Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Куда поехать учиться за границу, выбор учебного заведения в Европе Америке Азии, Языковые школы в мире, Возможность устроиться на работу за границей

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #1

Сообщение karenru » 16 июн 2021, 01:39

Всем доброго дня,

В последний раз я писала объемную статью о менталитете чехов, которая многим очень понравилась. В этот раз я бы хотела написать о моем личном опыте получения диплома в одном из сложнейших государственных вузов Чехии. О том, почему я люблю и ненавижу чешское образование.
Я училась и в российском вузе, поэтому я как никто другой могу сравнить две таких разных системы образования. Хотя нужно оговориться, что российский вуз не столичный, и сравнивать его с вузом Праги можно с натяжкой :)
Итак, в Праге (Брно я в статье не рассматриваю) находятся три самых топовых вуза – ЧВУТ (České vysoké učení technické v Praze), Карлов (Univerzita Karlova) и Вышка (Vysoká škola ekonomická v Praze). Я закончила ЧВУТ. Для тех, кто только собирается поступать, следует знать, что ЧВУТ – лучший вуз для технических специальностей, особенно IT, Карловка – лучшая в плане гуманитарных специальностей, ВШЕ – для экономистов.
Абсолютно всем чехам известно, что эти три вуза самые требовательные, и когда люди узнают, где вы учитесь, все сразу начинают понимающе кивать, охать и молиться за вас.

Подача на учебу
Уже начиная со школьной доски система образования Чехии и стран СНГ отличается. По окончанию средней школы чехи сдают «матуриту» - это некое подобие нашего единого государственного экзамена, затем школьники подаются в вузы.
Увы, наш внутренний ЕГЭ, и в целом, наше образование в Европе не признается, поэтому приезжему иностранцу нужно доказать министерству образования Чехии, что иностранец получил необходимое школьное образование. Чтобы это сделать, нужно сдать нострификацию на чешском языке. Именно нострификация играет роль «матуриты». Затем, если иностранец собирается учиться на чешском языке, ему нужно иметь сертификат B2. В моем случае, так как программа ЧВУТ сложная, университет признавал только определенные сертификаты, поэтому мне пришлось сдавать чешский второй раз конкретно для ЧВУТ.
Когда этот пакет готов, нужно подать заявления / «прихлашки» на программы. За обработку прихлашки взимается плата. Количество прихлашек, которые вы можете послать, ограничено только вашим кошельком и временем. После обработки прихлашки вы едете в университеты на вступительные экзамены. Когда вас зачислят в вуз, вы можете выдохнуть. Вот вы чешский студент :)
Итак вкратце мой процесс подачи на учебу был таков:
1. Я попросила в министерстве образования сдачу нострификации.
2. Сдала нострификацию (биология и химия на чешском + английский)
3. Сдала разговорный чешский язык, получила языковой сертификат B2
4. Подалась в вузы, оплатила прихлашки на вступительные экзамены
5. Сдала вступительные в каждый вуз
6. Получила письма с принятием

Система обучения
На стандартных специальностях учеба на бакалавриате длится 3 года, в магистратуре – еще 2 года. Вместо оценок ставятся либо баллы, либо буквы. 1 или A – отлично, 2 или B – очень хорошо, 3 или C – хорошо, 4 или D – неплохо, 5 или E – удовлетворительно. F – несдача.
Если переводить ЧВУТовские оценки на российские, то по сложности будет так: A (90-100%) = пятерка, B (80-90%) и C (70-80%) = четверка, D (60-70%) и E (50-60%) = тройка.
В свою первую сессию с одного предмета я получила оценку C (70-80%) и очень расстроилась, думая, что это российская «тройка», «троек» у меня никогда еще в зачетке не было)). Но оказалось, что у кого-то были D и E, так что С - это вполне нормальная оценка. Именно поэтому грамотно бы было переводить чешские оценки именно в проценты.
В целом, эти оценки кроме стипендии абсолютно ничего не дают, вы можете получить диплом и с круглыми А (90-100% успешности) и с круглыми Е (50-60% успешности). В ЧВУТе стипендия была настолько маленькая, что на букву мне было в целом ровно. Только по любимым предметам всегда хотелось получить оценку повыше.
Следующая особенность – это то, что в чешских университетах не существует групп или классов. Университет в Чехии – это муравейник, где студенты на парах мешаются, и иногда с вами учатся люди с других курсов и даже других факультетов. Все дело в том, что перед началом семестра вы сами выбираете себе предметы из списка, составляете расписание как хотите – хоть на утро, хоть на вечер.
Перед записью предметов все чехи начинают гуглить профессоров и искать отзывы на них в интернете. Кроме того, в глобальной универской системе есть список всех предметов с описанием требований и рекомендаций (силлабус). Студенты все это находят, изучают и в день записи предметов просыпаются в самую рань, сразу как начинает работать система, и быстрей записывают себе самые интересные и легкие предметы. Часто случается так, что уже в 7:10 утра все самые лучшие предметы разбирают, поэтому те, кто не успел, недовольно записывают себе то, что осталось.
Затем целый семестр идет учеба, потом - сдача экзаменов. По каждому предмету нужно получить как минимум Е, есть Е – все в порядке, предмет засчитывается как выполненный и вы получаете баллы / «крэдиты». За всю учебу вам нужно набрать 180 крэдитов, когда они у вас есть – ваша учеба автоматически закрывается и вы получаете возможность записаться на сдачу диплома.
С российской ужасно ригидной системой это не сравнить. В России на нашем экономическом факультете не хватало преподавателей, и поэтому, чтобы pro forma у нас были учебные часы, нас обязали ходить на теоретическую физкультуру. Вот так целый наш поток будущих экономистов вместо нужных предметов сидел в душном классе и писал, что такое "основы физической рекреации"... Издевательство, если честно.

