День третий - 24.07.2011 - Осло - Холменколлен - (Drammen - Hoydalsmo - Dalen - Nomeland - Lauvvik - Oanes) - кемпинг (470 километров за день)
С утра я пошел в контору забирать арендованную машину. Заказывал самую дешевую и маленькую Volkswagen Polo, но я знал из чужой практики, что крайне вероятно ее отсутствие в момент получения. Так оно и получилось. А поэтому совершенно бесплатно контора подняла уровень машины и выдала что-то из доступного. Так в нашем распоряжении на целую неделю оказалась Toyota Avensis. Поездка на ней началась впечатляюще. Сначала я очень долго пытался ее завести (оказалось, что для этого зачем-то надо давить на сцепление), потом я также долго пытался включить заднюю передачу (никак не думал, что для этого вместе с ручкой надо еще и кнопку какую-то нажимать), короче все сделано с предохранением...
Но ничего. Освоился за минуту, да наверно даже за полминуты и никогда после этого за всю последующую неделю не укладывался в скоростной режим. Ну не мог я так ездить. В деревнях разрешено максимум 50 км/ч, на трассе - 80, а на магистралях - 100, ну совсем иногда - 110... Но больше, чем на 40 км/ч я этот разрешенный максимум никогда не превышал. Честно!
Сперва поехали на всемирно известный трамплин Холменколлен. Зачем? Не знаю! Наверно, чтобы, как поется в песне Семена Слепакова, "не быть белой вороной". Из-за того, что в Осло практически нет достопримечательностей, всех туристов зачем-то возят туда. Осмотр трамплина занял у нас 10 минут, не больше. Конечно, можно было бы подняться на самый верх трамплина, но была очередь, а время терять не хотелось. Да и лазили мы уже с Катюшкой по этим самым трамплинам - страшновато. Например, 8 марта 2007 года, когда отдыхали в Зеленогорске Ленинградской области, нашли какой-то местный заброшенный трамплин. Помню, поднимались по лестнице - сомнительные ржавые и тонкие перила, обледеневшие ступени, древняя сварка. Дошли до первой площадки, высотой наверно с пятиэтажный дом, дальше взбираться не решились. Дул сильный ветер, все раскачивалось. Понятно, что Холменколлен - совсем другой уровень, но никаких новых эмоций испытать было невозможно...
Уже идя к машине, увидели, что на стоянку заехало сразу 5 автобусов с японцами. Или с китайцами? А может быть, южно-корейцами? Ну, наверно, точно уж не жителями КНДР... Будем надеяться, что после осмотра трамплина они получили много больше удовольствия, чем мы... Кстати, для информации, трамплин в Холменколлене - самый старый трамплин в мире! Первое соревнование на нем состоялось аж 31 января 1892 года...
Ну а дальше собственно и началось наше путешествие на автомобиле. Готовясь к поездке я с упоением читал на различных сайтах отчеты наших граждан, как оказалось, в многочисленном количестве путешествующих на собственных машинах по Норвегии. При этом маршруты исчислялись минимум 15 днями. Мы жы не могли себе позволить на такой большой срок покинуть родину, поэтому наше турне ограничилось 8 днями. Но и этого хватило с лихвой... В первый день поездки мы пересекли Норвегию с востока на запад. И началось. Не успели мы проехать город Драммен, что совсем недалеко от Осло, как в одной деревушке столкнулись с первым бурлящим потоком воды, который нас заинтересовал своей мощью и красотой...
Через полсотни километров - с еще одним... Да-а-а, подумалось тогда, с такими остановками мы долго будем ехать весь наш маршрут... Но самое интересное, что, как оказалось, эти мощные бурлящие потоки воды на фоне городских построек (как в первом случае) и природы (как во втором случае) были не только не красивы, но вообще ни о чем... Вся красота была впереди!
Глядя на эти начинающиеся в нашем путешествии красоты, я хочу сделать небольшое отступление по поводу одного из вопросов в Норвегии, так меня заинтересовавшего. А именно огромного дорогого уровня жизни местного населения. А оказалось вот оно что... В 1960-х годах в Северном море открыли месторождения нефти, и Норвегия стала одним из крупнейших поставщиков нефти и газа. И хотя разведанных запасов нефти хватит ещё на сто лет, а газа и того больше, часть выручаемых средств поступает в Фонд будущих поколений, который должен обеспечить нынешним детям высокий уровень жизни в будущем. Если россияне ставили себе целью удвоение ВВП к 2012 году, то Норвегия уже занимает третье место в мире по ВВП на душу населения. Россия (для сравнения) – лишь на 53 месте! Если в России «материнский капитал» предоставляется в связи с рождением второго ребенка, то в Норвегии дети считаются национальным достоянием, и каждый ребенок имеет долю в Фонде будущих поколений, который формируется за счет средств, выручаемых от продажи нефти. Именно поэтому на улицах Норвегии постоянно встречаются семьи с тремя детьми! По опубликованному докладу ООН о человеческом развитии в 2010 году в рейтинге стран мира по уровню жизни Норвегия занимает первое место, а Россия – на 65 месте! Почему в Норвегии такой высокий уровень жизни? Да потому что условия жизни в этой северной стране нелегкие. Если не поддерживать людей материально, то люди покидают северные районы. Россия тоже северная страна, но у нас уровень жизни несравнимо более низкий, – поэтому многие уезжают. Норвегия – очень дорогая страна. Даже сами норвежцы предпочитают отовариваться на границе со Швецией в специально построенных шведами складах. Это не значит, что шведы живут и работают хуже. Уровень цен и уровень жизни в Норвегии завышается искусственно. Такова политика государства. Но государство не просто искусственно завышает цены, но и предоставляет своим гражданам соответствующие зарплаты. Поэтому живется норвежцам крайне легко...
Но как выживают туристы в этой стране, я, честно говоря, не понял. Раньше я думал, что дорого - это в аэропорту Шереметьево. Но в Норвегии - не дорого, там просто какой-то финансовый беспредел! Ладно, больше не будем об этом. Продолжим наслаждаться красотами...
После того, как дорога закончилась, мы на пароме пересекли Лисефьорд (Lysefjord), который считается одним из красивейших в Норвегии. Лисефьорд имеет длину 40 км и глубину 422 м. Кстати, что такое фьорд? Согласно толковому словарю, «фьорд - это узкий, глубоко вдавшийся в берег морской залив со скалистыми берегами». Встречается только в высоких широтах Северного и Южного полушарий, в частности, в Норвегии, Чили, Новой Зеландии, Северной Америке, Шотландии, Исландии, Гренландии и на некоторых арктических островах. Зимой фьорды свободны ото льда, поскольку омываются теплыми морскими течениями... Вечерело, и мы остановились в кемпинге Прейкестолен