Содержание
1-й - 3-й день, 18-20.06
Москва – Хельсинки – Турку – паром – Стокгольм - дорога в Норвегию – Åmotan (Linndalsfallet)
4-й день, 21.06
Åmotan - Sunndalsøra (горная дорога) – Aurstaupet – Mardalsfossen – Лестница Троллей – Паром Linge-Eidsdal - Ørnesvingen
5-й день, 22.06
День в Гейрангере - на лодке по фьорду - Flydalsjuvet - Storsæterfossen
6-й день, 23.06
Гейрангер – Dalsnibba - Lovatnet – Kjenndalsbreen – Boyabreen
7-й день, 24.06
Nigardsbreen – экскурсия на ледник – снежная дорога - Stegastein - Гудванген
8-й день, 25.06
Гудванген – Stalheim Hotel - Tvindefossen – Берген (набережная, Ганзейский квартал, фуникулер)
9-й день, 26.06
Bordalsgjelet Gorge (ущелье) - Vøringfossen – Husedalen – Ædnafossen - Odda
10-й день, 27.06
Подъем на Язык Тролля - Låtefossen Waterfall
11-й день, 28.06
Låtefossen Waterfall – Langfoss – Прекестулен
12-й день, 29.06
Stavanger - каменный обвал - Heddal stavkirke
13-й день, 30.06
Oslo - дорога к Стокгольму
14-й день, 01.07
День в Стокгольме - паром до Турку
15-й - 16-й день, 02.07 - 03.07
Турку - Хельсинки - Москва
Наш маршрут (в районе лестницы тролля и до озера Lovatnet гугл строит объездной дорогой, т.к. зимой прямая дорога закрыта)
Предвведение
Идея рассказать о нашем путешествии была еще когда только планировали саму поездку. Но все как-то откладывали. Тут совесть совсем замучила, ведь многие как раз сейчас начинают планировать свои поездки. И если для кого-то наш отзыв окажется полезен, мы будем очень рады
Бонус: помимо подробного описания поездки по Норвегии будет еще небольшой фрагмент про Хельсинки и Стокгольм.
"Когда-то, давным-давно, на ее месте лежал огромный ледник, покрывавший всю территорию страны тысячи лет. Постепенно, с потеплением климата, ледник отступал на север, а следом за ним, по пятам, шли Люди. Увидев великолепие этой страны, они остались здесь и назвали себя "норманнами" (Людьми севера). Однако в скором времени, они заметили на этой земле многочисленных странных созданий, которые обладали сверхъестественной силой, но в то же время были очень осторожны, давая себя обнаружить. Люди стали звать их Троллями."
Введение
Где-то в начале марта решили с женой обсудить, куда бы поехать отдыхать в этом году. Сошлись на том, что хочется чего-то необычного и так, чтобы на своей машине и может быть с палатками и может куда-то относительно экономно:
-Финляндия? Там друзья живут, заодно навестим.
-Тогда может Норвегия? Там же совсем рядом. Давно ж хотели туда съездить, по горам, по фьордам…
(полезли смотреть карту)
-А ты уверен, что это реально? Надо почитать…
(полезли читать отзывы, насмотрелись фото)
-Реально! Хочу!
Так мы решили поехать в Норвегию. Дальше началось активное чтение форума, анализ отзывов, составление маршрута, выбор дат. В итоге к концу первой недели апреля у нас был составлен конечный маршрут (более подробно об этом тут) и мы сразу побежали покупать билеты на паром Турку-Стокгольм-Турку. Потом виза, мучительные выборы снаряжения в непрерывных чтениях форума (палатки, спальники, трекинговая обувь). И наконец июнь! Мы во всеоружии и считаем дни и минуты до долгожданного отпуска.
Поподробней о параметрах маршрута
Когда: 18 июня – 3 июля 2016 года (16 дней)
Куда: Москва-Хельсинки-Норвегия (центр и юг)-Стокгольм-Москва. Общий пробег составил 6122 км
Погода: от +15 до +25 градусов днем, в горах холоднее (от +5 до +10 градусов), ночью температура опускалась до +7 градусов. В целом с погодой повезло, полностью дождливый день за все время был только один (в тот раз звезды совсем не сошлись с учетом грандиозных планов, которые все же реализовали, держим интригу...). Несколько раз дождь заставал в пути, но шел недолго. Стоит отметить, что в Норвегии погода меняется очень быстро, поэтому фраза про Норвегию «если ты приехал на точку и все в тумане, подожди 15 мин и все поменяется» действительно справедлива, убеждались на своем опыте не раз.
