Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Впечатления, отчёты о Норвегии от побывавших там. Норвегия отзывы о самостоятельных путешествиях. Отдых в Норвегии.

Сейчас этот форум просматривают: Apple [bot] и гости: 1

Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #1

Сообщение odeshevykh » 15 сен 2018, 23:23

Этим летом я все-таки нацелилась посмотреть Норвегию. Особенно заманчиво для меня выглядела идея прокатиться по красивым дорогам вдоль фьордов и побывать наконец на атлантической дороге. Но вот найти компанию для поездки оказалось довольно сложной задачей, поэтому, прикинув во сколько мне обойдется поездка в одиночку, я решила ехать на своей машине. Заодно захватить походных вещей для проживания в кемпингах, так получится еще и дополнительно сэкономить на жилье, да и некоторый запас продуктов можно было привезти с собой. Основная проблема была только в одном - моя машина уже пару лет назад перешагнула порог совершеннолетия и был риск, что всю намеченную программу она может не осилить. Но осмотр в сервисе не выявил никаких проблем, препятствующих поездке, все только с сомнением посмотрели на девочку за рулем, решившую преодолеть около 6тыс км на механике.

Маршрут:
Ехать планировалось через Ригу, там по 3 дня в ту и в обратную сторону отдыхать от вождения, а далее паромом переправляться в Швецию и оттуда уже по суше до Норвегии. Рига была выбрана как промежуточный пункт в основном из-за того, что ее я тоже давно хотела посмотреть и к тому же там у меня были знакомые. А вот дешевле по словам знающих людей плыть паромом из Турку. Маршрут по Норвегии был сделан примерный, отмечены ориентировочные места ночевок, но заранее ничего не бронировала и была возможность внести изменения как пойдет. Получилось так:
13-15июля: дорога до Риги
16-19июля: Рига, вечером 19июля паром Ventspils - Nynäshamn
20июля: Nynäshamn - Tangen
21июля: Tangen - Åndalsnes
22июля: Rampestreken + лестница троллей
23июля: атлантическая дорога
24июля: Åndalsnes - Geirangerfjord - Ørsta
25июля: остров Рунде
26июля: Ørsta - Nigardsbreen
27июля: Nigardsbreen - Flåm
28июля: Flåm - Leira
29июля: Leira - Kristinehamn
30июля: Kristinehamn - Örebro - Nynäshamn, вечером паром обратно в Латвию
31июля: Ventspils - Рига
1-3авг: Рига
4-5авг: дорога домой

Жилье:
По пути в Латвию и в Риге бронировала через букинг, по Швеции и Норвегии планировала жить в кемпингах и пользовалась сайтом https://www.norcamp.de/en/norway/camping.map.0.html
Вообще мне показалось, что размещаться в кемпингах вполе комфортно: можно встать и с палаткой, и домик снять (но делать это лучше заранее и если вас 2 или более), или приехать на кемпере и жить в нем. С наступлением темноты все затихают, ни разу не слышала ни разговоров, ни пьянок, ни громкой музыки после 22. Для палатки оплата в основном за 1 место + дополнительно платится небольшая сумма за каждого взрослого + иногда есть дополнительная оплата за детей и домашних животных. Душ практически везде за дополнительную плату, либо монетками, либо жетонами, которые покупаются на ресепшене. Ресепшен не круглосуточный, обычно работает до 22, поэтому хоть и темнеет поздно, с заселением я старалась не задерживаться. Электричество тоже платное, я даже брала с собой удлиннитель, но по факту он мне не пригодился. Гаджеты заряжались в машине по пути, а готовить можно было на общей кухне, куда я таскала свой чайник и посуду. Но розетки на кухне хоть теоретически и предназначены для чайников, холодильников и т.п., но никто не мешает поставить там и телефон на зарядку. Про посуду встречала отзывы, что можно не везти и пользоваться общей, которая есть на кухне. Но по факту она не всегда есть, а то, что есть, не всегда приятно даже в руки брать, так что я даже пожалела, что взяла только 1 кастрюльку, мне ее не всегда хватало. Кстати губки и средство для мытья посуды мне тоже в половине кемпингов пригождались свои.
Палатка у меня была самая обычная и простая, спальник тоже, но я привезла с собой надувной матрас, нормальную подушку и пару пледиков, чтобы спать с комфортом. И очень пригодилась шапка, днем хоть и было жарко, но ночью бывало и до +8 температура опускалась.

Бюджет и деньги:
Из денег везла с собой только наличные евро и пластиковые карты. В Норвегии деньги на кроны не меняла, начитавшись информации, что везде, даже в самом захолустье, есть терминалы оплаты. Но на практике это не всегда так, в паре кемпингов заплатить картой не получилось, расплачивалась в итоге наличными в евро (курс был адекватный). И также не подтвердилась информация, что на заправках и в магазинах можно попросить выдать наличными в кронах небольшую сумму с пластиковой карты. Я пыталась раз 10 и каждый раз приходил отказ от банка, по словам продавцов скорее всего из-за того, что карта выпущена не в ЕС.
Все расходы записывала в рублях, курс евро был около 74-75, в итоге вышло около 1950евро:
Еда - 33т.р.,
жилье - 30т.р.,
бензин, парковка, гринкарта, платные дороги - 43т.р.,
паром Латвия-Швеция - 18т.р.,
экскурсии - 10т.р.,
сувениры - 7,5т.р.

Дороги и заправки:
Шведские дороги на мой взгляд практически идеальны: везде разметка, в основном после каждого перекрестка есть знак с ограничением скорости (для меня это было актуально, иногда забывается а сколько там можно-то было), на автострадах за несколько сотен метров до населенного пункта стоят предупреждающие знаки, что скоро нужно будет снизить скорость, почти везде однополосные участки не очень продолжительные и встречаются места для обгонов, даже с указанием протяженности таких участков. Камеры периодически встречаются, но я не очень шустрый водитель, больше хотелось посмотреть по сторонам, а не нестись сломя голову, так что для меня это было неактуально.
А вот в Норвегии некоторые дорожные моменты очень спорные:
Мне очень не понравилось как у них сделано сужение дороги, когда 2 полосы сходятся в одну: нигде нет знака кто кому должен уступить, разбирайтесь сами.
При этом далеко не все соблюдают скоростной режим и ездят по правилам, обгоняют и через сполшную, и в слепых поворотах, и сильно превышая разрешенную скорость. Некоторые еще и умудрялись мне сигналить за то, что я двигалась по правилам.
Ширина дорог - как повезет, были места, где нельзя разъехаться со встречкой, нужно ждать в специальном кармашке. Очень хорошо, если попадаются люди думающие и не стремящиеся любой ценой пролезть вперед, иначе можно минут 5 смотреть, как они протискиваются мимо кемперов или автобусов, которые им не захотелось пропускать.
На обратном пути еще встречала довольно много людей, катающихся на велосипедах и лыжероллерах по автомобильной дороге. Причем если у нас они в основном придерживаются правого края, то там почти все едут ровно посередине полосы, обогнать бывает довольно проблематично.
Платные дороги на мой взгляд сделаны очень странно. Я заранее проложила маршрут так, чтобы ездить по ним только в случае крайней необходимости, но google.maps, по которому я ехала, все-таки провел меня по нескольким платным участкам. Причем никаких признаков у этих дорог нет, никаких предупреждений тоже, никаких знаков, что это платная часть, не встречается. И даже шлагбаумов нет. Просто сверху висят камеры, справа щит с расценками, и нет никакой возможности свернуть или объехать, равно как и заплатить. Так что пришлось в первый же день искать информацию как же оплатить наезженное. Многие советовали не париться и ездить спокойно, вроде бы должны были прислать счет на почту (но вот как они узнают адрес я не очень понимаю). Еще встречала отзывы, что можно вообще ездить бесплатно, т.к. счета в Россию они не высылают. Я выбрала вариант все-таки попробовать зарегистрироваться на их сайте https://www.epcplc.com/ и ждать, пока мне выставят счет там. Регистрировалась на следующий день после проезда по платным участкам, только через неделю увидела, что нужно было туда еще документы загрузить для подтверждения владения автомобилем, а счета мне выставили только недели через 3, когда я уже на это и не рассчитывала. Оплачивала их там же на сайте с карточки, проблем никаких не возникло.
С заправками тоже был неоднозначный момент. Вообще я всегда старалась заправляться на купных сетевых заправках и желательно с оператором, но приходилось иногда и к автоматическим прибегать. И вот там нужно сначала авторизовать карту, а затем заправляться. При этом у меня всегда проходило 3 транзакции: блокировка довольно крупной суммы (порядка 1200крон), отмена этой блокировки и снятие фактически заправленной, но все они были с очень небольшим интервалом порядка 2 минут. Поэтому я очень удивилась, когда на одной из очередных заправок мне пришла только 1 смс об успешной покупке на сумму 1200крон (а это около 10т.р.). Что делать я не знала вообще, нигде ни телефонов, ни живых людей. Хорошо хоть взяла чек, думала придется в своем банке разбираться. Деньги в итоге пересчитали при фактическом списании транзакции, но это случилось примерно через 5 дней, а до этого времени они были полностью заблокированы. Стоит иметь это ввиду при планировании бюджета, у меня пара таких заправок с интервалом в 1 день заблокировала почти 20т.р. и было очень некомфортно.

