- Загружается GPS трек...
- track_566993
«Берись и делай» - думалось про себя и с удовольствием, под шум водопада Лоттенфос, что близ городка Одда.
А начиналось путешествие лишь вчера, меньше суток назад, где-то среди пробок и предложений купить цветы на Киевском вокзале.
Идея поездки пришла спонтанно, до неё мы даже не знали о существовании названий Берген или Одда. Из отчётов был прочитан один единственный отчёт Винский в Норвегии. Язык Тролля и Кьераг горошина.
Итак, вылет Москва-Вильнюс в 9 вечера в рабочую субботу 9 июня, ночёвка в Вильнюсе в отеле Adelita прямо через дорогу от аэропорта. При этом удивило полное отсутствие людей в аэропорту и его весьма скромные размеры. Стоимость порядка 2000 рублей за дабл. При этом мы сразу решили, что в центр Вильнюса мы в этот раз не поедем, а лучше выспимся как следует, ведь завтра предстоит непростой день.
Раннее утро. Подъём в 4.30 и вылет в 6.00 на землю троллей, в славный город Берген.
В аэропорту Вильнюса густой туман, а на лётном поле толпа интуитивно тянется к ближайшему самолёту. Вот это удача – это именно наш самолёт!
2 часа полёта и в иллюминаторе показываются величественные горы и что-то похожее на фьорды.
Ура!
Аэропорт Бергена немногим отличается габаритами от вильнюсовского. На часах 8.35 утра. Сразу же идём к стойке Hertz. Всё закрыто. Вообще никого. Идём на паркинг на улице через дорогу- тоже никого. Возвращаемся в аэропорт, оказалось, сотрудник из Hertz просто опоздал. Благополучно оформляем все документы, замораживают 2900 NOK (около 15 тыс.рублей) за 2 дня аренды – это самый экономный вариант, но со всеми возможными страховками и сдачей в другом локейшене. Это было наше первое знакомство с норвежскими ценами и режимом работы различных заведений. Завершив процедуру, берём две бумажные карты и идём загружать гугловские на Ipad, благо wi-fi есть и он бесплатный.
Заранее дома маршрут был набросан лишь в голове и никак иначе. Закачиваем карту и благополучно идём на парковку. Небольшая тонкость - в машине механическая коробка передач, на которой мы лет 5 уже не ездили. Что ж поделать – начинаем практиковаться прямо на парковке! Глохнем раз 5 с русским матом и выезжаем навстречу приключениям, с плохими навыками вождения, внезапно неработающим GPS на Ipad, норвежскими изощрёнными названиями на дорогах и неподдельным энтузиазмом.
Далее следует эпическая часть приключения- поиски дороги № 7 на пути к парому Gjermundsham-Årsnes. Так как Ipad с гуглом стали бесполезны, то разбираться нужно в бумажных картах с довольно крупным масштабом. Естественно никаких развязок на ней не указано.
Важной деталью стало то, что все эти дорожные приключения настигли нас в Воскресенье – день, когда на дорогах Норвегии и улицах небольших населённых пунктов практически никого нет. Как потом оказалось, в этот день ещё и все заведения и магазины закрыты на замок. Поэтому попытки купить 3G-симку для телефона оказались безуспешными, на заправках ничего подобного не продавалось.
Так или иначе мы нашли нужную нам развязку в городе Arna и достигли парома, но не к 9.45, как планировали, а к 12.00! Причём буквально заехали на паром и за нами закрыли шлюз. Минута позже – и ждали бы ещё час! Заплатили за паром 139 NOK (около 750 рублей).
Виды с парома – замечательные, плывёт около 20 минут, которых как раз хватает, чтобы пофотографироваться или выпить кофе на верхней палубе.
Далее следует довольно длинный 11 км тоннель, и вот он, долгожданный пункт назначения – город, Расположившийся между двумя фьордами- Одда! Въезжаем в город в поисках отеля по карте, которая в голове, и совершенно случайно выезжаем прямо к нему, вот это удача!
