Постановка автомобиля на учет в ГерманииНаконец-то вчера закончилась наша эпопея с постановкой автомобиля на учет в Германии. Мы получили немецкие номера!
Итак, рассказываю. Вначале будет повествовательная экшн-часть, а в конце я приведу краткую выжимку: алгоритм действий и основная терминология, которую полезно знать.
После растаможки автомобиля и получения Datenblatt необходимо было пройти техосмотр в TÜV. Техосмотры в TÜV для частных легковых машин бывают в 3-х вариантах:
1. По §29 – его проходят автомобили, купленные в Германии. Стоимость 150 евро.
2. По §21 + §70 - по этим параграфам проходят ТО ввозимые в ЕС автомобили, у которых нет международного Сертификата Соответствия (СОС). Международный СОС отличается от Российского СОС тем, что в нем есть некий EG номер, обычно с водяными знаками или голограммой. Если этого номера в СОС нет, надо делать ТО по §21. Стоимость 300 евро.
3. §29 + международный СОС (есть EG номер) позволяют ввозимым в ЕС автомобилям не проходить ТО по §21. Международный СОС не существует для Hyndai Solaris, т.к. эта модель никогда не продавалась в Европе, но может существовать для других марок. Это надо запрашивать производителя, либо официального дилера. В нашем случае мы общались напрямую с директором техцентра в Москве, где мы обычно проходили гарантийные ТО.
Проблема была в том, что разложить все это по полчкам мы смогли только уже после постановки авто на учет, а до этого нас сбила с толку надпись в Datenblatt, которая гласила «Без §21». Эта надпись также сбила с толку сотрудников TÜV (несмотря на то, что Datenblatt выдает тоже TÜV). Как оказалось, TÜV не принимает никаких решений о постановке на учет, не особо разбираются в том, по какому параграфу надо проходить ТО и порой просто делают то, что им скажешь. Они не были уверены, нужен ли нам §21 и что это за надпись в Датенблате, поэтому мы сделали вначале §29, который нам оказался не нужен, потому что процедуры этого параграфа входят в §21. Конечно, мы боялись §21 и понадеялись, что нам он не понадобится. Ведь это тот самый страшный полный ТО, после которого люди не могут свои Фольксвагены поставить на учет. Просто из-за того, что они были выпущены в Германии, но на конвеере для Российского рынка. И некоторые детали не соответствуют европейским стандартам. Мало того, что наша машина собирается в Питере, так еще мы заменили лобовое стекло аналоговым, а по слухам, на ТО проверяют цифры на стеклах и все детали должны быть оригинальными. Наше оригинальное стекло стоит 70 тыс. руб., потому что имеет полный подогрев, и замена одного только стекла уже поставила бы под вопрос всю операцию по регистрации автомобиля. Не говоря уже о том, что еще могло бы всплыть. Например, у нас довольно тусклые фары и я уже сама давно хочу их поменять.
По результатам ТО §29 было сказано заменить передние тормозные диски и колодки, а также задние колодки. Элементарно? Не тут-то было.
Некоторое время назад мы звонили в Hyndai по поводу гарантии на автомобиль. Нам сказали, что наша гарантия действует только в РФ. Поэтому мы решили не заморачиваться с поиском официального дилера, а направились в ближайший автосервис, который является официальным партнером Рено, но занимается также и другими марками. Менеджер предложил пригнать авто на диагностику и после этого обещался озвучить цену. Поскольку цены мы примерно посмотрели в Интернете, а Рено достаточно бюджетная марка, мы никак не ожидали подвоха по ценам. Но на следующий день менеджер позвонил и сообщил, что менять надо все, 4 диска и 4 колодки, и стоить это будет 1600 евро. После чего мы, конечно же, выпали в осадок, потому что это почти треть стоимости автомобиля. Не попутал ли он часом солярис с мерседесом? В результате консилиума с коллегами на работе пришли к выводу, что-таки попутал и цена завышена раза в 2-3. Коллеги посоветовали некий недорогой сервис, муж позвонил менеджеру и сказал, что не будет ремонтироваться и заберет машину. Ему выставили счет 60 евро за диагностику. Что вообще-то тоже завышено раза в 2. Ну да ладно.
Рано утром, перед работой, он забрал машину, отъехал 50 метров от сервиса, запарковался в карман, чтобы позвонить в другой сервис, и заглушил мотор. После этого машина больше не завелась. Приборная панель не загорается. Муж позвонил в сервис, там ему ответили в духе «мы ничего не знаем, мы ничего ломали». На предложение прийти и проверить наш менеджер сказал: «Я не могу никуда ходить и вообще что я там увижу? Надо делать диагностику», - и дальше важно добавил: «В современных машинах компьютер, я подключу прибор и увижу ошибки». Бугага. Ой извините. И начал делать какие-то намеки на то, что машина у нас г*но и это у нас компьютер барахлит. Наверное, как последнее обновление Винды скачал, барахлить начал. Особого желания снова ехать к таким «экспертам» не было, муж хотел было уже отправиться на работу, а вечером найти наш зарядник и попытаться зарядить аккумулятор. Но тут он обнаружил, что стоит аккурат под знаком «стоянка запрещена». Пошел в сервис, диалог был примерно таким:
-Посмотрите в чем дело-то, я прямо здесь запарковался, машина не заводится. Может, аккумулятор разрядили, может провод отошел какой.
