ПЕРИОД: - 23 июля 2013 – 10 августа 2013
Команда: - 4 человека: водитель 45 лет, две женщины 50 лет и 15-летний парень.
Маршрут:
- СПб-Нарва
– Нарва - Таллинн - Стокгольм
– кемпинг Camping45 (Швеция)
– кемпинг «Liseth Pensjonat og Hyttetun» (Норвегия, Эйдфьорд)
– кемпинг «Vassbakken Kro og Camping» (Норвегия, Скьолден)
– гостевой дом «Haugtun» (Норвегия, Ауст-Торпа)
– Стокгольм – Таллинн
– Нарва - СПб
Транспорт:
- личный автомобиль (Форд Фокус 2008, 125л.с., хетчбэк), бензин – 570евро
- паром Таллин-Стокгольм-Таллин………………………………… - 502 евро
- паромы на фьордах ………………………………………………... - 127евро
- платные дороги (тоннели) ………………………………………… - 6 евро
Жилье:
Нарва – родственники
Таллинн-Стокгольм-Таллин – каюта парома
Швеция – кемпинг………………………………………………….- 45евро
Норвегия- кемпинги + гостевой дом………………………………- 740евро
Еда: ….16.500руб
Сувениры: ……….10.500руб
Деньги с собой:
Карта VISA – 154.000 руб
Карта Maestro – 40.000 руб
Карта VISA electron – 20.000 руб
ПОДГОТОВКА - https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1089&t=200291&p=4132009#p4132009
ДЕНЬ 1 - https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1089&t=200291&start=20#p4131952
ДЕНЬ 2 - https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1089&t=200291&start=20#p4131773
ДЕНЬ 3.
Пнд. 29.07.2013. Start 10.30 (по-норвежски)
Пройдено (включая Эстонию) 1290 км.
Ср. расход – 9,0L/100км (заметно падает, т.к. я не сбрасывал счетчик в СПб).
Остаток бензина (после заправки в Kongsvinger) – на 230 км.
День расслабленности и беззаботности.
По плану – надо было заехать в http://www.flatearth.no/ , чтобы заказать и оплатить поход на Ледник.
Как мне написали из этой компании в эл. письме, принимают они только наличку.
Значит,
1. едем в г. Эйдфьрд в банкомат,
2. смотрим фьорд,
3. едем на водопад Steinsdalsfossen (находится рядом с 7-й дорогой, координаты парковки: N 60° 22' 13" E 6° 6' 14")
4. возвращаемся через Flatearth, заказываем, оплачиваем
5. продолжаем путь в сторону кемпинга через водопад «Ворингфосс»
6. кемпинг
Поначалу, все идет по плану.
Дорога от кемпинга идет через Ворингфосс, а потом через городок Øvre Eidfjord, где базируется Flatearth.
Но эти места пока проскакиваем, не забывая сворачивать шеи на поворотах от проносящейся красоты. Крики "ой, Боже, чудо!" с задних сидений не прекращаются, но я строго следую плану.
В г. Øvre Eidfjord есть еще и Природный центр Хардангервидда. Это самое высокогорное плато в Европе. Мы его накануне как раз проезжали. Но музей я решил не посещать – зачем смотреть пусть даже панорамное кино, если можно будет все увидеть своими глазами наяву?
К г. Эйдфьорду дорога ведет через целую серию тоннелей. Это первые тоннели – такие длинные, которые мы проезжаем. В сторону Эйдфьорда они спускаются, по кругу, потом выскакиваешь на свет Божий, снова ныряешь в нору, крутой поворот, опять наружу, тут же снова внутрь, словом, такие коленца выкидываешь, что только держись. Но ничего сверхъестественного нет, справится и новичок.
Одна особенность, которой я не ожидал. В них можно обгонять! Разделительная полоса – прерывистая. Запрещающих знаков нет, только ограничение скорости до 70-40 км/ч. Я все играю роль законопослушного, а меня на 90км/ч местные объезжают. Интересно))
Тоннелей аж четыре.
Я смотрел карты, читал отзывы. Особенно запал отзыв http://norwaynotes.livejournal.com/3196.html
Не знаю, можно ли здесь на него ссылаться, но парень крайне подробно описал пеший маршрут именно по этим местам. С картой. С указанием парковок, где машину оставляешь, за сколько. И как к ней потом вернуться.
Мне страшно хотелось его повторить. В его отчете описывались именно эти тоннели, которые, оказывается, можно обойти пешком по старой – исторической дороге, с которой отрываются эффектные виды.
Но я стремился в этот день попасть на водопад Steinsdalsfossen. По описанию, к нему есть тропа, откуда можно попасть внутрь водопада, т.е. увидеть его с оборотной стороны.
Поэтому не спешил пока тормозить.
А вот что получилось.
г. Эйдфьорд оказался крошечным. Есть большой отель, на берегу. Там же какой-то медицинский центр для местных, площадь вся в цветах, уличной скульптуре, причал паромный, кафешки, домики жителей.
