Поездка была спланирована следующим образом:
1 день – прилет в Тегеран, переезд в Исфахан
2 день – Исфахан
3 день – переезд в Шираз
4 день – Персеполис, Накше-Рустам
5 день – Шираз, ночной переезд на о. Кешм
6-11 дни – о. Кешм
12 день – суточный переезд о. Кешм - Тегеран
13-14 день – Тегеран, вылет в Киев.
Нас путешествовало 4 человека. В некоторых случаях (проживание, такси) это определенная экономия денег.
Затраты на 1 человека:
Перелет
перелет Киев-Тегеран-Киев – 100 долларов
Страховка и виза
страховка (по месту) – 17 долларов
виза (по месту) – 101 доллар
Проживание
проживание 2 ночи в Исфахане, завтрак включен (бронь заранее) – 40 долларов (80 долларов\сутки за 4х-местный номер)
проживание 2 ночи в Ширазе, завтрак включен (бронь заранее) – 22 доллара (44 доллара\сутки за 4х-местный номер)
проживание 2 ночи на о. Кешм (искали по месту) – 18 долларов (36 долларов\сутки за 4х-местный номер)
проживание 4 ночи в палатках - бесплатно
проживание 1 ночь в Тегеране (бронь заранее) – 16 долларов (63 доллара\сутки за 4х-местный номер)
Перемещение по стране
VIP автобус Тегеран – Исфахан – 7 долларов
VIP автобус Исфахан – Шираз – 8 долларов
VIP автобус ночной Шираз – о. Кешм – 12 долларов
паром о. Кешм – Бандер-Аббас – 3 доллара
поезд ночной Бандер-Аббас – Тегеран – 23 доллара
метро, автобусы в Тегеране – 2 доллара (1 проезд – 0,2$)
такси несколько раз по городам – 10 долларов
такси Шираз - Персеполис и обратно – 5 долларов (машина – 20 долларов)
такси, попутки по о. Кешм – 10 долларов
такси в аэропорт Тегерана – 2 доллара (машина с метро Shahed - 8 долларов; есть маршрутки за 1 доллар)
Экскурсии, питание, другое
лодка по заливам мангровых зарослей о. Кешм – 4 доллара (15 долларов стандартная цена лодки, максимум 6 человек)
экскурсии в мечети, мавзолеи, дворцы, Персеполис – 25 долларов (стоимость входа одинакова была везде – чуть больше 4 долларов с человека)
питание 2 недели (супермаркеты, кафе, рестораны) – 90 долларов
сувениры, подарки – 35 долларов
Итого – 550 долларов.
Курс в аэропорту Хомейни хороший, обменник на 2 этаже. На 3.02: 1$ - 46500 риалов. 17.02 по отлету курс уже был 47100 риалов.
Сразу информация, которая может пригодиться.
Первое метро из аэропорта Тегерана в город уходит в 6.50. Последующие – с периодичностью в 80 минут, и таких 6 поездов. Последний – около двух часов дня. По крайней мере, так говорит расписание у входа.
Автобусы из Тегерана, Исфахана и Шираза уходят в различные направления постоянно.
Паром Кешм – Бандер-Аббас ходит с периодичностью в полчаса-час, начиная с 7 утра. В обратном направлении, думаю, тоже самое, так как пока мы были в порту и по дороге встретили несколько паромов на загрузке-выгрузке и в заливе.
Прилет в Тегеран.
Ночная столица встретила нас морозом и снегом, так как накануне случился непривычный для Ирана сильнейший снегопад. Но уже утром распогодилось, температура поднялась до 10 градусов с минусовой, ветер успокоился.
Мы приехали на станцию метро е-jonoob, где находится южный автобусный терминал. Тут десятки перевозчиков предлагают услуги в самые различные города Ирана, уехать в любую точку, как мне показалось, проблем нет. Поэтому мы прогулялись к жд вокзалу (несколько километров ходу проулками), взяли обратный билет из Бандер-Аббаса в Тегеран, вернулись на автостанцию и ближайшим автобусов выехали в Исфахан в течении 15 минут. Автобус шикарен, бесплатно вода и набор печения с шоколадками.
Исфахан.
