дней. Грех было отказываться от такого заманчивого предложения, поскольку самостоятельно в те края мы вряд ли бы когда собрались.
Итак, 27 марта мы вылетели в Осло, а оттуда – в Лонгйир (Лонгйирбюен).
Для тех, кто не в курсе, а «гуглить» лень – чуть-чуть о Шпицбергене.
Шпицберген (Svalbard, Грумант) – архипелаг в Арктике, состоящий из трех крупных островов: Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и остров Эдж; а
также кучи мелких островов, расположенных по соседству. До 1920 года Шпицберген являлся «ничейной» территорией. С 1920 года находится под юрисдикцией
Норвегии, а с 1925 года входит в состав Королевства Норвегия. Договором о Шпицбергене зафиксировано право всех государств, подписавших данный договор
(ныне таких более сорока), заниматься хозяйственной деятельностью, но в рамках законодательства Норвегии. За СССР, и впоследствии, за РФ зафиксирован
«особый» статус на Шпицбергене.
Основными хозяйствующими субъектами являются Норвегия и Россия. Фактически, в настоящее время здесь развиваются три вида хозяйственной деятельности:
добыча угля, научная деятельность и туризм.
Вся жизнедеятельность сконцентрирована лишь на самом большом острове архипелага – Западный Шпицберген.
Всего на Шпицбергене проживает чуть более 3 000 человек. Лонгйир – «норвежская» столица Шпицбергена и главный транспортный хаб архипелага (порт и аэропорт).
В нем проживает порядка 2,5 тысяч человек 42 национальностей. Среди них есть даже тайцы и филиппинцы. Первые заняты в сфере обслуживания (официанты,
уборщики и т.п.), а вторые – в порту и на кораблях. Второй по величине поселок – «русская» столица Баренцбург (около 400 человек), затем идет норвежский рудник
Свеагруве, где живут вахтовым методом шахтеры (правда в настоящее время норвежцы собираются закрыть этот рудник, а поселок законсервировать), Ню-Олесунн –
международный научный центр, российский поселок Пирамида, и польская научная станция, расположенная недалеко от Лонгйира.
Единственной российской компанией, осуществляющей деятельность на Шпицбергене является «Арктикуголь». Теперь в ее составе есть центр арктического туризма,
который и организовал наш тур.
Ночным рейсом мы прилетели в Лонгйир, где нас встретил наш гид. От турцентра за нами приехал автобус, из которого высадилась группа наших предшественников,
улетающая домой. Поздоровались, обменялись парой реплик..
Дифирамбы в адрес гидов удалены. Автопутешественник
Дорога на Шпице всего одна (она же и асфальтированная), около 10 км, и идет она из аэропорта в Лонгйир. Так что ехали мы недолго.
Ночевали мы в «Radisson Blu Polar Hotel» . Хоть и 4 звезды, а как-то… не очень – и потолки в номере низкие, и санузел дешевенький – стеновые панели пластиковые,
экран под ванной косенький и вентиляционный блок из стенки вывалился, да и ощущение пыльности какое-то осталось, хотя пыли вроде не было. В общем, «Ревизорро»
на них нет.. Правда, панорамный вид из ресторана порадовал, да и шведский стол на завтрак был хорош.
На Шпицбергене до сих пор существует традиция снимать обувь в помещениях. Эту традицию заложили шахтеры, чтобы не носить угольную пыль в дом. Вот и «Редиссон»
начинается с прихожей, в которой стоит стеллаж для обуви. Вошел, разулся, а дальше или босиком или в тапочках (они лежат на этом стеллаже.. ну или где-нибудь
по соседству). Если не разуваться, то никто претензий не предъявит, но это как-то не комильфо..
Утро следующего дня выдалось хмурым и ветреным, неба не было, и Лонгйир не казался приветливым
Гостиница «Редиссон»
Улицы Лонгйира
После завтрака гид повел нас экипироваться и знакомиться со снегоходами, на которых нам и предстояло провести ближайшие пять дней. На самом деле, перед поездкой
мы озадачились закупкой одежды, поскольку собирались «на севера», а ничего подходящего, по нашим представлениям, у нас не было. Но, по сравнению с тем, что нам
выдали в турцентре – комбинезоны, перчатки, сапоги наша одежда была «ни о чем» - на снегоходах мы в ней превратились бы в сосульки минут через 10.
Из нашей компании никто на снегоходах никогда не ездил. Поэтому сначала краткий курс на тему «как они ездят», и - вперед!
В первый день нам предстояло пройти около 70 км – мы отправились в Баренцбург.
Погода менялась стремительно – то снежные заряды и сильный ветер в лицо, то ослепительное солнце и практически полное безветрие.
Иногда на склонах гор виднелись вот такие строения
Как оказалось, это – дачи норвежцев. Здесь они любят отдыхать от…. городской суеты. Не знаю как там внутри, мож и Версаль, конечно (но вряд ли), а снаружи - совсем
скромненько. И еще деталь – часто эти «сараюшки» стоят довольно далеко от Лонгйира (несколько часов ходу на снегоходе), а как мы помним – транспорт летом по
Шпицбергену не ездит. Это как же надо любить уединение, чтоб пешком шлепать в такую даль..
До Баренцбурга добрались без проблем, хотя дорога и была напряженной. Сказывалось отсутствие опыта и дороги как таковой – снегоходы норовили ехать куда сами
хотели и приходилось все время их подруливать, да и на неровностях довольно прилично потряхивало. Пару раз гидам приходилось помогать нам, поскольку наш снегоход
никак не хотел слушаться руля и норовил сползти по склону вниз.
Как оказалось при осмотре – у снегохода повредилась направляющая на одной лыже. Федя отдал нам своего «коня», а сам пересел на наш (вот что значит мастерство
– даже с поврежденной лыжей снегоход его слушался).
В Баренцбурге заселились в отель с одноименным названием. Несмотря на то, что это просто отремонтированная старая советская гостиница, номера оказались очень
приличными, теплыми и уютными. А как бонус – воду можно пить из-под крана. Да, и еще очень приятный момент – на территории городка Мегафон по московским тарифам.
Вечером нас ждал отличный ужин в отельном ресторане. Причем, печень трески, салатом из которой нас угощали, сотрудники турцентра заготовили сами, наловив рыбы в
межсезонье. А еще была дегустация самодельных настоек и фирменного коктейля «78-я параллель» (крепость которого как раз 78 градусов).
После ужина – экскурсия по поселку и посещение музея поморов. Экскурсоводом выступил руководитель турцетра . После экскурсии прогулялись по синему вечернему
поселку. Главная улица Баренцбура – улина Ивана Старостина. Вдоль нее собственно и расположены основные здания: административное здание «Арктиугля», отель
«Баренцбург», школа, больница, хостел «Помор», дом культуры, пивоварня.
Школа
Самое старое здание
Стела, посвященная шахтерам и памятник первому подсолнуху, который здесь вырос
Спорткомплекс
Часовня, построенная в память шахтеров, погибших в авиакатастрофе в 1996 г.
В настоящее время, основная деятельность местных жителей связана с добычей угля (для обеспечения поселка и продажи за рубеж), а так же начал развиваться
туризм. А раньше здесь работала швейная фабрика, на которой, кстати говоря, шилась форма для норвежской олимпийской сборной 1994 года и детская одежда
очень высокого качества.
На следующий день мы отправились к одной из достопримечательностей – Исфьорд-Радио. Сегодня погода нам улыбалась.