Очень приятный и опрятный городок. Тихий. Своя жизнь течет – дамы детей прогуливают, туристы – но их не было видно, в основном у информационных табло и в кафе.
Зашел в супермаркет «Joker». Он прямо на въезде со стороны нашего кемпинга.
Колбаса (салями, нарезка 50 гр)………………21,90 NOK (была скидка на нее)
Колбаса (вареная, нарезка, 50 гр)…………..32,90NOK
Масло сливочное (соленое в пластике 250гр)…29,50 NOK
Молоко (1л, 2,5%)……….15,70 NOK
Сыр (500гр)………….58NOK
Хлеб (зерновой)……..9,90 NOK
Всего оставил там меньше 50евро, и то потому, что сын, паразит, прихватил чипсы и колу с конфетами.
Есть еще супермаркет, прямо по соседству. «COOP». Про него писали, что там недорого. Но я решил проверить его позже.
Банкомат там прямо напротив Joker. Это местный банк, пустой совершенно. Никого. Банкомат с улицы. Снял 2760NOK (90евро с носа за восхождение на ледник) с карты VISA - легко.
У причала мы гуляли, спустились к воде. Вид потрясающий.
Именно поэтому я искал места в конце фьордов: если останавливаться на берегах, то знаменитые фото с симметричным отражением двух гор в воде еще надо поискать, а тут – стоишь в устье реки Еio и видишь всю панораму сразу: горы и слева и справа, посредине вода, как зеркало. Облака проплывают, кажется, прямо над головой.
Конечно же, бросились пробовать воду. НЕ СОЛЕНАЯ! Ну совсем. Эх, а как же океан, который соединяется с фьордами.
А вот как – река Eio – она ж пресная. Водопады с гор – ледниковые. Имено это наполняет фьорд.
Не смотря на это, во фьорде заметны приливы-отливы. Мы пришли, когда на камнях висели йодистого цвета водоросли. Заметна полоса отошедшей воды. А пока гуляли воды прибавилось на метр!
Погода меняется каждые 15 минут. То солнце, то мелкий дождик. Но достаточно уютно. Утренний холодок, быстро сменило приятное тепло.
Не взирая на мокроту, попили чаю на берегу. Мы были не одни, со своим пикником на лавочках и камнях располагаются еще пара туристов.
У воды специальная площадка – камнями выложен круг, внутри которого пепелище, видимо костры устраивают, и немаленькие! Но мы ж не день Ивана Купалы приехали отмечать)))
Я наконец-то решил забить в навигатор водопад Steinsdalsfossen.
Вот те на! Моя балалайка показывает, что до него цельных 4 часа пилить…
Еще и еще раз смотрю на карту, на информационный щит, иду в туристический центр, беру местную карту там.
Вот зараза! Оказывается, Интернет мне предлагал маршрут через паром Brimnes-Bruravik. Тогда – всего 1,5-2 часа. А другой дороги-то, считай, и нет – в объезд все надо. Вот и 4 часа нарисовались.
Я сегодня как-то не настроен путешествовать на пароме, да еще же надо вернуться в Flatearth и к водопаду «Ворингфосс»…
Первая корректировка плана – возвращаемся без Steinsdalsfossen.
Во Flatearth деньги взяли. Записали на завтра. Старт из г. Одда, до него надо доехать самим к 9.00 (от нашего кемпинга почти полтора часа). Там группа формируется, инструктор встречает у Odda Camping и – вперед. Выяснили все про одежду, питье, еду. Улыбнулись и - на Ворингфосс.
Опять тоннели, только теперь их внутренности забирают не вниз, а вверх. Ну, правильно – обратный же путь))
У Ворингфосс – большущая парковка – для машин и автобусов. Есть даже сувенирная палатка. ВНИМАНИЕ – в ней принимают и NOK и евро!
И началась наша первая бродилка.
Ворингфосс – самый известный водопад в Норвегии. Да и в Европе. Сюда еще в 19 веке приезжали члены королевских семей полюбоваться красотой низвергающейся воды.
На самом деле – в этом месте два водопада - Ворингфосс и Tysvikofossen. Со смотровой площадки у парковки N 60° 25.551', E 7° 14.760', к сожалению, виден только второй.
На вершине горы отель ФОССЛИ (тоже историческая достопримечательность, дорогой! со своей личной смотровой площадкой, о ней - позже). А слева от него виден именно Tysvikofossen. Он тонкой струйкой (это обман зрения – конечно же он внушительных размеров) падает со скалы. И слышен грохот воды. А вот шум этот как раз от Ворингфосс. Но чтобы его увидеть, вернее увидеть хотя бы его часть, надо идти по обрыву парковки.
