Маршрут:
Ехать планировалось через Ригу, там по 3 дня в ту и в обратную сторону отдыхать от вождения, а далее паромом переправляться в Швецию и оттуда уже по суше до Норвегии. Рига была выбрана как промежуточный пункт в основном из-за того, что ее я тоже давно хотела посмотреть и к тому же там у меня были знакомые. А вот дешевле по словам знающих людей плыть паромом из Турку. Маршрут по Норвегии был сделан примерный, отмечены ориентировочные места ночевок, но заранее ничего не бронировала и была возможность внести изменения как пойдет. Получилось так:
13-15июля: дорога до Риги
16-19июля: Рига, вечером 19июля паром Ventspils - Nynäshamn
20июля: Nynäshamn - Tangen
21июля: Tangen - Åndalsnes
22июля: Rampestreken + лестница троллей
23июля: атлантическая дорога
24июля: Åndalsnes - Geirangerfjord - Ørsta
25июля: остров Рунде
26июля: Ørsta - Nigardsbreen
27июля: Nigardsbreen - Flåm
28июля: Flåm - Leira
29июля: Leira - Kristinehamn
30июля: Kristinehamn - Örebro - Nynäshamn, вечером паром обратно в Латвию
31июля: Ventspils - Рига
1-3авг: Рига
4-5авг: дорога домой
Жилье:
По пути в Латвию и в Риге бронировала через букинг, по Швеции и Норвегии планировала жить в кемпингах и пользовалась сайтом https://www.norcamp.de/en/norway/camping.map.0.html
Вообще мне показалось, что размещаться в кемпингах вполе комфортно: можно встать и с палаткой, и домик снять (но делать это лучше заранее и если вас 2 или более), или приехать на кемпере и жить в нем. С наступлением темноты все затихают, ни разу не слышала ни разговоров, ни пьянок, ни громкой музыки после 22. Для палатки оплата в основном за 1 место + дополнительно платится небольшая сумма за каждого взрослого + иногда есть дополнительная оплата за детей и домашних животных. Душ практически везде за дополнительную плату, либо монетками, либо жетонами, которые покупаются на ресепшене. Ресепшен не круглосуточный, обычно работает до 22, поэтому хоть и темнеет поздно, с заселением я старалась не задерживаться. Электричество тоже платное, я даже брала с собой удлиннитель, но по факту он мне не пригодился. Гаджеты заряжались в машине по пути, а готовить можно было на общей кухне, куда я таскала свой чайник и посуду. Но розетки на кухне хоть теоретически и предназначены для чайников, холодильников и т.п., но никто не мешает поставить там и телефон на зарядку. Про посуду встречала отзывы, что можно не везти и пользоваться общей, которая есть на кухне. Но по факту она не всегда есть, а то, что есть, не всегда приятно даже в руки брать, так что я даже пожалела, что взяла только 1 кастрюльку, мне ее не всегда хватало. Кстати губки и средство для мытья посуды мне тоже в половине кемпингов пригождались свои.
Палатка у меня была самая обычная и простая, спальник тоже, но я привезла с собой надувной матрас, нормальную подушку и пару пледиков, чтобы спать с комфортом. И очень пригодилась шапка, днем хоть и было жарко, но ночью бывало и до +8 температура опускалась.
Бюджет и деньги:
Из денег везла с собой только наличные евро и пластиковые карты. В Норвегии деньги на кроны не меняла, начитавшись информации, что везде, даже в самом захолустье, есть терминалы оплаты. Но на практике это не всегда так, в паре кемпингов заплатить картой не получилось, расплачивалась в итоге наличными в евро (курс был адекватный). И также не подтвердилась информация, что на заправках и в магазинах можно попросить выдать наличными в кронах небольшую сумму с пластиковой карты. Я пыталась раз 10 и каждый раз приходил отказ от банка, по словам продавцов скорее всего из-за того, что карта выпущена не в ЕС.
Все расходы записывала в рублях, курс евро был около 74-75, в итоге вышло около 1950евро:
Еда - 33т.р.,
жилье - 30т.р.,
бензин, парковка, гринкарта, платные дороги - 43т.р.,
паром Латвия-Швеция - 18т.р.,
экскурсии - 10т.р.,
сувениры - 7,5т.р.
Дороги и заправки:
Шведские дороги на мой взгляд практически идеальны: везде разметка, в основном после каждого перекрестка есть знак с ограничением скорости (для меня это было актуально, иногда забывается а сколько там можно-то было), на автострадах за несколько сотен метров до населенного пункта стоят предупреждающие знаки, что скоро нужно будет снизить скорость, почти везде однополосные участки не очень продолжительные и встречаются места для обгонов, даже с указанием протяженности таких участков. Камеры периодически встречаются, но я не очень шустрый водитель, больше хотелось посмотреть по сторонам, а не нестись сломя голову, так что для меня это было неактуально.
А вот в Норвегии некоторые дорожные моменты очень спорные:
Мне очень не понравилось как у них сделано сужение дороги, когда 2 полосы сходятся в одну: нигде нет знака кто кому должен уступить, разбирайтесь сами.
При этом далеко не все соблюдают скоростной режим и ездят по правилам, обгоняют и через сполшную, и в слепых поворотах, и сильно превышая разрешенную скорость. Некоторые еще и умудрялись мне сигналить за то, что я двигалась по правилам.
Ширина дорог - как повезет, были места, где нельзя разъехаться со встречкой, нужно ждать в специальном кармашке. Очень хорошо, если попадаются люди думающие и не стремящиеся любой ценой пролезть вперед, иначе можно минут 5 смотреть, как они протискиваются мимо кемперов или автобусов, которые им не захотелось пропускать.
На обратном пути еще встречала довольно много людей, катающихся на велосипедах и лыжероллерах по автомобильной дороге. Причем если у нас они в основном придерживаются правого края, то там почти все едут ровно посередине полосы, обогнать бывает довольно проблематично.
