Наконец я решила поделиться своим отзывом о поездке с младенцем на автомобиле, которую мы совершили еще в июне 2016 года, из Москвы в Швейцарию и Германию. Заметки о наших путешествиях я пишу для себя, для потомков, поэтому за возможные лишние интимные моменты прошу не корить.
Не совсем разобралась в какой раздел размещать отзыв, поэтому если модераторы посчитают нужным переместить, то всегда пожалуйста.
Предисловие
Поскольку я писала сочинение больше года, периодически откладывая его, «за время пути собака могла подрасти» и наш юный путешественник уже отметил своё 2-х летие. За это время он успел побывать в Сочи в возрасте 6 месяцев, в новогодней Италии в 11 месяцев, на Сардинии в июле 2017 в 1,4 года, в Сочи в 1,6, ещё раз в новогодней Италии в январе 2018 в 1 год и 10 месяцев, и в Сочи в марте 2018.
Нет, мы не проехали 70 стран за 10 дней, но мы не боимся путешествовать с ребенком, у нас не было другого выбора, и перед нами с самого начала встал выбор – либо мы подстраиваемся под ребенка, и наша жизнь кардинально меняется, либо ребенок подстраивается под нас и живет по нашим правилам. Мы выбрали второе, и уже в 3 месяца Андрей отправился в своё первое путешествие. Да это не просто, но если надо, чтобы было просто, то не стоит заводить детей в принципе. И до сих пор я остаюсь при своем мнении, что путешествовать с ребенком утомительно, но оно того стоит. Стоит потому, что ранние путешествия помогут привить ему тот стиль жизни, который близок вам, он будет понимать, что есть мир, в который запросто можно попасть, и это не что-то неведомое и далекое, потому, что ребенок, который с малых лет видел красоту окружающего мира и смотрел на шедевры, обязательно впитает в себя то прекрасное, что станет основой его будущей культурной жизни, потому, что ребенку, путешествующему с пеленок проще адаптироваться и приспосабливаться, ведь он будет привычен к изменениям и быстрой смене обстановки, а в жизни это очень нужное качество.
Есть, конечно, определенные нюансы, о которых нужно помнить, чтобы не превратить отпуск в кошмар, и обязательно нужно иметь правильный настрой! Я для себя определила два основных правила, которые помогают в наших поездках. Во-первых, не планировать много, либо планировать, но осознавать, что не все удастся осуществить, лучше не рассчитывать на многое, но в итоге получить удовольствие от превзойденных ожиданий, чем испортить себе отпуск неожиданными срывами планов. Во-вторых, нужно быть морально готовым к неожиданностям, к любым, даже тем, которые вы не можете себе представить, а они будут, обязательно, ведь с вами ребенок, и у него свои планы на этот мир, если принимать всё как данность, то неожиданности не причинят вам больших неудобств.
***
Отправиться на машине в Германию мы собирались давно, ждали только подходящего момента, чтобы совместить приятное с полезным, когда моя подруга со своим молодым человеком пригласят нас на свадьбу в Мюнхен. Так получилось, что, когда момент настал, мы уже готовились стать родителями, но это не помешало нам строить планы, и в свои три недели наш малыш обзавелся своим первым загранпаспортом. Визы мы ходили получать к итальянцам с расчётом на будущее, правда из-за того, что в консульство мы не попали, а оформлялись через визовый центр, то получили опять только двухлетнюю визу, а Андрюша полугодовую, поэтому для того, чтобы ехать на новый год в Италию пришлось сходить еще раз к итальянцам, на этот раз в консульство, и они дали Андрею визу еще на 1 год и 5 месяцев, ровно до даты окончания наших виз.
Изначально мы собирались только в Германию, но затем Лео захотел заехать и в Швейцарию, в процессе планирования оказалось, что это совсем не просто уложить в две недели целую страну, от Женевы до Рейнского водопада, плюс Романтическую Дорогу в Германии, при этом в середине путешествия необходимо было быть в Мюнхене на торжестве. Кроме того, чем больше я узнавала о Швейцарии, тем менее реалистичными казались планы, уж очень аппетитными выглядели её бесчисленные достопримечательности.