Когда выходит солнце – в ущелье вспыхивает такая великолепная радуга. Ну что мы радугу не видели? НЕТ! Такую нет. Очень красиво. Нам повезло – вышло солнце)))
Кругом обрыва - предупреждения на трех языках: опасно, не ходите. Но какой русский не любит… Деревья вдоль края, мох на камнях, - ну все мешает обзору отсюда. На повороте обрыва вдруг – небольшой памятник, цветы, свечи и портрет погибшего. Русский. Упал, вот так вот проходя. Ужас. Высота здесь чудовищная и скалы острые.
Внизу виднеются крошки – это туристы, которые прошли по исторической дороге, через старый мост к месту падения водопада. Глядя на них, в коленках холодок пробегает. Смотрю, и еще верю, что по плану смогу побывать на их месте тоже, послезавтра. Обязательно.
Чуть ниже по дороге – еще одна площадка. С нее как раз виден кусочек Ворингфосса. Здесь уже бетонное ограждение. Здесь японцы, которых подвозят время от времени автобусы, делают свои стремительные снимки.
Остальные люди вежливо уступают друг другу место, чтобы сделать фото. Байкеры в устрашающих костюмах, становятся такими милыми. Щелк –отошел, щелк – отошел и улыбнулся следующему.
Ну тут конечно - русская речь. «Маня, давай, я уже полчаса место для тебя держу!..» Смываемся молча, чтоб никто не догадался, что это наши соотечественники.
Дальше в противоположную от второй смотровой сторону, от парковки, идет тропинка. Указатель есть. Но почему-то ее многие игнорируют. По ней надо слегка подняться на скалу, среди кустарников и мха, и оттуда более эффектный вид. Но… опять-таки на Tysvikofossen!
Зато тут такой есть обрыв, камни, в некоторых местах металлические перила, что можно выбрать ракурс и сделать снимок, будто ты сидишь на самом крае, под ногами – пустота.
Но наша цель – сам батенька Ворингфосс. Что ж он – шумит, а не показывается?! Минуем эту площадку для фотосессий, и на свой страх и риск. В воображении все время этот памятничек, Царство Небесное(( .
Но пробираемся по тропинке дальше, она где-то раздваивается, где-то сходится, ничего страшного, только под ноги смотри – не спотыкайся, кругом деревья, можно держаться.
И вот постепенно (! вот ведь скромница) видна вершина, откуда низвергается Ворингфосс, а затем и его пороги.
Водопад – это река Bjoreio. Она набирает силу выше - в долине.
Каскадами скачет к отелю ФОССЛИ, то под мостами, то среди «мохнатых» домиков. И шуметь начинает еще задолго до обрыва. Тропинка приводит к одному из таких каскадов. Если есть силы и разумная осторожность, можно к ним спуститься. Камни скользкие, никакие трековые ботинки не спасут. Осторожность и еще раз осторожность! Зато в этом месте – совсем никого. Почему-то народ сюда не доходит.
Мы с сестрой были в таком упоительном одиночестве! Грохот и стена мелких брызг. Сели на более менее сухой мох и просто молчали. Отчего-то слезы наворачиваются. Такой восторг.
А ведь это было только наше первое – даже не восхождение, а совершенно простенькая прогулка и пару сотен метров.
Вернулись, чтобы подняться в отелю. По той дороге назад к кемпингу стоит указатель – ФОССЛИ.
Сворачиваем. Петляем немного, вокруг частные «волосатые» домики. В конце – будка и шлагбаум. Прямо российское производство. Мужичонка собирает купюры. За парковку у отеля. Можно встать и неподалеку, бесплатно. Но я уже подъехал, не сдавать же назад. Отдал 40 NOK и встал прямо у входа отеля. Думал попьем кофе с противоположным видом на водопады. А бар отеля уже закрыт. Время ВНИМАНИЕ 17.00 (всего!)
Есть какой-то ларек с сувенирами. В нем напитки и булка. Эх, не получилось представить себя членом королевской семьи. Да не очень-то и хотелось.
Площадка отеля уходит вперед от парковки. Огорожена металлической сеткой - тут не ходи, там опасно. Народ стоит на первом уступе площадки, откуда виден Ворингфосс во всей красе. Потом есть еще одна, на нее все – и наши и их туристы – встают трубу ограды, чтобы запечатлеть водопад сверху донизу. Иначе низ не виден. По причине позднего (!) времени люди уже расходятся, машины отъезжают. А я ползу по площадке выше. И тут вижу опять ограждение – не ходить.
Но тропа есть. Куда-то левее. Посмотрел по сторонам, и – туда. Вначале провалился в болотную трясину. Потом поскользнулся на камне. Пока не услышал призыв жены вернуться. Ну, думаю, трусиха. А моя стоит за оградой и машет – тихо, сюда!
Просто перелезла за запрещающий знак и стоит на краю обрыва.
Как я понял, в Норвегии, никто не запрещает, никто вас не одернет. Хотите за ограду – воля ваша, но безопасность – ваша проблема.
