Перед тем, как приступить к чтению данного отчёта и других моих работ, давайте познакомимся чуть поближе, и я расскажу вам про свои книги)
Меня зовут Ян, я родился и живу в Ярославле.
С детства у меня была тяга к дальним странствиям и к писательству. Так я пришёл к своему хобби - я пишу о своих путешествиях, и не только о них.
В 2007 году здесь, на Форуме Винского, я выложил свой первый рассказ - Эмоции в деталях о Кубе. Затем на протяжении многих лет я написал на Форум ещё десятки рассказов.
Очень часто читатели рекомендовали мне издать мои произведения в книжном виде.
Спустя десять лет я наконец-то внял их советам)
В 2017 году увидела свет моя книга, которая объединила целый ряд отчётов - Кубу, Северную Корею, Сирию, Израиль, Европу, Бразилию, США, Китай.
Я назвал её "К Последнему Морю!". Издание получилось пухленькое - 630 страниц.
Если вам интересно моё творчество - вы можете заказать книгу себе. Проект для меня совершенно некоммерческий, я всегда рассматривал своё творчество как некий инструмент для изменения мира к лучшему.
Если кто-то улыбнётся, читая мои произведения, если настроение человека улучшится, если кто-то посмотрит на окружающий нас мир несколько под другим углом, если вы расширите свой кругозор - значит, для меня всё это было не зря)
Кроме этой книги, я написал книгу про свой родной город - Ярославль. Я написал "100 деталей Ярославля", когда был варварски молод - в 2009 году, мне было 27 лет. Издание оказалось очень успешным - завоевало ряд региональных и федеральных наград с какими-то длинными учёными названиями, выдержало два переиздания.
Для меня эта книга - как дань моей Малой Родине. Я благодарен Ярославлю за то, что он сделал меня таким, какой он есть. Я считаю, что если бы каждый человек четко понимал своё место во времени и пространстве, и своей Малой Родины в этом самом пространстве - мир был бы немного лучше)
Если кто-то после прочтения этой книги посмотрит не только на Ярославль, но и на любой другой город под несколько другим углом - во время обычной прогулки будет внимательнее смотреть себе под ноги, на стены, вверх - то опять-таки, я копчу небо не зря) Если кто-то после прочтения этой книги научится ВИДЕТЬ, а не просто смотреть - отлично! Если обыденный маршрут человека от дома до работы заиграет новыми красками, которые дают маленькие уличные детали - это для меня вообще экстаз!
Если вам интересна любая из этих книг, то пишите на адрес kposlednemumoryu@mail.ru , там вам расскажут дальнейшие инструкции по приобретению. Цена авторская: "К Последнему Морю!" - 700р, "100 деталей Ярославля" - 500р. Пересыл в любую точку России - 250р. В другие страны рассчитывается персонально.
Закончить своё лирическое вступление мне хотелось бы благодарностью Форуму Винского и его читателям. Без вашей поддержки, без осознания того, что моё творчество востребовано людьми, всё сложилось бы совсем иначе, и вряд ли бы книга "К Последнему Морю!", как сборник моих отчётов с форума, увидела бы свет.
Но... ваша поддержка была на протяжении всех этих лет, а это значит, что свой так сказать талант бумагомарательства, который был вложен в меня с рождения, я не зарыл в землю, а человеку важно это осознавать. Важно и мне.
Всем спасибо, и приятного чтения!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Примерно смысл в чем. Я люблю кататься по свету и уже объездил много стран.
О поездках я пишу длинные, эмоциональные, заунывные отчеты.
Последнее время у меня совсем нет времени, чтобы писать такие очерки, а жаль.
Конечно, когда я осуществлю всеобщую месту о счастливой старости, и буду стареньким, седеньким, сидеть в кресле-качалке в пледе на веранде виллы на берегу Северного Ледовитого океана, с бутылкой водки "Казёнка" и физалисом, тогда то я буду иметь достаточно времени, чтобы написать мемуары.
