Идея еще раз (для меня – третий) поехать в Норвегию родилась спонтанно в связи с отменой запланированного путешествия в другое место за месяц до отпуска. В прошлом году мы ездили с велосипедами в Северную Норвегию, поэтому в этот раз было решено отправиться в регион фьордов и взять с собой байдарку, чтобы неторопливо насладиться фьордами от самой воды.
В подготовке очень помог форум Винского, особенно отчеты resm, Mike111, rudankort, konatava, за что им огромное спасибо!
Однако на байдарочную тематику на английском и русском в интернете нашлось не так уж много:)
Формат путешествия:
Паром Санкт-Петербург --- Стокгольм, далее на машине с однодневными треккинговыми маршрутами (Besseggen из Memurubu, Galdhopiggen из Spiterstulen, Preikestolen), 2-х и 4-хдневными водными маршрутами (на байдарке по Geirangerfjord; Naeroyfjord -- Aurlandsfjord -- Sognefjord), экскурсия на ледник Nigardsbreen.
Снаряжение для треккинга (Besseggen, Galdhopiggen):
треккинговые ботинки (+пропитка для них), непродуваемые-непромокаемые (лучше мембранные) штаны и куртка, термобелье, термоноски, перчатки (непромокаемые, например, gore-tex, у нас были неопреновые для гребли, в них очень удобно хвататься за камни), шапка/повязка на уши, куртка из polartec, треккинговые палки.
Для байдарки:
якорь (очень удобно во время кратковременной высадки на берег, т.к. уровень воды во фьорде меняется с приливом-отливом, к тому же байдарка не царапается о камни, когда идет волна от проходящих мимо судов).
Проживание:
палатка (в т.ч. в кемпинге).
Питание:
самостоятельное (мультитопливная горелка; часть продуктов из России (крупы, орехи, сухофрукты и пр., чай...), мясные и рыбные консервы из Швеции (особенно рекомендую бразильскую тушенку (напр., kalops) и филе скумбрии в томате ICA), продукты из местных супермаркетов (хлеб, молочные, фрукты, овощи; картофель, который, кстати, запрещено перевозить через границу Норвегии).
Расходы:
вся информация о стоимости из расчета на одну машину и двоих взрослых.
Погода:
все дни, кроме одного, периодически шел дождь (иногда даже более суток подряд).
Итак:
14/07 (чт)
Отплытие на пароме Санкт-Петербург --- Стокгольм (Princess Anastasia).
15/07 (пт)
Прибытие в Стокгольм, немного прогулялись по вечернему центру города, а на парковке в порту около супермаркета ICA в полночь видели скачущего по асфальту зайца!
Ночевка: бесплатная ночевка на пароме после прибытия (нужно было только заранее выбрать эту опцию при онлайн-бронировании - хотя с тех пор расписание парома изменилось, может, он и не ночует больше в Стокгольме).
Расходы: 2*21 евро (стоимость 1 койкоместа в М/Ж каюте) + 35 евро за провоз а/м
16/07 (сб)
По E18 до Karlstad, далее по 61 дороге до норвежской границы, затем по живописной дороге вдоль озера Mjosa мимо Lillehammer. Кстати, после июньского наводнения дорога практически восстановлена, местами ограничения скорости 30-50 км/ч.
В Otta сворачиваем на 15 дорогу и далее на 51 в сторону Gjendesheim, откуда на завтра запланирован треккинг на Besseggen.
Ночевка: на 51 дороге на большинстве расширений дороги и отвороток стоят таблички "No camping", но есть и достаточно съездов, где можно спокойно встать с машиной и палаткой неподалеку, чем мы и воспользовались этим спокойным поздним вечером (в кемпинг уже не успевали).
Проехали 776 км.
Треккинг Memurubu - Gjendesheim
17/07 (вс)
Еще 20 км до Gjendesheim. С погодой сегодня не повезло.
Когда мы сошли с катера в Memurubu, было пасмурно, начинал накрапывать дождь.
Потом мы долго поднимались в дождевом облаке... Видимости никакой, все вокруг мокрое.
Типичный участок тропы на Besseggen.
Тем не менее, когда мы добрались до самого Besseggen, как по волшебству ненадолго прояснилось, и мы смогли отчетливо увидеть горный хребет между двух озер.
