Итак, отчет будет о том, как мы смотрели на Морачу из окна поезда с высоты птичьего полета, как меня откачивали капустой от горной болезни в черногорской глубинке, как мы ночевали в недостроенном отеле, как гуляли по высокогорным боснийским стройкам и как перекрыли федеральную трассу. И о том, как ради красивых фоточек можно изменить подход к путешествиям и поправить здоровье.
Вот они мы. Нет, городскому ребенку в горы рано. Он будет ныть. Ему надо на море недели на три, чтобы болел меньше и не пропускал школу. План был такой – отправляем сына в лагерь на Черное море, сами катаемся две недели по Балканам и успеваем вернуться к его приезду из лагеря. Но реализовать план не получалось – даты, а особенно цены на наших курортах не радовали. Нет, серьезно – 50k за 2 недели на одного ребенка! И тут меня осенило поискать лагеря в Черногории. И ведь они есть, и даже почти в два раза дешевле! И даже даты заезда идеально подходят! Пазл сложился. Новый план таков: приезжаем в Черногорию на три дня раньше остального лагеря и проводим время с сыном, отдаем его и колесим по странам, а после забираем и по обстоятельствам решаем, как проводить оставшиеся дни отпуска.
Итоговый маршрут выглядел так:
1-3 день – Боко-Которская бухта
4 день – отвозим ребенка в лагерь, переезд в Колашин
5 день – Биоградска Гора
6–7 день Жабляк
8 день – переезд в Сербию
9 день – национальный парк Увац
10-11 день – национальный парк Тара
12 день – Мокра Гора, переезд в Вишеград (Босния и Герциговина)
13–14 день – Мостар
15 день – трек к водопадам Кравице, переезд в Херцег-Нови (Черногория)
16–17 день – Чань
18-20 день – Охрид (Македония)
21-23 день - Бар (Черногория)
За неделю до отъезда пришлось поволноваться из-за отмены рейсов у авиакомпании «Московия». Если бы она не решила финансовые проблемы, весь лагерь остался бы в Москве, а нам пришлось бы забыть о горах.
Рейс Москва-Белгад-Подгорица авиакомпании Air Serbia вылетел по расписанию в районе 5 утра. Кормят вкусно, стюардессы приветливы. У каждой авиакомпании своя политика. Например, сотрудники Emirates всегда высматривают в очереди пассажиров с детьми и приглашают их первыми на посадку. Здесь такого не было. Но поскольку 25 кг сына спали на руках, я подошла сама и попросила нас пропустить. Мне не отказали.
В Белграде аэропорт небольшой, часа на пересадку вполне хватает. Не хватило, очевидно, времени перегрузить весь наш багаж, и один чемодан задержался в Белграде. В зале прилета в Подгорице будет сидеть сотрудница, которая посмотрит, где ваш багаж и скажет, каким рейсом он прилетит. Если вам удобнее, чтобы багаж прилетел в аэропорт Тивата, как нам, просто скажите ей об этом.
Доброта
Закончили скучную часть, переходим к эмоциям. Черногория сверху похожа на мятую бумагу. Я все пыталась понять, на какую из этих гор мне предстоит забираться. Даже страшновато стало – это же так высоко! Но то будет после, а пока – просто отдыхать. Три дня мы провели в Боко-Которской бухте, и каждое мое утро начиналось одинаково: я раскрывала ставни и видела, как солнце постепенно освещает горы и отступает тень. На улице никого, малюсенькие пляжи пустые. Я спускаюсь в кухню на заднем дворе и готовлю завтрак. А потом мы все вместе сидим не то на террасе, не то на огромном балконе, пьем кофе и смотрим, как огромный лайнер проходит сквозь узкий пролив в порт. Самое интересное начинается, когда он разворачивается, чтобы уплыть обратно – он перекрывает почти весь пролив.
С поиском жилья, как всегда, затянула и ничего красивого и недорогого не осталось. И тут увидела ее – вилла XVI века Apartments Radimir, переходившая из поколения в поколение, с террасами и внутренним двориком, увитая цветами, лимонами и гроздьями винограда. Она еще и по спец. предложению шла – 35 евро в день, за ребенка доплачивать не надо))) Аааа, я пропала!