Отношение преподавателей к товарищам из СНГ
В целом, я бы сказала, что за время учебы у меня не было ни одного случая расовой дискриминации. Даже самые резкие охлаждения отношений между Чехией и Россией не влияли на мои оценки на экзаменах, так что по этому поводу переживать не стоит (по крайней мере я могу отвечать за вузы Праги, где люди плюс-минус привыкшие к иностранцам). Только редкие единицы учителей были ксенофобы, но расовую неприязнь они показывали a priori ко всем людям с отличающимся паспортом, так что ксенофобия - это скорее индивидуальная черта.
Только один раз у меня случился пренеприятный случай из-за моей культурной принадлежности. Я подалась на двухнедельную программу, по которой группа из 14 студентов должна была ехать в Китай и выступить в китайском университете. Я написала классное мотивационное письмо, в котором описала, почему должны взять именно меня. Меня с другими чехами позвали на интервью, я уже приготовилась было отвечать на вопросы о моей мотивации, о том, как я владею английским... но вопросы мне задали несколько иного рода: "где вы родились?", "как долго вы в Чехии?", "собираетесь-ли вы оставаться у нас после учебы?" - я была в шоке.
Я честно сказала, что то, останусь я в Чехии или уеду в любую другую страну мира, зависит от того, какую и где мне предложат работу. На следующий день я получила отказ, а в поездку взяли чехов. С другой подобной открытой дискриминацией я не сталкивалась.

Отношение однокурсников к товарищам из СНГ
Тут все сложно, и все зависит от вас самих. Если вы экстроверт-тусовщик-курильщик, вам всегда нужно с кем-то поболтать, то проблем у вас не будет. Если же вы интроверт-сами себе на уме-и вас праздные гуляния и попивание пива не прельщают, будет сильно сложнее. Чехи = пиво. Хотите социализироваться и завести друзей = пейте пиво, увы, это самый надежный, быстрый и верный вариант.
В целом, студенты-чехи общаются лишь между собой, им абсолютно пофиг на то, что вы супер интересный иностранец, для многих вы просто выходец из третьего мира, почти что непрошеный гость или гастарбайтер. Просто так с вами знакомиться никто и никогда не будет. Но и открыто выражать вам свою неприязнь не будут тоже, чехи очень стараются держать лицо и выглядеть холодно и невозмутимо. Поэтому ваш круг знакомств ограничивается только вашим желанием инициировать знакомства и беглостью вашего языка.
Что касается, политкорректности, далеко не все студенты-чехи ею отличались. Фильтровать свои политические высказывания в присутствии иностранцев им не показывалось важным.

Коррупция
За все время учебы я абсолютно никогда не была свидетелем коррупции, ни намека на нее. Более того, я вам строго рекомендую забыть нашу советскую привычку дарить любимым учителям подарки по каждому поводу – в Европе любой, самый скромный, подарок воспринимается как взятка.
Что касается учебы в российском вузе, и мои друзья получали открытые предложения об оплате экзамена, и я лично получала открытое предложение о закрытии зачетки. Мне сказали, что получить зачетку в российском вузе я могу «через магазин».

Пропаганда
За все время учебы я никогда не видела какую-либо культурную, политическую пропаганду. В контексте некоторых предметов преподаватели упоминали страны СНГ, но какого-то политического контекста не было, натравливания чехов на иностранцев, намеки на вашу неуместность в стране или стенах учебного заведения - тем более. Я такое даже не могу себе представить :)

Сплочение коллектива
В российском вузе на день студента мы ездили за город, делали театральные выступления, на день рождения вуза мы учили танцы, на день города нас звали бегать за университет.
В Чехии все было печальнее. Никаких праздников, поездок в университете с чехами не было. Учеба в Чехии для меня воспринималась как какие-нибудь курсы повышения квалификации – был только процесс учебы и ничего кроме него.

Организация учебы
В российском вузе был поток, состоящий из групп, и студенческий отдел, который следил за успеваемостью групп. Я была старостой группы, общалась со студентами и преподавателями, ректором, носила классный журнал на пары, отмечала людей. Присутствие на парах в России было строго обязательно, во время пары – сидишь и слушаешь или делаешь вид, что слушаешь.
В чешском муравейнике ни старосты, ни лидера не было, все студенты были независимы, преподаватели вас могли отмечать, а могли нет. Условно говоря, можно было прийти на пару в любое время, и уйти с нее также в любое время. Если вам вдруг позвонила подружка, можно было выйти из класса и поболтать в коридоре. Посещение учебы в Чехии гораздо более условное, по сравнению с Россией, оно не играет весомой роли. Преподаватель в принципе вас может не знать в лицо. Весомую роль играет оценка на экзамене, а как вы ее заработаете никого не волнует.

Подача материала
В российском вузе я терпеть не могла подачу материала. Преподаватели с мизерной зарплатой не заинтересованы были скакать бабочкой перед студентами, они лишь давали студентам необходимый минимум. Поэтому многие преподаватели в России читали нам лекции с книжки или с компьютера. И меня постоянно раздражало то, что читать с книжки я могу и сама дома. В российском вузе у меня было ежедневное чувство потери времени. На пары хотелось идти только из-за подруги.
В чешском вузе ситуация была лучше – половина преподавателей параллельно работе в вузе работала где-то в фирмах. И поэтому некоторые преподаватели делились очень интересной информацией из практики. У нас преподавали два знаменитых чешский юриста, один потрясающий маркетолог, на уроках английского у нас были два учителя-американца, один из Каролины, другой из Техаса, слушать которых было безумно интересно. В целом, на половину пар в ЧВУТе хотелось ходить, чувствовалась какая-никакая актуальность получаемого материала.