А вот и сам Besseggen! Слева - озеро Gjende, справа - озеро Bessvatnet, перепад высот между которыми около 400 метров. Зеленоватый цвет воды в озере Gjende обусловлен наличием частичек глины, попадающими туда с ледниковыми водами.
От высокой влажности мой фотоаппарат вскоре отказался работать... Снова пошел дождь и нас накрыло облаком. Опять видимость минимальная. Убрали треккинговые палки и начали карабкаться наверх с опорой на все четыре конечности:) В такие моменты начинаешь особенно ценить сцепление подошвы и перчаток с мокрыми камнями. Вниз не оглядываемся, т.к. все равно ничего не видно. Наверху очень холодно, сумасшедший ветер, идем в облаке. Тропа проложена через Veslfjellet, проходим мимо вершин 1743 и 1722 м, а затем начинается долгий и местами скользкий спуск вниз.
Кстати, из-за большого потока туристов тропа разрушается, поэтому для ее укрепления в 2005 году вертолетом были доставлены каменные плиты.
Прошли 15, 8 км за 6 часов 20 минут, высота 980 м (старт) - 1574 м - 980 м (финиш).
После первого треккинга захотелось отдохнуть перед Galdhоpiggen, поэтому решили поехать в Jostedal на экскурсию по леднику.
Под дождем возвращаемся в машину и под дождем же по 55 дороге едем в Jostedal. По дороге сушим в машине немного подмокший паспорт (берегите финскую визу - говорят, она расплывается, если паспорт пострадает под дождем) и вещи.
Проехали еще 216 км.
Ночевка: Jostedal Camping (160 NOK + душ по 10 NOK), free wi-fi, очень приятная дама на reception, крошечная кухня, из-за сильного дождя площадка под палатки была очень влажной, местами они (видимо, поставленные еще в предыдущий день) оказывались в воде.
*Расписание катеров Gjendesheim -- Memurubu.
http://www.gjende.no/rutetider
Расходы:
платная парковка в Gjendesheim 100 NOK, катер 2*120 NOK, кемпинг Jostedal Camping (160 NOK + душ по 10 NOK).
Экскурсия по леднику Nigardsbreen
18/07 (пн)
Заезжаем в Bergset (4,5 км), оттуда идет несложная тропа (подходит для семей с детьми; полностью 1 час в каждую сторону, но отличный вид на ледник Bergsetbreen открывается уже через 20-30 минут, а вообще-то его видно прямо с парковки).
Bergsetbreen - один из впечатляющих языков ледника Jostedalsbreen, спускающийся в долину наиболее круто. Высота его составляет около 1400 метров.
Далее едем к голубому леднику Nigardsbreen (11 км). Его голубой цвет обусловлен особенностями формы и строения ледяных кристаллов, благодаря которым отражается только голубая часть спектра. От парковки к месту начала экскурсии идет платный катер и альтернативная бесплатная тропа вдоль озера (30-40 мин. в бодром темпе, ~2, 3 км). Мы выбрали базовую экскурсию по леднику Blue Ice Family Trip (1 час) за 250 NOK, более длинные экскурсии (от 2 часов) стоят от 500 NOK (в них поездка на катере включена). Наша экскурсия должна была отправиться в 14.00 (а последняя по расписанию в 15.00), народу было много, желающие все подходили и подходили. На этой экскурсии на ноги надевают не настоящие кошки, а шипы на стропе, веревку обвязывают вокруг пояса. Инструктор продолжал привязывать в группу все новых и новых людей. В итоге группа составила 60 (!!!) человек, и была довольно неповоротливой, вышли с опозданием, но потоптались по леднику обещанный час:) Тем не менее группу на 15.00 тоже собрали, и там было всего 15 человек.
Так начинается бесплатная тропа к леднику Nigardsbreen
Самое начало нашей "enormous group"
Далее наш путь проходит по национальному туристическому маршруту Gaupne-Lom (http://www.nasjonaleturistveger.no/en/sognefjellet#), с которого открываются фантастические виды на Sognefjellet - самый высокий (1434 м) перевал в Северной Европе. Едем в Spiterstulen (145 км), чтобы на следующий день подняться на Galdhopiggen - самую высокую гору Норвегии. Решили идти оттуда, а не из Juvashytta, где тропа идет через ледник (а мы перед поездкой не смогли найти обвязки...).
