В сезон 2017 года мы собирались поехать в район Jotunheimen в Норвегии, куда ездили в одно из первых автопутешествий за границу в 2001 году. Но в эти планы вмешалась трагическая смерть наших друзей на вершине Ушба в августе 2016. От прежней скитур-команды нас осталось двое. Нам было очень непросто переосмыслить произошедшее, реорганизоваться и снова поехать в скитур. Прежде всего, надо было найти хотя бы еще одного участника. Сезон 2017 мы пропустили, но в 2018 твердо решили ехать, и участник нашелся. Местом мероприятия был выбран тот самый Jotunheimen. Основным источником информации по району послужил сайт https://snösäker.se (сайт с платной регистрацией и на шведском), о других информационных ресурсах отдельно написано здесь.
Для активной части скитура было выбрано начало мая, с 30 апреля по 4 мая. Это так называемое межсезонье, когда внизу уже достаточно тепло, но зима еще не ушла и наверху достаточно снега. К слову, 55 дорога в Норвегии, по которой нам предстояло ехать в Jotunheimen, в это время еще закрыта для сквозного проезда.
Выехали 28 апреля 2018 года, как обычно: Торфяновка, Турку, ночной паром в Стокгольм. В Уппсале к нам присоединился третий участник. В Швеции было тепло, как летом: везде зеленая травка, даже удивительно, что мы едем кататься на лыжах. До норвежского города Лом предстояло ехать около 10 часов. Проехав километров 10 уже по Норвегии, нас нагнала с люстрой и остановила машина норвежской таможни. Поговорили что везем, куда/зачем едем, и нас отпустили. Стоявшие в багажнике 2 ящика пива таможенников не вдохновили, хотя если бы нас досмотрели подробно, излишек алкоголя у нас явно был. На Е6 полоса ремонтов, даже пожалели, что поехали этой дорогой. Впрочем, по Норвегии везде ехать медленно.
На первую ночевку у нас был снят на booking'е бюджетный домик недоезжая ~20 км до Лома, за смешную по норвежским меркам цену 470 NOK, но хозяйка любезно предложила нам более комфортное жилье без доплаты: межсезонье и никого нет.
В Ломе снега уже не было (или, для нас - еще не было). Проехали по 55 дороге до поворота в долину реки Leira. Наконец-то на склонах появился снег. Проехали шлагбаум, дальше дорога вдоль реки Leira платная (60 NOK).
Проехав еще немного, обнаружили, что скитурить сегодня мы будем явно не одни: вся обочина заставлена машинами.
Первый день всегда много суеты: надо распаковать снаряжение, вспомнить, что надо брать с собой, переодеться. Для первого дня и акклиматизации была выбрана вершина Sauhøe, высотой 1773 метра, высота подъема 750 метров, она на фото справа.
Начали подъем.
А здесь - противоположный борт долины, видны вершины Skagsnebb (слева), Veslfjelltinden (в центре, на нее мы пошли на следующий день) и Loftet (справа).
Это мы в начале мероприятия:
Подъем на вершину не сложный, погода хорошая.
На вершине встретили двух норвежцев. Они рассказали, что сегодняшний день - лучший из нескольких последних дней. Погода действительно замечательная. К сожалению, дальше она только портилась.
На спуск была отличная катуха.
Спустившись к машине, нам нужно было найти место для ночевок. Наверху, возле дороги, площадки были, но они были заболочены; но немного спустившись вниз по долине реки Leira, мы нашли отличную сухую большую поляну. Встать так, чтобы прямо на лыжах спускаться к палатке, не получилось, и все остальные дни мы подбрасывались к местам старта на машине.
На второй день сходили на вершину Veslfjelltinden, 2157 м, набор высоты 1150 м. Маршрут классифицируется как средней сложности и начинается в той же точке, что и вчерашний подъем на Sauhøe, у моста через ручей Ytre Illåe.
Утром было пасмурно.
К перевалу поднялись по левой (орографически) стороне ледника, далее повернули на северо-восток к вершине. Вершина представляет собой плоское плато.
На вершине изрядно дуло, так что перекусывать решили спустившись на перевал.
С перевала хорошая катуха, удалось поснимать видео.
Поужинали.
На следующий день решили сходить один из маршрутов, начинающихся от озера Leiravatnet. Расчищеная дорога вдоль Лейры закончилась, недоходя до озера около 5 км. Думали, что сможем проехать.
Проехали всего 50 метров. Наст не выдержал вес машины, и машина села на брюхо.
