Идея посетить Францию возникла довольно неожиданно, так как предыдущее пребывание в стране (Париж и окрестности) не очень понравилось: все казалось дорого и многолюдно. Но последние поездки все время получались на общественном транспорте, а хотелось комфорта, хлеба и зрелищ: то есть машину, вкусно покушать и посмотреть красивости. Повторяться тоже не хотелось, так взор и пал на Францию.
При планировании было учтено следующее:
1. Вернуться до 20 июня, для Прованса получалось немного рановато, но заехать очень хотелось.
2. По возможности избежать Париж и Москву. Поэтому вылет во Франкфурт аэрофлотом из Казани был идеален. Из расписания выявился срок поездки – с пятницы по понедельник.
3. Провести ночь у производителей шампанского. Удалось забронировать ночь только на одну дату, весь план строился с учетом этого.
4. Провести ночь у производителей вина.
5. Заехать в сырное место.
6. Север и запад Франции в поездку не помещались.
7. Учесть время на шопинг, последнюю ночь провести возле аэропорта.
Тасовала хотелки и так и эдак, в итоге получилось следующее. Длинный переезд Франкфурт – Лион, затем Прованс, экскурсия к производителям рокфора, ночь у производителей вина в Бургундии, ночь у производителей шампанского в Шампани (фиксированный день), Шампань, Дижон, Бон, Эльзас и пара дней в Германии.
Маршрут получился примерно такой:
В итоге от поездки остались самые положительные эмоции. В этот раз удалось увидеть ту самую настоящую Францию с настоящими французами. Сама себя хвалю за интересный маршрут и незабываемый опыт.
Затраты на поездку
Потратить пришлось несколько больше, чем хотелось. И вроде бы билеты были по акции (17 тыс. рублей на человека), выгодный тариф на аренду автомобиля, стоимость проживания 100 евро в среднем за номер (что не очень дешево, но и не дорого), но довольно дорогое питание и дополнительные расходы (в основном на машину за 10 дней примерно 750 евро) привели к тому, что поездку совсем нельзя назвать бюджетной.
Подробный план французской части по дням с километражем, а также подробные доп. затраты на машину приведены в таблице.
Интернет
Первоначально планировала купить сим-карту в Лидле в Германии за 10 Евро 1 Гб, но таких не оказалось в наличии. А так как машина попалась с навигатором, приняла решение не искать в других местах. Совсем без интернета все же не очень удобно, но у меня был Ipad Pro со встроенной apple sim, с ее помощью активировала тарифный план Gig Sky 1 Гб на 30 дней для Франции за 25 евро, дороговато, зато 4G. В настоящий момент эта информация уже не актуальна, так как теперь по Европе бесплатный роуминг и появились более дешевые тарифы за 10 евро, действующие по всей Европе, США и Австралии от Truphone. Скорость великолепная, уже проверила на Прибалтике и Скандинавии.
Также хотелось бы добавить еще немного информации, связанной с автомобилем. Не думаю, что она пригодится бывалым, это скорее самые общие направления для новичков, на которые следует обратить внимание.
Заправки
Заправить бензин можно 2-мя способами, традиционными для Европы: на автоматической заправке с оплатой карточкой и на традиционной с оплатой оператору. У каждого способа есть свои преимущества и недостатки.
Первый способ всем хорош, но зачастую требует наличие тройной суммы оплаты за бензин. Механизм действия: вставляете карточку на стойке заправки в терминал, набираете пин, забираете карточку, у вас замораживается (не снимается) на карте сумма в 100-150 евро, затем берете пистолет, заливаете необходимое количество бензина, кладете пистолет на место, берете чек уже за оплату конкретных литров. При этом указанная сумма в чеке может быть списана с карточки мгновенно дополнительно к замороженной сумме, либо через несколько дней. Замороженная сумма будет разблокирована в зависимости от оперативности вашего банка. Поэтому не рекомендую использовать карты Сбербанка! У них автоматическая разморозка происходит через 30 дней, то есть на каждой заправке ваш баланс будет уменьшаться минимум на 100 евро, а доступ к деньгам получите только после возвращения из поездки. Чтобы не замораживать собственные средства рекомендую оплату производить с помощью кредитных карт, а после возвращения домой, когда уйдут все замороженные суммы просто перевести на счет оплату за бензин. Плюсы этого способа – отсутствие языковой проблемы, более частые заправки, экономия времени.
Второй способ позволяет оплату наличными и никакой дополнительной заморозки средств. Более того, вы сначала заливаете нужный бензин, а только потом его оплачиваете. Таких заправок значительно меньше, плюс языковая проблема.