Платные дороги на мой взгляд сделаны очень странно. Я заранее проложила маршрут так, чтобы ездить по ним только в случае крайней необходимости, но google.maps, по которому я ехала, все-таки провел меня по нескольким платным участкам. Причем никаких признаков у этих дорог нет, никаких предупреждений тоже, никаких знаков, что это платная часть, не встречается. И даже шлагбаумов нет. Просто сверху висят камеры, справа щит с расценками, и нет никакой возможности свернуть или объехать, равно как и заплатить. Так что пришлось в первый же день искать информацию как же оплатить наезженное. Многие советовали не париться и ездить спокойно, вроде бы должны были прислать счет на почту (но вот как они узнают адрес я не очень понимаю). Еще встречала отзывы, что можно вообще ездить бесплатно, т.к. счета в Россию они не высылают. Я выбрала вариант все-таки попробовать зарегистрироваться на их сайте https://www.epcplc.com/ и ждать, пока мне выставят счет там. Регистрировалась на следующий день после проезда по платным участкам, только через неделю увидела, что нужно было туда еще документы загрузить для подтверждения владения автомобилем, а счета мне выставили только недели через 3, когда я уже на это и не рассчитывала. Оплачивала их там же на сайте с карточки, проблем никаких не возникло.
С заправками тоже был неоднозначный момент. Вообще я всегда старалась заправляться на купных сетевых заправках и желательно с оператором, но приходилось иногда и к автоматическим прибегать. И вот там нужно сначала авторизовать карту, а затем заправляться. При этом у меня всегда проходило 3 транзакции: блокировка довольно крупной суммы (порядка 1200крон), отмена этой блокировки и снятие фактически заправленной, но все они были с очень небольшим интервалом порядка 2 минут. Поэтому я очень удивилась, когда на одной из очередных заправок мне пришла только 1 смс об успешной покупке на сумму 1200крон (а это около 10т.р.). Что делать я не знала вообще, нигде ни телефонов, ни живых людей. Хорошо хоть взяла чек, думала придется в своем банке разбираться. Деньги в итоге пересчитали при фактическом списании транзакции, но это случилось примерно через 5 дней, а до этого времени они были полностью заблокированы. Стоит иметь это ввиду при планировании бюджета, у меня пара таких заправок с интервалом в 1 день заблокировала почти 20т.р. и было очень некомфортно.
День 1-3: Воронеж - Рига, пробег около 1500км
Дорога до Риги была довольно утомительная, особенно поначалу с непривычки, но все прошло удачно. Выехала в пятницу ближе к вечеру, а в середине дня в воскресенье уже была в Риге. Ехала не быстро и без фанатизма, получалось примерно по 450км в день.
День 4-6: Рига
В Риге жила в хостеле, дешево и сердито. К сожалению вариантов проживания на одного в принципе везде не так много и цены не очень радуют. Были свои плюсы и свои минусы: цена и расположение - однозначный плюс, но вот уровень комфорта ближе к уровню студенческого общежития, а не к отелю. Но для меня это было не определяющим, хотя поначалу мужчины, спокойно разгуливающие в одном полотенце в общих зонах, меня несколько смущали.
Про сам город могу сказать только одно - Рига прекрасна... Да, есть и всякие недоделки, вроде потрескавшейся плитки и старого асфальта в заплатках, видно что страна не из самых богатых. Но есть и какая-то теплота и уют, везде цветы и клумбы, чистенько, ухоженно, прекрасные парки:
Старый город хоть и небольшой, но фантастически красивый:
Еще очень запомнились всякие необычные дома, вроде вот такого:
Много всяких интересно оформленных дверей и парадных:
На набережную по вечерам приходила смотреть закаты:
Из местной еды мне особенно ничего не приглянулось, хотя все было довольно вкусно, а вот местное пиво понравилось. Днем питалась в столовых, а ближе к вечеру выбирала себе уютную кафешку с открытой верандой и живой музыкой и сидела там, выбор просто огромный.
Из музыки еще успела послушать небольшой органный концерт в домском соборе, очень неплохо и сам собор внутри понравился. Вход в собор платный, а в стоимость билета на концерт (10евро) посещение собора тоже входит, так что имеет смысл совместить.
В дождь за все время не попала ни разу, погода была аномально жаркая, днем до +30 доходило, так что один день посвятила валянию на пляжах Юрмалы. Народа было даже не так много, как я ожидала, особенно утром. И море довольно теплое. Сам городок очень тихий и приятный, везде сосны и модные дачные домики:
В общем время пролетело незаметно и настала пора забирать машину с парковки и двигаться навстречу Норвегии.
День 7: Рига - Ventspils (200км)
Билет на паром покупала уже из Риги, т.к. не было на 100% уверена, что моя машинка справится с поездкой. К тому же у меня есть некоторые проблемы с укачиванием и хотелось иметь возможность немного сдвинуть даты, если станет понятно, что на море будет волнение. Во многом из-за этого стоимость парома стала сопоставима со стоимостью самолета. Хорошо хоть он был удобный: отплывал около 12 ночи и около 7 утра по местному времени приплывал в Швецию.
До городка Вентспилс казалось ехать не так уж и далеко, около 200км, но на дорогу я потратила более 4 часов и приехала уже довольно близко ко времени отправления, поэтому не получилось особо по нему погулять. Успела только оценить фигурки коров, которые во всех возможных видах встречались на улицах:
Ну и заправиться нужно было в последний раз по адекватным ценам. Бензин в Латвии стоил около 1,3евро, а вот в Норвегии уже порядка 1,8евро. Думала еще зайти в магазин дозакупить продуктов, но очередь была просто космическая, поэтому пришлось довольствоваться запасами еды, привезенными с собой из Воронежа.
А вот и паром, на котором мне предстояло плыть:
И для меня, и для машины это было первое путешествие с паромной переправой и я очень переживала, что где-нибудь накосячу. Поначалу все было не хитро: нужно было зайти в терминал и зарегистрироваться, там же выдали билет и электронный ключ в каюту, затем уже на машине встать в очередь, рассказать таможеннику куда и зачем я еду (не придирались, машину не оcматривали, просто поспрашивали) и встать в очередь на заезд на палубу. А вот заезд уже оказался не таким простым, грузовики ставили на нижнюю палубу, а легковушки должны были заезжать по довольно узкому и крутому мостику на верхнюю. И вот там да, я трясущейся ножкой давила на газ и думала как бы на середине не заглохнуть, но все обошлось. Читала еще, что на паромах очень плотно машины друг к другу ставят, тоже боялась что кого-нибудь задену, но тут было достаточно места со всех сторон.
