Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Впечатления, отчеты, фотографии, блоги из путешествий и трекингов по Непалу, Тибету, Бутану. Отзывы туристов о поездках, турах и отдыхе в Непале, Тибете, Бутане. Как недорого посмотреть Непал, Тибет, Бутан. Что посмотреть в Непале, Тибете, Бутане, Катманду, Лхасе.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #1

Сообщение Drups » 15 мар 2018, 21:34

Особенности трека

В качестве тизера к отчету засвечу сразу все особенности маршрута, которые мне понравились больше всего в этом треке (в хронологическом порядке и в деталях)

    • Вдумчивый обход всего беспермитного Мустанга на северо-западе Аннапурны
    • Перевал Windy Pass на пути из Jomsom в Kagbeni и деревни по маршруту
    • Kagbeni сама по себе
    • «Северная» дорога из Kagbeni в Muktinath
    • Особенности маршрута «против шерсти» основного потока треккеров
    • «Южный» трек из Muktinath в Jomsom
    • Монастырь в Marpha
    • Трек по левому берегу из Jomsom до Ghorepani
    • Радиалка к ледопаду Дхауларгири
    • Интеграция треков Западной и Южной Аннапурны в прекрасное Пространство Возможностей на любой временной отрезок от недели до месяца

Как обычно, в треке пользуюсь туристическим GPS-навигатором и пишу все свои треки поминутно. После маршрута они немного подчищаются и выкладываются на Google Maps. Их можно скачать и залить в свой навигатор или смартфон. Иногда это может оказаться полезным, так как не все маршруты промечены на рельефе. И не все из них присутствуют на картах OpenSteetMap (которые используются в том числе в maps.me).

Детальный трек с важными точками на маршруте

https://www.google.com/maps/d/u/1/embed?mid=1x2SzjckSU8nRjTGQ1LU1ps52OuPS5V6V



Детальный график по дням



Hints&tips. Картография для трека в Непале
Перебрав множество вариантов оптимального набора карт для навигатора, я выбрал следующий.
    1. Карта с изолиниями с сайта http://www.nepal-trilogy.de/index.php/e ... s-gps.html Она не самая новая, там мало точек и треков, но зато изолинии есть. В местах, где троп нет, оказываются полезными и несколько раз это меня выручало. Видно рельеф.

    2. Карта OpenStreetMap https://www.openstreetmap.org Есть несколько способов получить ее для навигатора Garmin.
      • Вариант 1.1: Функция Export с https://www.openstreetmap.org, затем конвертация в Garmin
      • Вариант 1.2: выгрузка уже готового регулярного экстракта с OSM.org, затем конвертация в Garmin http://download.geofabrik.de/ (есть все, включая актуальный Непал ~400 Мб)
      • Инструкции по конвертации в Garmin, с помощью утилиты mkgmap http://wiki.openstreetmap.org/wiki/OSM_Map_On_Garmin
      http://graf-davydoff.livejournal.com/24074.html
      • Вариант 2: выгрузка уже готовых сконвертированных OSM-карт, специально для Garmin
      Полный список таких ресурсов здесь:
      http://wiki.openstreetmap.org/wiki/OSM_ ... n/Download
      • Вариант 2.1 - можно выбрать произвольный регион на карте, затем получить сгенерированные ссылки по почте для выгрузки подготовленных карт. http://garmin.openstreetmap.nl
      • Вариант 2.2 выбор по странам из списка, для некоторых стран (Непал) нужно отдельно скачать контурные линии. Непал 86 Мб, скачивается только установщик *.exe https://openmtbmap.org/download/odbl/
      (использовал вариант 2.1)
    3. Расставленные точки на карте. Я использую набор ресурсов из https://www.openstreetmap.org, https://www.google.ru/maps/ и программы для Garmin Base Camp. Ищу точки на OSM, смотрю из вживую на карте и затем сохраняю координаты в Base Camp, откуда заливаю их в навигатор.
В навигаторе карты не накладываются друг на друга, а переключаются в настройках. Таким образом, можно сначала посмотреть OSM, а затем переключиться на карту с изолиниями – это удобно.
Последний раз редактировалось Drups 24 апр 2018, 15:22, всего редактировалось 8 раз(а).
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской
Тибет отзывы

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #2

Сообщение Drups » 15 мар 2018, 21:46

Пространство возможностей

Второй год подряд использую подход без конкретного плана. Не то, чтобы плана нет совсем. Предварительно проводится определенная работа, которая создает «Пространство Возможностей». Буквально – определяю несколько регионов и в них рассматриваю несколько возможных точек старта и маршрутов. А затем – как сложится. В этот раз Пространство Возможностей было описано следующими вариантами:
    • Заброска в Lukla и оттуда трек Три Перевала с возможным уходом раньше вниз в сторону Jiri/Salleri, либо сразу из Lukla в Jiri/Salleri по местам, называемым Monastery Circuit Trail
    • Заброска в Besisahar и оттуда круг вокруг Аннапурны с всеми возможными вариациями по ходу
    • Заброска в Pokhara, и либо по Южной Аннапурне, где я гулял в прошлом году, либо Западная часть Аннапурны

Аннапурна меня в особенности привлекала, так как я был вдохновлен путеводителем по «нестандартным» тропам Andrées de Ruiter, Trekking the Annapurna Circuit (NATT). Собственно, он и определял Пространство Возможностей для всего региона Аннапурны.

Выбор конкретного варианта и маршрута из пространства возможностей происходит благодаря окружающим обстоятельствам и настроению в конкретный момент времени. Кто-то называет это «потоком» Находиться в таком «потоке» - это классное ощущение. Конечно, это состояние не означает «отказ он принятия решений». Оно как раз о противоположном. В общем, это тяжело объяснить, но легко почувствовать. Чувствуешь, как великие шестеренки Мира вращаются. С одной стороны, ты песчинка в этом мире, от которой ничего не зависит, но если присмотреться – весь этот мир – это ты. И ты определяешь его таким, какой он есть. Это просто восторг. И вот что из всего этого получилось.


Перелет

Air Arabia по маршруту Москва-Шарджа(Sharjah)-Катманду. Проблем с перелетом не было. Air Arabia интересна тем, что в билет не включено ничего, даже вода за деньги. Но за небольшую доплату можно добавить много чего – воду, еду, выбор места, доплата за багаж до 40 кг (недорого), «гибкий» тариф. Я докупил гибкий тариф и им воспользовался на обратном пути. Терминал в Шардже очень маленький и неудобный – много людей и негде нормально отдохнуть при длинной стыковке. Нормальный food court с большим выбором еды, вплоть до пиццы в «дровяной» печи. Неудобство терминала скрашивает наличие бизнес-зала, куда можно попасть просто заплатив. Это имеет смысл сделать и видел наших соотечественников, которые так и поступали. Сколько стоит – не знаю, порядка 20-40 долларов. Я воспользовался только что полученной от банка картой Priority Pass и она сработала нормально. Единственная особенность – по ней пускают только на 3 часа. Но можно списать два посещения подряд, что было как раз достаточно для стыковки. В бизнес-зале есть какая-то еда, напитки, алкоголь, кресла, диванчики, бесплатный wi-fi, чистые туалеты – все что нужно, чтобы нормально отдохнуть. На диванчиках можно выспаться. Ночью людей было не много.

В терминале встретил наших соотечественников из разных групп, поужинали вместе. Познакомились с Владимиром, гидом Семи Вершин. Он был высотным оператором в фильме Пельша «Ген высоты, или как пройти на Эверест» и собственно ходил на вершину. Очень позитивный, открытый и приятный в общении человек.