Особенности вождения
Во Франции водить очень легко, дороги довольно свободны. Знаки стандартные, но вот обозначение населенного пункта в разных странах Европы разное, хотя все интуитивно понятно. В городах максимальная разрешенная скорость 50 км/ч, на автострадах 130км/ч, прочие дороги 90км/ч. Во время дождя разрешенная скорость на 20км/ч меньше. Везде очень много камер, в некоторых источниках пишут, что в городах штрафуют и за превышение в пару км. На самом деле трудно придерживаться небольшой скорости, особенно на пустынных дорогах, поэтому я практически все время использовала круиз-контроль. А на трассах он просто спасал, иногда и 200км ногу не опускала на тормоз – для России это просто невероятно. Местные частенько превышают скорость, не сильно, но явно больше пары км, приходилось иногда двигаться с потоком с более высокой скоростью. Но штрафов все же не получила. Антирадары запрещены! Максимальное допустимое содержание алкоголя — 0,5 промилле.
Парковки
В большинстве случает парковки платные. Паркоматы очень разные, поэтому чуть ли не после каждого случая узнаешь что-то новое. Не всегда их можно переключить на английский язык, иногда можно оплачивать только монетками. Но в целом можно выделить предоплатную систему и постоплатную. В первом случае ставите машину, находите ближайший паркомат, оплачиваете определенную сумму, чек со временем, до которого оплачена парковка, кладете под лобовое стекло. Во втором случае при въезде получаете талон, а перед выездом его оплачиваете. В некоторых местах с 12 до 14, а также ночью можно оставлять машину бесплатно. За неделю я потратила 42 евро, для Европы сумма совсем небольшая (для сравнения в Осло как-то пришлось отдать 45 евро за ночь). Я предпочитаю пользоваться подземным паркингом при наличии, чтобы избежать возможных проблем с царапинами на арендованной машине. В Дижоне видела, как девушка, выезжая с уличной парковки, смачно врезалась в соседнюю машину. Вышла, посмотрела и уехала. Что будет делать в таком случае пострадавший – не знаю. Чтобы немного сэкономить на парковках, можно заглянуть в паркопедию и выбрать те подземные паркинги на ночь, где есть специальный ночной тариф, и чтоб был ближе к гостинице.
Вот фотографии некоторых паркоматов. На первой картинке паркомат в Кавайоне: только французский, только наличные. На второй – у собора в Реймсе: только французский, но понятны тарифы, в обеденное время и ночью машину можно ставить бесплатно, возможна оплата картой. На третьей картинке супер-современный автомат в подземном паркинге в Кольмаре.
Пример парковочного талона под лобовое стекло
Платные дороги
Во Франции есть платные автострады, примерная цена 10 евро за 100км. Но не все автострады платные. Специально избегать платных дорог не получится, потратите очень много времени и устанете от кольцевых перекрестков. Оплата дорог составила примерно 1/7 от общих затрат на автомобиль за всю поездку.
Оплата дорог может происходить за фиксированный участок и за пройденный километраж. В первом случае вы просто оплачиваете фиксированную сумму, во втором сначала получаете талон, а при выезде с дороги расплачиваетесь за пройденное расстояние. Оплачивать было легко, ни разу не возникло сложностей, можно выбирать английский интерфейс для оплаты.
Экологическая наклейка на автомобиль
Так как машину я арендовала в Германии, экологической наклейки для Франции у меня не было. В 2017 году ситуация по ее получению была не очень понятной, поэтому я просто избежала необходимости ее иметь. В Лион пребывала вечером пятницы, а в выходные дни она вроде не требуется. А поездку в Страсбург я решила отменить, на всякий случай.
Об аренде автомобиля
Автомобиль был забронирован через агрегатор в аэропорту Франкфурта. Цена – 200 евро за 10 дней, автомат, эконом. Прокатная контора была Buchbinder. Дали отличную новенькую машину, оснащенную всевозможными доп. опциями, такими как навигатор, парктроник с 4-х сторон, камера заднего вида, круиз-контроль и др. Очень понравился не только сам автомобиль, но и организация выдачи и приемки автомобиля, все было по-немецки четко и быстро. Никакие допы покупать не заставляли. Стойка конторы находилась рядом с выходом из зоны прилета слева. А сами машины на пару этажей ниже на парковке аэропорта. При сдаче никто ни к чему не придирался, процедура заняла 5 минут.
При аренде автомобиля я обращаю внимание на 2 вещи: возможность пересечения границ и франшиза. В данном случае за возможность ездить по Франции я доплатила 20 евро (необходима, чтобы страховка действовала и во Франции), франшиза составила 800 евро. На карте заморозили 1000 евро: 800 франшиза, 200 бензин. В этом случае также использовала кредитную карту, чтобы не замораживать свои собственные деньги. По окончании аренды сумма была разморожена в полном объеме.
По поводу страхования франшизы, нулевой франшизы от прокатчика или неиспользования этих допов каждый сам решает для себя. Я в каждом случае соотношу затраты и возможные потери, смотрю, в каких городах я буду ночевать и где оставлять машину. В этот раз маршрут был достаточно тихим и провинциальным, машину я старалась оставлять в подземных паркингах – поэтому выбрала вариант с экономией, то есть обычной франшизой в 800 евро.
Позднее для удобства здесь будут ссылки на рассказы о каждом дне.
День 1-2
День 3
День 4-6
День 7-8
День 9-10 Германия