-Надо делать диагностику. Вот список работ, подпишите документ, - дает листок со списком работ и ценой в 50 евро.
-Я не буду за это платить. Я только от вас выехал, а машина не заводится.
-Мы не будем работать бесплатно!
-Вы понимаете, что если я сейчас поеду в другой сервис и там докажут вашу вину, вам придется возмещать все убытки. Я отзывы напишу везде, где только можно, на 3-х языках.
-Мне не нравится, когда со мной так разговаривают, когда мне угрожают! Я тоже могу быть жестким! - разрывает листок с расценками. Бугага, чувак, ты в России не жил.
-А еще я на вас в суд подам. В данной ситуации очевидно, что машина сломалась не сама собой.
-Хорошо, мы сделаем диагностику, если это наша вина – тогда бесплатно. Если вы стоите не дальше 300 метров, мы вас можем забрать бесплатно.
Собственно, с этого должен быть начинаться диалог. В конце дня позвонили им узнать в чем дело. Диалог уже с другим менеджером:
-Да, у вас был разряжен аккумулятор, мы его зарядили. Но вы знаете, он совсем плохой, вы на нем далеко не уедете, надо менять.
-???
-Ну что вы хотите, он 2005 года.
-Как 2005? У меня машина 2014, - а про себя думает: «Наверное, вытащили в каком-нибудь сервисе». Далее дословно:
-Вы можете говорить что угодно, передо мной документ, ваша машина 2005 года! – Бугага, занавес. И на бис:
– Вообще-то аккумуляторы надо менять каждые 5 лет. Мы можем заменить, новый будет стоить 160 евро.
Знаете, если бы не вот это «ваша машина 2005 года», мы бы ведь могли и согласиться аккумулятор поменять… Для справки, Солярисы появились в 2010 году. В документах от TÜV была опечатка. Конечно, они могут не знать дату выпуска Соляриса, но не отличить по состоянию автомобиль 13-летней давности от автомобиля 4-х летней давности, который всего 3 года в эксплуатации, да еще доказывать это владельцу, это сильно, да. Не говоря уже о том, что на аккумуляторе можно посмотреть дату выпуска. Но они туда даже заглянуть не удосужились. Конечно, менять мы ничего не стали, просто забрали машину с одной лишь мыслью сбежать от них поскорее, пока они еще чего-нибудь не сломали. Денег с нас не взяли, лицом к лицу встречаться не рискнули. Отогнали машину за ворота, передали ключи соседям, и за полчаса до окончания рабочего дня наших героев уже не было на работе. Аккумулятор проверили – наш родной. И это был просто финиш. Заметьте, это не мастерская дяди Васи в гаражах, а официальный партнер Рено!
А TÜV, как выяснилось, сделал 3 ошибки в Datenblatt. Т.е. 1 лист А4 – 3 ошибки. Пришлось переделывать, новый прислали уже через день.
Поехали в сервис, который посоветовали на работе. Там отксерили документы и сказали, что в пятницу перезвонят и скажут стоимость, а на понедельник предполагался термин. В пятницу никто не перезвонил. Проблема была в том, что на немецких сайтах запчастей невозможно найти детали по нашему VIN, потому что машина здесь не выпускалась и не продавалась. Но можно найти по номеру запчасти, который можно узнать по VIN на российских сайтах. По всей видимости, такая невероятная, неописуемая и неописанная в инструкциях ситуация ставила сотрудников сервиса в тупик, и они предпочитали просто не перезванивать. Муж звонил сам, каждый раза попадая на разных людей, заново объясняя ситуацию. Мы даже пробовали диктовать им номера деталей. После 3-го провала было понятно, что все бесполезно и дальнейшие попытки были уже скорее социальным экспериментом на тему умения брать на себя ответственность. Так вот резюмирую: не умеют! Из 7 сотрудников нам не перезвонил ни один.
На момент посещения сервиса Рено у нас оставалось 2 недели до истечения срока действия Green Card и менее 2-х недель до истечения срока, отводимого на поправки по ТО. На сервис Рено мы безрезультатно потратили 3 дня и заплатили 60 евро. На второй сервис мы потратили 2 дня и тоже не получили никаких результатов. В субботу утром я проснулась и практически села в кровати от мысли: «Какого хрена мы не поехали к официальному дилеру Хендай?» У сонного мужа не нашлось ответа на этот вопрос. Просто так получилось. Наверное, потому что дилеры располагались далеко и это дорого, а гарантия здесь все равно не действует. Но мысль была здравая. Это была наша последняя надежда. В случае неудачи оставалось только гнать машину на ремонт в Россию. Муж обзвонил примерно 8 дилеров Хендай, из которых работал один и находился он за городом, в Бранденбурге. Термин был назначен через 2 часа. Одевшись за 2 минуты и позавтракав за 3, муж помчался за машиной на парковку.
