Вы спросите, что мы привезли из Норвегии. Конечно, сувениры. И две с половиной тысячи фотографий.
Но, самое главное – впечатления.
Норвегия в очередной раз наполнила нас красотой и гармонией.
И мы будем вспоминать ее долгой скучной петербургской зимой – и мечтать о следующей поездке.
Чтобы в следующей поездке снова увидеть
восход солнца вечером.
Чтобы в следующей поездке снова увидеть
водопад, падающий вверх.
Вы опять скажете, что так не бывает.
Но мы же были в стране троллей – там и не такое бывает. Читайте здесь
Загадки и сюрпризы норвежских троллейВ этом отчете я не буду строго следовать хронологии путешествия.
Когда восхищаешься ледником – уместно сравнить его с другими ледниками, которые, естественно, посещались в другие дни. А водопады – с другими водопадами.
Но начну я с горных дорог – это моя страсть.
Горные дороги и серпантиныПлан путешествия включал много горных дорог и серпантинов.
***
Aursjøvegen*** TrollStigen (Лестница Троллей) и Ørneveien (Дорога Орлов) (пройдены ночью и в тумане - см.
выше)
*** Gamle Strynefjellsvegen (Старинная, сделанная вручную, Fv258-я дорога)
***
Tindevegen ***
Bjorgavegen (Снежная дорога, Fv243)*** Сталхеймский серпантинчик
***
Дорога к ферме Kjeasen***
Roldalsvegen (Fv520)И другие
На некоторых я уже бывал, но большинство планировал посмотреть и прошерстить колесами впервые.
Про нашу туманно-ночную поездку по Лестнице Троллей и Дороге Орлов я уже писал.
Было очень прикольно проехаться по ним ночью и в очень густой туман.
258-ю дорогу нам пришлось пропустить – из-за плохой погоды и отставания от графика.
Поэтому начну с высокогорной дороги Aursjøvegen.
AursjøvegenAursjøvegen соединяет дорогу Fv311 (62.667234, 8.531031) и дорогу Fv191 (62.421801, 8.318160).
Она действительно горная – узкая, с длинными и местами крутыми серпантинами, грунтовая почти на всем своем протяжении, поднимается на высоту почти 900 метров над уровнем океана.
Дорога платная – 100 НОК. Для оплаты нужны монеты или банковская карта – иначе не поднять шлагбаум на въезде.
Дорога была построена для обеспечения функционирования электростанции Aura в 1927-1950 годах.
И мачты ЛЭП стали с тех пор неотъемлемой частью пейзажа.
Для нас она была первой горной дорогой в этом путешествии и одной из самых длинных (64 км).
Обстоятельства заставили проехать ее дважды. Один раз – днем, не торопясь, останавливаясь на небольшие треки, фотостопы и даже на ночевку. Второй раз – в диком темпе, в проливной дождь и сильный туман, поздним вечером-ночью.
Первый раз мы ехали в направлении от Sunndalsor’ы к Eikesdalen. Сперва дорога идет вдоль реки Litldalselya, затем по берегу изумительного озера Dalavatnet.
Следующее озеро – Litlvatnet – предстало перед нами почти без воды. В этом году жарко и к середине июля многие горные источники воды уже не так многоводны. Впрочем, водопользование здесь регулируется плотинами на горных озерах – и, может быть, именно в этом причина.
Далее начинается подъем в горы, серпантин с очень крутыми поворотами.
Еще пара километров – и озеро Holbuvatnet с плотиной, а сразу за ним – большое озеро Osvatnet, на берегу которого мы и решили остановиться для ночевки.
Место прекрасное. Озеро, горный простор, освещенные заходящим солнцем склоны гор.
Пока разбиваем лагерь, солнце опускается совсем низко. Оно освещает облака снизу – красно-розовым пламенем закатного света.
Берега озера – каменные лбы, в больших и малых углублениях – лужи и лужицы. Вода в озере отражает красно-розовый окрас неба.
Мы находимся на высоте более 850 метров, ветра нет, не холодно. Камни прогрелись в течение жаркого дня и теперь медленно отдают тепло обратно. Вода в озере, а особенно в ваннах-лужицах, еще теплая. С удовольствием умываемся после долгой дороги.
Совсем темнеет. Краски заката становятся огненно-дъявольскими. Прямо адский огонь висит над дорогой!
Утром мы продолжаем путь по Aursjøvegen. Дорога пустынна, машин почти нет.
Только пешая парочка встретилась нам на пути. Откуда и куда они идут, по этой пустынной 64-километровой горной дороге?
Оба с рюкзаками, и рюкзаки выдают в них бывалых путешественников.
И видно, что по крайней мере один из них недавно купался.
Погода совсем не напоминает вчерашнюю. Тучи, облачно, хотя дождя пока нет.
Вдали, в сизой дымке - горные вершины.
Дорога идет на юг вдоль четырех озер – Osvatnet, Langvatnet, Sandvatnet, Torbuvatnet, образующих один весьма протяженный водоем. А потом выходит на берег большого горного озера Aursjoen и резко поворачивает на северо-запад.
По берегам озер разбросаны дачные домики. Они стоят прямо на каменных лбах и не требуют фундамента. Часто имеют высокий настил, учитывающий глубину снежного покрова. Заборов нет, ну разве что такой:
Далее дорога идет в долине реки Aura, на высоте около 900 м. С обеих сторон – горные хребты со снежниками и водопадами.
Одно из самых интересных мест на дороге – уступ Aurstaupet, рядом с одноименным водопадом на реке Aura.
В этом месте горное ущелье обрывается в долину вертикальной скальной стенкой.