А отсюда вид на оба водопада сразу, причем Tysvikofossen – вот он, руку протяни. Обманчивое впечатление – он в разрыве скалы. Очень крутые края. Но на камнях можно присесть или прилечь, чтобы заглянуть в эту шумную бездну.
Опять полное безлюдье. Правда наш пример оказался дурным. Через полчаса сюда же перелезла немецкая семья. Лица испуганные, смотрят на нас – типа, ничего, не упадем? Вы ж не упали, значит, можно?
Немцы, что возьмешь. Поулыбались и разошлись.
Возвращались в кемпинг молча. Ошарашенные. Обессиленные. Не от усталости, от впечатления. Темнело. Пошел дождик.
Но я еще пообщался с хозяином кемпинга. Узнал, что рядом речка, пара сотен метров которой его личные угодья, где он разрешает ловить рыбу своим постояльцам.
Сын наковырял червей прямо ногтями. Промокли оба до нитки. Река оказалась бурной. Хариус там наверняка есть, но не в дождь же и не на червя его в таких перекатах ловить. С этой поры я больше ни разу удочку не вынимал. Не до того было. А жаль. Жаль, что всего и сразу не получается.
Вот так я не попал на Steinsdalsfossen.
ДЕНЬ 4.
Вт. 30.07.2013. Start 10.30 (по-норвежски)
Пройдено (включая Эстонию) 1340 км.
Ср. расход – 9,0L/100км.
Остаток бензина (все еще после заправки в Kongsvinger) – на 180 км.
(День отчаяния, слез, обид. И - нежданного счастья)
Накануне вечером только и разговоров было – как бы нам одеться, что взять, как пораньше встать и ничего не забыть.
В результате собрались только в 8.00. Сели, завелись, тронулись. Вспомнили, что оставили на столе термос с кипятком. Вернулись. Хлопнули дверью, посмотрели в зеркало.
В салоне нарастает напряжение. Но еще я надеюсь наверстать упущенные минуты.
Полгода готовиться к встрече с Ледником, читать про его ГОЛУБЫЕ льды, бескрайние просторы. И так бездарно застрять в тоннелях.
Сегодня они не показались такими залвекательными. Меня волновал, потом пугал, потом бесил (каюсь…) длинный хвост из легковушек, фургонов и кемперов, который вдруг (да, было у нас и такое ВДРУГ) тянулся от парковки Ворнигфосс по всем четырем тоннелям.
Мы почти стояли. Это была ПРОБКА. Натуральная. Чего я никак не ожидал встретить в этих землях.
Причем, на этот раз никто никого не обгонял, все терпеливо плелись в одну строчку. Правда, норвежцы время от времени бибикали. Как мне хотелось думать – ЯРОСТНО.
То, что вчера проскочили за 15 минут, этим серым утром тащились все 45…
Уже на выезде из завершающего тоннеля, на повороте дороги, стало видно, что впереди ползут какие-то грузовики. Огромные чудовища.
Они упрямо проходили уширения, игнорировали информационные площадки, фермеский музей, что располагается в стороне дороги перед Ovre Eidfjord.
И только уже в самом городке чуть взяли вправо. Народ прибавил ходу и все, абсолютно все проезжавшие мимо них, называли этих обидчиков «земляными червяками» - клаксонили коротко, но крепко.
Я не стал. Я понял, что мы пролетели над Ледником, как фанерки…
Я просто завернул в Flatearth и упавшим голосом спросил, как нам быть. Ответ вполне резонный: вы опоздали. И? И – всё. А следующий подъем только в пятницу, а мы уже уедем к тому времени из Эйдфьорда. Ну, тогда, сорри, сорри. А, может, денежку вернете. А фиг вам! хозяйка будет через пару часов, она решает, но обычно мы не возвращаем то, что было взято вчера. Вот если б сегодня, то деньги были бы еще у нас, а так – они уже отправлены в банк и т.д., и т.п.
Я понимаю, что смотреть на девочек нельзя. Одна пытается шутить, другая наливается слезами и вот-вот брызнет.
Доезжаем до Эйдфьорда, заливаем бензин, покупаем сосиску парню. Он счастлив. Хоть один в настроении.
В сером цвете фотографируем горы. Они, как в осуждение, набухли облаками и плюют на нас крупными каплями дождя. Вот так облом…
Тихо расползлись по разным углам. Одна на лавочке у причала. Вторая у сувенирного магазина. Парень улыбается издали томатными усами. Джокер, ни дать ни взять.
Медленно-медленно возвращаемся в контору. Из двери выбегает девушка в шортах, подхватывает малыша, приехавшего в какой-то машине. Юноши-инструкторы подпинывают мяч. Всем хорошо. Кроме нас. Моложавая хозяйка делает сочувственное лицо: да, с деньгами плохо дело. Но могу предложить вам альтернативу. (Вяло вспоминается анекдот - выращиваем уток). Запишу вас на рафтинг, джампинг, каякинг, ну, что хотите – выбирайте на вашу сумму. Ну, давайте, рафтинг парню, нам каякинг на фьорде. Завтра в 10.00. О’к! Пока.