Но пока такого времени нет, а разложить информацию по полочкам хочется. Езжу я много и часто, в среднем раз в два месяца, и всё в башке уже превратилось в один гигантский эмоциональный компот. Надо разбираться и вспоминать, а то старость - не радость, детали забываются.
Фоток с моей манерой графирования у меня бешеные десятки тысяч - потому что для меня самое главное воссоздать дух и эмоции поездки, я фоткаю не себя, не делаю панорамные постановочные снимки, а снимаю мелочи, колорит, кучи говна на улицах, кривые рожи соседей, мороженое в руках детей и очередной мировой шедевр на заднем плане.
Такая манера отражает для меня колорит той или иной страны, мое настроение и состояние в той или иной поездке, надеюсь, частично прочувствуют его и читатели.
За те три последних года, что я смачно не описывал свои вояжи, темп шатаний по миру усилился. Стран и городов обкатано масса, будем выдергивать самое интересное и кропать фото-отчеты.
Надеюсь, такая форма, как некий компромисс, оправдает себя.
А начнем мы с Китая, это сентябрь 2010 года.
В Китай хотелось сгонять давно. Основной и конечной целью, конечно, был Порт-Артур, и его русское военно-мемориальное кладбище (о нем пишется отдельный отчет), но поскольку времени на поездку было прилично, дней 10, то можно было посмотреть и некоторые другие города Китая.
Ездили с женой (у меня все загранкомандировки сейчас делятся на "семейные" и "трешовые"), поэтому все чинно-благородно. Купили билеты в Гонконг, забронировали заранее гостиницу. Визы в Гонконг последние несколько лет жителям великой страны не надо.
А в Китай надо. Сделать её просто, ну мы и сделали. Помимо Гонконга и Порт-Артура, промежуточным звеном стал Шанхай, в котором в дни нашего визита проводилась выставка ЭКСПО, её мы планировали посетить, а из Шанхая дуем в Далянь, крупный город на северо-западе Китая, Порт-Артур как раз рядом с ним.
Между всеми этими городами купили билеты местных китайских авиакомпаний.
В городах забронировали гостиницы, чтобы жена не волновалась.
Ну и полетели.
Гонконг находится на горстке гористых островов и небольшом полуострове, в общем, места мало, особенно ровного, и под аэропорт насыпали землю у моря на сотрове Лантау - самом крупном из архипелага. Центр города находится на другом острове - Гонконг.
Аэропорт, сели, за окном дымка и зеленые горы - типичные субтропики:
Между аэропортом и центром по островкам и над водой летает традиционный для подобных мегаполисов наноэкспресс:
А эту фишечку вижу впервые - светодиоды отмеряют расстояние до конечной, всегда видно, сколько осталось ехать:
За окном мелькают гонконговские микраши. Так и представляются не тысячи гопников, как в родном Я, а миллионы:
Отель был забронирован в одном из центральных районов на острове Гонконг. Или просто Острове, если в отношении Гонконга говорят "на острове" - значит именно на центральном, основном, острове Гонконг, а в отношении всех остальных островов добавляют название, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Район был не самый-самый пупер центр, там одни офисы, а оживленно-тусовочный, Ван Чай. Естественно, сразу переименованный мною в Иван-Чай.
Родные небоскребы Иван-чая днем, мы еще не забурились в отель, естественно, я забыл, как он назывался:
Барахолка с какой-то китайской поебенью у подножия небоскребов:
Впрочем, несколько соседних улиц - одна большая барахолка, торгуют всем, от прорезиненных носочков до отрубленных свиных голов:
И сразу же запали на душу двухэтажные трамваи - один из символов города. Трамвайчики мне понравились, я их и так люблю, а тут - двухэтажные:
Все разные, пестрые, разноцветные, дзынькают:
Еще один трамвайчик, уличная толпа, и жена, влившаяся в нее:
Толпа естественно, в основном, китайская. Белые лица встречаются, их вообще в городе прилично, в основном коммерсанты хреновы и туристы, но все они распыляются на фоне нескольких миллионов китайцев. Черных вообще мало.