Верхняя площадка уступа доступна без труда – 5 минут от уширения дороги, на котором можно оставить машину (62.401032, 8.369714).
С уступа открываются потрясающие виды на долину Eikesdalen. При хорошей погоде видно всю долину – аж до самого озера Eikesdalvatnet.
Обратите внимание на скальный язык (язычок по сравнению с Языком Тролля), выступающий над обрывом. Отсюда нельзя уйти без фотографий.
И вообще, место замечательное. Смотришь вниз – ты паришь высоко над долиной, озерами, еле-еле видной дорогой. Все-таки высота 888 м над уровнем океана.
А смотришь по сторонам – ты на дне ущелья, вокруг горы, с которых падают тонкие нити безымянных водопадов.
Тихо, пустынно, никого народа. Только вдали стайка немецких байкеров пропылила по дороге мимо нашей машины.
Но надо ехать дальше.
Дорога начинает спускаться. Поворот, обрыв, опять поворот, скала, снова поворот, поворот, обрыв… Довольно круто, машина все время стремится разогнаться, но лучше без этого. Твердое глиняное основание дороги покрыто мелким гравием, на котором колеса то и дело проскальзывают – при торможении или крутом повороте – ведь у меня обычная летняя шоссейная резина.
И вот уже долина Eikesdalen.
Когда навигатор покажет, что Вы опять проезжаете озеро Litlevatnet, не поддавайтесь желанию выбросить его (навигатор) в окошко.
Навигатор не врет и Вы не вернулись обратно.
Просто на том конце дороги было озеро Litlvatnet (помните - то, что без воды), а на этом - Litlevatnet. Вот такие два почти близнеца-тезки с обеих концов дороги.
Далее мы беззаботно прогулялись по дорожке к водопаду Mardalsfossen, перекусили и отправились в Гейрангер по Fv191.
Что было дальше – Вы уже знаете.
Ни о каком Гейрангере и не мечтайте – улыбнулись нам тролли.
Из-за оползня дорога закрыта.
Вместо запланированного пути Eikesdalen – Andalsnes – Geiranger (190 км, 3 часа 40 мин) навигатор предлагает два пути объезда:
- через Sunndalsøra - Eidsvag - Andalsnes (280 км 5 часов 30 минут)
- через Sunndalsøra - Oppdal (400 км 6 часов).
Какой маршрут выбрать – не ясно. Первый, конечно, короче и немного быстрее. Но паром! Успеем ли мы на паром в Linge? Ведь если не успеем – придется ночь провести на причале вместо оплаченного домика в Гейрангере.
В обоих случаях надо ехать обратно через Aursjøvegen. Так что на принятие решения у нас есть полтора часа как минимум.
Обратная дорога через Aursjøvegen доставила мне бездну удовольствия и незабываемые впечатления.
Потому что дождь, туман, наступающие сумерки – и почти нет машин на дорогах.
Дождь, грунтовая дорога стала скользкой. Машина упрямо ползет в гору.
Переключаем климат на обогрев, чтобы стекла не запотевали. Снаружи по ним текут потоки воды. Но внутри – тепло и уютно.
Пора бы поужинать. Ведь полноценного обеда у нас не было, а что нас ждет впереди – не ясно. Но и выходить из машины под дождь не хочется.
Как же мы забыли! Ведь на Aursjøvegen есть приют для туристов! Мы его открыли для себя утром и я писал о нем выше.Три навеса от дождя и домик с тролль-чайниками. Вот это подарок именно в дождь!
Ставим машину почти впритык ко входу, переносим сумки в домик, разжигаем газовую плитку, разогреваем супы Heinz, варим макароны, к ним есть шведские мясные консервы… Всем по рюмочке, а водителю – крепкий горячий кофе, ведь впереди несколько часов непростой дороги.
Возможно, было бы правильно растопить в домике очаг, заварить тролль-чай в тролль-чайниках, открыть бутылочку виски (снаружи-то холод и дождь) и глубокой ночью перейти от неспешной беседы к глубокому сну прямо в домике.
Домик шестигранный и вдоль стен шесть удобных скамеек. И специальные поролоновые валики трапецевидного сечения под голову. Остается только наволочку постелить и принести спальники из машины.
Если бы в Гейрангере коттедж был заказан на одну ночь – мы бы так, возможно, и поступили. Позвонили бы и отказались от брони.
Но у нас забронировано три ночи, в планах прогулка по фьорду, рыбалка, окрестности! Поэтому - прочь минутную слабость и вечерние соблазны! Собираем вещички - и в путь.
Начинает темнеть, низкие тучи – они не только в небе. Они стелятся прямо по озеру, по долине!
И дорога ведет нас прямо в эти тучи.
Проезжаем то место на озере Osvatnet, где сутки назад мы останавливались на ночевку.
Вот и машина норвежского рыбака. Одиноко стоит на берегу. Он приехал сюда сегодня утром, когда мы уже собрались уезжать. И аккуратно протиснулся мимо нашей машины, чтобы проехать в конец косы прямо к воде.
Ущелье сужается, начинается серпантин.
Темнеет, туман сгущается…
Домик на плотине – рядом, но его почти не видно.
Пассажиры замолкли…
Что еще добавить? Вот такая увлекательная поездка по горной дороге Aursjøvegen у нас получилась.
В тот день, вернее уже ночь, впереди у нас было еще несколько перевалов и крутых серпантинов. Дорога то петляла вдоль фьордов, то поднимала нас к перевалам, выше облаков.
А потом мы спускались и снова ныряли в дождь и тучу, вглядываясь в плохо различимую дорогу в надежде заранее разглядеть препятствия.
Продолжение следует