На самом пароме делать особо нечего, я обошла все доступные 3 палубы минут за 20 неспешным шагом. Автомобильную палубу после окончания загрузки закрывают, так что все необходимые вещи нужно сразу брать с собой. На основном уровне есть небольшой магазинчик, ресторан, бар, игровые автоматы, детская игровая зона, курилка на открытой палубе. На самом верхнем доступном уровне вертолетная площадка и несколько шезлогнов, с площадки приятный вид на палубу, где автомобили стоят. Но дул сильный ветер, так что я немного поглядела, как последние пассажиры паркуют свои машины, и пошла искать свою каюту. Каюта мне чем-то напомнила купейный вагон в поезде, тоже 4 места 2 верхних и 2 нижних. Но есть еще аккуратный столик со стулом, розетки, небольшой шкаф для вещей, туалет и душ, да и кровати просторные и удобные. Места на билете не подписаны, только номер каюты, так что можно занимать любое свободное. Я спокойно поужинала заранее припасенным бутербродом, немного поболтала со своими соседками и отправилась спать, хотелось успеть заснуть до того, как начнется качка, если она начнется.
День 8: Nynäshamn - Tangen (550км)
Проснулась сильно заранее, хотелось успеть напоследок насладиться горячей водой не по таймеру, да и вообще попить чая на открытой палубе и настроиться на долгую дорогу. Спуск с верхней палубы оказался попроще подъема, но тоже было немного нервно.
И вот наконец я в Швеции! Почти сразу съехала с трассы, ведущей в Стокгольм, и оказалась среди лесов, полей, деревянных заборчиков и красных деревенских домиков, в общем дорога оказалась очень извилистой и живописной. Далее был уже автобан, но мне он тоже очень понравился и запомнился, особенно когда начали встречаться озера, на одном из которых я и остановилась на завтрак:
Вообще у меня осталось очень приятное впечатление и от шведских дорог, и от заправок, и от мест для отдыха, все чисто, есть столики и туалеты, природа красивая.
По Норвегии за сегодня проехала около 100км всего, тоже красиво, но разметка и качество дорог похуже, чем у шведов.
Моим первым кемпингом был Tangenodden Camping. Поначалу очень много и долго соображала что там и как, все-таки это была моя первая попытка проживания в кемпинге и все казалось непонятным. Не с первого раза нашла ресепшен, долго ждала пока там хоть кто-то появится, возьмет с меня денег за размещение и расскажет где палатку поставить. Но вообще по сравнению с остальными кемпингами он был так, на троечку. Для первого раза сойдет, но очень неудобное расположение зоны палаток, места мало, машину приткнуть негде, до общего блока с кухней и туалетами идти далековато, кухня очень маленькая и неудобная, к плите приходилось протискиваться через людей, моющих посуду в мойке, интернет платный. Из плюсов только то, что располагается прямо на берегу озера. А в учете температуры под +30 это было очень кстати. Поэтому сразу после установки палатки я пошла поплавать, пока солнце не село и не похолодало, и только затем начала готовить ужин. Вот такое вот у меня было первое размещение в кемпинге:
День 9: Tangen - дорога 27 - Åndalsnes(400км)
Поснулась очень рано, было дико холодно, на что я не рассчитывала в учете дневной жары. Заснуть больше не получилось, так что я позавтракала, собрала палатку и отправилась дальше. Сегодня было 2 варианта развития событий: можно было либо доехать без остановок до кемпинга рядом с городком Åndalsnes, поставить палатку и отправиться на треккинг к обзорной площадке Rampestreken, либо немного удлиннить маршрут и проехать через красивую дорогу 27, но тогда уже просто заселиться и никуда вечером не ехать. Я выбрала второй вариант, хотелось красивых дорог, а на смотровую тогда отправлюсь завтра. Она и правда оказалась запоминающейся, поначалу был небольшой серпантин и лес, затем началась горная долина, но негде было остановиться и пообозревать, небольшую площадку для отдыха я нашла только на перевале уже:
Затем дорога опять пошла по лесистой местности, но встречались небольшие смотровые площадки, откуда было видно реку и горы:
А в лесах был обалденный мох какого-то бело-желтого цвета, прямо ковер. Я даже специально остановилась посмотреть:
И уже ближе к городку Åndalsnes дорога начала петлять среди гор, с которых струились водопады, выглядело очень круто:
Но зато вести машину стало сложнее: дороги довольно узкие, обочины нет, все чаще начали встречаться кемперы, да и общая усталось и недосып сказывались. Поэтому когда я добралась до намеченного Mjelva Camping, хотелось уже отдыхать и даже мыслей не было о том, что могу успеть еще и на смотровую подняться.
Тут я решила остаться сразу на 3 ночи, кемпинг очень понравился: просторно, огромная зеленая территория, мало народа, места для палаток достаточно, я даже встала с видом на горы.
На ресепшене очень приветливые девушки и общие блоки отличные: кухня просторная, 3 плиты, духовка, 3 мойки, души и туалеты в достаточном количестве. Wi-fi бесплатный и ловит в палатке.
Опробовала этот замечательный норвежский душ по таймеру, за 4 минуты реально помыться с головой, но делать все нужно очень быстро, в один из следующих дней я не уложилась в норматив и пришлось смывать бальзам для волос в умывальнике, хорошо хоть свидетелей не было.
День 10: Rampestreken + лестница троллей(40км)
Сегодня наконец выспалась и с новыми силами отправилась штурмовать смотровую площадку Rampestreken. Поначалу дорога шла по железным настилам, уклон был не сильный и идти оказалось легко, а вот дальше началась довольно крутая тропа среди деревьев и камней. И солнце очень активно поджаривало даже в лесу, так что уже на подходе к смотровой я с грустью смотрела на заканчивающуюся литровую бутылку с водой. Сама смотровая довольно многолюдная и постоять и насладиться видами особо не получилось, все стоят в очереди чтобы пофоткаться:
Зато сразу за ней нашлись удобные камни, куда я залезла и спокойно отдохнула, обозревая окрестности. Виды шикарные:
После отдыха решила еще подняться по тропе повыше, но куда именно она вела не знаю, до вершины я так и не добралась, потому что закончилась вода. Чуть не доходя до смотровой деревья заканчиваются и дальше пришлось идти под палящим солнцем. Но все равно очень красиво, малолюдно и тихо. Пофотографировалась на камнях с потрясающим видом на город:
И нашла вот в такое креслице из камней над обрывом:
В общем прогулка однозначно удалась! Но вот ноги после спуска болели сильно. В общей сложности подъем и спуск заняли у меня около 5 часов, перепад высот около 700метров, основное время занял именно подъем и любование окрестностями, спустилась очень быстро.
