тех мест, где мы ночевали до этого. А в остальном - обычный отель с немного необычными видами
Как быстро растут дети! Кира вот уже доросла и может удержать в руках зеркалку. Еще пару лет - и может будут у нас с Катей совместные фото
Так, находились мы вволю, времени уже остается не так много, а надо еще посмотреть какой-нибудь ледник. Мы же в Норвегии! Решено: едем на Nigardsbreen! Ехать долго, почти 4 часа, да и свежесть после вчерашнего (а за ним и позавчерашнего, и 2 дня назад) уже не та. Очевидно, что после Языка тролля и заезда в отель в час ночи выехали мы не чуть свет, зато хоть выехали...
В Норвегии есть эстеты особого вида, которым абсолютно не напряжно вырулить на катерке или яхте в холодную воду. Нам такого пока не понять...
С этих краев начинаются бесконечные тоннели. Тоннели по 7, 10, 20 километров, платные, бесплатные, внутри тоннелей даже круговое движение попадалось (!!!). Да и на выезде тоннеля бывает кольцо и две дороги в два других тоннеля. Пейзажи особо не посмотришь, это такая себе Норвегия изнутри:)
А вот очередная паромная переправа
И наглядное подтверждение тоннельной теории: В огромной скале 200 метров инфраструктуры: тоннель на въезд, тоннель на выезд и причал для парома. Норвежский минимализм
В конце концов мы добираемся и до Nigardsbreen!
А вот и сам ледник
С парковки каким-то маленьким выглядит... Ану-ка, что это за мусорок там посередине?
А это толпа крошечных людишек-муравьишек!!! Не такой уж он и маленький...
Ну что же, идем!
Вода здесь волшебно-непонятного цвета. Должна быть вроде чистой, а на вид - как с известью
Также тут организован хитрый трансфер: вроде и не дорого, но подвозят меньше, чем на пол пути. А надо оно?
Катя подумала, что настал звездный час: вчера девочку на Язык тролля без рюкзака носили, Кира ничем не хуже, а тут еще и маршрут легкий... Катю иногда не переубедить, но когда ее не переубедить приходится после 200 метров пути бежать за рюкзаком...
Каким образом тут все происходит понять сложно. Где-то снег лежит, где-то вечная мерзлота, с другой стороны деревья растут огромные, а посередине вообще камни с мохом
А маршрут кстати не самый легкий: много камушков, небольших подъемов-спусков, скользко.. на уставшие ноги ходить уж точно не легче, чем Preikestolen
Несмотря на холод, в Норвегии все как у людей. Вот каякист рассекает ледяную воду
А вот растет бурная зелень с непонятными плодами
Идем уже как будто вечность, а ледник все не приближается
Хотя если смотреть на парковку, - она уже очень далеко
На подъеме путь раздваивается: пишут, что влево идти можно только в составе групп и только тем, кто собирается подниматься на ледник. Мы бы и поднялись, но там выдают экипировку и ее формат не соответствует наличию детей на спине. Да и к тому же там стоит ограничение на подъем для детей толи от 7, толи от 10 лет. В любом наборе нашим даже суммарно столько будет не скоро... Поэтому честно идем по пути, куда можно.
Уже через несколько минут виднеется бурная река из талой воды и ее источник прямо у подножия ледника
Потихоньку начинаем понимать подвох
Доходим до конца и подвох становится очевидным: по этому пути нет моста! И маршрут обрывается в паре сотен метров той самой рекой, вдоль которой стоит забор с надписями "проход запрещен". Вот это облом!
Только сейчас начинаем осознавать, что сюда почти никто и не шел. Эх, идем обратно... Катя настроена идти к машине, а я все предлагаю пойти по другому пути. Авось че будет. Катя не в восторге, но таки идем туда. На обратном пути успеваем даже предупредить несколько человек, что впереди облом. Некоторые даже оказываются с Луганска, совсем побратимы))
Итак, другая сторона маршрута выглядит более оптимистично - тут есть подвесной мост через реку
Тут возвращаются какие-то ребята, пытаемся их пропустить, но они надумали пофоткаться, то ждут фотографа, то кадры неудачные, то еще что-то... на третьей минуте действия Миша в рюкзаке уже начинает нервничать, я его абсолютно поддерживаю и мы идем на встречку к ним и как-то пролазим мимо. Ребята видимо были абсолютно обескуражены нашим поступком и даже высказали все, что они думают, но уже Кате с той стороны моста. Виноватым себя не считаю
Ближе к леднику холодает, скользко и моросит дождь. В такую погоду, в июле, все это звучит глупо, но чувствуешь себя полярником, который прорывается в метель:) Мише не нравится такой расклад, поэтому приходится его на руках нести... Подходим к леднику
Стоило ли расставлять такие серьезные знаки, если в конце просто сидит один мужик, обслуживающий оборудование для подъема (кошки, кирки и прочую ерунду). Спросили у него можно ли пройти посмотреть на ледник поближе - да пожалуйста, только аккуратнее там, а то, говорит, глыбы отваливаются бывает, кого-то убило тут несколько лет назад. И зачем делать тот второй маршрут и тратить энергию впустую?