Переезд Тегеран – Исфахан занял 5 часов. На автостанции Kaveh мы тут же взяли билет на Шираз. Автовокзал меньше, компаний всего несколько. В первой из них нам сообщили, что всего три автобуса на Шираз и упорно хотели продать билет на 10-часовой переезд (при 7 часах езды обычной). Но уже на соседней стойке представители другого перевозчика нам предложили выбор по времени, примерно раз в час. Вывод следующий: если Вам не будет подходить время отправления в одной компании, смело идите к следующей, что-либо, да найдете.
Так как мы имели бронь отеля, вскочили в городской автобус, подъехали несколько километров к нашому хостелу. Нас там уже заждались. Вообще, в городе полно хостелов и отелей различного уровня, уверен, что любой приезжий, не имея брони заранее, без крыши над головой не останется. Такая же ситуация и в Ширазе, а вот на острове Кешм с отелями проблематичнее.
В Исфахане основные достопримечательности можно осмотреть пешком. По крайней мере, нам хватило дня, чтобы посетить несколько мечетей, увидеть мосты через высохшую реку, походить по рынку, побывать на старой площади и второй по величине площади На́кш-э Джаха́н.
Kohneh Square или Старая площадь (была центральной много столетий)
Площадь Имама, вторая по велицине в мире
Мечеть Имама
Мост Поле-Хаджу и русло главной реки Исфахана
Персеполис – Накше-Рустам.
На следующее утро мы выехали в Шираз. Опять ВИП класс, опять бесплатно вода и перекус – в этот раз фрукты. Тут же на автостанции сторговались с местным таксистом, который на следующее утро повез нас в столицу древней Персии- Персеполис.
Конечно же, она нас впечатлила. Лично мне мало по душе развалины, но то, что увидел я, таковыми назвать язык не поворачивается. Массивные высокие колонны, барельефы, идеально сложенные камни весом, наверное, тонн десять, огромная территория. Три часа мы блуждали по этому комплексу. Думаю, многие из читателей знают, что Персеполис построен 2500 тысячи лет назад и является гордостью иранцев.
Персеполис
Колонны достаточно высокие
"Здесь был Вася", отметки даже из 19 столетия есть
В нескольких километрах находятся гробницы императоров Персии, именуемые Накше-Рустам. Тут же и куб Зороастра, о значении которого до сих пор спорят ученые.
Туристов на объектах немного, да и те - местные.
Шираз.
На руках у нас уже были билеты на ночной автобус на о. Кешм, который отправлялся в 22.00. Поэтому весь день мы блуждали улицами города, посетили несколько мечетей, обошли крепость Карим-Хан, сделали покупки на рынке. Знаменитые ворота при въезде в Шираз мы уже увидели дважды, и, на мой взгляд, ничем они не примечательные. А вот зеркальные потолки в одном из мавзолеев – собственно, ради чего мы и ехали в этот город – да! И об этом поподробнее.
Когда я готовил поездку, здесь у меня вышла загвоздка: где же находится знаменитая Зеркально-зеленая мечеть? Одни путеводители говорили, что в Шах-Черагхе (главный мавзолей Шираза), другие выдавали подобные фотки мавзолея Имамзаде Али Ибн-е Хамзе, третьи - мавзолея Сейиа Алладина Хусейна.
Сначала мы пришли в Шах-Черагх. Это комплекс из нескольких мечетей и площадей, на которой находится-таки Зеркальная мечеть. Вход бесплатный (на некоторых сайтах пишут – платный, это неправда). Но нам тут же дали гида, который нам, плохо говорящим по-английски, уверенно рассказывал об истории данной территории. И строго настрого запретил, как не мусульманам, заходить в мечеть. С ним даже ругались посетители у входа, мол, люди приехали издалека, что за отношение? Но правила есть правила, и мы не стали их нарушать.
Конечно, я был расстроен. Но, видимо, есть Аллах на свете, и гуляя дальше по городу, мы проходили недалеко мавзолея Сейида Алладина Хуссейна В сети пишут, что этот мавзолей незаслуженно обходят стороной и о нем знают немногие. И, о Эврика! Когда мы попали внутрь, мы увидели тоже самое наполнение, которое одним глазком рассмотрели в Шах-Черагхе через входную дверь. Сверкающее, манящее, зелено-желто-белое! Мы были в мужской части, и наслаждались красотой около часа. К нам за это время подходили местные мужчины, знакомились, жали руку, делали селфи и тут же, помолившись, выкладывали фото в инстаграм. Вообще, мобильная связь очень развита, она есть повсюду, 4G. А благодаря VPN иранцы смело обходят все ограничения в интернете.