Далее я планировала прокатиться по серпантину Trollstigen и пройтись до стены троллей, но мои трясущиеся после спуска ноги немного скорректировали планы. Из-за этого же я решила отменить запланированный на конец поездки треккинг к языку тролля - не чувствовала в себе сил на сложный и рельефный треккинг на 22км и сразу после этого осилить 900км за рулем.
Серпантин оказался тоже непростым, во многом еще и из-за того, что это был мой первый водительский серпантин, так что я была в ужасе. Скорее всего дорога была очень красивая, но во время подъема все мои мысли занимало только вождение, как бы не заглохнуть где-то в шпильке и удачно разъехаться со встречными машинами. И вот последнее оказалось не такой простой задачей, как я думала изначально, не везде хватало места, чтобы проехать в обоих направлениях, нужно было думать заранее и иногда отстаиваться в кармашках и пропускать встречку. Мне повезло и не встретилось особо спешащих, но уже наверху наблюдала вот такие картины, когда ребята не поделили кто же едет первым:
Бывает что такие ситуации затягиваются, собираются хвосты с обеих сторон, все дружно протискиваются или сдают задом. А еще там ездят автобусы... Так что был момент, когда весь поток наверх остановили перед мостом и все ждали, пока сверху не спустится автобус. Хотя я даже была этому рада, появилось немного времени отдохнуть от первых впечатлений и наконец посмотреть по сторонам, заодно и запечатлеть машину на фоне водопада:
И вот наконец я добралась до парковки, полностью забитой машинами, нашла местечко где припарковаться, и отправилась смотреть окрестности. На треккинг к стене троллей все-таки решила не ходить, ноги у меня так и продолжали болеть. Сходила на пару смотровых площадок, виды приятные, но количество народа не позволяет особо долго понаслаждаться, хотя несколько фоток получилось сделать:
Но опять же, если немного отойти подальше по тропинкам, то уже можно спокойно и в тишине поглядеть на горы и водопады. Вообще у меня сложилось ощущение, что если цель именно поглядеть смотровые и проехаться по лестнице троллей, то можно было это и не выделять в отдельную поездку, а посмотреть по пути на Geirangerfjord. Вся прогулка здесь заняла у меня около 30минут со всем фотографированием и наблюдением за ползущими по серпантину машинами. Около парковки есть кафешка и сувенирный магазинчик, цены меня очень впечатлили и больше я ни в сувенирные, ни в кафе в Норвегии не заходила.
Вообще оказалось, что и в супермаркетах можно более-менее нормально питаться, если уж лень готовить, там есть возможность и салатов различных набрать и что-то горячее мясное выбрать, например бургер или курицу гриль. И цены какие-то не очень высокие на это. Но не могу сказать, что вкусно, так, съедобно, но не более того. Я в основном закупалась в Spar, но заходила еще в Rema 1000, Kiwi, Joker. Как мне показалось выбор везде примерно одинаковый, есть полка со всякими акционными продуктами, где можно купить товары с хорошей скидкой, в основном это то, у чего скоро подходит срок годности. Но бывают и просто акционные товары по сниженным ценам на полках. Довольно много продуктов я везла из России, там в основном покупала только самое необходимое и скоропортящееся, ну и конечно какие-то местные продукты тоже интересно было попробовать.
Сыры - средние европейские цены, но все вкусные. Мне очень понравился Snofrisk (мягкий и соленый сыр), особенно удобно было брать его на перекус с кукурузными чипсами. Еще пробовала Gudbrandsdalsost - местный сыр, на вкус напоминающий сгущенку, интересный, но я так и не придумала, с чем его кроме клубники можно есть. Ягоды кстати все местные, в том числе и клубника. Дороговата, но очень вкусная. Еще из ягод пробовала малину и голубику, вот голубика - самое то, дешевле чем в России и акции на нее часто бывали, брала ведерками по полкило.
Молочка вся дорогая, посмотрев на цены на йогурты я решила обойтись без них, иногда только кефир брала. Зато рыбы просто огромный выбор, и по ценам не страшно, так что покупала пару раз красную рыбу и запекала в фольге, креветки как-то тоже брала акционные, вышло вкусно и недорого. Мясо не пробовала, да и мне не в чем было его готовить, пришлось довольствоваться предложением супермаркетов по готовой продукции.
День 11: атлантическая дорога(250км)
Итак, сегодня по плану атлантическая дорога. Я специально выделила на нее целый отдельный день, чтобы никуда не спешить и покататься там столько, сколько захочется. Встречала конечно отзывы, что она сильно распиарена и делать там нечего, но хотелось составить свое впечатление.
От кемпинга доехать можно было с паромной переправой либо по берегу фьорда, но почти на 100км дольше. Я выбрала первый вариант, цена на паром примерно сопоставима с деньгами за бензин, который съест машина за 100км, да и пора уже было попробовать популярный норвежский транспорт. Конечно поначалу было страшновато, а потом я уже освоила этот новый вид транспорта и мне он очень понравился. Дорога просто оканчивается причалом, на котором есть будочка с расписанием и указанием времени, через которое будет следующий паром. Машины выстраиваются в очередь и ждут, пока паром причалит, выпустит всех переплывших и можно будет на него заезжать. Либо до заезда, либо уже на самом пароме подходят кассиры и всех обилечивают, билеты на все мои паромные переправы стоили в среднем около 110крон. И также выдают какую-то карточку с памяткой о правилах безопасности, которую нужно будет вернуть при выезде. Далее можно либо посидеть в машине, либо подняться на верхнюю палубу и плыть, наслаждаясь видами фьорда. В первый раз я долго тормозила и за те минут 15-20, пока плыла, успела только прочитать правила, обойти и посмотреть как все устроено, немного померзнуть на верхней палубе, продуваемой всеми ветрами, и заранее вернуться в машину. В следующие переправы я заранее покупала себе кофе на заправке, быстренько поднималась на верхнюю палубу, предусмотрительно прихватив ветровку, и уже с комфортом обозревала фьорды.
Вообще дорога до самой атлантической дороги тоже вполне интересна и живописна, я прокатилась и вдоль фьорда, и на пароме, и недалеко от городка Молде встретился мост, похожий по стилю на атлантическую дорогу. Добиралась в итоге около 2 часов.
Да, народа конечно очень много, не на всех парковках даже можно было приткнуться, но вариантов отойти куда-то в безлюдное место тоже хватало. По факту могу сказать, что мне тут понравилось, особенно в плане вождения, это восторг! Как раз ради этого я и ехала: машина, дорога и офигенные пейзажи.