Личное общение с преподавателями
В российском университете мы «ловили» преподов после лекций, кроме того всегда можно было прийти в учительскую и найти того, кто тебе нужен, спросить совета, обсудить учебные и околоучебные вещи.
В чешском университете преподы больше ценят личное пространство. Они предпочитают общение через эл. почту. Чтобы попасть к преподавателю, нужно с ним заблаговременно договориться о дате и времени. Наше факультетское здание делилось на две части: левое крыло было учебное, а в правом крыле были кабинеты. У каждого преподавателя был свой кабинет, но попасть в правое крыло студенту было нельзя, вход туда был только по личным картам преподавателей. Поэтому если в российском универе можно познакомиться с преподавателем лично, остаться пообщаться, обменяться мнениями и новостями, связанными с предметом, то в Чехии такого «панибратства» совсем нет. Сразу после лекции преподаватель убегает из кабинета и идет по своим личным делам. Как я уже сказала, многие преподаватели где-то параллельно работают, и даже если вам безумно понравился предмет, и вы хотите пообщаться с преподом лично, в Чехии такое вряд ли будет уместно. Некоторые преподаватели даже раздражаются лишним вопросам, так что, если у вас вдруг возникнет вопрос, лучше прибегнуть к интернету.

Анонимность
В России все оценки выставлялись в классный журнал или оглашались на лекции, всем было известно, кто преуспевает в учебе, а кто нет.
В Европе, ввиду закона о защите личной информации (GDPR), каждому студенту оценки выставляются лично в его электронную учебную систему. Кроме того, если оценки по каким-то соображениям нужно вывесить на бумаге или в экселе, вместо ФИО пишется личный номер студента, получается длинный список типа 482911 Е, 482912 В. Поэтому в чешском муравейнике вы каждый день видите разные лица и не знаете, кто учится хуже вас, а кто лучше.

Загруженность
Кстати, об учебе, в российском университете я училась с понедельника по пятницу, на первом этаже у всех групп висело бумажное расписание. Урок 45мин - перемена- урок 45 мин - большая перемена на обед, где все шли в столовую и тд.
В Чехии же учеба проходила в среднем три раза в неделю, (загрузка зависит от того, как вы себе составите расписание). Первые курсы посещали пары с 7 утра, вторые курсы чуть позже, а у третьих курсов пары начинались с 9-10 утра. Расписание семестра отправлялось по почте только нашему потоку, нигде в другом месте оно не публиковалось. Пары длились без перемен: пара (два урока) - небольшая перемена - пара - перемена на обед. Столовой в нашем здании не было, был небольшой буфет с кофе и тортиками, поэтому многие приносили обед из дома. Загруженность в чешском университете была гораздо меньше, чем в России. Абсолютно все было поставлено на самомотивации и самообучении.

Домашние задания
В России на каждый учебный день у нас были домашние задания, особенно по высшей математике, экономической географии, социологии. Если не сделать домашнее задание, можно было накликать гнев преподавателя и попасть в его черный список.
В ЧВУТе домашних заданий почти не было, вся обязательная часть учебы происходила на парах. Домашнее задание почти не проверялось. На практическом занятии преподаватель мог попросить кого-нибудь из аудитории написать на доске решение и исправить ошибки, мог ответить на вопросы из зала. Но в целом никому не было дела до того, готовы мы были к предмету или нет. Считалась, что учеба - сугубо в наших интересах. В ЧВУТе вместо десятков домашних заданий мы писали одну семинарную работу на целый семестр, я ее сдавала в первую учебную неделю, и благодаря этому, других учебных обязанностей у меня не было.
В Вышке с домашними заданиями происходила несколько другая история. Моей однокурснице не нравилась система учебы в ЧВУТ, и на втором курсе она перешла в Вышку. С ее слов, в вышке на нее упала нагрузка в два раза больше. Каждую неделю ей приходилось сдавать домашние задания и писать бессмысленные семинарные работы.

Учебники
Многие профессоры из-за рода своей деятельности публикуют книги и учебники. Поэтому на парах некоторые профессоры открыто ссылались на материалы из своих книг, как бы намекая на то, что их учебники мы могли заказать в интернете. Лично я за все время учебы не купила ни одного учебника, всего, что есть в интернете мне хватало сполна. На лекции в Чехии я таскала только электронный планшет с ручкой, ничего другого не было нужно. Никаких дополнителльных трат за время учебы не было.

Возможности
В российском вузе у нас едва ли говорилось о программах обмена, возможностях для студентов. Группа английского языка в вузе была очень и очень слабая, было очень скучно, но посещать пары нужно было для журнала.
Возможности же чешского вуза были в миллион раз ярче, и эту часть образования я обожала. Очень много денег выделялось государством на различные программы обмена, сотрудничества между странами. И эти программы реально работали (я выйграла две номинации на учебу за границей). Ближе к лету нам предлагали поехать в летние школы в Австралию и другие страны. Билеты и расходы на визы во всех случаях покрывались самими студентами.
Что касается иностранных языков, на первом курсе мы учились на чешском + изучали английский, на втором курсе нам дали на выбор третий иностранный язык: испанский, немецкий, французский или русский. На третьем курсе мы уже учились на английском, только некоторые предметы были на чешском.
Таким образом, в ЧВУТ предполагается, что к моменту выпуска английский студента должен быть как минимум на уровне B2.
Что касается ВШЕ, многие знакомые описывали Вышкинские проекты и стажировки так, что, на мой взгляд, они выглядели гораздо привлекательнее и интереснее, чем проекты и стажировки в ЧВУТ. В плане рабочих стажировок Вышке нет равных, у университета очень много договоренностей с компаниями, поэтому студента могут взять на работу уже хотя бы потому что на него выделена квота. Но при этом моя подруга из Вышки смеялась, что возможности-то в Вышке есть, а времени о них читать и на них подаваться - нет от слова совсем.