Реклама:
Вид от входа в наш отель, альма матер так сказать. Живенько:
О, а вот и название отеля. Полезно фоткать всякую хрень. ЖЖ назывался наш отель.
Отель удивил ноу-хау, вроде десятки гостишек позади, а прозрачный толчок вижу впервые. И вроде отель то не тематический, постеров голых волосатых мужиков вроде нет.
Пора прибраться в содержимом карманов и разложить баблишко. Про рубли можно забыть, доллары - отложить на материковый Китай, там их надо махнуть на юани, а сейчас главное - доллары Гонконга, свои деньги. Мне больше всего понравилась монетка в 2 доллара, с такими изрезанными краями
Вид из отеля с нашего этажа, уж смерклось, ночь опускается на болота Девоншира, когда силы зла правят там свой бал безраздельно:
Болота Девоншира снизу:
Мы идем на паром. Стар Ферри - очередной символ города, равно как и вообще паромы, это один из основных видов транспорта Гонконга, ведь островков много, воды тоже много. Между островом и материком (расстояние 1-2 километра) до сих пор нет моста, зато есть куча тоннелей, проезд за лаве. Паром - быстро и дешево. Швартуется:
Пролив между островом и материковой частью, полуостровом Коулун - Виктория Харбор - лучшее место для оборзевания небоскребной панорамы города с воды. Весь этот пролив по обеим сторонам застроен оными небоскребами:
Цветастенько так:
Классическая картинка, справа доминанта Международного финансового центра, слева шахматка Банка Китая:
Банк Китая крупнее. Помнится, китайцы все скандалили, что это здание выстроено не по фэн-шую и вообще "нож в сердце Гонконга". Вот проблемы у людей.
Внутри парома пустоватенько:
Поворачиваем и швартуемся на материке, на Коулуне:
Коулун с его районом Цим Ша Цуй (он же Чимсачей) - более китайское место, нежели более европеизированный остров Гонконг с его выхолощенными офисными центрами. Здесь тоже много всяких там липовых центров, но тут движовее, тусовее, и вообще все пьяные.
Здесь мы и нашли наконец то, что так долго искали:
Пробиваясь сквозь дружные ряды пакистанцев, на каждом углу предлагающих левые швейцарские часы, мы нашли и местную харчевную со всякими сушами, морскими гадами, роллами и прочей вкусной местной ересью. В ирландском баре то с едой, по обыкновению, оказалось туговато.
В местном ресторанчике мне перепала бутылочка сакэ, давно хотел попробовать:
Я не японец, поэтому - фуфло.
Под сакэ меня занесло в какой-то торговый центр, из серии мальчик вышел в туалет и потерялся. Интересно, какой же закрытый китайский торговый центр без Яна из Ярославля:
Гонконгские Изруквруки:
Понравилась вывеска кафе:
Все строительные леса делаются из бамбука - дешево и очень прочно:
Поздний вечер, а движовенько так:
Отель "Пенинсула", один из самых узнаваемых в мире. 1928 года постройки, на его фоне и в его стенах проиходит действие ряда книг и снято много фильмов. Куча известных людей останавливалась здесь, ну да срать то на них, просто приятное здание из двадцатых, расцвет колониализма:
Правь, Британия:
Недалеко на Натан-роад (в городе сохраняются английские названия улиц, конечно) еще один какой-то нажорный готель, он же торговая галерея:
В советских путеводителях такой кадр обязательно назвали бы "старое и новое", или "там, где когда-то стояли ветхие домишки, взметнулись ввысь высотки новых микрорайонов"
Поплыли назад через пролив, домой, на родной остров Гонконг:
На ночном пароме я продолжил опустошение небольшой бутылочки сакэ, для более грамотного восприятия красот ночного города:
На этот раз мы подплываем непосредственно в центр города (уплывали с Иван-Чая, напомню). Решили пройтись по ночному городу пешком.
