Этот отчет может представлять интерес, в первую очередь, для тех, кто имеет проблемы с бронхиальной астмой, аллергией и другими болезнями органов дыхания. Наша поездка в Солигорск была вынужденная, связана с необходимостью лечения. Но одновременно можно считать ее путешествием и приключением, так как от нее остались яркие впечатления. На различных сайтах можно найти обсуждение вопросов, связанных с лечением в соляных шахтах, но они разбросаны по всему Интернету и не дают всесторонних ответов. Поэтому мы с супругой постарались изложить наш опыт как можно подробнее. Приносим заранее извинения тем читателям, которые посчитают отчет нудным и затянутым. Надеемся, что отчет не только будет интересен кому-либо, но и принесет реальную пользу.
О существовании Солигорской спелеолечебницы моя супруга узнала случайно из какой-то телепередачи. В этой передаче говорилось, что в городе Солигорске в Беларуси открылся новый корпус в лечебнице, которая специализируется на лечении бронхиальной астмы и других болезней органов дыхания, используя для этого соляные шахты. Это заинтересовало супругу, так как уже много лет ее беспокоила аллергия, которая затем перешла в бронхиальную астму. Мы стали изучать информацию о лечебнице в Интернете, где размещен ее официальный сайт http://www.speleo.by. Информация была очень заманчивая, но хотелось проверить ее лично, так как оставалось много вопросов. Поэтому, планируя в 2013 году поездку на автомобиле в Европу (Страсбург, Париж, Брюгге, Амстердам), решили по пути заехать в Солигорск, поговорить с персоналом лечебницы и посмотреть на условия проживания и лечения. Это была одна из причин поездки на своей машине, а не на арендованной. Подробный отчет об этой поездке опубликован на форуме Новая авантюра пенсионеров. Красноярск - Страсбург - Париж-Амстердам-Красноярск.
Солигорск расположен в 140 км к югу от Минска. Мы заехали туда на обратном пути из Вильнюса в Красноярск в конце сентября 2013 года. Лечебница находится среди леса, воздух там замечательный. Здания лечебницы современные, благоустроенные. Персонал лечебницы доброжелательный, ответил нам на все вопросы. Нам все понравилось, и мы решили приехать в лечебницу осенью 2014 года для прохождения курса лечения.
Для поездки на лечение выбрали октябрь, так как к этому времени заканчиваются работы в саду, да и погода в Сибири в октябре, пожалуй, самая простудная. Надеялись еще немного продлить себе теплую осень в Беларуси. Спелеолечебница работает циклически, заездами по 18 дней (17 спусков в шахту), после чего все пациенты уезжают, и 3 дня отводится на подготовку к следующему заезду. Расписание заездов публикуется заблаговременно на сайте лечебницы. Нас устраивал заезд с 13 по 31 октября. Но мы решили приехать на 2 дня позже, то есть 15 октября, чтобы избежать толкотни и неразберихи, которые обычно бывают при массовых заездах. Разрешается сдвигать немного дни приезда и отъезда, но так, чтобы число спусков в шахту получалось не менее 10, при этом руководством лечебницы число спусков менее 14 не приветствуется. На сайте размещены также расценки на проживание в зависимости от степени комфорта. Можно выбрать по своему вкусу и кошельку, от двухместной комнаты до люкса.
Выбрав период лечения и условия проживания, мы в середине августа отправили по Интернету заявку с сайта лечебницы по размещенной форме. Через несколько дней на электронную почту пришло сообщение, что заявка принята, и нам необходимо выслать им отсканированные выписку из медицинской карты со всеми установленными диагнозами и кардиограмму. К вопросу о здоровье в лечебнице относятся очень строго, особенно к состоянию сердечно-сосудистой системы. Отправленные нами электронной почтой медицинские документы устроили медперсонал лечебницы, и после нескольких уточнений по телефону и электронной почте мы получили счет на оплату аванса – 50% стоимости лечения (34 тысячи рублей). Только после оплаты аванса заявка считается принятой и подтвержденной. Оплату мы производили через Сбербанк, и возникли некоторые проблемы, так как денежный перевод был международным. Все это заняло в общей сложности около месяца.