Название отеля Odda Hytte. Из себя он представляет несколько отдельностоящих домиков и гестхаус. Мы сняли комнату в гестхаусе за 600 NOK (около 3200 рублей). Хозяин – плохо говорит по английски, но понять жестами можно. Этого отеля нет на сайтах бронирований. Но есть собственный сайт с контактами http://www.oddahytte.com/
На часах – третий час дня, а это поздновато для нашего главного мероприятия, которое мы планировали осуществить в этот же день – восхождение на Язык Тролля (TrollTunga). По нашим расчётам подъём и спуск займут около 9 часов, а это означает, что сегодня уже поздно для начала восхождения. Решаем перекроить программу и встать завтра в 5 утра, а сегодня посвятить день созерцанию, еде, отдыху и зарядке энергией от этих удивительных красот.
Узнаём как добраться до одного из двух работающих в воскресной Одде ресторанов: тайского и китайского. Выбираем тайский. Прямо на берегу фьорда, на улице Røldalsvegen. Замечательно проводим здесь обеденное время, 2 блюда и 2 пива обходятся в 450 NOK ( около 2500 рублей). Это недорогое кафе- забегаловка по местным меркам.
Разморенные обедом, солнцем и видами фьорда всё-таки решаем немного подготовиться к завтрашнему восхождению. В городе не работает ни один магазин, поэтому идём на заправку за продуктами. Покупаем сникерсов, воды, йогуртов, яиц, за всё отдаём около 1000 рублей.
Вспомнив, что недалеко от Одды есть красивый водопад- направляемся в отель положить в холодильник продукты и провести остаток дня на водопаде Лоттенфос.
Ехать от Одды минут 15, дорога проходит по аллее водопадов, поэтому виды с обеих сторон – завораживающие.
Сам водопад – 165 метров высотой, 2 потока и несколько каскадов.
Красивый, но кажется, что до этого по дороге мы встречали ещё более внушительные.
Все тусуются у подножья, покупают сувениры, а мы решаем забраться по тропе к середине водопада и просто валяемся , слушая шум многотонного потока и ловя брызги на себе. Этакое единение с природой.
Приезжаем пораньше в отель, закачиваем оффлайн карты Норвегии, душ, перекус, постим несколько фоток, крепкий здоровый сон.
Подъём в 5 утра, завтрак, все вещи с собой, тк следующая ночёвка в Бергене и едем в сторону Tyssedal минут 15, затем по узкому серпантину по главной до местечка Skjeldal.
Добрались! Вот он фуникулёр, который был ориентиром из отчёта. Слева – шум водопада.
Паркуем машину за 100 NOK (около 500 рублей) и начинаем восхождение в 06.38 утра.
Идём по туристической тропе, обозначенной красной буквой «Т», которая пролегает сбоку от неработающего фуникулёра. Если сказать, что эта тропа до первой вершины неудобная, каменистая и крутая- ничего не сказать.
Действительно сложно подниматься, периодически переступаем через ручьи, постепенно от летней погоды начинается переход к весне – жёлтая трава и участки нерастающего снега.
Достигаем первой вершины, куда когда-то доезжал фуникулёр, открывается вид на большое плато – идём по указателю и красным буквам.
Вокруг всё течёт, тает снег, слышны звуки водопадов и ручьёв, тут впервые мы промочили ноги, тк на ногах всего лишь кроссовки.
А где то здесь происходит провал по колено в воду, приключения только начинаются!
В качестве отступления – перед поездкой мы всё-таки связались с туристическим бюро Одды и выяснили ,что восхождения на Язык Тролля разрешены только с середины июня, до этого – всё в снегу. Посчитав, что 10 июня- это уже практически середина июня, мы и спланировали путешествие, но снега оказалось больше чем мы ожидали.
А именно, когда мы подошли к подножью второго перевала – тропа шла уже практически по сплошному снегу. Ноги проваливаются, намокают, но энтузиазм по-прежнему ведёт нас вперёд. Весна постепенно начала сменяться зимой и к вершине второго перевала стало довольно прохладно.