День первый, 22 октября. Прилет, Kathmandu, Pokhara

В аэропорту обычные формальности. Заранее оформленная «заявка на визу» позволяет сразу встать в очередь на оплату визы, на ходу заполнив иммиграционную карточку. После чего через 5 минут уже направиться к иммиграционному офицеру и сразу же на выход. Вся процедура очень быстрая. Пока мы выходили из самолета, случайно услышал планы одних наших соотечественников прямо сегодня уехать в Pokhara. Пространство Возможностей начинало разворачиваться передо мной. За ними прямо в аэропорт заезжали другие ребята из их группы, забирали их и сразу ехали в Pokhara. Я напросился к ним попутчиком на всякий случай.

Получив багаж и выйдя к стойке prepaid taxi поинтересовался, что сегодня с погодой и как самолеты в Lukla летают. Говорят, вчера плохо летали и сегодня тоже не очень как-то. Да и поздновато уже. На завтра оставаться для полета в Lukla было рискованно (и как позже выяснилось – не стоило). В общем, вариант с Lukla отпал, сузив Пространство до определенной степени. В Pokhara и самолеты летают, и билеты есть, заверили меня в prepaid taxi.

В 10:30 подъехала маршрутка в Pokhara, с которой я договаривался. Прикинув стоимость в 45 долларов с места и самое главное – невозможность сегодня же оформить пермиты в Pokhara, так как мы приехали бы заведомо после закрытия офиса NTB, решил остановиться на прошлогоднем варианте и полететь на самолете. Помогайка из prepaid taxi повел меня в локальный терминал, по пути передав своему другану из какого-то агентства. Через него я купил билет до Pokhara на сегодня и после небольших раздумий билет Pokhara -Jomsom на утро завтрашнего дня с небольшой скидкой. В Jomsom самолеты летают только из Pokhara и только рано утром из-за сильного ветра, который поднимается в долине реки Kali Gandaki ближе к обеду. Поэтому прямо сегодня заброситься в Jomsom уже возможности не было. Да и к тому же пермиты в Pokhara еще нужно получить сегодня. В общем, распрощавшись с агентом, взял у него WhatsApp, почту и отправился в локальный терминал. Там ожидание не продолжалось и 15 мин – меня похоже подсадили на какой-то улетающий рейс. Быстро провели через контроль и завели в уже полный автобус, ожидающий около терминала. Вылетели около 12:00, еще какие-то 30 минут полета – и мы в Pokhara.

Перепаковал рюкзак немного, приведя его в «боевое» положение, отправился пешком в офис NTB за пермитом, это всего минут 15 неспешным шагом. Офис работает с 10 до 16. Там как раз случился обед, который позволил в спокойной прохладе старого задания заполнить анкеты на TIMS и ACAP-пермит и метнуться поменять немного денег собственно на пермиты – у меня до сих пор в кармане были только доллары. Уже со всеми документами, пошел пешком по берегу озера тропинками на Lakeside – эту туристическую резервацию Pokhara. На другой стороне озера, около NTB офиса, вдоль берега озера есть очень неплохие и недорогие гест-хаузы. Я зашел в один из них осмотреться и прицениться. Все стоило 7 долларов. К тому же аэропорт в пешей доступности. Но сибаритские настроения перевесили и я все-таки пошел в прошлогоднюю гостиницу с незатейливым названием Tristar Hotel. Она – первое место в Непале, где я смог спать на кровати без спальника! Но все еще в термобелье. В этом году номер обошелся в 31 доллар с завтраком. Кроме сибаритских настроений, я хотел иметь контакт на «большой земле» в виде хозяина гостиницы на всякий случай – мало ли, билет там заказать или еще что-то. Билеты в Катманду, кстати, он мне как раз и помогал покупать. И в прошлом году и в этом.

Итак, все важные дела на сегодня были сделаны, так что после гигиенических процедур и небольшого променада по Lakeside, часа в четыре я отправился в соседний ресторанчик Moondance на ранний ужин и уточнение Пространства Возможностей. Говорят, Moondance очень известный и популярный. По крайней мере, таксисты его хорошо знают. Действительно, с местами в час-пик там туго бывает. За ужином и кофе нарисовал примерные варианты дальнейшего маршрута. Идея начала сформировываться.

Она была сформулирована как трек по Западной части Аннапурны по тропам NATT, избегая дороги и максимально исследуя в боковые ответвления. Дело в том, что большинство тех, кто идет вокруг Аннапурны после Muktinath спешно уезжает вниз. Кто-то прямо из Muktinath – теперь это возможно. Кто-то чуть позже из Jomsom или Marpha. Хотя на самом деле сейчас Западная Аннапурна – это очень интересный район, достойный полностью отдельного трека. И его можно пройти, совершенно избегая встречи с дорогой. При этом побочно пользуясь ее благами – низкими ценами, например.

Итак, идея сформирована, так что нужно было идти перепаковываться и спать – завтра первый день трека!


Hints&tips. Путеводитель NATT

Andrées de Ruiter написал прекрасный путеводитель по Аннапурне. Но до того, как его написать, он принес в Гималаи из Альп идею маркировки трейлов. Всем красно-белым и сине-белым меткам вокруг Аннапурны мы обязаны ему. Также он начал идею прокладки альтернативных трейлов вокруг Аннапурны, которые избегают дороги. Уже позже ACAP поддержал эти начинания. Сейчас уже вышло третье издание путеводителя Trekking the Annapurna Circuit. NATT означает в оригинале Natural Annapurna Trekking Trail, а сейчас расшифровывается как New Alternative Trekking Trail. Это оно на сайте автора http://www.nepal-dia.de/int__England/AE ... _book.html. Можно купить бумажную версию, можно – электронную. На момент моего трека последняя версия не была доступна в магазинах, поэтому я купил ее напрямую у автора, написав ему и заплатив PayPal. Хороший путеводитель, рекомендую. Здорово видеть, как человек в одиночку меняет мир, буквально. Стоит такие начинания поддержать хотя бы четырьмя долларами за книгу. Пожалуйста, не выкладывайте электронные версии в открытый доступ.
Последний раз редактировалось Drups 17 мар 2018, 22:22, всего редактировалось 3 раз(а).
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #3

Сообщение Drups » 17 мар 2018, 21:52

День второй, 23 октября. Pokhara, Jomsom, Windy Pass, Kagbeni

Утро встретило облаками и тишиной. В том смысле, что не было слышно гула самолетов. Это напрягало. Мой рейс в Jomsom был третьим и последним. Это Тоже напрягало. Пространство Возможностей еще не схлопнулось до конкретного маршрута. В случае, если вылет в Jomsom отменяется, был план пойти по Южной Аннапурне – Mardi Himal, Khopra Danda. И затем, возможно, вверх в Jomsom пешком. Что я знал наверняка, так это то, что сегодня я точно буду идти по тропе – и это самое главное! Эта мысль очень успокаивала. Я был совершенно спокоен. По большому счету, какая разница, будет ли сегодня самолет? А, как известно, наши мысли определяют ход событий! За завтраком встретил хозяина гостиницы, вчера вечером его не было. Мы были знакомы по прошлому году, он меня запомнил. Попросил его уточнить, что там сегодня с авиасообщением в Jomsom. Он позвонил куда-то пару раз и сообщил, что самолеты летают, все в порядке. Надо же, я был удивлен! Удивлен, но спокоен.

