Писать хотела что-то ещё по ходу поездки, но вай-фая хватало только на канал в Телеграмме. Так что сейчас, уже вернувшись в офис, попробую уложить все мысли в пару постов. Картинки будут как с камеры, так и из телефона.
Прошлый год выдался чертовски странным, со сменой работы, подработками типа фронт-офис менеджера в гостинице и работника склада в книжном издательстве, так в отпуске я не была в итоге, а куда-то поехать очень хотелось.
Я мышкой кликала по карте Европы, выбирая между Балканами и Мальтой, раз уж впервые за несколько лет работать в майские не нужно. А потом прокрутила колёсико, и поняла, как же мало я видела, и как же мало где я была. И так совпало, что к тому моменту я дочитывала книгу немецкого парня, решившего пешком добираться из Пекина домой, и подумала: а почему бы не Китай?
Учитывая, что восточнее Красноярска мне никогда не доводилось бывать, Китай выглядел занятной авантюрой. Из плюсов в его сторону выступали и знакомые по регби, один из которых с женой обитает в Ханчжоу, а вторая, канадка, в Лояне. Вот её-то мне навестить и хотелось. В итоге я разработала два маршрута: по часовой стрелке и против. Всё зависело от планов подруги.
Получив от неё ответ и поняв, что Лоян откладывается на конец вояжа, я начала смотреть билеты-гостиницы. С перелетом из Москвы проблем не было, и я оплатила аэрофлотосвкие Москва-Пекин-Москва, считая всё остальное уже от этих дат.
Это был январь, и как только я поделилась мыслями о Китае со знакомыми, тут же мне все стали говорить, что без языка я там пропаду, потеряюсь, умру, заблудившись в хутунах. Поэтому решила: принципиально не буду пользоваться никакими словами, даже которые я знаю. Только английский. Только хардкор. В пользу Поднебесной играло ещё и то, что мне очень хотелось каких-то приключений. Потому что в Европе везде худо-бедно можно изъясниться на английском или французском, примерно понять, чего от тебя хотят в Германии, и, узнавая латинские корни, догадаться, о чем тебе толкуют в Италии. Забегая вперед, сразу скажу, что так за 16 дней ни разу не сказала даже что-то простое, типа «се-се».
Всё-таки, считая себя довольно опытным путешественником, я начала бронировать гостиницы хотя бы для того, чтобы запросить визу. Из расчёта, что, вероятно, там-то я жить и буду. Я много где останавливалась, и знаю, чего примерно хочу. А хочу я койку в комнате, которую можно закрыть, оставшись наедине собой. И вай-фай. И всё это в относительной – пешей – близости если не от центра, то от транспортного узла, которым мне придется пользоваться. Ну или какая-то милота, не остановиться в которой просто невозможно. На экватор поездки я была довольна всеми тремя местами, где приходилось ночевать. Но об этом позже.
Так вот уже на этапе бронирования я столкнулась с тем, что карты почти нигде не принимают. А я привыкла ездить без наличных денег. Вторая проблема – большая часть сайтов – даже на китайском – не слишком информативна. Ну то есть, чтобы понять, до какого времени ходит общественный транспорт из аэропорта Чанша – нужно лезть на англоязычные туристические форумы, где, если повезёт, оставил отзыв какой-нибудь лихой бекпекер откуда-нибудь из Голландии.
Этот форум оказался довольно полезным, но большая часть отчетов совсем не совпадала с моим стилем путешествий. По разным причинам: какие-то были слишком проработаны и для большой компании, какие-то – слишком лихие.
Основной упор я решила сделать на горы, нежели на музеи. Я отношусь к тем людям, кто прочитывает дома путеводитель, запоминает, куда точно идти не надо, и выбрасывает его.
В феврале мой план поездки выглядел так:
29.04 Прилёт утренним рейсом в 9:50 из Москвы. Границы, заселение в хостел, гуляние по центру.
30.04 В планах ВКС. The Great Wall at Huanghua Cheng
01.05 Пекин
02.05 поезд в Шанхай.