Наконец можно посмотреть вплотную, из чего оно состоит. Издалека ведь оно белое, но отдает голубизной
А при детальном рассмотрении это такой себе плотно слежавшийся снег. Снег-лед. Кира изучает
Я наслаждаюсь
Миша проснулся
Посмотрели, потрогали, пофоткались, да и назад...
Путь туда у нас занял около 2 часов с учетом усталости и выбора неверного маршрута, назад же мы просто долетели! Тут и солнце вышло и все это снежнозеленое царство приобрело невероятно яркий окрас
На парковке самый оригинальный туалет
Мне долго разрывало шаблон, но в конце концов я понял - есть раковина и нет смесителя!!!
Завтра днем улетать назад, а у нас впереди еще 800 км дороги! На Атлантическую дорогу мы уж не успеем, а вот Лестницу троллей еще можем захватить. До вечера едем сколько сможем. С бронированием жилья снова туго, находим отель в Valldal, ехать около 6 часов. По пути еще можно посмотреть на Geiranger Fjord, должен быть красивым.
Норвежские пейзажи не перестают умилять
А вот и Geiranger. Городок выглядит заточенным под туристов и очень дорогим
Мы едем повыше и охват издалека. Скорее всего тут живет больше местных, а туристы ближе к воде. Да, отличительная черта Норвегии - батут чуть ли не в каждом дворе!
Водопады даже не знают как заставить туристов себя фотографировать. Здесь падают уже просто на дорогу!
А вот и сама обзорка с видом на Geiranger Fjord
Красиво, масштабно.. Но развлечение на 20 секунд...
Кстати, на маршруте до нашего отеля где-то есть паромная переправа, а ее все нет и нет... немного нервничаю по этому поводу. Оказывается, переправа в 7 км от отеля! Интересно, как работают переправы в Норвегии в непопулярное время...
Приезжаем в Eidsdal в 22:05, несколько машин в очереди. Паром в 22:15, а следующий в 6 утра! А мы так неспеша ехали... еще бы чуть-чуть и пришлось ночевать в машине! А вот и паромчики отдыхают
и наш плывет
Хорошо, когда ждать недолго:) Вот и очередной вид из середины фьорда
Отели в Норвегии как специально ставят в супер видовых местах. Наверное здорово сюда заехать на неделю-другую, если ты пенсионер
И снова ехали долго, и снова утром рано выехать не удается. Едем впритирку к сдаче машины в аэропорту, а надо бы еще посмотреть Лестницу троллей. Ай, будет что будет!
Лестница троллей оказалась не такая быстрая, как обзорка на Geiranger Fjord. Здесь куча сувенирных магазинов, огромная парковка и очень много людей. И идти до основной обзорной точки тоже минут 10. А все это время, время, время...
Здесь конечно все организовано под туристов, хотя ничего сверхъестественного в достопримечательности нет
Такая себе рукотворная дорога, по частям рассматривая которую немного барахлит вестибулярный аппарат. Без водопада и здесь не обошлось
Он же немного ниже падает вплотную к одной из серпантинин Лестницы троллей.
Все! Несемся в аэропорт! Опаздываем со сдачей машины минут на 40, и впоследствии Hertz прислал счет с дополнительным днем. В ответ я им припомнил, что они час искали детские кресла при аренде. Извинились и вернули денег.
Путешествия с детьми и билетами без багажа выглядят вот так
Бронируем авто и отель в Риге, там у нас стык почти сутки: собираемся много чего посмотреть! Но персонал аэропорта решил иначе, поэтому мы были вовлечены в отказ к посадке, в поездке в больницу на такси, отказ от переноса рейса и возмещения каких-либо расходов со стороны а/к, в ночевке в аэропорту и еще одной ночевке в отеле ввиду отсутствия мест на рейсах. Это та самая печальная история, из-за которой остался негативный осадок об этой поездке и так и не доходили руки написать этот отчет.
Примерный маршрут следования