Причал находится прямо у подножия башни Межфинцентра:
Народ валит с ночного парома на спасительную сушу:
Реклама под ногами, люблю такие таблички:
Панорама на Иван-Чай. Вон там, где-то у подножия самый высокой башни со шпилем, мы и живем:
Самый высокий небоскреб Гонконга снизу, не влез в объектив:
Фирменный уличный указатель, улица с подозрительным названием:
О, опять старое и новое. Здание 19 века, времен колонии, и небоксребы:
А вот мы и у подножия ножа в сердце Гонконга:
Тренажерный зал на перекрестке. Это вообще общемировая тенденция - самые блатные залы делаются с большими окнами на перекрестках, так как занимающимся и бегающим на дорожках скучно, а так хоть на движуху за окном можно глазеть:
Еще какая-то здоровенная дура, смотрится брутально:
Пустота на улицах:
Звездные войны. Есть атаковать Звезду Смерти:
Мы входим в Ван Чай, становится значительно оживленнее.
Традиционная сумасшедшая китайская реклама:
А пройти мимо "Адвоката Дьявола" невозможно, надо заглянуть и выпить по пинте:
Ну и вообще на местных улицах, соседних с нашим ЖЖ-отелем, махрово расцвел цвет капитализма:
Кабаки, вертепы, лапша, проституция и прочие прелести жизни. Вот он, гнилой оскал Запада:
Родной перекресток ночью. Дошли!
Джентельменский набор в номер, Гиннес, Голубая Девочка и вода, Ватсон:
Утром - район не узнать
Китайцы носятся по улицам - работают
Вот откуда берут истоки отечественного сетевого маркетинга, пластырей на пятку, целебных корешков и мазей для втирания в веки. Нажмите на область под правым мизинцем ноги, и у вас посинеет левое ухо:
Традиционный православный завтрак
И можно покататься на двухэтажных трамвайчиках!
Ехать на первом месте второго этажа трамвая, там еще и окно открыто - это волшебно, особенно, если трамвай идет по щелям между небоскребов:
Трамваи шныряют друг за другом, то ускоряясь, то замедляясь, все тренькают, на линию постоянно из-за углов подруливают новые трамваи - весело!
Жарко так, что гнутся деревья. На трамвае еще ничего, ветерок. Китайчата все с зонтами. В переходах и под мостами вот такие картины:
Все сидят, отдыхают на покрывальцах, пьют водичку, играют в карты и лото. Здесь же и знакомятся. Не бухают. Пьют зеленый чай. Девочки визжат. Идиллия.
В центре живенько, носятся возбужденные толпы, все делают бабосы:
Всё блястит:
Мы - короли трамвая. Жалкие людишки:
Трамваи по дороге совершают чумовые маневры, и все дзынькают, дзынькают, уже в ушах дзынькает:
Колониальный рынок, правь, Британия:
Выпил - за руль не садись!
Правда, машин и так немного. Потому что содержать машину - это дорого, за перемещения надо платить. Ну нахрен, думают гонконгцы и катаются на общественном транспорте, трамваях и метро:
Проехали центр, стали забуриваться на родном маршруте в какой-то аутентичный район:
.... далеко из центра города мы не уехали, так как до темноты оставалась пара часов, а у нас в голове созрел дьявольский план - встретить закат на Пике Виктория.
Пик Виктория - это высота, довлеющая над Гонконгом, там испокон веков находится панорамная площадка, туда возит народ интересный фуникулер, в общем, это, наверное, самое известное и посещаемое место города. Посмотреть, как в мегаполисе один за другим зажигаются огни, на царство золотого тельца опускается сентиментальная тропическая ночь - романтика!
Поехали на трамвае назад
Где находится фуникулер, поднимающий страждущего путника на Пик Виктория (или просто Пик, как его здесь все называют), я не знал. Только примерно. Поехали в примерную точку старта на очередной городской достопримечательности - уличном эскалаторе. Он считается самым длинным эскалатором в мире (800 метров вроде), но на деле представляет собой не одну лестницу такой длины, а целый комплекс, некий каскад из 20 эскалаторов и трех движущихся лент. Внешне все похоже на обычный надземный переход, только он идет на гору и внутри лесенка ездит.