Позавтракав, оставил «гражданский» рюкзачок с ненужными вещами в гостинице и поехал на такси к 8 утра в аэропорт. В нем обстановка спокойная и неспешная, в отличие от Lukla или Катманду. Очень чистый аэропорт, с газончиками и фонтаном во дворе. Мой рейс был по расписанию в 9:30, сотрудники Yeti отправили гулять как минимум до этого времени. Но вскорости уже бегали меня искали по аэропорту. Нашли снаружи и за руку привели регистрироваться – снова подсадили на какой-то рейс. Вылетели мы уже часов в 9, видимо это был какой-то дополнительный рейс или чартер. Интересная картина в аэропорту – на табло отправления не было рейсов в Jomsom. Только в Катманду и еще какое-то направление. Так где же Jomsom, подумал я? Оказывается, это «какое-то другое направление» и было Jomsom. Не запомнил название, но похоже это было Palungtar. В Википедии это название указано как бывшее название Jomsom Airport.

Модель самолета была чуть меньше той, которая летает в Lukla и Pokhara. Весь (!) самолет кроме меня был заполнен одним индусским семейством! Они все себя вели так, как будто по три Адреналин Раша выпили каждый! Особенно отличался папаша – презентабельный господин с усами. Благо, двигатели заглушили эту какофонию воплей и восторгов. Иначе пришлось бы воспользоваться ватой для ушей, которую раздает стюардесса, чтобы заглушить этот ужас. Папаша сидел около меня, и весь полет ерзал, вскакивая с места и вертясь. Он был в каком-то экстазе, буквально, что-то орал постоянно. Снимал все вокруг во все окна – горы, пилотов, семейство. При этом они тыкали на все горы подряд и твердили, что это Фиштейл (Machapuchare)!! «Да-да, это он, это Фиштейл, правда?!?» Орал он мне в ухо, тыкая в Дхауларгири! OMG!

Jomsom – пыльная деревушка, напоминающая чем-то городок из вестернов. Я ее пробежал от начала до конца в обоих направлениях, в поисках газа. Ведь летел я сюда на самолете, и раньше газ нельзя было бы купить. Наверное, без проблем можно было бы провести его в багаже из Pokhara. Там он стоил 700 рупий. В Jomsom нашел его только в одной лавке и был только один полный баллон (и несколько полупустых, выдаваемых за полные). Продавец заломил 2500 рупий, подлец. Сторговались за 1300, что, понятно, очень дорого.

Hints&tips. Как проверить при покупке, полный ли баллон с газом?
Полный маленький (230 граммовый) баллон Primus весит 380-385 грамм. Соответственно, пустой баллон весит порядка 150 грамм. От производителя к производителю эта цифра может немного отличаться, но понятно, что порядок должен быть таким же. Взвесить баллон можно в любой лавке по соседству – сейчас у всех есть достаточно точные электронные весы. Одного полного баллона хватает на кипячение примерно 20 литров воды (с помощью горелки MSR Reactor или Jetboil).


Hints&tips. Питье в горах
В горах нужно много пить жидкости. Я пью от 3 до 4 литров в сутки, в зависимости от высоты. Пью свой чай и изотоник (использую полпакета Регидрона на литр воды). Пить чай в лоджах смысла никакого. Наверное, многие видели как его заваривают: ужасного качества пакетированный чай, уже использованный пакетик достают откуда-то из под прилавка, макают несколько раз в литровый термос воды и убирают обратно под прилавок – до следующего раза. Я покупаю просто кипяток и завариваю свой чай в термосе. Повыше, где цена кипятка уже становится сопоставима с ценой обеда, можно кипятить воду самостоятельно. Плюс горелка в рюкзаке, конечно, это лишний элемент безопасности. Можно переночевать в любом месте, в принципе. Ношу с собой MSR Reactor.


После полета немного мутит и покачивает, голова кружится. Зашел в bakery, выпил чаю, перепаковался, заварил литр чаю в дорогу. Из Jomsom у меня было два варианта пути. В этой части план был пройти по кольцу Jomsom - Windy Pass - Kagbeni - Puthak - Jhong - Chaungar - Muktinath - Lupra - Jomsom. Вопрос был только в том, идти ли по часовой стрелке или против. Против часовой план выглядел не таким радикальным, в первый день не хотелось идти перевал ~3500 м. Но, в общем, решил все-таки идти по часовой. Как-то оно логичнее и гармоничнее выглядело, что ли.

Hints&tips. Еда в горах
Стараюсь ходить в спортивном режиме, который означает следующее. Утром плотный завтрак, далее до точки ночевки я не останавливаюсь на ланч, чтобы не терять темпа и не остывать. В среднем каждый час – остановка на глоток чаю и курагу минут на 5-10. Идти нужно в темпе, чтобы мочь поддерживать такой режим, не останавливаясь на дополнительный отдых. Если ходовой день более 4 часов – съедаю на одном из привалов сникерс. Если день совсем длинный – то два сникерса (God Bless Mars!). Они очень энергоэффективны, продаются везде, стоят недорого. С собой ношу 2-5 штук про запас. Курага – это важный элемент. Ее очень приятно есть на высоте, и я думаю, что она помогает от горняшки и болезней горла. По крайней мере, ее приятно жевать. Желательно, чтобы был кисло-сладкий сорт, сухая, без серы, сиропа и масла. Обычно такая – самого непрезентабельного вида на рынке и самая недорогая. Но она лучше всех. Ношу в кармане и регулярно грызу. Правда, нужно с собой нести на день 100-150 грамм. Итого получается 1-2 кг на поход.


В общем, съел кураги – мутить чуть меньше стало. И пошел понемногу. Рюкзак оптимизировал-оптимизировал, но как-то снова получилось 18+ кг снаряженного веса (включая газ, курагу, сникерсы, воду в термосе и воду просто так). Трек в навигаторе есть, он хорошо помогает особенно на выходе из деревни на тропу. В прошлом году я искал выход из Lespar на протяжении двух(!) часов. Сразу после поворота из Jomsom тропа читается хорошо. На перевал ведет прорезанная в склоне дорога, но тропа срезает дорогу и идет напрямую. Трек промечен бело-синими метками достаточно хорошо. Не возникает сложностей в навигации по меткам. Иногда посматриваю в навигатор, чтобы свериться с направлением. Похоже, подъем на перевал Windy Pass со стороны Jomsom круче, чем со стороны Kagbeni.

Так как вышел я, получается, уже после обеда, по долине Kali Gandaki вверх уже прилично дуло. На мое счастье, дуло в спину. Ветер был такой силы, что местами было трудно удержаться на ногах, подстраховывался палками. Казалось, что ветер помогает идти в гору. Но при ветре все-таки тяжелее, так как приходится постоянно удерживать баланс. В качестве ходовой куртки я хожу постоянно в виндстоппере. Буквально так – если тепло, то синтетическая футболка с длинным рукавом, если холодно – сверху виндстоппер. Как правило, на ходу ничего больше не требуется до температуры около нуля или даже немного ниже. Здесь виндстоппер очень сильно помогал. В целом, идти было комфортно.

Во время подъема на стороне Jomsom видны знаменитые фигуры ленд-арт (land art) Эндрю Роджерса: https://www.andrewrogers.org/land-art/nepal/.
На перевале – несколько антенн связи и пик ветра. После перевала тропа плавно и приятно спускается в долину, ветра нет, идет в стороне от дороги. Она, наверное, использовалась для строительства вышек связи, другой причины переть ее на этот перевал нет.

Первая деревня после перевала – Dhagarjung. Очень аутентичная, никаких туристов, дома с плоскими крышами, на которых сушатся дрова и хворост, загоны для скота, на углах – хвосты яков, все серое, пейзажи бедные визуальными образами, тибетские. Единственное, что выбивается из этой идиллии тысячелетней давности – это новый буддийский храм, большой, современно выглядящий и красивый. С перилами из нержавейки. К сожалению, был закрыт. Посидел немного на солнышке с местными. Сказали, ключей нет. Видно, что врут. Ну и ладно.

