На следующий день после окончания карнавала только афиши напоминают о нём:
Постепенно шумиха утихает, уезжают туристы, приехавшие специально на это событие. Мне тоже пора было уезжать, но ещё некоторое время оставалось для прогулки по городу и ещё одного музея.
Многие знают, что в истории Ниццы есть эпизоды, связанные с Россией. Тем не менее, названия, подобные
Boulevard Tzarewitch, выглядят необычно во французском городе.
В 1865 году в Ницце на двадцать втором году жизни скончался от болезни наследник престола, цесаревич Николай, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
Для погребения был предназначен Петропавловский собор, ставший усыпальницей членов российской императорской семьи, но в Ницце осталась память о наследнике: сначала была часовня, а потом инициировано и строительство грандиозного
Свято-Николаевского собора (Avenue Nicolas II,
http://sobor.fr ).
Собор по проекту М. Т. Преображенского строился долго, строился трудно. Руководство строительной комиссии с 1903 г. сменилось несколько раз, но, наконец, в 1912 г. храм был возведён (по крайней мере закончены внешние работы), и он по сей день радует своей красотой.
Можно бесконечно долго любоваться затейливыми орнаментами, великолепной архитектурой собора
... пока тебя не выгонят с территории.
Да, строительство храма было инициировано русской общиной, финансировался из государственных средств, а в момент нехватки денег царь Николай II выделил 700 тысяч франков из собственных средств, но сейчас братки из охраны храма – по другому и не назовёшь – ведут себя так, как будто это их личная собственность.
На сайте собора указывается, что вход в храм может быть ограничен с 12 до 14 часов, но на деле может быть и с 10 до 12:
И посетителям вход «воспрещают» не только в храм, но и на территорию вокруг него. Не зная, на каком языке ко мне обратиться, сначала на «ты» на русском, а потом и на французском охранник предложил уйти и закрыл калитку в парк. Так что «отдохнуть от суеты большого города» на территории парка русской церкви, как описывается на официальном сайте, у посетителя просто может и не получиться.
У меня лишь одно случайное фото интерьера:
Оказалось, что внутри фотографировать нельзя. Так что я купила путеводитель по храму на память, уж очень красивое церковное убранство, богато украшенные иконы там были, да и история заинтересовала.
Дальнейший путь лежал в музей Шагала. Просто несколько фото, сделанные по дороге:
Ницца, конечно, огромный город, здесь большие, для преодоления пешком, расстояния, и, наверное, было не очень разумно проделывать путь от отеля в тот день на своих двоих…
Было бы у меня больше времени и желания, я бы разобралась получше с общественным транспортом и доехала до музея на автобусе:
Итак,
Музей Марка Шагала:
https://en.musees-nationaux-alpesmaritimes.fr/chagall/ (адрес 36, avenue Docteur Ménard, Nice, вход 8 евро). В первое воскресенье месяца – вход бесплатный. Есть аудиогид на русском, минус – в залог оставляешь документ, удостоверяющий личность. Но без аудиогида неудобно, в музее художника, родившегося в России, пояснений на русском нет. Нагибаться каждый раз и залипать на английском описании смысла каждой картины желания не было.
Сад и кафе там немного убогие,
так что, особо не задерживаясь, я пошла в основное здание.
Как таковое творчество Шагала мне не очень близко, скорее, хотелось получить более полное представление о его работах, имея под боком такую большую коллекцию.
Помню, ещё в первую поездку в Париж, мы решили посетить с экскурсией здание оперы. И экскурсовод там рассказывала, насколько много было противников росписи плафона зрительного зала Шагалом в 1964 году. Но прошло немного времени, и народ свыкся, и сейчас, может, и представить тяжело, как зал в Opéra Garnier мог выглядеть по-другому (фото из сети).
opera_garnier.jpg
Надо сказать, что меня заинтересовала и сама судьба художника. Честно говоря, до того момента не знала, а ведь он прожил почти сто лет! Обладая каким-то чутьём на опасность, он смог избежать участи, которая постигла многих представителей интеллигенции среди еврейского народа, каждый раз переезжая в относительно безопасное место. В 1922 году эмигрировал из России во Францию. 23 июня 1941 года, на следующий день после вторжения Германии на территорию Советского Союза, оказывается в Нью-Йорке.