А вот в плане погулять ощущения остались противоречивые: все-таки сказывалось и количество народа, да и виды оказались не такими захватывающими, какими я их представляла. Мосты конечно со всех ракурсов посмотрела:
Сделано все аккуратно, и прогулочные дорожки есть, и скамейки, и мостики для рыбалки, которые пользуются популярностью. Люди целыми семьями тут стояли и рыбу ловили, понаблюдала как папа дочку лет 10 учил спиннингом пользоваться, я даже пожалела, что не взяла с собой снасти, прямо тоже захотелось удочку закинуть. И были и просто тропинки, где можно пройтись в тишине и без людей, даже можно было голубикой поживиться:
По дороге в итоге раз 5 проехала туда-обратно. Согласна, что есть не менее красивые, но более тихие места, но все-таки тут круто! И время вообще незаметно пролетело, вроде бы нигде подолгу не гуляла, а часов 6 прошло как один миг и пора уже было выезжать обратно в сторону кемпинга. Как раз еще выглянуло солнце и получилось на обратной дороге немного пофотографировать:
А вот как только я добралась до кемпинга зарядил дождь и пришлось ужинать с грустными мыслями о том, как я завтра буду повторно преодолевать лестницу троллей по такой туманной погоде.
День 12: Åndalsnes - Geirangerfjord - road 258 - Ørsta(250км)
Всю ночь поливал дождь, но на удивление на утро горы хоть и были затянуты облаками, но солнышко проглядывало.
Никаких особых достопримечательностей сегодня смотреть не планировалось, но вот красивые горные дороги, серпантины и смотровые площадки должны были составлять основу дня. Мои опасения по поводу лестницы троллей вообще не оправдались и повторно я туда заехала без труда, даже удалось поснимать машинку над облаками:
После перевала столкнулась еще с одной особенностью норвежских дорог - это вездесущие овечки и коровки, которым вообще все равно, что по дорогам едут машины. Особенно пофигистичны овечки, если она лежит и греется на солнышке прямо посередине дороги - это твои проблемы как ты ее будешь объезжать на узкой дороге, а не ее, хоть ты обсигналься, не сдвинется ни на сантиметр.
И наконец удалось вблизи рассмотреть популярную тему оформления домиков - крыши, поросшие мхом и всякой другой растительностью:
В кемпингах некоторых тоже такое встречалось, я прямо пожалела, что не пожила в таком. Хотя домики в кемпингах и сильно дороже, имеет смысл только на компанию брать, и бронировать нужно заранее, в сезон свободные домики явление очень редкое.
А затем случилось одно из самых больших моих открытий о Норвегии за всю поездку: дорога спустилась в долину и вдоль нее стали попадаться небольшие фермерские домики, где в полях сидели люди и что-то собирали. Я долго не могла разобрать что же там такое растет, какие-то грядки из невысоких кустиков, потом углядела там красные ягоды и до меня дошло, что это клубника. В Норвегии, где как мне казалось яблоки-то не вырастишь, целые плантации клубники... И были даже небольшие лоточки вдоль дороги, где ее можно было купить, но к сожалению встретились они в самом начале и я их пропустила, а потом уже не попадались. Но на следующий день я все-таки нашла клубнику в магазине и наконец ее попробовала, она просто обалденно сладкая.
Вот так в восхищении от клубничных плантаций я доехала до очередной паромной переправы, захватила кофе на ближайшей заправке и минут 20 наслаждалась видами фьорда, стоя на верхней палубе:
Далее из примечательного была орлиная дорога и смотровая площадка Ørnesvingen-eagle Road. Припарковаться там получилось только чудом, места очень мало, а вот автобусов с туристами приезжает много, мне даже пришлось ждать минут 10, пока они разъедутся и разблокируют мне выезд. Смотровая понравилась тем не менее, очень живописные виды:
И есть скамейки, где мне даже удалось немного посидеть и перекусить, любуясь окрестностями. Все портили только периодически приезжающие автобусы, из которых толпой выгружались человек 30-50 туристов и наводняли всю смотровую. Здесь прямо чувствовалось, что место более многолюдное и шумное, мне нравится все-таки когда потише.
Спуск вниз дался и мне, и машине с трудом: ехала за кемпером и приходилось довольно долго оттормаживаться, а я еще и благополучно тормозила на нейтралке по неопытности, так что к середине спуска примерно запах тормозов начал уже сильно ощущаться. И остановиться было негде, ближайшая площадка для отдыха оказалась только в самом низу на берегу фьорда, где я полчаса ожидала, пока тормоза остынут. Ну и как раз хорошая погода все-таки закончилась и влил дождь.
Далее был серпантин наверх, который вообще никакого удовольствия не доставил, опять эти протискивания среди кепмеров и автобусов, к тому же еще по дождю и ветру. Заехала на смотровую Flydalsjuvet Rock, но там было еще больше людей, чем на орлиной дороге, и дождь поливал как из ведра. Так что вообще никаких впечатлений она не оставила, мне даже фотографировать лениво было.
Зато дальше у меня на карте была отмечена старая дорога Knuten, образующая петельку. Я ожидала что это будет что-то вроде старого заброшенного участка, но оказалось что это съезд с основной дороги и по нему можно проехать на машине. Он очень короткий и узкий, сначала дорога идет под старым каменным мостом, а затем ведет на этот самый мост, перил нет, есть только небольшие булыжники по краям моста. Вроде бы и ничего особенного, но он мне очень понравился и запомнился.
Затем вдруг все машины куда-то делись и дорога стала очень свободной, так что даже несмотря на дождь ехать было очень комфортно и была возможность посмотреть по сторонам.
Времени оставалось достаточно и я решила все-таки проехать по дороге 258. И почти сразу же асфальт на ней закончился и я оказалась на довольно узкой каменистой грунтовке с отбойниками в виде камней. Хорошо хоть движение не такое интенсивное и часто встречались карманы для разъездов. Поначалу я вообще не понимала, чего же в ней такого красивого, пейзаж не такой впечатляющий, а страданий от качества дороги было много. Зато потом я просто не могла оторваться:
А где-то около горнолыжного центра, примерно на середине дороги, еще и асфальт появился. Так что там я даже поставила машину и немного прошлась, несмотря на дождь, виды потрясающие:
Нужно было уже ехать дальше, чтобы успеть в кемпинг заселиться, но я никак не могла заставить себя не останавливаться буквально на каждом повороте:
Еле доползла до ее окончания. Так что оставшуюся часть пути пришлось преодолевать практически без остановок, но вот в магазин нужно было заехать, как раз думала там готовой еды купить, чтобы не готовить сегодня. Напротив магазина обратила внимания на площадку для отдыха:
Примечательна она была еще и тем, что тут было оборудовано место для купания и суровые норвежские дети прыгали с мостика в воду, пока я, укутанная в кофту и ветровку, за ними наблюдала. Зато наверное в хорошую погоду тут очень приятно, взяла себе на заметку это местечко.