Следующая деревня – Phalyak, немного больше по размерам. Тоже очень аутентичная. Здесь в первый раз встретил тротуары, которые идут под вторым этажом домов. Получается, как будто тоннель. Такие же есть в Kagbeni. Храм только строится, тоже с размахом, большой. Тропа ведет вниз, к реке и мосту на левую сторону реки Kali Gandaki, где нужно немного пройти по дороге к Kagbeni. Здесь я сознательно немного заблудился. Дело в том, что по правой стороне вдоль реки отчетливо читалась тропа, которая шла практически до Kagbeni. Может быть, я подумал, можно пройти по этой стороне, минуя дорогу, непосредственно к Kagbeni? Прошел минут 15 по правой стороне реки, но впереди был виден подъем на холм и оползень, который срезал тропу. Обрыв был высокий. Было подумал, нельзя ли выше обойти? Но тетки, работающие в поле, недвусмысленными жестами и хохотом вразумили меня, так что решил все-таки повернуть обратно и перейти мост, по нормальному маршруту. «Недвусмысленный жест» - это кручение рукой у головы, у виска, похожее на детское движение «фонарики-фонарики». Означает, понятно, что ты умственно неполноценный персонаж. Оно упоминается, по-моему, в книге «Семь лет в Тибете» Генриха Харрера.

Подвесной мост огромный ведет к дороге на левой стороне реки. Но ней нужно пройти буквально 5-10 минут до селения Elke Bhati – очередной пыльной и вымирающей жертве дорожного строительства, мимо которой сейчас все проезжают мимо и не придет в голову остановиться здесь на ночь. Здесь стоят мощные экскаваторы, которые и строят, видимо, дорогу. Также расположено производство щебня. Тут же тропа уходит в сторону от дороги, вниз ближе к реке. Русло очень широкое, но оно в основном пересохшее в это время года. Где-то далеко течет небольшой основной поток. Так что здесь можно спуститься к самому руслу и дальше продолжать путь уже по нему до самого Kagbeni, не тревожась шумом машин.

Снова миновал пункт проверки пермитов, также как и в Jomsom. Меня не звали, я и не ходил. Долго гестхауз не выбирал, становился в первом же, в который зашел – Hotel Yeti, в середине деревни, сразу за мостиком через ручей, около монастыря. Чисто, опрятно, на хозяйстве пожилая диди доброй наружности, горячий душ бесплатный и действительно горячий, есть бесплатный wi-fi (только если есть свет), комната 300 рупий. Вечером сходил в монастырь поблизости. Строят новый большой храм. Все красиво и богато. Внутри только идет отделка и роспись. Строят с размахом. Рядом старая гомпа, но вечером оказалась закрыта. Позвали завтра в 6 утра приходить на пуджу (службу). Это реально действующий монастырь, где живут монахи, в основном дети. Действительно, этот «угол» Аннапурны полностью буддистский. Удивительно, как активно строятся на таком небольшом клочке земли буддистские храмы – очевидно, это какая-то зарубежная поддержка от более экономически успешных азиатских стран. Сколько стоит здесь построить таких размеров здание – страшно представить.

Альтернативный путь в Kagbeni
Есть еще более альтернативный путь в Kagbeni из Jomsom. Пройдя через перевал Windy Pass, левее Dhagarjung уходит дорога на еще один перевал строго на север. После него можно спуститься в сторону Tiri, на восток, и оттуда уже пойти в Kagbeni. Этот трек присутствует на картах OpenStreetMap и визуально хорошо читается на рельефе. Если бы это не был первый день трека и если выйти утром в нормальное время, за один день маршрут проходится. Заодно можно сразу зайти в Tiri. Второй перевал имеет высоту, сопоставимую с Windy Pass. Пейзажи там марсианские, очень пусто, холмисто, ветрено и красиво.


Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Статистика дня:
    Расстояние, км: 14,9
    Подъем, м: 878
    Спуск, м: 791
    Время (общее/ЧХВ), час: 5:30 / 4:15
    Высота (старт/стоп/мин/макс), м: 2750 / 2837 / 2743 / 3477
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #4

Сообщение Mrs.T » 21 мар 2018, 10:40

А дальше?)))
Mrs.T
полноправный участник
 
Сообщения: 463
Регистрация: 07.11.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 43 раз.
Поблагодарили: 61 раз.
Возраст: 47
Страны: 40
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #5

Сообщение Drups » 21 мар 2018, 13:52

Mrs.T писал(а) 21 мар 2018, 10:40:А дальше?)))


Обязательно! Спасибо что читаете
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #6

Сообщение успевающий987 » 21 мар 2018, 16:23

Я тоже читаю внимательно и жду продолжение. Хочу пройти полное Кольцо Аннапурны, поэтому интересуюсь и этим участком.
И спрошу Вас сразу тут. Без всяких навигаторов и электронных карт забитых в смартфон разобраться на месте можно? Используя только карты из Лонели Планет? Тропы нормально промаркированы? Хочу тоже походить по деревням типа Кагбени и другим доступным без разрешения деревням Мустанга.
Хорошо бы еще и фотки в Ваш отчет.
Нужно идти туда, куда хочется, а не туда, куда якобы «надо». Идти себе, идти и ничего не бояться. (Макс Фрай)
Аватара пользователя
успевающий987
почетный путешественник
 
Сообщения: 2012
Регистрация: 10.09.2012
Город: Николаев
Благодарил (а): 457 раз.
Поблагодарили: 513 раз.
Возраст: 53
Страны: 26
Отчеты: 15
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #7

Сообщение Drups » 21 мар 2018, 22:21

успевающий987 писал(а) 21 мар 2018, 16:23:Я тоже читаю внимательно и жду продолжение. Хочу пройти полное Кольцо Аннапурны, поэтому интересуюсь и этим участком.
И спрошу Вас сразу тут. Без всяких навигаторов и электронных карт забитых в смартфон разобраться на месте можно? Используя только карты из Лонели Планет? Тропы нормально промаркированы? Хочу тоже походить по деревням типа Кагбени и другим доступным без разрешения деревням Мустанга.
Хорошо бы еще и фотки в Ваш отчет.


Сделаю три замечания относительно навигации:
  • на месте разобраться конечно же можно, в конце концов, все время до навигаторов так ходили. Картты из LP не лучший выбор, там масштаб слишком мал. Карты непальские не сильно лучше - в них скорее общие направления и примерно интересные места обозначены, но я бы такую предпочел. Тем не менее навигатор - вещь хорошая. Карты OSM - очень детальные, особенно по населенке. Плюс навигатор - это безопасность. По своим следам можно почти что откуда угодно вылезти;
  • тропы маркированы (в основном). Более того, иногда получается, что местные нужный вам путь знают хуже, чем вы сами. На вопрос "как пройти" они конечно вас пошлют по самому логичному пути - который будет самый оптимальный и короткий (по дороге, например). Трекерская тропа может идти совсем в другом месте;
  • более чем карта важен "список возможностей" - т.е. все интересные к посещению и особенные места, куда вам хочется заглянуть. Для этого нужен хороший гид или хороший путеводитель. Сам часто "ломишь", не зная мимо чего проходишь. Выше я ссылался на хороший путеводитель Trekking the Annapurna Circuit (NATT) by Andrées de Ruiter - рекомендую его в дополнение к вашему LP.