Сдача экзаменов
В России с экзаменами все гораздо понятнее. Все, что вы делаете во время учебы, все домашние задания, активность в классе засчитывается в конце. В России очень важно "поладить" с преподом, запомниться ему с хорошей стороны, просто зная, как вы работали, он спокойно даст вам сдать экзамен. По некоторым предметам, если вы набираете достаточно баллов во время семестра, вы можете получить "автомат" и освободиться от сдачи экзамена. Поэтому я бы сказала, что в России очень важна ваша активность во время семестра. Даже если вы дурак, но старательный, вас могут пропустить.
Экзамены же в Чехии - это то, что я всем сердцем ненавидела. Никому не было интересно, что мы делали во время учебы, посещали-ли мы пары или за нас отмечался кто-то другой, делали ли мы доп задания, или не открывали учебник вовсе. Половина экзаменов была совершенно оторвана от реальности, нам преподавали одно, а спрашивали с нас совсем другое. И я не преувеличиваю! Как студент, вы можете как угодно хорошо знать предмет, но если вам не хватает одного балла до Е, вас даже никто не будет слушать.
Почему же так выходит?
Непонятно по каким причинам, но преподаватели в Чехии имеют абсолютную власть. Они сами определяют содержание предмета и экзаменационный процесс. Если они не хотят, чтобы предмет было легко сдать, они просто напросто добавят в тест вопросы, на которые студентам невозможно знать ответ. Таким образом, для сдачи предмета вам нужно будет знать как минимум половину 50%=Е. Если же несколько вопросов в тесте написаны специально для того, чтобы вам усложнить жизнь, то вы уже априори не получите А, да и получить Е и сдать предмет вам станет тоже гораздо сложнее.
Кроме того, я часто слышала то, как некоторые преподаватели открыто говорили о том, что сдают у них на курсе далеко не все. От другого преподавателя в начале семестра я услышала поздравление с тем, что у нас уже есть F. И эта часть невероятно странного садизма и получения удовольствия от заваливания студентов меня по сей день глубоко поражает.
Но и это было не самое отвратительное. Самое противное в чешском образовании было списывание. Как я уже сказала, на некоторых предметах экзамены были напросто оторваны от содержания предмета. Вы просто получаете лист с вопросами и не понимаете, что перед вами, и откуда это вообще взялось. Увы, у нас в ЧВУТе такая картина была нормальной практикой.
На первом курсе после одного такого теста я наивно думала, что если учитель увидит разбивку студентов по успеваемости на экзамене, он снизит порог или рассчитает оценки на основе той успеваемости, что у него есть... Наивная - ничего такого не происходило.
Со временем, когда мои гигантские усилия по запоминанию предметов (я даже заучивала фамилии ученых со статей), не давали ровно никаких результатов, и когда некоторые из моих однокурсников, никогда не отличающихся большим умом или активностью в классе, получали А и В, я начала кое-что понимать.
Итак, оказалось, что у пражских однокурсников были друзья из старших курсов, которые скидывали им все тесты прошлых лет, эти чехи, у которых были ответы на тесты, получали самые высокие оценки. У тех же, у кого таких друзей не было, были вынуждены сидеть и корпеть над экзаменами, а затем получали Е, кто-то экзамен проваливал.
И тогда на первом курсе универа я поняла, что успехи студента, его знания и старательность не кому не интересны. Но это что касается письменных экзаменов.
Устные экзамены тоже были достаточно странные, все зависело только лишь от вредности преподавателя. Например, вы можете ответить на все вопросы преподавателя, но получить B. Просто так, цвет глаз у вас не тот. Или совсем наоборот, если вы попадете к доброму преподавателю, который хочет быстрее пойти на обед, он вас 5 минут послушает и даст вам оценку по настроению. Чехи это в шутку называют "рандомным генерированием оценок".
Касательно экзаменов, друзья с ВШЕ ничего нового не рассказывали. Говорили, что время на написания теста в ВШЕ дают еще меньше, чем в ЧВУТ. Все сделано для того, чтобы студент выучивал наизусть десятки страниц текста (или списывал), а иначе он тест просто не сдаст.
Подруга также рассказывала, что экзамен по информатике в Вышке был кошмаром - если в ЧВУТ мы работали с компьютером - то в Вышке они целый семестр писали определения слов информация, данные, система. И подруга говорила, что из русскоязычных студентов предмет сдали только те, у кого был микронаушник в ушах. Многие чехи в Вышке не сдают экзамены, поскольку им не хватает времени прочитать вопрос и написать ответ, что уж говорить о ребятах из СНГ, которые говорят на чешском от силы пару лет.

Еще об экзаменах
Еще одна дикая особенность экзаменов в Чехии - это не только то, что они оторваны от содержания лекций, но и то, что преподаватель не делает с вами никакой работы над ошибками. Вы заходите в класс, кое-как пишите тест, затем сдаете и экзаменационное задание, и ответы преподавателю. На следующий день вы узнаете, что получили F. Вы регистрируетесь на следующую попытку и снова учите... неведомо что. На следующей попытке перед вами новый тест с уже другими цифрами и вопросами и вы снова оказываетесь в том же положении - вы понятия не имеете, откуда взялись эти вопросы и в каких книгах искать ответы.
Как это решается бытовым путем?
Пока преподаватель не видит, самые бесстрашные фотографируют тест на телефон, затем проваливают экзамен и идут на следующую попытку, пытаясь найти в интернете, как решить задания в тесте. (В лекциях ответы искать бесполезно, их там нет).
Однажды у нас на бухучете случилась следующая история: экзаменационное время прошло, мы прекратили писать, начали собирать сумки, пока учитель собирал задания теста и ответы. Один из чехов вытащил телефон и сфотографировал тест. Преподавательница молча подошла к нему, порвала его бумагу с ответами в клочья и сказала, что увидится с ним на этом предмете через год.
Если в России и многих других странах вы определенно точно знаете, что будет на экзамене, и что именно вы должны выучить, какие формулы и факты, то в Чехии (и в других европейских странах) вы никогда не знаете, что вам нужно учить из лекций, даже после написания экзамена вам нельзя перерешать тест.