День 1-3: Воронеж - Рига, пробег около 1500км
Дорога до Риги была довольно утомительная, особенно поначалу с непривычки, но все прошло удачно. Выехала в пятницу ближе к вечеру, а в середине дня в воскресенье уже была в Риге. Ехала не быстро и без фанатизма, получалось примерно по 450км в день.

День 4-6: Рига
В Риге жила в хостеле, дешево и сердито. К сожалению вариантов проживания на одного в принципе везде не так много и цены не очень радуют. Были свои плюсы и свои минусы: цена и расположение - однозначный плюс, но вот уровень комфорта ближе к уровню студенческого общежития, а не к отелю. Но для меня это было не определяющим, хотя поначалу мужчины, спокойно разгуливающие в одном полотенце в общих зонах, меня несколько смущали.
Про сам город могу сказать только одно - Рига прекрасна... Да, есть и всякие недоделки, вроде потрескавшейся плитки и старого асфальта в заплатках, видно что страна не из самых богатых. Но есть и какая-то теплота и уют, везде цветы и клумбы, чистенько, ухоженно, прекрасные парки:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Старый город хоть и небольшой, но фантастически красивый:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Еще очень запомнились всякие необычные дома, вроде вот такого:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Много всяких интересно оформленных дверей и парадных:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
На набережную по вечерам приходила смотреть закаты:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Из местной еды мне особенно ничего не приглянулось, хотя все было довольно вкусно, а вот местное пиво понравилось. Днем питалась в столовых, а ближе к вечеру выбирала себе уютную кафешку с открытой верандой и живой музыкой и сидела там, выбор просто огромный.
Из музыки еще успела послушать небольшой органный концерт в домском соборе, очень неплохо и сам собор внутри понравился. Вход в собор платный, а в стоимость билета на концерт (10евро) посещение собора тоже входит, так что имеет смысл совместить.
В дождь за все время не попала ни разу, погода была аномально жаркая, днем до +30 доходило, так что один день посвятила валянию на пляжах Юрмалы. Народа было даже не так много, как я ожидала, особенно утром. И море довольно теплое. Сам городок очень тихий и приятный, везде сосны и модные дачные домики:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
В общем время пролетело незаметно и настала пора забирать машину с парковки и двигаться навстречу Норвегии.

День 7: Рига - Ventspils (200км)
Билет на паром покупала уже из Риги, т.к. не было на 100% уверена, что моя машинка справится с поездкой. К тому же у меня есть некоторые проблемы с укачиванием и хотелось иметь возможность немного сдвинуть даты, если станет понятно, что на море будет волнение. Во многом из-за этого стоимость парома стала сопоставима со стоимостью самолета. Хорошо хоть он был удобный: отплывал около 12 ночи и около 7 утра по местному времени приплывал в Швецию.
До городка Вентспилс казалось ехать не так уж и далеко, около 200км, но на дорогу я потратила более 4 часов и приехала уже довольно близко ко времени отправления, поэтому не получилось особо по нему погулять. Успела только оценить фигурки коров, которые во всех возможных видах встречались на улицах:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Ну и заправиться нужно было в последний раз по адекватным ценам. Бензин в Латвии стоил около 1,3евро, а вот в Норвегии уже порядка 1,8евро. Думала еще зайти в магазин дозакупить продуктов, но очередь была просто космическая, поэтому пришлось довольствоваться запасами еды, привезенными с собой из Воронежа.
А вот и паром, на котором мне предстояло плыть:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И для меня, и для машины это было первое путешествие с паромной переправой и я очень переживала, что где-нибудь накосячу. Поначалу все было не хитро: нужно было зайти в терминал и зарегистрироваться, там же выдали билет и электронный ключ в каюту, затем уже на машине встать в очередь, рассказать таможеннику куда и зачем я еду (не придирались, машину не оcматривали, просто поспрашивали) и встать в очередь на заезд на палубу. А вот заезд уже оказался не таким простым, грузовики ставили на нижнюю палубу, а легковушки должны были заезжать по довольно узкому и крутому мостику на верхнюю. И вот там да, я трясущейся ножкой давила на газ и думала как бы на середине не заглохнуть, но все обошлось. Читала еще, что на паромах очень плотно машины друг к другу ставят, тоже боялась что кого-нибудь задену, но тут было достаточно места со всех сторон.
На самом пароме делать особо нечего, я обошла все доступные 3 палубы минут за 20 неспешным шагом. Автомобильную палубу после окончания загрузки закрывают, так что все необходимые вещи нужно сразу брать с собой. На основном уровне есть небольшой магазинчик, ресторан, бар, игровые автоматы, детская игровая зона, курилка на открытой палубе. На самом верхнем доступном уровне вертолетная площадка и несколько шезлогнов, с площадки приятный вид на палубу, где автомобили стоят. Но дул сильный ветер, так что я немного поглядела, как последние пассажиры паркуют свои машины, и пошла искать свою каюту. Каюта мне чем-то напомнила купейный вагон в поезде, тоже 4 места 2 верхних и 2 нижних. Но есть еще аккуратный столик со стулом, розетки, небольшой шкаф для вещей, туалет и душ, да и кровати просторные и удобные. Места на билете не подписаны, только номер каюты, так что можно занимать любое свободное. Я спокойно поужинала заранее припасенным бутербродом, немного поболтала со своими соседками и отправилась спать, хотелось успеть заснуть до того, как начнется качка, если она начнется.