Относительно фотографий - я второй год пытаюсь не фотографировать осознанно, чтобы чувствовать момент и не смотреть на мир через окошко телефона. Честно говоря, не очень получается. Пару дней держусь, а потом срываюсь :-) Так что фотографий нет только первые два дня, а потом будут, но с телефона.
Последний раз редактировалось Drups 21 мар 2018, 23:09, всего редактировалось 2 раз(а).
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #8

Сообщение Drups » 21 мар 2018, 22:38

День третий, 24 октября. Kagbeni, Tiri, Jhong, Muktinath

Сегодня получился очень длинный и насыщенный день. Встал по будильнику и до завтрака, к 6 утра пошел в соседний с лоджем монастырь Kag Chode Thupten Samphel Ling на пуджу. Вход на пуджу платный, по билетикам, 200 рупий (как экскурсия). Во дворе уже было несколько иностранцев, которые составили мне компанию. Нас провели в старую гомпу. Выглядит здание очень старым. Сколько землетрясений оно перенесло? И сколько еще простоит? И все это из дерева и камня. Монастырь основан в 1429 году, как рассказывает нам билетный буклетик. Нас посадили в конце зала на ковер, позаботившись о подушках. Сама пуджа была немного трогательная и ироничная, так как ее ведут дети и подростки. Они не выглядели чересчур серьезно и по ходу действа толкали друг друга локтями и шутили, как обычные, в общем-то дети.

Вернулся в лодж, позавтракал и пошел в Tiri. Путеводитель NATT там обещал старый монастырь The Samdup Choeding Monastery, которому более 800 лет. Пробежался по пути немного по лавкам Kagbeni в поисках газа, но безуспешно. В лавках китайских «тибетских» поделок прослушал классический монолог, который потом не раз слышал в повторе: «Oh, where are you from? I’m from Tibet... Everything here I did by myself. So, price is very affordable!». И где они столько тибетских продавщиц взяли? :-)

Чтобы попасть в Tiri, нужно в Kagbeni перейти на правую сторону Kali Gandaki, здесь она очень узкая, мостик деревянный. Далее пешеходная тропа идет по правому берегу реки. Автомобильная дорога в Верхний Мустанг идет по левой стороне реки и на карте OpenStreetMap нарисован мост от этой дороги прямо к Tiri. Но похоже это просто сезонный зимний брод. Осенью здесь перейти реку было нельзя.

Прошел через Tiri и поднялся вверх на холм к монастырю. Чуть ниже под холмом – дом, где живет смотритель. Спросил, можно ли попасть внутрь. Женщина сказала, что ее отец как раз наверху, оттуда только что ушла группа туристов, я их встретил на тропе. Но внутрь попасть так и не удалось – никого не оказалось, что открыл бы двери. Просто побродил вокруг, полюбовался открывающимися видами на Верхний Мустанг – уходящие за горизонт, красные скалы.

Вернулся тем же путем в Kagbeni, съел второй завтрак и пошел в Muktinath верхней северной дорогой. Для этого в Kagbeni нужно попасть в верхнюю северную часть, от монастыря путь практически однозначен. Он проходит через старую часть деревни, очень аутентичные добротные старые дома, здесь тоже встречаются пешеходные тоннели. Путь ведет к ступе над Kagbeni. Ее можно обойти слева и далее дорога ведет либо строго на север, в сторону Верхнего Мустанга, куда нужен отдельный дорогой пермит и все соответствующие атрибуты restricted area, либо на восток, в сторону Muktinath.

Трек есть в OpenStreetMap и визуально он читается хорошо. Фактически, это дорога, но ею не пользуются. По крайней мере, я встретил здесь только двух мотоциклистов за весь день. Путь идет по альпийским лугам, очень пустынно, открыто и красиво. Так как шел я «против шерсти» основного потока, за весь путь встретил совершенно всех, кто сегодня шел этим маршрутом из Muktinath. Их было очень немного.

Hints&tips. Идти «по шерсти» или «против шерсти»
В случае если маршрут предполагает его прохождение по кругу, возникает вопрос, как лучше пойти – по ходу движения основного потока трекеров или против? Кажется, что по ходу движения логичнее – встретишь меньше туристов. Но не все так очевидно. Мне в этом треке пришлось ходить оба варианта и больше понравилось идти «против шерсти». Как правило, все выходят на маршрут в ограниченный временной промежуток и идут с примерно одинаковой скоростью. Да, если идти против шерсти, то встретишь буквально всех треккеров, но они будут очень сильно конденсированы во времени – быстро промелькнут в середине дня мимо. Таким образом, в начале и окончании маршрутного дня идешь, наслаждаясь тишиной и одиночеством. Если же идти по ходу движения, то фактически весь день идешь в толпе. Как ни старайся, все равно окажется, что ты идешь с кем-то в одном темпе. О, эти безумного размера в 20-30 человек группы пакетных треккеров! Гид впереди, гид сзади с аптечкой, внутри и стар и млад, но все идут паровозиком, растянувшись по тропе. Только-только с трудом обгонишь их на узкой дорожке. И вот уже вроде бы время остановиться и выпить чаю самому, и место вроде бы подходящее есть. Но нет – идешь вперед, чтобы подальше оторваться. Ведь второй раз обгонять, ох как не хочется! Так что мой выбор – идти против шерсти!


Самый длинный автономный переход в этот день – от Kagbeni до Pyutak, дальше деревни уже идут одна за другой. В Jhong есть старая гомпа, на холме над деревней. В этот раз я не пошел к ней, оставив на завтра. Была мысль, не остаться ли в Jhong на ночевку. Остановился привал около лоджа, съел пару яблок, которые тут же продаются, посмотрел на ткачество бабушки. Похоже, что ткацкие станки используются исключительно как антураж и для привлечения туристов. Хотя ткацкий процесс и его результат абсолютно реальны – я наблюдал его длительное время и заснял небольшое видео.

phpBB [media]


Ткут такой небольшой шарфик. Интересно устроен станок – он действительно старый и сделан практически без гвоздей. Видно, что кое-где уже позже что-то подколотили и подремонтировали. Педали управляют положением продольных нитей, тем самым формируя узор. Цветные нити намотаны на палочки, которые выполняют роль челнока. Таким образом легко меняется цвет поперечных нитей, которые и составляют основу формы и цвета. Продольные нити только формируют каркас. Но то, что продают тут же рядом обычно мало похоже на результат работы этого станка. Интересно, можно ли купить оригинал со станка? Стоит он дороже или дешевле? Получается действительно неплохо.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Рабочий ткацкий станок в Jhong

Сегодня не заходил в храмовый комплекс Muktinath и пошел сразу в туристическую резервацию Ranipauwa. Это деревня, состоящая из одной улицы, на которой только несколько десятков гостевых домов и гостиниц. Некоторые выглядят очень респектабельно снаружи. Вначале я как-то приглядывался к внешнему виду, раздумывая, где бы остановиться. Но здесь меня ждал сюрприз. Уточнив в паре гестхаузов, есть ли места, получил отрицательный ответ. Уже было достаточно поздно, я подустал и стало холодать. Так что, оставив рюкзак в одном из лоджей, я пошел методично, дом за домом обходить всю деревню. Где-то отказывали сразу, где-то уточняли, сколько нас, и выясняя, что я один – оказывали только тогда.

Понятно, что одного размещать экономически не выгодно. Комнаты, как правило, рассчитаны на двух и более человек. Ее займу я сам полностью. Комната почти ничего не стоит, по сравнению с едой, но поем-то я всего за одного. Таким образом, стремясь максимизировать прибыль, мне попросту отказывали, надеясь полностью утилизировать койко-места.