Вот он вид из окна
Наша вилла с красной крышей
День 1. Доброта
Город Доброта, в котором она находится, оказался, по сути, продолжением Котора – один переходит в другой, до исторической крепости Котора от нашего дома было минут 10-15 неспешной прогулки вдоль залива. В Доброте чуть потише и цены чуть поменьше, чем в Которе. Пляж в Которе небольшой, а в Доброте его практически нет. Берег закован в гранит. Вход в воду с плит или с небольших галечных участков. Однако людей это нисколько не смущает: все спокойно располагаются на набережной и на газончиках – и отдыхают. А детям все равно – с плит прыгать весело.
Вечером местные дети и молодежь высыпают на улицы. И они наполняются беззаботным весельем и смехом. Подростки лет с 12 сидят компаниями в уличных кафе и общаются. А потом все надевают ролики и катаются вдоль набережной прямо по проезжей части. Как не боятся?)) О доброжелательности к русским на Балканах говорилось многое. Отдельно хочу сказать о детях. Им все равно, кто вы по национальности. К русским они не испытывают какого-то особого отношения. Они просто сами по себе добрые и жизнерадостные. У меня сын стеснительный и задиристый, может разозлиться или ввязаться в драку. Но с каждым путешествием, с каждым общением с такими добрыми детьми он сам становится увереннее в себе и добрее, особенно по отношению к младшим.
Вечером первого дня мы сходили проверить, как там Которская крепость и запаркованные напротив нее впечатляющие яхты. Крепость – стоит, яхты – тоже. Через два дня мы к ней вернемся. «Тренируйся, – шутливо скажет муж. – Тебе же в горы».
День 2.Пераст
На второй день сгоняли в аэропорт Тивата за потерянным чемоданом. Очередь намекнула на то, что недогружают частенько. Закинули чемодан и отправились в
Пераст – малюсенький средневековый город, сохранившийся практически в первозданном виде. Был вариант остановиться там на три дня. Виды, конечно, сумасшедшие из окна были бы. Но три дня с ребенком без машины там делать нечего. Развлечений для детей нет, а до трассы еще надо подняться по крутым ступенькам. А вот приехать на полдня – самое то. В северной части города есть небольшой пляж, где вход мягче, а вода чище и теплее, чем в Которе.
Погуляв по набережной и пообщавшись с европейскими пенсионерами путешествующими на яхте, мы поднялись на колокольню церкви Святого Николая. На первом этаже колокольни продают красивые магнитики. Я не купила и пожалела об этом. Больше таких нигде не видела. Наверху висит табличка, просят не бросать ничего вниз. Мы не углядели за Вовой, и он бросил камешек. Снизу раздался мат.
День 3. Котор
На третий день мы пошли в Которскую крепость с твердым намерением подняться на гору. Ночью гора выглядит сюрреалистично – крепостная стена подсвечивается, и получается в итоге полукруглый светящийся ареал над горизонтальными огнями города. А днем в крепости не протолкнуться. Поэтому чем раньше придешь, тем меньше лишних людей на фото.
Подъем почти всем дается тяжко. Ступеньки кое-где стерты, перила не везде есть. За детьми здесь стоит приглядывать особенно внимательно. Мое дите предсказуемо поднывало, я останавливалась после каждого пролета, но муж не давал отдыхать подолгу. Особой хитростью у меня было зацепиться с кем-то языком и минут по пять болтать о чем угодно, только бы не идти. «Дорогой, ну я же не могу прервать разговор! Это же невежливо», – втирала я мужу.
И вот здесь у меня начинают закрадываться сомнения по поводу наших планов на горы. Посещает даже мысль послать все это и целых три недели купаться в море. Потом вспоминаю, как это скучно. Из двух зол выбираем меньшее – горы побеждают. В конце концов, никто не мешает подойти к горам, развернуться и уйти.