03.05 Шанхай
04.05 Перелет в Чжанцзяцзе. Изначально в планах было добираться туда поездом через Ухань, но решила, что лучше потратить еще 1 день на ту местность
05.05 Парк
06.05 Парк
07.05 Гора и перелёт в Сиань (он почти в полночь)
08.05 Терракотовая армия и сам город
09.05 после обеда отъезд к горе Хуашань и там же ночевка
10.05 Восхождение на гору и отъезд в Лоан
13.05 Вечерний самолет в Пекин
14.05 в полтретьего утра вылет в Москву
То есть к этому моменту я уже отказалась от идеи ночного поезда из Шанхая в Чжанцзяцзе. И это была неплохая мысль. В итоге, у меня был недорогой авиабилет до города Чанша, откуда я хотела ехать автобусом дальше (как в итоге и сделала). Как я пришла к такому маршруту? Смотрела на цены прямых перелетов и грустила, поэтому рассматривала карту Китая, прикидывая, между каким городом и Чжанцзяцзе будет поезд или автобус ехать менее 6 часов. Ну а потом – поиск билетов на самолеты и автобусы/поезда.
На предыдущей работе куда только я не делала виз, поэтому решила, что и с китайской совладаю. И подаваться буду через посольство, а не визовый центр, несмотря на единогласное негодование знакомых, пророчивших мне потратить на это чуть ли не неделю только стоя в очереди. Но нет, все было просто и быстро. О своем опыте я писала в соответствующей теме.
Получив визу, мною были отменены ненужные брони гостиниц и обменены деньги еще в Москве. А так же скачаны оффлайн карты MAPS.ME, без которых было бы тяжко.
Настал день Х, пятница, 28 апреля. Приехав с трекинговым рюкзаком в офис и оставив его там, я отправилась менять деньги, вернувшись, распечатала один листик А4 с адресами и названиями того, куда мне надо, на английском и китайском языках, скачала VPN и до окончания рабочего дня забыла о том, что куда-то еду.
Аэроэкспресс в пятницу перед длинными праздниками напоминал последний поезд, уходящий за границу, поэтому, просто сев на свой же багаж, я решила не двигаться дальше тамбура. Распечатав посадочный в терминале Е, пошла сдавать багаж в F и, уже после всех досмотров и границ, вернулась туда же поесть, так как в моем терминале везде было слишком людно.
План был прост: не спать в полете, продержаться субботу до вечера на ногах, лечь пораньше, но уже по местному времени. Первая часть почти вышла. Прикорнула на часик посреди фильма The guard. Тем не менее, по прилёту была относительно бодра и весела, переоделась в шорты и отправилась на границу, которую без проблем прошла минут за 25, несмотря на очередь. Миграционную карточку заполнила еще в самолете и карандашом. Разменяв 100 юаней покупкой бутылки воды, я начала искать рейсовый автобус до горда. Забив, села на автобус-экспресс до Dongzhimen за 25 юаней. В автобусе сидели только местные, лениво смотревшие на меня и не убиравшие свои сумки с мест, поэтому я нашла, куда сесть, только в самом конце салона.
От автовокзала идти до хостела было минут 25. Но телефон отказывался ловить спутники, поплутав среди совсем нетуристических хутунов, я-таки добралась до нужного места. Комната оказалась не готова, поэтому, взяв баночку пива, я отправилась в общую комнату ждать и тестировать VPN. Он работал, мужчина из Польши, так же ждавший комнаты, перекинулся парой дежурных фраз о погоде-поездке, а потом мне уже и ключи принесли.
У меня было забронировано 3 ночи в одноместном номере с удобствами на этаже. Lucky Family Hostel за 480 юаней. Когда я искала, где остановиться, то ориентировалась на наличие англоязычных отзывов и близость автовокзала Dongzhimen. Если в общем, то меня все в этом месте устроило. Так что, бросив вещи, я отправилась к мосту Марко Поло.