А дальше начались тоннели и я вообще приуныла: они даются мне очень тягостно, закладывает уши и начинает болеть голова, к тому же темно и усталость очень сказывается. До кемпинга Ørsta camping добралась почти под закрытие и очень и очень уставшая. Вообще мне поначалу показалось, что он всем хорош: цена не особо высокая, народа мало, душ бесплатный, санблок очень уютный и с отоплением даже, кухня хоть и небольшая, но тоже уютная, но вот место не особо живописное. А затем я решила перейти через дорогу от кемпинга на берег фьорда, чтобы с кружечкой вина поглядеть на закат, и как-то мое мнение о неживописности быстро поменялось:
А там еще и деревянные столики со скамейками стоят, травка, около дороги липы цветут, в общем получилось прекрасное окончание прекрасного дня.
День 13: остров Рунде(150км)
Сегодня в планах был отдых от дороги и вечерний просмотр тупиков на острове Рунде. Но по факту оказалось, что я уже вошла в ритм и мне вообще не хотелось всю первую половину дня отлеживаться без дела в кемпинге, так что открыла карту и начала искать что бы тут недалеко поглядеть. Решила проехаться до песчаного пляжа недалеко от городка Hareid и там устроить пикник и немного позагорать, а после обеда двигаться уже в сторону птичек.
Пляж оказался обалденным: белый песок, вид на фьорд и ни души. Пикник удался!
И позагорать тоже удалось, и даже разок искупаться в ледяной воде, но конечно удовольствия от такого купания я особо не получила. Вообще меня поразило, что несмотря на довольно прохладный климат здесь и на озерах, и на фьордах организованы и хорошо обустроены места для отдыха и купания.
И затем я выдвинулась в сторону острова Рунде. Дорога оказалась очень живописной, местами чем-то напоминала атлантическую, было очень сложно ехать и не останавливаться при любом удобном случае:
На парковке, где я планировала оставить машину и устремиться на поиски птичек, оказалась уже после 17. А значит погулять по острову я уже не успевала, по сведениям из интернета птички должны были прилететь к 20, а мне еще предстояло найти, где же они гнездятся. Сама парковка находится чуть не доезжая до Goksøyr Camping, а тропа наверх начинается в паре сотен метров дальше за кемпингом, первый поворот направо (будут указатели). Поначалу тропинка асфальтированная и посыпанная камушками, но с очень резким уклоном, а затем уже идет грунтовка, но с плавным подъемом. Сверху открываются очень приятные виды:
Вообще я очень зря так спешила, можно было спокойно еще погулять и пройтись по другим тропинкам, сходить к маяку, но я переживала, что буду долго искать тупиков, поэтому шла целенаправленно искать место их обитания. Найти удалось с первой попытки, на картах maps.me эта точка называется Lundeura. И пришла я туда примерно в 18.30, а до планируемого времени появления птичек было еще часа 1,5. Вообще, даже без учета тупиков, окрестности очень красивы:
Но погулять все-таки стоило, а я осталась ждать, вдруг раньше прилетят. Получилось, что первые пара птичек прилетели в 19.30, но они сразу улетели, а вот основная масса появилась только после 20.30. До этого времени я уже успела дико замерзнуть, стоя на утесе на ветру. Стоило все-таки переодеться еще на парковке в теплые штаны, да и взять свитер потеплее, дневная жара создает очень обманчивое впечатление.
Народа, желающего поглядеть тупиков, собралось довольно много, мне даже показалось, что после меня пришло меньше, чем уже было до меня. И было несколько человек, которые после этой первой пары птичек подождали полчаса и ушли, так и не дождавшись основного действия. Да что там, я уже и сама начинала думать "и что, это все?", но продолжала ждать. И вот наконец начали прилетать тупики, смешно выставляя вперед лапки и плюхаясь на камни
И сразу защелкали камеры, у некоторых была прямо очень внушительная оптика
Птицы абсолютно не боялись людей, летали прямо над головами, спокойно устраивались на камнях, смешно почесывались, позировали.
Полутора часов мне как раз хватило, чтобы налюбоваться тупиками, но не замерзнуть окончательно. К парковке я спустилась как раз к закату, а к кемпингу своему возвращалась уже в полной темноте. Вообще наверное было бы удобнее остановиться в том кемпинге на острове, но внешне он мне понравился намного меньше, да и народа было на порядок больше. А в моем кемпинге меня ждал небольшой сюрприз - шлагбаум на въезд был закрыт и на ресепшене естественно никого. Уже думала, что придется оставлять машину и идти пешком, но все-таки удалось разобраться как его открыть и проехать. Ужинать уже не было ни сил, ни времени, быстренько попила чай с печеньками и пошла спать.
День 14: Ørsta - Nigardsbreen(270км)
Сегодня ожидался самый скучный день за всю поездку. При планировании маршрута я думала, что нужно будет где-то к середине немного сбавить темп, чтобы была возможность отоспаться, никуда не спешить и сильно долго не ездить. К тому же было сразу понятно, что с просмотра птичек я вернусь очень поздно. Но если вчера у меня хотя бы на вечер была запланирована активность, да и днем я нашла чем заняться, то сегодня нужно было просто переместиться из пункта А в пункт Б. Причем я даже заранее не подумала, что могу к этому времени не устать, так что никаких интересностей по пути на всякий случай не поискала.
Выспаться не особо получилось, в кемпинге часам к 8 все уже начинают просыпаться и шуметь, к тому же солнце как раз к этому времени тоже активизируется и в палатке становится жарко. Я неспешно позавтракала, собралась и поехала в сторону ледника Nigardsbreen. По пути останавливалась на площадках для отдыха на берегу фьордов, немного там загорала или просто сидела на скамеечках и наслаждалась природой
Окунуться правда больше желания не возникало.