День 8: Nynäshamn - Tangen (550км)
Проснулась сильно заранее, хотелось успеть напоследок насладиться горячей водой не по таймеру, да и вообще попить чая на открытой палубе и настроиться на долгую дорогу. Спуск с верхней палубы оказался попроще подъема, но тоже было немного нервно.
И вот наконец я в Швеции! Почти сразу съехала с трассы, ведущей в Стокгольм, и оказалась среди лесов, полей, деревянных заборчиков и красных деревенских домиков, в общем дорога оказалась очень извилистой и живописной. Далее был уже автобан, но мне он тоже очень понравился и запомнился, особенно когда начали встречаться озера, на одном из которых я и остановилась на завтрак:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Вообще у меня осталось очень приятное впечатление и от шведских дорог, и от заправок, и от мест для отдыха, все чисто, есть столики и туалеты, природа красивая.
По Норвегии за сегодня проехала около 100км всего, тоже красиво, но разметка и качество дорог похуже, чем у шведов.
Моим первым кемпингом был Tangenodden Camping. Поначалу очень много и долго соображала что там и как, все-таки это была моя первая попытка проживания в кемпинге и все казалось непонятным. Не с первого раза нашла ресепшен, долго ждала пока там хоть кто-то появится, возьмет с меня денег за размещение и расскажет где палатку поставить. Но вообще по сравнению с остальными кемпингами он был так, на троечку. Для первого раза сойдет, но очень неудобное расположение зоны палаток, места мало, машину приткнуть негде, до общего блока с кухней и туалетами идти далековато, кухня очень маленькая и неудобная, к плите приходилось протискиваться через людей, моющих посуду в мойке, интернет платный. Из плюсов только то, что располагается прямо на берегу озера. А в учете температуры под +30 это было очень кстати. Поэтому сразу после установки палатки я пошла поплавать, пока солнце не село и не похолодало, и только затем начала готовить ужин. Вот такое вот у меня было первое размещение в кемпинге:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

День 9: Tangen - дорога 27 - Åndalsnes(400км)
Поснулась очень рано, было дико холодно, на что я не рассчитывала в учете дневной жары. Заснуть больше не получилось, так что я позавтракала, собрала палатку и отправилась дальше. Сегодня было 2 варианта развития событий: можно было либо доехать без остановок до кемпинга рядом с городком Åndalsnes, поставить палатку и отправиться на треккинг к обзорной площадке Rampestreken, либо немного удлиннить маршрут и проехать через красивую дорогу 27, но тогда уже просто заселиться и никуда вечером не ехать. Я выбрала второй вариант, хотелось красивых дорог, а на смотровую тогда отправлюсь завтра. Она и правда оказалась запоминающейся, поначалу был небольшой серпантин и лес, затем началась горная долина, но негде было остановиться и пообозревать, небольшую площадку для отдыха я нашла только на перевале уже:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Затем дорога опять пошла по лесистой местности, но встречались небольшие смотровые площадки, откуда было видно реку и горы:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А в лесах был обалденный мох какого-то бело-желтого цвета, прямо ковер. Я даже специально остановилась посмотреть:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И уже ближе к городку Åndalsnes дорога начала петлять среди гор, с которых струились водопады, выглядело очень круто:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Но зато вести машину стало сложнее: дороги довольно узкие, обочины нет, все чаще начали встречаться кемперы, да и общая усталось и недосып сказывались. Поэтому когда я добралась до намеченного Mjelva Camping, хотелось уже отдыхать и даже мыслей не было о том, что могу успеть еще и на смотровую подняться.
Тут я решила остаться сразу на 3 ночи, кемпинг очень понравился: просторно, огромная зеленая территория, мало народа, места для палаток достаточно, я даже встала с видом на горы.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
На ресепшене очень приветливые девушки и общие блоки отличные: кухня просторная, 3 плиты, духовка, 3 мойки, души и туалеты в достаточном количестве. Wi-fi бесплатный и ловит в палатке.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Опробовала этот замечательный норвежский душ по таймеру, за 4 минуты реально помыться с головой, но делать все нужно очень быстро, в один из следующих дней я не уложилась в норматив и пришлось смывать бальзам для волос в умывальнике, хорошо хоть свидетелей не было.

День 10: Rampestreken + лестница троллей(40км)
Сегодня наконец выспалась и с новыми силами отправилась штурмовать смотровую площадку Rampestreken. Поначалу дорога шла по железным настилам, уклон был не сильный и идти оказалось легко, а вот дальше началась довольно крутая тропа среди деревьев и камней. И солнце очень активно поджаривало даже в лесу, так что уже на подходе к смотровой я с грустью смотрела на заканчивающуюся литровую бутылку с водой. Сама смотровая довольно многолюдная и постоять и насладиться видами особо не получилось, все стоят в очереди чтобы пофоткаться:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Зато сразу за ней нашлись удобные камни, куда я залезла и спокойно отдохнула, обозревая окрестности. Виды шикарные:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
После отдыха решила еще подняться по тропе повыше, но куда именно она вела не знаю, до вершины я так и не добралась, потому что закончилась вода. Чуть не доходя до смотровой деревья заканчиваются и дальше пришлось идти под палящим солнцем. Но все равно очень красиво, малолюдно и тихо. Пофотографировалась на камнях с потрясающим видом на город:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И нашла вот в такое креслице из камней над обрывом:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
В общем прогулка однозначно удалась! Но вот ноги после спуска болели сильно. В общей сложности подъем и спуск заняли у меня около 5 часов, перепад высот около 700метров, основное время занял именно подъем и любование окрестностями, спустилась очень быстро.
Далее я планировала прокатиться по серпантину Trollstigen и пройтись до стены троллей, но мои трясущиеся после спуска ноги немного скорректировали планы. Из-за этого же я решила отменить запланированный на конец поездки треккинг к языку тролля - не чувствовала в себе сил на сложный и рельефный треккинг на 22км и сразу после этого осилить 900км за рулем.
Серпантин оказался тоже непростым, во многом еще и из-за того, что это был мой первый водительский серпантин, так что я была в ужасе. Скорее всего дорога была очень красивая, но во время подъема все мои мысли занимало только вождение, как бы не заглохнуть где-то в шпильке и удачно разъехаться со встречными машинами. И вот последнее оказалось не такой простой задачей, как я думала изначально, не везде хватало места, чтобы проехать в обоих направлениях, нужно было думать заранее и иногда отстаиваться в кармашках и пропускать встречку. Мне повезло и не встретилось особо спешащих, но уже наверху наблюдала вот такие картины, когда ребята не поделили кто же едет первым:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Бывает что такие ситуации затягиваются, собираются хвосты с обеих сторон, все дружно протискиваются или сдают задом. А еще там ездят автобусы... Так что был момент, когда весь поток наверх остановили перед мостом и все ждали, пока сверху не спустится автобус. Хотя я даже была этому рада, появилось немного времени отдохнуть от первых впечатлений и наконец посмотреть по сторонам, заодно и запечатлеть машину на фоне водопада:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И вот наконец я добралась до парковки, полностью забитой машинами, нашла местечко где припарковаться, и отправилась смотреть окрестности. На треккинг к стене троллей все-таки решила не ходить, ноги у меня так и продолжали болеть. Сходила на пару смотровых площадок, виды приятные, но количество народа не позволяет особо долго понаслаждаться, хотя несколько фоток получилось сделать:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Но опять же, если немного отойти подальше по тропинкам, то уже можно спокойно и в тишине поглядеть на горы и водопады. Вообще у меня сложилось ощущение, что если цель именно поглядеть смотровые и проехаться по лестнице троллей, то можно было это и не выделять в отдельную поездку, а посмотреть по пути на Geirangerfjord. Вся прогулка здесь заняла у меня около 30минут со всем фотографированием и наблюдением за ползущими по серпантину машинами. Около парковки есть кафешка и сувенирный магазинчик, цены меня очень впечатлили и больше я ни в сувенирные, ни в кафе в Норвегии не заходила.
Вообще оказалось, что и в супермаркетах можно более-менее нормально питаться, если уж лень готовить, там есть возможность и салатов различных набрать и что-то горячее мясное выбрать, например бургер или курицу гриль. И цены какие-то не очень высокие на это. Но не могу сказать, что вкусно, так, съедобно, но не более того. Я в основном закупалась в Spar, но заходила еще в Rema 1000, Kiwi, Joker. Как мне показалось выбор везде примерно одинаковый, есть полка со всякими акционными продуктами, где можно купить товары с хорошей скидкой, в основном это то, у чего скоро подходит срок годности. Но бывают и просто акционные товары по сниженным ценам на полках. Довольно много продуктов я везла из России, там в основном покупала только самое необходимое и скоропортящееся, ну и конечно какие-то местные продукты тоже интересно было попробовать.
Сыры - средние европейские цены, но все вкусные. Мне очень понравился Snofrisk (мягкий и соленый сыр), особенно удобно было брать его на перекус с кукурузными чипсами. Еще пробовала Gudbrandsdalsost - местный сыр, на вкус напоминающий сгущенку, интересный, но я так и не придумала, с чем его кроме клубники можно есть. Ягоды кстати все местные, в том числе и клубника. Дороговата, но очень вкусная. Еще из ягод пробовала малину и голубику, вот голубика - самое то, дешевле чем в России и акции на нее часто бывали, брала ведерками по полкило.
Молочка вся дорогая, посмотрев на цены на йогурты я решила обойтись без них, иногда только кефир брала. Зато рыбы просто огромный выбор, и по ценам не страшно, так что покупала пару раз красную рыбу и запекала в фольге, креветки как-то тоже брала акционные, вышло вкусно и недорого. Мясо не пробовала, да и мне не в чем было его готовить, пришлось довольствоваться предложением супермаркетов по готовой продукции.