Крутили мы, вертели, кроили маршрут, и в итоге решили сделать ход конем и сразу же махнуть в Женеву, а это примерно 3000 км от Москвы, то есть первые три дня провести по 10-12 часов в дороге, добраться до самой дальней точки маршрута, а далее уже двигаться в обратную сторону переезжая от одного города в другой и осматривая их по пути. Всё бы ничего, если бы мы были одни, с малышом такой план меня немного пугал, но муж проявлял стойкость и убеждал, что мы справимся, зато вырисовывался достаточно гармоничный маршрут, который, правда, был сильно перегружен, мы никак не могли что-то выбросить самостоятельно, оставалось довериться случаю и действовать по ситуации, жизнь сама все расставит по своим местам.
Примерный план был такой:
2 июня - 1100 км - Москва-граница-Ежево (ночь)
3 июня - 740 км - Ежево-Потсдам (ночь)
4 июня - 1100 км - утром Сан Суси-Женева (2 ночи)
5 июня - Женева
6 июня - 145 км -Вуффлен ле Шато(?), замок Морж(?), Лозанна, замок Лутри(?), Веве(?), Шильонский замок, Грюйер (ночь)
7 июня - 150 км - Грюйер, Берн, замок Оберхофен(?), Лаутербрюнен(водопады), Гриндельвальд (ночь)
8 июня - 220 км - Гриндельвальд, Юнгфрауйох, Бриенц(?), Рейхенбахфель, ущелье Rosenlaui(?), Подвесной мост(?), перевал Гримзель, перевал Фурка, Ронский ледник, Люцерн (ночь)
9 июня - 120 км - подъем на Пилатус, Люцерн, Айнзидельн, Цюрих (2 ночи)
10 июня - Цюрих
11 июня - 420 км - Рейнский водопад, Шаффхаузен, Штайн на Рейне, Санкт Галлен(?), Хоэншвангау и Нойшванштайн(+по дороге Wieskirche в Штайнгадене и Роттенбух), Мюнхен (Унтерхахинг) (4 ночи)
12 июня - свадьба
13 июня - Завод БМВ
14 июня - Мюнхен
15 июня - 270 км - Ландсберг на Лехе, Аугсбург, Донауверт(?), Харбург(?), Динкельсбюль, Шиллингфюрст(?), Ротенбург на Таубере (ночь)
16 июня - 100 км - Ротенбург на Таубере, Вайкерсхайм, Бад Мергентхайм, Таубербишофсхайм, Вюрцбург (ночь)
17 июня - 730 км - Вюрцбург, Познань (ночь)
18 июня - 470 км - Познань, Бяла Подляска (ночь)
19 июня - 1100 км - граница-Москва
Что касается переживаний по поводу того как оно будет с младенцем в поездке – у меня их особо не было, малыш спокойный и грудной, а это уже минус много забот. Нет, конечно, промелькнула мысль о том, что существует другой вариант - я с Андреем долетаю до Берлина, а муж, доехав до туда же на машине нас там забирает, но эта идея показалась нам неприемлемой, для трехмесячного непривитого ребенка количество вирусов в самолете при контакте с другими пассажирами может быть небезопасным, и мужа одного отпускать в такую длинную поездку тоже страшновато.
Вообще мы с самого рождения ребенка активно ездили и по делам и по гостям и не испытывали дискомфорта, за месяц до поездки съездили в Коломну и пришли к выводу, что ехать младенцу в автокресле нельзя, на короткие расстояния еще может быть и можно, и то без удовольствия, а на длинные переезды вообще не вариант, сидеть 12 часов в позе эмбриона явно не полезно для молодого организма, в итоге приобрели люльку с автомобильными креплениями, и у ребенка в машине была практически настоящая кровать, автолюлька занимала на заднем сидении два места, рядом сидела я, на переднем сидении коляска, в багажнике пара чемоданов и куча подгузников, которые вызвали подозрение у таможенников при въезде в Польшу.
Специально к поездке мы долго, точнее ооочень долго, искали коляску, в которую можно горизонтально положить 3-х месячного младенца, которая будет компактная, лёгкая, и в которой можно будет относительно безопасно ездить по брусчатке. Конечно таких идеальных колясок не бывает, мы в итоге выбрали Valco baby snap, она очень легкая, компактная и крайне маневренная, а если на пути попадалась брусчатка, то малыш пересаживался в кенгуру, в котором ему, кстати, так понравилось, что он там практически жил, спал в нем с удовольствием, а если не спал, то требовал посадить лицом к народу и разглядывал все вокруг с огромным интересом.