Жителей районов, лежащих выше центра по склонам гор, задолбало корячиться по скалам, и они выхлопотали себе такую штуку, которая стала очередной городской достопримечательностью.
Вот старт эскалатора:
Внутри:
Везде, где можно, конечно сидят спасающиеся от жары китайцы со своими вечными зонтами - здесь то пекло, то тропический ливень хренакнул, если ты китаец, и без зонта, то лучше сразу застрелиться.
Опять-таки, зонтами можно отгородить в переходе свою укромную зону отдыха:
Едешь на шайтан-лестницах, мимо ползет реклама. Миша Майский приехал, наконец-то, мы так ждали, так ждали:
Крутые улицы предгорий, для которых и строился эскалатор. На каждой улице в эскалатор можно выйти и зайти, поехать вверх или вниз, то есть это не один глухой тоннель:
До конца эскалатора доезжает совсем мало людей, например мы. Тут глухо и почти никого нет. По дороге мы вылезли на антикварной улочке, где я по обыкновению хотел что-нибудь прикупить, но ничего не понравилось - азиатский антик - это на любителя. Зато здесь нам удалось хлебнуть Гиннеса по какой-то акции, в общем, к концу эскалатора я начал страдать.
Страдания удалось прекратить лишь на какой-то скале, куда я вскарабкался по лестнице для обходчиков:
Еще 15 минут ходьбы, вот и старт фуникулера:
Народа - немеряно, очередь. Линия однопутная, и фуникулер (очень похожий на вагон трамвая) не успевает перевозить всех страждущих. Этот фуникулер - исторический объект, им гордятся, на нем ездили и будут ездить миллионы. Внизу небольшой музей, рассказывающий, что Пик Виктории (названный в честь королевы) всегда был востребован:
Механизьм:
Возбужденная потная толпа ждет прибытия:
Прибытие с помпой:
Концентрация белых лиц на Пике достигла апогея, но все равно их было дай бог процентов 20 по сравнению с китайцами. Промежуточная станция, а всего подниматься минут 10:
Ожидал оборудованную смотровую площадочку, а оказался огромный торговый комплекс, даже не один, куча кафе, аттракционов:
Замануха в местный Диснейленд:
После какой-то дьявольской машины в парижском Диснейленде я отходил весь вечер, поэтому теперь все мировые диснейленды обхожу за пять километров. Лучше полезем наверх, на смотровую площадку.
Никакой романтики. Стоит огромная толпень, к перилам не пробиться, но если очень хочется, то можно. Но овчинка стоит выделки:
Солнце садится над огромным городом. Вид на островной центр, пролив Виктория Харбор, за ним полуостров Коулун с районом Цим Ша Цуй:
Все больше и больше огней загорается:
В ночь я ношу с собой маленький фотик, поэтому бессмысленно ждать красивых фото. Впрочем, их и так предостаточно. Основная моя цель - создать впечатление. Впечатление - внушает.
Порт и островки чуть в стороне, еще сереет дневной свет, 15 минут - и мрак:
Наш родной Иван-Чай:
С телевиками и биноклями можно стать зрителями шоу "жизнь других". Другие об этом догадываются, и занавешивают поплотнее окна в сторону Пика:
А вот самая лучшая точка, влезает почти весь Централ и Иван-Чай:
В общем, после таких страстей решили перекусить в одном из местных кафе, на нем стоит остановиться поподробнее.
Мне нравятся тематические кафе, у нас таких нет или почти нет, а много где - есть. Например, на Пике Виктория в Гонконге. Кафе, в которое мы попали, известно, и полностью посвящено фильму, ценимому и любимому многими (в том числе и мной) - Форрест Гамп.