Отказывали буквально везде. Где-то наверное в самом деле было все полностью забронировано, а где-то надеялись на большую группу. Это было видно по ответам. В самом начале обхода зашел в один новый лодж. Там сказали, что они еще официально не открылись – нет кроватей и меню. Я оставил их на потом, но когда зашел туда во второй раз, они уже поселили большую группу непальцев. Настроение было упадочным. Уже не до душа было. Сегодня тяжелый длинный день и хотелось уже помыться и отдохнуть. Конечно, без крыши бы не остался, где-то бы меня все-таки приютили. Остался крайний лодж, в прямом смысле. Так как я шел со стороны перевала, им оказался Dream Home. Я «узнал» его по вывеске, где были слова на русском, и тут же вспомнил. Места есть. Также есть газовый душ. И борщ. Я чуть не заплакал от радости! Метнулся обратно за рюкзаком. Заказал греть борщ, пока сам пошел в душ.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с террасы лоджа Dream Home в долину Thorong Khola - видна асфальтовая дорога на Jomsom

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с террасы лоджа Dream Home в долину Thorong Khola - остановка автобуса и в центре фото - деревня Jharkot

В общем-то, это известное место среди, скажем так, русскоязычных туристов. Знаменито своим борщом и баней. Его держит, ни много ни мало, Deve Maytreya, наш соотечественник и подвижник. К сожалению, хозяин был в отъезде. Вместо него на хозяйстве была девушка Марина. На качестве борща это никак не сказалось. Он был буквально волшебный. Вегетарианский, но совершенно аутентичный. И даже со сметаной! Ее роль играли густые сливки, но это было совершенно неразличимо, я просто спросил. Марина сказала, что все овощи, включая свеклу, они выращивают на огороде за лоджем. Действительно, там свекла росла. В баню я не ходил даже посмотреть. Она дровяная. Стоит удовольствие порядка 100 долларов за группу, как я понял из расчетов. Это конечно недорого, учитывая высоту и необходимость топить хорошими дровами.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Самая высокогорная баня в мире - и докУмент есть

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Статистика дня:
    Расстояние, км: 17
    Подъем, м: 1161
    Спуск, м: 329
    Время (общее/ЧХВ), час: 7:40 / 5:30
    Высота (старт/стоп/мин/макс), м: 2826 / 3660 / 2826 / 3680
Последний раз редактировалось Drups 21 мар 2018, 23:01, всего редактировалось 1 раз.
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #9

Сообщение Drups » 23 мар 2018, 19:59

День четвертый, 25 октября. Muktinath, радиалка

Сегодня решил сделать радиалку, оставшись ночевать здесь же. Вдумчиво пройтись по окрестным деревням, тем более, что такой круг здесь как раз логично вырисовывается. Начал день с Jharkot – это деревня немного ниже Ranipauwa, всего в 30 минутах ходьбы. Старые аутентичные домики, не испорченные гостиничным строительством. В деревне есть монастырь, на его территории медицинский центр. В гомпу пускают за 100 руп. Она выглядит хорошо – добротная, ухоженная, старая, но монахов нет. Смотритель-сборщик денег говорит, что здесь живет трое монахов, но сейчас они в отъезде.

Дальше из Jharkot через ущелье по бело-синим меткам перешел на другую сторону долины Thorong Khola, в Jhong, где я был вчера. Тропа выходит прямо к гомпе. Главный зал был закрыт по причине каких-то повреждений, видимо еще после землетрясения. Новый зал расположен в каком-то временном сарае рядом, куда перенесено все убранство, наваленное в сундуках.

Из Jhong ровно вчерашней дорогой пошел обратно, к Channgar, откуда уже совсем рядом до Муктинакха. По пути зашел в красивый монастырь, Tharpa Choeling Nunnery, прямо около Muktinath Temple. Внутри новая большая гомпа, просто шикарная – все красиво и богато, Видно, что здесь хорошие меценаты строят. Красивые большие танки, богато расписанные стены, паркет. На территории бегают детишки.

Около хозяйственных помещений несколько женщин жарили цампу. Видимо, они из соседних деревень – просто помогают монастырю, так как были одеты в «гражданские» одежды и детишки подносили им в качестве благодарности сок в пакетах. Действо проходило в промышленных масштабах – сразу на нескольких кострах и сковородах. Я попросил разрешения поснимать немного. Разрешили, но только без лиц.

Вот иллюстрированное описание процесса.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Большая сковорода с мелким черным песком нагревается на костре.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Далее сверху кучей высыпается пару плошек зерна.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
В таком состоянии оно нагревается некоторое время, может быть полминуты.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Затем подбрасыванием, как это делают профессиональные повара, зерно перемешивается с песком. При этом сковорода большого размера, делать это очень тяжело. В этот момент оно начинает лопаться, как попкорн, стоит треск. После нескольких таких движений по перемешиванию то, что получилось с зерном, вместе с песком высыпается в решето. Песок просыпается вниз, зерно остается в решете. Песок тут же пересыпается обратно в сковороду и все повторяется.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Полуоткрывшееся немного поджаренное зерно ссыпается в большую корзину. Дальше его, наверное, по технологии перемалывают, но эта часть технологии была опущена. В принципе, это поджаренное зерно как попкорн, можно употреблять «как есть», вполне съедобно и вкусно.

Снял видео этого процесса
phpBB [media]


Прямо из этого монастыря, через заднюю калитку, пошел к Muktinath. Это большая территория, сейчас обнесенная белым забором, где находятся несколько индуистских и буддистских храмов. Собственно, самый известный и главный индуистский храм, Muktinath Temple, находится в центре. При нем два бассейна, где все омываются, и 108 фонтанчиков, откуда набирают воду. На территории только индуисты, оба буддистские храмы, которые я нашел, были пустыми. Там же расположена большая новая статуя черного Будды. Вообще общее впечатление таково, что богатые иностранцы-буддисты вкладывают большие деньги в буддистскую инфраструктуру: повсеместно строятся храмы, монастыри. Но с персоналом пока сложности – особо служить не кому.

Из Muktinath быстро вернулся вниз, в Ranipauwa. День был короткий, так что еще было довольно тепло и было время постираться и сходить в газовый душ. Остаток дня коротал, за борщом и разговорами на кухне с хозяйкой Dream House, Мариной.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Статистика дня:
    Расстояние, км: 9
    Подъем, м: 463
    Спуск, м: 464
    Время (общее/ЧХВ), час: 6:50 / 2:50
    Высота (старт/стоп/мин/макс), м: 3664 / 3654/ 3436 / 3772
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #10

Сообщение Goshka » 24 мар 2018, 17:45

Интересно читать. Спасибо!
А где крайняя точка, куда можно пройти без мустанговского пермита? Тири или еще дальше?
"Путешествуй только с теми, кого любишь" Э. Хемингуэй
"На смертном одре мы будем жалеть о двух вещах: о том, что мало любили и мало путешествовали" М. Твен.
Goshka
путешественник
 
Сообщения: 1086
Регистрация: 31.08.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 61 раз.
Возраст: 39
Страны: 33
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #11

Сообщение Drups » 24 мар 2018, 22:14

Goshka писал(а) 24 мар 2018, 17:45:Интересно читать. Спасибо!

Спасибо, это поддерживает :-)


Goshka писал(а) 24 мар 2018, 17:45:А где крайняя точка, куда можно пройти без мустанговского пермита? Тири или еще дальше?


Путеводитель NATT, на который я ссылался здесь, говорит что Tiri - крайняя точка, куда можно пойти без пермита. А также, конечно, северная (правая) сторона Thorung Khola - дорога из Kagbeni в Muktinath через Puthak и Jhong. На месте я не проверял (не спрашивал).
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #12

Сообщение аваз » 25 мар 2018, 14:19

И читать интересно, и информация полезная, спасибо.