И хоть я и приехала к месту предполагаемой стоянки часам к 18, но мест в запланированном кемпинге не оказалось. Пришлось воспользоваться запасным вариантом - Nigaardsbreen camping & hytter. Из плюсов - постой мне обошелся в 12евро (терминала оплаты у них нет, пришлось платить чем было) и место для палатки я нашла прямо рядом с общим блоком. И все. Общий блок маленький, на весь кемпинг 1 кухня с 1 плитой и 2 мойками, там постоянная толчея, пришлось ждать в очереди, чтобы воспользоваться плитой и сварить себе макароны, хорошо хоть купила баранину готовую в супермаркете и больше ничего не пришлось готовить. Душ женский - 1 на весь кемпинг, я даже не тешила себя надеждой им воспользоваться. Но туалетов хотя бы 3, там в очереди не стояла. Вообще вся территория представляет собой большую поляну без всякой растительности, только деревья по периметру, и из-за этого все друг у друга на виду и кажется что очень многолюдно, на небольшом пятачке скучкованы и кемперы, и палатки. Но альтернатив больше не было, пришлось оставаться тут. Сразу после ужина забронировала себе экскурсию на ледник на завтра (сайт https://www.bfl.no/en/nigardsbreen-en/s ... e-ice-hike) и пошла спать.
День 15: Nigardsbreen - Flåm (140км)
Экскурсия должна была начаться в 12.15, а до этого времени делать было вообще нечего, но как назло проснулась рано и в 10 уже была готова выезжать, а кемпинг как-то вообще не располагал к тому, чтобы там задержаться. До парковки по навигатору было 3 минуты, и там оказалось тоже особо нечего делать, поэтому просто слонялась без дела 1,5 часа и смотрела, как собираются и уходят другие группы. Вообще стоило наверное пропустить вообще эту экскурсию, мало того, что дорого, так еще и начинается она очень неудобно - и не в начале дня, и не в конце, и из-за этого и вчерашний день получился каким-то скомканным, да и сегодняшний не оптимален. Но после прошлогодней поездки в Исландию я очень жалела, что не получилось погулять по леднику в экипировке, поэтому в этот раз это было практически обязательным пунктом программы. К тому же тут на ледник можно было подняться только в составе организованной экскурсии, самостоятельно можно было максимум до подножия ледника дойти.
Как оказалось, экскурсию можно было заранее и не бронировать, а просто добавиться к группе на месте при наличии свободных мест (группа у нас была 32 человека), заплатить тоже можно не только кронами, как у них на сайте было указано, но и в евро. Но все-таки заранее конечно надежнее.
Проходит все так: за полчаса до указанного времени начинают выдавать снаряжение (кошки и ледорубы), затем группу собирают, рассказывают правила поведения, и ведут к лодке, на которой транспортируют к началу маршрута. Оттуда еще примерно полчаса идти до начала ледника. Далее рассказывают, как надевать и закреплять кошки, разделяют на 2 группы по 16 человек, выдают по инструктору на каждую группу, и вся группа в обвязке идет на ледник. Именно инструктора мне понравились: они во всем помогают и подсказывают, по ходу движения рассказывают про ледник, отвечают на вопросы, как оказалось еще и сами маршруты каждый день подготавливают. И в кошках мне понравилось ходить, ботинки очень весело смотрятся
А вот экскурсия в общем оставила очень странные ощущения - я рада, что я попробовала, но больше никогда не пойду. Во-первых, народа просто тьма... Поначалу кажется, что ледник большой и всем места хватит:
А по факту тропы на подъем и спуск общие для всех и выглядит это все как-то так:
Во-вторых, сложно идти в связке, нужно не только обозревать красоты, но и следить, чтобы веревка от впереди и сзади идущих не волочилась по земле, но и не была внатяг, причем желательно просчитывать не на одного, а на 2-3 человек и впереди и сзади. У меня случился связанный с этим неприятный момент на обратном пути: во время спуска по ступенькам впереди идущий парень не убедился, что я успеваю спускаться, и дернул веревку, так что я не удержалась и упала. Не сильно, но очень неприятно.
Ну и из-за того, что все связаны одной веревкой не получается остановиться и подойти посмотреть что-нибудь, равно как и пофотографировать, всё только на ходу.
Еще один момент: в туалет нужно сходить до отправления группы на лодке, больше возможностей не будет в ближайшие часа 4 (это время на доплыть на лодке, дойти до ледника, время самой экскурсии и возвращение обратно).
В общем для меня было больше минусов, чем плюсов.
После экскурсии нужно было успеть доехать до городка Флам и заселиться там в кемпинг. Расстояние вроде бы не большое, и поначалу дорога была очень приятная и красивая, а затем начались тоннели. Последний особенно тяжело было преодолеть, 25км... Я до последнего надеялась, что просто неправильно увидела информацию о его длине на въезде и между 2 и 5 все-таки была запятая, но нет.
В кемпинг Flåm Camping og Vandrarheim приехала в итоге около 21, за час до закрытия. И вот он оказался самым дорогим и самым не понравившимся за все время. Да, общие блоки сделаны хорошо, душевых и туалетов много, кухня просторная. Но народа столько, что я даже не сразу нашла, где на этой огромной территории палатку приткнуть. Места для палаток находятся в самом дальнем углу, до общих блоков очень далеко, wifi дальше кухни не добивает, вся местность открытая и все на виду, еще и стоит это все в 2 раза дороже, чем вчерашнее проживание. Успокаивало только то, что я здесь всего на 1 ночь.
День 15: Flåm - Leira (170км)
Утром у меня была запланирована поездка на туристическом поезде Flåm - Myrdal (цены и расписание можно поглядеть тут https://www.visitflam.com/activities/fl ... m-railway/). Билет выглядел многообещающе:
Минут за 20 до отправления встала в толпу, которая ожидала поезд. Даже поначалу переживала, что места у окна мне не видать (места на билете не указаны), но как-то все рассредоточились и я оказалась у окошка. Но тем не менее поездка мне не понравилась, в основном из-за того, что вообще не соответствовала ожиданиям. Казалось, что это будет так: поезд час-полтора в каждую сторону идет вдоль гор, с которых струятся водопады, то тут то там открываются виды на живописные долины и озера, в общем я готовилась к тому, что увижу что-то нереально красивое. А фактически виды из окна ничем не отличались от того, что я могла увидеть и на машине, дорога большей частью шла по ущельям, где справа и слева либо деревья все заслоняли, либо просто не было ничего видно, кроме куска горы, и тоннелям, где тоже не было видно почти ничего. А когда появлялись наконец красивые виды, то к открытым окнам сразу устремлялись толпы народа, поэтому вот таких пейзажей я видела мало:
А вот таких много:
И фактического движения было примерно полчаса, остальное время мы сначала стояли и ждали, когда проедет встречный поезд, и затем была одна небольшая остановка у водопада, где можно было выйти из поезда и осмотреться, а в это время шло небольшое представление - девушка танцевала под красивую музыку. Но только был один минус - пространство перед водопадом было ограничено, а туда единовременно вышли все пассажиры, так что толпа была огромная. На конечной станции я даже выходить не стала, поезд там постоял минут 10-15 и поехал обратно. А я просто пересела к окошку с другой стороны, но ничего особо не поменялось. В общем мне показалось, что очень дорого и ни за что, проехаться на машине по 258 дороге было намного более живописно, к тому же и в разы дешевле.