Но по большей части его жизнь связана с Францией (французское гражданство он получил ещё в 1937 году), поэтому неудивительно, что именно в этой стране сконцентрировано его наследие.
Не буду обращаться к истории, в каких стилях пробовал себя Шагал … интереснее наблюдать, какие темы избирал он для своего творчества.
Вот «Цирк»:
Шагала завораживала сущность цирка, смешение разных жанров искусства, присущих тому. «Для меня цирк – это волшебное зрелище, он как мир, который, едва возникнув, сразу исчезает», - писал художник.
Или ещё, «Акробатка»:
Здесь, наверное, отражаются его собственные чувства, ведь тема любви – одна из главных в его работах. В жизни Шагала было три большие любви, которые вдохновляли его на создание таких вот нежных картин.
Он тяжело переживал смерть первой своей жены, Беллы, несколько месяцев был не в состоянии работать. Эта картина была написана гораздо раньше, но она смотрится автобиографичной:
Эта личная трагедия в 1944 году пришлась на время страшной войны, другой постоянной темы в его творчестве:
Более раннее творчество – беззаботнее: праздники, свадьбы, сельская жизнь
Ещё он часто обращается к своим истокам. Сам он говорил: «Если художник – еврей и изображает жизнь, как может он не использовать еврейские мотивы в работе? Но если он хороший художник, то его картины будут содержать гораздо больше. Еврейское содержание, конечно, сохранится, но его искусство будет иметь всечеловеческое значение».
В Ницце хранится 17 полотен, несущих Библейское послание. Во многих из них есть подтекст, но без подробных объяснений аудиогида/подписи к картинам не догадаешься о скрытом смысле, не обратишь внимание на дополнительных персонажей, спрятанных по краям полотен.
«Царь Давид»:
«Жертвоприношение Исаака»:
«Сотворение человека»:
«Ноев ковчег»:
«Моисей получает Скрижали Завета»:
«Иаков борется с ангелом»:
«Адам и Ева, изгнанные из Рая»:
Картина «Исход» (1952-1966 гг): название связано с исходом евреев из Египта, описанным в Ветхом завете. После чудесного перехода через море Моисею (внизу справа), ведущему людей, были даны десять заповедей. За Моисеем толпятся люди, заполняя пространство картины: это народ Израиля идёт в обетованную землю, чтобы стать независимым.
И зритель должен понять, что на самом деле это историческая реальность, провозглашение государства Израиль в 1948 году.
Но вернусь к теме любви. На меня произвёл большое впечатление «красный» зал: пространство, посвящённое женщине, любви, женскому началу.
В 1952 году художник женится на Юлии-Валентине (Ваве) Бродской. Писали, что брак с ней стал неоднозначным событием в его жизни. С одной стороны, он имел негативное влияние на отношения с близкими ему людьми, с другой — плодотворно повлиял на его творчество, да и на благосостояние тоже.
В начале зала висит посвящение жене, написанное рукой Марка Шагала: «À Vava, ma femme, ma joie, et mon allégresse.»
Разглядывая картины в подробностях, заметила, как часто яркими мазками он формирует деревья, попробовала собрать их )
На выходе из музея самое большее, что можно себе позволить купить, это набор открыток:
Потому что на посуду, например, цена просто несусветная:
Потом был аэропорт, баночки с фуа-грой по цене от 27 до 40 евро, которые просто не поднималась рука купить,
и сладости по 20 евро с карнавальной символикой:
Чтобы не заканчивать последнюю часть отчёта про ту поездку брюзжанием по поводу и без, скажу, что Ницца влюбляет в себя.
Мне нравится архитектура, которая сохранила традиции старинных отелей, что привлекали внимание своими угловыми куполами и ажурными балконами …
Мне нравится то, что это морской город …
И нравится ощущение свободы в нём…
И, как и задумывалось, на следующий год мы поехали всей семьёй туда. Уже не чувствовалось напряжения, суеты, неопределённости, Ницца была мне уже доброй знакомой )