Место путешествия – Западное побережье США, штаты Калифорния, Невада и Аризона.
Время – 2017/2018 годы - конец декабря– начало января. Продолжительность – 16 дней.
Маршрут – Лос-Анджелес – Санта-Барбара – Big Sur – Монтерей – Сан-Франциско – Форт Росс – долина Напа – озеро Тахо – Сьерра-Невада – Долина Смерти – Лас-Вегас – Гранд-Каньон – Финикс – Сан-Диего – Лос-Анджелес.
Транспорт – арендованный автомобиль.
Участники – мы с женой. До этого у нас был опыт многочисленных самостоятельных путешествий по Европе. 9 лет тому назад – по Восточному побережью США. Азия – только организованные туры. Опыта столь длительных автопутешествий до этого не было вообще.
Идея путешествия родилась совершенно случайно, примерно за полгода. Изучая стоимость билетов на различные направления, мы наткнулись на довольно заманчивое предложение от Люфтганзы – билеты «СПб – Франкфурт – Лос-Анджелес» и обратно на двоих стоили примерно 50 тыс. руб. Это показалось выгодным, и мы рванули получать визы. С ними получилось тоже довольно удачно, так как консульство в СПб прекратило запись на собеседование буквально через две недели после нашего к ним визита. Само собеседование прошло без проблем - видимо нормальный совместный туристический опыт, в том числе и прошлая поездка в США, сыграли положительную роль. Сразу после одобрения виз были куплены те самые, «сладкие» авиабилеты, которые, к счастью, за время ожидания собеседования не успели подорожать.
Затем началось более детальное планирование маршрута. На первом этапе было решено, что мы посетим четыре главных достопримечательности – Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Лас-Вегас и Гранд-Каньон.
Заранее был забронирован автомобиль. Выгодным оказалось предложение от Avis – 545 $ за 16 суток аренды. Причём, тоже не обошлось без случайности. Я просматривал как сайты прокатчиков, так и агрегаторы, и вводил реальные данные, чтобы понять окончательную стоимость (со всеми налогами и страховками). На всех сайтах при этом доходил до момента внесения предоплаты, а Avis вдруг без всякой оплаты написал мне «Бронирование подтверждено». И так как более выгодных предложений я не встречал (везде было от 750 $ и выше), то остановился на нём.
Также по всему маршруту были забронированы места ночёвок. Всего 12 бронирований – 11 через Booking, одно – через ..
Заранее были также забронированы: билеты на шоу цирка Du Soleil в Лас-Вегасе и билеты в парк Universal Studio. Также на адрес первой ночёвки была заказана местная sim-карта.
День 1, 26 декабря.
«Самый длинный день», с учётом смены часовых поясов. Вылет из Пулково - около 6 утра, три часа до Франкфурта, очень комфортная (2,5 часа) пересадка, затем 11-часовой перелёт в ЛА.
В аэропорту Франкфурта для самолётов, вылетающих в США, выделен отдельный терминал, и по пути к нему, помимо обычного контроля безопасности, надо два раза проходить паспортный контроль американских служб (ответы на вопросы – «tourism» – «yes», «holiday» – «yes» – удовлетворяли всех). В Лос-Анджелесе мы оказались в час дня по тихоокеанскому времени.
Паспортный контроль в LAX надо было сначала пройти через электронный киоск. К нему направляют сотрудники аэропорта. В меню есть русский язык. После ответов на несколько стандартных вопросов (типа цель – туризм), сканирования паспорта, отпечатков пальцев и фотографирования, киоск выдаёт талончик, с которым надо идти уже к «живому» пограничнику. У последнего был только вопрос о сроке поездки, после чего был проставлен штамп с разрешением пребывания в США в течение полугода. После получения багажа, никакого таможенного контроля не было. На выходе забрали только проштампованный талончик из автомата, а таможенной декларацией (которую раздавали для заполнения ещё в самолёте) никто даже и не интересовался.
От терминала аэропорта до стоянки арендованных машин ходят автобусы-шаттлы, для каждого прокатчика свои. На стоянке Avis очередь на оформление машин оказалась больше, чем на час. Видимо, сказалось то, что это было время рождественских каникул.
Для аренды машины достаточно обычных российских прав. Хотя, во избежание неожиданностей, я всё же перед поездкой сделал МВУ. В основном из-за того, что транслитерация фамилии в правах и в паспорте отличается на одну букву. Но данный факт никого не смутил.
При прокате мне пытались увеличить счёт на 200 с лишним долларов, несмотря на то, что страховка (стандартная от угона и ущерба без франшизы) уже была включена в оговоренные 545 $. Как выясняется, они пытались приплюсовать пользование «службой поддержки» на дорогах, а также стоимость полного бака бензина. На вопрос “Is it a must?” сотрудник нехотя ответил “No “, поэтому расписался я только за сумму 545 $ и ни центом больше. Меня предупредили, что вернуть машину я должен с тем же количеством топлива, которое было (ну, это стандартное требование для большинства прокатных контор), а помимо этого – предоставить чеки со всех заправок. Зачем это нужно – до сих пор не понимаю. (При сдаче машины чеки эти никто не спрашивал, хотя я их бережно хранил во время всей поездки). Сама машина оказалась абсолютно новая (пробег 60 миль), даже салон имел характерный запах «новой машины». Бак был полный, и мы поехали искать место нашей остановки на первые две ночи – мотель Friendship Motor Inn.
Выбирал я его из-за относительной близости к Голливуду. Хотя, окончательно я не представлял себе масштабы «Большого Лос-Анджелеса». До мотеля добрались ещё засветло (темнеет там в декабре около 5 часов вечера). С балкона мотеля (нам дали номер на втором этаже) в лучах заката прекрасно просматривалась надпись “Hollywood”.
