Решил на досуге книгу написать. Осторожно! Очень много букв!

Курилка: Разговоры за жизнь, обсуждение общих тем, неформальное общение

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Решил на досуге книгу написать. Осторожно! Очень много букв!

Сообщение: #1

Сообщение nikolay66613 » 30 ноя 2020, 14:03

Всем доброго времени суток.
Есть у меня давняя мечта – написать книгу об автопутешествиях. Что-то вроде сборника маршрутов из Москвы в разных направлениях и разной продолжительности. И дополнить все это общими вопросами по планированию автопутешествий.
На данный момент готово процентов 20, и мне сейчас важна обратная связь от людей в теме. С этой целью публикую здесь черновой вариант одной из глав.
Надеюсь, что этот пост никакие правила не нарушает.

Когда автопутешествие действительно оправдано

Знаете, бывает очень забавно наблюдать, как человек тратит кучу времени и денег на перемещение на автомобиле туда, куда можно гораздо дешевле и быстрее добраться на самолете, поезде или каким-то иным способом. Нужно понимать, в каких конкретно случаях стоит выбрать в качестве средства путешествия автомобиль, а в каких его использование не даст ничего, а приведет только к лишним тратам и дискомфорту. Сегодня мы поговорим о конкретных признаках того, является ли автопутешествие оптимальным именно для вас способом перемещения, или наоборот, лучше выбрать какой-то другой способ попасть из пункта А в пункт Б.

1. Какой вариант путешествия считать эффективным

Начнем с того, от чего мы отталкиваемся, называя тот или иной способ путешествия эффективным. Если этого не сделать, эффективность так и останется красивым словом.
Цель путешествия может быть разной, но в нашем случае она познавательно-развлекательная. Хотя многое из того, о чем мы будем говорить сегодня, можно применять и к деловым поездкам.
В первую очередь, отметим, что цель путешествия должна достигаться на 100%, а способ перемещения, который к этому не ведет, автоматически попадает в разряд неэффективных.
При условии выполнения цели путешествия, очевидных показателей эффективности способа перемещения у нас два: временные и денежные затраты. Однако в большинстве случаев решение о выборе того или иного способа упирается в его стоимость. Кстати, ниже я проиллюстрирую, как увеличение продолжительности путешествия напрямую влияет на его стоимость.
В общем, будем отталкиваться от того, что эффективный способ путешествия – тот, который обеспечивает минимальные денежные затраты на перемещение по сравнению с альтернативными вариантами. Кстати, количество альтернативных вариантов зависит не только от цели путешествия, но и от вашей зоны комфорта. Например, вариант путешествия «автостоп + каучсерфинг» позволяет перемещаться с минимальными денежными затратами, но и подойдет он далеко не каждому.

2. Какие расходы считать дорожными

Следующая проблема, после того как мы выбрали показатель эффективности способа перемещения, состоит в том, как его оценить. В случае с затратами, они в поездке могут быть разные. И, например, билет в картинную галерею точно не относится к затратам на дорогу. А вот стоимость обеда в кафе – не всегда.
Под затратами на перемещение мы будем понимать все денежные траты, связанные с движением по выбранному маршруту. Иными словами, если вы тратите деньги на то, чтобы продолжать перемещение – значит, это затраты на перемещение. Это могут быть как очевидные траты вроде оплаты бензина и проезда по платной дороге, так и любые расходы на поддержание машины или водителя в работоспособном состоянии.

3. Основные составляющие затрат на перемещение во время автопутешествия

Ну а теперь самое время разобраться, какие конкретно расходы мы будем относить к транспортным. После прочтения этой части у вас будет полное понимание, на что стоит обратить внимание при оценке стоимости путешествия. Кроме того, по некоторым пунктам я дам рекомендации, как можно сэкономить.
Нередко я слышал, что главная статья расходов во время путешествия на автомобиле – это топливо. Так действительно бывает, но далеко не всегда. Хотя, пожалуй, если основные расходы во время поездки у вас связаны с горючим, это весомый аргумент в пользу того, чтобы выбрать в качестве средства перемещения именно автомобиль.
Чуть ниже я пройдусь по всем составляющим дорожных расходов во время автопутешествия более подробно, а пока просто перечислю, какие они еще могут быть:
- расходы на топливо,
- расходы на питание и ночлег в дороге,
- расходы на обслуживание автомобиля,
- прочие расходы – тут будет целая группа статей, которые я тоже расшифрую.