С чем поехали:
Состав: 2 человека=2 водителя
Транспорт: Ford Focus III универсал, расход по приборам ~7.8 л на 100 км.
Одежда: на любую погоду от 0 до +25 градусов, а также важно – непромокаемые куртки и штаны.
Ночевки: в палатке преимущественно вне кемпингов
Питание: по принципу «все включено с собой» - заранее составили примерное меню на всю поездку и закупились консервами, крупами, взяли пару штук одноразового гриля пожарить местную рыбку (забегая вперед можно не брать его с собой, в местных магазинчиках он продается везде и стоит не дороже, чем в Москве), 2 канистры воды по 5 л (пополняли запасы питьевой в кемпингах, техническую в ручьях), чай, растворимый кофе, соль, сахар, вкусняшки в дорогу (мармеладки, орешки, сухофрукты, печенье), геркулес на завтрак, бутылка джина для согрева
Снаряжение: палатка с высокой влагозащитой (Tramp Rock 3),
спальники до 5 градусов, самонадувающиеся коврики и подушки, плотная пленка (пригодилась как доп. защита от влаги и грязи – стелили под палатку при ночевках после дождя), трекинговые палки (почти не пользовались), газовая горелка Primus Eta Power (компактная, в удобном чехле, сразу с кастрюлей, сковородкой-крышкой и ветрозащитой, очень экономично использует газ),
4 газовых баллона по 450 мл (перебор: за 2 недели использовали только неполных 2),
раскладной стол Tramp TRF 008 (оказался очень компактный, легкий и удобный)
2 раскладных стула, трекинговая обувь (любительская из Декатлона, нам было вполне комфортно), вилки-ложки-ножи, набор для гриля (металлические щипцы, лопатка, вилка), одноразовая посуда, консервный нож, пара пластиковых мисок и чашек, термокружки, разделочная доска, спички, быстросохнущие полотенца, плащ-дождевик, репиленты, фотоаппарат, экшн-камера, бумажные полотенца, салфетки, туалетная бумага, термосервирователь Tupperware (оказалась удобная штука для быстрого и экономного приготовления круп, залил кипятком и готово и кастрюлю снова мыть не надо), мини-лопата, губка и средство для мытья посуды, аптечка (к счастью почти не пригодилась – использовали только витамин С для профилактики простуды и долобене от боли в сильно уставших коленях (об этом позже)).
Навигация: Navitel и Osmand, скаченные в телефон с картами России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Заранее отметили путевые точки, кемпинги и фотостопы. Osmand понравился больше - обновляется чаще, поэтому там учтены уже новые дороги, веселил всю дорогу своим «сигнал ДжиПись востановлен»
Финансы: всего на поездку с учетом всех экскурсий, сувениров и транспорта ушло примерно 125 тыс. руб. по тогдашнему курсу: 4500 крон наличными и 88 тыс. рублей по карте. В основном везде расплачивались картой. Очень мало мест, где карты не принимают, но все же они есть (например внутренние паромы, некоторые парковки у природных достопримечательностей, частные платные дороги). Поэтому хорошо бы сразу иметь с собой некоторую сумму в кронах и желательно немного мелочи монетками.
1. Основная статья расходов – бензин, на него ушло примерно 45 000 руб., расплачивались за него везде картой, на многих заправках по-другому и не получится.
2. Паром: Турку-Стокгольм-Турку - 226 евро за 2 чел. с машиной, внутренние паромы в Норвегии каждый ок. 103 крон за 2 чел.+машина, всего внутренних переправ у нас было 4 шт.
3. Еда: поскольку очень много еды брали с собой, то в пути покупали только какие-то вкусняшки и пару раз рыбку пожарить (примерно 99 крон упаковка из 4 стейков) и, не удержались, попробовали дикого лосося в Бергене (360 крон 300 гр).
4. Жилье: в кемпинге останавливались только 2 раза ок. 200 крон за двоих за ночь.