У коляски, кстати, обнаружилось еще некоторое количество приятных моментов, она оказалась очень вместительной, а это в длительных прогулках очень нужное качество, у неё невероятно широкое пространство, как нам позже сказали в аэропорту - это целая двуспальная кровать) И для российской зимы она оказалось тоже подходящей, колеса по снегу хорошо едут, единственный её минус это слабая тормозная система, несколько раз уже приходилось чинить, но оно того стоит. У нас есть дополнительная коляска Cybex Topaz, и она ни в какое сравнение не идет со Snap-ом.
В общем как я упоминала, переживаний по поводу малыша у меня не было, но были переживания по поводу папы малыша, ведь я как мама была готова к жертвам ради благополучия малыша, и если бы встал выбор между поменять подгузник/покормить или, к примеру, успеть в закрывающийся дворец, то раздумий по поводу того, что выбрать не было, для меня в любом случае поездка с заботами лучше, чем сидение дома с теми же заботами, поэтому морально нужно было подготовить папу к тому, что возможно предстоят некоторые лишения и нужно быть к ним готовым. Меня лишения вполне устраивали, и, изначально, планируя посещения некоторых мест, я понимала, что мы с Андрюхой пролетаем, например, как поездка на перевал Юнгфрауйох.
День 1. Дорога в Польшу
Выезжали из Москвы в четверг, обычный будний день, пришлось поспорить с мужем о времени выезда, я хотела выехать пораньше, часа в 4 утра, чтобы приехать раньше на границу и в отель, но в итоге выехали в 6, успев проскочить московские пробки.
Поначалу я не понимала, как будут происходить кормления и бодрствования малыша в дороге, но по факту все оказалось довольно просто, малыш сам решил, что в дороге ему лучше спать по убаюкивающий шум колес (замечу, что в этом плане 3-х месячный ребенок идеальный попутчик, так как он много спит), а мы подгадывали наши остановки под его сон, чтобы спокойно ехать когда спит, и совершать все гигиенические процедуры и кормления когда проснется. Выходило, что мы останавливались примерно раз в два часа, а за это время и наши косточки требовали разминки не то, что малыша, то есть в дороге, и особенно на длинных переездах Андрей не требовал большого внимания. В те моменты, когда он не спал, он играл. По моему мнению то был самый подходящий возраст для такого путешествия, в три месяца ребенок еще не переворачивался, его вполне устраивало лежать в дороге исключительно на спине и не проявлять по этому поводу беспокойства, он только научился брать рукой игрушку, и это для него было самым любимым развлечением, а какое спокойствие для мамы, не нужно ничего выдумывать, развлекать и прыгать вокруг на одной ножке, дала ребенку игрушки он их тискает и доволен, я умудрилась соорудить импровизированный мобиль над люлькой и Андрюша с удовольствием играл с ним.
Залогом благополучия в поездке с ребенком были детали, без них я бы сказала вообще никуда, то есть организация всех мелочей так, чтобы они БЫЛИ, в НУЖНЫЙ МОМЕНТ, ПОД РУКОЙ. Чтобы все как дома – пеленальный стол, комод с вещами, подгузники, салфетки, водичка, бутылочки, санитарный гель, всё, всё, всё. Поэтому первое что я сделала, когда мы отправились в путь это организовала «рабочее место мамы», с которым предстояло жить ближайшие пару недель. Мне это очень помогло, я всегда знала, что и где лежит и как справиться с детской неожиданностью, а в дорожных условиях это в два раза ценнее, потому что времени на раздумья мало.
Жизнь хороша для младенца, даже в путешествии!
