Прошлой зимой ездил с другом в Крым на машине с палаткой, поэтому все необходимое уже имелось: теплые спальники, плотное шерстяное одеяло для непропускания холода земли, нормальная палатка с накидкой от дождя, газовая горелка, термосы и т.д.
Конечно же мой верный рафчик. Чувствую, как его тянет из города. Обожаю тропы, маршруты без асфальта, где ты один на один с природой. Есть любители внедорожников, которые из города не выезжают и боятся слишком быстро ямку проехать, но я использую максимум возможностей) А потому нашел несколько интересных сайтов с маршрутами специально для таких, как я)
Забегая вперед, в некоторых местах было стремно осознавать, что второй машины рядом нет, телефоны не ловят, а до ближайшей дороги десятки километров)
Вобщем, оставалось сделать визу, спланировать маршрут и ждать отпуска.
Маршрут был описан просто в виде дат с городами. Кемпинги забронированы в виде мэйлов. Одна ночь в отеле Тромсе через букинг. Все без каких-либо предоплат, т.к. маршрут был примерный и мы не знали, где окажемся в тот или иной день. Совсем примерный)
Визы дали за пару дней.
Дело было в середине июня. Когда до отъезда осталась неделя, я случайно узнал, что оказывается для посещения одной из обязательных точек маршрута под Мурманском (Западная Немецкая бухта) нужен пропуск. Быстро все отправили, нашли все телефоны, долго упрашивали.. Но оставалась всего неделя...Это не срок для наших гос.органов, тем более, когда дело касается каких-то любопытных туристов. Вобщем, уже в Мурманске звонили уже знакомой тетеньке из службы пропусков, которая нас вежливо разочаровала. Бухта так и осталась неизведанной.
От Петрозаводска до Мурманска дорога просто восторг. Я никак не ожидал) По плану заехали в Кировск, думали попасть к озеру Гольцовому. Кировск хоть и выглядит старым советским городком, но есть в нем одна деталь, которая заставляет запомнить этот город - его расположение относительно гор. Это очень красиво!
По дороге к озеру Гольцовому я уже начал сомневаться, что это нам нужно) Говорят, летом туда несложно проехать. Но то ли лето поздно пришло в этом году, то ли зима очень уж снежной была)
Везде написано о дороге по "высохшему руслу", а пришлось ехать иногда по полколеса в воде. Камни, конечно, опасные там. Не говоря уже о насыпях в некоторых местах. Клиренса хватило ну прям едва-едва.
А потом, когда речку преодолели и выехали чуть выше - начались снежные завалы. Один почти растаял и немного поработав лопатой (пригодилась же!) мы проехали. А вот дальше уже было нереально. Даже колея на середине прерывалась, то есть кто-то не доехал и, наверное, с трудом выехал обратно. Вобщем, мы поставили палатку и полезли к вершине, откуда стекал ручей из таящего ледника.
Дальше был Мурманск, ничем особо не приглянувшийся. Сняли комнату в хорошей квартире, переделанной под хостел, утром закупили побольше еды в расчете на экономию в Норвегии, и поехали к Рыбачьему.
Самое неприятное, это ехать около 30 км по грунтовке до Среднего п-ва..Жесткие ямы, жесткий грунт. Для подвески не айс. Но потом попадаешь в такую бескрайнюю красоту, что об этом забываешь! А дальше выход к Баренцеву морю...А это как-никак Северный Ледовитый Океан!)) Друг мой купается зимой и летом в каждом попавшемся водоеме...А я по колено зашел для галочки - ноги сводит, дальше никак))
Перед границей заправили полный бак + канистру и поехали... Едва успели, т.к. с нашей стороны после 8ми вечера уже никого не пропускают. В норвежском пункте пропуска проверили паспорта и документы, дружелюбно расспросили о маршруте, посоветовали пару мест...Машину не осматривали, запасы еды на неделю и канистра бензина проехали без проблем) Никакой разницы в качестве дорожного полотна замечено не было. Очень уж хорошая трасса в Мурманской области! Разве что домики стали попадаться, деревушки..
Была уже ночь, но светило солнце... А я спать вообще не хотел. Цель у нас была - самая северная материковая точка Европы (сначала хотел в Нордкап). Доехали в итоге до красивых мест, заехали на горку и заночевали.