Куда я еду, какой план, уже никто не спрашивает. Катим, чтобы просто остыть.
Я направляюсь в сторону Tyssedal. В багажнике все для Ледника (ботинки, куртки с гламурными застежками, термоса с кипятком, чай-кофе и бутерброды), это же снаряжение потребуется и там. Нельзя падать духом и терять время. Отпуск утекает. Навигатор ведет к 60.124167, 6.74.
Мимо пролетают плантации черешни, яблонь, клубники. Понимаю, что вот она - долина садов. Черешня накрыта сеткой, начинаем гадать – от чаек, что ли? Наклоненные в сторону фьорда грядки такие ровные, заманчивые. Часто попадаются будочки с нарисованной ягодой. Стоят подростки, продают урожай. Все упаковано в пластиковые коробочки, опрятно. Люди берут, едят. Но мы не останавливаемся. Цель сформирована – Язык Тролля.
В одном отчете (не на Винского) прочел, как мужчина дошел до Языка в сланцах и шортах. Что самое трудное – подняться по сломанному фуникулёру, а там все время прямо. Ну, иногда бывает мокро под ногами. Но дел-то – попыхтел вначале, все время успокаиваешь себя: если совсем невмоготу, развернусь назад. И вот он Язык…
Так что своих предупредил, что надо настроиться первый трудный километр, а там – само пойдет.
И в салоне повеселело.
До Skjeggedal ведет серпантин. Есть площадка с информацией о плотине наверху, от которой вниз спускаются невероятные трубы. Когда их строили, внутри них пускали погулять детишек. Кстати, прекрасная реклама для рискованных проектов – на каждом этапе строительства устраивать небольшие праздники для населения. Они видят и как бы соучаствуют в работе, а, следовательно, поддерживают начинание. Поучительный пример.
И вот координаты парковки. Прямо перед входом на фуникулёр паркомат. Принимает карты VISA и 100NOKовые купюры. Оплата сразу за 12 (100NOK) и 24 часа(200NOK).
По VISA я без проблем оплатил 12 часов, а вот немец никак не мог затолкать свой MASTER. Показывал мне свою 500NOKовую купюру, но я не мог ему разменять. Он ходил немного растерянный. Потом оставил машину как есть, без парковочного талона.
На фуникулёре стоят предупреждающие знаки – нельзя. На трех языках объявление, подъем возможен только после инструктажа. Но на вагонетках, а пешком – не надо.
Но в отчетах большинство пишут, что идти по соседней лесной тропинке трудно. Она уходит на сотню метров влево, вправо, тянется через буераки. Тяжело. Все, мол, идут, и иностранцы тоже, по этим деревянным ступенькам.
Мы решили не нарушать правила и пошли по тропинке. Черники, ребята, просто море! Мои половинки останавливались на каждом шагу, не взирая на мои мольбы беречь силы, идти равномерно.
Через двадцать минут стало трудно карабкаться по камням. Солнце вышло, припекало. Тропинка нырнула под лестницу, и я решил идти дальше по ней. А сестра нет. Упрямая. Ягодки ей, видишь ли, приглянулись. До конца этого подъема сколько я не кричал, больше ее не видел. Только на самой вершине лестницы встретились. Немец с женой и двумя детьми (лет 10-12) с самого начала шел по деревянным ступенькам фуникулёра. Вначале они были сильно ниже нас. Но постепенно дети нас обогнали. Парень мой ускакал наверх довольно резво. Молодость! А мы с женой перебирали ногами и садились, перебирали и садились. Ничего, верил я отчетам, это самый трудный этап. Дальше будет проще.
В середине лестницы наверх стало смотреть боязно – ржавые рельсы подпрыгивали почти вертикально, так круто, что конца не было видно.
Как они ездили здесь в вагончиках? Как на американских горках что ли?
Фуникулёр, судя по описаниям, накрылся в 2009г. Толи для туристов ограничение ввели, толи действительно сломался. Выглядит он, как узкая железная дорога на деревянных опорах, которые стоят на скале. Кое-где высота до земли метров 5, кое-где совсем низко стелется.
С боков рельс – вертикальные доски, к ним прибиты ступеньки. Такие несерьезные, но все до единой – именно ступеньки. Не просто перекладины, а Г-образная досочка. Т.е. ступаешь на узкую, но горизонтальную поверхность. Справа тянется металлический трос. Он провисает местами между опор, но держится. Пусть и хлипкая, но страховка.
Камни внизу чудовищного вида – острые, громадные глыбы, поросшие мхом, и деревья. Видишь то их стволы, то макушки. Но ведь люди идут, даже дети, значит, можно.
Примерно через полтора часа мы доползли до станции. На вершине фуникулёра стоит домик, в него рельсы и заходят. Рядом – еще домик, вокруг валяются мотосани, какие-то механизмы. Значит, люди тут есть.