Дорога до границы с ребенком заняла не больше времени чем без него, границу мы переходили в Берестовице/Бобровниках, на границе днём были первыми, за время небольшого стояния из-за пересменки за нами образовался хвост. Читала где-то что путешественники с детьми проходят контроль вне очереди на белорусском погранпосту, но нам это не пригодилось, и я не стала выяснять так ли это. Поляки встретили не слишком гостеприимно, сначала пограничник в окне стал требовать от Лео помыть грязные руки, прежде чем прикладывать палец к считывателю отпечатков, но мы не сразу это поняли, и он просто закрыл у нас перед носом окно, мы стояли и хлопали глазами, но все равно надо же чего-то было делать с этими "глупыми русскими", то есть с нами, пришлось им открыть окно и постараться объяснить на ломаном английском, чего от нас хотят, тут же другой польский пограничник заставил нас вытряхнуть весь наш багажник, открыть все чемоданы и перешвырять подгузники, видимо мы, прикрываясь ребенком, выглядели довольно подозрительно.
Поначалу мы хотели заночевать в Варшаве, в том же отеле, где были в прошлый раз, но потом подумали, зачем нам это, ехать в город, стоять на светофорах, в пробках, нам и от Варшавы то ничего не нужно, поискали отели по пути и нашли вполне приличный в два раза дешевле отель Atlanta на краю города Stare Jeżewo, прямо рядом с трассой, с хорошими завтраками и собственной парковкой, часах в двух езды от границы по медленным польским дорогам, это оказалось очень удобно и очень кстати, поскольку еще в Беларуси меня атаковала ужасная мигрень, в отель я уже вползала без чувств, сквозь слезы приняла душ и с младенцем в охапку попыталась уснуть. Муж тем временем пошел в бар и скоротал там вечер в компании с пивом.
Вопрос мытья младенца мы тоже решили очень просто – сначала мылась под душем я, затем папа приносил Андрея, и мы вместе мылись под душем, ребенку это очень понравилось, и не нужно заморачиваться с ванночками, я правда взяла на всякий случай с собой чистящее средство, для того чтобы мыть малыша в ванной там, где она будет, но пару раз мне хватило, чтобы понять насколько это утомительно и бестолково. В общем совместные душевые процедуры пришлись нам с малышом по душе и мы после поездки стали практиковать их дома, как и гуляния в кенгуру, вообще из поездки мы вынесли даже нечто полезное для себя в быту, плюс я быстро перестала беспокоиться из-за каждой пылинки, ибо до поездки у меня иногда доходило до маниакального, и я начищала всё в десяти метрах от местапребывания младенца, дабы никакая бактерия не подкралась и не совершила диверсию. Да, это путешествие мне очень помогло избавиться от маниакального страха бактерий и микробов, которое присуще каждой маме новорождённого
День 2. Дорога в Потсдам
Выспавшись и придя в чувства после длинной дороги из Москвы в Польшу, солнечным утром отправились бороздить польские тропы, хотелось поскорее доехать до Варшавы и выехать на нормальную трассу, но до Варшавы как водится плелись медленно и нудно.
В Потсдаме была одна ночевка, мы хоть и бронировали за пару месяцев, но почему-то именно на нашу дату все отели были забиты. Пришлось бронировать за 140 евро модный старперский отель на центральной площади, который назывался Hotel am Luisenplatz. Отель в старинном здании, чистенько, огромная комната с высоченными потолками, створчатые двери на балкон, красивый вид с балкона, и дворец Сан-Суси рядом, а мы как раз планировали посмотреть его на следующее утро, да и вечерком по городу пробежаться удобно.
С парковкой вышла какая-то ерунда, рядом с отелем нашли платную уличную парковку, и все машины стояли в одном направлении, а нам вот почему то вздумалось встать в другом, закралась конечно мысль, что не спроста это так, и на следующее утро она реализовалась в виде штрафа в 39 евро за неправильную парковку. Иногда лучше быть в тренде.
Полюбовавшись видом из номера, сменив дорожные треники на приличную одежду, отправились на вечернюю прогулку по городу. Выйдя из отеля первым делом присели на Луизенлац изучить карту города. Неправильно приезжать в Потсдам на одну ночь как это сделали мы, потому что центр города не слишком блистателен при беглом осмотре, а на дворцы, парки и озера нужно гораздо больше времени, это мы, к сожалению, осознали когда уже были на месте. Восстановленный центр Потсдама в отличие от Дрездена не производит яркого впечатления, впрочем если просить Андрюху, то ему очень понравилось, тут он впервые увидел велосипеды и велосипедистов и не мог оторвать от них глаз на протяжении всей прогулки. Ввиду позднего времени променад у нас получился совсем небольшой.