День 11: атлантическая дорога(250км)
Итак, сегодня по плану атлантическая дорога. Я специально выделила на нее целый отдельный день, чтобы никуда не спешить и покататься там столько, сколько захочется. Встречала конечно отзывы, что она сильно распиарена и делать там нечего, но хотелось составить свое впечатление.
От кемпинга доехать можно было с паромной переправой либо по берегу фьорда, но почти на 100км дольше. Я выбрала первый вариант, цена на паром примерно сопоставима с деньгами за бензин, который съест машина за 100км, да и пора уже было попробовать популярный норвежский транспорт. Конечно поначалу было страшновато, а потом я уже освоила этот новый вид транспорта и мне он очень понравился. Дорога просто оканчивается причалом, на котором есть будочка с расписанием и указанием времени, через которое будет следующий паром. Машины выстраиваются в очередь и ждут, пока паром причалит, выпустит всех переплывших и можно будет на него заезжать. Либо до заезда, либо уже на самом пароме подходят кассиры и всех обилечивают, билеты на все мои паромные переправы стоили в среднем около 110крон. И также выдают какую-то карточку с памяткой о правилах безопасности, которую нужно будет вернуть при выезде. Далее можно либо посидеть в машине, либо подняться на верхнюю палубу и плыть, наслаждаясь видами фьорда. В первый раз я долго тормозила и за те минут 15-20, пока плыла, успела только прочитать правила, обойти и посмотреть как все устроено, немного померзнуть на верхней палубе, продуваемой всеми ветрами, и заранее вернуться в машину. В следующие переправы я заранее покупала себе кофе на заправке, быстренько поднималась на верхнюю палубу, предусмотрительно прихватив ветровку, и уже с комфортом обозревала фьорды.
Вообще дорога до самой атлантической дороги тоже вполне интересна и живописна, я прокатилась и вдоль фьорда, и на пароме, и недалеко от городка Молде встретился мост, похожий по стилю на атлантическую дорогу. Добиралась в итоге около 2 часов.
Да, народа конечно очень много, не на всех парковках даже можно было приткнуться, но вариантов отойти куда-то в безлюдное место тоже хватало. По факту могу сказать, что мне тут понравилось, особенно в плане вождения, это восторг! Как раз ради этого я и ехала: машина, дорога и офигенные пейзажи.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А вот в плане погулять ощущения остались противоречивые: все-таки сказывалось и количество народа, да и виды оказались не такими захватывающими, какими я их представляла. Мосты конечно со всех ракурсов посмотрела:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Сделано все аккуратно, и прогулочные дорожки есть, и скамейки, и мостики для рыбалки, которые пользуются популярностью. Люди целыми семьями тут стояли и рыбу ловили, понаблюдала как папа дочку лет 10 учил спиннингом пользоваться, я даже пожалела, что не взяла с собой снасти, прямо тоже захотелось удочку закинуть. И были и просто тропинки, где можно пройтись в тишине и без людей, даже можно было голубикой поживиться:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
По дороге в итоге раз 5 проехала туда-обратно. Согласна, что есть не менее красивые, но более тихие места, но все-таки тут круто! И время вообще незаметно пролетело, вроде бы нигде подолгу не гуляла, а часов 6 прошло как один миг и пора уже было выезжать обратно в сторону кемпинга. Как раз еще выглянуло солнце и получилось на обратной дороге немного пофотографировать:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А вот как только я добралась до кемпинга зарядил дождь и пришлось ужинать с грустными мыслями о том, как я завтра буду повторно преодолевать лестницу троллей по такой туманной погоде.