На территории Шах Черагха
В мавзолее Сейида Алладина Хуссейна
Мечеть Насир-ол-Мулк
Остров Кешм.
Удобный ВИП автобус дал возможность отоспаться в кресле, почти как в кровати. Единственный минус всех перевозчиков – остановок в туалет раз в пятилетку. На протяжении 9 часов езды она была единственной, да и то из-за заправки.
Переправляют автобусы на остров не через Бандер-Аббас, а через Бандер-о-Пол, в том месте, где остров Кешм почти вплотную подходит к материку. Думаю, тут можно спокойно переправиться бесплатно, так как машин и автобусов толпы, пассажиры выходят, и никто не спрашивает никого, куда ты направляешься.
Автобус довез нас до Дергехана, а не до главного города Кешм. Но водитель сам договорился с местным таксистом, дав ему денег, и нашу четверку доправили до главного города острова.
Тут мы сразу поинтересовались расписанием паромов Кешм-Бандер-Аббас, так как информации в интернете об этом нет. Паромы ходят регулярно, об этом я писал в начале.
У нас была почти неделя впереди и полные рюкзаки теплых вещей в том числе. Мы планировали первую ночь на острове переночевать в хостеле, и, оставив часть вещей, двинуться с палатками по Кешму. Но хостелов возле паромной переправы и автостанции мы не нашли. Зато первый же таксист отвез нас в деревню Шиб Дераз, где мы поселились в гостевом доме-ресторане. Тут же с хозяином мы договорились вернуться через четыре дня на ночевку вновь.
На следующее утро, взяв некоторое количество еды, мы двинулись в путь, но начался ливень, и первую ночь мы ночевали в нескольких километрах от села. Зато на пляже почти никого. К слову, ливень нас за две недели застал дважды: здесь и в день отлета в столице.
Наутро мы вышли на трассу и просто пошли, параллельно начав ловить попутку. Увы, на это ушло больше часа, что крайне нас удивило – на форуме пишут, что автостоп работает. А мы ж еще и за деньги)
Но все равно, в этот день мы попали в мангровые заросли (хотя там смотреть нечего, так на лодке покатались) и в долину Чахоу. Вот виды последней впечатлили.
Недалеко от нее мы остановились на ночь. Пляж, увы, совсем непригодный к купанию. Вообще, пляжи Кешма – на южной части острова, на северной не советую.
Следующим утром попутка нашлась моментально, парень еще и отказался брать деньги, доставив нас в соляные пещеры. Вообще, проехаться по западной части очень рекомендую – пейзажи такие, как нам рисуют Луну или Марс.
Вход в Намаданские соляные пещеры бесплатный, как и в долину Чахоу. Но здесь нас водил гид, и мы его вознаградили за это. Соль везде, и внутри, и снаружи.
Возле пещер пейзаж таков
Этот же гид с сыновьями на мотоциклах нас доставил в деревушку Салакх, где мы провели последующие две ночи на великолепном пляже. Вокруг на километры никого, во время отлива образуются песчаные острова у берегов.
Наши жилища в эти дни
В самом Шиб-Деразе, куда мы вернулись в последний день пребывания нашего на острове, пляж не хороший. Кораллы, и даже встречались морские ежи, что делает купание небезопасным, хотя в нескольких километрах пляжи нормальные. Благо, был отлив и все "недостатки" открылись перед нами.
Во время прилива берег выглядит очень привлекательно.
Тегеран.
Утром мы выехали паромом в Бандер-Аббас, портовый город на материке. Осмотрели его только из окна такси.
Поезда в Иране отличные. При посадке в купе нас ожидал чай и сладости. Первые часы пути поезд то и дело проскальзывает по туннелям, а необычный пейзаж из окна завораживает.
По приезду мы отправились в старый центр Тегерана, прогулявшись по территории Голестанского дворца. Сам он внутри выглядит достаточно пафосно.
Базар рядом - но цены выше, чем на базаре в Исфахане и Ширазе. Так что при наличии выбора городов, советую покупать сувениры не в столице.
Еще несколько Тегеранских достопримечательностей.
Башня Азади
Пешеходный мост Табиат и виды вокруг
Бордже Милад
Да, и ездить компанией весело!