Про обжаривание цампы познавательно, все гениальное просто. Кажется, здесь так же жарят арахис в кожуре. Цампа в молотом виде тоже вкусная, с ароматом обжаренности, но смешивание ее с жидкостью требует терпения и умения.

Drups писал(а) 21 мар 2018, 22:38:Похоже, что ткацкие станки используются исключительно как антураж и для привлечения туристов. Хотя ткацкий процесс и его результат абсолютно реальны – я наблюдал его длительное время и заснял небольшое видео.

И почему у Вас сложилось такое впечатление? В местах, туристами не посещаемых, всевозможных ткацких станков еще больше, и производят в первую очередь для себя.
В Расуве ткут вот такие пояса:
9C5A7C8D-6ED3-4432-B467-F349D2D635E6.jpeg


В виде пояса на местных не заметила, используют как ремни для корзин и как-то в хозяйстве, а еще из них шьют сумки, с которыми там и на востоке страны ходят все. Ну, и туристам продают, только для иностранцев расцветки дикие.

Drups писал(а) 21 мар 2018, 22:38:Но то, что продают тут же рядом обычно мало похоже на результат работы этого станка. Интересно, можно ли купить оригинал со станка? Стоит он дороже или дешевле? Получается действительно неплохо.

Странно, я думала, как раз со станка и продают, а откуда же?

Кстати, в Непале есть национальные ткани дхАка, из них те самые пилотки шьют. Самые крутые дхака ткутся вручную. Найти удачную расцветку непросто, но порой попадаются. Чистый хлопок, не выгорает, носится годами.
53FC700B-9271-496F-9963-BAC5F2A872F6.jpeg


А вот станок в Хиле (Дханкута):
Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ёб@ный стыд
Аватара пользователя
аваз
активный участник
 
Сообщения: 786
Регистрация: 04.09.2015
Город: Катманду
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 190 раз.
Возраст: 52
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #13

Сообщение Drups » 26 мар 2018, 16:45

аваз писал(а) 25 мар 2018, 14:19:Про обжаривание цампы познавательно, все гениальное просто. Кажется, здесь так же жарят арахис в кожуре. Цампа в молотом виде тоже вкусная, с ароматом обжаренности, но смешивание ее с жидкостью требует терпения и умения.


Для любителей: перемолотая цампа продается в Москве, в промышленной упаковке во всяких йога-магазинах. Она перемолота не до состояния чистой белой муки, но как будто грубый помол, с кусками зерна, бывает.

аваз писал(а) 25 мар 2018, 14:19:
Drups писал(а) 21 мар 2018, 22:38:Похоже, что ткацкие станки используются исключительно как антураж и для привлечения туристов. Хотя ткацкий процесс и его результат абсолютно реальны – я наблюдал его длительное время и заснял небольшое видео.

И почему у Вас сложилось такое впечатление? В местах, туристами не посещаемых, всевозможных ткацких станков еще больше, и производят в первую очередь для себя.


В других туристических местах, где я их видел, станки стоят точно для антуража. Это точно так же работает, как и продажа тханок. В магазине стоит натянутый холст, на котором якобы прямо рисование в самом разгаре. Вокруг разложены кисти и краски. Он так стоит месяцами и никто не рисует. Якобы, это должно привлекать туриста тем, что он видит, что это не продукт массовой фабрики тханок, а результат ручного труда. В 99% случаев это все-таки результат "фабрики". Я видел целый "спектакль" с имитацией "рисования" таким вот продавцом :-) Тетечка что-то там прикладывалась кисточкой к холсту, типа рисуя что-то :-) Мы с ней побеседовали немного даже.

Думаю, с ткацкими станками то же самое происходит. Конкретно в этом случае результат работы на станке выглядел именно как результат ручного труда - не такой аккуратный и ровный, как те пояса, что висели на "витрине" для продажи.
Наверное, бывают и исключения, как и в случае с тханками.
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #14

Сообщение Goshka » 26 мар 2018, 23:03

Расскажите через Лупру интересная тропа до Джомсома или лучше идти через Кагбени и Windy Pass?
"Путешествуй только с теми, кого любишь" Э. Хемингуэй
"На смертном одре мы будем жалеть о двух вещах: о том, что мало любили и мало путешествовали" М. Твен.
Goshka
путешественник
 
Сообщения: 1086
Регистрация: 31.08.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 61 раз.
Возраст: 39
Страны: 33
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #15

Сообщение Вермут » 26 мар 2018, 23:31

Drups писал(а) 26 мар 2018, 16:45:В других туристических местах, где я их видел, станки стоят точно для антуража.

В районе Манаслу и Цуме на них точно ткут, у меня видео есть. В Лантанге пояса плетут "на карточках". Да и в Муктинатхе я, помню, видела станки в работе.
ཨོཾ་མ་ཎི་པ་དྨེ་ཧཱུྃ།;
Аватара пользователя
Вермут
почетный путешественник
 
Сообщения: 3885
Регистрация: 17.04.2006
Город: Минск
Благодарил (а): 195 раз.
Поблагодарили: 385 раз.
Возраст: 105
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #16

Сообщение Drups » 27 мар 2018, 10:55

Goshka писал(а) 26 мар 2018, 23:03:Расскажите через Лупру интересная тропа до Джомсома или лучше идти через Кагбени и Windy Pass?


Как раз думал об этой области, как я бы сформулировал идеальный маршрут. Если говорить именно о пути, то дорога из Muktinath в Jomsom мне больше понравилась через Lupra. Но пропустить сам по себе Kagbeni тоже невозможно! Да и к Tiri стоит сходить - там отличные виды. Да и Windy Pass и деревни до него.

Поэтому, если мы идем круг Аннапурны со стороны Thorung La, то вот идеальный комфортный вариант (без ограничения по времени):
- день 1: Радиалка Muktinath. После перевала полудневка в Muktinath и радиальный обход Jharkot, Jhong, Chaungar, Muktinath Temple
- день 2: Muktinath - Kagbeni. Дорога из Muktinath в Lupra, сразу за Lupra уйти в Kagbeni (я этой тропой не ходил, но мост есть и тропа на местности есть). Для того, чтобы попасть на мост, нужно из Lupra идти верхней тропой, не по руслу реки! У меня есть GPS-трек именно верхней тропой, до моста.
- день 3: Kagbeni - Jomsom. утром из Kagbeni в Tiri, затем обратно в Kagbeni и через Windy Pass в Jomsom
- день 4: Jomsom - Marpha. Из Jomsom в Marpha левым берегом (полдня)

Если сокращать, то можно пропустить радиалку в 1-й день. Можно 3-й и 4-й дни скомбинировать: либо замочив весь маршрут одним днем как есть, либо сократить немного путь, пройдя из Jomsom в Marpha правым берегом, либо отрезав Tiri.
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #17

Сообщение Drups » 27 мар 2018, 13:16

Вермут писал(а) 26 мар 2018, 23:31:
Drups писал(а) 26 мар 2018, 16:45:В других туристических местах, где я их видел, станки стоят точно для антуража.

В районе Манаслу и Цуме на них точно ткут, у меня видео есть. В Лантанге пояса плетут "на карточках". Да и в Муктинатхе я, помню, видела станки в работе.