Был там в фильме эпизод, когда Форрест вместе со своим другом Буббой (он же Бабба) решили создать компанию по вылову креветок, и назвать её в свою честь - Бабба Гамп. Заведение так и называется, и специализируется именно на креветках:
Небольшой холл для ожидающих очереди. О как. Количество желающих превышает количество взлетно-посадочных мест, и страждующие организованно сидят по стеночкам в ожидании мест. Руководит посадкой специальный мужик. Нас было двое, претензий на супервид мы не имели, прошли почти сразу.
Кстати, о супервиде. Лучшие места, конечно, с панорамой на ночной Гонконг. Не лучшие - с дырками в полу на этот же самый Гонконг:
Заведение, как я уже упомянул, полностью креветочное. Креветок самых разных десятки видов, креветки жареные, пареные, моченые, фаршированные, кастрированные, мутированные, в общем, после ужина оттуда выходишь сам как креветка:
Контора большая, на сотни мест, официанты десятками летали мимо нас, но никто не подходил, пока до меня не доперло. На столе стоят такие таблички, с цитатой из фильма, беги, Форрест, беги:
А под ней ноу-хау заведения - такая же табличка красного цвета с надписью "стоп, Форрест, стоп". Перелистнул табличку - и тут же рядом затормозил официант. Принял заказ - сам перелистнул на "беги", и убежал. Хочешь что-то дозаказать - перелистни табличку на "стоп". Хорошая фишка, и орать не надо.
Интерьеры все забабаханы в духе великого фильма с самым большим количеством цитат и афоризмов:
При кабаке - сувенирный магаз, где можно купить кучу всякой тематической символики. Два бокала нам выдали на халяву, потому что мы чего-то там напили, и мы как дураки с ними таскались по всему Китаю еще целую неделю:
Традиционное изъятие лишних дензнаков у туристов - фото в аутентичных интерьерах. Жене, конечно, надо сесть на место клиента, вспотевший муж - рикша:
Пора бы и честь знать. Один из последних вагончиков учаливает:
Напоследок публика посещает один из самых живописных толчков на планете:
Оказавшись внизу, в Централе, мы осознали, что почти ночь. Пошли опять в Иван-Чай пешком по безлюдным улицам, в принципе, все становится уже довольно однообразно, куча небоскребов и почти полное безлюдье.
На нашем Иван-Чае, как водится, тусовка. Все пьяные, проститутки, жареные овцы. И вообще, если хочется встретить всех алкоголиков района, всегда надо топать в ирландский бар!
Здесь мы с супругой не задержались, а потопали в номер - завтра рано утром надо было укатывать из богохранимого HK в аэропорт.
Но перед этим - традиционный тест местной уличной острой морской шняги, которую я так люблю:
Попутно вскрылся факт того, что в Гонконге самые большие и вкусные устрицы, что мне довелось пробовать. Не говоря уже о баблофакторе, а если короче, все морское там довольно дешевое.
Устрицы уже отодраны от створки раковины, погружены в контейнер со льдом, аккуратно упакованы - думают о клиенте. Это логично, на клиента здесь не забьешь, не будешь стараться - клиент уйдет к другому продавцу устриц, тут их тыщи:
Вообще блюдо сугубо на любителя, ничего в устрицах такого сказочно-деликатесного нет, а тем, кто их насильно в себя пихает некоего социального престижу и росту самооценки - надо лечиться.
Больше всего мне нравятся устрицы за их идеальное сочетание с бухлишком. Одна из лучших закусок. Бухлишко у нас подобралось из дьюти как на подбор трешовое, с учетом того, что я не люблю ни текилу, ни виски, а южноафриканскую Амарулью разлюбил несколько лет назад. Зачем брал - не знаю, меня заставили. Но за поездку потихоньку ушли все три бутылки.
Путем серии вечерних экспериментов было установлено, что местные морепродукты оптимальны не с текилой и не с виски, а с "Голубой Девочкой", которую я уже демонстрировал в предыдущей серии.
Утро:
Мы едем на поезде в основной Китай, в город Шеньчжэнь. Самолет в Шанхай у нас был оттуда.