День 12: Åndalsnes - Geirangerfjord - road 258 - Ørsta(250км)
Всю ночь поливал дождь, но на удивление на утро горы хоть и были затянуты облаками, но солнышко проглядывало.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Никаких особых достопримечательностей сегодня смотреть не планировалось, но вот красивые горные дороги, серпантины и смотровые площадки должны были составлять основу дня. Мои опасения по поводу лестницы троллей вообще не оправдались и повторно я туда заехала без труда, даже удалось поснимать машинку над облаками:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
После перевала столкнулась еще с одной особенностью норвежских дорог - это вездесущие овечки и коровки, которым вообще все равно, что по дорогам едут машины. Особенно пофигистичны овечки, если она лежит и греется на солнышке прямо посередине дороги - это твои проблемы как ты ее будешь объезжать на узкой дороге, а не ее, хоть ты обсигналься, не сдвинется ни на сантиметр.
И наконец удалось вблизи рассмотреть популярную тему оформления домиков - крыши, поросшие мхом и всякой другой растительностью:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
В кемпингах некоторых тоже такое встречалось, я прямо пожалела, что не пожила в таком. Хотя домики в кемпингах и сильно дороже, имеет смысл только на компанию брать, и бронировать нужно заранее, в сезон свободные домики явление очень редкое.
А затем случилось одно из самых больших моих открытий о Норвегии за всю поездку: дорога спустилась в долину и вдоль нее стали попадаться небольшие фермерские домики, где в полях сидели люди и что-то собирали. Я долго не могла разобрать что же там такое растет, какие-то грядки из невысоких кустиков, потом углядела там красные ягоды и до меня дошло, что это клубника. В Норвегии, где как мне казалось яблоки-то не вырастишь, целые плантации клубники... И были даже небольшие лоточки вдоль дороги, где ее можно было купить, но к сожалению встретились они в самом начале и я их пропустила, а потом уже не попадались. Но на следующий день я все-таки нашла клубнику в магазине и наконец ее попробовала, она просто обалденно сладкая.
Вот так в восхищении от клубничных плантаций я доехала до очередной паромной переправы, захватила кофе на ближайшей заправке и минут 20 наслаждалась видами фьорда, стоя на верхней палубе:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Далее из примечательного была орлиная дорога и смотровая площадка Ørnesvingen-eagle Road. Припарковаться там получилось только чудом, места очень мало, а вот автобусов с туристами приезжает много, мне даже пришлось ждать минут 10, пока они разъедутся и разблокируют мне выезд. Смотровая понравилась тем не менее, очень живописные виды:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И есть скамейки, где мне даже удалось немного посидеть и перекусить, любуясь окрестностями. Все портили только периодически приезжающие автобусы, из которых толпой выгружались человек 30-50 туристов и наводняли всю смотровую. Здесь прямо чувствовалось, что место более многолюдное и шумное, мне нравится все-таки когда потише.
Спуск вниз дался и мне, и машине с трудом: ехала за кемпером и приходилось довольно долго оттормаживаться, а я еще и благополучно тормозила на нейтралке по неопытности, так что к середине спуска примерно запах тормозов начал уже сильно ощущаться. И остановиться было негде, ближайшая площадка для отдыха оказалась только в самом низу на берегу фьорда, где я полчаса ожидала, пока тормоза остынут. Ну и как раз хорошая погода все-таки закончилась и влил дождь.
Далее был серпантин наверх, который вообще никакого удовольствия не доставил, опять эти протискивания среди кепмеров и автобусов, к тому же еще по дождю и ветру. Заехала на смотровую Flydalsjuvet Rock, но там было еще больше людей, чем на орлиной дороге, и дождь поливал как из ведра. Так что вообще никаких впечатлений она не оставила, мне даже фотографировать лениво было.
Зато дальше у меня на карте была отмечена старая дорога Knuten, образующая петельку. Я ожидала что это будет что-то вроде старого заброшенного участка, но оказалось что это съезд с основной дороги и по нему можно проехать на машине. Он очень короткий и узкий, сначала дорога идет под старым каменным мостом, а затем ведет на этот самый мост, перил нет, есть только небольшие булыжники по краям моста. Вроде бы и ничего особенного, но он мне очень понравился и запомнился.
Затем вдруг все машины куда-то делись и дорога стала очень свободной, так что даже несмотря на дождь ехать было очень комфортно и была возможность посмотреть по сторонам.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Времени оставалось достаточно и я решила все-таки проехать по дороге 258. И почти сразу же асфальт на ней закончился и я оказалась на довольно узкой каменистой грунтовке с отбойниками в виде камней. Хорошо хоть движение не такое интенсивное и часто встречались карманы для разъездов. Поначалу я вообще не понимала, чего же в ней такого красивого, пейзаж не такой впечатляющий, а страданий от качества дороги было много. Зато потом я просто не могла оторваться:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А где-то около горнолыжного центра, примерно на середине дороги, еще и асфальт появился. Так что там я даже поставила машину и немного прошлась, несмотря на дождь, виды потрясающие:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Нужно было уже ехать дальше, чтобы успеть в кемпинг заселиться, но я никак не могла заставить себя не останавливаться буквально на каждом повороте:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Еле доползла до ее окончания. Так что оставшуюся часть пути пришлось преодолевать практически без остановок, но вот в магазин нужно было заехать, как раз думала там готовой еды купить, чтобы не готовить сегодня. Напротив магазина обратила внимания на площадку для отдыха:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Примечательна она была еще и тем, что тут было оборудовано место для купания и суровые норвежские дети прыгали с мостика в воду, пока я, укутанная в кофту и ветровку, за ними наблюдала. Зато наверное в хорошую погоду тут очень приятно, взяла себе на заметку это местечко.
А дальше начались тоннели и я вообще приуныла: они даются мне очень тягостно, закладывает уши и начинает болеть голова, к тому же темно и усталость очень сказывается. До кемпинга Ørsta camping добралась почти под закрытие и очень и очень уставшая. Вообще мне поначалу показалось, что он всем хорош: цена не особо высокая, народа мало, душ бесплатный, санблок очень уютный и с отоплением даже, кухня хоть и небольшая, но тоже уютная, но вот место не особо живописное. А затем я решила перейти через дорогу от кемпинга на берег фьорда, чтобы с кружечкой вина поглядеть на закат, и как-то мое мнение о неживописности быстро поменялось:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А там еще и деревянные столики со скамейками стоят, травка, около дороги липы цветут, в общем получилось прекрасное окончание прекрасного дня.


День 13: остров Рунде(150км)
Сегодня в планах был отдых от дороги и вечерний просмотр тупиков на острове Рунде. Но по факту оказалось, что я уже вошла в ритм и мне вообще не хотелось всю первую половину дня отлеживаться без дела в кемпинге, так что открыла карту и начала искать что бы тут недалеко поглядеть. Решила проехаться до песчаного пляжа недалеко от городка Hareid и там устроить пикник и немного позагорать, а после обеда двигаться уже в сторону птичек.
Пляж оказался обалденным: белый песок, вид на фьорд и ни души. Пикник удался!
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И позагорать тоже удалось, и даже разок искупаться в ледяной воде, но конечно удовольствия от такого купания я особо не получила. Вообще меня поразило, что несмотря на довольно прохладный климат здесь и на озерах, и на фьордах организованы и хорошо обустроены места для отдыха и купания.
И затем я выдвинулась в сторону острова Рунде. Дорога оказалась очень живописной, местами чем-то напоминала атлантическую, было очень сложно ехать и не останавливаться при любом удобном случае:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
На парковке, где я планировала оставить машину и устремиться на поиски птичек, оказалась уже после 17. А значит погулять по острову я уже не успевала, по сведениям из интернета птички должны были прилететь к 20, а мне еще предстояло найти, где же они гнездятся. Сама парковка находится чуть не доезжая до Goksøyr Camping, а тропа наверх начинается в паре сотен метров дальше за кемпингом, первый поворот направо (будут указатели). Поначалу тропинка асфальтированная и посыпанная камушками, но с очень резким уклоном, а затем уже идет грунтовка, но с плавным подъемом. Сверху открываются очень приятные виды:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Вообще я очень зря так спешила, можно было спокойно еще погулять и пройтись по другим тропинкам, сходить к маяку, но я переживала, что буду долго искать тупиков, поэтому шла целенаправленно искать место их обитания. Найти удалось с первой попытки, на картах maps.me эта точка называется Lundeura. И пришла я туда примерно в 18.30, а до планируемого времени появления птичек было еще часа 1,5. Вообще, даже без учета тупиков, окрестности очень красивы:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Но погулять все-таки стоило, а я осталась ждать, вдруг раньше прилетят. Получилось, что первые пара птичек прилетели в 19.30, но они сразу улетели, а вот основная масса появилась только после 20.30. До этого времени я уже успела дико замерзнуть, стоя на утесе на ветру. Стоило все-таки переодеться еще на парковке в теплые штаны, да и взять свитер потеплее, дневная жара создает очень обманчивое впечатление.
Народа, желающего поглядеть тупиков, собралось довольно много, мне даже показалось, что после меня пришло меньше, чем уже было до меня. И было несколько человек, которые после этой первой пары птичек подождали полчаса и ушли, так и не дождавшись основного действия. Да что там, я уже и сама начинала думать "и что, это все?", но продолжала ждать. И вот наконец начали прилетать тупики, смешно выставляя вперед лапки и плюхаясь на камни
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И сразу защелкали камеры, у некоторых была прямо очень внушительная оптика
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Птицы абсолютно не боялись людей, летали прямо над головами, спокойно устраивались на камнях, смешно почесывались, позировали.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Полутора часов мне как раз хватило, чтобы налюбоваться тупиками, но не замерзнуть окончательно. К парковке я спустилась как раз к закату, а к кемпингу своему возвращалась уже в полной темноте. Вообще наверное было бы удобнее остановиться в том кемпинге на острове, но внешне он мне понравился намного меньше, да и народа было на порядок больше. А в моем кемпинге меня ждал небольшой сюрприз - шлагбаум на въезд был закрыт и на ресепшене естественно никого. Уже думала, что придется оставлять машину и идти пешком, но все-таки удалось разобраться как его открыть и проехать. Ужинать уже не было ни сил, ни времени, быстренько попила чай с печеньками и пошла спать.

