Intro.
"Совсем ку-ку!!! Что ты там забыла? Ты же была там! Зачем? И что, муж тебя опять отпускает? Смотри, дождешься!" Реакция мамы - как обычно. Поэтому я говорю ей, что снова еду в Норвегию за день до отъезда. Когда я поехала первый раз, мама изрекла моему ребенку: вот, Верочка, смотри, мама твоя уезжает в Норвегию, а если она там со скалы упадёт, то папа твой искать ее не поедет! «Гениально», но не подействовало. И нет смысла ей объяснять, почему я туда еду. Я ездила в Норвегию 4 года подряд, с 11 по 14 г, я думала – вдруг меня на пятый раз отпустит! Наивная, хе. И в этот раз, уже на обратном пути, подъезжая к границе со Швецией, с трудом сдерживая слезы, я уже всё понимала. Нет, она меня не отпускает, а если и отпустит, то нескоро, очень не скоро.
Трип был изначально под очень большим вопросом, мы легко могли не поехать. Но звезды сложились. Два раза я была на севере, и два раза на юге и в регионе фьордов. Была на must see объектах (правда только в формате радиалок, без ночевок в горах). 4 лет мне хватило понять, как я люблю Северную Норвегию. Море, камни, запах водорослей, снег, рыба, аскетичный северный минимализм. Да, и все-таки без рыбы Норвегия не совсем правильная получается!
После крайней поездки в 14 году, я не была там 3 года. В конце 14 года муж купил мне машину, и я решила, что поеду на ней в Норвегию! Следующим летом, я поняла, рулёж на такой дальняк при водительском стаже в полгода (в основном езда по выходным) будет тотальной авантюрой. Хотя такие случаи, знаю, бывали. Еще более следующим летом я также посчитала, что не готова. К зиме 17-го мои навыки не сильно улучшились, к этому времени я гоняла по 600 км одним днем, но и не более. И тем не менее, я решила, что уже всё, пора! Посчитала примерный километраж, дневные перегоны, кемпинги. Получалось по средствам ого-го, но я начала целенаправленно откладывать деньги. Я готова была ехать одна. К счастью, мы поехали вдвоем с другом. Собственно говоря, как мы последнее время и ездили во всякие горы. Мой друг отказался ехать на моей пузотерке, поэтому поехали на его пикапе.
Планирование.
Нам с другом просто планировать маршрут. Мы любим схожее: непопулярные места, полное отсутствие людей, палатку, неспешность (чтоб повтыкать), костер, гречку с тушенкой, горы, ходилки радиалками, ягоды с куста и жареные в сметане грибы. Поэтому изначально настраивались на большинство диких ночевок, самостоятельную готовку, несколько треков (не очень высоко и не сильно далеко) и рыбалку. Да, друг рыбак, поэтому этот пункт был обязателен. Необходимость рыбалки в Норвегии подкреплялась нашими общими воспоминаниями о рыбацком счастье в более чем 50 кг трески в 12-году, которые мы жарили, парили, варили, коптили и ели потом всю оставшуюся дорогу. Я не рыбак. Ну ловля ротанов и окуней не в счет. Морскую снасть ни одного раза в руках не держала. Но в связи с тем, что ценник на катер в Норвегии (на островах) конский, особенно если брать его одному, решили, что поедем вдвоем. Друг будет ловить, а я кататься и фотографировать. Ага, сейчас! Но об этом позже. И еще был обязательный пункт – дневка в рорбу. Ну вот эта норвежская эстетика – красные домики, причалы, лодки, море и обязательно из окна вид на горы! Мы это с другом тоже уже проходили и решили, что и в этот раз оно нам надо!
А, надо еще сказать, что к лету я планировала уйти с работы, поэтому поездка должна была быть более чем экономной. По маршруту изначально я хотела, а друг однозначно поддержал Вестеролен и Сенью. Вестеролен - вообще май лав, а именно Langøya. Я не могу сказать почему, но он вот прям мой. Зеленый, уютный, с невысокими в целом горами, с треугольной, как поднятая ладонь, Reka и бирюзовой водой. Да, в предыдущих поездках именно от него у меня были самые-самые эмоции: дикий трекинг, солнце и много рыбы, и мне его всегда не хватало. Сенья – она тоже безумно прекрасная, но уж очень драматичная что ли. Лофотены мы отмели именно из-за засилья туристов, но тем самым лишились рорбу. Ибо на Вестеролене и Сенье найти рорбу по устраивающей нас цене оказалось нереально. Третью точку маршрута выбрал друг. Ему хотелось материковой Норвегии, водопадов и озер, и опять же отсутствия людей (ну или минимума по возможности), поэтому его выбор пал на Rago nasjonalpark.
Если по Вестеролену и Сенье здесь на форуме было полно отчетов, с картами, треками и подробным описанием, то по Раго мне удалось найти лишь одно упоминание. И я засела детально прорабатывать маршрут: треки, карты, координаты возможных стоянок, дороги, паромы, катера, кемпинги по маршруту, уже более точный километраж и расписание по дням. Всё это мы придумали, обсудили и согласовали недели за 2! Мне кажется, что половину трипа я прожила уже при планировании )))) Все сроки были под вопросом, как и сама поездка в принципе. Поэтому мы решили отказаться от броней кемпингов и катеров. Решили, что поедем, опираясь на маршрут, с палаткой, но под настроение и погоду. Не нравится/не зашло/плохая погода – едем дальше. Поэтому визу делала на примерные даты и большее количество дней. Но всё сложилось, у меня и у друга. Мы все успели.