Написание диплома
Уже в ноябре на 3 курсе мы могли выбрать заключительную тему диплома - тему можно было выбрать из предложенных (от статистики до маркетинга), либо же тему можно было придумать самим. Затем нужно было выбрать ведущего и попроситься с ним работать. Некоторые ведущие регулярно назначают встречи, а некоторые едва-ли отвечают на сообщения, поэтому к выбору ведущего нужно отнестись серьезно.
В ЧВУТ чтобы мы правильно оформили диплом, университет нам прислал шаблоны дизайна и логотипы. Когда текст работы был готов, с вашим pdf текстом и университетскими шаблонами нужно было идти в печать. Университету нужна была лишь одна "книжка", но по желанию можно заказать в печати больше книжек для себя.
Что касается шаблона для написания диплома, университет нам его не предоставил. Кроме размера, типа шрифта и отступов нам ничего не дали. И эта часть меня, если честно, невероятно поражает. Дело в том, что точного регламента о том, сколько страниц должен иметь диплом, какой тип цитирования должен быть использован, как правильно делать анкетирование, какого размера должны быть вставки, как должны быть перенесены главы и текст не было. И у многих студентов из нашего потока вышло так, что ведущего работа абсолютно устраивала, а оппонента нет. У нас был случай, когда студент написал диплом на 40 страниц, и ведущий его одобрил, а через два месяца в день защиты, ни с того ни с сего, комиссия студенту работу не засчитала, поскольку 40 страниц им показалось мало. Был и другой случай, когда одной студентке ведущий и оппонент оценили работу на А, а какой-то левый председатель комиссии на F. Председатель придрался к части интервью, так как по его мнению, студентка нарушила GDPR, опубликовав ФИО респондентов.
Честно говоря, это какое-то безумное средневековье. Неужели так сложно выпустить один документ, в котором могли бы быть перечислены все требования к оформлению диплома? Чтобы у профессоров не возникало желания субъективно оценивать работы по принципу нравится/не нравится?
Из этого дурдома выходит и другая проблема - к сожалению бывает и такое, что ведущий и оппонент, вместо того, чтобы оценивать диплом студента, меряются интеллектом между собой. И если, например, оппонент не ладит с ведущим, он может поставить низкую оценку студенту просто для того чтобы свести счеты с ведущим.

Защита диплома
Итак, сам процесс защиты диплома происходит уже после того, как вы закрываете последнюю сессию, сдаете бумажную версию диплома в университет и pdf версию диплома в систему, и получаете отзывы от ведущего и оппонента. Когда все это готово, вам присылают дату и время, в которые вы должны явиться на защиту. Защита состоит из гос экзаменов + презентации дипломной работы. Гос экзамены публикуют на сайте за несколько месяцев до защиты. У нас туда входили 60 вопросов из разных предметов, которые мы по идее должны были пройти за 3 года обучения. Но, конечно, и здесь творился бардак: где-то с десяток вопросов мы видели впервые, так что ответы пришлось искать в интернете - походу вопросы нам бездумно скопировали с прошлого года.
Наш процесс защиты: Наша группа зашла в кабинет, мы показали удостоверения личности и оставили сумки у стены. Затем каждому по очереди подали белые конвертики с кучкой чисел, чтобы мы вслепую выбрали три вопроса из списка. Затем мы сели писать ответы на вопросы, на все 3 вопроса нам дали 15 минут. После того, как время закончилось, члены комиссии пригласили нас к себе за стол, где оценивали наши ответы. Затем один студент остался в кабинете, чтобы провести презентацию дипломной работы, а остальные ушли в соседний кабинет ждать своей очереди.
К сожалению, я заметила, что и на защите присутствует человеческий фактор - оценка вашего ответа полностью зависит от того, к кому вы попадете, какое настроение будет у члена комиссии и его отношение к вам. Увы, если он захочет вас завалить, он это легко сделает. Или же некоторые комиссии могут раздать группе хорошие оценки и отпустить студентов уже через час, а некоторые комиссии могут мурыжить каждого студента по 40 минут. Администрация это не проверяет, все зависит от вредности преподавателей.
Еще один неприятный факт - это то, что ни ведущий, ни оппонент, которые должны вам оставить отзыв о дипломной работе, вашу работу не читают. И, по факту, половина студентов получает совершенно рандомные оценки диплома. Так, например, студенты из нашего потока фоткали полученные отзывы своих дипломов по приколу, делились ими между собой и оценивали, кто получил самый бредовый отзыв. Так что наполнение отзывов может не отражать ваш диплом от слова совсем, бывает и так, что ведущий вам ставит за работу А, а оппонент E.
Я, вот, отнеслась к написанию диплома чрезвычайно серьезно, прочитала кучу книг, долго думала над структурой - и, честно говоря, немножко жалею об этом, поскольку как бы интересно вы ни написали диплом, вряд ли найдется учитель, который ваш диплом возьмет в руки и действительно прочтет.
Помимо этого, во время презентации диплома вас могут слушать, а могут нет. В моем случае, половина комиссии все 15 минут моего выступления листала какие-то документы, а другая половина комиссии печатала что-то в компьютерах. В конце защиты вы обязаны ответить на вопросы комиссии, если они имеются. В моем случае вопросов не было.
Оценка за целый процесс в ЧВУТ складывается средняя из следующих оценок:
-оценка работы ведущего (который работу не читал)
-оценка работы оппонента (который работу тоже не читал)
-три оценки по трем билетам
-оценка за презентацию (и снова на ваши слайды едва-ли кто смотрел)
Причем, я заметила, что на листке с оценками возле фамилии каждого студента был написан его средний балл за три года учебы. Как я поняла, чтобы упростить процедуру, тем, у кого средний балл высокий, поставили за ответы и защиту А и В, а тем, у кого средний балл ниже, поставили оценки ниже.
В конце процедуры комиссия подписывает оценки, а вы ставите подпись в знак того, что с оценками согласились.

