Чехию я люблю безумно, была раз пять, в крупных городах и мелких туристических. Захотелось чего-то необычного, менее хоженного. Мягкие холмы с включениями скал и лесов наводили на мысль, что с природой тоже следует познакомиться поближе. Самый легкий способ пересечения внедорожной местности - это, конечно, какое-нибудь плавсредство..... Но тогда, пару лет назад, с европой я еще была совсем на вы, и задвинула безумные мысли подальше. Потом случилась оказия заехать в краснокрышную жемчужину Чешский Крумлов. Ходим с сыном, трдельники вкушаем, окрестностями любуемся:
Приглядываюсь к речке (а это та же Влтава, что и в Праге, только еще молоденькая, и по молодости узкая и местами бурная) - а на ней туристы сплавляются, и 1-2, а пачками! Налаженный бизнес тут, оказывается. Эх, не нова моя идея, подумала я, и побежала искать контору, сплавляющую народ по крумловской воде. В результате нас привезли к месту, где Влтава в Крумлов затекает, а забрали там, где соответственно вытекает, дали лодку и весла, и 2 часа безумного кайфа были нам обеспечены. Вид на город с нижней точки не менее интересен, чем с верхней.
Многочисленные "горки", по которым надо было преодолевать перегораживающие реку мельничные плотины, доставляли щепотку адреналина...
Идея многодневного водного путешествия теперь уже всерьез и надолго засела в голове.
Прошло 2 года. Как-то невежливо я поступаю со своей мечтой, подумала я вдруг. Так вот обидится она и уйдет. Беру ноги в руки, ставлю минимальные сроки для старта, и вперед! Лето в разгаре, работа отпустит, единомышленника найду, денег много не потребуется - чего еще нужно?
Тут следует сказать, что ни времени, ни желания изучать форумы, специализированные турсайты и т.п. у меня не было. ("Чукча не читатель, чукча писатель"). Так, чего гляди, опять обнаружу, что я не первая. Лучше быть первооткрывателем, хотя бы для себя самой. Так что заранее сорри, если заметите уже известные факты или неправильно принятые решения )).
Гуглокарты показали, что реки в Чехии имеются))), потом наткнулась каким-то чудом на таблицу рек с указанием категорий, выбрала наилегчайшую, нашла ее на карте и тут же влюбилась. Называется это чудо Бероунка, начинается от слияния притоков в г. Пльзене, заканчивается впадением в Влтаву чуть выше Праги, протекает мимо уже посещенных мною ранее замков Кршивоклат и Карлштейн.
Сразу стало понятно, что проблем с доставкой на место и культурной программой не будет. Запрос типа "аренда лодок в Плзене" вывел на сайт, где можно было выбрать разные типы плавсредств, а также посмотреть стоимость доставки.Обнаружилось, что все предлагаемые лодки - пластиковые, цельнолитые, сильно отличающиеся по виду от привычных нам Тайменей. Предлагают массово или большие "корыта" под названием каноэ, в которых надо грести только одной лопастью - с левого борта или с правого, или маленькие одноместные каяки для спортсменов. Все-таки нашли максимально похожий на байдарку пластиковый каяк с привычными двухлопастными веслами и забронировали на нужные даты.
Кстати, весло по чешски будет "пАдло", что привело к просто неприличному шквалу шуток во время похода.)))
Количество дней на сплав, место старта и финиша, определили так, чтобы успеть осмотреть встречающиеся на пути замки. Палатку, спальники, коврики, пару герм взяли с собой. Еду из России не везли (о боже, вдруг проверят на границе!:-0) Распечатала крупно на 15 листах карту реки со значками кемпингов и достопримечательностей (больше всего речных подробностей обнаружилось на http://www.mapy.cz). Вот в принципе и вся подготовка. Котелки, горелку не брали - планировали сориентироваться на месте. Я ни разу в жизни кемпинг вблизи не видела, по моим фантазиям там должны были быть или кафе или кухня. Добираться до Чехии решили на автомобиле, благо и это для меня в первый раз, авантюрить - так по полной.
На этом вводная часть заканчивается, переходим от букв к фото.
30 июня рано утром двинулись из Воронежа на свежеиспеченной вазовской Гранте. Решив что наша "слегка запыленная" машина в европе будет диссонировать, поездку начали с мойки.
Кстати, о документах - все таможенники спрашивали только св-во регистрации и грин-карту, ну и паспорт с шенгеном. Водительские права, доверенность на авто, медстраховка и прочее никого не интересовали.
Проехали орловские поля и брянские леса. Сделали традиционный гудок, проезжая мимо памятника водителям.
Проехали чистенькую и приветливую Белоруссию.
С такой соцрекламой мусорить и не захочешь.
А вообще, действительно, все выметено-подстрижено. Проезжали Гомель - много занимающихся спортом, широкие газоны, чистые парки. Приятно.
Переехали Днепр.
Проехали поля. Повезло с закатом.