Автоматы в метро к моей радости имели английский язык, и купить карточку труда не составило. Добравшись до Garden Expo Park и пройдя за 20 юаней по мосту, я решила прошвырнуться до следующей станции, Dawayao. Мягко говоря, не самый туристический маршрут, сквозь какой-то рынок, бесконечный тополиный пух и коварные бесшумные электромопеды.
На Dawayao я не сразу нашла автомат, поэтому сунулась в окошко, показывая иероглифы, обозначающие Zhangzizhong Road. Странноватым жестом кассир изобразила цифру 3. Мне понадобилось несколько секунд, чтобы понять жест, но потом я вспомнила, как после первой командировки в Китай папа делился своим удивлением по этому поводу. Мне показалось, что странновато, если, пройдя лишь одну станцию, мой проезд подешевел чуть ли не вдвое, но протянула мятые бумажки с Кормчим.
Разумеется, турникет меня не хотел выпускать, но на той станции окошко кассы было и для вот таких вот удачливых туристов, доплатив недостающую сумму, я-таки вышла.
Есть не особо хотелось, поэтому я купила фруктов, названий которых не знала, и решила взять на ресепшене стаканчик виски для лучшего сна. Но сон не пришел ни в 8 вечера, как я рассчитывала, ни в 11, когда я включила посмотреть фильм, ни в час ночи, когда я открыла книгу, ни в 2 часа утра. Поэтому в три я решила отправиться на пробежку. Выйдя на большую дорогу, я побежала 4 км прямо, а потом развернулась обратно. По пути мне встретился еще какой-то бегун европейского вида. Вероятно тоже боровшийся с бессонницей. Вернувшись, приняв душ и почитав еще, я решила, что терять время глупо, и солнце встало, так что чего бы и не отправиться на Стену?
Хутуны уже во всю проснулись, да и автовокзал тоже. Я зашла в какой-то фастфуд с желто-синей вывеской, ткнула пальцем в картинки с тем, что мне показалось удобным к употреблению в пути, и, достав бумажку, пошла искать свой 916 автобус. Откровенно говоря, из-за отсутствия сна я себя странновато чувствовала, и, доехав до конечной и посмотрев на людей в окнах H21 автобуса, решила, что чего бы не взять извозчика. Благо, их было много. Торги начались с 300 юаней в одну сторону. Закончились – 200 юаней туда и обратно и 2 часа ожидания. Я торговаться не умею и поэтому не люблю, и, учитывая то, что даже на машине ехать до нужного куска стены около часа – цена относительно справедливая, как я решила.
Huanghua Cheng – место диковатое. Вход стоит в сумме 20 юаней: 10 на первом пропускном пункте и по 5 до и после плотины. Тут я поняла, что трекинговые ботинки – чертовски хорошее решение. Потому что дороги, как таковой не было. Камни, тропа, отвесная лестница. А потому все туристы с детьми оставались в районе первой и второй башен. Так что у меня была своя собственная Китайская стена! Виды отличные, народу мало – русскоязычная пара, пожилые французы, немецкие студенты в количестве штук четырех. И несколько китайских семей. Но большую часть пути я шла одна и в тишине. Никаких толп. За этим имело смысл ехать так далеко.
Расплатившись с водителем по приезду, сфотографировала номер машины – если кому пригодится. Он даже крикнул что-то водителю 916 автобуса, и тот дождался, пока я добегу до него. По идее, меня должно было клонить в сон, ну или хотя бы появиться альтер-эго, с которым я бы варила мыло и открывала бы секции рукопашного боя. Но ничего такого не было.
Уже почти в районе хостела, сунулась в какую-то совсем местную едальню, ткнула во что-то и мне это дали. Съела примерно половину, так и не поняв, чего именно, и поехала на Южный вокзал распечатывать билеты на поезда.
Билеты мне купил приятель из Ханчжоу. На вокзале я сначала пыталась воспользоваться автоматом, но все они только на китайском. Не смогли мне помочь и местные девочки, на вид – старшеклассницы, поэтому отправилась я в кассу. А потом решила искать, где же через денек мне искать мой поезд в Шанхай. Вокзал слишком огромный, людный, и там правда можно потеряться.