День 14: Ørsta - Nigardsbreen(270км)
Сегодня ожидался самый скучный день за всю поездку. При планировании маршрута я думала, что нужно будет где-то к середине немного сбавить темп, чтобы была возможность отоспаться, никуда не спешить и сильно долго не ездить. К тому же было сразу понятно, что с просмотра птичек я вернусь очень поздно. Но если вчера у меня хотя бы на вечер была запланирована активность, да и днем я нашла чем заняться, то сегодня нужно было просто переместиться из пункта А в пункт Б. Причем я даже заранее не подумала, что могу к этому времени не устать, так что никаких интересностей по пути на всякий случай не поискала.
Выспаться не особо получилось, в кемпинге часам к 8 все уже начинают просыпаться и шуметь, к тому же солнце как раз к этому времени тоже активизируется и в палатке становится жарко. Я неспешно позавтракала, собралась и поехала в сторону ледника Nigardsbreen. По пути останавливалась на площадках для отдыха на берегу фьордов, немного там загорала или просто сидела на скамеечках и наслаждалась природой
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Окунуться правда больше желания не возникало.
И хоть я и приехала к месту предполагаемой стоянки часам к 18, но мест в запланированном кемпинге не оказалось. Пришлось воспользоваться запасным вариантом - Nigaardsbreen camping & hytter. Из плюсов - постой мне обошелся в 12евро (терминала оплаты у них нет, пришлось платить чем было) и место для палатки я нашла прямо рядом с общим блоком. И все. Общий блок маленький, на весь кемпинг 1 кухня с 1 плитой и 2 мойками, там постоянная толчея, пришлось ждать в очереди, чтобы воспользоваться плитой и сварить себе макароны, хорошо хоть купила баранину готовую в супермаркете и больше ничего не пришлось готовить. Душ женский - 1 на весь кемпинг, я даже не тешила себя надеждой им воспользоваться. Но туалетов хотя бы 3, там в очереди не стояла. Вообще вся территория представляет собой большую поляну без всякой растительности, только деревья по периметру, и из-за этого все друг у друга на виду и кажется что очень многолюдно, на небольшом пятачке скучкованы и кемперы, и палатки. Но альтернатив больше не было, пришлось оставаться тут. Сразу после ужина забронировала себе экскурсию на ледник на завтра (сайт https://www.bfl.no/en/nigardsbreen-en/s ... e-ice-hike) и пошла спать.

День 15: Nigardsbreen - Flåm (140км)
Экскурсия должна была начаться в 12.15, а до этого времени делать было вообще нечего, но как назло проснулась рано и в 10 уже была готова выезжать, а кемпинг как-то вообще не располагал к тому, чтобы там задержаться. До парковки по навигатору было 3 минуты, и там оказалось тоже особо нечего делать, поэтому просто слонялась без дела 1,5 часа и смотрела, как собираются и уходят другие группы. Вообще стоило наверное пропустить вообще эту экскурсию, мало того, что дорого, так еще и начинается она очень неудобно - и не в начале дня, и не в конце, и из-за этого и вчерашний день получился каким-то скомканным, да и сегодняшний не оптимален. Но после прошлогодней поездки в Исландию я очень жалела, что не получилось погулять по леднику в экипировке, поэтому в этот раз это было практически обязательным пунктом программы. К тому же тут на ледник можно было подняться только в составе организованной экскурсии, самостоятельно можно было максимум до подножия ледника дойти.
Как оказалось, экскурсию можно было заранее и не бронировать, а просто добавиться к группе на месте при наличии свободных мест (группа у нас была 32 человека), заплатить тоже можно не только кронами, как у них на сайте было указано, но и в евро. Но все-таки заранее конечно надежнее.
Проходит все так: за полчаса до указанного времени начинают выдавать снаряжение (кошки и ледорубы), затем группу собирают, рассказывают правила поведения, и ведут к лодке, на которой транспортируют к началу маршрута. Оттуда еще примерно полчаса идти до начала ледника. Далее рассказывают, как надевать и закреплять кошки, разделяют на 2 группы по 16 человек, выдают по инструктору на каждую группу, и вся группа в обвязке идет на ледник. Именно инструктора мне понравились: они во всем помогают и подсказывают, по ходу движения рассказывают про ледник, отвечают на вопросы, как оказалось еще и сами маршруты каждый день подготавливают. И в кошках мне понравилось ходить, ботинки очень весело смотрятся
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А вот экскурсия в общем оставила очень странные ощущения - я рада, что я попробовала, но больше никогда не пойду. Во-первых, народа просто тьма... Поначалу кажется, что ледник большой и всем места хватит:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А по факту тропы на подъем и спуск общие для всех и выглядит это все как-то так:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Во-вторых, сложно идти в связке, нужно не только обозревать красоты, но и следить, чтобы веревка от впереди и сзади идущих не волочилась по земле, но и не была внатяг, причем желательно просчитывать не на одного, а на 2-3 человек и впереди и сзади. У меня случился связанный с этим неприятный момент на обратном пути: во время спуска по ступенькам впереди идущий парень не убедился, что я успеваю спускаться, и дернул веревку, так что я не удержалась и упала. Не сильно, но очень неприятно.
Ну и из-за того, что все связаны одной веревкой не получается остановиться и подойти посмотреть что-нибудь, равно как и пофотографировать, всё только на ходу.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Еще один момент: в туалет нужно сходить до отправления группы на лодке, больше возможностей не будет в ближайшие часа 4 (это время на доплыть на лодке, дойти до ледника, время самой экскурсии и возвращение обратно).
В общем для меня было больше минусов, чем плюсов.
После экскурсии нужно было успеть доехать до городка Флам и заселиться там в кемпинг. Расстояние вроде бы не большое, и поначалу дорога была очень приятная и красивая, а затем начались тоннели. Последний особенно тяжело было преодолеть, 25км... Я до последнего надеялась, что просто неправильно увидела информацию о его длине на въезде и между 2 и 5 все-таки была запятая, но нет.
В кемпинг Flåm Camping og Vandrarheim приехала в итоге около 21, за час до закрытия. И вот он оказался самым дорогим и самым не понравившимся за все время. Да, общие блоки сделаны хорошо, душевых и туалетов много, кухня просторная. Но народа столько, что я даже не сразу нашла, где на этой огромной территории палатку приткнуть. Места для палаток находятся в самом дальнем углу, до общих блоков очень далеко, wifi дальше кухни не добивает, вся местность открытая и все на виду, еще и стоит это все в 2 раза дороже, чем вчерашнее проживание. Успокаивало только то, что я здесь всего на 1 ночь.