3.1 Затраты на топливо

Они напрямую зависят не только от суммарного расстояния, которое вы собираетесь преодолеть, но и от конкретных мест, по которым вы планируете путешествовать.
Стоимость топлива в разных местах может сильно различаться – особенно заметно это при путешествии на машине в Европу, где в каждой стране разные тарифы, но везде цены на бензин сильно выше, чем в Российской Федерации.
Кстати, во время коротких поездок в Польшу или страны Прибалтики нередко разрешенные 10 литров бензина, которое можно ввозить, помимо имеющегося в бензобаке, позволяют полностью избежать пользования заправками за границей и тем самым сократить расходы на поездку.

3.2 Затраты на еду и проживание в дороге

А вот тут самое интересное. Если вы приехали в какое-то место, которое собираетесь исследовать или просто там отдыхать, куда-то заселились и где-то питаетесь по ходу пребывания там – эти расходы к дорожным не относятся.
Но может быть и по-другому, если вы планируете длинный переезд без остановки. Я считаю разумным относить расходы на еду и ночлег к затратам на перемещение, если какой-то день уходит только на то, чтобы попасть из одного места в другое.
Например, многие, кто путешествует на машине в Европу, в первый день стараются покрыть максимальное расстояние и вообще не посещают каких-либо интересных мест – я не говорю, что это фатальная ошибка, просто этот момент необходимо учитывать при выборе эффективного способа перемещения.
Если прикинуть, во сколько может обойтись ночь в гостинице, вполне может оказаться, что именно ночлег в пути будет главной статьей расходов.
Ну и, возвращаясь к упомянутой выше зоне комфорта, если вы готовы несколько раз переночевать в машине, это также может существенно снизить расходы по данному пункту.

3.3. Стоимость обслуживания автомобиля

Автомобиль – вещь недешевая и в процессе эксплуатации подвержена износу. Разумеется, я не предлагаю заморачиваться по поводу расчета предполагаемого износа тех или иных деталей, но на некоторые очевидные вещи перед поездкой стоит обратить внимание.
В этом подпункте мы поговорим о том, как автопутешествие влияет на плановые расходы на автомобиль.

3.3.1 Влияние на стоимость технического обслуживания

По регламенту, проходить техобслуживание необходимо или по достижении определенного пробега, или по прошествии определенного времени с момента предыдущего ТО.
Поэтому просто прикиньте, сколько вы собираетесь проехать во время автопутешествия. Вполне возможно, что ваш обычный пробег за год настолько мал, что, добавив к нему километры, преодоленные в процессе планируемого автопутешествия, вы не превысите допустимую норму и отправитесь на следующее ТО тогда же, когда сделали бы это, не совершая никаких дополнительных поездок.
Но может быть и иначе. Намотав за одну поездку 10-12 тысяч, вполне можно добавить к дорожным расходам от 2/3 до полной стоимости ТО, в зависимости от рекомендаций по конкретной машине.

3.3.2 Влияние на стоимость запчастей и необходимых аксессуаров

Этот пункт важно учитывать, в первую очередь, при путешествии на машине за границу. Бывает так, что то, что допустимо в пределах нашей страны, является основанием для того, чтобы не пустить вас за ее пределы. Или это шанс попасть на штраф после пересечения границы.
Примеры могут быть разными – и качественно, и по стоимости. Комплект запасных лампочек, который в некоторых странах обязательно нужно возить с собой, стоит копейки, но есть и другие примеры.
Например, с трещиной на стекле вы спокойно можете кататься по России, а в Европу с ней не пустят. Так что стекло перед поездкой придется менять, а это уже совсем не дешево.
А если зимой вы ездите на шипованной резине, то на ней вас пустят далеко не в каждую страну. В Латвию или Литву, например, вы на ней въедете, а в Польшу – уже нет. Можно, конечно, попасть в Польшу через упомянутую Литву, благо внутри стран Шенгенского соглашения перемещение свободное, но это риск попасть на крупный штраф.
В общем, если у вас шипы, и вы собрались путешествовать зимой – подумайте, надо ли оно вам. И если надо – покупайте дополнительный зимний комплект без шипов. Кстати, переобувка тоже денег стоит.

3.3.3 Влияние на стоимость дополнительных аксессуаров

Я сейчас имею в виду те аксессуары, которые не являются обязательными, но могут сделать путешествие более комфортным, тогда как во время перемещений внутри и в окрестностях вашего города они не нужны. Они могут быть очень разными: от ортопедической подушки до автомобильной СВЧ-печки, но если вы решите перед поездкой приобрести что-то, что называется, «в дорогу», эти затраты стоит отнести к дорожным.