Все-таки проспав часов 12, на следующий день решила позавтракать в хостеле и взяла кофе. Рядом сидели две белые девочки, одна из которых довольно громко стала рассуждать, как же тупо покупать тут растворимый кофе. Пришлось её расстроить – кофе был из кофемашины и довольно годный. Собственно, не считая поляка в первый день и девочки из Индии вечером второго дня, с которой я обсудила погоду и то, что утка по-пекински, которую я взяла с собой на вынос, слишком огромная, это был третий случай разговора с кем-то.
Из-за Первомая часть станций метро не работала, так что я вышла сильно дальше, чем хотела, и уже от самого метро стала толкаться в толпе китайцев, неспешно идущих в сторону Запретного города. Шла я с ними, шла, и решила, что мне туда не надо. Поэтому отправилась в Цзиншань, посмотреть с холма. К этому моменту я почти привыкла к тому, что в меня тыкают пальцем и пытаются сфотографировать, и просто абстрагировалась от этого. Еще понравилось, как местным стражам порядка выделили палки и щиты на случай беспорядков.
Зашла в какое-то местечко перекупить по дороге. Ткнула пальцем в картинку, мужчина меня что-то спросил, я пожала плечами, он рассмеялся, открыл мне пиво и дал вилку. Я показала пальцем на палочки. И когда мне принесли суп, не только этот мужчина, но и посетители стали с интересом смотреть, как я справлюсь с лапшой. Одна из молодых посетительниц сказала, что я взяла себе что-то очень острое, и им всем было интересно, как я буду это есть. Но я люблю острое, поэтому веселья не было. Ну, кроме момента, когда мне удалось поймать вай-фай, и я принялась есть палочками левой рукой.
У китайцев просто какая-то совершенно идиотская привычка всей гурьбой ломиться в один вход, подниматься по одной лестнице. То есть – все будут лезть на проклятый холм с западной стороны, и никто – с восточной. Все будут толпиться на одной смотровой, вместо того, чтобы чуть отойти в сторону и наслаждаться одиночеством. И будут сидеть в кафе в парке и есть семечки из тарелки.
Утром следующего дня меня ждал переезд в Шанхай. Ехала я утром, чтобы за полчаса до отправления быть уже в поезде. Мягко говоря, я чуть крупнее среднего китайца, еще и с рюкзаком, так что все попытки меня толкать в транспорте, успехом не увенчивались. Уже на вход в вокзал, когда у меня под рукой пытались пролезть слишком спешащие товарищи, еле вышло побороть желание схватить их за шиворот.
Кстати, на вокзале народ был англоговорящий как на досмотрах, так и в самом поезде. И тут я увидела самую большую концентрацию некитайцев с начала моей поездки.
Приятель с гордостью заявил, что взял мне место у окошка, но нет. Окошка у меня не было, зато было достаточно места для сумки и ног. Рядом сидела молодая китаянка, делающая селфи со всей едой, которую она употребляла по пути, а я отправилась в вагон-ресторан.
Сет еды стоил 55 юаней. Я, разумеется, начала с мяса. Местные же товарищи налегали на рис.
В Шанхае метро очень напоминало про своей структуре пекинское, так что ни с покупкой билетов, ни с ориентированием проблем не возникло. Вообще, выбор места проживания у меня – довольно долгое и нудное предприятие с анализом всех интересующих меня аспектов, поэтому именно в Шанхае я остановилась в комнате, снятой через .. Каких-то пять минут ходьбы от метро Pudong Avenue, рядом с небоскребами, но на пятом – последнем - этаже типичного дома без лифта. Настоящая квартира, в которой живет настоящая китаянка. К слову, оставившая подробные инструкции как добраться, и ключ в почтовом ящике. Что бросилось в глаза? На кухне нет плиты. И, как мне потом сказала подруга в Лояне, это здесь так принято: слишком много уличной еды, чтобы готовить дома.
Оставив вещи, я с интересом заглянула (с порога) в ее комнату, и отправилась гулять по городу. По дороге попадались магазинчики со свежими яйцами и живыми курочками в клетках, кипящие котлы чего-то там, непонятные фрукты и мясо.