День 15: Flåm - Leira (170км)
Утром у меня была запланирована поездка на туристическом поезде Flåm - Myrdal (цены и расписание можно поглядеть тут https://www.visitflam.com/activities/fl ... m-railway/). Билет выглядел многообещающе:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Минут за 20 до отправления встала в толпу, которая ожидала поезд. Даже поначалу переживала, что места у окна мне не видать (места на билете не указаны), но как-то все рассредоточились и я оказалась у окошка. Но тем не менее поездка мне не понравилась, в основном из-за того, что вообще не соответствовала ожиданиям. Казалось, что это будет так: поезд час-полтора в каждую сторону идет вдоль гор, с которых струятся водопады, то тут то там открываются виды на живописные долины и озера, в общем я готовилась к тому, что увижу что-то нереально красивое. А фактически виды из окна ничем не отличались от того, что я могла увидеть и на машине, дорога большей частью шла по ущельям, где справа и слева либо деревья все заслоняли, либо просто не было ничего видно, кроме куска горы, и тоннелям, где тоже не было видно почти ничего. А когда появлялись наконец красивые виды, то к открытым окнам сразу устремлялись толпы народа, поэтому вот таких пейзажей я видела мало:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
А вот таких много:
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И фактического движения было примерно полчаса, остальное время мы сначала стояли и ждали, когда проедет встречный поезд, и затем была одна небольшая остановка у водопада, где можно было выйти из поезда и осмотреться, а в это время шло небольшое представление - девушка танцевала под красивую музыку. Но только был один минус - пространство перед водопадом было ограничено, а туда единовременно вышли все пассажиры, так что толпа была огромная. На конечной станции я даже выходить не стала, поезд там постоял минут 10-15 и поехал обратно. А я просто пересела к окошку с другой стороны, но ничего особо не поменялось. В общем мне показалось, что очень дорого и ни за что, проехаться на машине по 258 дороге было намного более живописно, к тому же и в разы дешевле.
Далее я решила проехаться по серпантину, в объезд того прекрасного 25километрового тоннеля, посетить смотровую Stegastein и возможно немного сгладить свое разочарование от поезда. Заодно пора было перекусить, а я как раз купила бургер в магазине и намеревалась на смотровой его заточить. Но немного не доезжая до Stegastein попалась еще одна небольшая смотровая площадка, и я решила перенести свой обед сюда, уж больно было заманчиво пообедать с потрясающими видами, свесив ноги над обрывом
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Место очень классное, но подкинуло мне неожиданностей. Хотела красиво сфотографироваться, достала штатив, поставила на него телефон, и после пары кадров сильный порыв ветра сбрасывает мой штатив вместе с телефоном с 7метрового обрыва. Ну отлично... Пока грустила и думала, как доставать, какой-то бодрый француз лет 40 шустренько спустился по отвесной стене, собрал всю мою разлетевшуюся конструкцию и поднял всё наверх. Я была просто в шоке, поблагодарила конечно, и он как ни в чем не бывало отправился к своей машине, будто он каждый день так по стенам лазит. Хорошо, что телефон не разбился, а то было бы весело без навигатора, интернета и связи до дома добираться. А вот штативу повезло меньше и домой он вернулся в 3х частях, которые я потом собирала клеем "момент" в одну.
Смотровая Stegastein как-то не произвела впечатления, симпатично, но опять много народа и очень маленькая парковка.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Хотя может это я придираюсь и просто я была расстроена из-за сломанного штатива. Дальнейшая дорога шла по горам, особо шикарных видов не было, но все равно очень приятная
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
И все, это была последняя горная норвежская дорога, дальше мой путь лежал уже по более равнинной местности.
По пути еще заезжала к церкви в городке Borgund, но я не фанат такого рода вещей, сделала пару фотографий и поехала дальше.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
К вечеру добралась до запланированного кемпинга Strandheim Cabins / Camping. Маленький, аккуратный, тут была лучшая кухня, которую я только видела, с холодильником, микроволновкой, кофеваркой, просторная, да еще и обеденный стол внутри был. На следующее дождливое утро он мне очень пригодился, чтобы в тепле и сухости позавтракать. Народа практически не было, поэтому хоть душевых и туалетов было мало, но никаких очередей не наблюдалось. К этому всему еще можно добавить очень приветливого и доброжелательного хозяина, расположение на берегу озера и самую демократичную цену, которая мне встречалась в кемпингах (10евро, в которые входили 2 монетки по 5крон на душ). Озером я решила воспользоваться сразу же после установки палатки, пока солнце не село и не похолодало, так что успела даже немного поплавать до ужина.

День 16: Leira - Kristinehamn (440км)
Вот и подошла к концу поездка по Норвегии, сегодня моей целью было просто проехать максимально сколько смогу в сторону парома. Но без сильных жертв. Все утро шел дождь и быстро ехать не получалось, к тому же я периодически заезжала в магазины, чтобы прикупить презентов домой. А к обеду уже выглянуло солнце и сразу стало попроще. И тут внезапно опять начались клубничные плантации, которые сменялись картофельными полями, а потом морковными. Были еще чесночные поля, приближение которых можно было определить по запаху. Видела и капусту на полях, и малину. Судя по магазинам еще и черешня где-то встречается. Я ими просто восхищена в плане сельского хозяйства, в таком климате и умудряться без теплиц выращивать все самостоятельно.
Уже в Швеции остановилась отдохнуть, искупаться и позагорать на озере. Просто увидела вдоль дороги знак, что купальная зона справа, и съехала там на парковку. Очень удачно получилось.
Доехала в итоге сегодня до городка Kristinehamn и остановилась в кемпинге Kristinehamn Camping & Cottages in Värmland. Довольно дорогой, большой, но очень ухоженный и правильно зонирован, что никто никому не мешает и не ощущается количество народа. Расположен на берегу озера, есть свой пляж, теннисный корт, волейбольная площадка. С палатками мало народа, в основном все на кемперах и в домиках, так что я очень свободно расположилась под дубом недалеко от общих зон. Вообще никаких минусов, кроме разве что цены. Посмотрела закат на озере и отправилась отдыхать
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

День 17: Kristinehamn - Nynäshamn(300км)
Паром в Латвию отправлялся вечером, так что днем я думала заехать в городок Örebro и погулять там 2-3 часа, заодно и пообедать. Но планы мои были немного скорректированы проблемами с парковкой, так что в итоге на прогулку у меня остался только 1 час, а пообедать тогда уже сосиской на заправке по пути. Замок, ради которого я сюда заезжала, особых восторгов не вызвал, а вот сам город очень приятное впечатление произвел.
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия
Ну кроме парковок разумеется. В Швеции сосиска на заправке тоже довольно дорогое удовольствие, но деваться было некуда, да и времени на нормальный обед не оставалось.
На паром приехала немного заранее, увидела табличку, что нужно зачекиниться сначала в окошке в офисе компании, а потом только на паром грузиться. Ну и стояла ждала, пока в этом окошке хоть кто-то появится, причем со мной ждали и другие люди. И вот заветный час, за пару часов до отправления открывается это окошко и нам говорят, что всем, кто на машине, нужно просто заезжать на паром, а эта табличка - она для тех, кто без машины. И хоть бы слово об этом было либо на самой табличке, либо на окошке, простояли 1,5часа просто так. Из-за этого загружалась уже в последних рядах и мне ожидаемо досталось верхнее место в каюте.