После этого приобрели билеты до Солигорска и обратно. Учитывая большую удаленность, решили от Красноярска до Москвы и обратно лететь самолетом, а от Москвы до Солигорска – поездом в прицепном вагоне. Всего на билеты, с учетом льготной акции Аэрофлота, потратили 45 тысяч рублей. Дороговато. Раньше даже за границу билеты дешевле были.
Дорога до Солигорска прошла без происшествий. Но, как привередливый путешественник, могу отметить следующие упущения перевозчиков.
1. При регистрации авиабилетов по Интернету на сайте Аэрофлота программа требовала указать какой-то номер, которого не было в электронном билете. Пришлось звонить по телефону в центральный офис Аэрофлота, где дежурный, выслушав все сведения, указанные в билете и в паспорте, соизволил сообщить довольно сложную комбинацию букв, которую программа приняла. Потом пришлось повторять то же самое с билетом супруги. Зачем такие сложности? У каждого перевозчика свои фишки в программе регистрации, но Аэрофлот переплюнул всех.
2. В аэропорту Шереметьево после получения багажа никто не проверил багажные бирки на чемоданах. За границей такое доверие вполне привычно, но в России встретилось в первый раз. Путь от терминала D до перрона аэроэкспресса показался нам вечностью, расстояние было около километра. Движущиеся дорожки помогали мало, двигались они медленно, и на них было много пассажиров. Пока с чемоданами и сумками дошли до аэроэкспресса, устали и взмокли.
3. Белорусский вокзал в Москве удивил отсутствием информации о расположении камеры хранения для крупного багажа – чемоданов. Кроме того пройти внутри вокзала от перрона аэроэкспресса к камере хранения невозможно. Весь вокзал разбит на отдельные части, попасть в которые можно только с улицы, и при входе в каждую часть необходимо предъявить багаж для досмотра и вытащить из карманов все металлические предметы. Нам пришлось делать это раза четыре, пока, наконец, добрались от аэроэкспресса до камеры хранения, которая находится в подвале в самой дальней части вокзала. Лестница в подвал очень крутая, пандусов нет, лифт присутствует, но не работает. Поэтому весь багаж вниз и вверх приходилось носить в руках. В пожилом возрасте это очень трудно.
Поездка в прицепном вагоне была весьма приятной. Вагон был почти пустой. Проводницы пояснили, что летом вагон всегда полный, а осенью пассажиров становится гораздо меньше. Процесс перецепки вагона от поезда к поезду прошел быстро и незаметно. В Солигорск прибыли в первой половине дня, до обеда. Очень удобно, не рано и не поздно. У вагона свои услуги предложил водитель автомобиля – «бомбила», но мы отказались и правильно сделали. На настоящем такси с привокзальной площади до спелеолечебницы цена поездки значительно меньше – 40 000 белорусских рублей (бр) или примерно 150 российских рублей (рр).
Процесс заселения был стремительным, все делалось быстро и без заминок. Выдали ключи от комнат, покормили обедом, проводили на прием к лечащему врачу, который разрешил спуск в шахту, дал направления на исследования (ЭКГ и спирометрия) и к врачу-физиотерапевту. Получили у сестры-хозяйки постельное белье для сна в шахте и защитные теплые куртки, каски уже лежали в комнатах. Весь персонал лечебницы был доброжелательным и предупредительным. Единственный минус в тот день заключался в том, что в первый обед в качестве второго блюда дали только гарнир. Полноценный обед дают тем, кто успел зарегистрироваться у диетсестры.
Спелеолечебница состоит из двух корпусов. Первый корпус – основной, его построили более 20 лет назад. В нем располагается весь комплекс, необходимый для лечения и проживания, в том числе жилые комнаты, столовая и отделение физиопроцедур. А второй корпус построен несколько лет назад, почти весь он предназначен для проживания. Корпуса соединены переходом на уровне второго этажа, это очень удобно, особенно в холодное время года.