День 4. Котор, Чань, Сутоморе, Колашин
Весь четвертый день ушел на переезды. Мы планировали с утра отвезти сына в лагерь, который находился в местечке Чань, а затем из соседнего Сутоморе на автобусе или поезде отправиться в Колашин. При точной реализации плана у нас был бы час-полтора до электрички, чтобы искупаться в Чане или Сутоморе, но планы были скорректированы не в лучшую сторону. С утра мы как раз на эти час-полтора задержались в Которе, оформляя белый картон – которская туристическая полиция старательно олицетворяет девиз «Вас много, а я одна».
По дороге в Чань я все смотрела на поселки и выбирала, где бы остановиться, когда вернемся. Так и не выбрала.
Сам Чань находится у подножия гор, а основная трасса проходит наверху. Спускаться в жару с рюкзаками и чемоданом по серпантинчику с большим уклоном – то еще удовольствие. Я с ужасом подумала о том, как подниматься наверх. К счастью, оказалось, что существуют местные автобусы, которые ходят в Сутоморе, Бар, Старый Бар и даже Будву.
Ехать в Колашин мы решили на поезде. По времени одно и то же, по цене поезд в два раза дешевле. Довольно весело было, правда, обнаружить, что у нас закончились почти все евро. Хватало впритык на два билета – но вечером в находящемся в глубине страны Колашине обменять деньги явно было бы затруднительно. И дальше начался квест «За 40 минут найди обменник, купи еды и искупайся в море». Ближайший к вокзалу пункт обмена долларов на евро оказался на почте, которая была «где-то вот там в той стороне». Ну ничего, получаса хватило сбегать со всей поклажей на почту, разменять деньги и даже окунуться в море. Муж был против моря. Главное – успеть на поезд. Но я так просила, что мне нужна всего минуточка (ладно, пять), что он сдался.
Я бежала по гальке, на ходу снимая одежду. Вода была такая теплая и такая бирюзовая. Я плыла, а волны мне навстречу. Потом, когда в горах было тяжело, я закрывала глаза и вспоминала эту бирюзовую волну. И идти становилось легче.
Сколько на форуме страшилок про балканские поезда! Возможно, это относится к ночным поездам. Мы же ехали в середине дня и взяли билет в сидячий вагон. В пик сезона он не был заполнен и наполовину. Очень интересна посадка в вагон – непонятно, в какой вагон тебе заходить, и почему одни двери открываются, а другие нет. На платформе началась небольшая паника. И мы решили зайти уже в какую-нибудь дверь.
Мы довольно долго проезжали Скадарское озеро. Какое же оно огромное! А дальше началось то, что я не знаю, как описать словами. Нет, я читала, что там какие–то виды, но что они такие!!! И вот ты смотришь вниз, а там ничего нет. Пропасть. Железная дорога идет вдоль каньона реки Морача и порой забирается на высоту 800 метров над уровнем реки. С одной стороны скалы, с другой обрыв. Страшно и захватывающе одновременно. Дороги, машины, автобусы – все это где-то внизу. А здесь наверху ты, поезд и ветер. И где-то там внизу течет река нереального цвета. Иногда поезд останавливается высоко в горах. За маленькой платформой обрыв. На соседних горах домики. Там явно живут люди. Как туда добраться, я не понимаю. У меня просто взрыв мозга.
Через два часа мы с мужем выходим в тамбур. Мужчина и женщина в возрасте улыбаются нам. Потом смотрят на Игоря и строго спрашивают, кивая в мою сторону:
– Жена или подруга?
– Жена.
Одобрительно кивают.
– Слушаешься ее?
– Неа, – хорохорится муж.
– Слабо! (ударение на первый слог и означает это - плохо)
Здесь все строго. Женщина рядом должна быть женой и ее желательно слушаться.
Мы приезжаем в Колашин. В горах заметно холоднее. Сгущаются сумерки, а нам еще надо найти жилье. Мы как-то забыли выписать то, что присмотрели. Что ж, у нас немного времени до темноты. А завтра первый трек.