Расходы: платная дорога к Nigardsbreen 30 NOK
Экскурсия по леднику Blue Ice Family Trip (1 час) 2*250 NOK
Платная дорога на Spiterstulen 50 NOK
Ночевка: Кемпинг Spiterstulen 100 NOK (включая душ в летнем корпусе)
Проехали 161 км.
Sognefjellet
Треккинг на Galdhоpiggen
19/07 (вт)
Spiterstulen находится в живописной долине на высоте 1100 м, окруженной 17-тью горными вершинами выше 2300 м. Кемпинг расположен по берегам реки: с одной стороны парковка и домики, с другой - места под палатки, летняя кухня и туалет с душем.
Овцы в долине Visdalen.
Согласно прогнозу погоды на reception, каждый день ожидалось +10 с осадками. С утра шел традиционный норвежский дождь. До последнего момента мы надеялись хотя бы на некоторое улучшение погоды, но в 12.00 все-таки вышли. После нас бежал только один спортсмен, зато навстречу постоянно шли спускающиеся туристы. На всем протяжении тропа имеет маркировку (красная буква "Т"). Вначале она круто поднимается в гору, и довольно долго внизу виден кемпинг. Местами путь идет между двух ледников (Styggebreen и Svellnosbreen), вид на которые открывается, когда облака рассеиваются. На высоте 2300 м среди голых камней мы увидели мышь!
В непосредственной близости от вершины тропа проходила по маленькому участку ледника (около 100 метров), где нас накрыли облака и метель.
Треккинговые палки были очень кстати (для страховки, в сложенном виде). Снег там был весьма колючий:) На самой вершине зависло облако. Часть дороги обратно можно было проделать, съезжая на на ногах по леднику. Самым юным из встреченных на этом маршруте туристов был бодрый 9-летний норвежец.
Длина тропы 6,8 км, набор высоты с 1100 м до 2469 м.
Подъем занял 5 часов 20 минут с остановками на перекусы и фотосъемку, спуск - 3 часа 40 минут.
А это группа из Juvashytta идет по леднику.
Расходы:
Кемпинг Spiterstulen 100 NOK
20/07 (ср)
По обыкновению шел дождь. Мы поехали в направлении Andalsnes, чтобы посмотреть на Стену троллей (Trollvegen), вершины которой скрывались в облаках.
По дороге проезжаем водопад Slettafoss.
Далее наш путь лежал по серпантину Trollstigen, где на вершине мы снова въехали в облако.
С недавно обновленной смотровой площадки открывается панорама дороги Trollstigen.
Заночевали на перевале в облаке, оставив машину на парковке.
Проехали 244 км.
На байдарке по Geirangerfjord
21/07 (чт)
Сегодня наша цель - Geiranger, где мы планируем собрать байдарку и на 2 дня отправиться в Geirangerfjord. Едем через Valdall - район, где продается вкуснейшая клубника, по "Дороге Орлов". Вокруг смотровой площадки все плотно запарковано с двух сторон. Кому-то места не хватает и достается «автомойка». С высоты птичьего полета смотрим на фьорд, видим крошечные каяки и круизные лайнеры.
Далее по серпантину спускаемся в Geiranger. Единственная парковка в Geiranger, где можно оставить машину на несколько дней, находится в основании фьорда у супермаркета, кафе и сувенирных магазинов, и найти там место очень непросто. Т.к. встать негде, вы едете по кругу в надежде, что кто-нибудь вернется из магазина и уедет, но желающих много и может не повезти:) Рядом расположен кемпинг (Geiranger Camping), откуда стартуют каякеры, но т.к. мы собирались ночевать во фьорде, этот вариант нас не устраивал.
Выяснили, что если проехать от супермаркета в Geiranger дальше не по 63-й дороге, а вдоль фьорда в направлении Gjorvavika, можно оставить машину рядом с караванами на расширениях между фьордом и дорогой (примерно N62 06 01.4 E7 11 37.4). Там гораздо удобнее собирать и спускать на воду байдарку. Кстати, эти места видно от площадки у супермаркета и кафе.