От Гомеля до Бреста дороги не фонтан, конечно, но соблюдая или разумно превышая скоростной режим, ехать комфортно.
Отдохнули на заправке 3 часа ночью, докатили до Бреста, отстояли в очереди почти 4 часа и очутились в Польше.
Дорога шикарная, как будто вчера сделанная, но узкая и изобилует населенными пунктами с ограничением 50 (и радарами тоже). Ближе к Варшаве стала нормальной, сначала 2, потом 3 полосной.
Варшава удивила. Никогда там не была и не видела фотографий. Представляла ее скучной. В реальности - современный, активный и креативный город,
да к тому же еще и с красивым историческим центром
Люблю из всего происходящего делать для себя выводы-уроки на будущее.
К этому моменту набралось уже несколько:
- Оказывается, гранта в полной комплектации вполне себе хороший для долгих поездок автомобиль
- Идея взять в дорогу "тематическую музыку" неимоверно правильная. Едешь под саундтрек, и потом ассоциации с каждой страной-местностью гораздо полнее. Для Белоруссии были выбраны Песняры, для Польши - Шопен и полонез Огинского, Чехия прошла под спектакль Швейка. Но музыки должно быть намного больше
- Гнать без остановок - делать себе хуже. Вначале, по России, еще можно поднапрячься, но потом лучше заезжать в городки, любоваться пейзажами, останавливаться на ночлег, обедать-ужинать в кафе (в Польше и Чехии вкусная и дешевая еда). Усталости меньше, впечатлений больше, и дорога кажется не временным неудобством, а дополнительным увлекательным путешествием
После Варшавы через Лодзь двинулись в сторону Чехии на Остраву (вообще хотели через Вроцлав, но, поздно обнаружив, что на одной развязке не туда свернули, решили что это знак судьбы и не стали разворачиваться). Автострады в Польше бесплатные, ехали мы 130-140, дорога как стеклышко, много строящихся развязок, похоже туда вбухано немало польского или евросоюзного бюджета. В Чехии дороги будут хуже. Вообще, дорогу Брно-Прага лучше избегать в ближайшие годы.
На первой же заправке после въезда в Чехию приобрели виньетку на 10 дней за 310 крон, наклеили на стекло.
Кстати, очень хорошая идея. Если у тебя небольшая страна и ты хочешь брать деньги за дороги - так бери оптом за всю страну, а не строй кучу терминалов, крадущих время водителей, и требующих вложений и обслуживания.
Холмы, начавшиеся сразу после границы с Чехией, после равнинных польских и белорусских пейзажей, показались горами. Лесные вершины, изредка скалистые утесы, многочисленные городишки из 20 домов с обязательной башенкой ратуши или костела - в общем, полное мимими. Все палисадники в цветах, везде садовый декор, всякие поделки-мельнички-гномики-фонарики, такой домашний уют. Хоббитончик ты мой дорогой! - то и дело хотелось сказать)))
Конечно, Чехия не замедлила откликнуться на такое восторженное к ней отношение.
Остановились то ли поесть, то ли заправиться по дороге в совершенно непримечательном месте. Вышли размять ноги и увидели маленькую табличку - замок 3 км. Думали сфотографировать издали, начали идти в ту сторону, а его все нет. Пошли через поле - а тут вдруг черешня рядами стоит, крупная и сладкая. сказать что я ее люблю - ничего не сказать!
Идем дальше - тропинка в лес пошла, а замка все нет. Лес после полей кажется темным, мрачным. Но идем, не разворачиваться же.
Вдруг лес заканчивается и перед нами замок во всей красе. Не избалованный турпосещениями, в сельской глуши, никого из людей мы не встретили. Зато встретили много спелой лесной малины и земляники!
Ну вот и кто после этого будет сомневаться, что это Чехия раскрыла специально для нас!
Уже к ночи доехали до Плзеня, переночевали в отеле, утром закупили всякой мелочи в поход, типа хлеба-колбасы-яблок, отправились в контору с лодками на краю города. Машину оставили прямо у них перед забором, оплатили аренду и доставку, и уже в 10-30 двинулись в путь.
У этого дерева свалены наши нехитрые пожитки. Скоро это легко уместится в каяк, и мы поплывем, забыв временно про городскую суету и проблемы, и будем просто наслаждаться солнцем, природой, старинными деревушками и мельницами. А пока я сижу, наслаждаюсь, пью пиво на дорожку и думаю: ведь как легко и просто все было - собраться и доехать, и зачем я так долго тянула с реализацией, и почему так трудно подбить на подобное путешествие своих друзей...
Дам просто несколько увиденных водных пейзажей, для настроения:
Из полезного:
вот так выглядит местный кемпинг.