Прикол в том, что мы ошиблись полуостровом)) И вместо Нордкапа поехали в Гамвик. Просто карты были какие-то нечеткие, а названия все вылетели из головы)) Само собой интернета в тундре не бывает)
На следующий день погода портилась. Ехали много, особо останавливаться не хотелось.
Путь лежал через Альту в Тромсе. До Альты просторы незаселеные, дальше уже через деревушки дорога идет. Уже и не вспомню, где ночевали, но точно в палатке где-то. Отель только в Тромсе забукали. Погуляли, посмотрели. Атмосферно, красиво. Но не вставляет меня, кубинца в душе.
Вот смотрю на все эти городки норвежские (прибрежные не в счет) и вижу девственную природу, горы, тундру...А уже верхним слоем эти улицы проложены и дома. Конечно, Тромсе немного не так отражает это впечатление, а вот широкие улицы с зонами торговых центров как раз заставляют думать о том, что пришел человек и застроил бездушно все эти красоты.
Еще Америку напомнило. Хотя я там и не был никогда)) Фильмы как-то всплыли. С этими городками в пустыне, где низкие здания и квадратные торговые центры с огромными автостоянками. И уже начинаешь думать об огромных американских внедорожниках и маскл-карах, а потом видишь цену на бензин и возвращаешься в норвежскую реальность. Суровую и северную. Прохлада ощущается в воздухе. Но такая чистая, приятная.
Люди закрытые в большинстве своем, хотя и учтивые вполне. В магазинах, на улице..Никто ни о чем не расспрашивает. Мне это непривычно, я ж по Латинской Америке обычно катаюсь. А вот кубинский авось прокатывает. Парковку ни разу не оплатили, штрафа не получили. Но и места выбирали все-таки соответствующие, не на виду особо. Скорость превышать особо не хотелось по двум причинам: вокруг слишком красиво, нужно успевать наслаждаться, а я же один за рулем, Вадим не умеет. Ну и во-вторых, бензин нужно экономить, он же на вес золота там.
Тоннели впечатляют. Тромсе в этом плане вообще особенный город, там даже подземные перекрестки есть с круговым движением. Но и в других местах иногда в тоннель заезжаешь словно в шахту, вырубленную троллями. Уютно так...узко.
Для сокращения пути к Лофотенам проплыли немного на пароме. По деньгам получилось даже дешевле, чем затраты на бензин, если бы выбрали объезд залива по дороге.
В Баллстаде в домике рыбака заночевали. С самим рыбаком) Понравилось.
Но городок настолько тихий, что даже не по себе.
Дальше до А съездили, в гору поднялись и двинули в обратный путь.
Да уж, сумбурный отчет получился, но ничего не поделаешь - кроме гор, неба и тундры ничего не тронуло. А этого в отчете не опишешь, разве что в фотографиях все выразил.
Ну и чем ближе к России, тем больше это ощущалось. Сначала сосновые леса Швеции, потом русская речь в Финляндии и все больше превышающих скорость автомобилей...
Что уж говорить, по дороге к Питеру было даже как-то не по себе от того, что тебя все обгоняют))
Приехали мы на 4 дня раньше планируемого срока. Всего проехали 7000 км за 9 дней и потратили по 30 тыс.руб. В основном на бензин.
Мне многие говорят, что надо в южную Норвегию ехать, мол там по-другому.
А я уверен, что северная мне гораздо ближе, ведь там откровенно мало народа, гораздо больше простора и гораздо меньше всяких ограничений. Не думаю, что где-то под Осло мы бы так спокойно съезжали с дороги на ближайший холм и ночевали без чьего-либо внимания...
Я задавался вопросом, а стоило ли ехать вообще в Норвегию в таком формате, когда в Мурманской области в части тундры не менее красиво и так же просторно..Все-таки стоило! Рыбацкие городки Лофотенов как бы там ни было оставляют след, я не могу сравнить их с какими-то другими местами. Но если еще раз захочется на север - вполне достаточно будет ограничиться горами Хибин, Рыбачим полуостровом и близлежащим районом. Когда будет машина посерьезней, обязательно вернусь!