Поблажки иностранцам
Говоря об учебе на иностранном языке, важно, пожалуй, добавить, что поблажек вам, как иностранцу никто и никогда делать не будет. Это ваш личный выбор поступать на иноязычную учебную программу. Если вы не успеваете прочитать, понять и осмыслить вопрос - это ваши проблемы.
Обычно говорят, что первый курс университета самый сложный именно потому, что многие профессиональные выражения вы не знаете, а на языковых курсах вас им не учат. И когда дело доходит до экзамена, и вы читаете задание "определите, на сколько процентов изменилось соотношение текущих активов в бух книге..." и банально не знаете, как перевести эти "текущие активы" на родной язык, начинаются проблемы.
Единственное, что пару раз работало - это попросить учителя позволить вам принести словарь русско-чешского языка. Увы, однако, мне от этого никогда не было толку - профессиональных слов и фраз в таком словаре все равно нет.

Ценность образования
При этом при всем, Чехия - это одна из стран, относящихся к титулам с какой-то больной трепетностью. Во всех анкетах вам предлагают указать ваш титул (магистр, доктор), к учителям вы тоже обращаетесь строго по титулам, как бы подчеркивая свое глубокое и искреннее уважение их интеллекту.
И меня этот факт сильно раздражает, поскольку ваши оценки едва-ли отражают вашу успеваемость, дурак может без особых усилий списать экзамен на А, а вас могут завалить. При этом, работая над проектами с некоторыми чехами, не знающими азов вашей же специальности, иногда искренне и глубоко удивляешься, как так вообще выходит, что вы делите один титул.
Титулы, кроме того, дают вам право зарабатывать на порядок больше денег. И если с титулом бакалавра вас могут не взять на позицию топ-менеджера, то с титулом магистра такого барьера не будет.
И это все странно и грустно, честно говоря, хотя бы потому что даже вступительные экзамены в магистратуру чехи сдавали все вместе, одна голова хорошо а тридцать - еще лучше. Кто и как определяет ценность и заслуженность титула - остается под вопросом.

Получение работы
Все чехи, как я уже сказала, знают, что три перечисленных вуза одни из самых сложных. Но это точно не значит, что только лишь из-за названия вуза вам дадут работу. (Может быть, однако, в СНГ чешский вуз произведет впечатление). В Чехии же при подаче на работу в чешскую компанию самым главным фактором является ваше знание местного языка и то, насколько он является беглым (например, сможете-ли вы объяснить коллеге-чеху, как переустановить компьютер). Поэтому даже если вы закончили топ вуз, если вы не говорите достаточно бегло на чешском, на работу вас не возьмут. Вторым не менее важным пунктом является опыт работы в офисе. В Чехии маломальский опыт работы достаточно просто получить.
Самая большая ошибка, которую совершают СНГ студенты в Чехии - это то, что они устраиваются на уборку, на склад, разносчиками или официантами. Такая работа может дать легкие деньги, но в итоге таким студентам совсем нечего написать в резюме. Со второго курса нужно начинать искать практики в фирмах или работу в офисе на короткую ставку. Почему, как я думаю, мне предложили работу до окончания вуза - из-за опыта работы в трех старт-апах, наличия большого числа побед в проектах, наличия примеров работ, того, что я умею, знания иностранных языков и большого опыта прохождения интервью.

Старательность
Как вы уже могли понять, старательность в чешском обществе как-то будто бы не особенно поощряется. В чешском обществе безопаснее быть "как все" и "не высовываться". Когда работаете над проектом с чехами, которым лень что-то писать, они, если узнают, что вы разбираетесь в предмете лучше них, либо скинут всю самую сложную часть работы на вас, либо удалят из проекта что-то, что им не по душе, чтобы ваша часть работы не выделялась слишком сильно.
При всем при этом, я бы снова повторилась, что я не думаю, что такое отношение было связано с моей культурной принадлежностью. Скорее всего, это принцип работы чешской системы.
В российской школе и университете такого бреда не случалось. Если я и получала пару раз заниженные оценки, то я точно знала, где в отношениях с преподавателем что-то нарушилось. Чешские же преподаватели и то, что ими управляет, для меня максимально непонятые вещи.
Помогает ли старательность при поиске работы? Даже не знаю. Как я сказала, чехам безопаснее быть с подобными себе. Ваше резюме проходит через руки реальных людей, которые спрашивают себя, хотели-ли бы они с вами работать? Если вы слишком умный, слишком старательный и знаете больше положенного, брать вас в команду может быть небезопасно, вы можете быть переквалифицированный для выбранной позиции, или вам на рабочем месте может быстро стать скучно. Чехи очень любят "золотую середину", имейте это в виду и готовьте свою стратегию на основе того, что вы за человек, и какую преследуете цель.

Резюме
Вот с такими амбивалентными чувствами я закончила один из самых престижных чешских университетов. Получила-ли я ценные знания? Определенно. Какова роль университета в этом факторе? Всего процентов 30%. Было-ли сложно? Было. Стоило-ли оно того? Учитывая то, что я еще до окончания универа нашла работу, пожалуй, стоило.
Но по шкале от нуля до десяти от учебы я устала на 9-10. Что касается моей подруги, которая перешла с ЧВУТ на ВШЕ, она устала еще больше и определенно пожалела о том, что перешла в Вышку, потому что ее уровень стресса подпрыгнул в сто раз, а время на себя и друзей сократилось. Как она говорит: "честно, на вше бесполезно учиться, зато тяжело. Им почему-то ради титула умереть надо обязательно. С какой ноги препод встал, так экзамен и сдашь." Что, в принципе, хорошо описывает чешское образование. Подруга, к сожалению, с Вышки отчислилась - нагрузка ей показалась чрезмерной, а целесообразность от учебы, по ее мнению, была мизерная.