Мы проживали в одноместных комнатах 2-го корпуса. Комнаты довольно просторные и достаточно удобные. Из электротехники есть телевизор, небольшой холодильник, электрочайник. Туалетные комнаты с новой сантехникой, душевой кабиной. В прихожей есть вместительный встроенный шкаф.
В этом же корпусе расположены кабинет врача, процедурные кабинеты, стойка администратора, небольшое кафе. Несмотря на то, что здание имеет всего три этажа, есть лифт, что очень удобно для пожилых людей. В главном корпусе лифта нет, но есть отделение банка, где можно поменять или снять с карточки деньги.
В физиотерапевтическом отделении очень большой выбор различных процедур, водных и электрических, традиционных и нетрадиционных, есть небольшой бассейн. У женщин большой популярностью пользуются процедуры для похудения и борьбы с целлюлитом. Некоторое количество процедур входит в стоимость путевки, но дополнительные – за деньги, хотя и относительно небольшие.
Но это все не главное. Самое главное – лечебные спуски в шахту. Лечебница имеет в шахте на глубине 420 метров два подземных отделения. Первое, более старое, расположено в массиве белой соли, хотя там имеются и участки с красной солью. Второе отделение – более новое, расположено в массиве красной соли. Лечебное воздействие красной и белой соли несколько отличается. В зависимости от диагноза лечащий врач назначает лечение в том или ином подземном отделении. Моей супруге назначили второе отделение, с красной солью. Как верный рыцарь, я последовал за ней.
Подземное лечение проводится в две смены: дневную и ночную. Дневная смена выезжает в шахту сразу после обеда около 13 часов и возвращается к ужину – в 20.30. А ночная смена выезжает после раннего ужина (около 19 часов), спит в шахте и возвращается утром к завтраку. Пациенты имеют право выбора смены, некоторые из них в течение курса лечения меняют смены даже несколько раз. Мы выбрали дневную смену.
На следующий день после приезда в лечебницу мы с нетерпением ожидали первый спуск в шахту. В первый спуск пришлось брать с собой большую сумку, в которую уложили два комплекта постельного белья, две пары крепких кроссовок, большой термос с чаем и коробку с бутербродами. Поскольку в шахте постоянная температура 16 градусов, оделись соответствующим образом, достаточно тепло. Кроме того с собой были теплые куртки и защитные каски. Одним словом, хорошо нагрузились.
Всех пациентов, отъезжающих в шахту, тщательно регистрируют, неоднократно пересчитывают и контролируют до самого возвращения в лечебницу. От лечебницы до шахты и обратно пациентов возят в специальных служебных автобусах. Сидячих мест в автобусе хватает не всем, как правило, несколько человек (от 3 до 6) едут стоя. А был один случай из-за поломки одного из автобусов, когда пришлось набиваться в автобус на полную вместимость. Дорога до шахты занимает примерно 20 минут. На территории шахтоуправления поддерживаются чистота и порядок, имеются клумбы с цветами и малые архитектурные сооружения.
Процесс спуска в шахту вызывает сильные ощущения, особенно на первых порах. С момента выхода из автобуса и до прибытия в подземное отделение лечебницы требуется обязательно находиться в защитной каске и соблюдать все меры предосторожности.
Подземные лечебные отделения размещены в действующей шахте. Поэтому пациенты находятся в тех же условиях, что и настоящие шахтеры, спускаются по тем же стволам (вертикальным выработкам) в тех же клетях (транспортных кабинах). Плакаты на стенах, разъясняющие требования безопасности, настраивают на полную серьезность. Например, спуск в клети считается самой главной опасностью.
Перед клетью приходится проходить через специальную камеру с толстыми герметичными дверями для выравнивания атмосферного давления. Проход к клети ведет через вертушку, которая автоматически считает проходящих людей. Перед входом в клеть персонал шахты и сопровождающие работники лечебницы еще раз поштучно пересчитывают всех входящих пациентов и отбирают у них индивидуальные регистрационные карты.