На вершине нас ждал очередной указатель, на котором не было надписи TrollTunga, что несколько смутило нас, но поворачивать назад было бы глупо, а следы всё вели вперёд, хотя уже и без красной буквы «Т», так как всё было в снегу. Наконец мы спускаемся в долину и видим небольшой домик, после чего сразу же всплывает фотография из отчёта Винского. Ура, мы идём в правильном направлении! По нашим расчётам остаётся идти около 5 км. К этому времени мы уже шли часа 3.
Спустя некоторое время наконец-то показался фьорд, ожидание Языка оживило нас, даже решили пока не обедать, чтобы сделать это уже около Языка.
Усталость берёт своё и в один момент происходит весьма нежелательная вещь – следы обрываются и мы фактически дошли до конца горы. К этому моменту прошло уже 4-5 часов. Появляется первый момент отчаяния – а правильно ли мы шли? Решаем вернуться к тому месту, где видели красную «Т», чтобы убедиться есть ли там ещё тропа.
Решаем сделать привал и пообедать. Обеденные виды завораживают.
Отдохнув и получив порцию энергии из углеводов, доходим до красной «Т» и видим, что есть ещё одна тропа выше. Вновь появляется энтузиазм, солнце палит с дневной силой, начинаем потихоньку ощущать солнечный ожог на лице. Через некоторое время видим дом через одну скалу и даже какие-то очертания Языка.
Ура! Прилив сил и марш –бросок до домика. Примерно за час доходим до этого места и сразу же рвёмся к краю обрыва, но.. нигде нет Языка. Воспроизводя многочисленные фотографии людей на Языке, понимаем, что он должен быть где-то прямо под нами, но его нет! Даже появляется версия, что Язык попросту не перенёс зиму и отвалился! Следы дальше домика не идут, по кромке обрыва ходить опасно, а Языка нет.
Это был второй момент отчаяния. Решаем зайти в домик, находим в нём печенье с джемом и много книг!
Ищем в книгах маршруты на Язык и понимаем, что мы прошли его! Т.е. он до сторожки, мы его просто не заметили! Получив очередную порцию углеводов из печенья и водопадной воды, которую мы постоянно набирали в пути, мы двигаемся в обратную сторону и… О,чудо! Мы видим туристов, которые что-то явно фотографируют! Вот он! Нашли! Как ты не прятался от нас, мы нашли тебя, Язык Тролля!
Около часа питаемся энергией места силы, делаем долгожданные фотографии и собираемся обратно, ведь сегодня нам ещё ехать в Берген,а завтра в 6 утра вылет в Москву.
Счастливые от эйфории увиденного, ощущения момента и достигнутой цели мы направляемся назад словно на крыльях. По дороге встречаем много туристов. В этот день мы были первыми, кто отправился на маршрут, а днём тропа уже была изрядно протоптана.
Обратный путь описывать не столь интересно, он был не менее простым, а в некоторых местах и более сложным.
18.45 – мы на парковке у фуникулёра. Мы это сделали! С болью в коленях и обгоревшим лицом, но сделали!
На парковке есть душ. Отдохнув минут 15, мы едем в Берген.
Сначала до парома Utne-Kvanndal, а затем по очень красивой дороге до Арны и Бергена. Именно эту дорогу стоит выбирать , чтобы насладиться видами. За паром отдаём 112 NOK (около 600 рублей).
Приезжаем в Берген в 22.30 и довольно быстро находим наш хостел YMCA Hostel. Платим 342 NOK (около 1900 рублей) за 2 места в дорме. Это был первый подобный опыт, комфорта конечно минимум, но экономия существенная.
В Бергене белые ночи, город очень нестандартный – с чайками вместо голубей и портовыми улочками. В 12 ночи ставим машину на парковку на 4 часа за 92 NOK (около 500 рублей).
Покупаем в 7 Eleven натуральный норвежский йогурт, но не затем, чтобы поесть, а мажем его на обгоревшее лицо и ложимся спать на 2,5 часа. В 3.50 подъём и дорога в аэропорт Фрессланд для вылета Рига-Вильнюс-Москва.
Такое вот маленькое, но оооочень большое путешествие!