Проехали 70 км от места предыдущей ночевки.
И вот, наконец, свершилось - мы на воде! Зеленая морская вода, почти вертикальные берега, на литорали покрытые фукусами и мидиями...
Мы проходим совсем рядом с водопадом "Семь сестер".
Пока идешь на байдарке по фьорду, устаешь постоянно запрокидывать голову:) Но именно от самой воды открываются наиболее величественные виды. А круизные лайнеры, кстати, выглядят гораздо страшнее, чем с берега. Особенно, когда наши курсы пересекаются. Волна от них небольшая - даже приятно покачаться. В спокойную погоду так и вообще как рябь по зеркалу.
Поскольку мы вышли во второй половине дня, до кемпинга было уже не добраться, а пологих мест по пути не встречалось.
Встали около устья реки, довольно высоко, с трудом найдя неровную площадку под палатку. Но все-таки место приятное: вид на водопад на противоположном берегу, шум реки... У нас даже вкуснейшая клубника из Valdall была припасена на ужин:) Освежились во фьорде, забрались обратно к своей палатке, я стала вешать свой купальник и неудачно упала на камни. Абсолютных признаков перелома я не нашла, но относительные были... На всякий случай иммобилизировала ногу при помощи пенки и бинтов. Правда, по поводу другой ноги тоже были сомнения. Ну, максимум - перелом справа и гемартроз слева, подумала я:) К счастью, рядом была река и проблем с набиранием в ней холодной воды в бутылки для охлаждения не было. А утром еще надо было спуститься вниз к байдарке - при помощи рук и веревки, натянутой между деревьями, удалось и это, т.к. все еще были сомнения по поводу возможного перелома и лучше было не давать лишней нагрузки на ногу.
Пройдено 10,5 км, средняя скорость 5 км/ч с учетом фотографирования и восхищения окружающими пейзажами.
Ночевка: Geirangerfjord (не самое удачное, но возможное кривое место для одной палатки - N62 05 42.2 E7 01 46.1)
Расходы: паром Linge-Eidsdal 86 NOK
Расписание: на сайте http://www.fjord1.no выбрать регион More og Romsdal в расписании паромов.
22/07 (пт)
Вернулись в Geiranger (10,5 км). Кое-как с треккинговой палкой добрались до Tourist info, где нам подсказали ближайшую клинику с рентгеном - в Otta, порядка 200 км. Хорошо, что это случилось не в выходной день:) Когда мы поднимались по дороге мимо столь желанной ранее площадки Flydalsjuvet, был густой туман, да и с такой ногой все равно не полезешь делать знаменитый кадр "с форума Винского". Эх.
Клиника в Otta произвела очень приятное впечатление. К счастью, все говорят по-английски, а я боялась, что придется общаться на норвежском, и при помощи разговорника уже составила краткое описание своей проблемы и анамнез. Правда, вряд ли мне бы удалось понять встречные вопросы по-норвежски... Сначала мою ногу осмотрели и констатировали, что консультация врача все-таки нужна. Хирург оказался очень приятным, побеседовали мы частично на английском, частично на латыни (я от волнения забыла, как некоторые кости будут in english...). Ура, перелома нет! Как же это здорово - ходить на своих собственных несломанных ногах! Узнав, что я приехала в Норвегию с целью треккинга и путешествий по фьордам на байдарке, последнее он разрешил, а вот запланированный подъем на Trolltunga пришлось отменить. Видимо, в другой раз...
Двинулись в направлении Gudvangen, откуда начинается наш следующий байдарочный маршрут.
Ночевать остановились под монотонным дождем в мрачном Hallimo camping.
Перелома нет! Можно продолжать путешествие! Счастье!
Расходы:
осмотр врача 120 NOK,
Hallimo camping 150 NOK +2*10 NOK душ
На байдарке по Naeroyfjord, Aurlandsfjord, Sognefjord
23/07 (сб)
До Flam поехали по Снежной дороге (Aurlandsvegen, длина 48 км, максимальная высота 1306 м, в 6 км от Aurland расположена смотровая площадка Stegastein). Иногда попадаются неожиданные участники движения и передвигаться приходится с их скоростью.