Клеть заслуживает особо подробного описания. В процессе лечения приходилось пользоваться клетями в разных стволах. Они отличаются друг от друга, но не сильно.
Клеть представляет собой металлическую прямоугольную коробку, в которую помещается одна вагонетка или 28 человек. Освещение в клети отсутствует, только сопровождающий персонал подсвечивает электрическими фонариками. Стены клети из голого металла, на них закреплены поручни, металлические лестницы и какие-то спасательные приспособления. Под ногами рельсы для вагонетки. Двери клети двустворчатые, открываются внутрь и закрываются только снаружи вручную. Люди внутри клети стоят очень плотно, примерно как в автобусе в час пик. Чтобы закрыть или открыть двери, стоящие у двери люди должны сделать шаг назад, прижавшись друг к другу еще плотнее.
Продолжительность спуска и подъема может быть разной, от 40 секунд до 2,5 минут. Пациентов лечебницы спускают и поднимают медленнее, более осторожно, шахтеров и вагонетки - быстрее. В процессе спуска ощущаются довольно сильные боковые толчки и постоянный шум. Сначала бывает немного жутко, но потом постепенно привыкаешь.
От клети до подземной лечебницы приходится идти по штрекам от 700 до 900 метров в зависимости от того, через какой ствол происходил спуск. Штреки выглядят довольно мрачно, в них гуляют сквозняки. Часть пути приходится идти по грунту, смешанному с солью, а ближе к подземной лечебнице – по деревянному настилу, довольно неровному. Поэтому для спуска в шахту понадобятся удобная прочная обувь без каблуков и немаркая одежда.
Более качественные фотографии клети и штреков можно посмотреть на сайте http://dr-devil.livejournal.com/23066.html.
Подземная лечебница (ее иногда называют «спелярий») находится за металлической дверью, которую может открыть только персонал. И вот за этой дверью начинается совсем другой мир: чистый, светлый, приспособленный для жизни (насколько это возможно в сплошном массиве каменной соли).
Второе отделение спелярия (с красной солью), в котором мы проходили курс лечения, состоит из двух больших параллельных штреков (терренкуров) длиной по 100 метров каждый и шести поперечных штреков, примерно по 80 метров. Общая длина прогулочного периметра - почти 400 метров, как беговая дорожка стадиона. Все штреки имеют довольно большую ширину и высоту, поэтому клаустрофобия не наступает.
Два поперечных штрека приспособлены для спортивных занятий, они заглублены относительно общего уровня примерно на 2 метра, высота потолка в них получается больше. В этих штреках полы деревянные, установлены столы для настольного тенниса, ворота для мини-футбола, натянута волейбольная сетка, вмонтированы в стену баскетбольное кольцо (только одно), шведская стенка, перекладина. Кроме этого имеется бильярдная комната (платная) с большим столом. Есть все условия для активного отдыха.
Все остальные штреки и полы в спальных комнатах посыпаны толстым слоем белой соли, которую периодически обновляют. При входе в спелярий требуется переобуться в сменную чистую обувь. Для этого есть специальная раздевалка со шкафчиками для обуви. В двадцати спальных комнатах установлено по 6 кроватей. Места в этих комнатах распределяют так, чтобы и ночью и днем на каждую комнату приходилось по 3 человека. В спальные комнаты постоянно подается чистый свежий воздух, поэтому в спелярии дышится очень легко, круглый год поддерживается температура около 16 градусов.
Первое отделение спелярия (с белой солью) организовано примерно так же, но отличается тем, что терренкуры имеют перепады по высоте. Во время прогулок по ним приходится то подниматься, то опускаться.
Распорядок дня в спелярии такой. После прибытия примерно 1 час отводится на прогулки по терренкуру, потом сон полтора часа (в это время остается только дежурное освещение, поддерживается тишина). После пробуждения проводятся занятия дыхательной гимнастикой примерно 30 минут. Потом можно заниматься чем хочешь до убытия. Продолжительность пребывания в спелярии днем от 5 до 5,5 часов, а ночью – от 10 до 10,5 часов. Питание в спелярии не предусмотрено. Поэтому каждый берет с собой термос с чаем или другие напитки и какой-то перекус.