3.3.4 Влияние качества дорог

Это особенно актуально, если вы собираетесь путешествовать по российской провинции. Сразу плохая новость: методики точного учета этого фактора не существует, но перед поездкой стоит хотя бы примерно навести справки о состоянии дорожного покрытия и быть готовым к тому, что, возможно, следующее ТО выйдет чуть дороже, чем его стандартная стоимость.

3.3.5 Влияние поломок и ДТП

Это тоже момент достаточно скользкий. С одной стороны, явно учесть их нельзя, и от этого никто не застрахован. С другой стороны, если вы не уверены в себе и своей машине, есть два варианта: не ехать вовсе или сделать полис КАСКО с максимальным покрытием. В последнем случае это будут уже расходы на страховку, которые я отношу к прочим – о них речь пойдет ниже.

3.4 Прочие расходы

Чаще всего отдельные расходы из этой группы не влияют на стоимость путешествия столь же значительно, как и перечисленные выше, но все вместе они иногда могут как существенно увеличить, так и сократить стоимость затрат на поездку.

3.4.1 Платные дороги

Нередко заплатить приходится не только за бензин, но и за сам факт проезда по той или иной дороге. Причем стоимость проезда может быть выше, чем цена топлива, потраченного на преодоление участка пути. Помнится, когда платная трасса из Москвы в Питер еще не была построена полностью, стоимость проезда первого участка – а это порядка 60 км – составляла 500-600 рублей.
В России на момент написания этой книги подобная практика только набирает обороты, и платные дороги всегда имеют явную бесплатную альтернативу. Но в той же Европе в подавляющем большинстве стран езда по платным автобанам – основной способ перемещения на автомобиле, а оплата происходит с помощью покупки так называемой виньетки, дающей право ездить по ним в течение определенного времени. Средняя стоимость виньетки составляет порядка 10-12 евро на одну страну на твоем маршруте. Впрочем, точные цифры легко находятся через Интернет.
Кроме того, стоит выяснить правильный способ оплаты дороги, иначе можно попасть на крупный штраф. Например, для перемещения по Чехии необходимо приобрести виньетку и правильно ее наклеить, а в соседних Словакии и Венгрии клеить ничего не надо, а купить виньетку можно заранее через Интернет. Ну а в Польше и вовсе все почти как у нас: будочки и шлагбаумы при въезде на платный участок.

3.4.2 Штрафы

Неприятная штука, но на 100% от них не застрахован никто. Особенно если речь идет о поездке на машине за границу, так как нередко надписи под дорожными знаками делаются там не на английском а на внутреннем языке конкретной страны.
Впрочем, если в обычной жизни вы нарушаете правила редко (меньше 5 раз в год), учетом штрафов можно пренебречь. В ином случае эту статью расхода при выборе способа перемещения также стоит учесть. Актуальная информация о наказаниях за те или иные нарушения в разных странах, как и стоимость виньеток, находится легко, и вам остается только прикинуть, сколько и каких штрафов в среднем приходится на ваш годовой километраж. После этого пересчитайте эту сумму с учетом того, сколько и в какой стране вы планируете проехать, и тамошних тарифов. Да, в Европе штрафы за нарушение ПДД многократно выше, чем у нас: в той же Латвии я в свое время попал на 40 евро за минимальное превышение скорости (у нас это 250 рублей, если со скидкой).

3.4.3 Платные парковки

Далеко не везде можно поставить машину бесплатно, и если вы живете в Москве, то давно в этом убедились. Причем стоянка в центре города в течение дня вполне может быть соизмерима со стоимостью ночевки в гостинице, поэтому затраты на пользование платными парковками необходимо учитывать.
Затраты на платные парковки напрямую зависят от вашего маршрута, причем не только от населенных пунктов, где вы планируете останавливаться, но и от конкретных мест, которые вы собираетесь посетить на машине. Именно поэтому, кстати, приехав в большой город типа Будапешта или Праги, разумнее всего оставить автомобиль на отельной парковке и перемещаться внутри города пешком или на общественном транспорте.
Да, в гостиницах тоже за пользование парковкой часто требуется доплата. Часто, но не всегда.

3.4.4 Доплата за парковку при гостинице

Я искренне считаю, что автомобиль – важный член команды, и оставлять его на ночь без присмотра, находясь вдали от дома, рискованно и неправильно. Впрочем, если вы готовы на свой страх и риск оставлять машину на ночь на общественной парковке, можете этот пункт пропустить.
Суть в том, что, выбирая в том или ином населенном пункте из отелей с собственной парковкой, вам нередко придется отметать очень привлекательные по цене варианты, не имеющие такой опции. Впрочем, если какой-то вариант размещения без стоянки вас очень заинтересует, не спешите от него отказываться, а выясните для начала, нет ли рядом независимых охраняемых паркингов. Вполне может оказаться и так, что можно будет воспользоваться парковкой одного из соседних отелей – у меня так было во время поездки в Петергоф в мае 2016-го.