5. Платные дороги: заранее зарегистрировались на сайте https://turistportalen.csautopass.no/english для автоматического списания платы и всю дорогу не думали о поиске места для оплаты. Списывается 300 крон при первом прохождении платной дороги, затем тратятся эти деньги, если они заканчиваются, списывается еще 300 крон. Затем через 60 дней неиспользованные средства возвращаются обратно на карту. К слову при въезде на платную дорогу висит знак и наверху считывающие устройства, а не пропускные пункты с оплатой как у нас. Поэтому как происходит списание оплаты, если ты не зарегистрировался, мы так и не поняли. Всего на оплату государственных платных дорог ушло около 300 крон (примерно 2300 руб. по тогдашнему курсу).
6. Развлечения: аренда лодки по фьорду на 3 часа 900 крон, экскурсия по леднику с кошками на 3 часа 660 крон за человека, фуникулер в Бергене 45 крон на человека в одну сторону
7. Парковки: Язык тролля 200 крон, Прекестулен 150 крон, Берген 220 крон, Ставангер 44 кроны, Стокгольм 155 крон, остальное по мелочи
8. Сувенирка: ну тут кто сколько хочет, цены немаленькие по нашим меркам.
Забегая вперед маршрут реализовали почти на 100%, ничего лишнего не было, нагрузка по дням очень оптимальная как физически, так и по километражу, и все места стоили того, чтобы их посетить.
Огромная благодарность за помощь в составлении маршрута Автопутешественник, Trolll и m.e.g
Хозбыт заметка:
1. Очень удачной оказалась подсмотренная где-то в отзывах идея упаковки вещей в пластиковые контейнеры. Мы брали всего 3 шт.: один большой (там хранили запасы впрок, доставая по мере необходимости) и 2 средних, в которых лежало все самое необходимое для быта и готовки на каждый день (ножи, вилки, немного круп, пара банок консервов, чай, кофе, соль, немного одноразовой посуды, по одной пачке бумажных полотенец и туалетной бумаги и т.д.)
2. Почти всегда случайно наши места стоянок оказывались рядом с каким-нибудь ручейком, поэтому особых проблем с помыть посуду не было, но вода в ручейках горная, поэтому очень холодная. На всем пути вдоль дорог очень много бесплатных остановок для отдыха с туалетом и горячей водой, где всегда можно умыться и помыть посуду при необходимости.
3. Готовили в основном 2 раза в день – утром варили кашу и чай/кофе на завтрак, вечером готовили ужин из какой-нибудь крупы из расчета на 2 приема пищи + консервы. Остатки готовой крупы складывали в контейнер и на следующий день ели на обед с новой порцией консервов, не тратя время на распаковку всей походной кухни и любуясь каким-нибудь красивым видом за столиком (столиков с лавочками очень много вдоль дороги в самых неожиданных и даже глухих местах).
4. Много обсуждается, нужна ли специальная трекинговая обувь и одежда для таких поездок. Тут каждый делает выбор сам, в зависимости от финансов, целей и сложности маршрута. У нас очень сложных треков не было, но, прочитав за и против, решили все-таки приобрести любительскую обувь и не пожалели. Покупали в Декатлоне, для наших целей очень хорошее оказалось соотношение цена/качество. Мы не надевали ее на каждую прогулку, но были ситуации, когда она была действительно необходима. Пару доводов в пользу покупки: много раз выручала нескользящая поверхность когда прыгаешь по камням после дождя, влагозащита также оказалась полезной в дождливые дни, ну и конечно фиксация голеностопа была очень кстати как страховка при спусках на разных тропах. А вот трекинговые палки нам почти совсем не пригодились, возможно, мы просто не умеем ими пользоваться. И очень важно – очень были довольны, что взяли непромокаемые куртки и тонкие болоньевые штаны. Когда идешь в трек не думаешь, что надо с собой дополнительно тащить какие-то зонтики или дождевики и, главное, сухим путешествовать гораздо комфортней
5. По советам из отзывов брали с собой удлинитель на 30 метров для зарядки в кемпингах электроники, но ни разу не воспользовались. Телефоны, power bank, action камеру заряжали по пути в машине от прикуривателя, а для фотоаппарата был сменный аккумулятор, который два раза заряжали в кемпингах.
А теперь обо всем по порядку...
Продолжение следует