Смысл в чем: Гонконг - де факто отдельное государство, лишь де юре находящееся в составе КНР. Это на карте он в составе Китая, еще Китай отвечает за внешнюю политику Гонконга, его оборону, и еще некоторые вещи.
Экономика, внутренняя политика, законодательство, валюта - в Гонконге все свое. Конкретный пример - в Китай русским нужна виза, в Гонконг - нет. Между Гонконгом и Китаем по суше идет сухопутная граница.
Обычных китайцев просто так в город не пускают, они ездят сюда на экскурсии, работать, учиться, в общем, зачем угодно, но не жить и не тусить.
Рядом с этой сухопутной границей со стороны "обычного" Китая вырос город Шеньчжэнь, построенный специально для торговли с Гонконгом, как некоторый его социалистический аналог, он же конкурент. Строить начали в 1978 году, теперь здесь большой современный город. Народу правда живет немного, всего миллионов 8-9.
Я к чему все это - именно из-за этой индивидуальной статусности Гонконга в составе КНР мы и едем в аэропорт Шеньчжэня.
На все авиаперемещения внутри страны тарифы устанавливает государство. У Гонконга особый статус, полет туда сродни полету в другую страну. Вот и стоит билет из любого города Китая в HK (или в обратном направлении) почти в два раза дороже, нежели билет в Шеньчжень. А от Шеньчжэня до Гонконга 40 минут езды.
Поэтому значительная часть пассажиров, в первую очередь, самих гонконгцев, предпочитает хаб Шэньчженя аэропорту Гонконга - это гораздо выгоднее.
Помимо грязной корысти у меня были и более светлые мотивы - конечно, посмотреть другой город, и расписание было удобнее.
В общем, так-то мы с женой и оказались в поезде, следующем к сухопутной границе Гонконга с материковым Китаем. Ехать 40 минут всего, территория, занимаемая городом, очень небольшая.
Поезд модный, все смотрят телевизоры, едут на работу и учиться, раннее утро:
Приехали на границу:
Здесь все, как на обычной границе - паспортный контроль двух государств, таможня, фарца всякой дешевой дрянью, ну и колориту добавляет тот факт, что все служащие в марлевых повязках - тут вечно кто-то чем-то травится.
Визы есть, физиономии белые, благопристойные - штамп, мы в настоящем Китае.
От границы до аэропорта мотаются микроавтобусы.
За окном - громады небоскребов одного из экономических центров Китая (здесь собирается и делается значительная часть электроники), все эти сборочные цеха, ну да на Шеньчжэне я остановлюсь подробнее на обратном пути, когда нас из автобуса в центре высадят, и у нас будет немного времени на осмотр.
А сейчас - мы в огромном аэропорту Шеньчжэня:
Разница с Гонконгом видна сразу. Люди, улицы, чистота, атмосфера - все другое, хотя отъехали всего на несколько десятков км. По-английски в Гонконге говорят почти все, в Китае - почти никто.
Показательно - сразу по приезду зашли в KFC выпить чаю, вроде международная сеть, аэропорт гигантский интернациональный, а языками никто не владеет.
Прошу чай. Позвали босса ресторана. Босс тоже не понял, позвали суперкрутого босса. Я на всех языках мира пытаюсь объяснить слово "чай", очень его желая. Боссы устроили совещания с подключением персонала - тщетно.
Попросил ручку и бумажку, нарисовал дымящийся стакан с пакетиком, не зря пятерку получил за ИЗО в третьем классе, поняли, но закончилось все трагично - чая вообще нет в ассортименте, только холодный.
Для помощи иностранцам, как выяснилось, ходят такие девочки с красной лентой, я сразу одну назвал "почетная свидетельница", а другую "выпускница-2010":
Аэропорт очень оживленный. Вон скока рейсов по всей стране. Если бы они не дублировали на латиннице, думается, можно всем иностранцам массово вешаться:
Туалет только для слабых людей:
Витрина журнального киоска, как срез степени вестернизации традиционного китайского общества:
Мы еще вернемся в Гонконг и Шеньчжэень, а сейчас - нас ждет Шанхай!