С этим сервисом нам, наконец-то, повезло. Во-первых, менеджер написал в Хендай и нам сильно продлили гарантию, сделав как в Европе. Т.е. 5 лет или 300 тыс. км, вместо 5 лет или 150 тыс., как в России. Во-вторых, он сказал, что, может, удастся просто полирнуть задние диски. Правда, это не удалось и все же пришлось менять, но порадовало то, что мужик здраво рассуждает. Цену озвучил вначале 900 евро, в итоге сделал за 750.
Во многих сервисах есть услуга по вызову специалиста из TÜV или DEKRA, чтобы закрыть ТО и не ездить туда, где этот документ выдали. Специалист DEKRA отказался закрывать наш ТО, сославшись на то, что нам нужен §21. Посеяв тем самым в нас зерно сомнения и введя в заблуждение. Мы не понимали, почему он не хочет закрыть §29, ведь поправки были внесены, а §21 его вообще не касается. Это означало одно из двух, либо нам действительно нужен §21, либо документ ТО от TÜV является допуском к постановке на учет, и мы можем это сделать, просто мужик этого не хочет. Мы стали выяснять по поводу §21, еще раз изучали сайт офиса регистрации, муж в очередной раз позвонил им и попал на русского мужика.
Мужик этот занимался тем, что за дополнительную плату собирал документы и сам относил их в офис регистрации, т.е. заказчику никуда ехать не надо. Правда, за иностранную машину он хотел 80 евро только за свои услуги. Только благодаря ему мы разобрались, что офису регистрации нужен EG номер, который должен быть указан в СОС. Если номера нет, надо проходить полный ТО. Прости, мужик, твоими услугами мы так и не воспользовались.
Скрепя сердце, муж поехал на ТО. К нашему удивлению, вся процедура §21 + §70 заняла меньше часа. Техник похлопал Вадима по плечу и сказал: «Все в порядке, можешь регистрироваться». Никаких поправок делать не надо! С гордостью отписали директору техцентра в Москве, что их машины соответствуют европейским стандартам, на что он пожелал нам удачи в наших приключениях.
Прежде, чем ехать на регистрацию, необходимо найти страховую, которая согласится застраховать автомобиль. Мы обратились в HUK24, они сразу присылают страховой номер, c которым можно идти регистрироваться. Оплачивать страховку можно потом. Сейчас мы с ними бодаемся по поводу стажа безаварийного вождения. Пока мы прислали им только данные от последней страховой компании, а там всего 1,5 года. Здесь страховые засчитывают только полные года за период, который имеет момент открытия и закрытия. У нас ОСАГО еще действует, поэтому нам дали класс всего лишь SF ½. Его дают без всяких справок всем, кто старше 25 лет и кто имеет права не первый день. У совсем новичков класс SF0, а всего их около 30. За страхование по SF ½ они хотят 1000 евро за год. Поэтому в данный момент мы заняты закрытием ОСАГО (оказывается, так можно, еще и деньги вернут) и получением справок от наших предыдущих страховых. Платежи разбиваются на 4 части и оплачиваются в течение всего года.
Вчера мы пришли в офис регистрации по термину. Никаких переводов документов мы не делали. Они смотрят прописку, паспорт с визой, форму заявления с IBAN, документы растаможки, документы от TÜV, Datenblatt, номер страховки и СТС. Мы также принесли российские номера, но их не взяли. Оказалось, что машины старше 2014 года должны иметь экологический класс Euro5, а у нас Euro4. Кстати, на улице я ни разу не видела ни одной машины с Euro5. Такой автомобиль поставить на учет нельзя, но за 60 евро можно. За эти деньги оформляется исключение на ввозимое имущество. Т.е. зарегистрировать можно, а продать в Германии нельзя. В нашем случае это не особо важно, потому что здесь ее все равно никто не купит. Сама регистрация стоит от 30 до 100 евро, с нас взяли 90.
Номера изготавливаются прямо рядом со зданием полиции. Девушка на регистрации предупредила быть осторожными с ценами, но на вопрос «А какая цена нормальная?» ответила, что им запрещено это говорить. Офис находится в Кройцберге, это турецкий район. Множество кафешек, магазинчиков и сотня будок по производству номеров, с продавцами-зазывалами. Мы сделали оба номера за 20 евро. 15-25 евро нормальная цена за эту услугу, но продавцы пытаются ломить и по 70. За 10 евро можно выбрать номер, нам было не важно. СТС нам тоже вернули, но с поправками. Он больше не действителен, вместо него дали зеленый немецкий СТС. На регистрацию ушло около 4 часов и вот, наконец-то, мы счастливые обладатели европейских номеров!