Немного погуляли во Flam. К вечеру добрались в Gudvangen Camping - живописное местечко в долине Naeroyvalley, расположен рядом с дорогой .
Расходы:
Gudvangen Camping 120 NOK + 2*10 NOK душ
24/07 (вс)
С утра оставили машину за заправкой Shell (между заправкой и фьордом). Рядом есть отличная травяная площадка для сбора байдарки.
Слева пункт проката каяков (http://www.nordicventures.com/seakayaki ... _kayak.htm).
Вот она.
<---Там еще справа недалеко от тоннеля (если стоять лицом ко фьорду, спиной к заправке) место есть.
Naeroyfjord потрясающе красив с воды. И надвигающаяся гроза только придает ему красок… Чтобы переждать непогоду, мы поставили байдарку на якорь, и стали готовить обед на горелке, разместив ее под прикрытием огромного валуна, по периметру которого так удобно было собирать свешивавшуюся землянику. В принципе, по правому берегу Naeroyfjord на пути от Gudvangen есть довольно много мест, где можно ненадолго остановиться - эта земля, по большей части, относится к пастбищам.
Гроза миновала, и мы продолжили путь в сторону горы Beitelen.
Заночевали на скале в Naeroyfjord, после отхождения Aurlandsfjord (N61 02 59.6 E7 02 12.7).
Прошли 25,3 км.
25/07 (пн)
Сутки идет дождь. Видимость минимальная, смысла выходить нет. Поскольку палатка, как обычно, стоит повыше, там, где деревья, то вчера байдарку, весла и тяжелые вещи (в т.ч. якорь, ремнабор, пакет с консервами) оставили под байдаркой на скалах пониже (но все же довольно высоко от воды на случай волн и прилива).
Днем вышли прогуляться перед обедом и увидели, в паре метров от берега что-то похожее на большую медузу. Только почему-то она колыхалась на одном месте, а медузы так себя не ведут... Закралось смутное подозрение... А может быть, это что-то наше? Пакет с консервами на 4 дня, например. Осторожное погружение под воду подтвердило эту догадку:) А потом мы увидели, какую огромную волну создает каждый поворачивающий здесь и проходящий очень близко к берегу круизный лайнер...
Еще одна ночь на скале в Naeroyfjord
26/07 (вт)
С утра немного распогодилось, но дождь не прекращался. Вышли в сторону широкой части самого Sognefjord. GPS сообщает, что под нами больше 900 метров, а рядом горы такой же высоты. И тут мы увидели дельфинов. Острые плавники показывались из воды друг за другом.
Кстати, после вчерашнего дождя на поверхности воды плавает много сучьев и даже бревен - не забываем уворачиваться от них. Запасы пресной воды можно пополнять из многочисленных каскадов, зачастую не вылезая из байдарки. Еще сегодня услышали "уханье" тюленей, которые то и дело появляются над водой.
К вечеру возвращаемся в Naeroyfjord и ставим палатку на очаровательной скале напротив горы Beitelen и наслаждаемся видом на Aurlandsfjord и Naeroyfjord (N61 00 54.5 E7 03 20.9)
Прошли 38,4 км.
27/07 (ср)
Единственный абсолютно солнечный день. Сходили по Aurlandsfjord до деревни Undredal, снова видели тюленей и дельфинов.
К вечеру возвращаемся в Naeroyfjord и встаем на популярном у каякеров пляже Salthella (N60 56 56.4 E6 56 02.6).
Как ни странно, этой ночью он абсолютно свободен. Salthella представляет собой довольно широкий травянистый пляж, где спокойно можно разместить довольно много палаток. Есть даже туалет, но тропинка к нему идет по траве и кустарнику с изобилием клещей. Будьте внимательны, пользуйтесь средствами от клещей, проводите само- и взаимоосмотры.
Прошли 17,7 км.
28/07 (чт)
Возвращение в Gudvangen - 9,9 км. Разбираем байдарку, перед дорогой домой насухо вытираем ее полотенцами и выдвигаемся в сторону Preikestolen.