Со стороны тропы появился мужчина с рюкзаком и трэковыми палками. По виду бывалый. А вы, спрашивает на русском, ночевать где собираетесь? Я попытался объяснить, что машина внизу осталась, вернемся-де, сядем да поедем в кемпинг.
Этот вопрос - про ночевку - я еще неоднократно слышал на тропе. И только у Языка понял, чего так неопределенно люди мне кивали.
Вышли мы, как я засек по парковочному талону в 12.30. Фуникулёр преодолели в 14.00.
Пока ждали сестру, грянул ливень. Прям из ведра! Кто был – немец с семьей, украинцы с ребенком, пара англоязычная. Попрятались под козырьки этих двух домиков. Мы прижались к стене, но она мало спасала от потоков воды. Через минуту промокли до трусов. Из рюкзаков достали дождевики, свитера, вязаные шапки. Стало холодно. Температура упала сразу градусов на 10, не меньше. Я вспомнил мужчину, который дошел в сланцах. Что-то он не договорил, или я не так понял.
По тропинке, которая была видна еще минуту назад, тёк полноводный ручей.
Жена попросила пить. А у нас только кипяток.
И тут случилось такое, чего за 20 лет супружеской жизни я не видал. Ложится моя благоверная в лужу лицом и пьет из-под моха то, что туда нанес бурный ручей. Я обомлел: глисты обеспечены. Или расстройство желудка. И закрались первые сомнения. Дойдем ли? Прикинул, смогу ли нести ее рюкзак? А ее саму? Надолго ли меня хватит?
Но тут опять, чего я не ожидал. Отрывает моя от лужи лицо в кусочках мха, не боись, говорит, дойдем! Коня на скаку!..
А дождь не перестает. Время идет, и нам, говорю, надо. Все равно ж уже мокрые насквозь. А! пошли прямо по текучей воде.
Вот – первое испытание ботинок. Не мокнут, красавцы. Уже легче)
Началось плато, столбы электропередач, дома. Неужели тут кто-то живет. Не, наверняка заброшенные.
Смотрю, за нами люди потянулись. И почти сразу обогнали. Немец с детьми куда-то пропал. Может, пошел вниз, они без рюкзаков были, в туфельках. Так мы и не видели их больше. Человек бывалый уже далеко ушел. Только украинская пара с пятилетней девочкой отстали. Идут медленно, но уверенно, спокойно. Бывалый с ними по рации (!) сверху переговаривается: я вас вижу, все хорошо, идете правильно. Проводник, наверно.
Прямая дорога кончилась как-то неожиданно. Пошел тягун. Кругом только мокрые камни. Не осталось ни деревца. Настоящая тундра. Оборачиваюсь назад и вижу какое-то безжизненное пространство, болото, серость. Вот-вот собака Баскервилей завоет. И в этой мокроте домики. Мы их больше не увидим. Дальше – только дикая природа. Но здесь, что они делают здесь, эти жители? Как можно регулярно подниматься сюда по деревянной лестнице, чтобы что – провести здесь выходной за бокалом сидра? Ведь не фермеры они. Тут ничего, совсем ничего не растет. Любоваться в окно на болото? Суровый, однако, народ – эти норвежцы…
А тягун еще только начался. Местами тропа теряется из виду. На десятки метров – голая, ровная скала. Сквозь булыжники сочится вода. Собирается в поток, потом растворяется тонкой пленкой по скале, потом вдруг срывается вниз с шумом настоящего водопада. Пьем из него. Вода чистейшая, вкусная, холодная.
Сырая одежда намокает еще и от пота. Теперь уже совершенно все равно – встаем на колени прямо в сырой мох, садимся на струящиеся камни.
Я все не мог понять, как в одной сказке хитрецу пришло в голову выжать из камня воду? Тут это очевидно.
И вот вопрос опытным туристам – на нашем пути встречались такие вот таблички. До парковки столько-то до Языка Тролля – осталось… Выглядят свежими. Их в этом году поставили? В отчетах я читал только о метках красной краской на камнях, которые обозначают тропу. Иначе потеряться можно совершенно. А такие указатели точно не упустишь из виду))
Еще я понял, зачем тут все пишут свои отчеты. Ты переживаешь заново те ощущения, что испытал тогда. Как будто снова шагаешь по этим камням, чувствуешь запах земли, моха. На высоте воздух какого-то сладкого вкуса. Я принюхивался ко всем лишайникам, к воде, - что его источает, так и не понял. Придумал оправдание – это всё тролли. Они нас путали, они сорвали нам ледник, они швыряют нас из отчаяния в полный восторг. Они тасуют погоду – вытряхивают на тебя облака и прижигают жарким солнцем. А как еще можно объяснить всё ЭТО?