В день икс 26 июля друг, как тыгдымский конь, гнал из Воронежа в Москву после крещения сына, чтобы успеть разгрузить домашние вещи и снарягу из пикапа, а потом уже снова загрузить одну снарягу . Я была в 800 км от него на собеседовании на будущую работу. Точкой встречи была Москва (мы живем в разных городах), а до нее еще надо было доехать. Внизу меня ждал муж с машиной, моей снарягой и билетом на поезд Владимир-Москва. Как часто бывает, собеседование затягивалось, время поезда катастрофически приближалось. Когда до отправки оставалось 10 минут, я впрыгнула в машину, практически на ходу переодеваясь в походное. Пробежка с рюкзачищем до вокзала и я успела. Норвегия ждет! До неё мы докатили за 2,5 дня. У нас не было задачи ехать круглосуточно, мы никуда не спешили, и это было прекрасно!
1 день: Москва – Светогорск (км 20 еще в плюс отъехали по Финляндии).
Первых двух дней фото нет, т.к. я ни фотограф ни одного раза и зная, как будет в Норвегии, здесь ничего фотографировать и не хотелось.
Примерный расход 16 литров дизеля на 100 км, офигеваем от цены на платник в 450 рублей, морально готовимся к финским ценам на солярку и спешно едим контрафактные котлеты, заботливо приготовленные для нас женой друга. Погода шепчет. Перед границей остановились, чтобы спрятать весь остальной контрафакт - тушенку, картошку, сверхнормативную водку и антирадар. Да, картошка была обязательным пунктом в списке, потому что какая же рыба без воронежской молодой картошки! Границу прошли быстро, народу почти не было. Судя потому, что друг забыл взять доки из машины на КПП, начинала действовать отпускная эйфория, а это хороший знак!
После КПП решили искать место ночевки. И вот тут у нас прям возник когнитивный диссонанс. Надо сказать, что до этого раза, ни я, ни друг, мы не ночевали в Европе по- дикому. В палатке – это в России, а за границей – только в кемпингах и домах. Русский человек как хочет заночевать на природе? Чтоб подальше от трассы, и место ровненькое под палатку, чтоб в радиусе 3 км не было жилья, а еще чтоб у воды и был вид красивый, ну чтоб костерок там разжечь, порыбачить. И вот тут нас ждала засада. Любой съезд приводил либо к частной территории с домом, либо к пристани с лодками, тоже, понятное дело, чьими-то. А оно совсем стемнело и надо уже как-то быстрее определяться. Мы в России привыкли, что как правило, большинство съездов вне населёнки ведут либо к рыбачьим, либо грибным/охотничьим местам, ну или лесозаготовкам. Но здесь такого, видимо, не было. В итоге, помыкавшись, мы заночевали в углу какого-то заброшенного фермерского поля. Вида, конечно, не было и в помине, зато была земляника и светлячки в темноте.
День 2. Светогорск - где-то на Е8 за Кеми.
Жириновский в навигаторе повел нас какими-то козьими тропами. Км 30-40 мы уверенно пилили по грунтовке, по ходу вспоминая, что так уже бывало. Конечно, эта грунтовка ни в какое сравнение не идёт с классической российской. Просто было необычно. Дальше пошел асфальт, мы двигались к Оулу. И не было ничего интересного, пилили и пилили с перерывами на чай-кофе. Так вот про кофе, эспрессо на заправках в Финляндии не было! Это стало неожиданностью, в кофейной стране и нет эспрессо. Везде на заправках был только американо. Незачет, однако! Вобщем, по пути, помимо дозакупки продуктов в виде сыра, мумии-тролльских ништяков и водки (нам просто показалось, что ее мы мало взяли) мы искали еще нормальный кофе. По плану на день было проехать за Оулу, по факту мы проехали до почти Kolari. Опять квест с местом для ночевки, в итоге мы свернули на один из съездов. Это уже была почти Лапландия. Съезд оказался дорогой на охотничью заимку, ну мы так подумали. Сосны, сосны, камни, сопки, слава полному приводу и какой-то новой апгрейдженной подвеске, и мы уже ставим лагерь практически прям на дороге. Сильно далеко в сопки забираться не стали, но от трассы отъехали прилично! С учетом сосняка и сухой погоды, мы разводим костер. Это называется «дорвались». Прискакал олень, мы малость офигели, олень посмотрел на нас и ускакал дальше. Потом проскакал в обратную сторону. Дааа, видимо Лапландия совсем близко. Об этом же нам говорят комары. Мы вальяжно разложились на стульях, маскируемся от комаров в дыму костра. Тишина, запах сосны, в небе ни облачка и классические макароны с тушенкой в качестве закуски. И вдруг эту благодать нарушает звук вертолёта. Ё-моё, видимо, противопожарный. Бросаемся тушить наш костер, но он - зараза, все-таки дымит как паровоз. С учетом того, что мы были на возвышенности, палево могло быть конкретное! Но вертолет покружил-покружил и свалил.