Я много раз была по работе в Дубае, так что небоскребы не вызывали такого уж большого интереса. Случайно я дошла до паромчика, и вот уже тот, другой берег мне показался куда более интересным. Какой-то смесью Манчестера, Москвы, Эмиратов и Порту. Слишком много в городе было намешено несочетаемого. И совершенно сумасшедшее движение.
Дойдя до точки с классическим видом на небоскребы и миновав консульство России, я случайно вышла к другой паромной станции. Время было 18:50, а работала она до 19:00. На пароме я ехала чуть ли не одна.
Придя домой, я отправилась в душ, но, разумеется, перепутала правую сторону и левую, и, вместо включения бойлера, выключила его к чертям. Будучи дамой суровой, привыкшей к отключениям воды или ее отсутствию в раздевалках спортсооружений, решила, что и холодной помоюсь. Но тут вернулась хозяйка и включила бойлер. Хорошо, что в тот момент как раз опустила душ, потому как из него хлынул кипяток.
Пошутив на выходе, я пожелала доброй ночи и отправилась спать. Но сна опять не было. Так что досмотрев целый сезон скаченного заранее сериала, заснуть вышло около трех утра. А проснулась я уже почти в обед, осознав, что я слишком стара для моей идеи ночевать в аэропорту в спальном мешке.
Поэтому решила я поискать банкомат. В таком финансовом центре, как Шанхай, точно же должен быть хоть один банкомат, принимающий Мастеркард! А то народ тут, на форуме, напугал их отсутствием.
Сначала я резво зарулила в лобби отеля Ритц, но у них банкоматов не оказалось, зато прямо за углом – отделение HSBC. Там, сняв деньги, пошла я искать метро. В итоге уперлась в не слишком популярное у туристов развлечение – туннель на другой берег. Народу – никого, поэтому чего бы и не проехаться. Странноватая вещь, конечно, но зато без очередей и суеты!
Немного о картах MAPS.ME. они хороши! Но там есть не все, и некоторая информация устаревшая. Но даже общественный туалет они вам покажут. Вот и шла я, простите за подробности, по карте именно к одному из них. Шла относительно долго – в Шанхае мне показалось, что их изрядно меньше, чем в Пекине, - а он на ремонте! В итоге зашла в ближайший паб. Воспользовавшись уборной, я устроилась за стойкой и заказала стаканчик Гиннесса, который был чуть дороже, чем в Москве.
На экранах – клубный чемпионат по регби Южного Полушария Супер-регби, а рядом – два джентльмена в годах.
- Ох, не хочется мне вас расстраивать, - обратился один из них ко мне, показывая на логотип на толстовке, - но вы поддерживаете команду, которая редко выигрывает.
- А вы за кого? – мне уже дали пиво.
- За Новую Зеландию.
- Ну, за них тоже скучно болеть – они вечно выигрываю, - я пожала плечами.
- Это хорошая скука!
Собственно, эти джентльмены и сказали, что за те десять лет, что они живут в Шанхае, у них ни разу не было проблем с поиском такси даже в ночное время. Поэтому мне не следует волноваться. Машину я точно найду даже в 4 утра.
Поспав часа 3, я дошла до ближайшего отеля – минутах в трех ходьбы – и своим появлением крайне обрадовала скучающего водителя такси. Начитавшись в разных источниках, что поездка обойдется мне в 200, а то и 250 юаней, я крайне обрадовалась, когда счетчик показал 92.
В сетевом кафе Кунг-Фу уже после всех досмотров получилось заказать почти то, что хотелось: не вышло с чаем. Но я посчитала это успехом. Мой рейс был до Чанша. А вот там я знала только то, что мне нужно на Западный автовокзал. Аэропорт новый и понятный. По указателям добраться до экспресса на Южный вокзал можно без проблем. Уже там я обратилась в кассу, спросив, нет ли поездов до Чжанцзяцзе, но молодой человек на очень плохом английском сообщил, что поезда не существуют. Так что на метро – которое опять-таки сильно напоминало и Пекинское, и Шанхайское – добралась до автовокзала. Часы показывали 11:40, и в кассе мне предложили ехать на автобусе в 12:00, но мне хотелось есть, поэтому перед 4 часами пути я решила подкрепиться, взяв билет на 13:00.