Про сланцы и геройские описания «да даже ребенок дойдет», - это не так! И если б было так – не стоило бы потраченного времени. Только литры пота и сбитые ноги, сырая одежда и опухшие от влаги ладони вобьют в твою память эти моменты. Все чувства обостряются – запах, вкус, зрение. Вот тогда ты смотришь – и видишь, ешь глазами открывающиеся просторы, насыщаешься ими, как самой изысканной пищей. Слушаешь – и слышишь сквозь стук сердца и свое прерывистое дыхание - ветер, колыхание мха, редких цветов, плеск воды. Ты становишься голый, растворяешься в этом удивительном мире, Создатель которого тебе позволил к нему прикоснуться. Ты ощущаешь себя сразу и мельчайшей песчинкой, и горой, - частью этого Божественного мироздания. И напускное, суетное, гордое обрывается с твоего тела вместе с потом, и ты осознаешь, что способен только повторять одно единственное слово: спасибо, Господи, спасибо! За что, за что ты так любишь меня, недостойного?
Я знал, что эти мысли начнут одолевать на третьем-четвертом километре. Идти 11 – в одну сторону. Обычно на второй трети пути начинается катарсис. Писать эти мысли, понятно, – пошлость и глупость. Потому что в обычной жизни мы не привыкли к таким чувствам. Но я уверен, что они рождаются в голове каждого, кто рискнул провести отпуск не на пляже, а на тропе. Опыт походов, не очень, конечно, трудных, армейских марш-бросков, у меня был, а вот у девушек моих – нет. И для них эта дорога к Языку Тролля стала откровением.
Но пока они об этом еще не знают. Они упрямо идут. Подкладывают под пятку носок, потом вязаную шапку, потому что кости стопы стали натираться. Хромают, хотя впереди еще 5 км. Наконец-то, понимают, что надо идти равномерно, стараться не присаживаться, а если присел – не снимать рюкзак. Выбирать ровные камни и лучше обходить нагромождения по мокрому мху. Не смотреть в обрыв, лучше вверх. Словом, они учатся на ходу. И становятся красивыми.
Утренние обиды, неудача, - все становится таким мелким. Ничтожными кажутся и заботы, тянувшиеся за нами от самого дома. Ради этого мы идем на Язык. Не ради фотографий. Хотя они тоже нужны. Ради чего-то другого.
Навстречу идут люди, они возвращаются. Их лица очень похожи на наши. Вот почему они говорят – хэй!
Больше всего меня потрясла, я буквально, оторопел, группа настоящих бабушек. Ну, лет 70, не меньше. Они улыбались, осторожно ступали, выбирая место палками. Но они были бодры, уверенным голосом кивнули мне – хай!
Когда-то я подымался на Уральские горы в районе г. Кизел, еще подростком. Я испугался, что буду когда-нибудь старенький и не смогу подняться туда, куда захочу. Мне придется сидеть дома, боясь выйти даже за хлебом.
А эти бабульки поднялись на Язык Тролля. Это было очень сильное впечатление.
Мы шли уже шестой час.
В отчетах было сказано, что Язык собственно достаточно быстро становится виден. На фото даже стрелки рисовали, но я не видел ничего. Никакой прямой дороги, конечно, не было и в помине. Спуск сменял подъем, снова спуск, снова подъем. На очередном тропа начинает очень круто забирать вверх, на краю почти вертикальной стены. Жена шла, закрыв глаза.
Навстречу спускалась пара – наша соотечественница и немец. Ваши, говорят, сестра и сын уже там. Фотографируются. А вам еще часа два идти. Я посмотрел на часы и только тут понял, почему все так сомнительно кивали на наше заявление, что мы вернемся в кемпинг. Было 19.00.
Я совсем забыл про время! Мы шли уже 6 часов. А ведь еще обратный путь! Около 22.00 начнет темнеть. Как мы по фуникулёру-то пойдем?!
И мы с женой припустили. Почти не присаживались, почти не пили из ручьев. Миновали плотину.
Под ней сидела забавная пара. Говорили по английски, девочка восточного образа, пыталась, сняв огромный рюкзак, перевязать колено эластичным бинтом. Ей было больно и неудобно. Но парень лежал прямо с рюкзаком, положив ноги на камень. И давал ей советы, совершенно не смотря в ее сторону. Эмансипация в чистом виде)))
Около 20.00 еще один подъем, скала становится опять гладкая, камни крупнее. Появляется деревянная табличка «Trolltunga». Но мы видим только своих. Они подпрыгивают и машут руками. Где ж Язык-то? Да вот он. Еще пару шагов, начинает показываться озеро, водопады на противоположном берегу, и – Тролль показал Язык - горизонтальная плита зависла над головокружительной пропастью.