Лечебное воздействие соли начало проявляться через несколько дней в виде сильного кашля и насморка. Мы с супругой переполошились, подумали, что простыли или подхватили ОРВИ. Но врач нас успокаивала, что это нормальная реакция на соль. Так организм очищается от накопившихся в нем за многие годы вредных веществ. Очищение было трудным. У меня оно длилось около недели, при этом даже мышцы груди болели от кашля. А у супруги это продолжалось очень долго, еще примерно две недели после отъезда из лечебницы. Об этом предупреждали опытные пациенты лечебницы, которые проходили курс лечения неоднократно. Их убежденность и вера в пользу лечения в соляных шахтах поддерживали нас. Опытных пациентов было немало, как молодых, так и пожилых. Некоторые из них встречаются в лечебнице как старые знакомые. Рассказывают, что один из пациентов приезжал в лечебницу 12 раз.
Лечение в спелярии – это не отдых, а тяжелая работа. Именно поэтому разрешения на спуски в шахту дают не всем пациентам. Врач периодически проверяет состояние здоровья и, если обнаруживает проблемы с сердцем, спуск в шахту запрещает. Не разрешают спуск в шахту детям, не достигшим 10-летнего возраста. Ежедневные поездки в автобусе до шахты и обратно, ожидание в очередях на спуск и подъем в клети, сами спуски и подъемы, довольно длинные переходы по штрекам в быстром темпе до спелярия и обратно вызывают значительные физические и нервные нагрузки. Да и сам процесс лечения в спелярии происходит при интенсивном дыхании во время дыхательных упражнений, спортивных занятий и пеших прогулок по терренкурам (6 – 8 км в день), связанных с довольно большими физическими затратами. К концу лечения накатывает заметная усталость.
Через несколько дней после приезда в лечебницу нам выдали счет для окончательной оплаты стоимости лечения из расчета 16 дней проживания и 15 спусков в шахту. Общая стоимость нашего лечения на двоих составила 74 тысячи рублей. Учитывая, что 34 тысячи рублей мы уже заплатили авансом, оставшиеся 40 тысяч рублей заплатили в кассе лечебницы с кредитной карты.
Интересно проанализировать, из чего сложилась эта сумма. Наиболее дорогими были затраты на спелеолечение – почти 50 тысяч рублей, проживание стоило немногим более 17 тысяч рублей, а расходы на питание были чисто символическими – 5 тысяч рублей с мелочью (159 российских рублей в день на человека). Совершенно очевидно, что за такие деньги вкусное питание получить невозможно. На все претензии по вопросу питания персонал отвечал, что это не санаторий, а больница, и расходы утверждены нормативами. Дело в том, что граждане Беларуси лечатся бесплатно, все расходы оплачивает государство. Готовят в столовой одинаково для всех. Поэтому граждане других государств вынуждены получать такое же питание. За дополнительную плату можно заказывать другие блюда, но мало кто это делает. Калорийность питания вполне достаточна для поддержания нормального веса, но не более.
Нам удавалось разнообразить питание и улучшить вкус пищи с помощью продуктов, которые мы покупали в ближайшем супермаркете, примерно в километре от лечебницы. Молочные продукты, в том числе сыры, сметана и сливочное масло, а также хлеб, мясные продукты, овощи и фрукты были очень вкусные, качественные и недорогие.
Рассмотреть Солигорск как следует, нам не удалось. Свободного времени для этого было очень мало, так как лечение проводится без выходных дней. Но мы успели заметить, что город чистый, ухоженный, удобный для проживания.
Понравился общественный транспорт. Автобусы и маршрутные такси ходят по расписанию с точностью до минуты. Расписание очень сложное, оно составлено с учетом реальных потребностей жителей. Например, к детскому садику, который расположен в лесу рядом с лечебницей, утром и вечером специально приезжает маршрутный автобус. И по другим маршрутам периодичность движения устанавливается в зависимости от распорядка работы предприятий и учреждений.