К слову, о прокате каяков:
Например, во Flam и Askvoll можно взять 1- или 2-местный каяк за 600 и 990 NOK за день (с 9 до 19), соответственно, http://www.njord.as/courses/rentals. Также можно отправиться в путешествие на морском каяке в группе с гидом, 3 часа стоит 390 NOK с человека, 8 часов - 1190 NOK.
В Gudvangen также есть прокат каяков: http://www.nordicventures.com/seakayaki ... _kayak.htm
В Geiranger можно взять 1- или 2-местный каяк на 1-2 часа за 300 и 690 NOK, соответственно, а на день (10 часов) - за 800 и 1400 NOK, соответственно.
http://www.coastalodyssey.com/index.php ... &Itemid=35
Следует иметь в виду, что одиночкам, не имеющим достаточной квалификации (подтвержденной документально) каяк не выдадут. В таком случае можно отправиться в путешествие на морском каяке в группе с гидом.
Дезинфекция каяка/байдарки
Привозя свой каяк/байдарку, Вы должны помнить об опасности распространения паразита лосося Gyrodactylus salaris. Почитать о нем можно здесь http://www.padling.no/files/%7B1F75789A ... 94D%7D.pdf
Передача паразита через необработанное снаряжение возможна только при эксплуатации его в пресной воде.
Перед поездкой я связалась с г-ном Sven Nordby Anderssen, генеральным секретарем Norges Padleforbund, на предмет отсутствия ограничений использования байдарки во фьордах, и он подтвердил, что "Disinfection is not necessary when you paddle in salt water."
Треккинг на Preikestolen
28/07 (чт)
После разбора байдарки собираемся в сторону Preikestolen. Недалеко от Voss проезжаем ступенчатый водопад Tvindefossen (152 м) - "водопад молодости" и движемся далее. Ночевка в густо населенном Solvik camping, что обусловлено тем, что это самый недорогой вариант размещения вблизи Preikestolen.
Расходы:
паром Bruravik-Brimnes 113 NOK
паром Nesvik-Hjelmeland 86 NOK
Solvik camping 170 NOK + 2*10 NOK душ
Расписание:
паром Bruravik-Brimnes http://www.fjord1.no/en/default.asp?page=2228
паром Nesvik-Hjelmeland http://www.tide.no/Default.aspx?pageid=1182 (см. http://www.tide.no - Bat - Ferje - Ferjeruter Rogaland)
Проехали 292 км.
29/07 (пт)
Т.к. в кемпинг мы приехали уже после закрытия reception, расплачиваться нужно было утром и мы не могли выехать очень рано. Тропа на Preikestolen относительно несложная, многие поднимаются с детьми. Самых маленьких (~1,5-2 лет) несут в специальных рюкзаках. Местами проложена гать, бывают ограждения. Ближе к полудню возникают "пробки" в узких местах, где сложно разойтись встречным потокам.
Подъем начали в 9.15. В это время уже довольно много народу, но толпы еще не наблюдается, идется спокойно. Мы поднимались и спускались бодро, в каждую сторону по 1 час 15 минут. На самой "Кафедре проповедника" и кверху от нее провели около 1,5 часов. Было облачно, но временами все-таки прояснялось:) Кстати, над кафедрой достаточно места для палаток, но нет источников воды. (Изначально запланированную ночевку там пришлось отменить из-за отставания по графику).
Дальше наш путь лежал в сторону дома - оставалось около 900 км, и тут начались неполадки с машиной, но это уже совершенно другая история.
Расходы:
Платная парковка у Preikestolen 80 NOK
Паром Lauvik-Oanes 86 NOK
Платные дороги по пути в Осло (~30-60 NOK за участок)
Расписание:
паром Lauvik-Oanes http://www.tide.no/Default.aspx?pageid=1182 (см. http://www.tide.no - Bat - Ferje - Ferjeruter Rogaland)
Ночевка в машине в одном из мест для отдыха на трассе около 3-х часов ночи, проехали 565 км с заездом в Sandnes.
30/07 (сб)
Дальнейшее движение по Е18.
Посадка на паром Princess Anastasia (2*21 евро за койкоместо в М/Ж каюте, 35 евро за провоз а/м).
31/07 (вс)
Прогулка по Таллину
01/08 (пн)
Прибытие в Петербург