Сил там уже нет. Фотографии через «не хочу». Потому что хочется насладиться этим видом не сквозь видоискатель, а всеми чувствами. Смелости хватает подойти только к середине Языка. За пару метров до его кончика коленки самопроизвольно сгибаются, руки ищут опору. В голове рождается шальная мысль. Да, тут многие стояли, но именно под моим животом плита наклонится и соскочит со своего места. И ты совершенно бессилен, ничего, ну абсолютно ничего не сможешь предпринять. Это сотни метров вниз свободного падения. Говорят, сердце лопается от страха быстрее, чем тело достигает земли. Я мелкая букашка на кончике вековой скалы. Я вернусь и снова буду психовать по мелочам, суетиться, ругаться, злиться, писать заявления об увольнении, а она будет стоять. Она будет стоять, когда не будет меня. Ей все равно на мои переживания. Она - скала.
21.00. Начинаем обратный путь. Сын сказал, ну почему опять подъемы, мы же все время туда поднимались? Откуда они снова? Темнело. Неспешно так. На полпути мне по-настоящему стало страшно. Не за себя. За своих. Ведь это мое безрассудное решение, на спасательном домике, что стоит посредине дороги, прямо написано – выходите до полудня, чтобы вернуться засветло, рассчитывайте свои силы… В крайнем случае, можно остановиться в нем? Но украинская пара пришла с палаткой, вот почему они не торопились с малышкой. Они ночуют тут. Видим еще палатку перед последним спуском. Оттуда льется запах быстрой лапши и светит фонарик. У нас света никакого. К плато спускаемся уже в кромешной тьме. Домики, которые казались безлюдными – все од одного светятся. В окнах видны даже интерьеры, хозяева. Вот почему они тут строят дачи. Какая романтика, вот в такой безмолвной пустыне сидеть в теплом доме.
В этой тишине неожиданно слышу приближающиеся сзади шаги. МЫ НЕ ОДНИ! Молодая пара спускается за нами. Откуда они взялись не понятно. Мы ж уходили последними. К фуникулёру уже почти бежим. Ручей уже иссяк, каменная тропа сверкает в отражении Луны. Первая ступень лестницы. Включаю телефон. Он дает слабое освещение. Хотя бы видно, куда поставить ногу. Мои ужасно боятся – цепляются за проволоку так, что я , идущий впереди чувствую натяжение. А внизу моя машина, я оплаченной парковкой всего-то до 00.30!!! Штраф, неминуем штраф! И я оставляю телефон сыну, много раз твержу – не урони! И ускоряюсь вниз. Кромешная тьма. На ощупь ставлю ноги. Вначале иду лицом вперед, потом задом, потом меняю позу. Внизу вспыхивают фары автомобиля. Всё, думаю, парковщики выписывают штрафы. На середине лестницы в темноте раздается какой-то шорох. Тролль! Дружище, будь реалистичней. Медведь! И слабое мерцание красных глаз. Волк, Господи помилуй. Я начинаю молиться, по-настоящему.
Мне ж никуда не свернуть с этой лестницы. Сколько метров до земли, не видно. Черная пропасть и всё.
Глаза приближаются и превращаются в два огонька от сигарет. Какие-то полные девушки повисли на проволоке. Они испуганы не меньше моего. И боятся меня приближающего. Икскьюз ми, Сорри, - произношу я шепотом, чтобы не разбудить в лесу троллей. НОУ, - шепчут они в ответ. Ноу. Я прижимаюсь к их мягким и обширным бокам, потому что тоже цепляюсь за трос, теряю равновесие. И только фары внизу дают какой-то ориентир в этой мраке. Хау а ю? О’key, - отвечают дрожащие голоса. Кен ай хелп ю? Ноу, ноу, итс окей. Еще полчаса и я нащупываю под ногами землю. Спустился. Вот только колени меня совсем не держат. Из света фар выскакивает парень – вы не видели там на лестнице двух девушек? Им можно помочь? Нет, дружище, они сами. Эмансипация)))
Сесть в машину я не в состоянии. Если дверь и открою, согнусь, чтобы забраться в кресло, то ноги просто подкосятся. Поднимаю багажник и падаю в него. Где-то из него - запах хлеба и… мы ж купили молоко!!! Еще вчера!! Смотрю на приближающиеся сигареты с лестницы и мой мерцающий телефон. Понимаю, мои тоже уже близко. Идут уверенно. И проглатываю кусок.
Рядом припарковались шведы. Они тоже последние на стоянке. На лобовом стекле – бумажка. Вот, думаю. Им выписали штраф! Но оказывается, нет, водитель сказал, что действительно не смог оплатить парковку, т.к. у него тоже не VISA. Так норвежцы приложили ему красивую бумажку – вы можете заплатить наличными в будке у фуникулера, в ней будет специальный человек до 5 утра. Вот так. Швед сказал, что норвежцы вообще редко штрафуют за парковку. Чаще всего кладут такие вот записки. У меня уже не было сил спрашивать, это касается только шведов или всех?))
Мои выплыли на полусогнутых из тьмы. И мы блаженно ехали в ночи обратно. Жена пела всю дорогу песни, чтоб я опять не уснул. Благоверная моя! Родна из лучших ночей в нашей совместной биографии.