На обратную дорогу у нас были билеты на поезд из Минска. Поэтому надо было сначала добраться из Солигорска в Минск. Этот вопрос решился очень просто. Администратор лечебницы по нашей просьбе накануне отъезда заказала маршрутное такси на удобное для нас время. Точно в назначенное время комфортабельный микроавтобус подъехал к лечебнице и забрал нас с багажом. Затем, двигаясь через город, водитель по пути заехал по нескольким другим адресам, созваниваясь с заказчиками по сотовому телефону, и, собрав таким образом пассажиров, выехал в Минск. Проезд от Солигорска до вокзала Минска стоит 60 тысяч бр (примерно 250 рр – сущий пустяк) с каждого человека. Так интересно и удобно организована работа междугородных маршрутных такси в Солигорске.
До отправления поезда мы успели немного погулять по центральным улицам Минска. Нам все понравилось – город красивый, ухоженный. К сожалению, погода стояла холодная. Поэтому прогулка была недолгой.
Минский железнодорожный вокзал в сравнении с любым московским вокзалом – это небо и земля.
Лифты, эскалаторы, пандусы, просторные залы - все очень удобно для пассажиров. От входа в вокзал и до посадки в вагон поезда – нигде не надо было поднимать чемоданы и сумки руками. Комфорт – на уровне лучших европейских образцов. После этого Белорусский вокзал в Москве выглядел особенно отвратительно.
Аэропорт Шереметьево добавил новых отрицательных эмоций. Опять бесконечный путь от аэроэкспресса до терминала D. Затем неразбериха с регистрацией билетов и багажа. Отстояв очередь к стойкам регистрации, указанным на информационном табло, обнаружили, что у этих стоек регистрируют только багаж пассажиров, которые уже ранее зарегистрировали билеты. Пришлось вставать в новую очередь, которая была многократно длиннее предыдущей. Зачем все эти сложности? Почему нельзя регистрировать одновременно и билеты и багаж? На эти мои вопросы представитель Аэрофлота ответил, что такой порядок установила администрация аэропорта. Интересы администрации оказались выше интересов пассажиров.
Посадка в самолет была организована вообще отвратительно. Три выхода на посадку, в том числе и наш, расположены в зале - закутке на один ярус ниже других выходов. Сидячих мест в этом зале было очень мало, а пассажиров, ожидающих посадку, очень много. Люди стояли плотно плечом к плечу как в автобусе. Поскольку была уже осень, все пассажиры были в теплых куртках, и им было жарко. От духоты было трудно дышать. А когда через один из выходов началась посадка, то настежь открылись двери, ведущие на летное поле, и через них в зал подул ледяной ветер. Простуда была гарантирована. На мое возмущение такой организацией посадки представитель Аэрофлота, присутствовавший при посадке, ответил, что все претензии надо предъявлять к аэропорту, а не к ним. Ловко устроились! Аэрофлот перевозит пассажиров, получает с них деньги, но удобства и интересы пассажиров работников Аэрофлота не беспокоят.
Читателей наверняка интересует главный вопрос – была ли польза для здоровья от поездки и лечения. Как я уже написал выше, сильный кашель у супруги продолжался еще примерно две недели после возвращения из Солигорска. И мы уже сомневались, что будет польза. Но потом кашель прекратился, и наступило улучшение. Надобность в применении ингаляторов и каких-либо лекарств отпала. Астматики понимают, что это означает. Кроме этого, нормализовалось артериальное давление. Наверное, астма и давление каким-то образом взаимосвязаны. Сколько будет продолжаться улучшение здоровья, мы не знаем. Врачи говорят, что это примерно на полгода. Потом рекомендуется повторить курс лечения один – два раза. Бывалые пациенты лечебницы подтверждают слова врачей.
Поэтому, наверное, придется повторить курс лечения в новом году. Хотя это и будет стоить значительно дороже. Падение курса российского рубля увеличило стоимость лечения почти в два раза. Но для здоровья никаких денег не жалко.
Если у читателей возникнут вопросы, будем рады ответить на них.