Автобусы выглядели довольно печально, и я несколько опасалась за качество дорог, хотя по Европе в основном на автобусах-то и перемещаюсь. Несмотря на то, что на билетах было написано место, все местные ломились, как бешенные, внутрь. И потом все равно садились на свои места. Я подлечилась к вай-фаю, который изредка падал, но, в общем, был весьма ничего, и очень сильно удивилась качеству дороги.
В Чжанцзяцзе адрес моего хостела ну никак не отображался на карте, так что я ушла в лабиринт улочек старой части, и, после плутаний, уже в сопровождении толпы человек из семи, была доведена до нужной улицы. Там все дома – новые, большая часть из которых – гостиницы, хостелы и инны. Я долго выбирала в этом месте, где остановиться. Забронировала сначала совсем другой хостел, потом нашла этот, Hostel Geographer, и ту бронь отменила. И ни разу не пожалела. Во-первых, за 3 ночи комната с огромной кроватью и своим санузлом обошлась в 294 юаня. Во-вторых, абсолютно весь персонал бегло говорил на английском. И, в-третьих, основная масса постояльцев – типичные англоговорящие бекпекеры, коротающие вечера с пивом, сидя на ступеньках хостела. А к тому времени я не говорила толком с живыми людьми уже несколько дней, с самого вылета из Москвы.
Но время шло к закату, и решила я прошвырнуться до храма на холме на другой стороне реки и поесть что-то местное, китайское. До храма нужно было карабкаться по ступенькам, а уже наверху несколько групп разновозрастных и разнополых китайцев что-то танцевали.
По пути назад случайно набрела на целую улицу с едой и купила какого-то мяса, которое при мне и пожарили. Женщина умела считать на английском до 10 и спрашивать «здесь» или «с собой». Пока мне жарили мое мясо, я смотрела, как готовился баклажан, о котором я потом буду мечтать еще пару дней.
Вообще, при заезде, мне сказали, что может быть шумно, и мне могут поменять комнату на следующий день, но я завалилась спать без задних ног, заведя будильник на 6 утра, чтобы ехать в национальный парк.
Утром я взяла карту, китайское название Wulingyuan, выданное мне на ресепшене и пошла на автовокзал. Проезд стоил 20 юаней, которые собирал кондуктор где-то в середине пути. И, к слову, по дороге, я видела первую аварию за все время пребывания. Подсунув в кассе свой аспирантский, скидку получить не вышло, так как студенты считаются только до 24 лет. Немного расстроившись, расправив карту, я ткнула на точку, откуда начинается пешая тропа наверх.
Собственно, неспешным шагом за 3,5 часа я дошла до Макдональдса, остановившись пострелять из лука (стрелы лысые, ни печаток, ни карг нет), по пути встретив более ленивых туристов, а так же – прекрасные виды, недоступные тем, кто пользуется канатными дорогами. С верхней точки я села на автобус до места, откуда можно начать спуск вниз по лестнице к главному виду из парка. И какой-то черт понес меня туда, где нельзя было протолкнуться из-за толп. Долго ругая про себя, я отошла на 500 метров и, наслаждаясь тишиной и уединением, начала спускаться вниз. Шла не очень быстро, но держа в голове, что автобусы до Чжанцзяцзе лишь до 18:30, так что последние три километра пришлось значительно прибавить в скорости, в итоге заняв место рядом с водителем в 18:25.
Собственно, логически для меня закончилась первая часть поездки в том числе и потому, что вечером, поболтав с мужчиной из Англии, парнем из Голландии и девочкой из Канады вышло немного собрать в голове мысли в кучу, сделать какие-то выводы и немного иначе на что-то посмотреть. На этом первая из двух частей текста заканчивается, а вторая вряд ли заставит себя долго ждать в эти дождливые московские дни.