Копать пришлось бы долго. Известно, чем заканчиваются подобные приключения:
Мужик, вытащивший нас, возит на базу, расположенную на озере Leiravatnet, на снегоходе туристов. Но возит только тех, кто заказал тур. Нас (посторонних) отвезти до базы/озера мужик категорически отказался. Идти до озера пешком не хотелось, да и дневного времени оставалось уже не так много. Маршрут пришлось изменить и идти вершину Rundhøe, 1822 (набор 650 м), подъем на которую начинался у ближайщего ручья.
На вершине сильно дуло.
Спуститься можно было и по другому маршруту, на юг, но мы выбрали спуск по пути подъема. Безусловно, спуск был очень приятен.
Приятно оставить за собой такой склон. Еще приятнее наконец добраться до машины,
выпить пива
вернуться в лагерь и выпить еще.
Еще несколько кадров этого насыщенного дня:
На следующий день погода серьезно испортилась. Ночью и утром мело и дуло, но главное, наверху все затянуло туманом и не было практически никакой видимости. Приехавшая вчера на автобусе группа туристов, поставившая несколько палаток у моста через ручей, утром свалила. Терять день нам совершенно не хотелось и, прождав в лагере несколько часов в ожидании, что тучи наконец разгонит и погода улучшится, мы решили выдвигаться наверх. Если не подниматься по уже пройденным боковым долинам, оставался практически единственный вариант - вершина Surtningstinden, 1997 м. Поскольку подъехать к точке начала маршрута - ручью Tverrbyttbekken на машине было невозможно, то начинать нам пришлось с того же места, что и в предыдущий день, что добавило около 3 км пологого траверса вдоль Rundhøe с набором лишних сотни метров.
Временами туман расползался и проглядывало солнце, но ненадолго.
Прошли озеро и поднялись на перевал. Здесь нас окончательно накрыло туманом. Продолжать подниматься в молоке не было никакого смысла, рельефа не видно. Пришлось повернуть обратно. Спуск с перевала проходил в молоке, нашу подъемную лыжню замело буквально за полчаса.
Обратный путь по озеру и траверс Rundhøe отняли довольно много сил.
В завершающий, пятый день активной части путешествия мы собирались сходить на вершину Galdhøpiggen, 2469 м, высшую точку Норвегии. Мы были на этой вершине летом 2001 года. Существуют 2 варианта подъема на Galdhøpiggen: от г/л базы Juvasshytta и от т/базы Spiterstulen. Утром, собрав лагерь и распрощавшись с долиной Leira, отправились в Spiterstulen. Но, проехав почти всю дорогу, уперлись в закрытый на замок шлагбаум.
База Spiterstulen и дорога к ней оказались закрыты до 25 мая. Мы знали, что сама база закрыта, но не могли предположить, что вместе с базой будет закрыто еще и 5 км дороги. Решили попытать счастья в Juvasshytta, но там дорога также оказалась закрыта. Оставалось только опять вернуться к шлагбауму, оставить машину возле него и дойти до базы пешком. Утренние сборы и эти переезды отняли несколько часов времени, плюс надо было пройти лишних 5 км с набором 200 м высоты. Ботинки в рюкзак, лыжи троллейбусом.
Наконец, одели лыжи и в 14:30 начали подъем. Прямо скажем, поздновато для высшей точки Норвегии.
Погода не очень, но идти можно. Главный наш враг - время. Подойдя к промежуточной вершине Keilhaus topp мы поняли, что времени идти дальше у нас больше нет, иначе мы не успеем спуститься и уехать. До Galdhøpiggen оставалось около километра вдоль и 200 м вверх, но пришлось разворачиваться. Утренние заморочки стоили нам вершины.
На спуске лучший снег был в средней части. Снимать видео стали только в самом низу, там снег уже сильно раскис.
Ну вот и закрытие сезона.
Пока шли до машины, прямо на ходу заказали через booking ночевку в домике, где мы останавливались по пути сюда, созвонились с хозяевами и предупредили, что приедем поздно. Спали всего часа 3, поскольку утром надо было успеть упаковать все снаряжение и довольно рано выехать: наш паром из Стокгольма отходил в 8 вечера.
В Уппсале уже почти лето. Здесь мы расстались с нашим третьим участником.
Оставалось доехать до Питера. Amorella ждала нас в Стокгольме.
Сезон 2018 закончился.
В отчете использованы фото и видео Дмитрия Усоскина, Леонида Линчевского, Антона Лебедева