Далее я решила проехаться по серпантину, в объезд того прекрасного 25километрового тоннеля, посетить смотровую Stegastein и возможно немного сгладить свое разочарование от поезда. Заодно пора было перекусить, а я как раз купила бургер в магазине и намеревалась на смотровой его заточить. Но немного не доезжая до Stegastein попалась еще одна небольшая смотровая площадка, и я решила перенести свой обед сюда, уж больно было заманчиво пообедать с потрясающими видами, свесив ноги над обрывом
Место очень классное, но подкинуло мне неожиданностей. Хотела красиво сфотографироваться, достала штатив, поставила на него телефон, и после пары кадров сильный порыв ветра сбрасывает мой штатив вместе с телефоном с 7метрового обрыва. Ну отлично... Пока грустила и думала, как доставать, какой-то бодрый француз лет 40 шустренько спустился по отвесной стене, собрал всю мою разлетевшуюся конструкцию и поднял всё наверх. Я была просто в шоке, поблагодарила конечно, и он как ни в чем не бывало отправился к своей машине, будто он каждый день так по стенам лазит. Хорошо, что телефон не разбился, а то было бы весело без навигатора, интернета и связи до дома добираться. А вот штативу повезло меньше и домой он вернулся в 3х частях, которые я потом собирала клеем "момент" в одну.
Смотровая Stegastein как-то не произвела впечатления, симпатично, но опять много народа и очень маленькая парковка.
Хотя может это я придираюсь и просто я была расстроена из-за сломанного штатива. Дальнейшая дорога шла по горам, особо шикарных видов не было, но все равно очень приятная
И все, это была последняя горная норвежская дорога, дальше мой путь лежал уже по более равнинной местности.
По пути еще заезжала к церкви в городке Borgund, но я не фанат такого рода вещей, сделала пару фотографий и поехала дальше.
К вечеру добралась до запланированного кемпинга Strandheim Cabins / Camping. Маленький, аккуратный, тут была лучшая кухня, которую я только видела, с холодильником, микроволновкой, кофеваркой, просторная, да еще и обеденный стол внутри был. На следующее дождливое утро он мне очень пригодился, чтобы в тепле и сухости позавтракать. Народа практически не было, поэтому хоть душевых и туалетов было мало, но никаких очередей не наблюдалось. К этому всему еще можно добавить очень приветливого и доброжелательного хозяина, расположение на берегу озера и самую демократичную цену, которая мне встречалась в кемпингах (10евро, в которые входили 2 монетки по 5крон на душ). Озером я решила воспользоваться сразу же после установки палатки, пока солнце не село и не похолодало, так что успела даже немного поплавать до ужина.
День 16: Leira - Kristinehamn (440км)
Вот и подошла к концу поездка по Норвегии, сегодня моей целью было просто проехать максимально сколько смогу в сторону парома. Но без сильных жертв. Все утро шел дождь и быстро ехать не получалось, к тому же я периодически заезжала в магазины, чтобы прикупить презентов домой. А к обеду уже выглянуло солнце и сразу стало попроще. И тут внезапно опять начались клубничные плантации, которые сменялись картофельными полями, а потом морковными. Были еще чесночные поля, приближение которых можно было определить по запаху. Видела и капусту на полях, и малину. Судя по магазинам еще и черешня где-то встречается. Я ими просто восхищена в плане сельского хозяйства, в таком климате и умудряться без теплиц выращивать все самостоятельно.
Уже в Швеции остановилась отдохнуть, искупаться и позагорать на озере. Просто увидела вдоль дороги знак, что купальная зона справа, и съехала там на парковку. Очень удачно получилось.
Доехала в итоге сегодня до городка Kristinehamn и остановилась в кемпинге Kristinehamn Camping & Cottages in Värmland. Довольно дорогой, большой, но очень ухоженный и правильно зонирован, что никто никому не мешает и не ощущается количество народа. Расположен на берегу озера, есть свой пляж, теннисный корт, волейбольная площадка. С палатками мало народа, в основном все на кемперах и в домиках, так что я очень свободно расположилась под дубом недалеко от общих зон. Вообще никаких минусов, кроме разве что цены. Посмотрела закат на озере и отправилась отдыхать
День 17: Kristinehamn - Nynäshamn(300км)
Паром в Латвию отправлялся вечером, так что днем я думала заехать в городок Örebro и погулять там 2-3 часа, заодно и пообедать. Но планы мои были немного скорректированы проблемами с парковкой, так что в итоге на прогулку у меня остался только 1 час, а пообедать тогда уже сосиской на заправке по пути. Замок, ради которого я сюда заезжала, особых восторгов не вызвал, а вот сам город очень приятное впечатление произвел.
Ну кроме парковок разумеется. В Швеции сосиска на заправке тоже довольно дорогое удовольствие, но деваться было некуда, да и времени на нормальный обед не оставалось.
На паром приехала немного заранее, увидела табличку, что нужно зачекиниться сначала в окошке в офисе компании, а потом только на паром грузиться. Ну и стояла ждала, пока в этом окошке хоть кто-то появится, причем со мной ждали и другие люди. И вот заветный час, за пару часов до отправления открывается это окошко и нам говорят, что всем, кто на машине, нужно просто заезжать на паром, а эта табличка - она для тех, кто без машины. И хоть бы слово об этом было либо на самой табличке, либо на окошке, простояли 1,5часа просто так. Из-за этого загружалась уже в последних рядах и мне ожидаемо досталось верхнее место в каюте.
Дни 18-22: Рига + возвращение в Воронеж
Следующие 3 дня отдыхала от дороги и гуляла по Риге, а затем отправилась домой.