Дни 18-22: Рига + возвращение в Воронеж
Следующие 3 дня отдыхала от дороги и гуляла по Риге, а затем отправилась домой.
Последний раз редактировалось m.e.g 17 сен 2018, 00:02, всего редактировалось 1 раз.
Причина: Исправление заголовка
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #2

Сообщение Nerpochka » 16 сен 2018, 17:11

Может я не очень внимательно прочитала, но не увидела цены на экскурсию на ледник. Сколько она стоила?
Nerpochka
новичок
 
Сообщения: 13
Регистрация: 28.02.2017
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #3

Сообщение Ozz » 16 сен 2018, 18:44

Прикольно. На этом-же "плацкартном" пароме и тоже из Вентспилса ехали в Травемюнде и потом обратно. И въезд тот крутой хорошо запомнился. Машина не сильно маленькая, зеркала пришлось сложить, что-б не задеть ничего
Аватара пользователя
Ozz
путешественник
 
Сообщения: 1758
Регистрация: 24.03.2012
Город: Северодвинск
Благодарил (а): 27 раз.
Поблагодарили: 247 раз.
Возраст: 57
Страны: 9
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #4

Сообщение odeshevykh » 16 сен 2018, 21:47

Nerpochka писал(а) 16 сен 2018, 17:11:Может я не очень внимательно прочитала, но не увидела цены на экскурсию на ледник. Сколько она стоила?

Я брала короткий вариант, который 1,5 часа на леднике, она стоила 580крон
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #5

Сообщение Nerpochka » 16 сен 2018, 22:09

Достаточно можно увидеть за эти 1.5 часа и ощутить всю прелесть восхождения?
Nerpochka
новичок
 
Сообщения: 13
Регистрация: 28.02.2017
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #6

Сообщение odeshevykh » 16 сен 2018, 22:25

Nerpochka писал(а) 16 сен 2018, 22:09:Достаточно можно увидеть за эти 1.5 часа и ощутить всю прелесть восхождения?

Мне показалось, что для того, чтобы составить впечатление этого времени вполне хватает У них есть разные типы экскурсий, описание всех вариантов есть на сайте, 1,5 часа - это самая короткая. Но даже этот вариант длится в общей сложности около 4 часов с момента старта от парковки и до момента возвращения на эту же парковку.
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #7

Сообщение Nerpochka » 16 сен 2018, 23:04

Ну вот сколько полезной информации Теперь надо рассчитывать время не 1.5 часа, а минимум 4 и это если короткая экскурсия. А в моих планах была более длительная, если хватит конечно сил
Nerpochka
новичок
 
Сообщения: 13
Регистрация: 28.02.2017
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #8

Сообщение odeshevykh » 16 сен 2018, 23:28

Nerpochka писал(а) 16 сен 2018, 23:04:Ну вот сколько полезной информации Теперь надо рассчитывать время не 1.5 часа, а минимум 4 и это если короткая экскурсия. А в моих планах была более длительная, если хватит конечно сил

По нагрузке она мне показалась несложной, но есть особенности вроде постоянного нахождения в связке (1,5часа) и невозможности отойти в туалет(а это уже все 4)
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #9

Сообщение Nerpochka » 20 сен 2018, 23:36

Вот поэтому мы любим ходить одни , без сопровождения и гидов.Но на ледник, наверное, все-таки правильнее взять экскурсию, потому как всякие неожиданности могут быть. Конечно не очень комфортно когда ты зависишь от других людей в связке. Но там не всегда , наверное бывают группы по 30 человек?
Nerpochka
новичок
 
Сообщения: 13
Регистрация: 28.02.2017
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #10

Сообщение odeshevykh » 21 сен 2018, 09:32

Nerpochka писал(а) 20 сен 2018, 23:36:Вот поэтому мы любим ходить одни , без сопровождения и гидов.Но на ледник, наверное, все-таки правильнее взять экскурсию, потому как всякие неожиданности могут быть. Конечно не очень комфортно когда ты зависишь от других людей в связке. Но там не всегда , наверное бывают группы по 30 человек?

Я тоже организованные экскурсии не очень люблю, но тут это была единственная возможность походить по леднику. Нашу группу разделили на 2 связки, было по 16 человек в каждой, но мне все равно было некомфортно. Там насколько знаю можно ещё индивидуальную экскурсию взять только на свою группу, но цена будет существенно выше.
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #11

Сообщение Nerpochka » 22 сен 2018, 09:46

Конечно ходить маленькой, то есть своей группой намного комфортнее, так как можно и остановиться и пофотографировать, а потом уже пойти дальше. Гид просто ведет группу или он что-то рассказывает?
Nerpochka
новичок
 
Сообщения: 13
Регистрация: 28.02.2017
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 42
Страны: 14
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #12

Сообщение odeshevykh » 23 сен 2018, 21:11

Nerpochka писал(а) 22 сен 2018, 09:46:Конечно ходить маленькой, то есть своей группой намного комфортнее, так как можно и остановиться и пофотографировать, а потом уже пойти дальше. Гид просто ведет группу или он что-то рассказывает?

Рассказывает, в основном про ледник, но можно и задавать ему интересующие вопросы.
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #13

Сообщение Trolll » 27 сен 2018, 21:16

odeshevykh,
Браво. На такую поездку, да из Воронежа, да восклицательным знаком на заднем стекле, да в одиночку, слабый пол решиться не каждый

Nerpochka писал(а) 20 сен 2018, 23:36:Вот поэтому мы любим ходить одни , без сопровождения и гидов

Без гида и без снаряжения ходить на него опасно для жизни. Есть и смертельные случаи
Я с детства склонен к перемене мест........
Аватара пользователя
Trolll
Старожил
 
Сообщения: 26514
Регистрация: 27.03.2007
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 62 раз.
Поблагодарили: 1886 раз.
Возраст: 54
Страны: 43
Пол: Мужской

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #14

Сообщение trafik_ru » 07 окт 2018, 00:16

Odeshevykh если сравнивать Ригу и Вентспилс какой вам город больше понравился?
trafik_ru
новичок
 
Сообщения: 15
Регистрация: 22.12.2017
Город: Рига
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 43
Пол: Мужской

Re: Автопутешествие Воронеж - Рига - Норвегия

Сообщение: #15

Сообщение odeshevykh » 07 окт 2018, 08:39

trafik_ru писал(а) 07 окт 2018, 00:16:Odeshevykh если сравнивать Ригу и Вентспилс какой вам город больше понравился?

Рига мне понравилась намного больше, но по Вентспилсу я успела погулять всего час и не особо удалялась от порта, так что это неравнозначное сравнение
Аватара пользователя
odeshevykh
новичок
 
Сообщения: 14
Регистрация: 30.09.2017
Город: Воронеж
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 36
Страны: 32
Отчеты: 3
Пол: Женский




Список форумовЕВРОПА форумНОРВЕГИЯ форумОтчеты и отзывы о Норвегии



Включить мобильный стиль