3.4.5 Расходы на страховку

Если вы собираетесь путешествовать по России, этот момент можно пропустить, но при поездках в Европу страховка обязательна, даже если вы, как и я, не покупаете КАСКО с опцией расширения на другие страны.
Для поездки в Европу понадобится Зеленая карта. Стоимость этого документа, который во время нахождения за пределами России выполняет те же функции, что и полис ОСАГО, начинается от 30-35 евро за 15 дней (тариф периодически меняется). Кстати, тут тоже есть свои нюансы: если вы собираетесь за границу чуть больше, чем на 15 дней, не спешите покупать карту на месяц, а прикиньте для начала, сколько дней проведете в Шенгене. Например, мне однажды оказалось дешевле сделать месячную карту на Беларусь, а уже «внутри» нее 15-дневную на все страны, чем просто одну месячную на весь срок.
Кроме того, Зеленая карта действует не во всех странах, но это не значит, что туда не придется оформлять аналогичный документ. Яркий пример – Грузия, где аналог ОСАГО оформляется прямо на границе.

3.5 Заключение по расходам

Как вы могли убедиться, стоимость автопутешествия складывается из кучи факторов, каждый из которых может стать определяющим как в пользу такого способа перемещения, так и против него.
Разумеется, я не призываю перед поездкой пытаться тщательно смоделировать каждую из статей расходов, но пробежаться глазами по списку, который я привел выше, лишним точно не будет.

4. Типичные случаи, когда автопутешествие оправдано

В этом подразделе я перечислю наиболее типичные случаи, когда автопутешествие является оптимальным способом перемещения. Знание этих ситуаций сэкономит вам еще больше времени во время планирования и подготовки поездки, давая возможность сконцентрироваться на самой интересной ее части.

4.1 Поездка на зимние каникулы

В жаркие страны зимой на машине, конечно, не уедешь, а вот при путешествии в Европу поездка на автомобиле очень часто является оптимальным вариантом. Разгадка проста: на длинные зимние праздники авиакомпании задирают ценники так, что билет в Варшаву может выйти дороже, чем перелет в Грецию в августе-сентябре (разгар сезона). А стоимость бензина хоть и меняется (и часто не в сторону удешевления), но пока никто не додумался специально поднимать ее на время зимних каникул.
Но, как уже говорилось выше, помните про шипованную резину, стоимость которой вполне может оказаться сравнимой с ценой авиабилета.

4.2 Поездка компанией от 4 человек

Тут начинает работать полезное свойство автомобиля, говорящее о том, что стоимость поездки не возрастает при увеличении числа пассажиров. В итоге путешествие большой компанией почти всегда выходит выгоднее перемещения на самолете или поезде даже в таких случаях, когда цель – например, Париж или Амстердам, куда без пары-тройки промежуточных ночевок добраться проблематично, но и смотреть по дороге ничего не хочется (а зря).

4.3 Поездка по сложному маршруту с большим количеством труднодоступных пунктов

Это, пожалуй, основной случай, когда оправдано именно путешествие на автомобиле. Если пунктов на маршруте много, вполне может оказаться, что до некоторых из них общественный транспорт не ходит вовсе или ходит крайне редко. Тогда придется или многократно переплачивать за такси, или сокращать маршрут, или делать поездку дольше, увеличивая тем самым расходы на еду и проживание.

4.4 Поездка по принципу «ни дня без новых впечатлений»

Это значит, что у вас не будет дней, которые уходят только на дорогу. Если постараться, почти всегда можно спланировать маршрут так, чтобы даже при условии преодоления за день 1000 и более километров посмотреть по дороге что-то небольшое, но интересное. Кстати, если планируете проехать в течение дня большое расстояние, такая передышка в середине пути пойдет только на пользу.

4.5 Поездка одним днем или без ночевки

В этом случае затраты у вас будут, скорее всего, только на бензин и, возможно, отдельные статьи прочих расходов, так что езжайте на машине смело.

5. Ориентиры при выборе способа путешествия

Но если вы по-прежнему не уверены, что стоит ехать именно на машине, в этом разделе я перечислю пять простых ориентиров, позволяющих прикинуть, стоит ли сделать выбор в пользу автопутешествия или предпочесть какой-то другой вариант перемещения.