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor in Potsdam) были построены в 1770 году, на этом месте ранее стояли другие, более скромные ворота, но в честь победы Пруссии в Семилетней войне (1756—1763) Фридрих II повелел снести старые ворота, и возвести на их месте новые. Если совсем кратко описать суть Семилетней войны, то это была война из-за столкновения интересов двух групп государств - с одной стороны России, Австрии и Франции, с другой – Пруссии, Великобритании и Португалии, каждая из стран-участниц конфликта преследовала собственные цели, война шла не только в Европе, но и в заморских колониях. Результаты войны были печальны для русско-франузско-австрийской коалиции – Россия не приобрела ничего, кроме опыта военных действий, Австрия – утратила права на Силезию, а Франция потеряла всю Канаду и основную часть заморских владений. Война окончилась победой англо-прусской коалиции, Пруссия окончательно вошла в круг ведущих европейских держав, и начался процесс, завершившийся в конце 19 века объединением немецких земель во главе с Пруссией. Поэтому для Пруссии это была великая победа.
От Бранденбургских ворот мы отравились по местному «арбату» Шарлоттенштрассе (Charlottenstraße), очень скромная на мой взгляд центральная улица, нам даже ничего не приглянулось, чтобы перекусить.
Церковь Святых Петра и Павла (St. Peter und Paul Kirche) – вторая по значимости церковь в Потсдаме.
Голландский квартал, построенный в 1733-40 годах, оказался местом весьма симпатичным, а точнее аутентичным. 18 век для истории Пруссии вообще стал весомой вехой, королевство становилось центром дряхлеющей Священной Римской Империи, Берлин и Потсдам приобретали свой архитектурный стиль Северное барокко, а экономический рост позволял создавать уникальные архитектурные проекты.
Старый рынок (Alter Mark), после бомбардировки в апреле 1945 года площадь была в руинах, всё заново восстанавливалось в послевоенное время - Свято-Николаевская церковь, Старая Ратуша, мраморный обелиск.
В начале прогулки Андрей немного поспал, но вскоре проснулся и захотел есть, мы прогулялись до реки Хафель и устроились на скамейке в парке, разбитом на острове между двух рукавов реки. Ребёнка я кормила по требованию, а есть он любил часто и быстро, меня не смущало кормить ребенка в общественных местах, конечно, я тщательно прикрывалась платком, и никогда нигде не встречала осуждающих взглядов. На склонах реки развалилось много арабов, непонятно то ли это те самые беженцы, активно рвущиеся из Сирии в Европу, то ли в местном населении преобладает темный цвет волос и смуглая кожа.
Хотели еще завернуть в русскую колонию Александровка с избами в русском стиле, эти дома были построены для певцов русского хора из числа военнопленных, попавших в плен к французам в России в 1812 году, а позднее оставшимся в Потсдаме. Но в Александровку мы не пошли, наверное зря, не заладилось как-то у нас с Потсдамом с самого начала. Список достопримечательностей Потсдама обширен, в основном это парки, сады, дворцы, если задаться целью посмотреть их все, то и недели не хватит.
Время шло, а никаких биргартенов, никаких сосисочных нам так и не встретилось, как будто и не Германия вовсе, мы два дня ехали-ехали с мечтами о вкусной баварской или не очень баварской, но сосиске на ужин, но в Потсдаме не нашли даже намека на немецкую кухню… Чтобы совсем не остаться голодными мы пошли обратно на Шарлоттенстрассе, где нам повстречалась единственная пиццерия, в которой можно было быстро перекусить и уже отравляться спать. Пока Андрюха прыгал у меня на руках и все также с интересом разглядывал каждый велосипед, мы обдумывали планы. План был такой – либо мы утром смотрим Сан-Суси, причем делаем это явно второпях, а потом едем без остановок до Женевы, либо мы откладываем Сан-Суси, возможно на конец поездки или на какую-нибудь другую поездку, и едем до Женевы с остановкой в Базеле, что, как нам казалось, сильно облегчит дорогу. Ни к какому мнению мы так и не пришли, и решили, что утро вечера мудренее. Этот девиз вообще сопровождал всё наше путешествие, потому что конкретных планов выстроить мы особо не смогли, хорошо хоть точно знали где будем ночевать, все отели по маршруту были забронированы заранее.