Почему я ненавижу чешское образование:
-неадекватные экзамены
-двойные стандарты
-сложно внедриться в коллектив, которого нет
-отсутствие тимбилдинга
-дистанцированность от преподавателей

Почему я люблю чешское образование:
-большая конкурентоспособность на рынке труда
-подготовка студентов в тысячи раз лучше, чем в средних вузах России
-бесплатные стажировки и учеба за границей
-обучение иностранным языкам
-бесплатность образования
-превосходные общежития
-отсутствие дискриминации, коррупции, нетерпимости, пропаганды = очень спокойная учебная среда

Итак, вот мы и подошли к концу. Большое спасибо за прочтение!
В этой статье я неприкрыто и честно описала мои и позитивные, и негативные чувства после окончания чешского вуза. Нужно понимать, что вы определенно можете повлиять на описываемые факторы: вероятно, если вы выберете обучение на английском языке с международными студентами, внедриться в коллектив будет проще, но возможности стажировок будут сильно ограниченнее, и заплатите вы гораздо больше денег, если же вы выберете вуз полегче, ваш уровень стресса будет гораздо ниже, но ниже будет и ваша конкурентоспособность на рынке труда, и общежития будут старее, и жить вы будете дальше от центра.
Простыми словами, ваша конкурентоспособность на рынке труда заключается в том, как много вы учились, как хорошо научились выполнять правила, справляться со стрессом, с тяжелыми задачами, дедлайнами. Именно такого стрессоустойчивого менеджера хотят иметь в команде знаменитые компании. Ребята из вузов послабее попадают в безымянные компании, с не такими впечатляющими зарплатой и бонусами.
В любом случае, этот сложный выбор за вами, какой бы он ни был, желаю вам удачи и терпения на таком непростом пути. Европейское образование сложно получить, но, благодаря здешнему титулу, вы получаете свободный выход на рынок труда Европы и уважение местного населения. После университета вас слышат и слушают, и понимают, что вы не просто приехали, но и прошли университетсткую "армию" и интегрировались в общество. :)
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #2

Сообщение tess-avd » 20 июн 2021, 14:21

Здравствуйте, спасибо за интересную статью!

К пункту о сплочению коллектива я бы хотела добавить, что это зависит от университета или даже кафедры. Я училась в Масариковом университете в Брне, на факультете социальных наук, и на нашей кафедре каждый семестр устраивали вечеринки, пикники и тп., на которых студенты могли познакомиться между собой и пообщаться с учителями в неформальной обстановке, что очень помогало социализации. Насколько я знаю, подобные вечеринки устраивали и другие кафедры на факультете, хотя, может быть это скорее исключение из правил.
tess-avd
новичок
 
Сообщения: 16
Регистрация: 19.06.2021
Город: Прага
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Возраст: 28
Страны: 18
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #3

Сообщение karenru » 20 июн 2021, 15:31

Добрый день,
Спасибо большое за уточнение! В Брно я подавалась в университет Менделя, на дне открытых дверей мне там тоже очень понравилось, как вы и говорите, было как будто бы больше межличностного общения. В ЧВУТе такого внимания этому аспекту, увы, не уделяется. Возможно, конечно, это зависит от факультета. Но за все три года у нас не было ни одного подобного мероприятия
КТ
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #4

Сообщение Punto Fiji » 21 июн 2021, 11:19

Автор, а в каком вузе вы учились в России, если у вас и взятки вымогали ,и были "уроки по 45 минут" ? Что за вузовская система с "уроками, учительскими, классами и классными журналами" :) ?
Punto Fiji
активный участник
 
Сообщения: 622
Регистрация: 03.10.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 64 раз.
Поблагодарили: 56 раз.
Возраст: 33

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #5

Сообщение karenru » 21 июн 2021, 11:49

Добрый день,
Вы будете удивлены, но это государственный университет в городе миллионнике. Что касается классных журналов, это был 2016 год, наверное ещё электронных систем не было:) у нас было все в бумажном виде, я даже зачетки нашей группе заполняла от руки
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #6

Сообщение Ledan » 26 июн 2021, 08:42

Большое спасибо за подробную информацию! Дочь мечтает поступить в Праге. Я правильно понимаю, что егэ Вы сдавали хим, био, английский? А почему выбрали эконом направление потом?
Ledan
участник
 
Сообщения: 70
Регистрация: 08.05.2015
Город: Казань
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #7

Сообщение karenru » 26 июн 2021, 13:09

Добрый день,
Увы, совсем неправильно. Как я написала, российское образование в Чехии не признаётся. Соответственно, российское ЕГЭ в Чехии никому не нужно. Химия, биология и английский - это нострификационные экзамены, которые человек сдаёт уже по приезде в Чехию. Эти предметы мне дали, поскольку у меня была экономическая специализация в гимназии. Чехам показалось, что по химии и биологии мне не хватает часов (химию я на тот момент лет 5 как не учила), поэтому мне пришлось с нуля учить химию и биологию на чешском, чтобы подтвердить среднее образование.
(Поэтому, скорее всего, ваша дочка будет сдавать нострификацию по тому предмету, которого у неё в российском учебном плане было меньше всего)
Экономическое направление у меня было всегда: в гимназии, в российском университете и в чешском университете.
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #8

Сообщение Ledan » 26 июн 2021, 15:51

Меньше всего часов в школьной программе по татарскому языку)). Или выбирается из основных предметов? Чешский изучали самостоятельно или всё таки были годовые языковые курсы при унивеститете? Количество часов в школьной программе важны по всем предметам? Я преполагала, что после 11 класса необходимы годовые курсы при университете в обязательном порядке. Потом экзамены в университет. Думала, что нострификация-это формальная процедура. Каков алгоритм поступления после 11 класса? Дочь закончила 8 класс. Хочет начать учить чешский с начала учебного года. Но в 9 классе нагрузка серьёзная - огэ. Вы уже живёте в Чехии несколько лет, на Ваш взгляд насколько специалисту не чеху(психолог, диетолог, аллерголог) будут доверять чехи? У дочери явный уклон в биологию, сейчас химию подтягивает.
Ledan
участник
 