Ориентир №1

Посмотрите, сколько стоит поездка в крайнюю крупную точку вашего маршрута на самолете, автобусе или поезде. В качестве крайней точки возьмите самый крупный город. Если таких городов больше одного, посмотрите для каждого – это не так долго.
В итоге вполне может оказаться, что на билеты под вашит даты цена окажется настолько вкусной, что ради ощутимой выгоды вы будете готов даже перестроить маршрут, отказавшись от некоторых пунктов.

Ориентир №2

Выясните, до всех ли мест, которые вы собрались посетить, можно доехать на общественном транспорте или дойти пешком. Если такие места есть, решай сам: возможно, от каких-то из них вы готовв отказаться или, как вариант, 1-2 раза прокатиться на такси.

Ориентир №3

Помониторьте жилье с паркингом и без – хотя бы в крупных точках маршрута. Если значительная часть путешествия приходится на большие города, то там при прочих равных гораздо выгоднее снимать квартиры, не имеющие собственного охраняемого паркинга, чем останавливаться в отелях. Если вы планируете провести там много времени, а разница в цене будет ощутимой, возможно, в такие места стоит слетать отдельно, исключив их из маршрута автопутешествия.

Ориентир №4

Наведите справки об особенностях вождения и дорожного движения в местах, куда направляетесь. Форумов и сообществ, посвященных автопутешествиям, существует множество, и если вы не найдете готового ответа на свой вопрос, всегда можно этот самый вопрос задать.
Так или иначе, если не уверены, что сможете безопасно перемещаться в новых условиях, лучше от идеи поездки на автомобиле отказаться. Или, как вариант, прокачать свои навыки на каких-нибудь курсах экстремального вождения, коих сейчас существует немало.

Ориентир №5

Сама идея совершить автопутешествие должна вас вдохновлять. Если на протяжении всей поездки вы будете испытывать кайф, это главный критерий того, что вы сделали правильный выбор.

6. Заключение

Теперь вы знаете, на что обратить внимание при выборе способа перемещения в пользу автопутешествия. Хотя мне самому искренне нравится ездить на большие расстояния на машине, я считаю, что это, в первую очередь, инструмент, делающий нас свободнее, а нашу жизнь – интереснее. Я это к тому, что не стоит рассматривать поездку на машине куда-либо как почетную обязанность.
nikolay66613
активный участник
 
Сообщения: 510
Регистрация: 12.04.2016
Город: Москва
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 41
Страны: 23
Пол: Мужской
форум обо всём

Re: Решил на досуге книгу написать. Осторожно! Очень много букв!

Сообщение: #2

Сообщение i_crust » 30 ноя 2020, 19:38

вам прямая дорога в ru_auto - столько обратной связи получите -удивитесь!
i_crust
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6582
Регистрация: 02.06.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1868 раз.
Поблагодарили: 1225 раз.
Возраст: 58
Страны: 32
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Решил на досуге книгу написать. Осторожно! Очень много букв!

Сообщение: #3

Сообщение Inn23Fanta » 30 ноя 2020, 22:26

Вот честно чем никогда не путешествовала это автомобилем, нет лишних дней
Inn23Fanta
полноправный участник
 
Сообщения: 493
Регистрация: 29.07.2020
Город: Екатеринбург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 46
Пол: Женский

Re: Решил на досуге книгу написать. Осторожно! Очень много букв!

Сообщение: #4

Сообщение i_crust » 30 ноя 2020, 22:49

Inn23Fanta, а как связаны лишние дни и автомобиль? Если мы говорим об аренде авто в аэропорту - за неделю на авто можно увидеть больше, чем за неделю на трамваях-поездах. Если мы говорим о дороге прямо из дома - да, согласен, за неделю в Португалию не смотаешься, но разве сама дорога за рулём - не часть путешествия?
i_crust
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6582
Регистрация: 02.06.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1868 раз.
Поблагодарили: 1225 раз.
Возраст: 58
Страны: 32
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Решил на досуге книгу написать. Осторожно! Очень много букв!

Сообщение: #5

Сообщение Inn23Fanta » 01 дек 2020, 07:03

i_crust, ну я думала на машине от и до. Опыт друзей и коллег, выбравших моря своим ходом непозитивный мягко говоря, смотреть особо нечего по пути, пробки и т.д.
Не везде есть возможность арендовать авто, например в Японии это практически нереально, в Иране тоже.
Inn23Fanta
полноправный участник
 
Сообщения: 493
Регистрация: 29.07.2020
Город: Екатеринбург
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 46
Пол: Женский




Список форумовНе туристические форумы. Форумы за жизньКурилка



Включить мобильный стиль