На хорошем кемпинге собирается каждый вечер примерно 50 палаток, утром съезжают. Несмотря на обилие людей, большинство из которых еще и пиво до ночи пьет, ни одной бумажки замечено не было. Трава мягкая и для ходьбы босиком идеальная. Стоит удовольствие переночевать в кемпинге 120 крон за 2 человек и 1 палатку. Из предлагаемых удобств - туалет с чистотой как в отеле, душевые кабины, дрова для костра. Пиво льется рекой, помимо него предлагается еда от киосков с сосисками до практически ресторана. Зависит от кемпинга.
Вот так мы ужинали в первый вечер:
За вещами никто не следит, тут не воруют, но и разбрасывать не принято. Только в тамбуре. Если мы уходили на экскурсию на несколько часов, забирали с собой только фотоаппарат, деньги и паспорта.
По дороге поднимались на две развалины от крепостей с шикарными видами, также по совету местных прогулялись до лесного водопада. Водопад был крошечным, с нашими адыгейскими не сравнить, но ущелье и лесной ручей были живописными.
Конечно, посетили Кршивоклат с Карлштейном
В городке Нижбор с замком и музеем кельтской культуры прогулялись и пообедали, в достаточно крупном городе Бероуне заночевали в кемпинге прямо в центре города, соответственно и утром и вечером наслаждались местной архитектурой:
Проплывали множество уютных дачных домиков у реки
Ну и наконец, о самом необычном на десерт. Эта штуковина называется "Jes", читается как йез. То ли вся плотина, то ли перепад высот, то ли слив - не знаю, но встречаются они с завидной регулярностью. Выглядят так:
и тогда они легко проходятся, просто как речной порог.
Но бывает и так:
.
Тут однозначно надо обносить. Вспоминаем картину Репина "Бурлаки на Волге" и радуемся, что пластик лодки не боится такой камнетерки, и нести надо только вещи.
К сожалению, бывает и третий вариант. Ты думаешь, что пройдешь, а йез думает по-другому. На второй день, имея уже опыт прохождения порядка 6-8 йезов, подплываем к очередному, бодро махая веслами. На гребне стоит толпа народу, все нам машут, обеспокоенно кричат, по-чешски конечно, из чего мы понимаем только "камень" и "слева". Какие тут добрые и веселые люди, подумали мы, кивнули им радостно и двинулись по йезу напрямик. Ничего ведь не предвещало беды, не так ли? Вслед нам пронесся только хоровой удивленный возглас... Камень мы видели, конечно, и даже благополучно обошли, успев гордо оглянуться на публику, аплодирующую нам вслед, но турбулентная из-за камня вода нарушила равновесие и мы стали опасно качаться, а впереди были скрытые водой каменные завалы, на которые мы налетели не под нужным углом, наклонились и черпанули. Выскочили, чтобы не перевернуться, стоим в стремнине по пояс на острых камнях, пытаемся удержать лодку, а она заливается волнами сверху все больше, и я с ужасом наблюдаю как рюкзачок с документами, деньгами и зеркалкой, пакет с телефоном, карты и прочее столь же ценное покрывается водой, всплывает и показывает намерение умчаться в самостоятельное плавание. Описываю долго, на самом деле весь процесс занял несколько секунд. Пока напарник держит лодку, беру самое ценное и переношу на островок 50 см в поперечнике посреди потока. Потом часть зрителей добирается до нас и помогает перенести вещи и вылить из лодки воду. Накачанные адреналином гребем дальше, мысленно проводя инвентаризацию потерь. Через полчаса добрались до лагеря, разобрали и попытались высушить на солнце намокшую технику. Единственным невозмутимым участником потопления стал фотоаппарат для подводной съемки, с помощью которого и запечатлелись поставарийные кадры. Жаль, что функциям телефона он был не обучен.
В общем, остались мы без связи на несколько дней, потом в Бероуне купили телефон, вставили симку, иначе нас бы даже не смогли забрать с реки. А бонусом получили еще несколько уроков на будущее:
Забыть про удобные рюкзаки с кармашками даже на самой простой реке. Купить маленькие гермы для документов и фотоаппарата, носить их с собой когда идешь на экскурсию, или весь рюкзак засовывать в герму. При подходе к опасному участку убедиться что закреплены-спрятаны все мелкие вещи. Брать с собой телефон во влагозащитном корпусе. Основным рабочим фотоаппаратом должен быть водостойкий.
Обувь на каменистых реках должна быть облегающей с плотной подошвой - чтоб и плавать можно было, и по камням ходить. Ну и не переоценивать свои возможности)))
После пяти дней сплава у нас было запланировано "свободное время" в Чехии. Никуда не торопясь, мы часто подчинялись слепой воле случая, ехали куда глаза глядят, пока есть такая возможность. Посетили в Пльзене пивоваренный завод, в Брно постреляли из водных пистолетов на центральной площади, съездили в виноградную деревушку на границе с Австрией, выпили кофейку в Граде Кралове, посетили частный замок с огромной зеленой стеной в Велке Мезиржичи, обратно проехали через польский Краков... В общем, авантюра удалась, надеюсь что кому-то этот отчет поможет в путешествии по такой щедрой на достопримечательности стране!