Да и в Jhong "ткут" - у меня ведь тоже видео есть :-) Я не спорю, возможно где-то ткут в самом деле и даже это продают потом.
Но машинные дешевле. Поэтому 99,9% всего продающегося в Непале - это фейк и закос под handmade. Тханки, картины, шали из "ячьей" шерсти, шарфы. Это не плохо и не хорошо, просто это так. Handmade стоит совсем других денег.
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #18

Сообщение аваз » 28 мар 2018, 14:18

В танках ничего не понимаю (да и в шарфиках не особо), но что значит "фабрики", там танки печатают?
Что касается ткачества, я не согласна , фэйка не видела, что прядется, то и продается. И ткаческий Handmade в Непале стоит копейки.
Ёб@ный стыд
Аватара пользователя
аваз
активный участник
 
Сообщения: 786
Регистрация: 04.09.2015
Город: Катманду
Благодарил (а): 97 раз.
Поблагодарили: 190 раз.
Возраст: 52
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #19

Сообщение Drups » 29 мар 2018, 18:41

День пятый, 26 октября. Lubra, Jomsom, Marpha

Лодж, где я остановился, Dream Home, находятся в самом начале деревни. Сразу за ним – автобусная остановка и асфальтовая дорога в Jomsom. Отсюда же начинается трек к Lubra, плавно уходя вверх и немного левее дороги. В часе ходьбы с перевала открывается шикарный вид на окружающие холмы – Thorung La прямо перед глазами. С перевала путь по тропе правее.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с тропы на Lubra

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с тропы на Lubra

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с тропы на Lubra

Я решил немного срезать и прямо ломанул вниз, по сыпухе, используя технику «спуск на лифте» :-) Далеко внизу тропку было видно, по направлению можно было ориентироваться. Но как-то забыл, что на ногах у меня мягкие треккинговые ботинки, а не жесткий вибрам. Где-то здесь я и порвал подошву. К счастью, трек дошел нормально, но дни их уже сочтены.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с перевала

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
На подходе к Lubra, долина Panda Khola, скалы напротив Lubra

Lubra – маленькая деревня, в ней есть как минимум два лоджа, где можно остановиться на ланч. Монастырь находится немого выше деревни и в этот раз я его пропустил – было настроение идти дальше.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Lubra

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Lubra

Из Lubra путь можно продолжать двумя вариантами. Либо прямо в деревне спуститься к руслу реки Panda Khola, в это время сухому. Так шли большинство групп – это удобнее, не нужно скакать вверх-вниз по тропе.

Второй путь – по высокому левому берегу реки. По верхней тропе, немного за Lubra, есть подвесной мост через Panda Khola, который ведет к прямому треку к Kagbeni. Таким образом можно замкнуть кружок из/в Kagbeni. Верхний трейл при самом выходе на дорогу, у реки Kali Gandaki Nadi, обвалился. Можно обойти, немного вернувшись и взяв правее.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Вид с верхней тропы за Lubra на долину Panda Khola. Справа по центру виден мост через Panda Khola и нитка тропы на другом берегу, которые ведут в Kagbeni

Далее путь проходит 100-200 метров по основной дороге к Jomsom. Это одно из немногих мест, где нужно на дорогу выйти. Автобусы и машины уходят выше, а трейл проложен посередине между дорогой и рекой. Была тропа и по самому руслу реки, но похоже сейчас она не используется, так как река в каком-то месте подмыла берег, подойдя вплотную к скалам и тропа стала непроходима.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Устье Panda Khola, которая вливается в Kali Gandaki Nadi. Вид с верхней тропы

Уже около Jomsom тропа выходит непосредственно на большую дельту реки, по которому мы попадаем сначала в Старый Jomsom, а затем переходим речку и приходим в Новый Jomsom, где расположен аэропорт. Мне он почему-то напомнил какой-то плохого качества вестерн – ветер гуляет по улице, народу почти никого, только у лавок, прислонившись к дверному косяку, стоят грустные местные жители. У моста в Старом Jomsom закупил прекрасных, красивых и хрустящих, «марфинских» яблок по 100 рупий за килограмм.

Итак, мой путь замкнулся, пять дней назад отсюда же я стартовал. Зашел в ту же кафешку, выпил чаю, съел шоколадный торт, позвонил через wi-fi домой и двинулся дальше. К сожалению, не удалось докупить газ. В той лавке, где я в прошлый раз его покупал, видимо он оказался очень случайно.

В пяти минутах после выхода из Jomsom есть большой подвесной мост на левый берез реки, по которому сейчас проходит основной маршрут трека вокруг Аннапурны. По нему путь к Марфе будет немного дольше, но точно красивее. Нужно будет подняться на холм лишние метров 200, затем спуститься вниз и перейти обратно на правый берег реки чуть дальше, уже за Марфой. Я уже сегодня порядком задолбался, поэтому побежал по правому берегу, напрямую. Здесь по правой стороне трейл сначала продолжается по дороге, затем сворачивает к реке, так что большой кусок пути можно пройти без машин. Затем тропа снова выходит к дороге, но можно идти по тропе на 20-30 метров выше, это немного спасает.

Адский ветер в лицо продолжался весь путь по долине Kali Gandaki Nadi. Еще бы – это ведь как раз вторая половина дня. Хотя достаточно тепло, но видстоппер полностью застегнут, капюшон одет, хорошие очки – критически важный атрибут экипировки здесь. В таком режиме идти вполне комфортно. Видел мужика в футболке – не знаю, как он не помер. Кажется, пескоструйка может снять кожу до мяса.

Наконец, в компании таких же одиночек, дошел до Marpha. Деревня удивительно устроена так, что в ней совершенно нет ветра. На улице очень уютно и комфортно. Опять, как и в Muktinath, никто не хочет меня размещать одного. Пришлось немного побегать, но в итоге нашел хороший лодж, прямо возле монастыря, еще и заметно дешевле, чем все остальные.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
На подходе к Marpha. Виден монастырь над деревней

Пока бегал в поисках лоджа, встретил Яну и бойфрендом, с которой мы три года назад ходили на Меру. Конечно, вероятность эта не нулевая, так как все-таки один раз побывав в Непале, многие возвращаются. Но все равно встреча такая показалась удивительной. Вечером сходил в гости к ребятам в лодж – поболтали немного. Они ходили вокруг Аннапурны и это вторая поездка Яны в Непал. b-olegh, тебе привет от Яны :-)

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново
Крыши Marpha


Вечером сходил в горячий душ, постирался. Сходил в монастырь, расположенный совсем рядом. В нем две гопмы – одна большая, нижняя – доступная для туристов. Сел немного посидеть там и участливые монахи отвели меня во вторую гомпу, она немного выше, меньше размером и приватная. Сказали, что здесь никого не будет и можно сидеть сколько угодно. Приятное место очень.

Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Статистика дня:
    Расстояние, км: 21,6
    Подъем, м: 573
    Спуск, м: 1471
    Время (общее/ЧХВ), час: 7:00 / 5:20
    Высота (старт/стоп/мин/макс), м: 3640 / 2673 / 2673 / 3818
Последний раз редактировалось Drups 30 мар 2018, 09:11, всего редактировалось 2 раз(а).
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Западная часть кольца Аннапурны без дорог – открывая заново

Сообщение: #20

Сообщение Drups » 29 мар 2018, 18:43

аваз писал(а) 28 мар 2018, 14:18:В танках ничего не понимаю (да и в шарфиках не особо), но что значит "фабрики", там танки печатают?

Абсолютное большинство тханок на продажу - это распечатанные контуры рисунка, который очень грубо затем раскрашивают (похоже на "рисование по номерам"). Это очень хорошо видно невооруженным глазом.
Drups
активный участник
 
Сообщения: 529
Регистрация: 25.03.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 40 раз.
Возраст: 45
Страны: 30
Отчеты: 2
Пол: Мужской

След.



Список форумовАЗИЯ форумТИБЕТ, НЕПАЛ, БУТАН форумОтзывы о Непале, Тибете, Бутане



Включить мобильный стиль