Сообщения: 70
Регистрация: 08.05.2015
Город: Казань
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #9

Сообщение karenru » 26 июн 2021, 19:20

Татарский вам безусловно не дадут, смотрите два следующих предмета с наименьшим количеством часов.
Чешский я изучала на курсах в Чехии, они не обязательно должны быть при университете. Брать курсы вообще не обязательно, можете изучать язык самостоятельно, главное условие - получить сертификат В2. А как - значения не имеет.
Если дочь собирается работать в Чехии в одной из перечисленных областей, лучше ей сфокусироваться на предоставлении услуг иностранцам, особенно если у неё будет разговорный английский и другие европейские языки.
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #10

Сообщение Ledan » 26 июн 2021, 21:41

Ясно. Пакет документов собирали и подавали документы в вуз самостоятельно или с помощью спец компаний?
Ledan
участник
 
Сообщения: 70
Регистрация: 08.05.2015
Город: Казань
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #11

Сообщение karenru » 26 июн 2021, 22:23

Никакие специальные агенства вам не нужны. Весь пакет документов для подачи на студенческую / курсовую визу перечислен на сайте министерства внутренних дел Чехии. То же самое касается и пакета документов для вуза - всё написано на сайте вуза, в который вы собираете подаваться.
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #12

Сообщение Ledan » 26 июн 2021, 22:59

Понятно. Насколько сложно (просто) найти работу плсле окончания чешского вуза (хороший вуз на чешском языке)? Ваши сокурсники - иностранцы трудоустроились в Чехии?
Ledan
участник
 
Сообщения: 70
Регистрация: 08.05.2015
Город: Казань
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 50
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #13

Сообщение karenru » 26 июн 2021, 23:28

Почитайте статью ещё раз, там все написано
A ship in port is safe, but that's not what ships are built for
karenru
новичок
 
Сообщения: 40
Регистрация: 07.06.2018
Город: Прага
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 14 раз.
Возраст: 25
Страны: 21
Отчеты: 8
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #14

Сообщение Тайчонок » 02 дек 2021, 18:49

Добрый день,
Насколько важное и для поступления на бакалавриат имеют рекомендация и мотивационное письмо? Если чехи любят средних людей, которые не высовываются, то как лучше описать свои достижения и устремления? Особенно если школу закончил в РФ 10 лет назад, и вот только сейчас понадобились теоретические знания. Опыт работы есть, как и представления где применить знания. Я пока на этом планирую сосредоточиться в письме.
Тайчонок
участник
 
Сообщения: 134
Регистрация: 14.07.2015
Город: Ханко
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 8 раз.
Возраст: 31
Страны: 19
Пол: Женский

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #15

Сообщение Daffo » 23 янв 2022, 17:03

Здравствуйте. Если кто-то знает, подскажите, если человек поступает на учебу в чешский вуз на чешском языке, это возможно без предварительного посещения курсов языка?
То есть теоретически можно подтянуть имеющийся уровень языка и перед поступлением просто сдать экзамен?
Или проще все же курсы пройти? В конце там предполагается экзамен, с результатами которого можно поступать?
Daffo
участник
 
Сообщения: 56
Регистрация: 07.05.2019
Город: Краснодар
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 36

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #16

Сообщение kaaa » 24 янв 2022, 00:20

Daffo писал(а) 23 янв 2022, 17:03:Или проще все же курсы пройти?

Проще ли - нет, не проще. Это деньги и время. Но многие вузы требуют от не-чехов и не-словаков подтверждение владения языком.
kaaa
почетный путешественник
 
Сообщения: 4295
Регистрация: 09.12.2009
Город: Прага
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 783 раз.
Возраст: 44
Страны: 86

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #17

Сообщение antonP » 08 фев 2022, 11:50

Очень интересный материал, спасибо! То есть, если ехать в Чехию, то все документы на поступление можно сделать самому? А если это едет ребенок, то как тогда проще учить язык и вообще организовать момент с нострификацией, я читал, что там нужна прописка
antonP
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 08.02.2022
Город: Краснодар
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 46
Пол: Мужской

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #18

Сообщение Tanya1199 » 15 ноя 2022, 16:53

Здравствуйте!
Кто-нибудь в этом году смог поступить в чешский вуз? Стало ли сложнее, с чем пришлось столкнуться. И как дела с учебными визами?
Было бы интересно чтобы кто-нибудь поделился своим опытом.
Tanya1199
новичок
 
Сообщения: 5
Регистрация: 10.03.2022
Город: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 44

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #19

Сообщение kaaa » 15 ноя 2022, 16:54

Tanya1199 писал(а) 15 ноя 2022, 16:53:И как дела с учебными визами?

Какие учебные визы, о чём вы?
kaaa
почетный путешественник
 
Сообщения: 4295
Регистрация: 09.12.2009
Город: Прага
Благодарил (а): 14 раз.
Поблагодарили: 783 раз.
Возраст: 44
Страны: 86

Re: Почему я люблю и ненавижу чешское образование

Сообщение: #20

Сообщение Tanya1199 » 15 ноя 2022, 17:03

Надежда умирает последней) Я понимаю в связи с последними событиями это кажется нереально, но вдруг все же возможно
Tanya1199
новичок
 
Сообщения: 5
Регистрация: 10.03.2022
Город: Москва
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 44

След.



Список форумовЭмиграция из России. Жизнь за границейУчеба за границей



Включить мобильный стиль