Вообще, это какой-то особенный момент, когда видишь своими глазами то, что ты до этого тысячи раз видел в кино, и понимаешь, что это реально существует на самом деле. (Примерно такое же удивительное чувство было у нас 9 лет назад, когда мы впервые увидели небоскрёбы Манхэттена).
На адрес мотеля у нас была заказана почта – две посылки с eBay, которые благополучно нас дожидались. Также я заказывал sim-карту, чтобы на время путешествия иметь связь (прежде всего, мобильный интернет по приемлемым расценкам. Выбор был остановлен на виртуальном операторе Redpocket, который предлагал sim-карту за 15 $ с включённым 1 Gb интернета. Этого, по моим прикидкам, вполне должно было хватить на поездку. Данный оператор предлагал карты на базах нескольких американских операторов. Я выбрал AT&T, который, как мне показалось, обеспечивает лучшее покрытие из GSM-операторов. Но оценить всё это я так и не смог, так как sim-карта на адрес мотеля не пришла ни на пятый рабочий день после заказа (как обещал оператор), ни на седьмой, когда мы уезжали из Лос-Анджелеса. Вероятно, тоже сказалась загрузка курьерских служб на Рождество. Из плюсов – оператор после моего письма (уже по возвращении) полностью вернул деньги (оплата была дистанционно по карте).
Поэтому, для связи остался только роуминг Мегафона (который практически не пригодился) и wi-fi в отелях и прочих местах. Очень сильно помогло, что я догадался заранее скачать на смартфон офф-лайн карты от Google по нашему маршруту. Для машины использовался навигатор, привезённый из России, а вот для пешеходных маршрутов без заранее скачанных на телефон карт было бы туго.
Также уже сейчас я понимаю, что, выбирая мобильный интернет, я совершенно напрасно зацикливался на GSM-операторах, так как, во-первых, они в принципе не очень популярны в США, и на нашем пути встречались места, где их покрытие просто отсутствовало, а во-вторых, современные смартфоны, насколько я понимаю, работают и с CDMA-стандартами.
Вечером первого дня поехали гулять на Голливудский бульвар. Он, конечно же, оказался не в пешей доступности, но 15-20 минут на машине, по меркам Лос-Анджелеса, всё равно – почти рядом. На мой взгляд, цены на публичные паркинги в районе бульвара – просто грабительские – 20 $. Нет, за полный день это, может быть, и нормально, но требовать двадцатку, если мы приехали уже после 6 вечера…. Парковка же на прилегающих улицах оказалась по 2 $ за час, а после 8 вечера – вообще бесплатная. Паркомат без проблем принимает оплату по карточке. В дальнейшем мы всегда пользовались именно парковками на улицах, избегая публичных паркингов. Да, конечно, заветное местечко приходится искать. Да, приходилось заранее планировать, сколько приблизительно времени ты будешь стоять. Но разница в цене того стоит.
Сам Голливуд, конечно же, впечатляет. Это тоже, как – «живой кадр из фильма».
Из минусов, явно бросающихся в глаза российскому туристу, можно выделить огромное количество бомжей и запах марихуаны, буквально преследующий тебя.
День 2, 27 декабря.
Светает, по нашим меркам, довольно рано, около 7 утра. И активная жизнь в Америке начинается тоже раньше, чем у нас. Благодаря этому, «фактически ощущаемая» разница во времени немного меньше, чем формальные -11 часов с Москвой.
Завтрак в нашем мотеле был предусмотрен. Правда, завтрак в мотеле «по-американски» - весьма далёк от более привычного нам «скандинавского». Как правило, это сладкие хлопья, молоко, булочка, чай/кофе, джем. Но даже такой завтрак сильно выручает, если график дня – напряжённый. По крайней мере, не надо ничего искать.
Надпись Hollywood манила к себе, поэтому в первой половине дня было решено заняться её поисками. Точнее, поисками точек, с которых её лучше всего смотреть и фотографировать.
Хороших точек оказалось две - Beachwood Drive (N 34 06'55" W 118 19'17") и Canyon Lake Drive (N 34 7'33" W 118 19'33").
К самой надписи, естественно, не подойти. Есть смотровая площадка над ней, туда можно дойти пешком, но мы ограничились фотосессией с этих двух точек. Машину там можно оставлять спокойно, и фотографироваться, сколько душе угодно. Благо воздух в тот день был довольно прозрачный, без намёка на смог.
Ближе к середине дня поехали на пирс Санта-Моники (N 34 00'34" W 118 29'50"), и впервые увидели Тихий океан. Пляж возле пирса – просто огромный – метров 200 в ширину и несколько километров в длину. Океан холодный. В отличие от Атлантического, где в январе во Флориде вполне можно купаться, здесь вода прохладная. Хотя и были замечены дети, резвящиеся в воде. Пляж, несмотря на межсезонье, чистят и ровняют на нём песок.
Парковка на самом пирсе – 3 $ в час, но я, к сожалению, проскочил мимо нужного поворота, поэтому парковался на набережной уже за 5 $.
Здесь когда-то заканчивалась легендарная «трасса 66» - путь переселенцев с Востока на Запад.
Там же, в Санта-Монике мы первый раз попробовали мексиканскую кухню. Для нас, поначалу, было непривычно, но для Калифорнии мексиканская кухня – это обыкновенная еда.
Прокатились по Родео-драйв – улице фешенебельных магазинов. «Звёздность» этих магазинов, а также машин вокруг, не вызывала желания парковаться и выходить.
Вечером же мы посетили торговый центр The Grove (N 34 04'20" W 118 21'31"), который рекомендуют просто посмотреть многие путеводители.
Мы туда заехали тоже не ради шопинга. Действительно, место красивое, благо рождественские украшения убирать ещё и не думали.